Сообщение о державе хунну

Обновлено: 02.07.2024

План
Введение
1 Легендарное происхождение
2 Переход через Гоби
3 Начало набегов на Китай
4 Хуннская держава
5 Устройство державы
5.1 Шаньюй
5.2 Хуннуские роды
5.3 Чины у хунну
5.4 Право
5.5 Военное дело
5.6 Дань

6 Хунну в Китае
7 Этническая принадлежность


Список литературы

Хунну (монг. хүннү, кит. 匈奴 сюнну ) — древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Вели активные войны с китайской империей Хань. Для защиты от их набегов Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену. В ходе войн с Китаем консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников. В результате войн с Китаем и племенами сяньби, а также междоусобиц хуннуская держава распалась.

Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, дало начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны.[1] Многие хунну смешались с северными китайцами, а другие с сяньби.

О хунну известно из древнекитайских источников и из археологических раскопок их памятников, первые из которых были проведены в конце XIX — начале XX века Ю.Д.Талько-Гринцевичем (суджинские могильники у города Кяхта), а затем наиболее значительные находки были сделаны в начале XX в. П. К. Козловым (ноин-улинские курганы в долине Селенги).

1. Легендарное происхождение

Согласно китайским источникам, когда примерно в 1764 году до н. э. в Китае была свергнута династия Ся, Шун Вэй (淳維), сын последнего правителя Ся Цзе, бежал на север, и с ним бежали многие подданные. На южной окраине Гоби они встретили племена сяньюнь и хуньюй и со временем смешались с ними. Не исключено, что племена южной окраины Гоби происходили от древних монголоидных племён Китая и тех европеоидов, которые в то время расселились до Монголии (см. тагарская культура, пазырыкская культура, таримские мумии).

2. Переход через Гоби

В XIII веке до н. э. хунну начали постепенно переселяться с южной окраины Гоби на северную. Лев Гумилёв считал, что хунну самостоятельно освоили кочевое скотоводство и научились пересекать пустыни. Также есть версия, что хунну многое переняли у индоевропейцев и развили их навыки.

3. Начало набегов на Китай

За 300 лет с момента переселения на север число хунну выросло и они напали на Чжоу в 822 году до н. э.. Китайцы отбили набег, и о хунну не упоминалось в течение 500 лет. В это время в степях Монголии и Забайкалья сложилась культура плиточных могил, вероятно, принадлежащая ранним хунну, скелеты в могилах относятся к палеосибирскому типу.

4. Хуннская держава

В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. э., когда их набеги на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену. Угроза со стороны хунну усилилась в III в., когда кочевники образовали мощный племенной союз во главе с правителем-шаньюем. Хуннуская держава покрывала значительную часть Монголии и Южной Сибири, простираясь от Маньчжурии на востоке до Памира на западе.

Хунну были прекрасными всадниками, а их войско состояло из 300 тысяч конных лучников. Колесницам, которые составляли основу китайской армии, было сложно противостоять их набегам. Строительство Великой китайской стены было призвано обезопасить северные пределы Китая от хунну, но задача эта не была решена полностью. Китайские правители пытались склонить кочевников к китайскому образу жизни богатыми дарами и дипломатией, многие китайские принцессы были отданы в брак хуннуским вождям.

Разгром хуннуской державы связан с именем императора У-ди, который привлёк на свою сторону всех врагов хунну и смог взять ядро державы шаньюев в тиски. Благодаря этим мероприятиям китайцы на порядок расширили свои знания относительно степных народов и своё влияние среди них, а держава хунну ок. 51 г до н. э. раскололась на две части: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные хунну были вытеснены в Среднюю Азию. В этот период триумфа ханьской государственности император утвердил свою власть над территориями, которые теперь составляют Синьцзян и Ганьсу.

5. Устройство державы

Шаньюем называли главного из 24 старейшин хунну. Первоначально шаньюя избирали на съезде старейшин, но Модэ основал династию шаньюев. Выборы шаньюя сохранились, как условная процедура при передачи власти новому шаньюю, который указывался в завещании предыдущего.

5.2. Хуннуские роды

5.3. Чины у хунну

· 1. Чжуки-князь. Восточный Чжуки-князь — обычно наследник престола

· 3. Великий предводитель

· 5. Великий Данху

Хунну пользовались Обычным правом. Суд протекал в пределах 10 дней. За нападение или кражу полагалась смерть, были и иные наказания. Модэ предусмотрел смертную казнь за воинские преступления.
Существовало патриархальное рабство, нет упоминаний о долговом рабстве и работорговле.

5.5. Военное дело

Каждый хунн был воином. Войско хуннов формировалось по родовому признаку. Всего в войске хунну было 24 военачальника, каждый из которых носил титул ваньци (темник) и командовал десятитысячным отрядом. Китайцы оценивали войско хунну в 300 000 всадников, главным образом конных лучников. Вполне возможно что эта цифра завышена, как и во многих исторических докуметах Китая. Хунну старались вести маневренную войну, изматывая противника и ведя дистанционный бой в рассыпном строю. Хунну успешно применяли охваты с флангов, ложные отступления и засады. Всё захваченное в бою становилось собственностью воинов. Средства дистанционного боя (луки и стрелы, являвшиеся их основным оружием) и снаряжение (колчаны) были типичными для кочевников. В ближнем бою хунну сражались мечами и короткими копьями. Также использовались прямые однолезвийные палаши и кинжалы. Хуннские воины носили доспех из небольших железных пластин.

6. Хунну в Китае

По мере ослабления ханьской державы её правители стали привлекать вождей хунну для охраны северных пределов Китая. Эти вооружённые формирования не раз поднимали оружие против самих китайцев. Их вмешательство во внутренние дела Китая стало особенно активным после падения империи Хань и наступления периода Троецарствия. В 304 г. один из хуннуских военачальников, Лю Юань, провозгласил себя шаньюем всех хуннуских федератов и императором государства Северная Хань. Право на это ему давало происхождение (по женской линии) от ханьских императоров Китая. В 329 г. династия Лю Юаня была свергнута другим хуннуским военачальником, Ши Лэ.

7. Этническая принадлежность

Вторжения разрозненных отрядов хунну в китайские пределы продолжались на протяжении IV в., однако после V в. их имя уже не упоминается в китайских источниках. К этому времени господствующим этносом степи стали тюркюты, создавшие Тюркский каганат. Нельзя отрицать сходство многих обычаев тюркютов и хунну, однако вопрос о языковой принадлежности последних пока остаётся открытым. Хотя распространено мнение о тюркоязычности хуннов, но его сторонники не отрицают некоторых иранских заимствований; также выдвигались предположения об отнесении хуннского языка к иранским (близким сака) или енисейским (Пуллиблэнк). Некоторые ученые (Б.А. Серебренников) считают наследником хуннского языка чувашский(булгарский) язык. Прототюркский-чувашский язык является особо архаичным и содержит много слов корнем хун. Хунаща-тесть, хунама-теща,хунать-множиться. Известно хунны как и булгары были солнцепоклонниками, и в чувашском языке солнце смотрит, а не светит.

Сделанные Козловым в ноин-улинских курганах находки (в частности, ткани, ныне в Государственном Эрмитаже) в большинстве случаев происходят из Китая, Ирана либо Византии, что свидетельствует о размахе торгово-дипломатических связей народа хунну.

· Давыдова А. В. Иволгинский могильник. Археологические памятники сюнну, вып. 2. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1996. – 176 с.

· Коновалов П. Б. Хунну в Забайкалье (погребальные памятники). - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1976. 248 с.

· Крадин Н. Н. Империя Хунну. Владивосток: Дальнаука, 1996. 164 с. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Логос, 2001/2002. 312 с.

· Миняев С. С. К проблеме происхождения сюнну//Информационный бюллетень МАИКЦА, вып.9.М. 1985, сс.70-78.

· Миняев С. С. К хронологии сюннуских памятников Забайкалья// Тезисы конференции "Ранние кочевники Средней Азии".Л.1975

· Миняев С. С. Раскопки хуннских поселений в Забайкалье// Археологические открытия 1974 Г. М.1975 (совместно с А.В.Давыдовой).

· Миняев С.С. К выделению гуннских памятников Сибири//Материалы конференции "Методические аспекты археологических исследований в Западной Сибири". Томск, 1981.

· Миняев С.С. К проблеме ранних и поздних памятников сюнну// Древние культуры Северной Азии и их охранные раскопки. Новосибирск.1988

· Миняев С.С. Сюнну//Исчезнувшие народы. М.1988

· Миняев С.С. Дурены-2: многослойное поселение в Западном Забайкалье//Советская археология, вып.2, 1988 г.

· Миняев С.С. Азиатские аспекты "гуннской проблемы"//Археология и этнография Южной Сибири. Барнаул. 1990

· Миняев С.С. Дырестуйский могильник и проблема периодизации сюннуских памятников// Исторические чтения памяти М.П.Грязнова. Омск.1987

· Миняев С.С. Оседлость у сюнну//Материалы советско-французского симпозиума в Алма-Ата.1987 г.

· Миняев С.С. Новый тип погребений сюнну на севере КНР//Общество и государство в Китае, вып.ХХ.М.1989

· Миняев С.С. Социальная планиграфия погребальных памятников сюнну //Материалы 4 конференции "Скифо-сибирский мир". Кемерово .1989

· Миняев С.С. "Сюнну лечжуань" и проблема ранней истории сюнну//Общество и государство в Китае, вып. ХХ1.М.1990

· Миняев С.С. Зона скифского мира на северо-востоке КНР//Общество и государство в Китае, вып. ХХII.М.1991

· Миняев С.С. О дате появления сюнну в Ордосе//Проблемы хронологии в археологии и истории. Барнаул.1991

· Миняев С.С. К хронологии и периодизации скифских памятников Ордоса//Тезисы конференции "Периодизация и хронология археологических памятников Сибири". Барнаул.1990

· Миняев С.С. Дырестуйский могильник и основные проблемы археологии сюнну // Древние культуры и археологические изыскания. С-Пб, 1991.

· Миняев С.С. Художественная бронза сюнну: проблема формирования сюжетов и образов// Проблемы культурогенеза и культурного наследия. Материалы к конференции, часть III. С-Петербург,1993,

· Миняев С.С. Древности гуннской эпохи, вып.1 (буклет из серии "Сокровища Кяхтинского музея"). С-Пб.1993

· Миняев С.С. Кочевники Азии и эпоха сюнну \\ Взаимодействие древних культур и цивилизаций и ритмы культурогенеза. С-Пб, 1994, сс. 64-66.

· Миняев С.С. Дырестуйский могильник.Археологические памятники сюнну, вып. 3. СПб., “Европейский дом”, 1998.

· Миняев С.С. Сюннуский культурный комплекс: время и пространство //Древняя и средневековая история Восточной Азии. Владивосток, 2001, сс. 295-305.

· Миняев С.С. К проблеме генезиса средневековых подбойных погребений Южной Сибири // Вопросы военного дела и демографии Сибири в эпоху средневековья. Новосибирск Издательство Новосибирского университета, 2001, cc.123-129.

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Восстание кыргызов в 1875-1876 гг. было использовано русскими как повод для ликвидации Кокандского ханства

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Положение уйгуров в 19 веке между Российской империей и Китаем

Мухаммад ибн Муса аль-Баласагуни – первый тюркский исламский ученый Ханафитского масхаба, современник Юсупа аль-Баласагуни

Авторы

Последние статьи

Мнения

Код кыргызов

Мурас

Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье вкратце совершает экскурс на историю древних хуннов, этноса, который внес огромную лепту в развитие древней кочевой цивилизации Внутренней и Центральной Азии.

Вводное слово. Хунны и народы Евразии

Сейчас очень модно объявить тот или иной современный народ Внутренней и Центральной Азии прямым потомком древних хуннов.

121220hunnu_2

На наш взгляд, хунны являются общими историческими предками всех тюркоязычных народов, населявших территорию Центральной Азии. Они основали первое в истории древнее государство тюркских народов. Они также отчасти ассимилировались среди монголоязычных этносов и ханьцев. Мигрировавшая часть хуннов вошла в состав многих других народов Евразии в период так называемого Великого переселения народов.

Таким образом, культура, традиции и социально-политический опыт хуннов оказывали влияние не только на тюркоязычные народы, но и на их исторических соседей по огромным просторам древней Евразии.

Народ из колыбели кочевой цивилизации

Хунны — один из главных этносов, основавших древнюю кочевую цивилизацию в Центральной и Внутренней Азии.

Племена хуньюй также были зафиксированы в связи с событиями в Китае около 1764 г. до н. э., когда Шун Вэй, сын правителя сверженной династии Ся, бежал на север и на южной окраине пустыни Гоби встретил племена сяньюнь и хуньюй. Китайская легенда гласит, что со временем сбежавшие китайцы смешались с ними.

Северо-восточными соседями хуннов было племя дунху (в исторической науке данный древний этнос рассматривается как предки нынешних монголоязычных народов). На западе от хуннов жили юечжи, которые говорили на восточных ветвях индо-европейских языков и владели огромной территорией, порою простиравшейся с Восточного Туркестана вплоть до Дальнего Востока. Юечжи были восточной периферией индоевропейцев и стали мостом между культурами прототюрков и протоиранцев.

С юга и юго-востока государство хуннов граничило с очагами древней китайской цивилизации. Историческими соседями хуннов также были предки тангутов и тибетцев.

В благоухающее утро весны,

В телеги, поставленные в ряды,

Нагрузили оружия и еду,

Готовясь к большому сраженью.

Это произошло потому, что

Хунны с севера напали неожиданно,

С 4 в. до н.э., хунны, как соседи мелких, разрозненных китайских царств, очень часто упоминаются в их исторических летописях.

В последующие века особенно участились нашествия хуннов к китайским царствам с северо-востока.

Первый император династии Цинь и Великая китайская стена

Именно в эпоху правления этого императора в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) началось строительство Великой Китайской Стены вдоль северной границы государства, чтобы защититься от нашествия хуннов.

Это историческое строение общей протяжённостью 8 тысяч 851 км и 800 м, высотою до 10 м, в последующие века было разрушено в некоторых местах и вновь достраивалось (во времена династии Хань и династии Мин). Теперь оно стало символом древнего архитектурного чуда Китая.

121220hunnu_1

Тюмён-шаньюй и его сын Модэ

В древнекитайских исторических источниках впервые упоминается имя первого известного в истории правителя хуннов — Тюмён-шанюя (Тоумань, Тумань).

Старший сын ослабшего тогда хуннского предводителя Модэ (Маодун, в турецкой литературе – Mete / Мете; жил ок. 234—174 гг. до н. э.), именно в этот момент по требованию юечжей, западных врагов хуннов, выдаётся в их руки как почетный заложник.

Позже, во время очередного нашествия Тюмён-шанюя к юечжи, Модэ спасается бегством из плена и возвращается на свою родину.

Ему отец выделяет отдельное войско. Натренировав своих воинов, Модэ поднимает мятеж в ставке Тюмён-шанюя, убивает своего отца во время охоты и в 209 г. до н.э. садится на трон хуннов.

«Модэ сделал свистунку и начал упражнять своих людей в конном стрелянии из лука с таким приказом: всем, кто пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, отрубят голову; кто на охоте пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, тому отрубят голову. Модэ сам пустил свистунку в своего аргамака. Некоторые из приближенных не смели стрелять, и Модэ немедленно нестрелявшим в аргамака отрубил головы.

Спустя несколько времени Модэ опять сам пустил свистунку в любимую жену свою, некоторые из приближенных ужаснулись, и не смели стрелять. Модэ и сим отрубил головы. Еще по прошествии некоторого времени Модэ выехал на охоту и пустил свистунку в Шаньюя аргамака. Приближенные все туда же пустили стрелы.

Многие фольклористы-тюркологи полагают, что древние истоки средневекового тюркоязычного эпоса об Огуз-кагане относятся именно к событиям, относящимся к эпохе Тюмёнь-шаньюя и Модэ-шаньюя.

Зарождение кочевой державы Внутренней Азии

Модэ-шанюй, захватив власть в государстве, предпринимает меры для того, чтобы объединить разрозненные хуннские земли.

Первоначально шаньюя избирали на съезде 24 старейшин (кстати, согласно генеалогии огузов они также состоят из 24 племен), но Модэ основал свою династию. Выборы шаньюя сохранились как формальная процедура, но на самом деле все решалось уже согласно завещанию предыдущего шаньюя.

Это было огромным шагом в дальнейшей централизации власти в кочевой державе.

При Модэ-шаньюе хунны начали приумножать свои владения за счёт покорения других племён и земель.

Вначале армия Модэ уничтожала войска восточного кочевого этноса дунху, обитавшего в Южной Маньчжурии и в горах Большой Хинган, и присоединила их земли к государству хуннов.

Юечжей, проникших до степи Алашань со своих исторических мест в Хэси на западе Ордоса на севере Китая во времена ослабления хуннов, Модэ-шаньюй вынуждает отступить вновь до западных границ.

В 204-205 гг. до н.э. Модэ-шаньюй покоряет земли предков тангутов — племен лэуфань и баянь на Ордосской земле, после чего начинает своё первое нашествие в Китай.

В 203—201 гг. до н.э. хунны совершают нашествие на север и северо-запад.

Объектом их набегов стали земли в нынешней северо-западной Монголии и примыкающих к ней регионов Южной Сибири и Восточного Тенгир-Тоо (Притяньшанья). Среди них были древнетюркские народы (хуньюй, кюйше, динлин), населявшие Саяно-Алтайский регион, наряду с древними кыргызами, обитавшими на северной стороне Восточного Тенгир-Тоо.

Таким образом, к концу 3 века до н.э. впервые хунны и все другие древнетюркские этносы Внутренней Азии и восточных частей Центральной Азии и их соседы оказались в рамках единой кочевой державы хуннов.

Хунны и династия Хань

В 200 г. до н.э. хунны захватывают территорию только начавшей формироваться китайской династии Хань, доходят до города Цзиньян провинции Шаньси, имеющего важное стратегическое значение, и проникают до 250 км вглубь Китая.

Около города Пинчен в горах Байдэн отборная группа китайского войска, поджидавшая в засаде хуннов, сама оказывается в окружении воинов Модэ-шаньюя.

Среди них был и император ханьской династии Гао-Цзу (до того, как он сел на трон, его звали Лю Бан). После позорной лично для него блокады Гао-Цзу вынужден был пойти на уступки и заключить мирный договор с хуннами на тяжёлых для себя условиях.

В китайских летописях говорится также о том, что Гао-Цзу обязался отдать свою дочь в младшие жёны Модэ-шаньюю, но вместо неё отправил девушку из простой семьи.

Лаошань-шаньюй и тохары

Основатель великого хуннского государства Модэ-шанюй умер в 174 г. до н.э. Вместо него на трон сел его сын Гиюй, получивший звание Лаошань-шаньюй.

Этот талантливый государственный деятель, правивший державой хуннов в 174-161 гг. до н.э., продолжил политику централизации власти и расширения земель государства, проводимую своим отцом.

Лаошань-шаньюй начал осуществить недостигнутую цель своего отца Модэ-шаньюя разгромить западных врагов – юечжей. В 174-165 г. до н.э. он предпринимает несколько попыток захватить земли своих западных соседей.

В конце концов, ему удалось разгромить войска юечжей и из черепа Кидолу, правителя юечжей, погибшего в одном из сражений, Лаошань-шаньюй сделал себе посуду для питья.

В ходе продолжительных военных действий юечжи потерпели поражение и начали массовым образом кочевать на запад. В разгроме юечжей принимали участие и влиятельные союзники хуннов — древние усуни.

В середине 2 в. до н.э. большие юечжи вытесняются с занимаемых территорий в Таримском бассейне. Отступая до долины реки Аму-Дарья, большие юечжи где-то в 129 г. до н.э. полностью разгромили Греко-Бактрийское царство и основали новое Кушанское государство.

Кочевая держава хуннов покрывала значительную часть нынешней Монголии и Внутренней Монголии, Южной Сибири, части Алтая и Тенгир-Тоо, простираясь от Маньчжурии на востоке до Памира на западе.

Все фотографии – автора статьи (из Бадалинского участка Великой Китайской стены, а также из музеев Ордоса и Хух-Хото во Внутренней Монголии КНР).

Т.К.Чоротегин, президент Международного общественного объединения “Кыргыз Тарых Коому”, профессор КНУ им. Жусупа Баласагына, д.ист.н.

Хунны управлялись своими родовыми старейшинами, опиравшимися не на войско, а на народное ополчение. Шаньюй был просто главным среди прочих и не имел никакой реальной власти, кроме личного авторитета. Когда же его деятельность не вызывала уважения соплеменников, а следовательно, и их поддержки, ведение шаньюем крупных войн, естественно, было почти немыслимо. Роль личности в ходе исторических событий не всегда одинакова, но при отсутствии аппарата власти способности вождя подчас решают исход исторических событий, определяемых сочетаниями случайностей[208]. Именно этим объясняется, что хунны, а не юэчжи и не дунху оказались ведущим племенем в степной Азии, хотя общий ход событий не был бы нарушен в случае поражения хуннов.

Политическая система, социальный строй и культура хуннов эпохи Модэ и его преемников значительно отличались от их предшествующего образа жизни. Поэтому мы вправе предполагать, что развитие хуннского общества прошло большой путь, прежде чем приняло ту форму, в которой хуннов застает история. Вместе с тем надо помнить, что создание Модэ хуннской державы запоздало по сравнению с развитием хуннского народа и общества. Модэ лишь усовершенствовал и немного реформировал существовавший строй.

Обычно принято рассматривать кочевые державы как племенные союзы или как орды-скопища людей, подчиненных военной дисциплине. В отношении хуннов и то и другое неверно. Хунны были единым племенем, разделенным на роды; это отличало их от племенного союза. Они имел свою внутреннюю родовую организацию, что не позволяет считать их ордой. Политическая система хуннов сложна. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, исследуем с предельным вниманием источник и, разобрав все его детали, попробуем объяснить своеобразную систему хуннского общества.

Итак, мы установили три категории хуннской аристократии: принцы крови, служилая аристократия и родовая знать. С такой мощной силой шаньюи были вынуждены считаться, так как обходиться без нее они не могли. Вельможи и старейшины опирались не только на традиции, но и на свои дружины, и часто шаньюи ничего не могли поделать с неугодными им князьями. Это, конечно, отчасти связывало руки правительству, так как ограничивало власть шаньюев и мешало им превратиться в деспотов. Из приведенных материалов видно, что хуннская держава по существу была олигархией, возникшей в условиях патриархального строя.

Воины. Реформы Модэ превратили патриархальное племя хуннов в военную державу Хунну. Каждый хунн стал воином, имел начальника и был обязан строго подчиняться ему. Однако старая родовая система не была нарушена, и во главе боевых подразделений стояли не выходцы из низов, как случилось позднее у монголов при Чингисхане, а принцы крови и родовые старейшины. Разделение власти между шаньюями и знатью ограничивало произвол и тех и других. Такие реформы Модэ, как введение поголовной воинской обязанности, безусловного подчинения начальникам и создание системы чинов, а главное — взгляд на территорию как на основу государства, следует понимать как консолидацию племени, которая предотвратила разложение родового строя, законсервировала его на много веков.

Войско. Общую численность хуннского войска китайцы исчисляли в 300 тыс. человек. Кажется, это несколько завышенная цифра, так как, если даже принять, что все мужчины были в войске (а нам известно, что боеспособные мужчины составляли 20 % населения), то всего на территории Монголии получится 1.5 млн. человек, т. е. вдвое больше, чем сейчас. Скорее всего здесь одно из обычных преувеличений старых китайских хроник.

Основным оружием легковооруженного хуннского всадника был лук. Этот всадник не может выдержать рукопашной схватки ни с пехотинцем, ни с тяжеловооруженным всадником, но превосходит их в мобильности.

Тактика хуннов состояла в изматывании противника. Например, под городом Пинчэн хунны окружили авангард китайского войска. Хунны численно превосходили китайцев. Китайцы были истомлены морозом, непривычным для жителей юга, и голодны, так как были отрезаны от своих обозов. И несмотря на это, хунны не отважились на атаку. Однако тут дело не в трусости или чрезмерной осторожности. Рукопашная схватка была хуннам не нужна. Неустанно тревожа блокированного противника, они стремились добиться полного утомления врага, такого утомления, при котором оружие само выпадает из рук и ратник думает не о сопротивлении, а лишь о том, чтобы опустить голову и заснуть.

Доходы. Для содержания шаньюев и вельмож требовались средства, которые не взыскивались с народа. Патриархальному обществу чуждо понятие налога; свободный воин не согласен никому ничего платить, так как в факте уплаты он усматривает ущемление свободы. Эти средства поступали от несвободных, т. е. подчиненных племен в виде дани и от врагов в виде военной добычи. Покоренные дунху уплачивали дань воловьими и лошадиными шкурами и овчинами[229]. Большие подати платили богатые земледельческие районы оазисов Восточного Туркестана[230]. Оттуда же, по-видимому, хунны получали железное оружие, так как его изготовлением славились тангуты, обитавшие около озера Лобнор, в княжествах Жокянь и Лэулань (Шань-шань)[231]. Меха поступали, вероятно, с северной границы — от кипчаков, динлинов и хакасов. Но наряду с покоренными отсталыми племенами важным источником дохода шаньюев был Китай. Прямую дань китайцы категорически отказывались платить, считая это для себя унизительным. Вместе с тем они посылали хуннам подарки, что было замаскированной формой дани. Так, например, когда Модэ в 176 г. послал с посольством в Китай скромный подарок: одного верблюда, двух лошадей и две конские четверки, он получил взамен с ответным посольством богатейшие дары: вышитый кафтан на подкладке, длинный парчовый кафтан, золотой венчик для волос, золотом оправленный пояс и носороговую пряжку к нему, десять кусков вышитых шелковых тканей темно-малинового и зеленого цвета[232].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ШАНЬЮЙ МОДЭ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕРЖАВЫ ХУННУ

ШАНЬЮЙ МОДЭ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕРЖАВЫ ХУННУ Шаньюй Тумань имел двух сыновей от разных жен. Для того чтобы обеспечить престол любимому младшему сыну, он решил пожертвовать старшим — Модэ и отдал его в заложники юэчжам. Напав на последних, Тумань надеялся, что они убьют его

X. Кризис державы Хунну

X. Кризис державы Хунну БОРЬБА ЗА ПРЕСТОЛ Смерть Цзюйдихэу-шаньюя повлекла за собой существенные перемены. Нервное напряжение, потребовавшееся для отражения натиска китайских армий, естественно, сменилось глубокой усталостью. Вокруг нового шаньюя — Хулугу — появились

БОРЬБА ПАРТИЙ В ХУННУ

БОРЬБА ПАРТИЙ В ХУННУ Несмотря на тяжелые потери, хунны еще надеялись на победу. Основные земли их не были захвачены врагами, несколько десятков тысяч закаленных воинов сидели в седле, и военное счастье, всегда изменчивое, могло улыбнуться им. Но главную опасность не

ОСЛАБЛЕНИЕ ХУННУ

ОСЛАБЛЕНИЕ ХУННУ Переход части хуннов на сторону Китая был переломным моментом войны. Более того, он оказался толчком, после которого возрожденная хуннская держава начала разваливаться. До 46 г. ухуани и сяньби активно сражались на стороне Хунну и наносили китайцам

ЭВОЛЮЦИЯ ЮЖНОГО ХУННУ

ЭВОЛЮЦИЯ ЮЖНОГО ХУННУ Историк Фань Хуа оставил нам описание политической системы Хунну. Оно несколько отличается от описания Сыма Цяня, и некоторые черты дают возможность установить, что оно соответствует позднейшему времени. Поскольку нам известно, что северное Хунну

РАЗГРОМ СЕВЕРНОГО ХУННУ

РАЗГРОМ СЕВЕРНОГО ХУННУ Первый удар нанесли сяньби. В 87 г. они вступили в восточные земли хуннов, и Юлю-шаньюй потерпел полное поражение. Он был захвачен врагами, которые содрали с него кожу[518]. Сяньби не развивали успеха; расправившись с врагом, они ушли обратно, но паника,

ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНОГО ХУННУ

ХУННУ

ХУННУ Весной 1957 года Гумилев, как мы помним, не без помощи Ахматовой, получил собственное жилье – комнату в двенадцать квадратных метров в коммунальной квартире на Московском проспекте, в те времена этот район считался очень далеким. Жилье даже по тогдашним меркам было

МОНГОЛИЯ ДО ХУННУ

МОНГОЛИЯ ДО ХУННУ Нет ни одной страны, где бы со времен палеолита не сменилось несколько раз население. И Монголия – не исключение. Во время ледникового периода она была страной озер, окаймленных густыми зарослями и окруженных цветущей степью. Горные ледники Хамар-Дабана

В поисках хунну

В поисках хунну В VII веке до нашей эры карасукские племена оказались вытеснены с территории легендарной Гипербореи новыми пришельцами. Возможно, они ушли назад, на юг, в степи Монголии и Северного Китая. Но китайские летописи этого времени ни ди, ни динлинов, ни даже жунов

IV. Теория финнизма Хунну и Гуннов. Сен–Мартен, его общие взгляды и мнения относительно отдельных частей этого вопроса. Сторонники Финнизма Хунну. Вивьен–де–Сен–Мартен и разбор его доводов. Семёнов, его доказательства в пользу финнизма Хунну и их критика. Мнение Уйфальви. Общее значение этой теории.

IV. Теория финнизма Хунну и Гуннов. Сен–Мартен, его общие взгляды и мнения относительно отдельных частей этого вопроса. Сторонники Финнизма Хунну. Вивьен–де–Сен–Мартен и разбор его доводов. Семёнов, его доказательства в пользу финнизма Хунну и их критика. Мнение

V. Древнейшие известия о Хунну. Образование государства. Хун–ну и Дун–ху. Соображения в пользу турчизма Хунну. Их отношение к Гуннам. Последовательный ход переселений Хунну на Запад. Мнения о происхождении Гуннов. Несостоятельность доводов в пользу славянского происхождения этого народа, доказанная

V. Древнейшие известия о Хунну. Образование государства. Хун–ну и Дун–ху. Соображения в пользу турчизма Хунну. Их отношение к Гуннам. Последовательный ход переселений Хунну на Запад. Мнения о происхождении Гуннов. Несостоятельность доводов в пользу славянского

Глава 7. XУHHУ ПОСЛЕ РАСПАДА ЕДИНОЙ ДЕРЖАВЫ. ХУННУ И КИТАЙЦЫ. ШАНЬЮЙ ЧЖИЧЖИ ПРОТИВ ПОДНЕБЕСНОЙ ИМПЕРИИ

Глава 7. XУHHУ ПОСЛЕ РАСПАДА ЕДИНОЙ ДЕРЖАВЫ. ХУННУ И КИТАЙЦЫ. ШАНЬЮЙ ЧЖИЧЖИ ПРОТИВ ПОДНЕБЕСНОЙ ИМПЕРИИ Тяжелейшие военные поражения, обрушившиеся на хунну стихийные бедствия, гибель большого числа воинов и убыль главного источника существования — домашнего скота

Хунну

Хунну Несколько веков до нашей эры на территории нынешней Монголии и Южной Сибири существовала мощная держава Хунну. В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. эры. Набеги хуннских воинов на оседлое население Северного Китая побудили китайцев

hunny 6

Одним из важнейших системообразующих элементов цивилизации является государство. Наиболее известную древнеевразийскую форму государственного образования представляет хуннская держава. По многим культурно-цивилизационным характеристикам она определяется как хуннский социальный феномен.

История создания государства хуннов

altay

Алтай — естественная природно-экологическая ниша, где зарождалась основа хуннской культуры, которой потом суждено было стать мировоззренческо-ценностным ориентиром в процессе формирования тюркской цивилизации в целом. Алтайско-хуннская культура предопределила многие параметры образа жизни, стиля мышления, религиозно-культовых воззрений тюркоязычных народов.

Историческая наука на протяжении многих столетий находилась в плену стереотипа, созданного еще Аммианом Марцеллином, утверждавшим, что кочевые народы — это дикие варвары, не умеющие ни сеять, ни пахать, не знающие родины, сокрушающие все, что встречают на своем пути, и занимающиеся только войной.

Политическая система хуннов

Изменения коснулись и многих других сфер жизни хуннского общества. Особое значение имела военная реформа, согласно которой все мужчины боеспособного возраста объявлялись воинами, они были обязаны учиться военному делу, подчиняться приказам военачальников.

luchniki

На укрепление дееспособности были сориентированы спортивные игры, конные скачки, соревнования лучников-стрелков. К дисциплине юноши приучались с ранних лет. Консолидация общества вокруг идеи сильного и централизованного государства превратила хуннов в конкурентоспособную экономическую, социальную, культурную и военную силу Великой степи.

Военное дело хуннов

Война, военные походы, умение воевать, доведенное до уровня боевого совершенства, для них были весьма важной частью образа жизни. Военное дело было престижным, культовым занятием хуннов. Так, китайские историки отмечают проведение военных спортивных игр, состязаний, конных скачек. В хуннской поэтической культуре возникает даже военный музыкальный жанр, т.е. песни и гимны, восхваляющие воинскую доблесть и отвагу, верность клятве и данному воином слову-обещанию.

Во-вторых, превращение патриархального общества хуннов в крупную военную державу, способную на протяжении более трех веков конкурировать за лидерство в центральноазиатском регионе с самым тогда мощным государством — Китаем, также объясняет приоритетность военного дела в структуре образа и уклада их жизни. Каждый хунн был воином, имел начальника, был обязан подчиняться ему. Он рождался и заканчивал свою жизнь воином.

hunny-na-kone

В-третьих, развитость военного дела объясняется и тем, что оно выступало фактором роста эффективности хозяйственной жизни, ибо хунн-воин одновременно был и скотоводом (пастбищное хозяйство), и земледельцем (пашенное земледелие), и коневодом (конь — основная тягловая сила, средство транспортировки и передвижения). Не агрессивность, не кровожадность и жестокость, как генотипные черты характера, превращали тюрка в воина. Экономический мотив, возможность переключения и применения достижений военной мысли и техники в быту и хозяйстве нельзя исключать из спектра причин культивирования военного образа жизни.

Необходимо отметить, что в хуннском обществе укреплялась тенденция постоянного увеличения удельного веса интеллектуальности, гуманизма и гуманитарности. Так, война, военные походы начинают приобретать более цивилизованный характер.

hunny vozhd

Устанавливается целый ряд этических, правовых, административных норм и принципов организации армии, ведения военных действий и правил поведения на захваченной или колонизированной территории. Совершенствуется дипломатия, результаты которой часто предотвращали или задерживали начало войн, способствовали их завершению принятием документов, устанавливавших мир, т.е. заключением мирных договоров (соглашений).

Дипломатия хуннов

В практику входит заключение межплеменных и международных соглашений, по форме и сути похожих на клятвы. Заключение клятвенных договоров как самой высокой формы в практике межгосударственных отношений в последующем становится нормой тюркской дипломатии. На основе такой же традиции, например, был заключен договор между западными хуннами и Кавказской Албанией . То, что эти клятвы совершались в горах путем простирания рук вверх, к небу, в целях приближения к Тенгре, придавало им сакрально-мистический характер .

Высокий уровень дипломатии между хуннами и Китаем позволил обеим странам сосуществовать и развиваться.

Внешняя политика хуннов со временем все больше подчинялась задаче обеспечения условий мирной жизни. Ее приоритеты перемещались в сферу торговых, культурных и деловых отношений. На это были направлены и усилия по упрочению обычаев и традиций соседей торговцев, послов и парламентеров. Ценность мира и горечь военннных потерь отражались и в древнехуннской поэзии, особенно в таких ее жанрах, как сыктау-плач, плач-причитание, историко-лирических и исторических песнях.

hunny4

Первоткрытия хуннов

Основным достижением хуннов было освоение степных просторов Евразии, особенно ее пустынных площадей, долгое время разделявших народы, являвшихся непреодолимым препятствием на путях их сотрудничества. Огромное песчаное море в степях Монголии, например, разделяло целые континенты Европу и Азию.

В китайских источниках сообщается, что делалось много попыток преодолеть горно-скалистый проход и песчаный коридор, затруднившие транзит между двумя континентами. Каждая такая попытка завершалась неудачей, чаще имела трагический финал. Люди не выдерживали сурового экзамена на терпение, умение и сноровку. Сказывались недостаточный уровень технического снаряжения, отсутствие надежных видов транспортных средств и особой породы лошадей, приспособленных к трудным и долгим переходам через пустыню.

Хунны были первыми, кто совершил прорыв через пустыню, позволивший продлить Великий шелковый путь от Китая до Европы и связать, таким образом, восток с западом.

Лошадь – главный помощник хуннов

Этот подвиг был немыслим без такого достижения, как доместикация (одомашнивание) лошади. В жизни скотоводческих народов Евразии лошадь имела особое значение: она была основной хозяйственной единицей, главным средством организации кочевой жизни.

Лошадь являлась основополагающим элементом военной доктрины хуннов. Можно сказать, что именно одомашнивание лошади радикально изменило быт, культуру, мировоззрение, весь уклад жизни степного населения. Через тысячи лет насильственной эволюции дикая лошадь стала выполнять социальную функцию, без которой прогресс на Азиатском континенте был немыслимым.

Hunn v pustyne

В памяти многих народов долго сохранялись живые образы реальных и вместе с тем мифических кентавров — кавалерии евразийских народов, которые наводили ужас на оседлых жителей Европы и Ближнего Востока. С конями мчащимися, огнем пышущими, искры копытами высекающими передвигались древние тюрки, скифы, гунны.

Ремесло хуннов

Другим весьма важным направлением деятельности хуннов является совершение железной революции, они первыми освоили сыродутный способ выплавки железа, получая из него сталь и чугун. «Восстановление железа путем химического уединения его окиси с окисью углерода давало губчатую металлическую массу, так называемую крицу.

На реках Селенге и Никое найдены целые поселения (городища) хуннских шахтеров, металлургов, литейщиков, кузнецов и других мастеров, снабжавших население предметами быта, украшениями, хозяйственным инвентарем.

Эти поселения нередко разрастались до масштабов города. Согласно археологическим данным, для них была характерна достаточно развитая инфраструктура. В частности, в раскопанных недалеко от Улан-Удэ развалинах хуннского города были обнаружены дома с отопительной системой, плавильные печи, ремесленные мастерские. В центре крупных ремесленно-земледельческих поселений имелись дворцы-резиденции, храмы, молельни. Для развития межобщинных связей строились мосты, совершенствовались средства передвижения, в практику внедрялись колесные повозки, совершенствовалось караванное снаряжение.

zoloto hunnov

Больших высот достигло хуннское ювелирное дело, о чем свидетельствуют найденные археологами изделия из золота, серебра и драгоценных камней.

Железо не только расширило ассортимент металлических изделий, но, что особенно важно, способствовало развитию ремесла как особой сферы деятельности, появлению особого профессионалыгого слоя населения — ремесленников. Оно же ускорило становление других видов ремесленной деятельности.

goncharnoe delo hunnov

Культура хуннов

У цивилизаторского подвига, совершенного хуннами, есть и серьезная культурная составляющая. Речь идет о том, что на данном этапе в древнетюркском сообществе был совершен качественный скачок в идейно-мировоззренческом духовном плане. Об этом свидетельствуют сложившийся общетюркский протоязык, возникшая письменность, развитое музыкальное искусство, художественное мастерство, исторические знания, познания в астрономии, химии, географии.

Необходимо отметить и сравнительно высокий уровень развития правовой культуры хуннского общества. На основе проведенных Шанью-Мете реформ в хуннском обществе действовало как гражданское, так и государственное право. Как члены общества (граждане), хунны имели систему обязанностей — поголовная воинская обязанность, обязанность подчиняться начальникам, уважать землю (земля рассматривалась как основа создания государства).

svirel

Это изречение вождя хуннов Модэ обрело силу крылатой фразы-метафоры на все времена и для всех народов.

Взаимоотношения хуннов с Китаем

Динамический характер исторического развития хуннов в значительной мере определялся постоянным наращиванием межкультурных связей и благотворным воздействием могущественного соседа Китайской империи.

hunny

История взаимоотношений с ним содержит периоды как мирного сотрудничества, так и жестоких военных столкновений. Основной причиной последних было то, что в сфере влияния хуннов оказалась определенная часть территории, по которой пролегал Великий шелковый путь. Безусловно, это вносило сложности и затруднения во внешнюю торговлю Китая, доход от которой был велик.

Поначалу решение данной проблемы Китайская империя видела исключительно в военной плоскости, поскольку не желала признавать все народы, живущие за ее пределами, равными себе. Хунны, наоборот, в большой мере были заинтересованы в мирных отношениях, нежели в войне. Это позволяло им в обмен на скотоводческую продукцию импортировать недостающее в государстве зерно, ремесленные изделия и ткани.

Военные действия шли с переменным успехом. Китайцы долгое время не могли ничего противопоставить хуннской тактике разящих рейдов небольших отрядов, часто застававших китайских воинов врасплох. Для того чтобы огородить свою империю от кочевых народов, в том числе и хуннов, китайцами была возведена стена протяженностью в сотни километров, известная нам как Великая Китайская стена. Но взаимодействию китайско-тюркско-хуннских культур она не мешала.

kitayskaya stena

Китайский фактор на протяжении древнего и средневекового времени был важнейшим системообразующим компонентом всей тюркской цивилизации. Признание важности этого фактора закрепилось в афоризме

Читайте также: