Состав художественных красок сообщение

Обновлено: 17.05.2024


Если опытные художники целенаправленно покупают проверенные годами краски, то начинающим живописцам выбор всегда дается нелегко. Обилие вариантов, которые предлагает современная промышленность, не только не упрощает задачу, но зачастую запутывает новичков. Давать какие-либо советы в этом вопросе также непросто, поскольку каждый тип художественных красок имеет как преимущества, так и недостатки. Желательно попробовать все варианты и выбрать для себя самый подходящий. Но сначала необходимо выяснить, чем одни краски отличаются от других.

Из чего состоит краска

Основой для производства художественных красок являются красящие пигменты и связующие вещества. Пигменты представляют собой порошок тонкого помола, изготовленный из натуральных или искусственных материалов, а для экономии пигментов в промышленности применяются специальные наполнители. Связующие вещества создают на полотне пленку, которая удерживает в себе красители.

Натуральные пигменты бывают минеральными и органическими. Минеральные производятся из металлов и окисей и характеризуются высокой прочностью, светоустойчивостью, превосходной смешиваемостью и совместимостью со связующими. Органические растворимы в воде и не обладают выдающейся прочностью, но хорошо проникают в структуру поверхности. Искусственные красители получают с помощью сложных химических реакций, они устойчивы к влажности, ультрафиолету, газам и атмосферным явлениям, имеют яркие, насыщенные оттенки.

В качестве связующих веществ в художественных красках применяют смолы, клеи, полимеры, углеводороды и затвердевшие масла. Все эти вещества хорошо разбавляются в воде, а после высыхания образуют прозрачную пленку, через которую виден краситель.


Типы художественных красок

Начиная свой путь в изобразительном искусстве, важно понимать, какого результата ждать от определенного вида красок. Ведь живопись – это творчество, и здесь не может быть строгих рекомендаций по выбору инструментов и материалов. Но испробовав все варианты, вы поймете, какой из них вам ближе. В живописи используют 5 основных видов красок:

Они различаются по составу, который влияет на цвет и структуру мазка, поэтому картины, написанные одними красками, визуально отличаются от композиций, исполненных другими. Выбор художественной краски также зависит от стиля, в котором создается живопись.

Акварельные

В основе акварельных красок лежат водорастворимые пигменты и связующие вещества, представляющие собой клеевую консистенцию. Чаще всего используют гуммиарабик (твердую смолу растительного происхождения, которая быстро затвердевает на воздухе и хорошо растворяется в теплой воде), а также добавки в виде глицерина, желчи, меда и консервантов, влияющих на вязкость, плотность и стойкость цвета. Существуют 4 вида акварели, каждый из которых лучше всего подходит для определенного типа изображений:

Сухая акварель хороша для графики, этюдов, зарисовок и картин небольших размеров. Мягкая легко выдавливается из тюбика и используется для создания габаритных работ. Жидкой чаще всего делают скетчи и иллюстрации, а медовая – идеальный вариант для детей.


Гуашевые

Одно из основных преимуществ гуаши в ее универсальности – она подходит для рисования на бумаге, холсте, ткани, древесине и даже стекле. Гуашь непрозрачна (это кроющая краска), она быстро высыхает без использования разбавителей и ускорителей высыхания. С ее помощью можно легко перекрасить темные участки в светлые и наоборот. Даже через время в изображение, нарисованное гуашевыми красками, можно вносить изменения и добавлять различные нюансы.

В основе гуаши лежат красящие пигменты и связующее вещество на основе клея с добавлением белил, которые придают красителю матовую бархатистость. Однако после высыхания краски цвета становятся несколько светлее, и эту особенность необходимо учитывать, делая композицию насыщенней, чем результат, который хотите получить. При работе с гуашью лучше всего использовать кисти из синтетических волосков.


Акриловые

Акриловые краски относятся к водно-дисперсионным, изготавливаемым на основе полиакрилатов (сложных акриловых полимеров). Акрил в живописи применяется сравнительно недавно, но в силу яркости цветов и простоты использования он быстро завоевал популярность. Для работы подходят бумажные, деревянные, стеклянные, металлические и тканевые поверхности. Акриловые краски быстро высыхают, оттенки получаются красочными и сочными. После высыхания акрил не выцветает, не выгорает на солнце и не смывается водой, но несколько темнеет, и это следует брать во внимание.


Масляные

По названию несложно догадаться, что связующим веществом этих красок является масло (льняное, сафлоровое, подсолнечное, маковое, ореховое). В состав также входят природные смолы, усиливающие яркость красителя, добавки, повышающие стойкость красочного слоя, и, разумеется, пигмент. Для придания матовости к определенным пигментам добавляют раствор на основе воска, который также усиливает текучесть вещества.

Масло в живописи применяется еще с VI века. Плотность фактуры и яркость цветов позволяют создавать объемные и реалистичные произведения. Рисовать масляными красками можно на холсте, загрунтованной бумаге и дереве. Масляные картины со временем не выцветают и обладают высокой стойкостью к ультрафиолету. Недостаток масла – длительный период высыхания (полимеризации), который в среднем составляет 5-7 дней. В течение этого времени красочные слои образуют пленку, однако полная полимеризация наступает только через год.


Темперные

По количеству приемов и получаемых результатов темперная живопись является лидером. Она включает как работу тонкими слоями и лессировками , так и густое пастозное письмо. Темпера высыхает гораздо быстрее, чем масло, и не смывается водой после полного высыхания, она предназначена для работы в любом жанре и обладает способностью долго сохранять первоначальные цвета. Для темперной живописи можно использовать картон, бумагу, холст, фанеру, МДФ и другие виды полотна – краситель хорошо ложится едва ли не на любую основу. При работе этим видом красок можно применять различные приемы и техники, а также легко перерисовывать одни и те же участки.


Использование красок в технике Старых мастеров

Но существует и иной подход к живописи, который основан не на интуиции и виртуозности владения одним единственным инструментом, а на четкой системе. Речь идет о технике Старых мастеров, в результате применения которой изображение рождается как бы само собой. Цвет, объем, фактура и плавные тоновые переходы появляются самостоятельно в результате выполнения определенной работы на каждом этапе, а краска используется лишь на одной из завершающих стадий для придания картине насыщенности и добавления недостающих оттенков. Чаще всего применяется акварель, можно использовать и другие виды красок. Но главное, что, следуя системе, вы научитесь писать реалистичные картины, не будучи гением и не тратя десятки лет на овладение искусством работы только красками. Подробнее о технологии оптических просветов, которая базируется на технике Старых мастеров, вы можете прочитать в книге, доступной для скачивания по этой ссылке .

Химия для художников

Уже пещерный человек искал способы самовыражения и ему в этом помогали различные красящие материалы, например, мел, уголь, охра. В настоящее время, во многом благодаря достижениям химии, ассортимент художественных средств значительно расширился. Хотим познакомить вас с тем, как делают краски и какие химикаты используются для их производства. Эта статья — первая часть рассказа.

Краски, красители, пигменты

Мел, уголь и охру правильнее называть не красками, а пигментами, то есть веществами, придающими материалам цвет, непрозрачность и некоторые другие свойства. Главное качество пигментов — нерастворимость в связующей дисперсной среде и растворителе. Растворимые же вещества, применяемые для окрашивания материалов, называются красителями.

Краска — это, обычно, сложная смесь, состоящая из нескольких компонентов. В общем случае краски состоят из:
— пигмента;
— связующего вещества. Это могут быть глицерин, мед, растительное масло, клей, полимерная смола и прочие;
— наполнителя (нерастворимое неокрашенное вещество, придающее краске дополнительные свойства);
— разбавителя, растворителя, с помощью которого регулируется густота и вязкость краски;
— сиккатива — вещества, ускоряющего высыхание краски;
— отвердителя на основе полимерных смол, ускоряющего полимеризацию лакокрасочных материалов;
— ускорителя (вещество или смесь веществ, использующиеся для ускорения полного отверждения декоративного покрытия);
— пластификатора, с помощью которого придается эластичность поверхностной пленки лакокрасочного покрытия.

В зависимости от связующего вещества, краски бывают масляными, акварельными, акриловыми, темперными и гуашевыми. Пигменты делятся на неорганические и органические.

Неорганические пигменты изготавливают из природных минеральных веществ и химических соединений — таких как малахит, диоксид титана и т.п. Органические пигменты природного происхождения называются биологическими пигментами. Они встречаются в растениях и животных. Это индиго, кошениль, куркумин и другие.

Органические пигменты получают синтетическим путем из циклических углеводородов — как правило, из бензола и его гомологов. Часто они имитируют природные вещества. Так, очень востребованный пигмент индиго синтезируется искусственно для получения краски, аналогичной получаемой из растения индигофера красильная.

Неорганические пигменты более востребованы в связи с тем, что они более долговечные, плотные, непрозрачные, устойчивые к окружающим воздействиям (свету, температуре). Зато органические пигменты обладают большей декоративностью и красящей способностью, полупрозрачным эффектом. Органические пигменты позволяют получать оттенки и цвета, которые невозможно получить только из неорганических пигментов. Чаще всего органические пигменты добавляют в неорганические для придания готовой краске нового оттенка.

Неорганические пигменты

Художники и декораторы в своей работе, в основном, используют краски на неорганических пигментах. Эти пигменты делятся на:
— минеральные (природного происхождения) — охра, ультрамарин;
— земляные (изготовленные из горных пород методом обогащения и термообработки) — красная охра, жженая умбра;
— синтетические (полученные в результате химических реакций) — берлинская лазурь, диоксид титана;
— металлические (порошок металла или сплава металлов) — серебрянка (алюминиевая пудра), мелкодисперсионный порошок латуни;
— с особыми свойствами, например, защищающие от коррозии, от обрастания покрытия морскими организмами — борат цинка, серебрянка.

В следующей статье мы расскажем, из чего делают неорганические пигменты и как их можно приготовить самостоятельно дома или в школьной лаборатории.


Каждый день человек пользуется вещами, предметами, материалами, о происхождении которых он даже не задумывается. Простые краски, которыми ребенок рисует деревья и дома делаются из сложных химических элементов. Ниже предстоит раскрыть занавес незнания и выяснить, из чего делают краски.

Краски для рисования

Состав красок

Так как видов красок – много, выделить конкретную основу для всех составов не получится. Связанно это с тем, что под каждое ответвление существует база, от химического соединения которой зависит конечный продукт. Выделить можно лишь поверхностно, что может присутствовать в любом известном продукте, хоть и в разном количестве.

Акварельные краски

Пигменты

Под пигментами стоит понимать цветовые добавки. Для работы с кожей – они будут натуральными, поэтому палитра заметно отличается от той, что можно найти в строительном магазине. В качестве примера, рекомендуется рассмотреть за счет каких пигментов удается достичь стандартной палитры для тату:

  • Чтобы получить зеленый – добавляют оксид хрома;
  • Для фиолетового – соль алюминия и немного марганца;
  • Для белого – свинцовый карбонат;

Что касается малярных красок, то здесь цветовая гамма будет зависеть от добавления:

  • Пигментов из ахроматического класса – белые, черные;
  • Хроматический класс – цветные (зеленные, голубые и т.д). Их также делят на подклассы – холодные и теплые.

На деле, эти добавки получают из оксидов железа (для изготовления серебрянки), с помощью применения технической сажи и т.д. Современные краски делаются даже с добавлением ЭКО красителей, однако их стоимость значительно дороже.

Пигменты для красок

Связующие

Так как на этапе производства краска чаще выступает в качестве порошка, для соединения используют растворители и различные связующие. О первых, можно будет узнать ниже, что касается второго элемента, в состав краски входят:

  • Акриловые смолы –если это стандартная краска для наружных работ;
  • Силиконовые добавки – часто используются в печати.

Акриловое связующее

Так как на этапе производства краска чаще выступает в качестве порошка, для соединения используют растворители и различные связующие.

Растворители

Растворители используют для уравновешивания молярной консистенции. Часть добавляется еще на заводе, что не позволяет смолам застыть и стать слишком густыми, другая – добавляется мастерами. На основе чего создаются растворители, из чего состоит краска:

Фото растворителей

Наполнители

Наполнители в первую очередь снижают себестоимость краски, что делает ее производство выгоднее. Чтобы не обижать потребителя переплатой за добавки, их сделали максимально полезными. Например, производители добавляют специальные вещества, позволяющие покрытию выносить удары, т.е увеличивают их твердость. Добавки в химический состав обычной краски влияют:

  • На эстетику – придавать блеск, отталкивать грязь;
  • На сроки эксплуатации – покрытие сможет отталкивать грязь, иметь специальную защитную пленку и не подвергаться техническим повреждениям.

Какие используют наполнители в производстве: тальк, слюда и многое другое. Чем меньше частицы, тем светлее оттенок.

Слюда для красок

Производство и потребление

Создание красок – технологически сложный процесс, который негативно сказывается на окружающей среде. Одна ошибка оператора и многотонная партия должна быть утилизирована. Заводы по производству строят в дали от жилых поселков, водных и лесных ресурсов. Ежегодно:

  • Выпускается миллионы тон краски для наружных, внутренних работ;
  • Происходит сотни пожаров на производстве – так как возгорается свежий материал очень легко.

Единственное, чем человек может помочь природе – приобретать сразу качественный материал, который не нужно будет утилизировать или выбрасывать.

Производство красок

Производство

В России есть 10 ведущих компаний, которые на протяжении долгих лет выпускает хорошую продукцию. Конкуренция среди них здоровая, так как развиваться помогает внешний рынок, т.е экспорт продукта в другие страны. Среди наиболее известных:

Помимо красок на заводах делают лаки, шпаклевки и другие строительные материалы.

Завод по производству красок

Потребление

Удивительно, но и насчет потребления красок в России выделяется статистика. Например:

  • Расход малярной краски на душу населения – 4 литра в год;
  • В Западных странах – 20 литров на человека в год.

Статисты говорят о том, что по мере увеличения доходов граждан, показатель будет расти и скоро приблизится к Европейской норме.

Фото малярной краски

Наиболее распространённые краски

На малярных видах ассортимент в магазинах не заканчивается. Среди лидеров можно найти материалы для творчества, тату, косметического использования. У каждого вида есть своя химическая формула, которой строго придерживаются на заводах.

Магазин красок

Темперная краска

История этого вида исчисляется в тысячелетиях. Впервые появилась еще 3 000 лет назад. Использовалась для украшения стен во времена Византии.

Позже, художники заменили эту краску на масляные. Удивительно, но ученые до сих пор находят обрывки росписи на саркофагах и некоторых иконах.

Из чего сделаны краски — расщепленный белок молока, ПВА, пигментов и других добавок. В отличие от древних предшественников, покрытие созданное с помощью темпера не нуждается в защите из лака.

Фото темперных красок

В отличие от древних предшественников, покрытие созданное с помощью темпера не нуждается в защите из лака.

Акварельная краска

Создаются на основе воды, цветового пигмента (для детей он будет экологическим), глицерин, желчь и многое другое. Используется в работах художника, имеет сложную специфику. Известных мастеров, специализирующихся именно на работе с акварелью – единицы. Дополнительно стоит рассказать о подготовительных работах:

  1. Перед творческим процессом смачивается бумага.
  2. Лист желательно натянуть на специальную рамку.

Краски акварельные

Гуашевая краска

  • Матовость достигается за счет большого добавления в состав белила;
  • За основу берется специальный клей – поэтому гуашь плохо отмывается с рук и порой оставляет неприятные пятна.

Некоторые компании также добавляют в состав крахмал, чтобы сделать краску гуще. Мастер, должен понимать, что если в составе много лишнего, то при высыхании композиции – цвет будет на несколько тонов светлее.

Фото гуашевых красок

Масляная краска

Этот вид делается на основе добавления – олифы. Чтобы придать им тягучесть, в составе также присутствуют алкидные смолы. Цветовые добавки могут быть полимерными, т.е искусственно созданные или же натуральные.

Из чего делают белую краску– на производстве приходится добавлять специальный краситель. Базовый оттенок будущей краски – прозрачно мутный. Дополнительно могут добавить тальк, чтобы краска при застывании не трескалась.

Масляные краски

Процесс приготовления красок

Приготовить в домашних условиях даже самую простую краску – невозможно. На заводах используют специальные миксеры, которые непрерывно на протяжении долгих часов вымешивают смолы и порошки. Добиться своими силами однородности – невыполнимая задача даже для физически подготовленного человека. Вращение технического вала – 1200 оборотов в минуту.

Пропорции добавок контролируются технологами. Чтобы создать качественный материал для творчества художников или маляров придется построить лабораторию.

Технологическое производство красок

На заводах используют специальные миксеры, которые непрерывно на протяжении долгих часов вымешивают смолы и порошки.

Даже с виду простой материал, который доступен в каждом техническом магазине, имеет тысячелетнюю историю. В изготовлении красок участвует огромное количество узкоспециализированных профессионалов, постоянно разрабатываются новые соединения, чтобы сегодня у людей был неограниченный выбор.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Исследование состава и изготовление художественных красок разных цветов


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Краски — материал, которым работает художник. Все мы хотя-бы раз пользовались красками в школе, рисовали картины с различными сюжетами, которые плохо понимали взрослые, делали ремонт.

Мы знаем много видов красок, некоторые известны с давних времен: акварельные краски, гуашевые, темперные, масляные краски. В последнее время появилось много новых видов красок: пальчиковые краски, витражные, краски по ткани, акриловые краски и многие другие. Не каждый начинающий художник задумывается о том, из чего сделаны его краски.

Я учусь на художественном отделении ДШИ имени С.В.Рахманинова города Старая Русса. Каждый раз, когда я прихожу на урок живописи, я сталкиваюсь с разными художественными материалами. Мне стало интересно, а можно ли изготовить самому художественные краски.

Цель: Исследовать состав художественных красок разных цветов, и изготовить некоторые из них.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Узнать состав художественных красок
  3. Выяснить, можно ли изготовить основные художественные краски в домашних и лабораторных условиях.
  4. Проверить качество красочного слоя при нанесении на лист бумаги красок, изготовленных мною. При помощи написания художественной композиции
  5. Нарисовать рисунок в технике эбру.

Методы исследования:

  1. Анализ справочной и научной познавательной литературы,
  2. Эксперимент, описание
  3. Наблюдение

Объект: художественные краски

Предмет: изготовление красок

Гипотеза: Если мы изучим состав красок, то мы сможем самостоятельно изготавливать некоторые, часто потребляемые в живописи краски.

Теоретическая часть

Даже пещерный человек искал способы самовыражения и ему в этом помогали различные красящие материалы, например, мел, уголь, охра. В настоящее время, во многом благодаря достижениям химии, ассортимент художественных средств значительно расширился.

Краски[1] — общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта.

Все краски состоят из пигмента и связующего вещества. Это может быть глицерин, мед, Яичный желток, растительное масло, клей, полимерная смола.

По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли, оксиды металлов) и органические (весьма сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими). Краски могут быть предназначены для раскрашивания или для окраски предметов, для создания живописных полотен, росписей, для получения декоративных покрытий. После высыхания или полимеризации краски образуют окрашенную однородную плёнку, обычно непрозрачную или полупрозрачную.

Пигмент[2] — красящий порошок для приготовления красок. Бывает минерального и химического происхождения. Связующие вещества краски являются жидкой средой, в которой диспергированы твердые частички пигмента. Эти масла состоят главным образом из глицериновых эфиров жирных кислот, из которых многие обладают сильной не насыщенностью.

Растворитель[3] используют в красках для снижения вязкости, что способствует удобству нанесения. Используемый растворитель напрямую зависит от природы связующего вещества. В качестве растворителей используются вода, масла, спирты, кетоны, эфиры и иные углеводороды.

Наполнители[4] — более дешевые и доступные вещества, чем пигменты. Их используют для экономии дорогостоящих пигментов, а также для улучшения малярно-технических и эксплуатационных свойств покрытий. В большом количестве их используют в шпатлевках

Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков. Первые в истории краски появились, когда древний человек догадался растереть такие вещества в порошок и, добавлять некоторые вещества.

Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал и самые примитивные краски. Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.

Древний Египет[5]

Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.

Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ. Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.

Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок – ляпис-лазурь[6] (ультрамарин). Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.

Древний Китай[7]

В Китайской цивилизации появились лёгкие акварельные краски. Китай является прародителем бумажного производства, поэтому для рисования акварельными красками применяют только бумагу. Холст, дерево и другие поверхности, на которые наносятся краски, не подойдут для акварели. В состав акварельных красок, помимо красящих веществ, входят мёд, глицерин и сахар.

Средние века[8]

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла. В те времена художники научились накладывать масляные краски тонкими слоями - лессировками, тогда картина приобретала за счёт этого глубину и объем, улучшенную цветопередачу.

Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то – на казеине, являющимся одной из производных молока. Натуральные компоненты, вкупе с ручным производством, делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит[9] был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик предварительно оплачивал краски.

Новые открытия.

Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека, что значительно понижали популярность искусственных красок. Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди.

Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.

Массовое производство[10]

Массовое производство красок началось менее двух веков назад. С древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений (не хранились дольше суток). Твёрдые вещества также перетирают в порошок, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.

На заре развития лакокрасочной промышленности в продаже были и готовые к непосредственному использованию краски, и сырьё для их ручного изготовления, так как многие люди придерживались консервативных взглядов, но новые технологии вытеснили ручное производство. С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования. Многие вредные вещества были заменены на менее опасные синтетические компоненты. Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава

Виды красок

Основные виды красок: гуашевые, акриловые, масляные, темперные, акриловые.

Темпера[11] - краски, которыми пишут иконы. Для их приготовления пигмент смешивают с яичным желтком.

Акриловые[12] — краски недавно изобретенные, химические. Разбавляются водой и при высыхании образуют неразмываемую поверхность.

Масляные краски — ряд лакокрасочных материалов, представляющих собой смесь пигментов и наполнителей в высыхающих растительных маслах или олифах (чаще вcего комбинированной или синтетической либо на основе алкидных смол), иногда с добавкой вспомогательных веществ. Применяются в живописи или для окраски деревянных, металлических и других поверхностей, в зависимости от вида краски.

Акварель[13] — это краска, которую разводят при помощи воды. Прозрачность акварели — главный ее признак и основная ценность. При смешивании красок разных цветов образуется множество дополнительных оттенков цвета.

Характеристика некоторых красок.

Сепия, пигмент извлекается из каракатицы. Имеет прекрасный коричневый тон, прозрачный и гармоничный.

Сиена жжёная. Краска тёплого красно-коричневого цвета. При соединении с кобальтом даёт превосходные тёплые серые тона. Кобальт лучший кобальт добывают в рудниках Швеции. Эта краска одна из самых необходимых для художника – акварелиста. Индиго. Это экстракт из коры и листьев дерева индиго, растущего в Бразилии и Индии. Кадмий. Добывается из метала того же имени, краска-дающая самый сильный жёлтый цвет.

Гуашь[14] — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.

Вид красок почти целиком зависит от связующего вещества, а сами пигменты делятся на подгруппы. Пигменты получают из крошки малахита, лазурита, волконскоита, охры, вивианита, сажи и других природных веществ. Пигменты делятся на неорганические и органические.

Часть 1. Изготовление красок в домашних условиях

Темперные краски[15]

Для изготовления темперной краски нам понадобятся следующие ингредиенты: (см. Приложение №1) желток куриного яйца, вода, уксус 9% , краситель (желаемого цвета), ёмкость, в которой будем смешивать краски

Чтобы получить темперные краски мы смешали желток куриного яйца с 9% уксусом, чтобы получить краски желаемой консистенции (см.Приложение №2). Затем постепенно добавили красный краситель в получившуюся жидкость. Получили краску довольно жидкой консистенции и очень яркого цвета (см.Приложение№3).

Масляные краски[16]

Для изготовления масляной краски нам понадобятся следующие ингредиенты: (см.Приложение №4) льняное масло, краситель, стекло или другая ровная гладкая поверхность, ёмкость, в которую перельем получившуюся краску

Чтобы получить масляные краски мы высыпали краситель на ровную поверхность горкой, сделали углубление, налили масло, затем размешали. (см.Приложение №5). Консистенция зависит от количества масла. После этого мы растерли массу похожим материалом на стеклянный пестик. Растёрли полностью до гладкой блестящей пасты (см.Приложение №6), результат мы поместили в стаканчик детских красок.

Пальчиковые краски[17]

Для изготовления пальчиковых красок нам понадобились следующие ингредиенты: (см.Приложение №7) мука, растительное масло, соль, вода, пищевые красители желаемого цвета. Преимущества данных красок[18]: простота изготовления; более низкая стоимость в сравнении с готовыми аналогами; можно сделать любое количество; ребенку интересен процесс создания красок; зная состав красок, вы будете абсолютно уверены в безопасности ребенка.

Но есть и несколько недостатков: не всегда можно купить пищевой краситель нужного цвета; потребуется готовая тара с крышками; контейнеры рекомендуется хранить в холодильнике в течение двух недель.

Чтобы изготовить пальчиковые краски нам нужно смешать муку, соль и краситель, в нужных пропорциях смешали с маслом и с малым количеством воды. Получившуюся краску перелить нужный вам сосуд (см.Приложение № 8).

Рисование в технике Эбру[19] - это рисование по жидкому материалу. Этот вид искусства широко распространен в Турции. Для рисования в этой технике нам понадобятся следующие ингредиенты[20]: канцелярский клей, вода, широкая тарелка или поддон, гуашевые краски (см.Приложение № 9).

Мы налили в тарелку канцелярский клей и воду (см.Приложение № 10) , а затем капнули краску, формировали рисунок при помощи иголки. (см.Приложение№11), сверху аккуратно наложили лист Бумаги (см.Приложение№12) ,через некоторое время аккуратно снимем и дадим высохнуть (см.Приложение№13).

Часть 2. Краски, изготовленные в лаборатории

Вид красок почти полностью зависит от связующего вещества, а сами пигменты делятся на подгруппы. Существуют пигменты неорганические и органические. Пигменты получают из крошки малахита, лазурита, волконскоита, охры, вивианита, сажи и других природных веществ.

Фиолетовый кобальт - ортофосфата кобальта (II) (Co3(PO4)2).

В стакан налили 15 мл раствора хлорида кобальта (II), добавили 15 мл раствора ортофосфата натрия. (см.Приложение №13) Образовался осадок ортофосфата кобальта (II) сиреневого цвета. Осадок отфильтровали (см.Приложение №14,15)., высушили

Свинцовые белила – карбонат свинца (II) (PbCO3).

К 15 мл раствора ацетата свинца (II) налили в пробирку добавили 15 мл раствора карбоната натрия (см.Приложение№16). Образовался белый осадок карбоната свинца (II),а осадок отфильтровали и высушили. (см.Приложение№17)

Уравнение реакции: Pb(CH3COO)2 + Na2CO3 = PbCO3 +2CH3COONa

Результат: Мы получили Свинцовые белила (см.Приложение№18) .

Хромовая зелень - оксид хрома (III) (Cr2O3)

Прокалили бихромат аммония (NH4)2Cr2O7 (аммоний двухромовокислый). После удаления из соединения азота и воды, остался оксид хрома Cr2O3 зеленого цвета. На огнеупорную поверхность поместили горкой дихромат аммония (см.Приложение №19). В вершинке горки сделали углубление, добавили 2 капли этилового спирта и подожгли.(см.Приложение №20). Дихромат аммония начал разлагаться и увеличился в объёме. Вещество нужно промыть, высушить, перетереть, смешать с водой и связующим веществом (см.Приложение №21).

Уравнение реакции: (NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O

Желтые пигменты

Желтая кассельская - иодид свинца (II) (PbI2).

В стакан налить 15 мл раствора иодида калия. К нему добавить 15 мл раствора ацетата свинца. Образовался ярко-желтый осадок иодида свинца (II) .Осадок отфильтровали, высушили. (см.Приложение№22)

Уравнение реакции: 2KI + Pb(CH3COO)2 = PbI2 + 2CH3COOK

1.Провели химическую реакцию между безводным хлорным железом FeCl3 и хроматом калия К2СrO4.

Цинковые белила

Смешали безводный сульфат цинка ZnSO4 с кальцинированной содой (карбонатом натрия Na2CO3), после выпадения осадка карбоната цинка его отфильтровали, промыли водой, высушили. После прокаливания из карбоната выделился углекислый газ и остался оксид цинка — это белый пигмент для краски. Растерли осадок, смешали его со связующим веществом.

Результат: Мы получили белила, но в настоящее время они заменены титановыми белилами

Баритовые белила – сульфат бария (BaSO4).

В стакан налили 15 мл раствора хлорида бария, добавили 15 мл раствора серной кислоты. Образовался белый мелкокристаллический осадок сульфата бария, который отфильтровали и высушили.

Вывод. Изучив литературу по данной теме, я выяснила, что многие краски можно изготовить в домашних и лабораторных условиях.

Заключение.

Таким образом, проделанная работа позволила нам убедиться в большом разнообразии красок, их многоцветии, их неповторимости. Исследовав краски различных видов: темперные, пальчиковые, масляные и т.п. и мы подтвердили их химическую природу: это оксиды, соли. Часть из них можно получить реакцией разложения, а остальные реакцией обмена.

Мы узнали много нового о природных красителях и научились их получать из пищевых красителей и химических реактивов.

Из приготовленных красок нами написаны картинки. Следовательно, задачи, поставленные нами, выполнены, гипотеза доказана. Однако тема раскрыта не полностью. В дальнейшем мы планируем изучить свойства пигментов и связующих веществ и рассмотреть их влияние на организм человека.

Читайте также: