Сообщение о домовой резьбе

Обновлено: 02.07.2024

Рассказ об этом виде резьбы уводит нас во времена Древней Руси, когда люди верили в добрых и злых духов. "Украшая" свои дома резными орнаментами, наши предки просили заступничества у вполне конкретных добрых сил. Например, такой символ, часто встречающийся и поныне в орнаментах, называется "берегиня", защищает дом и обитателей от зла и нечисти:

А солнце, во всех разнообразных исполнениях, называется солярным символом и так же служит оберегом, но обладает уже мужским началом.

Ромбы с точками, перекрещивающиеся двойные полосы - символы земли, вспаханное и засеянное поле.

А волнообразные узоры, соответственно, вода.

Таким образом, люди призывали себе на помощь природу, возносили молитвы.

Любопытно, что увидеть сегодня эти символы мы можем, как правило, на наличниках, которых в то время и близко не было. Как и окон до XIV в. В лучшем случае, были "волоковые окна", крошечные оконца, задвигаемые изнутри доской, служившие скорее для выхода дыма. Но, вернемся к резьбе. Наличники переняли формы у карнизов, крыльца, причелин, пусть и без прежнего символизма, но с уважением к истории. Каждый регион России может похвастаться своими особенностями в домовой резьбе, не только Вологда (спасибо Песнярам за просветительскую деятельность).

У Даля есть прекрасное слово "якушничать" - строить из дерева, украшать. Возникло оно от названия села Якуши современного Пестяковского района, местные жители которого славились плотницким и резчицким искусством. К слову, вид резьбы у них был корабельный (выпуклая рельефная резьба). Лишь позже на смену пришла привычная нам, прорезная.

Кстати, в домовую резьбу входят почти все виды: прорезная, накладная, рельефная, скульптурная. Но о них мы расскажем в следующий раз, а сейчас давайте полюбуемся:

Домовая резьба

Домовая резьба – это разновидность народного творчества, которое применяется для украшения экстерьера частных домов. Но до внедрения христианства у него была другая роль. Люди верили, что символы, вырезанные на досках, защищают их от бед и болезней. В этой статье мы рассмотрим, когда и как возникла эта традиция, какие у нее особенности и что означали узоры, которые наносили на деревянные поверхности наши предки.

История домовой резьбы

Первые упоминания о том, что люди начали украшать свои дома резными узорами, относятся к 8 веку нашей эры. Этим занимались викинги, которые жили на территории современной Норвегии и Дании. Сначала рисунки использовались для декорирования, но затем ситуация изменилась: викинги стали наносить руны на столбы жилищ и оружие, считая, что они придают людям силы.

На территории Руси традиция украшать дома резьбой возникла в 10 веке. Ее переняли у варягов, которые путешествовали по территории, торговали и вели оседлый образ жизни. Славяне создали собственные узоры, базировавшиеся на рунах, но придали им более мирское значение. Они начали изображать природу: солнце, небо, тучи, землю, животных, леса и пр.

Обратите внимание: постепенно домовая резьба у славян также приобрела мистические и магические свойства. Люди начали верить, что узоры защищают их от злых духов, болезней и неудач.

Славяне стали вырезать узоры на досках и размещать их над входными дверьми и окнами, чтобы внутрь не могла попасть нечистая сила. Постепенно сложились определенные традиции, которые распространились практически по всей славянской Руси.


Ключевые виды узоров

При помощи домовой резьбы предки передавали свои знания о картине мира и своих ценностях. Они обожествляли природные стихии, которые обеспечивали жизнь и защищали людей от смерти. Наиболее популярными мотивами стали:

  1. Солярные знаки. Изображение солнца встречалось повсеместно. В славянской мифологии ключевой фигурой был Дажьбог (бог света и тепла). Люди считали, что солнце – это главный источник жизни, и поклонялись ему. Его изображали в виде круга с пересекающимися внутри линиями или с лучами, стремящимися в разные стороны. Обычно его размещали в верхней части крыши, там, где сходились скаты. Кстати, двускатная крыша символизирует движение солнца по небу: сначала вверх, а потом вниз.
  2. Дождевые знаки. Также относится к основным символам, ответственным за плодородие. Обычно они наносились множественно и выполнялись в виде пересекающихся полос или капель. Дождевые символы размещались под солнцем, обычно на стыке фасада и фронтона. Также их наносили на вертикальные наличники, обрамляющие окна и двери.
  3. Знаки земли. Выполнялись в виде ромба или квадрата, которые символизировали поле. Поскольку славяне занимались земледелием и напрямую зависели от урожая, то этот символ был популярным. Обычно его размещали над окнами, ведь земля находится под дождем и солнцем.

Таким образом славяне передавали свое представление о мироустройстве: вверху солнце, внизу земля, посередине – вода. Солярные символы включали в себя свастику, которую называли коловратом. Она могла быть статической (лучи расходились строго вертикально или горизонтально) или динамической (в разные стороны). Также к солярным символам относился громовой знак (шестиконечный крест, описанный кругом). Поскольку он напоминал колесо, то его считали частью колесницы Перуна, на которой он ездил по небу.

Также в ходу был восьмилучевой коловрат, символизирующий Сварога, бога мудрости, который создал землю, людей и животных. Использовались картинки солнца в виде розеток или цветков, изображения креста – знака вечности, неба, жизни и двух начал (женского и мужского).

Обратите внимание: многие знаки изображались парно. Так передавалась дуальность всего сущего: верхнего и нижнего мира, дня и ночи, добра и зла, жизни и смерти.


Кроме основных символов солнца, земли и воды использовались и вспомогательные:

  1. Изображение Мокоши (богини плодородия). Ее рисовали в виде женщины, которая подняла руки к солнцу. В некоторых вариациях она, наоборот, опускает ладони к земле. Вокруг нее изображали животных и птиц.
  2. Изображение Велеса. У славян он был богом подземного и морского мира. Несмотря на то, что он был антагонистом Перуна, изображением часто оформляли наличники, поскольку считалось, что бог дарует процветание и богатство.
  3. Изображения леса или Мирового дерева, которое является осью мира. В его корнях лежит мир Яви, в ветвях – Прави.
  4. Огнецвет или папоротник. Считалось, что он цветет только одну ночь в году. Если найти его, то можно было стать сильным, богатым и мудрым.
  5. Пространство. Его изображали при помощи нескольких скрещенных стрел. Эта картинка обычно символизировала стороны света или время дня.

Параллельно с этим славяне использовали и звериные знаки. Все они что-то означали. Например, лошадь – выносливость и силу, олень – длинную жизнь, ворон – мудрость, а сокол – отвагу.

Интересно знать: часто на наличниках изображались голуби, которые символизировали пару. Считалось, что этот элемент приносит в дом счастье и детей. Голубей до сих пор выпускают на свадьбах – они сохранили свое значение даже в 21 веке.

После распространения христианства славянские символы утратили свое магическое значение. Домовую резьбу начали использовать только для украшения, но даже сейчас в ней просматриваются древние мотивы и символы.

Сегодня домовая резьба переживает второе рождение. Появились новые техники, позволяющие создавать прорезные или классические наличники по шаблонам или трафаретам. Благодаря этому они стали доступнее – позволить себе украшения может абсолютно любой человек.

Особенности домовой резьбы

Собственный дом – основа и опора человека. Это место, где останавливается время, где чувствуешь себя в безопасности. Каждый уважающий себя хозяин-домовладелец желает, чтобы дом его выглядел красиво, уютно и даже роскошно. Подчеркнуть уникальность деревянного дома всегда поможет домовая резьба по дереву: резные наличники, карнизы и другие элементы деревянного зодчества. В старину резными элементами из дерева украшали все дома: чем больше и сложнее такие детали, тем богаче считался дом и его хозяин.

Каждый орнамент и узор неповторим. При этом в каждом регионе свои традиции деревянного зодчества.







История

Первые резные элементы были примитивными: геометрические фигуры, линии и религиозные языческие символы. Первостепенно украшались резьбой оконные и дверные проемы: считалось, что нанесение соответствующих символов-оберегов обережет дом от проникновения нечистой силы. Такие символы могли не только препятствовать нечистой силе и злым духам, но и привлекать в дом удачу и достаток. Подобным образом сформировались первые традиции деревянного зодчества.



Затем примитивные зарубки и орнаменты превратились в плавные линии и узоры. Религиозность стала уступать место эстетике, сохранив некоторые формы. Резьбой стали украшать фронтоны и карнизы, резные элементы стали нести другие функции: прикрывать щели, проемы и торцы срубов. В наше время домовая резьба несет в основном эстетический характер и может представлять собой самые замысловатые композиции.




Характеристика

Дерево – живой, теплый, дышащий материал, который приятно держать в руках. Для резных элементов используются хвойные породы дерева. Это характерно для деревянного зодчества и большого пласта художественной резьбы. Связано это с тем, что в строительстве деревянных домов (из бруса и кругляка) используются в основном хвойные породы. Есть у хвойных пород и другие важные преимущества: простота обработки примитивными инструментами, доступность и массовость материала.

Накладные элементы на внешних и внутренних частях дома создают уникальные интерьеры и экстерьеры. С помощью даже незатейливых элементов можно создать уют в гостиной или подчеркнуть индивидуальность резного фасада. Также отдельные элементы и фигуры можно комбинировать, изменяя рисунок, в таком случае создаются целые композиции. Такими украшают карнизы и фронтоны традиционных деревянных домов.

Прорезная резьба смотрится скромно, но если элементы накладывать друг на друга в несколько слоев – создается эффект объемного кружева. На карнизах, фронтонах и наличниках такие украшения смотрятся роскошно и производят эффект увеличения дома.



Объемная скульптурная резьба, называемая корабельной, придает определенной роскоши внешнему виду дома. Резные балки и опоры внутри дома производят впечатление массивности, добротности. Скульптуры из дерева, выполненные на должном уровне, производят впечатление. Традиционно на коньке крыши вырезают голову коня или домашней птицы.

Издревле люди стремились иметь надежное, добротное жилье. Повсюду, от средневекового замка до яранги северных народов, от наскальной живописи до роскошной отделки фешенебельных отелей, везде прослеживается стремление человека украсить свое жилище, придать ему неповторимый, запоминающийся вид. В зависимости от имеющихся в распоряжении строителей материалов и технологий различались и способы декорирования жилья.

Царский дворец в Коломенском.

Дерево на Руси всегда было самым доступным и распространенным материалом. На протяжении столетий мастера познавали секреты работы с деревом и передавали их из поколения в поколение возводя подчас настоящие шедевры деревянного зодчества. Одним из таких шедевров был дворец в Коломенском.Развитие деревянной резьбы на Руси возникло не ради искусства как такового. Она всегда носила прикладной характер. Любой элемент, на котором выполнена резьба, имеет свое функциональное назначение. Например, наличники закрывали от ветра и осадков зазор между оконным блоком и стеной, причелины – зазор между стеной и крышей и т.д.

Мотив фасада деревянной дачи 19 века.

Постепенно домовая резьба утрачивала свое культовое, оберегающее значение. Ее мотивы и орнаменты все больше наполнялись художественными элементами. В конце 19 – начале 20 веков произошел настоящий всплеск увлечения домовой резьбой. Это можно объяснить двумя причинами.

Первая. В середине 19 века в России началось развитие промышленности. Строились новые фабрики и заводы. Начался массовый выпуск серийной продукции. Стала пропадать необходимость мелкого кустарного производства. Даже в деревне самодельная деревянная утварь заменялась готовыми фабричными изделиями. Достаточно быстро рынок наполнился массовой продукцией и вновь появился спрос на художественные, эксклюзивные изделия. Стали строиться загородные виллы, коттеджи, дачи, охотничьи домики и даже хозяйственные постройки по максимуму украшенные затейливой резьбой.

Фрагмент дачи Мамонтова.19 век.

Домовая резьба вновь вошла в моду. Этому способствовала и вторая причина – повсеместное использование прорезной резьбы.

Наличники, ставни, фризы, подзоры, карнизы пропиливались насквозь. Прорезная резьба, в отличие от глухой, создает неповторимую игру света и тени. Отделка фронтонов многослойными прорезными элементами стала напоминать деревянное кружево обрамляющее дом. Ажурное сплетение диковинных орнаментов, само по себе привлекало взгляд, а в солнечную погоду отбрасываемые ими тени взаимно накладываясь друг на друга причудливым образом создавали ощущение необыкновенной воздушности постройки, придавали ей легкость. Кажется, что здание парит в воздухе вперемежку с облаками.

Теремок в Абрамцево.

Неудивительно, что до сих пор теремок Васнецова в Абрамцево привлекает внимание многочисленных туристов, а скажем, трансформаторная будка, пусть даже и больших размеров, только портит пейзаж.Вот уже десятки лет множество людей путешествующих по России увлекаются фотографированием деревянной архитектуры и домовой резьбы. Глядя на эти фотографии не перестаешь удивляться разнообразию фантазии резчиков. Несмотря на огромное количество резных наличников по всей стране, очень трудно встретить два одинаковых.

Людей увлекающихся изучением и собиранием образцов деревянной резьбы становится все больше. Во многих городах сейчас стремятся сохранить старинное искусство деревянной резьбы. Проводятся различные конкурсы на лучшую резьбу, наличники. Некоторым домам придают статус памятников архитектуры и берут под охрану государства. Некоторые включают в экскурсионные маршруты и возят к ним иностранных туристов.

Дом. Томск

Вновь, как и в начале 20 века, увлечение безликими современными отделочными материалами проходит. Людям хочется придать своей постройке неповторимый, исключительный вид. Множество загородных строений сейчас оформляется резными элементами. Весьма эффектно смотрится резьба в окружении растительности. Деревянные беседки, перголы, скамейки, резные колодцы, мостики и палисады являются как бы естественным продолжением растительного орнамента сада. Органично поддерживают игру теней, бликов и солнечных зайчиков пробивающихся сквозь кроны деревьев или отражающихся от глади водоема. Только дерево способно придать дополнительную теплоту саду, сделать его островком тишины и спокойствия. В таком саду легко отдыхается от задавленности каменными исполинами современной урбании.

Все чаще в современных журналах, посвященных современным интерьерам, дизайнеры и архитекторы обращаются к теме резьбы по дереву. Резные деревянные элементы (балясины, элементы отделки лестниц, карнизы, ставни, наличники, перила, стеновые и потолочные панели, заборы, калитки и т.д.) широко используются как во внутренней, так и в наружной отделке дома.

Эти и множество других примеров свидетельствуют о возрождении интереса к оформлению интерьера дома и малых садовых архитектурных форм деревянной резьбой.

Желание написать эту статью появилась, когда в очередной раз по кругу прозвучало, бездумно повторяя попугаями, что строки принадлежат Лермонтову:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.

Я уверена, что эти строки не могли принадлежать М. Лермонтову. И делала об этом тему. Стихи были опубликованы в 1873 года (через 32 года после смерти поэта, вдруг "нечаянно" обнаруженные). И они периодически всплывают в информационном поле.

В ответ на эти строки мне захотелось показать какие люди заселяли эту "немытую Россию" в этот период, творение их рук и возвышенность их устремлений, выраженных в красоте русского зодчества. Такое чудо не могли творить "рабы" и "тупые"!

Восьмое чудо светаРусь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры и создан деревянный макет дворца, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.

Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

Домовая резьба

В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном. Из дерева рубили царские дворцы, боярские хоромы, усадьбы крестьян, крепостные стены и башни, церкви и монастыри.

В конце 1880-х архитектуру ждали серьезные перемены: на авансцену вышла резьба. Раньше ее можно было увидеть только в церквях, жесткие регламенты не позволяли украшать деревянными кружевами здания. Но в 1880-е обязательные проекты отменили. И фасады домов мгновенно преобразились! Возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба.

В домовой резьбе нашли применение практически все виды деревянной резьбы:

- глухая рельефная (барочная) резьба. Такой резьбой со сплошным "глухим" фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон;

- прорезная или пропильная резьба. Такую резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы выпиливаются (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой.

Барочная или рельефная резьба.

Кадры из Музея Фонд дерева ГИМ. Резчик Сергей Соколов за работой по восстановлению домовой резьбы в г. Городец

Судостроители воздвигали суда как правило в холодное время года, а весной им приходилось искать подработку. Так видимо и повелось, что своё искусство они применяли не только на кораблях, но и для украшения жилищ. Долбленые изображения львов, русалок-фараонок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца.

Ивановская обл

Применение такой резьбы с раскрашиванием яркими масляными красками в украшении дома в Ивановской области. Ивановская обл.(фот. Побединский Владимир)Домовая резьба. Деревня Жабриха Ивановской области. Дом купца Балакирева (19 в.) (фот. Побединский Владимир)фот. Побединский Владимир

Нижегородская область

Археологические раскопки, сделанные в Новгороде, датируются началом XI века и служат доказательством того, что рельефная резьба применялась еще в древнерусском зодчестве. Нижний Новгород. Берегини Птицы-Сирин, 1864 Нижегородская область. Колосово. Глухая резьба Нижегородская область. Колосово. Глухая резьба

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Архангельская область Архангельская область Черевково, Красноборский район. Фото Николая Телеги. Там же

Ажурная (пропильная) резьбаРусь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

В 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.

Ивановская область

Нижегородская область

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Набережная революции, дом 11, г. Городец. Автор снимка: Бобылькова Ирина

Пенза

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Томск

Томск, как и большинство городов в России, всегда был деревянным. Но ему повезло больше других: провинциальный статус помог сберечь значительно больше деревянных построек, чем в крупных городах. Деревянное кружево — тончайшая резьба, украшающая дома XIX века на улицах Томска

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Дом на Плеханова, 5а

Преображались дома не только купцов, мещане тоже стремились к красоте. Позволить резьбу могли себе не только богатые люди.Резьба, украшающая дома XIX века на улицах ТомскаДом жилой А. Москова (ул. Татарская, 46)

Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.Дом на Кузнецова, 27 Позволить резьбу могли себе не только богатые люди. Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.Некоторые здания поражают роскошной резьбой дворцовой стилистики. Например, такие здания есть на Шишкова, на Пушкина, на Татарской.Особняк ХомичаОсобняк Хомича.

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Народные традиции очень устойчивы: они, как и язык, сохраняются столетиями и даже тысячелетиями. Традиции - это то, что объединяет поколения людей в один народ, в один этнос.Ансамбль домов купца Л.Д. Желябо (ул. Красноармейская, 67, 67а)

Широкое распространение в тюменской домовой резьбе имеет геометрический орнамент — круг, крест, квадрат и ромб. Все эти знаки весьма архаичны. Время их появления можно отнести к периоду каменного века.

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Круг или полукруг являются обозначением солнца, ромб — земли. Прямые вертикальные или волнистые линии обозначают дождь. Многозначно изображения креста - символа жизни, огня.Дом купцов Чираловых. Володарского, 9 (ул. Семакова, 8/9)

Особую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону. Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.

Ещё одной особенностью Тюменских наличников можно назвать украшение нижней части наличники — под окном. Хотя этот элемент украшения встречается и в других городах, но здесь он более распространен, что и позволяет говорить о вытянутой форме наличника, при вполне обычных пропорциях собственно окна.

Сибирь - край, полный чудес. Главное - уметь их увидеть.

О современных мастерах уральской глубинки

Читайте также: