Сообщение о дирижере 2 класс

Обновлено: 28.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Взмахнёт волшебной палочкой, И музыка звучит, Палочка застынет, И весь оркестр молчит. Палочка подскажет, кому пора вступать, Палочка укажет, Как музыке звучать. Палочка волшебная Оркестром управляет, А как назвать волшебника, Кто, ребята, знает. Угадай!

Театр оперы и балета Волшебная палочка дирижера

Вы пришли в театр и заняли свои места в зале.

Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты. Вы слышите, они настраивают свои инструменты.

Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель музыкального коллектива. Кто это – дирижёр?

Эту тоненькую палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром литавр и звуки труб, пение скрипок и нежные трели флейт. Волшебной палочка становится только в руках дирижера. Он нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле - везде, где музыку исполняет большой коллектив.

В древнегреческом театре главной фигурой был корифей - он дирижировал хором, ему подчинялись и музыканты. Ритм корифеи отбивали подошвой, окованной железом, а дирижировали руками.

Ж. Б. Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной.

А в итальянской опере дирижеров было двое: один, скрипач, руководил оркестром, другой, клавесинист, - певцами. Место за клавесином было опасным, там обычно сидел автор оперы. Ему частенько приходилось испытывать на себе реакцию публики на его произведении. Если темпераментным итальянцам не нравилась музыка, в несчастного автора летели гнилые помидоры и тухлые яйца. Джузеппе Доменико Скарлатти Антонио Вивальди

В 19 веке состав симфонического оркестра увеличился, и стало просто невозможно одновременно играть на инструменте и дирижировать. И вот тогда первый скрипач оркестра, его называли концертмейстер, отложил свою скрипку и стал дирижером.

Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свернутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы – композитор Мендельсон дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку. Гектор Берлиоз Феликс Мендельсон

Рихард Вагнер. Однако все дирижеры стояли всегда лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Первым традицию нарушил Рихард Вагнер.

А небольшую деревянную палочку для дирижирования впервые применили композиторы и дирижеры Карл Вебер Людвиг Шпор

Современные инструменты дирижера: партитура и палочка

Что показывает дирижер?

Самые известные дирижеры нашей страны

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 586 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.12.2016 14980
  • PPTX 8.5 мбайт
  • 1483 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Корня Маргарита Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Дирижер, в понимании обывателя, далекого от музыки, – это человек, стоящий спиной к зрителям и зачем-то размахивающий руками на выступлениях симфонического оркестра. Но люди искушенные понимают, что без его координирующих действий невозможно добиться слаженного звучания музыкального коллектива.

Итак, кто такой дирижер на самом деле. Формально это человек, который при помощи движений рук, пальцев и головы руководит репетициями и выступлениями группы музыкантов, а также доносит до них свое прочтение исполняемого музыкального произведения. А по сути, он объединяет творческую энергию всех оркестрантов и направляет ее в единое русло для реализации замысла композитора.

История профессии

Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

Описание профессии

Дирижер Валерий Гергиев

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь рассмотрим вопрос, как стать дирижером. Для этого нужно получить высшее образование по одной из специальностей:

  • дирижирование академическим хором;
  • дирижирование оркестром народных инструментов;
  • дирижирование оркестром духовых инструментов;
  • художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и др.

Чтобы поступить на эти направления, необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. Но основное и самое сложное – это пройти творческое и профессиональное испытание, а также собеседование.

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Обязанности на работе

Поговорим о том, что делает дирижер на своем рабочем месте. К его основным функциям можно отнести:

  • подбор репертуара с учетом специализации коллектива, запросов публики и способностей каждого инструменталиста или вокалиста;
  • распределение партий музыкального произведения и контроль над их изучением;
  • составление плана репетиций и их проведение;
  • мониторинг чистоты звучания каждого инструмента и его исправности;
  • обеспечение взаимодействия всех музыкантов с целью слаженного звучания;
  • управление процессом исполнения композиции с помощью особых знаков, подаваемых мимикой, руками и пальцами.

Совместно с руководителем коллектива дирижеру приходится выполнять и ряд административных функций, например подбор новых хористов или инструментальных исполнителей вместо выбывших сотрудников. Также он принимает активное участие в формировании концертной программы, графика выступлений и гастролей.

Кому подходит

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Как построить карьеру

Дирижер Владимир Спиваков

Стать дирижеров весьма непросто, для этого нужно пройти длинный путь. Все начинается с обязательной музыкальной школы, после чего необходимо поступать либо в музыкальное училище, где можно стать только мастером по управлению хоровым коллективом, либо в высшее учебное заведение (консерватория, институт культуры или академия), дающее право управлять симфоническим оркестром.

Искать себе работу желательно уже со студенческой скамьи, подрабатывая по специальности в профессиональных коллективах, поскольку на сайтах трудоустройства вы таких вакансий не найдете. Большинство начинает свою деятельность в детских музыкальных школах, филармониях, провинциальных театрах. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, то есть перехода в более престижный коллектив, необходим талант, опыт, хорошее портфолио, положительные отзывы зрителей, настойчивость и везение.

Перспективы профессии

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Волшебная палочка дирижера

- формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, об особой роли дирижера в театре, его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития обучающихся в рамках урока.

-повысить компетентность обучающихся в вопросах музыкального искусства:

- через углубленное представление обучающихся о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих: о сущностных характерах, жанрах оперы и балета, симфонического оркестра, дирижёра;

- пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.

- развивать навыки импровизации и творчества.

Основные понятия, изучаемые на уроке: дирижер, дирижерские жесты, партитура, тембр,

оркестр, оркестровая яма.

Тип урока: Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

Используемая методическая литература:

Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: ТЕРРА, 1996. – 176 с.

Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008. – 288с.- (Мастерская учителя).

Оборудование:

Детские музыкальные шумовые инструменты: .

1.Организационный момент. Активизация внимания. Музыкальное приветствие.

2. Основное содержание урока

1). Повторение темы прошлого урока.

Учитель: Сегодня я хочу начать наш урок необычно. Туда где живут волшебники.

Дети: В музыкальном театре.

Учитель: Что такое музыкальный театр?

- Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир добрых и злых волшебников, мир в котором живёт музыка.

У: Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня. Мы отправляемся в музыкальный театр, театр оперы и балета. Слайд 2

-Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре? Какие музыкальные спектакли

Д : Оперы и балеты.

У : Что такое опера? Что там делают все герои?

Д: Опера - это музыкальный спектакль, в нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.

У : Ребята, вспомните, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?

-А что такое балет?

Д: Балет - это музыкальный спектакль, в нем действующие лица танцуют в сопровождении оркестра Слайд 6

2). Объяснение нового материала.

У : Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.

В каждом крупном городе России и мира есть театр оперы и балета. Слайд 7

В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

У: А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство. Слайд 8

У : А кто исполнил эту музыку?

Д : Исполняют музыкальные инструменты.

Учитель: Ребята, мы говорим с вами сегодня о музыке в музыкальном театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на экране). Слайд 9

Дети: На фотографии изображён оркестр.

Учитель: Что такое оркестр? Слайд 10

Дети: Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных типах инструментов. . Слайд11

Учитель: Посмотрите еще раз на экран. Слайд12

Учитель:А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок?

Дети: Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом.

Учитель: Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?

Дети: Есть. Он стоит перед оркестром, отдельно Слайд13.

Учитель: Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит…

Дети: Палочку.

Учитель: Взмахнет волшебной палочкой,

И музыка звучит,

И весь оркестр молчит.

Кому пора вступать,

Как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?

Дети: Дирижер. Слайд14.

Учитель: Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке, как бы вы его назвали?

Тема нашего урока: Волшебная палочка дирижёра Слайд15

Учитель: Кто такой дирижёр?

Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.

Учитель: Правильно, во главе оркестра стоит дирижёр.

Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?

Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.

Учитель: При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, -Слайд16

на которой находится партитура,- Слайд17

в партитуре расписаны все партии инструментов оркестра, дирижер помогает музыкантам и певцам выступать согласовано. Без этой согласованности невозможно добиться желаемого эффекта.

Учитель: симфонический оркестр может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой. Ее называют оркестровая яма. - Слайд 24

-А вы бы хотели посмотреть на работу дирижера.

(Видеофрагмент звучания симфонического оркестра).

Учитель: : А теперь мы с вами прослушаем ещё раз этот фрагмент и представим себя в роли дирижёра. Покажем эту музыку с помощью жестов. Вспомните жесты.

Учитель: Давайте попробуем изобразить музыку с помощью жестов. Какие они будут?

Дети: Мягкие, плавные. Дети дирижируют стоя

Учитель: Похожи ли были наши жесты в этих двух фрагментах?

Дети: Жесты были разными, так как музыка звучала по- разному.

Учитель: Молодцы. Жесты дирижера зависят от характера музыки, ее динамики. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр.

Учитель: В любом спектакле всегда есть перерыв, чтобы артисты и музыканты немного отдохнули, а зрители могут пройти по красивым коридорам театра-фойе, Слайды 25

Проводится физминутка

Учитель: А теперь представьте себе, что наш класс – это хор, а я- ваш дирижер. Я хочу, чтобы мы с вами исполнили песню. Но сначала вспомним правила пения: как надо сидеть

Логопедические и фонопедические упражнения:

-Узнаем песню по ритмическому рисунку.( если нет +губы)

-Какой праздник приближается? (23 февраля)

3. Заключение.

У.:-Наш урок подходит к концу, куда мы с вами ходили сегодня? -В музыкальный театр оперы и балета.

Учитель:А почему же дирижерскую палочку называют волшебной?

Дети: Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки заставляет звучать огромный коллектив музыкантов. Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки может заставить людей плакать или смеяться.

Рефлексия для обучающихся:

Выставление оценок. Солнышко-оценка.- Поставьте себе оценку, а я поставлю вам.

Темирканов Юрий Хатуевич родился далеко от столицы, в г. Нальчике (по другим сведениям — в кабардинском горном ауле Зара-геж). Его отец Хату Сагитович Темирканов был членом первого Кабардино-Балкарского совнаркома, а во время войны руководил партизанским отрядом, был захвачен фашистами и казнен. Уходя на фронт, он просил дать всем своим детям музыкальное образование. Завет отца был выполнен. Старший брат Юрия стал художником, сестра — певицей, а второй брат Борис — главным дирижером Кабардинского оперного театра.

Чайковский Петр Ильич

(1840-1893) русский композитор, дирижер, педагог

Чайковский Петр Ильич является одним из величайших в мире дирижеров и авторов музыкальных произведений. Ему принадлежит авторство более чем 80 различных композиций.

Чайковский Петр Ильич

Ростропович Мстислав Леопольдович

(род. в 1928 г. ) русский виолончелист и дирижер

Судьба этого выдающегося музыканта типична для тех представителей советской интеллигенции, чья юность совпала с периодом войны, а зрелые годы пришлись на начало шестидесятых годов — время, вошедшее в историю СССР как период оттепели.

Читайте также: