Сообщение о девиантном поведении примеры

Обновлено: 04.07.2024

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.

Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:

  • корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
  • агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
  • социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:

  • позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
  • негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:

  • антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
  • асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним. Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

Это не соответствующее общепринятым нормам поведение, ненормальное или нетипичное поведение с точки зрения большинства людей, не приводящее к негативным последствиям. Его плодами становятся новые открытия, достижения, полезные изобретения, произведения искусства.

Отличие от разрушительной девиации

Разрушительное поведение приносит вред самому человеку и окружающему миру.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Характерные черты

Позитивное отклоняющееся поведение часто связано с сильным увлечением человека какой-то сферой.

Свойственно желание доказывать свою точку зрения до победного конца — то, что мы называем гениальностью или одаренностью.

Положительными девиантами могут быть не только люди с особенными способностями, но и с зацикленным на одной сфере интересом. Монахи тоже ставят внешний мир на второе место, неохотно идут на контакт, живут обособленно. Они не несут в мир негатива. Наоборот, часто развивают в себе сильную эмпатию и помогают тем, кого обычные люди могут обойти стороной — занимаются с бездомными, едут на миссии в места массового заражения опасными болезнями и др.

Такие типичные проявления поведения гениев в обычной жизни характеризуют позитивную девиацию.

Отказ от создания семьи

К такому решению люди с отклоняющимся поведением приходят легко. Причина все та же: внутренний мир для них важнее, с внешним стараются связываться как можно меньше. Поэтому долгосрочные отношения с людьми завязывать не могут, не способны уделять внимание чему-то или кому-то еще. Им свойственна направленность исключительно на избранную сферу. Вопрос выбора между семьей и делом жизни для таких людей не стоит вообще. Это важно учитывать людям, которые хотят связать жизнь и создать семью с таким человеком. Его супругу\супруге придется тянуть на себе весь груз бытовых забот, воспитание детей и при этом мириться с тем, что главный фокус второй половины никогда не будет направлен на него\нее. Немногие соглашаются взять на себя такое бремя. Поэтому гении зачастую одиноки. Но их это не тяготит так, как людей с нормальной девиацией.

Монахи сознательно отказываются от семьи по тем же причинам: это не так важно для них, как то дело, которому они посвятили свою жизнь, и тот мир, в который они верят.

От бытового комфорта

Также легко такие люди отказываются от некоторых необходимых на взгляд большинства людей бытовых удобств.

Гении могут не замечать, что не ели или не мылись уже 3 дня или что их ногти и волосы не в порядке.

Монахи живут в очень простых условиях, мало времени уделяют сну, отдыху, скудно питаются, одеваются просто и однообразно, могут не поддерживать достаточно теплую температуру в помещении, сознательно лишая себя этих первичных для обычного человека потребностей.

Те и другие часто отказываются от признания своих достижений, от премий, званий, титулов, денег, славы и известности. Это внешнее, поэтому тоже для них неважно.

Низкая практичность в повседневных вопросах

Гении являются первоклассными специалистами в избранной сфере. Но при этом могут не знать, как пользоваться бытовыми приборами или как покупать продукты в магазине. Это очень типично для позитивных девиантов.

Монахи, те, которые именно являются девиантами, часто тоже не умеют делать простые вещи: пользоваться мобильным телефоном или компьютером, выбирать себе одежду, готовить. Потому что в своей обычной жизни они этим не занимаются.

Позитивные формы

Самопожертвование

Проявляется как готовность взять на себя ответственность в максимальном объеме, даже если человек не обязан в данный момент ни за что отвечать.

Сверхтрудолюбие

Готовность делать столько попыток, сколько потребуется для достижения желаемого результата. Даже если на это уходят годы круглосуточного труда.

10 000 неудачных попыток Томаса Эдисона, прежде чем у него получилось усовершенствовать лампу накаливания. Плюс еще четыре года на коммерциализацию процесса.

Обостренное чувство жалости

Благодаря такому позитивному отклонению от нормы, люди становятся более чуткими к тому, что их окружает. Они строят на собственные средства приюты для животных, занимаются помощью детям-сиротам, греют, кормят, заботятся о бездомных. Занимаются социальным предпринимательством и благотворительностью, волонтерством, спасая жизни и вовлекая в это множество других людей, которые в процессе становятся более отзывчивыми к чужой беде.

Гениальность

Благодаря этому проявлению мир движется вперед, развивается технически и облагораживается искусством. Все величайшие изобретения и произведения были созданы людьми с такой формой позитивного отклонения.

Умственные способности

Это индикатор девиантного поведения. Чем выше умственные способности, тем больше будет проявляться поведение, отклоняющееся от нормы. Чтобы эта девиация стала положительной, нужно относиться к этим людям внимательно, создавать особые условия развития. Необходимо следить, чтобы по отношению к ним не было буллинга в детстве, чтобы у них были условия для дальнейшего развития и получения хорошего образования. Необходимо также развивать в них нравственное начало, чтобы плоды своего умственного труда они направили в будущем в мирное русло. Тогда мы получим на выходе прекрасных ученых, меняющих мир к лучшему.

Охайогозаимас, или просто доброе утро, дорогие друзья! Ну, для кого не утро, для кого просто конничива — то есть здравствуйте! На линии Андрей Пучков ибо пока других авторов нет.

Сегодня мы с вами немного углубимся в тему девиантного поведения. Данная тема само собой входит в кодификатор тем по обществознанию (тема 3.11). Там она фигурирует как отклоняющееся поведение. В конце этого поста Вас также будет ждать тест, который добавлю чуть позже.

Как Вы знаете (ну или должны знать), девиация бывает позитивной и негативной. Про негативную девиацию понятно: когда девиантное поведение приносит вред социуму в целом и личностям в частности. А вот с позитивной девиацией стоит разобраться. Позитивная девиация это такое поведение, которое приносит обществу благо, но тем не менее всё равно отклоняется от общепринятых норм.

Первый пример позитивного девиантного поведения

Григорий Перельман — российский гениальный математик, первый доказавший теорему Пуанкаре, над доказательством которой ученые бились без малого сто лет! Перельмана номинировали на три крайне престижные премии: премия Европейского математического общества (1996 год), Филдовская премия, премия тысячелетия математического института Клэя. От всех этих премий Григорий Перельман отказался, что является несомненным примером позитивной девиации. Почему это поведение является позитивным девиантным поведением?

Потому что в научном сообществе является нарушением научной этики, когда ученый отказывается от всеобщего признания своей деятельности научным сообществом. Между тем нарушение такой этики не несет вред обществу, и даже несет благо. Почему? Потому что Перельман был не согласен с этими решениями. Ведь вклад других математиков, по его мнению, ничуть не меньше, чем его. Да и вообще, я думаю, ученый таким образом, выступил против коммерциализации науки.

Научные открытия бесценны, и здесь нет каких-то выдающихся заслуг. Но это, конечно, мой домысел.

Второй пример позитивного девиантного поведения (вероятно, является вымыслом)

Второй пример более жесткий. Потому что сначала человека признали преступником и приговорили к казни, а через 50 лет после практически насильственной смерти Массачусетский университет признал, что вклад этого психиатра просто колоссальный. И осудили его несправедливо.

Речь идет о психиатре Джеймсе Роджерсе, который при лечении пациентов с крайне развитой формой паранойи использовал авторский метод лечения, который и был осужден судом и признан издевательством над больными. Суть метода заключалась доведении пациента до крайней формы истерии, при которой сам невроз проходил.

Результат был ошеломительным: пациент успокаивался и обретал спокойную нормальную жизнь.

Вот за такой метод лечения Роджерс был приговорен судом к казни на электрическом стуле. Но ночью перед казнью покончил с собой. Справедливым ли был такой приговор? Можно много говорить. Но по-моему лучше всех сказал сам Джеймс Роджерс в своём письме:

“Вы слишком привыкли к мысли, что все воспринимают мир одинаково. Но это не так.Если вы соберетесь вместе и попытаете пересказать друг-другу самые простые и очевидные для вас понятия, то поймете, что все вы живете в совершенно разных мирах. И лишь ваш комфорт определяет ваше психическое спокойствие. В таком случае человек, считающий, чтоон жираф и живущий в мире с этим знанием так же нормален, как человек, считающий что трава зеленого цвета, а небо синего. Кто-то из вас верит в НЛО, кто-то в Бога, кто-тов утренний завтрак и чашку кофе.

Живя в гармонии со своей верой – вы совершенно здоровы, но стоит вам начать защищать свою точку зрения – как вера в Бога заставит вас убивать, вера в НЛО – бояться похищения, вера в чашку кофе по утру – станет центром вашего мироздания и разрушит вашу жизнь. Физик начнет приводить вам аргументы того, что небо не синего цвета, а биолог докажет, что трава не зеленая. В конце концов вы останетесь один на один с пустым, холодными совершенно не известным вам миром, которым наш мир скорее всего и является. Так чтоне важно какими призраками вы населяете ваш мир. Пока вы в них верите – они существуют, пока вы с ними не сражаетесь – они не опасны”.

Возможно, данная история является вымыслом. Однако прочитайте истории действительно гениальных людей средневековья, древности или нового времени: многие из тех кто предлагали альтернативный подход к мировоззрению, или науке осуждались, казнились и сжигались. Или влачили жалкое существование в бедности.

Третий пример позитивного девиантного поведения

Третий пример — это все гениальные люди, которые двигали вперед общественный и технический прогресс. Так, в 1969 году компьютеры были с вашу комнату, в которой вы сейчас, возможно, находитесь. А сегодня компьютеры стали не просто персональными, но даже мобильными! Этому в частности способствовали два человека: Стив Джобс и Бил Гейтс. Эти два человека сломали существующие стереотипы и сделали компьютеры персональными.

Альберт Эйнштейн — разрушил существующие представления о физической реальности и открыл Закон относительности. То есть все гении в науке — девианты.

Думаю понятно, что негативная девиация — это такой пример отклоняющегося поведения, которая приносят обществу вред. Например, мошенники, грабители, бунтари и прочие люди, которых мы разбирали в выше означенном видеокурсе по обществу.

Кстати после моих обзоров эссе по истории и сочинений по обществознанию ко мне на почту пришло с десяток новых сочинений. Так что на носу новые видеообзоры: подпишитесь на обновления , чтобы их не пропустить! А на этом всё, до скорого!

Девиантное поведение – позитивное или негативное отклонение от общепринятых порядков. Зачастую нарушает правовые и морально-этические нормы современного общества. Деструктивно-девиантных людей также называют асоциальными личностями, социопатами.

Асоциальное поведение

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.

К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

Биологические факторы

Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:

  • воспаления, травмы головного мозга;
  • психосоматические патологии;
  • депрессивные состояния;
  • психозы различной этиологии;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантильность, СДВГ;
  • шизофрения.

Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.

Воспитательные факторы

Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:

  • негативный пример, подаваемый членами семьи;
  • отсутствие уважения между членами семьи;
  • излишняя строгость, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
  • излишняя опека либо отсутствие опеки;
  • лишение ребёнка личного пространства;
  • игнорирование моральных, физических потребностей.

Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.

Социальные факторы

К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:

  • трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
  • материальное, социальное неравенство с окружающими;
  • неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
  • пагубное влияние религиозных сект;
  • насмешки, издевательства, травля;
  • насилие: физическое и сексуальное.

Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.

Классификация социальной девиации

Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.

Положительное девиантное поведение включает в себя:

  • научные достижения и открытия;
  • повышенное усердие в школе, на работе;
  • творческие увлечения и успехи;
  • участие в благотворительных акциях;
  • героические поступки, самопожертвование.

Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.

Отрицательное девиантное поведение – совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:

  • аддиктивная девиация;
  • аморальная девиация;
  • делинквентная девиация.

В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.

Непризнанность

Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:

  1. Неосознанная девиация. Пациент не понимает, почему его поведение считается отклонением от нормы, и нарушает правила общества безотчётно.
  2. Нонконформистское поведение. Человек осознаёт, что его поступки и действия не вписываются в общественные нормы, и отклоняется от них намеренно.
  3. Абберантное поведение. Человек понимает неприемлемость своих поступков, и из-за нежелания быть порицаемым совершает их скрытно, втайне от других.

Аддиктивная девиантность

Аддиктивное девиантное поведение – это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.

Бегство от проблем

Девиантная аддиктивность проявляется в виде:

  • алкоголизма и наркомании;
  • анорексии, булимии;
  • религиозного фанатизма;
  • нимфомании;
  • компьютерной зависимости;
  • трудоголизма.

Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.

Аморальная девиантность

Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.

К аморальному поведению относится следующее:

  • беспорядочные сексуальные связи, проституция;
  • бродяжничество и попрошайничество;
  • повышенная агрессия по отношению к людям;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • отказ от работы, учебной деятельности;
  • оскорбление, унижение окружающих людей.

Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.

Делинквентная девиантность

К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:

  1. Докриминогенный, или противоправный тип. Нарушает правовые нормы. Проявляется хулиганством, вандализмом, поджогами имущества, драками и побоями, оскорблениями.
  2. Криминогенный, или преступный тип. Нарушает уголовные нормы. Включает в себя грабежи, кражи со взломом, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство, изнасилование и убийство, а также покушение на данные деяния.

Симптомы отклоняющегося поведения

Симптоматика девиантного поведения очень обширная. К общим признакам, встречающимся у девиантных типов личности, относят следующее:

  • конфликты с ровесниками, окружающими людьми;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • безответственность, нежелание помогать другим;
  • постоянная смена увлечений и круга общения;
  • отсутствие контактов с другими людьми;
  • постоянные перепады настроения;
  • завышенная или заниженная самооценка.

Также девиантность может проявляться физиологическими факторами: нарушениями сна и питания, проблемами с пищеварением.

Социопаты

Диагностика девиантного поведения

Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:

  1. Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
  2. Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
  3. Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
  4. Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
  5. Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.

Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

Коррекция и работа с социальной девиацией

Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.

Йога

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.

Группы препаратов Влияние на двойственность Примеры средств
Нормотимики Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. Вальпромид, Карбамазелид
Антидепрессанты Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
Транквилизаторы Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. Диазепам, Феназепам, Гидроксизин
Антипсихотические препараты Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Ноотропные средства Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средства Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. Донормил, Анданте, Мелаксен
Седативные препараты Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. Валериана, Персен, Ново-пассит
Витамины группы В Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. Нейробион, Витагамма, Мильгамма
Важно! При тяжёлых формах девиантности лечение медикаментами производится в условиях психиатрического стационара.

Психотерапия

Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.

Групповая психотерапия

К методам психотерапии при девиации относят следующее:

  • индивидуальные консультации;
  • групповые занятия с психотерапевтом;
  • проблемно-ориентированные тренинги;
  • семейная терапия, родительский тренинг;
  • арт-терапевтическое лечение.

Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.

Другие методы борьбы

В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:

  • физиотерапевтические методы;
  • закаливание, лечебную гимнастику;
  • ароматерапию, массаж и самомассаж;
  • дыхательную гимнастику, упражнения йоги.

Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.

Профилактика девиантного поведения

Предупредить девиации в поведении помогут профилактические меры:

  • положительный пример в окружении ребёнка;
  • построение доверительных, тёплых отношений;
  • адекватные воспитательные меры;
  • информационно-профилактические работы;
  • консультации психолога по мере необходимости.

Примеры отклоняющего поведения

Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования – смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.

Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.

Геймерство

Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство – интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.

Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.

Читайте также: