Сообщение о плавание фритьофа нансена на судне фрам

Обновлено: 20.05.2024

Детство полярника

Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен родился в 1861 году в Норвегии, в усадьбе Стуре-Френ. Символично: в этот год в России, с которой он свяжет огромную часть своей невероятно насыщенной жизни, отменили крепостное право.

Можно было бы продолжить эту линию, дескать, если бы наши далекие предки не торопились с крестьянской реформой, а продумали бы ее более тщательно, то не было бы ни революций 1917 года, ни голода 1921, и не понадобились бы ни нансенсовские паспорта, ни его денежная помощь жителям Украины и Поволжья. И, соответственно, не было бы смысла о нем тут писать.

Но история обратного хода не знает, а потому вернемся к нашему герою.

Отец – Бальдур Фритьоф Нансен, юрист. Мать – Аделаида Йоханна Текла Нансен, племянница вице-короля Норвегии и автора норвежской конституции 1814 года. Воспитание – нордическое. Никаких игрушек, только самоделки – удочки, маленькие мельницы на ручейках и так далее. Очень много спорта – тоже северного: коньки, лыжи. Прогулки в одиночестве в глухом лесу.

В десять лет чуть не стал инвалидом, прыгнув на лыжах с взрослого, серьезного трамплина.

Образование – престижная школа. Драться с одноклассниками, впрочем, было интереснее, чем изучать науки. Исключение – физика и математика.

Чуть было снова не стал инвалидом – легко мог лишиться глаза. Неудачный выстрел из ружья, которое он сам же и собрал.

В 1877 году шестнадцатилетний Фритьоф ставит мировой рекорд по гонкам на коньках на одну милю. Проходит еще год, и он побеждает в национальном чемпионате по лыжным гонкам. Но спорт – не самоцель, хотя тот же лыжный чемпионат Нансен еще выиграет 12 раз.

Хочется написать, что из плавания Фритьоф вернулся другим человеком, но это будет неправда. Он всегда таким был – авантюрным, бесстрашным, влюбленным в природу. Зато появился повод не возвращаться в университет – с таким жизненным багажом ему там было бы совсем не интересно.

Собирается жениться, но помолвка расстраивается. Причина банальная – наш супермен страшно беден. Материальное обогащение не входит в число его жизненных приоритетов.

Действительно, тут все было гораздо серьезнее. Путешествие продолжалось целый год. 470-километровый лыжный переход при температуре -40 градусов, зимовка в эскимосском иглу, изучение гренландского языка.

Он, фактически, национальный герой.

Несомый трансарктическим течением

В 1892 году в жизни Нансена первый раз появилась Россия. Он выступил в Королевском географическом обществе Великобритании с докладом по поводу экспедиции на Северный полюс. Практически все мировое сообщество восприняло его планы скептически. А Петербург неожиданно поддержал.

Министерство иностранных дел Российской империи предоставило Нансену документ, гарантирующий беспрепятственное плавание вдоль российских берегов. Министерство внутренних дел обязало власти северных губерний страны оказывать норвежскому путешественнику максимально возможную помощь. Главное гидрографическое управление изготовило для него копии всех имеющихся на тот момент карт северных морей.

Этим не ограничились. Известный исследователь Арктики барон Эдуард Васильевич Толль лично возглавил экспедицию на Новосибирские острова и оставил там запасы продовольствия для будущей экспедиции Нансена. Он же оборудовал там три базы для возможной эвакуации отважного норвежца. Закупил для него 66 собак – они должны были дежурить в районе Югорского шара и реки Оленек.

Состоялась бы знаменитая экспедиция, если бы не активная поддержка Российской империи? К сожалению, история обратного хода не знает.

Главная идея состояла в том, чтобы вмерзнуть в льдину и вместе с ней, под воздействием трансарктического течения, дрейфовать в сторону полюса.


Фритьоф Нансен, 1923 год. Репродукция Фотохроники ТАСС

При этом точно не было известно, существует ли это течение вообще, а если да, то как себя ведет. Нансен был авантюристом.

Не станем здесь описывать все тяготы, которые довелось вынести полярникам. Скажем только: до полюса они не дошли. Не хватило всего лишь 400 километров. Правда, течение оказалось на месте, и корабль тоже не подвел. Но все вышло гораздо сложнее, чем думалось на материке. И спустя три года полярники вернулись домой, так и не выполнив своей главной задачи, все равно – триумфаторами.

Действительно, ученым удалось узнать немало нового про этот край. А Нансен, кроме всего прочего, вошел в историю как основатель новой науки, физической океанографии.

Следовало срочно найти новое занятие. И оно нашлось – политика.

Хождение в политику. И в дипломатию

В 1898 году Нансен впервые посетил Санкт-Петербург. Человек-легенда, он был очень благосклонно принят при дворе. Как представитель Норвегии, он обсудил с Николаем II невмешательство своего государства в русско-шведские конфликты. От лица норвежского премьер-министра Йоганнеса Стина побеседовал о возможном пересмотре торговых отношений. Встретился с министром финансов Сергеем Юльевичем Витте.

Нельзя было назвать этот визит совсем уж судьбоносным – что для Норвегии, что для России. Сказалось отсутствие опыта. К тому же отважный полярник опасался того, что за ним постоянно следят сотрудники спецслужб. Вероятно, не зря опасался.

Его основная идея – самостоятельность Норвегии, ее независимость от Швеции.

В 1906 году Нансена назначают норвежским министром-посланником в Лондоне. Там его старые научные связи помогают в политической работе, а новые, политические – придают вес в научных кругах.

Впрочем, последнее не так важно для Нансена. Если политик он не слишком опытный, то среди географов и путешественников трудно найти ему равных.

Затем по Китайско-Восточной железной дороге Нансен с комфортом доехал до Владивостока, а оттуда, по Транссибирской магистрали, то на автомобиле, то на лошади – до Екатеринбурга. Там, на заседании Русского Географического общества, он делает доклад о путешествии по Енисею, а потом спокойно возвращается домой, в Норвегию.

И снова Россия

Самый крутой поворот в судьбе Нансена произошел в 1918 году. Он избирается председателем Норвежского союза по созданию Лиги Наций. Эта международная организация боролась за разоружение, за разрешение конфликтов мирным способом и за всеобщее улучшение качества жизни на Земле. Для Нансена, с его врожденным благородством, энергией, страстью к путешествиям и желанию улучшить мир, это было идеальным местом.

Роль Нансена в Лиге состоит в возвращении на родину множества военнопленных, которые во время Первой мировой войны оказались в самых разных и подчас довольно неожиданных частях Европы. Сложнее всего было с русскими пленными. Во-первых, их было довольно много – около 300 тысяч человек. А во-вторых, в самой России шла гражданская война.

Впрочем, когда она окончилась, стало ненамного лучше. При новой, большевистской власти было трудно предположить, что ждет бывшего пленного при возвращении домой. Часто это было просто-напросто небезопасно.

Уже в 1920 году Нансен понимает, что серьезный голод в нашей стране неизбежен. Война, революция, новая война, некомпетентность руководства, красный террор, общая растерянность и пессимизм, климатические особенности, последствия эпидемии испанского гриппа – все это не предвещало ничего хорошего.

Так оно и случилось. Голод в той или иной степени затронул более 30 миллионов человек. Ситуация усугубилась тем, что самого Фритьофа Нансена, вчерашнего героя, когда он заговорил о помощи России, обвинили в большевизме и попытках поддержать советское правительство.

Лига наций отказалась помогать Советам. Больших денег у Нансена не было.

Когда-то, перед путешествием к Северному полюсу, Нансена поддержало русское правительство. Но теперь России в этом виде не существовало, а советская Россия сама нуждалась в помощи.

Нансен вдруг перестал быть политиком. В его жизни неожиданно возникла ситуация, когда пришлось выбирать. Либо ты политик, и видишь большевистскую Россию, которую следует любыми способами раздавить. Либо ты человек и видишь миллионы таких же людей, только умирающих от голода, хотя они ни в чем не виноваты. Выбор дался легко – просто Фритьоф Нансен видел второе.

Продукты, лекарства, передвижные столовые и передвижные медпункты, организация отопления, открытие детских приютов. Все это помогло стране (больше всего от голода страдали Украина и Поволжье) пережить бедствие.

Здесь Лига наций не чинила препятствий, а наоборот, помогала.

В 1922 году Фритьофу Нансену вручают Нобелевскую премию. И большая часть этой премии идет на строительство двух крупных сельскохозяйственных станций – в Саратовской губернии (ныне Саратовская область) и в Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область).

В Москве же в 2002 году открыли памятник Фритьофу Нансену работы скульптора Владимира Цигаля. Автор хотел изваять его в образе молодого отважного полярника в одежде из собачьих шкур. Но потом передумал, и мы видим скромного немолодого человека в самом обычном костюме. А рядом стоит истощенная девочка и прижимает к груди круглый хлеб.

Еще в 1884 году профессором Моном была опубликована статья о находке у юго-западных берегов Гренландии предметов экспедиции на “Жаннетте” ^, затонувшей, как известно, в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Обнаружение этих предметов у берегов Гренландии Мон объяснил существованием в Полярном бассейне течения, которое идет от Новосибирских островов к Гренландии. Этой статьей Нансен заинтересовался необычайно. Ведь и он сам, плавая на “Викинге”, находил неоспоримые доказательства существования этого течения. И у Нансена молнией блеснула мысль: это течение можно использовать для достижения центральной части Арктики!

Так зародился план новой экспедиции, по оригинальности и смелости не имевшей равных в истории полярных исследований. «Вмерзнуть на судне во льды и предоставить себя полярному течению! С помощью этого течения проникнуть в ту область, которую тщетно пытались достигнуть все те, кто раньше шел против течения. Если попытаться работать заодно с силами природы, а не против них, то мы найдем вернейший и легчайший способ достичь полюса”, — такова была мысль Нансена.

Впрочем, достижение полюса Нансен не считал обязательным, и во всяком случае не это должно было явиться главной целью экспедиции. “Мы отправляемся не для того, чтобы отыскать математическую точку, составляющую северный конец земной оси; достижение этой точки само по себе малоценно, но чтобы произвести наблюдения в обширной неисследованной части земного шара, окружающей полюс”, — писал Нансен.

Несмотря на отрицательное отношение к планам Нансена среди большинства зарубежных специалистов, в Норвегии решили поддержать Нансена, и экспедиция его вскоре приняла характер большого национального дела. Стортинг ассигновал на экспедицию 200 000 крон, а позже еще 80 000 крон. Большие суммы поступали также от частных лиц.

Для осуществления плана Нансена требовалось, конечно, совершенно особенное судно, ибо обыкновенному кораблю грозила неминуемая опасность быть раздавленным льдом. Нансен полагал, что если придать обводам корабля яйцевидную форму, то судно при сжатии льдов будет выдавливаться наружу. Постройку корабля Нансен поручил одному из лучших норвежских судостроителей Колину Арчеру. 25 октября 1892 года судно было спущено на воду. Корабль получил название “Фрам”, что по-норвежски означает “вперед”.

Первоначально Нансен предполагал идти через Берингов пролив, дабы побыстрее достичь Новосибирских островов. По прибытии на место предполагалось пройти как можно севернее по открытой воде, после чего пришвартоваться к льдине и предоставить льдам всё остальное. На случай, если случится несчастье, и придётся эвакуироваться, или, напротив, экспедиция будет вынесена к берегам неизвестной суши, Нансен намеревался использовать ездовых собак.

Общее число заявок на участие в экспедицию превысило 600, Нансен отобрал из них только 12 человек (включая себя). Одним из соискателей был известный английский полярный исследователь Фредерик Джексон, подавший заявку ещё в 1890 году, но ему было отказано из-за происхождения, поскольку экспедиция предполагалась национальной — норвежской.

К 7 сентября экспедиция была у полуострова Таймыр, открыв перед тем несколько групп мелких островов, названных в честь помощника командира — островами Скотт-Хансена и в честь спонсоров экспедиции — острова Фирнли и острова Хейберга. Гряду островов, впервые замеченных ещё Норденшельдом, Нансен назвал в его честь. Мыс Челюскин преодолели 9 сентября в сильную снежную бурю, грозившую вынужденной зимовкой.

Дрейф октября 1893 — марта 1895 годов

Во время дрейфа члены экспедиции занимались изученим Полярного бассейна. Каждые десять дней проводилось бурение льда, а промеры морских глубин — каждые 60 миль. В результате экспедиция Нансена сделала потрясающее открытие: на месте предполагаемого мелководного Полярного бассейна оказался океан глубиной до 3850 м.

Наиболее северная точка, достигнутая “Фрамом” во время его дрейфа (15 ноября 1895 года), лежала на широте 85 град 56 мин с.ш. (при долготе 66 град.31 мин. восточной долготы). Севернее этой точки после “Фрама” побывало только одно судно — “Седов” в 1938 году.

Санный поход к Северному полюсу

Через три месяца Нансену и Нохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной из камней хижине. Эта зимовка Нансена, во время которой он вел жизнь настоящего Робинзона, является ярким примером того, как мужество и умение приспособляться к суровым условиям Арктики позволяют человеку выйти победителем даже в исключительно тяжелых обстоятельствах.

Летом 1896 года Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона, на судне которой “Windward” он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и “Фрам”, блестяще закончивший свой исторический дрейф. Когда Нансену подали телеграмму с извещением о прибытии “Фрама”, он был совершенно потрясен этой радостной вестью. “У меня точно сдавило горло, и я мог только сказать: “Фрам” вернулся. Это было точно волшебная сказка”.

Возвращение Нансена и “Фрама” вылилось в Норвегии в настоящий национальный праздник. В столице торжества продолжались пять дней подряд. Когда знаменитый норвежский писатель Бьёрнстерне-Бьёрнсон впервые прочел в газетах о возвращении Нансена и его героических делах, он воскликнул: “Это вам не бочка с водкой для одурманивания народа!”. Сейчас же по возвращении Нансена в Норвегии был учрежден “фонд Нансена”, на средства которого должны были производиться научные исследования и печататься научные работы. Уже в первые дни средства этого фонда, собранные путем подписки, составили 1/4 миллиона крон, а к 1932 году они увеличились до 7 миллионов крон.

В научном отношении экспедиция на “Фраме” дала исключительно богатую жатву, впервые раскрыв природу центральной части Арктики. Вместо предполагавшегося мелководного моря или суши Нансен нашел здесь глубокое море, в котором глубины превышают 3000 метров. Промежуточные слои этого моря, на глубине 200-800 метров, оказались заполненными относительно теплой водой, приходящей из Атлантического океана. Поверх этого слоя атлантической воды располагаются холодные полярные воды, двигающиеся в обратном направлении, т. е. с востока на запад.

Фото: Фритьоф Нансен

Кроме парусов, парового двигателя и прочного корпуса для защиты от полярных льдов на корабле Нансена были даже электрические лампочки, работающие от ветряного генератора.

Фото: Фритьоф Нансен

Как добраться до Северного полюса? Отважный норвежский ученый Фритьоф Нансен придумал необычный способ: вверил свое судно дрейфующим арктическим льдам. А когда понял, что затея провалилась, покинул корабль и отправился к своей мечте на собачьих упряжках.

Журнал №64, январь 2009

Нансен был отцом современных полярных исследований. Он знал пять языков, ловко обращался с фотокамерой, создавал превосходные карты и иллюстрации и даже написал важную работу о центральной нервной системе.

Нансен задумался: а что если сильное арктическое течение с востока на запад может привести прямо к Северному полюсу или хотя бы в тот район?


оглавление

предыстория


Препараты

Презентация планов экспедиции

финансирование

Согласно первоначальным расчетам Нансена, стоимость экспедиции составила 300 000 норвежских крон (NOK), сумма, которая сегодня (по состоянию на 2011 год) соответствует примерно 1,58 миллионам евро . После страстной речи в Стортинге норвежское правительство предоставило ему 200 000 норвежских крон. Остальные средства были собраны частными спонсорами, в том числе NOK 20000 от короля Оскара II Швеции . Королевское географическое общество в Лондоне вручил ему £ 300 (сегодня: около £ 33 000).

Экспедиционный корабль



команда

Уже во время своей экспедиции в Гренландию (1888–1889) Нансен отклонился от ранее распространенной практики в полярных экспедициях по использованию членов экспедиции и материалов в больших масштабах. Даже сейчас он полагался на небольшую, хорошо обученную команду. Из тысяч заявок, которые он получил со всего мира после того, как были объявлены его планы, Нансен выбрал только двенадцать спутников. Одним из претендентов был Роальд Амундсен , которому было всего 20 лет , но его мать помешала участию в экспедиции. Британский полярный исследователь Фредерик Джордж Джексон также подал заявку на участие, но Нансен хотел, чтобы его команда полностью состояла из норвежцев. Затем Джексон организовал собственную экспедицию на Землю Франца-Иосифа , которая вошла в историю полярных исследований как экспедиция Джексона Хармсворта (1894-1897).


Норвегия Фритьоф Нансен
(руководитель экспедиции)


Норвегия Отто Свердруп
(капитан)


Норвегия Теодор Якобсон
(рулевой)


Норвегия Сигурд Скотт-Хансен
(метеоролог, геофизик)


Норвегия Хенрик Блессинг
(врач, ботаник)


Норвегия Фредрик Яльмар Йохансен
(кочегар, кинолог)


Норвегия Адольф Джуэль
(корабельный повар)


Норвегия Ивар Могстад
(механик)


Норвегия Антон Амундсен
(главный инженер)


Швеция Ларс Петтерсен
(инженер)


Норвегия Питер Хенриксен
(гарпунер)


Норвегия Бернхард Нордаль
(электрик)


Норвегия Бернт Бенцен
( разнорабочий )

Экспедиционная поездка

Непосредственно перед началом экспедиции Нансен решил отклониться от первоначально запланированного маршрута. Вместо того, чтобы следовать по маршруту Жаннетты через Берингов пролив к Новосибирским островам , он решил выбрать более короткий и, по его мнению, более безопасный маршрут от успешного северо-восточного прохода Норденшельда .

Въехать в паковый лед

Первая фаза ледохода


Марш на север


Фредрик Яльмар Йохансен , кочегар Fram и знаток ездовых собак, которого Нансен выбрал в качестве компаньона в походе к Северному полюсу.


Нансен (второй слева) и Йохансен (второй справа) отправляются маршем к Северному полюсу 14 марта 1895 года.

17 февраля 1895 года Нансен написал прощальное письмо своей жене Еве на случай, если экспедиция потерпит неудачу. В последующие недели он также читал доступную литературу о Земле Франца-Иосифа, месте, где планировалось отступить после похода на полюс. Архипелаг был обнаружен во время австро-венгерской экспедиции на Северный полюс (1872–1874 гг.) И еще не нанесен на карту. Однако Нансен знал из описаний Юлиуса фон Пайера, что там обитали многочисленные белые медведи и большие популяции тюленей, которые были возможными источниками пищи для обратного пути к цивилизации.

Отступление на Землю Франца-Иосифа

Через несколько дней они заметили следы белого медведя, а в конце мая - большие группы тюленей, морских птиц и китов . По расчетам Нансена, 31 мая они достигли 82 ° 21 'северной широты. Мыс Флигели находился всего в 93 километрах от них, если Нансен правильно определил долготу. По мере того, как становилось теплее, лед начал таять, что мешало двоим мужчинам двигаться вперед. С 24 апреля они регулярно убивали своих ездовых собак и скармливали их другим. В начале июня осталось только семь из первоначальных 28 животных. 21 июня они оставили большую часть своего оборудования и припасов, чтобы путешествовать налегке и кормиться тюленями и морскими птицами, на которых они охотились по пути. На следующий день они разместились на льдине. Следующие четыре недели мужчины были заняты ремонтом неисправных частей оставшегося оборудования, сушкой влажных боеприпасов и проверкой мореходных качеств своих байдарок. Однако долгое пребывание помогло, в частности, восстановить силы до конца пути.

Марш на мыс Флора


Более двух недель они следовали вдоль побережья на юг. Опять же, ни один из ориентиров, похоже, не соответствовал их карте Земли Франца-Иосифа, и Нансен задумался, возможно ли, что они находятся в ранее не нанесенной на карту области между Землей Франца-Иосифа и Шпицбергеном. Из-за перемены погоды 4 июня они впервые после выхода из зимнего лагеря смогли продолжить свой путь на байдарках. Неделю спустя Нансен смог спасти обе лодки, только прыгнув в ледяную воду после того, как они отдалились из-за недостаточной швартовки. Он добрался до нее из последних сил и сумел подняться на борт.


Вторая фаза ледохода


Основная задача Свердрупа заключалась в том, чтобы держать экспедиционный экипаж занятым. Он позволил кораблю с нуля очистить и отрезать лед, когда Фрам пригрозил через этот список упасть. Даже если не было неминуемой опасности опрокидывания корабля , Свердруп тем не менее приказал отремонтировать сани и осмотреть припасы, чтобы иметь возможность покинуть корабль и сойти на берег в случае необходимости. Когда летом 1895 года погода улучшилась, капитан предписал другим участникам экспедиции ежедневные лыжные тренировки. В дополнение к этим мероприятиям под руководством Скотта-Хансена была завершена комплексная программа метеорологических, магнитологических и океанографических исследований.

Встреча и прием в Норвегии


Оценка и последствия


На протяжении всей экспедиции Нансен экспериментировал с оборудованием, изменял форму и структуру лыж и саней и проверял пригодность одежды, палаток и кухонных принадлежностей, тем самым революционизируя технику полярных путешествий. В годы, прошедшие после экспедиции на Фраме , известные полярники обращались к Нансену за советом относительно оборудования и транспортных средств, хотя не все из них следовали его советам - в основном в ущерб себе. Согласно отчету Роланда Хантфорда, Роальд Амундсен , Роберт Фалькон Скотт и Эрнест Шеклтон , которые считаются самыми известными личностями Золотого века исследования Антарктики , были учениками Нансена.

Северный рекорд Нансена и Йохансена длился немногим более пяти лет, прежде чем группа из трех человек вокруг итальянского полярного исследователя Умберто Каньи достигла 86 ° 34 ′ северной широты 24 апреля 1900 года после того, как покинула Землю Франца-Иосифа 11 апреля с собаками. и сани сломались. Трое мужчин едва успели вернуться, а группа поддержки из трех человек бесследно исчезла.

Экспедиция Нансена на Фраме стала образцом на 2019 год, во главе с Институтом Альфреда Вегенера была запущена экспедиция Mosaic .

Читайте также: