Сообщение о декоративно прикладном искусстве ямала

Обновлено: 17.05.2024

Функцию сохранения материальной культуры на территории автономного округа осуществляют 19 учреждений культуры музейного типа: историко-краеведческие, изобразительных искусств, мемориальный, экологической направленности. Совокупный музейный фонд округа составляет более 183 000 единиц хранения. Одно из старейших музейных учреждений в округе – Ямало- Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского, основанный в 1906 году настоятелем Обдорской духовной миссии отцом Иринархом, насчитывает более 53 000 единиц хранения. Его структурным подразделением является единственный в округе литературный музей, посвященный творчеству выдающегося ненецкого поэта Леонида Лапцуя.
Плетение из шерстяных ниток. Вышивка цветным бисером, золотыми и серебряными нитями. Художественная обработка меха. Мозаика из меха.
Виды декоративно прикладного искусства народов Ямала

Виды декоративно прикладного искусства народов Ямала

Плетение из шерстяных ниток .
В Пуровском районе бытует плетение из корневатика, изготовление изделий из шкурок мелких пушных зверей (белки, горностая). В южных районах округа Приуральском и Шурышкарском преобладает бисерное искусство, художественная обработка бересты, резьба по дереву.

Плетение из бисера.
Один из очень интересных видов творчества народов Севера - искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 в.в. до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 в.в. в Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер. Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более сорока градусов. Стеклянный лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий. Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и т. д. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.

Декоративно – прикладное творчество северных народов, проживающих на Ямале.

Воспитатель группы 8 класса

Вануйто Надежда Юповна

Дата проведения: 03.12.2017г

Воспитатель группы 8 класса: Вануйто Надежда Юповна

Реквизиты: Традиционная одежда северных народов ненцев, ханты, мужской и женский пояс национальный пояс, бисерные работы, женская ложная коса, сумочки и мешки женские из сукна, туча…

Целью данного мероприятия является: закладывание основ целостной личности, воспитание духовности через приобщение к ценностям и традициям народной культуры.

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя традиций художественной культуры, ставятся следующие задачи:

- воспитание чувства национального самосознания и гордости за свою малую родину;

- приобщение подрастающей молодежи к ценностям региональной культуры

- формирование интереса к культуре, национальным традициям северных народов;

- овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;

- стимулирование познавательной активности, развитие внимания, наблюдательности и зрительной памяти.

Ведущий1: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие посвящается декоративно – прикланому искусству северных народов.

С древнейших времен народы Севера мастерили ручным способом орудия труда, охоты и предметы быта, посуду, благодаря которым можно было приготовить капканы на зверей или ловить рыбу в реках и озерах.

Ведущий2: Любой такой предмет домашнего обихода, обладает практичным назначением, будь то деревянная колотушка янгча (показ) как вы сами знаете – это для отряхивания и выбивание снега с одежды и обуви или деревянная посуда для употребления и хранения пищи.

Показ на пример деревянной посуды и янгча.

Ведущий1: Традиция изготовления ручным способом домашней утвари сложилась в богатое и многообразное народное прикладное искусство, которое тесно связанно с хозяйственной жизнью народа, его бытовым укладом.

Ведущий2: Суровая природа, нелегкий быт отразились на стремление умельцев и мастериц украсить традиционный быт северных народов.

Ведущий1: Богатая фантазия рукодельниц и мастеров проявилась в умении орнаментировать одежду, изготовить различные изделия из дерева, кости, что постепенно сложилось в декоративно – прикладное искусство – искусство создавать разнообразные украшения из металла, бисера, орнаменты из меха и кожи.

•Своеобразие, неповторимое искусство составляет искусство плетения: женских украшений – накосников (ложные косы, которые вплетаются в волосы);

•Пояса – элемента национального женского и мужского костюма;

•Женские и детские украшения из бисера на люльки, на косы, те времена могли позволить себе только состоятельные ненцы.

Показ накосников, пояс мужской и женский, изделия из бисера.

Ведущий2: Сегодня бисер занимает особое место в декоративно – прикладном творчестве северных народов. Орнаменты из бисера применяют на ягушках, поясах, на оленьих упряжках, ненецких сумочках, на бурках.

Ведущий1: При изготовлении традиционной одежды мастерицы широко используют орнамент из меха. Выбор орнамента и цвета во многом зависит от качества меха. А теперь скажите, пожалуйста, какие часто используют орнаменты? (уши зайца, локоть лисицы, ветвистые отростки рогов оленя, чумики)

Ведущий2: Вершиной мастерства декоративно – прикладного искусства по праву можно считать искусство пошива национальной одежды. Традиционная одежда народов Севера : зимняя и летняя, праздничная одежда, мужская и женская обувь, как вы сами знаете, что она практична, удобна, она теплая, это диктовалось суровым климатом и кочевым образом жизни. Давайте посмотрим.

Просмотр презентации традиционной зимней одежды северных народов. Рассказ о поясе северных народов.

Ведущая1: Главный атрибут мужской ненецкой одежды в любое время года – это пояс – ни. Редко, когда можно увидеть мужчину без него. Пожалуй, только во время еды. Да и то, пояс хоть и снят, всегда лежит рядом.

Ведущая2: Мужской пояс носят с раннего детства, каждый отец делает его своему сыну. Мужской пояс делается из сыромятной кожи (коровьей) и украшается медными или из оленьих рог бляхами различной формы или пуговицами. Пояс застегивается спереди с помощью медной пряжки – ни маара.

Ведущая1: Но не менее важно и другое предназначение пояса – быть носителем предметов, без которых невозможно представить мужчину, будь он охотник или оленевод, находясь в пути или у домашнего очага.

Ведущая2: На поясе нет ни одного лишнего предмета, и почти они находятся в постоянной работе. Для того чтобы у мужчины всегда под рукой были самые необходимые инструменты – нож, амулеты, к поясу на медных цепочках обычно прикрепляются: слева нож – хар в ножнах – хар се, шило, справа точильный камень – сия, который находится тоже чехле – сия се, и деревянная палочка с зарубками – своеобразная записная книжка, на количество оленей. Крепящийся к поясу нож с точильным камнем, является своего рода первоорудием. Чаще используется нож.

Ведущая1: Без него не изготовить нарты, не разделать тушу оленя, не сделать упряжки для оленей. Здесь же и целая гирлянда костяных пуговиц, которые время от времени приходится менять в упряжи. В середине пояса подвешен один или несколько медвежьих или один волчий клыки – тибяко, служащий оберегом от злых духов и приносящий удачу в охоте. Многие в те годы считали, что клык предохраняет от болей в спине, сейчас он обычно служит украшением.

Ведущая2: С тех пор, возможно, и берет начало традиция богато украшать его металлическими пряжками, бляхами, пуговицами. Но пояс не только место сосредоточения самых необходимых кочевнику вещей. Он выполняет и свои прямые функции – подпоясывает одежду, укорачивает ее. Так, например, при управлении упряжкой, когда дует встречный ветер необходимо, чтобы малица была как можно длиннее, при отлове оленей, когда приходится много передвигаться, бегать с тынзяном, малицу при помощи пояса приподнимают чуть выше колена. Кроме того, пояс дает чувство собранности и в тоже время легкости.

Ведущий1: Искусство пошива и орнаментирования традиционной национальной одежды – женской, мужской и детской одежды, изготовление предметов быта, утвари, орудий труда и охоты, ажурных украшений из дерева, кости и металла является частью традиционного уклада жизни кочевников Севера : ненцев, ханты, селькупов, коми – зырян.

Ведущий2: Привычные трудовые операции умельцев, связанные с традиционными видами хозяйствования – оленеводством, рыболовным и охотничьим промыслом, богатая фантазия мастериц постепенно сложилось в декоративно – прикладное творчество, что является частью культуры северных народов.

Ведущий1: Дорогие ребята, на сегодня мы с вами прощаемся и напоследок хотим вас угостить горячей ухой.

До свидание! Лакамбой!

Декоративно прикладное искусство для ребенка с ОВЗ Всем известно, что яркие впечатления ребенку дарит искусство, во всех своих проявлениях, будь - то музыка, поэзия, театр. Но больше всего.

Декоративно-прикладное искусство художественных промыслов в ДОУ Декоративно-прикладное творчество в ДОУ. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чернятович Т.Г., учитель истории МАОУ СОШ № 8 г. Лабытнанги ЯНАО Декоративно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чернятович Т.Г., учитель истории МАОУ СОШ № 8 г. Лабытнанги ЯНАО Декоративно.

Чернятович Т.Г., учитель истории МАОУ СОШ № 8 г. Лабытнанги ЯНАО Декоративно прикладное искусство народов Ямала

Функцию сохранения материальной культуры на территории автономного округа осу.

Функцию сохранения материальной культуры на территории автономного округа осуществляют 19 учреждений культуры музейного типа: историко-краеведческие, изобразительных искусств, мемориальный, экологической направленности. Совокупный музейный фонд округа составляет более 183 000 единиц хранения. Одно из старейших музейных учреждений в округе – Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского, основанный в 1906 году настоятелем Обдорской духовной миссии отцом Иринархом, насчитывает более 53 000 единиц хранения. Его структурным подразделением является единственный в округе литературный музей, посвященный творчеству выдающегося ненецкого поэта Леонида Лапцуя.

Плетение из шерстяных ниток. Вышивка цветным бисером, золотыми и серебряными.

Плетение из шерстяных ниток. Вышивка цветным бисером, золотыми и серебряными нитями. Виды декоративно прикладного искусства народов Ямала Художественная обработка меха. Мозаика из меха.

Плетение из шерстяных ниток.

Плетение из шерстяных ниток.

В Пуровском районе бытует плетение из корневатика, изготовление изделий из шк.

В Пуровском районе бытует плетение из корневатика, изготовление изделий из шкурок мелких пушных зверей (белки, горностая). В южных районах округа Приуральском и Шурышкарском преобладает бисерное искусство, художественная обработка бересты, резьба по дереву.


Резьба по дереву, кости и металлу Большой интерес представляет декоративно-пр.

Вышивка цветным бисером, золотыми и серебряными нитями.

Вышивка цветным бисером, золотыми и серебряными нитями.

Плетение из бисера. Один из очень интересных видов творчества народов Север.

Плетение из бисера. Один из очень интересных видов творчества народов Севера - искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 в.в. до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 в.в. в Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер. Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более сорока градусов. Стеклянный лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий. Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и т. д. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.


Наиболее полно и емко самобытное народное искусство ненцев отразилось в мехов.

Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян.

В силу территориальной протяженности Ямало-Ненецкого автономного округа, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша, рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы). В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, береста, травы, корневатик. Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра). На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются:

• Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми.

• Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога.

• Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные).

• Резьба по дереву.

• Художественная обработка бересты.

Шитье и украшение одежды

Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

Плетение из бисера.

Один из очень интересных видов творчества народов Севера - искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 в.в. до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 в.в. в Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Художественная обработка кости.

Косторезное мастерство является одним из древнейших видов деятельности человека, и на протяжении веков изделия этого промысла имели разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши. Традиционность, этнографическое своеобразие как отличительные особенности промысла являются наиболее привлекательными сторонами скульптурных композиций.

Основанное на древних традициях, обновленное современной жизнью, искусство ямальских мастеров имеет большую художественную ценность.

День оленевода- одна из главных примет ямальской весны, с его катаниями на оленьих упряжках и состязаниях в национальных видах спорта. В Салехард, Новый Уренгой, Надым, Тарко-Сале, Яр-Сале, Аксарку, Тазовский съезжаются семьи коренных жителей севера, в нарядных малицах и ягушках. Украшены главные герои празднества – олени, ленточки, колокольчики, всевозможные накидки развеваются на холодном северном ветру. На площади устанавливают чумы, в которых можно подкрепиться традиционными блюдами - строганиной из муксуна и оленьего мяса, мочёной брусникой и морошкой. Празднество сопровождается народными игрищами, спортивными состязаниями. Участие в соревнованиях требует от участников силы, смелости . Ловко накинуть тынзян на хорей, не упасть, когда оленья упряжка несётся со скоростью автомобиля, перепрыгнуть через сотни нарт – этому учатся на протяжении всей жизни , передавая из поколения в поколение накопленный опыт предков.




К каждому празднику женщины шьют новые наряды, изготавливают новую обувь, соблюдая многовековые традиции. Каждый орнамент на наряде говорит о человеке – кто он, какого рода, чем занимается, его положение в роду. Богато и разнообразно представлены на ярмарке национальные сувениры, предметы обихода , одежда выполненная руками мастериц. Всё это можно просто посмотреть или купить. Проводят день оленевода в марте-апреле по районам, и заканчивается окружным праздником, проводимым в городе Надыме.

Уникальным памятником археологии федерального значения является Мангазейское городище.

Достопримечательности Ямало-Ненецкого автономного округа своеобразны и могут вызвать улыбку у человека, незнакомого с бытом края. Например, здесь можно увидеть памятник… комару. Необычный монумент был установлен в 2006 г. Он украшает Сквер ветеранов Ноябрьска. Почему именно этот сквер? Ветераном на крайнем Севере считается человек, который не только пережил полярную ночь, но и вытерпел ужасное испытание в виде комаров,которые здесь особенно злы.

Выполнен памятник был в Ноябрьске, автором выступил работник местного завода.Монумент создан из железа, размеры его достаточно крупные: ростом комар почти как человек, а толщина хоббота превышает толщину крупнокалиберного пулемута.

В списке ЯНАО числится еще одна скульптура , посвященная животному: на въезде в город Салехард установлен 10-метровый памятник мамонту.

Следует отметить, что скульптура появилась в Салехарде после того, кк в 1998 году был обнаружен мамонтенок-Маша, которого перевезли в Петербург. Каждая такая находка важна для науки, одна из последних произошла в 2007 г., когда удалось обнаружить мамонтенка, возраст которого был 3-6 месяцев. Уникальная находка также оказалась девочкой и получила имя Люба.

"Могущество России, Сибирью прирастать будет" Так были оценены богатства нашего края М.В.Ломоносовым. Но для освоения такой обширной территории нужны дороги.

Участок строительства протяженностью 700 км от Салехарда до реки Пур на территории Тюменской области осуществляло стройуправление № 501 МВД СССР, а участок р.Пур-Ермаково-Игарка (600 км.) — стройуправление № 503. Число строителей составляло до 100 тысяч человек, в основном это были заключенные.

Дорога строилась однопутной, с разъездами через 10--15 км. Мосты через Обь и Енисей не возводись. Летом их должны были заменять паромы, зимой -- "льдянка", ж.-д. путь, прокладываемый прямо по льду. "Льдянку" через Обь сооружали несколько зим (до 1953 г.), причем лед специально укрепляли -- вмораживали бревна, шпалы, поливали водой. Через остальные, более мелкие реки и ручьи строились мосты, преимущественно деревянные. В стране, разоренной войной, не хватало рельсов. Поэтому на трансполярной использовали рельсы, уже отслужившие свой век на других дорогах. Немецкие, чехословацкие, американские (из штата Иллинойс — видимо, по ленд-лизу) и царские (аж 1907 года!). Здесь явно было не до стандартов. Поэтому и накладки — стыковые скрепления между рельсов — по большей части делались из лиственницы, ели, кедра. Даты на рельсах -- 1937. 1916. 1904. 1892 год. Большая часть -- так называемой Демидовской стали начала века.

За невиданно короткий срок было уложено более 900 км стального полотна. Казалось, недалек тот день, когда две ветви дороги -- 501-я и 503-я стройки -- соединятся. Ждали памятного "Золотого звена". Но.сразу после смерти Сталина, в 1953 году, "стройка века" была прекращена, лагеря расформированы, а уже готовые участки дороги просто списаны за ненадобностью. Почти тысяча километров пути между Обью и Енисеем, мосты, разъезды, паровозы и лагерные поселки остались брошенными в тундре. А ведь при строительстве дороги погибло более 300 тысяч человек -- по одному на каждые три метра пути.

Дальнейшая судьба участков дороги оказалась различной. Головной участок, 200-километровая ветка Чум -- Лабытнанги, действует и сейчас. Архаичные семафоры и деревянные мосты этого участка знакомы всякому, кто бывал на Полярном Урале. Кстати, и "зона" на ст. Харп тоже существует поныне.

С 1952 года размах работ на дороге Салехард-Игарка стал постепенно сокращаться. Людей, технику, материалы теперь направляли на другие, более необходимые стране объекты. В марте 1953 года, после смерти И.В.Сталина, была объявлена амнистия, и основная масса заключенных освободилась. Строить дорогу стало некому. 25 марта 1953 года правительство приняло решение о приостановке строительства и консервации железной дороги.

Большая часть построенного была брошена и постепенно пришла в негодность. Хотя некоторые фрагменты дороги, которой нет ни на одной карте, можно найти в тундре до сих пор. Рельсы, лагерные бараки, вышки охраны, целые паровозы, станции…Старожилы Норильска утверждают, что при строительстве широкого полотна железной дороги от Дудинки до Норильска использовались рельсы с 503-й стройки.

А от миллионов бесчисленно и с нечеловеческой жестокостью уничтоженных людей не осталось практически ничего. Кроме нашей памяти и покаяния. И кто знает, может быть, труд невинно загубленных людей и пригодится спустя полвека для строительства железной дороги из Салехарда до Норильска.

И всё-же поражает мудрость людей, которые проектировали эту стройку. Посмотрите внимательно в междуречье Оби и Енисея — дорога проходила через нефтегазоносные районы этого региона, и будь она построена, насколько быстрее страна получила бы отсюда, и с меньшими затратами, нефть и газ. А ведь дорогу туда — до Тазовской губы — все равно построили, только она прошла по меридиану — от Тюмени на север, на несколько тысяч километров по тайге и тундре.

Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян.

В силу территориальной протяженности Ямало-Ненецкого автономного округа, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша, рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы). В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, береста, травы, корневатик. Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра). На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются:

• Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми.

• Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога.

• Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные).

• Резьба по дереву.

• Художественная обработка бересты.

Шитье и украшение одежды

Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

Плетение из бисера.

Один из очень интересных видов творчества народов Севера - искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 в.в. до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 в.в. в Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Художественная обработка кости.

Косторезное мастерство является одним из древнейших видов деятельности человека, и на протяжении веков изделия этого промысла имели разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши. Традиционность, этнографическое своеобразие как отличительные особенности промысла являются наиболее привлекательными сторонами скульптурных композиций.

Основанное на древних традициях, обновленное современной жизнью, искусство ямальских мастеров имеет большую художественную ценность.

День оленевода- одна из главных примет ямальской весны, с его катаниями на оленьих упряжках и состязаниях в национальных видах спорта. В Салехард, Новый Уренгой, Надым, Тарко-Сале, Яр-Сале, Аксарку, Тазовский съезжаются семьи коренных жителей севера, в нарядных малицах и ягушках. Украшены главные герои празднества – олени, ленточки, колокольчики, всевозможные накидки развеваются на холодном северном ветру. На площади устанавливают чумы, в которых можно подкрепиться традиционными блюдами - строганиной из муксуна и оленьего мяса, мочёной брусникой и морошкой. Празднество сопровождается народными игрищами, спортивными состязаниями. Участие в соревнованиях требует от участников силы, смелости . Ловко накинуть тынзян на хорей, не упасть, когда оленья упряжка несётся со скоростью автомобиля, перепрыгнуть через сотни нарт – этому учатся на протяжении всей жизни , передавая из поколения в поколение накопленный опыт предков.

К каждому празднику женщины шьют новые наряды, изготавливают новую обувь, соблюдая многовековые традиции. Каждый орнамент на наряде говорит о человеке – кто он, какого рода, чем занимается, его положение в роду. Богато и разнообразно представлены на ярмарке национальные сувениры, предметы обихода , одежда выполненная руками мастериц. Всё это можно просто посмотреть или купить. Проводят день оленевода в марте-апреле по районам, и заканчивается окружным праздником, проводимым в городе Надыме.

Уникальным памятником археологии федерального значения является Мангазейское городище.

Достопримечательности Ямало-Ненецкого автономного округа своеобразны и могут вызвать улыбку у человека, незнакомого с бытом края. Например, здесь можно увидеть памятник… комару. Необычный монумент был установлен в 2006 г. Он украшает Сквер ветеранов Ноябрьска. Почему именно этот сквер? Ветераном на крайнем Севере считается человек, который не только пережил полярную ночь, но и вытерпел ужасное испытание в виде комаров,которые здесь особенно злы.

Выполнен памятник был в Ноябрьске, автором выступил работник местного завода.Монумент создан из железа, размеры его достаточно крупные: ростом комар почти как человек, а толщина хоббота превышает толщину крупнокалиберного пулемута.

В списке ЯНАО числится еще одна скульптура , посвященная животному: на въезде в город Салехард установлен 10-метровый памятник мамонту.

Следует отметить, что скульптура появилась в Салехарде после того, кк в 1998 году был обнаружен мамонтенок-Маша, которого перевезли в Петербург. Каждая такая находка важна для науки, одна из последних произошла в 2007 г., когда удалось обнаружить мамонтенка, возраст которого был 3-6 месяцев. Уникальная находка также оказалась девочкой и получила имя Люба.

"Могущество России, Сибирью прирастать будет" Так были оценены богатства нашего края М.В.Ломоносовым. Но для освоения такой обширной территории нужны дороги.

Участок строительства протяженностью 700 км от Салехарда до реки Пур на территории Тюменской области осуществляло стройуправление № 501 МВД СССР, а участок р.Пур-Ермаково-Игарка (600 км.) — стройуправление № 503. Число строителей составляло до 100 тысяч человек, в основном это были заключенные.

Дорога строилась однопутной, с разъездами через 10--15 км. Мосты через Обь и Енисей не возводись. Летом их должны были заменять паромы, зимой -- "льдянка", ж.-д. путь, прокладываемый прямо по льду. "Льдянку" через Обь сооружали несколько зим (до 1953 г.), причем лед специально укрепляли -- вмораживали бревна, шпалы, поливали водой. Через остальные, более мелкие реки и ручьи строились мосты, преимущественно деревянные. В стране, разоренной войной, не хватало рельсов. Поэтому на трансполярной использовали рельсы, уже отслужившие свой век на других дорогах. Немецкие, чехословацкие, американские (из штата Иллинойс — видимо, по ленд-лизу) и царские (аж 1907 года!). Здесь явно было не до стандартов. Поэтому и накладки — стыковые скрепления между рельсов — по большей части делались из лиственницы, ели, кедра. Даты на рельсах -- 1937. 1916. 1904. 1892 год. Большая часть -- так называемой Демидовской стали начала века.

За невиданно короткий срок было уложено более 900 км стального полотна. Казалось, недалек тот день, когда две ветви дороги -- 501-я и 503-я стройки -- соединятся. Ждали памятного "Золотого звена". Но.сразу после смерти Сталина, в 1953 году, "стройка века" была прекращена, лагеря расформированы, а уже готовые участки дороги просто списаны за ненадобностью. Почти тысяча километров пути между Обью и Енисеем, мосты, разъезды, паровозы и лагерные поселки остались брошенными в тундре. А ведь при строительстве дороги погибло более 300 тысяч человек -- по одному на каждые три метра пути.

Дальнейшая судьба участков дороги оказалась различной. Головной участок, 200-километровая ветка Чум -- Лабытнанги, действует и сейчас. Архаичные семафоры и деревянные мосты этого участка знакомы всякому, кто бывал на Полярном Урале. Кстати, и "зона" на ст. Харп тоже существует поныне.

С 1952 года размах работ на дороге Салехард-Игарка стал постепенно сокращаться. Людей, технику, материалы теперь направляли на другие, более необходимые стране объекты. В марте 1953 года, после смерти И.В.Сталина, была объявлена амнистия, и основная масса заключенных освободилась. Строить дорогу стало некому. 25 марта 1953 года правительство приняло решение о приостановке строительства и консервации железной дороги.

Большая часть построенного была брошена и постепенно пришла в негодность. Хотя некоторые фрагменты дороги, которой нет ни на одной карте, можно найти в тундре до сих пор. Рельсы, лагерные бараки, вышки охраны, целые паровозы, станции…Старожилы Норильска утверждают, что при строительстве широкого полотна железной дороги от Дудинки до Норильска использовались рельсы с 503-й стройки.

А от миллионов бесчисленно и с нечеловеческой жестокостью уничтоженных людей не осталось практически ничего. Кроме нашей памяти и покаяния. И кто знает, может быть, труд невинно загубленных людей и пригодится спустя полвека для строительства железной дороги из Салехарда до Норильска.

И всё-же поражает мудрость людей, которые проектировали эту стройку. Посмотрите внимательно в междуречье Оби и Енисея — дорога проходила через нефтегазоносные районы этого региона, и будь она построена, насколько быстрее страна получила бы отсюда, и с меньшими затратами, нефть и газ. А ведь дорогу туда — до Тазовской губы — все равно построили, только она прошла по меридиану — от Тюмени на север, на несколько тысяч километров по тайге и тундре.

Читайте также: