Сообщение о донецкой народной республике правовой аспект

Обновлено: 02.07.2024

7 апреля 2014г. в Донецке была провозглашена Декларация о суверенитете ДНР и Акт о государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики. 11 мая на территории Донецкой Народной Республики прошел референдум, в ходе которого граждане Республики выразили свое отношение к поддержке суверенитета ДНР: явка достигла 74,87%, государственный суверенитет поддержали 89,7% проголосовавших. Весной 2014г. был сформирован Верховный Совет, в состав которого вошли представители городов и районов ДНР, начали формироваться министерства и ведомства.

Конституция ДНР принята Верховным Советом Донецкой Народной Республики 14 мая 2014 года. Согласно Конституции, Донецкая Народная Республика — демократическое правовое социальное государство. Источником власти в Донецкой Народной Республике является ее народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Социальная политика Донецкой Народной Республики направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных и духовных благ. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Донецкой Народной Республике осуществляют Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики — парламент Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики. Форма правления — парламентская республика. 2 ноября 2014г. в ДНР прошли выборы Главы Республики и депутатов Народного Совета ДНР. Высшим органом законодательной власти является Народный Совет Донецкой Народной Республики. Депутатами двух прошедших в парламент партий сформировано две фракции. Александр Владимирович Захарченко 4 ноября 2014г. принял присягу Главы Донецкой Народной Республики. Также он является руководителем исполнительной ветви власти — Совета Министров ДНР. Структура и состав правительства определяются Главой Республики.

Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду, в ведении которого находятся системы общего (уголовного, гражданского и административного) производства и арбитражного (хозяйственного) правосудия. Государственные администрации территориальных единиц ДНР (городов и районов) являются составляющими системы исполнительной власти.

Исполнительная власть: Александр Владимирович Захарченко – Глава ДНР, Председатель Совета министров ДНР. В Донецкой Народной Республике 20 министерств

1. Предмет, метод и источники конституционного права ДНР.

2. Понятие и виды конституций.

3. Структура и содержание Конституции ДНР 2014 года.

4. Характеристика основных принципов конституционного строя.

5. Конституционные основы правового статуса личности в ДНР.

6. Конституционно-правовая регламентация государственной власти.

Предмет, метод и источники конституционного права ДНР

Конституционное право представляет собой базовую отрасль права, так как содержит нормы, регулирующие важные и наиболее значимые общественные отношения.

Конституционное право является ядром всей системы права, исходным началом каждой отрасли права.

Нормы конституционного права предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным. Зависимость иных отраслей права от норм конституционного права подтверждается тем, что принятие новой конституции ведет к смене всего законодательства.

Предмет регулирования норм конституционного права ДНР составляют:

1) основы конституционного строя;

2) основные права и свободы человека и гражданина;

4) государственное устройство ДНР;

5) власть главы ДНР;

6) система законодательной власти;

7) система исполнительной власти;

8) система судебной власти;

9) система местного самоуправления;

10) избирательная система;

11) принятие Конституции ДНР и внесение в нее изменений

Для конституционного права характерен преимущественно импера-тивный метод правового регулирования общественных отношений, и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют запре-щающий или обязывающий характер. Диспозитивные нормы в отрасли конституционного права встречаются реже.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, которые сами по себе не порождают непо-средственных правоотношений, но, как правило, подробно раскрываются в нормах других отраслей права.

К числу субъектов конституционного права ДНР относятся:

1) государство (посредством государственных органов);

2) граждане, иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства;

3) депутаты, члены правительственных органов;

4) общественные объединения;

5) социальные и этнические общности (народ, нации, народности, на-циональные группы, классы – в социалистических государствах и др.).

Источники конституционного права – в юридическом смысле это нормативные акты, в которых содержатся нормы этой отрасли права.

Источники конституционного права не равны по своей юридической силе и составляют определенную иерархию:

1) Конституция ДНР – основной источник конституционного права ДНР, обладающий высшей юридической силой. Высшая юридическая сила Конституции ДНР означает, что она обязательна для всех, другие нормативно-правовые акты не должны ей противоречить (ст. 7, 11);

2) законы (ст.7, п.2);

3) указы и распоряжения главы ДНР (ст. 60, п. 1);

4) постановления и распоряжения Совета Министров ДНР;

5) акты органов местного самоуправления;

Понятие и виды конституций

Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юриди-ческую силу на его территории, закрепляющий основы устройства госу-дарства и общества.

1) писаные – составленные и принятые в виде единого документа;

2) неписаные – состоят из нескольких разных законов, содержащих конституционные нормы, могут включать отдельные парламентские акты, судебные прецеденты, общее право (обычаи, сложившиеся в определен-ной сфере жизни общества);

по форме правления:

по форме государственного устройства:

по способу принятия:

1) октроированные – дарованные монархом;

2) неоктроированные – принятые народом на референдуме или приня-тые представительным органом государства;

в зависимости от действия во времени:

2) временные – срок действия ограничен периодом времени либо на-ступлением определенных событий;

в зависимости от способа внесения поправок и изменений:

1) гибкие – изменяются в том же порядке, что и обычные законы госу-дарства;

2) жесткие – предусматривают усложненную процедуру внесения по-правок и изменений (гл.9 Конституции ДНР);

– по степени соответствия или несоответствия существующим об-щественным отношениям:

1) фактические (реальные) – реально сложившиеся основы государст-венного и общественного строя;

2) юридические (фиктивные) – не отражают существующих обществен-ных отношений (документ, который в реальной жизни не соблюдается).

Структура и содержание Конституции ДНР 2014 года

Конституция ДНР принята 14 мая 2014 г. Верховным Советом ДНР.

По своей структуре Конституция РФ состоит:

2) 9 глав, переходных положений (10 глава) и 86 статей.

Кратко охарактеризуем основные структурные элементы Конституции ДНР.

Преамбула, прежде всего, исходит из того, что Конституция является актом, акцентирующим внимание на стремлении обеспечить благополучие и процветание Республики, утверждает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов Преамбула является концептуальной основой Конституции. Ее положения в концентрированном виде выражают исходные политико-правовые идеи, которые пронизывают все содержание Конституции.

Глава 1. Основы конституционного строя. Глава 2. Защита прав и свобод человека и гражданина. Глава 3. Государственное устройство Донецкой народной республики. Глава 4. Глава Донецкой народной республики. Глава 5. Народный Совет Донецкой народной республики. Глава 6. Совет Министров Донецкой народной республики. Глава 7. Судебная власть и прокуратура донецкой народной республики. Глава 8. Местное самоуправление. Глава 9. Принятие Конституции Донецкой народной республики и внесение в нее изменений.

Основы конституционного строя – это главные принципы организа-ции и функционирования государства, закрепленные в Конституции ДНР.

Данные принципы образуют теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие исходные принципы организации государства, формы и институты политического устройства общества, базу экономической системы, составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе кон-ституционного права.

1. Учитывая волеизъявление народа Донецкой Народной Республики, отказ Украины от мирного урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями, признать Донецкую Народную Республику в качестве суверенного и независимого государства.

2. Министерству иностранных дел Российской Федерации провести с Донецкой Стороной переговоры об установлении дипломатических отношений и достигнутую договоренность оформить соответствующими документами.

3. Поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации провести с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти переговоры с Донецкой Стороной о подготовке проекта договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и представить в установленном порядке предложение о его подписании.

4. В связи с обращением Главы Донецкой Народной Республики Министерству обороны Российской Федерации обеспечить до заключения договора, названного в пункте 3 настоящего Указа, осуществление Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики функций по поддержанию мира.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


1) категория государственного суверенитета (Украины),

2) соотношение права народов на самоопределение и принципа целостности суверенных государств,

3) значимость косовского прецедента.

Итак, речь здесь идет о целостности суверенных и независимых государств, коим Украина в момент провозглашения независимости ДНР и ЛНР не являлась. И конечно же абсолютно очевидным является тот факт, что пришедший в результате переворота режим не являлся правительством, представляющим весь народ, проживающий на данной территории и не соблюдал в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как это требуется выше. Т.е. в момент провозглашения независимости ДНР и ЛНР украинское государство не выполняло ни одного из тех требований (названных выше), которые являются условием сохранения территориальной целостности.

А теперь получается следующее: если из-за отсутствия у Украины в момент провозглашения независимости ДНР и ЛНР:

(а) государственного суверенитета,

(б) государства, соблюдающего в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов ,

(в) правительства, представляющего всё население страны,

Теперь что касается косовского прецедента. Сербия, частью которой является Косово, была полноценным суверенным государством. И в момент первого провозглашения косовскими сепаратистами независимости региона 22.09.1991 и признания ее Албанией, Сербия (в отличии от Украины) ни на минуту не утрачивала свой гос. суверенитет, а на её территории в полной мере действовал конституционный порядок. Также и в момент повторного провозглашения независимости Косово 17.02.2008 Сербия имела государственный суверенитет и действующий конституционный порядок, а в отношении Косово действовала резолюция 1244 ООН, подтверждающая территориальную целостность сербского государства и Республики Югославия. Т.е. у Косово было намного меньше оснований для провозглашения независимости, чем у народов Крыма и Народных республик. И поэтому другие государства (напр. Россия) вполне могут признать независимость Народных ре спублик, не п ризнавая при этом независимости Косово.

Полная утрата государством своего суверенитета в мирное время происходит довольно редко, т.к. в большинстве случаев существует некая преемственность власти, опирающаяся на закон. Но украинским националистам все-таки удалось лишить Украину государственного суверенитета на довольно продолжительный срок. А выход был - это договоренности между Януковичем и лидерами майдана от 21.02.14, гарантами выполнения которых (а значит и гарантами поддержания суверенитета) выступили министры иностранных дел Польши, Франции и Германии. Договоренности были сорваны уличной оппозицией, насильственно захватившей власть, а иностранные министры и их правительства не стали выполнять взятые на себя обязательства. Следует отметить, что сразу после переворота народы Донецкой и Луганской областей, других регионов Юго-Востока Украины, а так же российское руководство призывали к восстановлению конституционного порядка в стране, возобновлению нормальной работы гос. структур и налаживанию переговорного про цесса, т. е. требовали восстановления государственного суверенитета Украины во имя ее целостности. И только после того, как новый киевский режим отверг все разумные доводы и перешел к насилию и террору в отношении Юго-Востока, жителям Крыма, Донецкой и Луганской областей не осталось иного выхода, как стать на путь самоопределения. Подобные движения, начавшиеся в других юго-восточных регионах, заявили о себе, но были задушены киевским режимом. Минские соглашения — это возможно последний шанс для Киева найти выход из сложнейшего и крайне критического положения и будет очень жаль, если этот шанс не будет им использован.

1Конституционное право. Энциклопедический словарь. 2001г.

Читайте также: