Сообщение о доме мельникова

Обновлено: 18.05.2024

В Москве в одном из арбатских переулков расположен удивительный дом, в народе его называют Дом Мельникова. Как он сохранился в практически неизменном виде почти сто лет — загадка. Этот дом включен во все иностранные путеводители и признан ими одной из главных достопримечательностей Москвы. Дом известен всем интересующимся Москвой иностранцам, но даже среди москвичей довольно много тех, кто про этот дом слышали отдаленно или вообще не слышали. Этому способствовал тот факт, что дом был закрыт до 2014 года, его сотрясали скандалы и вокруг него непрерывно шли имущественные споры и суды. Но замечательно, что Московский государственный музей архитектуры все-таки добился статуса музея для дома Мельникова и с 2014 года в дом стали пускать посетителей, всего пять человек в день. Был обустроен и открыт для посетителей двор вокруг дома. Сюда всегда можно зайти во время прогулки по Арбату, сделать несколько фотографий и по стендам во дворе дома познакомиться с творчеством одного из самых знаменитых русских архитекторов Константина Мельникова. Чтобы попасть внутрь дома, надо записаться по телефону за месяц вперед, процедура долгая и сложная, но экскурсия стоит того, чтобы потратить время на предварительную запись.

Дом Мельникова называют иконой и символом русского авангарда. Мельников построил здание, не подчиняющееся никаким законам и нормам, но проект этого дома есть в каждом учебнике архитектуры и его изучают студенты во всем мире. Дом Мельникова неподвластен времени. Современным и авангардным он был в 20-е годы прошлого столетия, про него вспомнили и оценили в 60-е годы, когда Мельников наконец получил заслуженные регалии, а в наши дни дом стал суперпопулярным и через 100 лет выглядит таким же современным и авангардным, как и в начале 20-го века. Константина Мельникова называют архитектором, опередившим время на десятилетия, и время это наглядно доказало. И ещё два факта, характеризующие оценку творчества Мельникова. В честь столетнего юбилея архитектора ЮНЕСКО объявило 1990 год годом Константина Мельникова. По результатам опроса членов Российской академии архитектуры, проведенном в 2001 году, Константин Мельников занял первое место среди выдающихся отечественных архитекторов 20-го века.

Константин Мельников построил свой дом в 1927 году. Ему удалось реализовать практически невозможное. В стране была разруха, сотни тысяч людей уплотнялись и заселялись в дома-коммуны и коммунальные квартиры, не хватало самых простых строительных материалов. Но в этом и состояла суть конструктивизма: при дефиците денежных и материальных ресурсов создавать уникальные архитектурные решения. К моменту начала постройки своего дома, Мельников уже спроектировал саркофаг для тела Ленина, а павильон СССР его авторства произвел фурор на Международной выставке в Париже в 1925 году, где получил золотую медаль. Эти работы стали охранной грамотой для Мельникова и позволили ему на собственные деньги построить жилой дом своей мечты в Кривоарбатском переулке.

Знаменитые московские дома: Дом Мельникова как икона русского авангарда

Кривоарбатский переулок, в котором расположен Дом Мельникова. Его не видно с проезжей части. Также надо отметить, что арбатские переулки прихорашиваются, множество старинных зданий уже отреставрировано.

Знаменитые московские дома: Дом Мельникова как икона русского авангарда

Дом Мельникова. Вид с Кривоарбатского переулка.

Дом Мельникова — жилое здание, построенное в 1929 году выдающимся архитектором Константином Мельниковым для себя и своей семьи. Необычная постройка известна не только как место фактического проживания мастера, но и как яркий образец советского авангарда.

Экспериментальный дом-мастерская в Кривоарбатском переулке в Москве — известный на весь мир памятник архитектуры — одно из самых ярких творений автора, вершина его творчества.

История создания

Идея строительства дома родилась у Мельникова еще во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Первоначально архитектор хотел приобрести готовое здание и переделать его по своему вкусу, но уже в 1920 году отказался от этой идеи.

В личном архиве художника можно найти несколько набросков его будущего шедевра. Сначала мастер представлял дом квадратным с большой русской печью внутри, потом придумал постройку в форме усеченной пирамиды. Окончательный вариант дома цилиндрической формы появился благодаря неосуществленному проекту клуба имени Зуева. Тогда идея Мельникова была отвергнута, и архитектор захотел использовать часть своей задумки во время строительства собственного дома.

Мельников планировал, что здание будет не только жилым помещением, но и мастерской. В работе он ориентировался исключительно на собственные предпочтения. Никаких образцов, примеров или ориентиров не было. Мельников хотел, чтобы дом стал отражением его личности и универсальным пространством, пригодным и для творчества, и для обычной жизни.

Шедевр советского авангарда, трехэтажный дом был построен в период сворачивания НЭПа, до вступления в силу запрета на частное строительство, и должен был послужить образцом для строительства домов-коммун.

Интересные факты

Основой силуэта здания послужила сетчатая конструкция, которую Константин Мельников придумал вместе с Владимиром Шуховым. Стены прорезаны 57 шестигранными вертикальными окнами, которые создают орнамент.

На первом этаже расположены передняя, кухня, санузел, две одинаковые по размеру детские рабочие комнаты, гардеробная, рабочая комната хозяйки и коридор. На втором — гостиная и спальня. Последняя, кстати, общая для всех членов семьи. В комнате есть двенадцать шестиугольных окон, из которых виден сад. Третий этаж — мастерская, в которой сначала трудился сам хозяин, а потом его сын.

Еще в 70-х годах прошлого века сам архитектор, чьи проекты служили визитной карточкой молодой советской власти, задумывался о создании здесь полноценного музея.

По распоряжению Министерства культуры Российской Федерации дом архитектора Мельникова стал объектом культурного наследия федерального значения.

Собственный дом архитектора Мельникова такой же неординарный, как и его автор. Шестиугольные окна-соты и переплетающиеся цилиндры, напоминающие в плане два обручальных кольца, ни одного прямого угла — этот дом должен был стать образцом для будущих домов-коммун.

Дом Мельникова, фото 2013 года

Этот дом Константин Мельников построил по собственному проекту в 1929 году. Архитектор жил и работал здесь до своей смерти в 1974.

Он был удивительным человеком! В начале карьеры проекты архитектора произвели фурор на парижской выставке, и его завалили престижными заказами. Но Мельников уехал в Россию и построил в Москве несколько рабочих клубов. В качестве поощрения Моссовет подарил архитектору землю в центре города для строительства собственного дома.

Дом Мельникова не имеет аналогов. Он состоит из двух проникающих друг в друга цилиндрических объемов. Прямых углов нет ни снаружи, ни внутри. Все подчинено идее экономичного строительства. Поэтому дом построили из самых дешевых материалов — кирпича и дерева. А строительные отходы использовали для отопления.

В доме Мельникова нет привычной нам системы комнат: играют размер и форма помещений, высота стен (от 2,6 до 5 метров).

Например 9 помещений занимают 60 м 2 , тогда как гостиная и мастерская получают по 50! Есть терраса, но нет закрытых или изолированных комнат. Эксперимент со светом и пространством был так смел и дерзок, что Мельников в шутку обещал премию тому, кто угадает, сколько в доме этажей.

Особое значение имели окна. В мастерской Мельникова 36 окон-сот позволили избежать появления падающих теней. А в спальне окна, наоборот, ритмически чередовались, рассеивая свет. Там стояли 3 вмурованные в пол кровати, и все в этой комнате было направлено на создание благоприятных условий для сна.

Двое любовников Кривоарбатских
Двойною башенкой слились в объятьях,
Плащом покрытые ромбовидным
Не реагируя на брань обидную.

Но злословы называли дом Мельникова консервной банкой. А вскоре архитектор впал в немилость, и до конца жизни строил только подмосковные теремки. В возрасте 83 лет Константин Мельников умер в собственном доме.

Его сын, художник Виктор Мельников, мечтал устроить здесь музей. Поэтому он хранил все, что было связано с именем отца, не продал ни одной его вещи. Говорили, что Константин Мельников построил храм, а Виктор Мельников его расписал.

Умирая, он завещал дом государству для устройства музея. Но решение правовых вопросов затянулось.

При строительстве Мельников рассчитал все: и давление на грунт, и прочность конструкции. Но он не мог предположить, что вокруг вырастут многоэтажные дома, грунт даст усадку, изменится микроклимат района. В итоге дом начал разрушаться и попал в список памятников ЮНЕСКО, которым грозит исчезновение.

Здание удалось спасти. Теперь там музей Константина и Виктора Мельниковых.

Инфографика: дом Мельникова

Говорят, что. . перед строительством дома в Кривоарбатском переулке Мельников попросил свою маленькую дочь нарисовать, в каком доме она хотела бы жить. Так появилось подобие двух сплетенных обручальных колец. А завершенный дом стал признанием в любви жене Мельникова .



Он был построен в 1927-1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве Константином Мельниковым (1890-1974) для себя и своей семьи. Это были годы "золотого сезона" великого архитектора, прожившего в Советской России долгую жизнь, до 1974 года, а последняя постройка по проекту Мельникова датирована 1936 годом.


3-4.

Дом Мельникова - один из немногих частных жилых домов в центре Москвы. До недавнего времени он полностью принадлежал потомкам архитектора.


5-6.

Сейчас наследники владеют половиной дома, вторая половина, выкупленная предпринимателем Сергем Гордеевым, передана в управление Музею архитектуры имени Щусева.


7-8.

Согласно завещанию Константина Мельникова, дом должен стать музеем, открытым для посещений, до сих пор этого не произошло, в доме продолжают жить потомки архитектора и здание находится под угрозой гибели.


9-10.

И вот 4 декабря 2013 года стало известно, что в 2014 году должна начаться реставрация Дома Мельникова за счет средств Министерства культуры. Контролировать работы будут сотрудники музея архитектуры имени Щусева.


11-12.

Для любителей баек: существует распространенная легенда, из которой следует, что архитектор попросил свою маленькую дочь нарисовать дом, в котором она хотела бы жить. Дочь нарисовала. Папа воплотил рисунок ребенка в настоящий, но необыкновенный дом.


13.

План этажей дома архитектора Константина Мельникова. via

Иногда добавляется, что в детском рисунке появилось подобие двух сплетенных обручальных колец. А завершенный дом стал запечатленном в камне признанием в любви жене.


14.

Каркас дома в процессе строительства: у дома К. С. Мельников с женой Анной Гавриловной. via

Не знаю, есть ли доля истины в этой легенде, но бесспорно, что
"Это дом-скульптура, творческий манифест архитектора-художника ХХ века. Человек сказал: “Я хочу построить вот такой дом” – и сделал это. Он оторвался от всех традиций домостроения, здесь все заново придумано." [Давид Саркисян]

Оригинальная планировка, изящная пространственная композиция и сильные конструкторские приемы прославили архитектора и его творение на весь мир.

15-16.



Из-за того, что дом продолжает быть жилым, попасть внутрь здания практически невозможно.


17.

"Я мог бы побывать в доме Мельникова задолго до того, как стал директором МУАРа. Я был дружен с актрисой Натальей Лебле, а она, в свою очередь, дружила с сыном Мельникова Виктором. Я много раз видел дом со стороны, но внутрь не рвался – мне было неловко навязываться.


18.

Внутрь я впервые попал, уже став директором. А потом, в 2000-м, мы сделали выставку живописи Виктора Мельникова (на фото – его автопортрет в спальне) к его восьмидесяти пятилетию. И я стал дружить с семейством, которое жило в доме, и бывать там часто.


19.

Жители дома воспринимали его как святыню. У них были особые правила, как себя вести: “Тут мы никогда не проветриваем, эту дверь не трогаем, вот тут была стенка – ее бы надо восстановить”. Интерьеры, даже неухоженные, поражали артистизмом. В многосветном объеме стены выкрашены в лиловый цвет, а на полу лежит лилово-белый ковер – потрепанный, китайский, видимо, но с “элементами ар-нуво”. Не знаю уж, купил ли Мельников ковер под стены или стены в цвет ковра покрасил, но без ковра пространство “не работает”. Печка в доме сложена самим Мельниковым и похожа на архитектоны Малевича.


20.

Моя любимая комната в доме – Зеленая спальня. У Виктора Мельникова на одной из картин видно, что спальня была когда-то единой “скульптурой”: кровати словно вырастали из пола – как алтари или подиумы. В центре – родительская кровать, рядом детские. И все – и пол, и стены, и потолок – было выкрашено в желто-зеленый цвет. Ложа эти во время войны потрескались, их убрали и поставили обычные кровати, и пол там теперь дощатый. “Скульптурность” комнаты позволяет понять, чем этот дом важен для архитектуры ХХ века. На фотографии Зеленой спальни видно, как смело Мельников распорядился бытом своих домашних: в общем пространстве спальни родителей и детей нет ни стен, ни даже перегородок.


21.

В самом деле, дом маленький, нет в нем революционных новшеств. Но в архивах Мельникова есть проект такого же дома, только из трех цилиндров – это был модуль, на основе которого он собирался строить целые поселки. Он ставил эксперимент на себе. Но поскольку модуль остался в единственном экземпляре и не повторился, он стал уникален. На лестничной площадке — фотографии Константина Мельникова в молодости и его дома в процессе строительства.


22.

Ценность дому придает эгоизм, с которым он построен. Это дом-скульптура, творческий манифест архитектора-художника ХХ века. Человек сказал: “Я хочу построить вот такой дом” – и сделал это. Он оторвался от всех традиций домостроения, здесь все заново придумано. При этом придумано остроумно – это уютный дом, хотя удобство его не очевидно.


23.

В доме есть своеволие архитектора, уверенного в своей гениальности. Его наследники несли, конечно, тяжкое бремя. Виктор Мельников прожил героическую жизнь, храня архивы отца – увы, в плохих условиях. Главное помещение дома — мастерская Константина Мельникова с тремя рядами шестигранных окон. Лестница ведет на антресоль — с нее есть выход на балкон. На стенах — картины Виктора Мельникова.

24.

Когда сенатор Сергей Гордеев выкупил часть дома, все испугались, что в памятнике возникнет офисный центр. Но потом Гордеев создал фонд “Русский авангард”. Он, как все остальные участники процесса, согласен, что дом Мельникова должен стать музеем – жилого и творческого пространства, и работа по его созданию идет полным ходом.


25.

Ситуация с домом Мельникова – характерная для России и по большому счету оптимистическая. Он, как кристалл, отражает всю нашу страну. Это несчастный дом, его история запутана и обременена страстями русской души. Он нуждается в реставрации. Но он все равно икона архитектуры ХХ века и магическая точка Москвы. На фото ниже – столовая, как и весь дом, обставленная консервативной мебелью, конт растирующей с авангардной архитектурой.

Мне нравится этот дом. Я сам в нем жить бы не стал. Но мне всегда интересно пойти туда с кем-то и лишний раз посмотреть, как удивляется человек, который видит его впервые".



Адрес Дома Мельникова: г.Москва, Кривоарбатский пер., д. 10

Читайте также: