Сообщение о династии баташевых

Обновлено: 17.05.2024

Династия российских предпринимателей, основателем которой в 1710-х стал тульский оружейник, приказчик Н. Д. Демидова (см. Демидовы) Иван Тимофеевич Б. (ум. в 1734).

Его внуки Андрей Родионович Б. (1729—1799) и Иван Родионович (1741 или 1733—1821) перенесли производство на среднее течение р. Оки. В смежных уездах Владимирской, Нижегородской, Рязанской и Тамбовской губерний они имели 18 металлургических предприятий полного цикла, основанных на крепостном труде. Давая к 1800 ок. 10 % общероссийской выплавки чугуна, они составляли основу Замосковского горного округа.

В 1783 братья Б. получили дворянство и произвели раздел имущества. Андрею достались предприятия с центром в Гусе-Железном (Владимирская губ.), Ивану — в Выксе (Нижегородская губ.). Предприятия многочисленных наследников Андрея после его смерти пришли в упадок и прекратили деятельность в пореформенную эпоху.

Выксунские заводы перешли к Д. Д. Шепелеву и продолжали некоторое время успешно действовать. С 1846 они в опеке, с 1865 — в аренде у британского акционерного общества, деятельность которого способствовала дальнейшему упадку производства. С 1881 — в аренде (с 1899 в собственности) Акционерного общества выксунских горных заводов во главе с баварским подданным А. И. Лессингом, который провел успешную модернизацию производ­ства.

В 1915 заводы как собственность германских подданных перешли в государственное управление. Выксунский завод, основанный в 1757, сохраняет промышленное значение до настоящего момента (смотрите Музей истории завода АО "Выксунский металлургический завод")

Братья Баташевы. Металлургические короли екатерининской России, талантливые заводчики, новаторы, герои легенд, романов и недоказанных преступлений. Исторические факты о них так тесно переплетаются с преданиями, что отделить одно от другого практически невозможно. Но давайте попробуем.

В 1700 году Петр I отправляет тульского кузнеца Ивана Тимофеевича Баташева, бывшего управляющего Никиты Демидова, в Липецк для организации железоделательных заводов, с чем тот успешно справляется.

Вернувшись в Тулу, он начинает скупать земли вокруг города для организации уже собственного производства. В 1721 году у Баташева уже несколько заводов, которые позже унаследуют два его сына — Александр и Родион. Но так как Александр к делам оказался не склонен, его часть в итоге выкупил Родион.

Угадаете, в чьи руки перешли тульские заводы дальше? Да-да, тех самых братьев Андрея и Ивана Баташевых. После смерти отца уже взрослый Андрей Родионович Баташев принимает на себя все дела, привлекая и младшего брата. В их руках пока лишь два завода и небольшой капитал, но они настроены решительно.

Первой их покупкой становятся земли на реке Гусь в Рязанской губернии. Строится усадьба (на фото), завод, ставятся плотины для поставки воды на машины завода. Империя Баташевых начинает расти. Это потом братья разделяется и появятся рязанская и выксунская ветви, а пока они вместе и готовы творить историю.

Баташевы Заводчики и металлурги

По кончине Ивана Тимофеевича в 1734 году баташевское дело оказалось в руках его сына Родиона, окончившего свой земной путь в 1754 году, после чего во владение заводами вступили два его сына — старший Андрей и младший Иван.

С заводами, правда, вышла заминка. Как раз в 1754 году императрица Елизавета Петровна подписала указ о закрытии железоделательных, стеклоделательных и винокуренных предприятий, работавших на дровяных печах, в радиусе 200 верст от Москвы. Это была экологическая акция, призванная сберечь леса в Центральной России, которые безжалостно вырубались промышленниками.

Молодые Баташевы в этой ситуации не растерялись. Не желая пойти по самому очевидному пути и перенести производство на Урал, где вроде бы имелись на то все условия, но где давно и безраздельно хозяйничали Демидовы, они обратили свой взор на бассейн средней Оки — тут тоже хватало и леса, и воды, и залежей железных руд.

О том, как они отправились искать новое место для своего бизнеса, сложена легенда.

В 1755 году Андрей и Иван Родионовичи основали завод на реке Унже, тремя годами позже — на реке Гусь. Не останавливаясь на достигнутом и продолжая стремительно наращивать производство, в ближайшие десятилетия братья открыли еще более десяти заводов, составивших настоящую промышленную империю, которая раскинулась на сотни верст.

Дворец братьев Баташевых в Выксе, построенный в конце 1760-х годов. Ныне в этом здании размещается музей.

Легенды о заводчиках Баташевых

Как и о многих других успешных предпринимателях, про Баташёвых слагали страшные байки. Мол, помещики, которые не желали расставаться со своими землями, внезапно бесследно исчезали, и буквально в одну ночь их деревни превращались в распаханные поля. Мол, сами Баташёвы не чураются алхимии и колдовства. Но, как бы то ни было, баташёвские заводы, действительно, были крайне прибыльными.

Потом Иван Родионович стал возводить заводы, имевшие узкую специализацию - например, выделка кос, проволоки, гвоздей, чугунной посуды и других железных изделий. Его брат Андрей к тому времени вышел из семейного дела. Он решил вести бизнес отдельно: ведь у него, помимо законных, имелись и внебрачные дети. А обеспечить наследством он хотел всех.

Баташев Андрей Родионович

После смерти Андрея Родионовича Баташева

Дело Баташевых живет

В 1815 году именно на заводе Ивана Родионовича Баташёва после долгих экспериментов, наконец, собрали паровую машину мощностью 12 лошадиных сил. Она стала приводить в движение доменные меха. Интересно, что уже будучи 70-летним стариком, Иван Родионович лично руководил всеми делами: хотя они были отлажены великолепно и его участия, по сути, не требовали.

Наследницей своей империи И. Р. Баташёв сделал внучку - Дарью Ивановну, вышедшую замуж за знаменитого генерал-майора Дмитрия Дмитриевича Шепелева. В свое время Шепелев участвовал в подавлении мятежа в Польше, затем в военных действиях в Закавказье, а также в Италии - против французов, отличился в битве при Аустерлице. Через два года после женитьбы, в 1812 году, Дмитрий Дмитриевич вернулся в строй - для участия в Отечественной войне.

Лишь в 1816-м он снова зажил мирной жизнью в кругу семьи. К тому моменту Дарья Ивановна уже родила ему четырех детей. Правда, тихая семейная жизнь была недолгой: двумя годами позже супруга умерла, а спустя еще три года скончался и Иван Родионович. Так, Дмитрий Шепелев унаследовал существенную часть баташёвской империи.

Про выксунский чугун историк и биограф Баташёвых П. П. Свиньин писал так:

К началу XX века в Выксе стали выпускать все необходимое для железных дорог - например, выксунские рельсы прокладывали по всей России. Кстати, по инициативе управляющего - немца А. И. Лессинга - многие заводы тоже были соединены железной дорогой. Потом началась Первая мировая война, Лессингу пришлось уехать, но выксунские заводы оставались едва ли не единственными на европейской части нашей страны, продолжавшими исправно функционировать.

С началом Великой Отечественной войны с конвейера ВМЗ стала сходить броневая сталь для танков и бронепоездов. Тогда же здесь собрали уникальный железнодорожный бронеавтомобиль - легкий броневик для передвижения по рельсам! Его единственным недостатком оказалась низкая скорость.

Баташёвские искусственные озера и узкоколейка

Там же располагался Музей выксунской узкоколейки. Между прочим, одной из крупнейших в России. Она активно функционировала вплоть до 2000 года: по ней осуществлялись грузоперевозки, курсировали пассажирские поезда. Однако в новом тысячелетии она, как и большая часть наших узкоколеек, была закрыта и разобрана.

Технику для музея свезли на территорию Выксунского металлургического завода, рассчитывая открыть там музей узкоколейки. Но что-то не сложилось, и экспонаты доставили в Вилю. Там их, по сути, просто бросили под открытым небом. Небольшой заборчик, которым они окружены, не мешает вандалам наносить на них граффити и ломать. Так мы теряем свою историю.

Родоначальником династии Баташёвых считается Иван Тимофеевич Баташёв (ум. в 1734 г.), выходец из тульских оружейников. И.Т. Баташёв работал управляющим на заводах знаменитого промышленника петровского времени Демидова и первые свои заводы стал строить под его покровительством в окрестностях Тулы. После смерти Ивана Тимофеевича его заводы перешли к младшему сыну Родиону (около 1720 [2] — 1754 г., старший сын И.Т. Баташёва Александр ненадолго пережил отца и умер в 1740 году). Но более всего стали известны дети Родиона – Андрей Родионович (1724-1799) и Иван Родионович (1732 или 1741 [3] — 1821) Баташёвы.

В 1754 году вышел правительственный указ, согласно которому промышленные предприятия, потребляющие лес, должны были располагаться не ближе, чем в 200 верстах от Москвы. Сделано это было для сбережения природных ресурсов центра России. Промышленность потянулась на Урал, но Баташёвы избрали другой путь развития, своё дело они перенесли в бассейн средней Оки, где к тому времени были разведаны залежи железной руды. Кроме того, в этом районе имелись в изобилии необходимые для разворачивания производства лес и гидроресурсы. В 1755 году братьями Баташёвыми был построен завод на реке Унже, левом притоке Оки (Унженский завод). За этим последовали Гусевский завод (ныне посёлок Гусь-Железный, также как и Унженский находится сейчас на территории Рязанской области) в 1759 г. Так было положено начало Приокскому горному округу, также получившего название Баташёвского.

бат1

Рисунок 1. Баташёвские металлургические заводы на Средней Оке

Первой стадией переработки железной руды было доменное производство. В домну загружали руду и древесный уголь, а выгружали чугун. Чугун не является конечным продуктом металлургического производства: он хорош для литья, но хрупок и не годится для изготовления инструмента и большинства других изделий. Для получения железа или стали из чугуна необходима дополнительная стадия переработки, в XVIII веке для этого использовался кричный передел. Продуктом этого передела в специальном горне был рыхлый слиток довольно чистого (называвшегося сварочным или полосовым) железа — крица, весом 50-100 кг, ещё содержавшая внутри себя прожилки жидкого шлака. Для придания железу необходимых свойств и удаления шлака слиток в горячем состоянии проковывали специальными тяжёлыми молотами, приводимыми в движение механически. В качестве топлива в кричных горнах также использовался древесный уголь [6].

Таким образом, доменное и передельное производства различались и могли, вообще говоря, размещаться на разных заводах. Поэтому и назывались такие заводы по-разному: чугуноплавильными и железоделательными (или молотовыми). Например, Вознесенский завод (ныне райцентр Вознесенское) специализировался на переделе чугуна, выплавлявшегося на других заводах, на нём работали до 10 молотов. Металлургическое производство требовало значительных энергетических затрат, поэтому заводы в XVIII веке располагались по берегам малых рек, на которых строились плотины, и основные механизмы приводились в движение водяными колёсами.

В конце XVIII века стала внедряться печь новой конструкции – пудлинговая, которая в течение XIX века вытеснила менее экономичный и технически несовершенный кричный горн. И главное, пудлинговая печь могла работать на других видах топлива, в частности на каменном угле [7]. Правда, это не относилось к нашему краю, где древесный уголь использовали вплоть до ХХ века. Во второй половине XIX века на смену пудлинговому процессу пришли бессемеровский конвертер и мартеновская печь, с помощью которых уже можно было вместо полосового железа выпускать качественную сталь.

Рост производства братьев Баташёвых тормозился действовавшим в то время указом о запрете лицам недворянского происхождения приобретать крепостных крестьян. Поэтому Баташёвы добивались для себя дворянского звания, но получить его им удалось лишь значительно позже, в 1783 году. Другой способ обхода этого правила можно понять на примере строительства Илёвского завода. По всем документам и лесная дача на реке Илёв, и крестьяне, предназначенные для работы на заводе, принадлежали дворянину Е.В. Рознатовскому, на чьи средства якобы строился завод. Завод был построен в 1774 году, а в 1776 году Баташёвы у Рознатовского его купили за 150 тыс. рублей. Вне всякого сомнения, и деньги на строительство, и проект принадлежали Баташёвым, а дворянин Рознатовский играл лишь роль подставного лица. Видимо, по той же схеме в том же году был приобретен и Еремшинский завод у князя П.И. Репнина (ныне посёлок Ермишь в Рязанской области).

В 1783 году братья разделили между собой хозяйство. Старшему Андрею отошли Гусевский, Ермишинский, Илёвский заводы. Младшему Ивану – Выксунский, Велетьмински, Унженский и Железницкий. С этого времени центром владений Андрея Родионовича Баташёва стал Гусевский завод, Ивана Родионовича – Выкса.

2 раздел 1783

Рисунок 2. Раздел хозяйства в 1783 году

Хозяйства братьев Баташёвых различались теперь не только именами владельцев, но и стратегиями экономического развития. Заводы старшего из братьев – Андрея придерживались традиционной специализации и продолжали выпуск полосового железа. Спрос на этот вид продукции, хотя и существовал, но постепенно снижался, и к середине XIX века эти заводы утратили своё значение. Иван Родионович Баташёв и его наследники придерживались другого пути развития. Ещё в конце XVIII века здесь стали осваивать новые виды продукции: гвозди, проволоку, чугунную посуду, производственное оборудование. На Сноведском заводе Ивана Баташёва освоили художественное чугунное литьё, его изделия украшали улицы и здания Москвы и Петербурга. Быстрее шло на предприятиях Ивана Баташёва и техническое перевооружение: паровая машина на Выксунском заводе работала уже в 1817 году, в 1852 году таких машин на выксунской группе заводов было уже 17 [9]. В это время на предприятиях, основанных А.Р. Баташёвым, паровые двигатели только начинали появляться [10]. В долгосрочной перспективе это привело к тому, что управлявшиеся Иваном Баташёвым выксунские заводы успешно работают до сих пор.

Но это произошло в будущем, а в конце XVIII века братья продолжали, теперь уже порознь, расширять производство и основывать новые предприятия. Андреем были пущены Верхнее-Унженский (1783), Вознесенский (1784), Сынтульский (1787) и Мердушинский (1791) заводы; Иваном – Сноведский завод (1784). К концу XVIII века Баташовым принадлежали 13 действовавших заводов. Их суммарное хозяйство было третьим в России после уральских заводов Демидовых и Яковлевых. В 1800 году вся Россия произвела 9,7 млн. пудов чугуна, из них на долю Баташёвых пришлось 1,1 млн. пудов, или 11%.

3 новь 1783-1803

Рисунок 3. Строительство новых заводов в 1783 — 1803 гг.

Одной из наследниц имущества А.Р. Баташёва была его внучка Вера Андреевна, в замужестве Постникова. Она владела землёй в селе Дивееве и в 1826 году пожертвовала по просьбе Серафима Саровского участок в 3 десятины для строительства мельницы. Так была основана известная мельничная Дивеевская женская община.

Тем не менее, выксунские заводы выжили. В конце XIX века после нескольких смен владельцев они попали к немцу Лессингу, который владел заводами вплоть до первой мировой войны.

А ближайшие к Сарову Илёвский и Вознесенский заводы проработали только до 1911 года [15].

В конце XIX века в Ардатовском уезде вблизи Сарова работали ещё несколько металлургических заводов, не имевших отношения к металлургической империи Баташёвых. Это Балыковский, Князь-Ивановский (деревня Князь-Иваново – ныне Маёвка Дивеевского района) и Бушуевский (у села Большое Череватово). Все они работали на местном рудном сырье и просуществовали недолго. Например, Балыковский завод был построен местным помещиком П.П. Менделеевым в 1873 году и проработал до 1912-го. Закрыт был завод из-за нерентабельности [16].

1 Города России. Энциклопедия. М., 1994, стр.542.

2 Арсентьев Н.М. Замосковный горный округ: заводовладельцы и рабочие. Саранск, 1994, стр.24.

Читайте также: