Сообщение о деятеле культуры первой половины 20 века

Обновлено: 20.05.2024

Эйзенштейн стремился создать совершенно новое, революционное киноискусство. В центре фильма Эйзенштейн хотел поставить рабочую революционную массу. "Стачка" была таким бесфабульным и безгеройным фильмом, обобщающим массовый революционный опыт стачечной борьбы. Стремясь сильнее воздействовать на зрителя, Эйзенштейн строил острые, впечатляющие эпизоды, называя их "аттракционами". Он с помощью монтажа создавал кинометафоры, подобные литературным. Соединяя показ шпиков с показом крупным планом животных - обезьяны, бульдога, совы, он высмеивал врагов рабочего класса. Сближая кадры разгона демонстрации казаками с кадрами, показывающими убой быка, пытался метафорически выразить понятие "бойня". Не все опыты удавались одинаково хорошо, но все же "Стачка" явилась первым подлинно революционным фильмом о массовых действиях пролетариата.

Невиданный успех завоевал Эйзенштейн своим вторым фильмом - "Броненосец "Потемкин" (1925). Восстание моряков на военном корабле в июле 1905 г. в этой картине стало образом первой русской революции, трагически подавленной, но не побежденной.

Эрнст Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Швеции, в городе Упсала. Окончил Стокгольмский университет, где изучал литературу и историю искусств. Профессионально работать в кино Бергман начал в 1941 году, редактируя сценарии. Однако вскоре он написал собственный сценарий под названием `Травля`, который был экранизирован в 1944 году. Позднее Бергман начал снимать и собственные фильмы. Мировое признание получили его режиссерские работы 50 - 60-х годов - `Земляничная поляна`, `Седьмая печать`, `Улыбки летней ночи`, `Молчание`, `Персона`, эти фильмы принесли Ингмару Бергману известность и уважение профессионалов. Выдающийся режиссер продолжал активно работать в кино и последующие десятилетия, причем почтидля всех своих картин сценарии писал сам. В 70 - 80-е годы на экраны вышли `Прикосновение`, `Осенняя соната`, `Из жизни марионеток`, `Змеиное яйцо`, `Фанни и Александр`. Кроме того, Ингмар Бергман, начинавший свой творческий путь как театральный режиссер, впоследствии не расставался с театром и ставил пьесы У. Шекспира, Г. Ибсена, А. Чехова, А. Стриндберга.

Висконти Лукино был одним из основоположников неореализма. Наиболее значительные фильмы: "Земля дрожит" (1948), "Самая красивая" (1951), "Чувство" (1954), "Рокко и его братья" (1960), "Леопард" (1962, по роману Дж. Т. ди Лампедузы) и "Проклятые" ("Гибель богов", 1970).

С 1945 работает также как театральный режиссёр. Поставил спектакли: "Смерть коммивояжёра" (1950) и "Вид с моста" (1958) Миллера, "Три сестры" (1952) и "Дядя Ваня" (1956) Чехова; оперы "Травиата" и "Трубадур" Верди и др. Ряд фильмов Висконти Лукино получил премии международных кинофестивалей.

Андремй Арсемньевич Таркомвский (4 апреля 1932, Юрьевец, Ивановская область, РСФСР -- 29 декабря 1986, Париж, Франция) -- кинорежиссёр, сценарист. По мнению многих зарубежных критиков, после Эйзенштейна это второй по значимости советский режиссёр по вкладу в мировой кинематограф и влиянию на историю его развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛЕКЦИЯ № 32 § 78. Культура в первой половине XX в.

Новое в науке и технике. В начале XX в. была изучена структура атома (электрон, протон, позитрон, нейтрон и т.д.), открыты кванты, что повлекло за собой разработку квантовой механики. Тогда же появилась теория относительности Альберта Эйнштейна, предлагавшая оригинальную версию понимания пространства, времени и движения. В 30-е гг. XX в. начались исследования возможности осуществления ядерной реакции.

Химики, искавшие способы создания новых искусственных материалов, разработали способ получения синтетического каучука. В медицине огромное значение имело открытие англичанином Александером Флемингом в 1929 г. первого антибиотика — пенициллина.

Новые течения в художественной культуре. Еще в конце XIX в. в духовной жизни распространились ощущения кризиса, близких перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало зарождение модернизма (термин подчеркивал современность течения). Модернизм не имел общей идейно-художественной программы, но его сторонников объединяли неприятие в той или иной степени реализма, поиск новых художественных форм и средств.

Известными направлениями модернизма были импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. Невероятно популярны были произведения французских художников-импрессионистов Э.Мане, Э.Дега, О. Ренуара, К. Моне и др. Представителями постимпрессионизма считаются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает особое отношение к цвету, стремление передать все его оттенки, иногда невидимые глазу.

Смелые поиски новых художественных форм вели представители течений, объединенных понятием авангардизм. Формами авангардизма были кубизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм и др. Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников В. Кандинского, К. Малевича, М. Ларионова и др. Выдающимися представителями авангардистских направлений стали художники П. Пикассо (кубизм), А. Матисс (фовизм), Э. Нольде (экспрессионизм), С. Дали (сюрреализм).

Новое качество приобретали и произведения, создававшиеся в рамках реалистических традиций. Так, всемирную известность получила монументальная живопись мексиканских художников-коммунистов Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. Сикейроса. Их огромные фрески на стенах административных и общественных зданий рассказывали об истории народов Латинской Америки, борьбе за национальное и социальное освобождение.

В 20 — 30-е гг. XX в. распространились течения рациональной, функциональной архитектуры. В СССР они получили название конструктивизм. Появлению этих течений способствовали распространение новых строительных материалов (железобетон, прочное стекло) и необходимость быстрого массового строительства. Главное значение в архитектуре имели простота, рациональность. Дома отличались правильной геометрической формой, плоской крышей. Архитекторы проектировали типовые здания, жилые, административные, промышленные комплексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал француз Шарль Jle Корбюзье.

Литература. В литературе начала XX в. продолжал во многом господствовать реализм. Писатели обращались к социальной тематике, критиковали пороки общества (французы Р. Ролан и А. Франс, американец Т. Драйзер и др.).

Популярность получает жанр антиутопии. Писатели Е. Замятин, О. Хаксли, позже Д. Оруэлл создают произведения, рисующие антигуманный мир возможного будущего, в котором человек полностью подчинен государству.

Новую эру в кинематографе открыло звуковое кино. В конце 30-х гг. в кино пришел цвет. Сначала на экран переносились театральные постановки. Позже появилась особая кинорежиссура. Как особые жанры развивается документальное кино, мультипликация.

В 20 — 30-е гг. XX в. крупнейшим центром кинопроизводства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Голливудское кино этого периода характеризуется многочисленными постановками мелодрам, мюзиклов, детективов, гангстерских фильмов, комедий, фильмов ужасов.

Нацизм и культура. С приходом к власти Гитлера ряд немецких деятелей культуры оказался в эмиграции, другие стали сотрудничать с режимом.

В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения величия Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создавались обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий и манифестаций.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте главные направления развития науки и техники в первой половине XX в.

2. Какие новые течения появились в искусстве в первой половине XX в.?

3. Чем характеризовалось развитие литературы и театра между двумя мировыми войнами?

4. Как недемократические режимы повлияли на развитие культуры?

5. Составьте таблицу, указав в ней художественные направления, деятелей культуры и их основные произведения.

Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединенных Штатов — единственный и лучший для любого человека. Так или иначе, каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост свое счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку темные стороны нашей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей.

ЗАДАНИЕ К ДОКУМЕНТУ

Приведите примеры из известных вам американских фильмов, демонстрирующих выполнение их создателями указаний, содержащихся в данном документе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛЕКЦИЯ № 32 § 78. Культура в первой половине XX в.

Новое в науке и технике . В начале XX в. была изучена структура атома (электрон, протон, позитрон, нейтрон и т.д.), открыты кванты , что повлекло за собой разработку квантовой механики. Тогда же появилась теория относительности Альберта Эйнштейна , предлагавшая оригинальную версию понимания пространства, времени и движения. В 30-е гг. XX в. начались исследования возможности осуществления ядерной реакции.

Химики, искавшие способы создания новых искусственных материалов, разработали способ получения синтетического каучука. В медицине огромное значение имело открытие англичанином Александером Флемингом в 1929 г. первого антибиотика — пенициллина.

Новые течения в художественной культуре . Еще в конце XIX в. в духовной жизни распространились ощущения кризиса, близких перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало зарождение модернизма (термин подчеркивал современность течения). Модернизм не имел общей идейно-художественной программы, но его сторонников объединяли неприятие в той или иной степени реализма, поиск новых художественных форм и средств.

Известными направлениями модернизма были импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. Невероятно популярны были произведения французских художников-импрессионистов Э.Мане, Э.Дега, О. Ренуара, К. Моне и др. Представителями постимпрессионизма считаются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает особое отношение к цвету, стремление передать все его оттенки, иногда невидимые глазу.

Смелые поиски новых художественных форм вели представители течений, объединенных понятием авангардизм . Формами авангардизма были кубизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм и др. Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников В. Кандинского, К. Малевича, М. Ларионова и др. Выдающимися представителями авангардистских направлений стали художники П. Пикассо (кубизм), А. Матисс (фовизм), Э. Нольде (экспрессионизм), С. Дали (сюрреализм).

Новое качество приобретали и произведения, создававшиеся в рамках реалистических традиций. Так, всемирную известность получила монументальная живопись мексиканских художников-коммунистов Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. Сикейроса. Их огромные фрески на стенах административных и общественных зданий рассказывали об истории народов Латинской Америки, борьбе за национальное и социальное освобождение.

В 20 — 30-е гг. XX в. распространились течения рациональной, функциональной архитектуры . В СССР они получили название конструктивизм . Появлению этих течений способствовали распространение новых строительных материалов (железобетон, прочное стекло) и необходимость быстрого массового строительства. Главное значение в архитектуре имели простота, рациональность. Дома отличались правильной геометрической формой, плоской крышей. Архитекторы проектировали типовые здания, жилые, административные, промышленные комплексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал француз Шарль Jle Корбюзье .

Литература . В литературе начала XX в. продолжал во многом господствовать реализм. Писатели обращались к социальной тематике, критиковали пороки общества (французы Р. Ролан и А. Франс, американец Т. Драйзер и др.).

Популярность получает жанр антиутопии . Писатели Е. Замятин, О. Хаксли, позже Д. Оруэлл создают произведения, рисующие антигуманный мир возможного будущего, в котором человек полностью подчинен государству.

Новую эру в кинематографе открыло звуковое кино. В конце 30-х гг. в кино пришел цвет. Сначала на экран переносились театральные постановки. Позже появилась особая кинорежиссура. Как особые жанры развивается документальное кино, мультипликация.

В 20 — 30-е гг. XX в. крупнейшим центром кинопроизводства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Голливудское кино этого периода характеризуется многочисленными постановками мелодрам, мюзиклов, детективов, гангстерских фильмов, комедий, фильмов ужасов.

Нацизм и культура . С приходом к власти Гитлера ряд немецких деятелей культуры оказался в эмиграции, другие стали сотрудничать с режимом.

В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения величия Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создавались обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий и манифестаций.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте главные направления развития науки и техники в первой половине XX в.

2. Какие новые течения появились в искусстве в первой половине XX в.?

3. Чем характеризовалось развитие литературы и театра между двумя мировыми войнами?

4. Как недемократические режимы повлияли на развитие культуры?

5. Составьте таблицу, указав в ней художественные направления, деятелей культуры и их основные произведения.

Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединенных Штатов — единственный и лучший для любого человека. Так или иначе, каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост свое счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку темные стороны нашей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей.

ЗАДАНИЕ К ДОКУМЕНТУ

Приведите примеры из известных вам американских фильмов, демонстрирующих выполнение их создателями указаний, содержащихся в данном документе.

Культура и искусство первой половины ХХ века

Модернизм охватывает разные художественные направления, включая в себя постмодерзнизм, сюрреализм и импрессионизм. Всем этим направлениям в характере авангардизм, который настроен агрессивно воздействовать на публику, производить шок, споры и скандалы.


"Поворот от традиций классического искусства к новому развитию культуры"

В 1920-30-е гг. на искусство и литературу оказывали влияние новые явления и события: мировая война, революции, конфликты, национализм. Всё это отразилось на состоянии мировой культуры.

Символизм

Символизм подразумевает под собой сочетание реального и таинственного, обращение к мифам, поиски мистического, его эстетику определяла иносказательность. К такому направлению люди пришли, когда стремились к осмыслению прошлого культуры. Главным средством художественного познания становится символ. Символ высшего совершенства в лице культа вечной женственности. Символизм опирался в основном на новый стиль - модерн.


Гюстав Моро - "Фаэтон"

Модерн


Клод Моне - "Впечатление. Восходящее солнце"

Дальше последовало появление постипрессионизма. Этот стиль отличался эмоциональностью и одухотворённостью.

Кубизм

Кубизм — авангардное направление в живописи начала 20 в. Самыми знаменитым представителем этого направления был Пикассо, который изображал мир в виде геометрических знаков и конструкций, деформируя облики некогда реальных предметов.


Пабло Пикассо - "Авиньонские девицы"


Сальвадор Дали - "Постоянство памяти"

Деятелей искусства и литературы начала века интересовали не только творческие проблемы и поиски.

В творчестве литераторов и художников в 1920-30-х гг. особую значимость приобретали социально-политические мотивы. Социальные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные течения в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы. В таких странах наука оказалась на службе у войны, а искусство — у пропаганды.

искусство, пикассо, Моне, творчество, дали, символизм, Модерн, модернизм, Моро, кубизм, антиутопия.

Читайте также: