Сообщение о дамбе в санкт петербурге

Обновлено: 02.07.2024

Петербург находится в Приневской низменности, на многочисленных островах Невской дельты, между Финским заливом и Ладожским озером.

Когда по этой территории проходит циклон, ветер с Балтики поднимает волну и гонит ее на Неву. Река выходит из берегов, и в Петербурге начинается наводнение. За 315 лет существования города так происходило 305 раз.

Первое наводнение случилось в Северной столице уже через три месяца после начала его строительства – 30 августа 1703 года. Тогда вода поднялась на два с половиной метра, и Заячий остров, где уже начали возводить Петропавловскую крепость, оказался под водой. Часть строительного материала при этом смыло.

После случившегося Петр повелел насыпать и укрепить остров. А о надвигающемся бедствии – сообщать выстрелом из пушки с бастиона Петропавловской крепости. Так было до начала XX века.

Фото: предоставлено КЗС

Фото: предоставлено КЗС

Кто придумал дамбу

Как защитить Петербург от наводнений, придумал в начале XIX века российский инженер и математик французского происхождения Петр Петрович Базен.

Он предложил построить дамбу поперек Финского залива – от Лисьего носа до острова Котлин и далее до Ораниенбаума. Но тогда проект посчитали очень сложным и осуществлен он не был.

К идеям защитных сооружений Базена вернулись в середине XX века. В 1955 году случилось крупное наводнение, когда вода поднялась почти на три метра выше ординара, в городе погибли несколько человек.

Приступили к строительству Дамбы еще в 1979 году. Она должна была пройти через Финский залив от Сестрорецка через остров Котлин – ныне Кронштадт - до порта Бронка.Фото: предоставлено КЗС

Дорогу до острова Котлин построили, но в конце 80-х годов в стране меняется экономическая, а следом и политическая ситуация. Проект заморозили. Возобновили строительство только в начале 2000-х годов. Фото: предоставлено КЗС

Открылся комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений – так официально называется Дамба, в 2011 году. В общей сложности его возводили 38 лет. На строительство потратили 109 миллиардов рублей.

Фото: предоставлено КЗС

Как дамба работает

Дамба защищает Санкт-Петербург при подъеме воды до 4,2 метра выше ординара. Решение о ее закрытии принимают сотрудники Главного управления МЧС, основываясь на прогнозе Гидрометцентра.

Масса затвора Петербургской дамбы – 280 тонн. За час очистные сооружения дамбы обрабатывают 100 кубометров воды.

Комплекс имеет длину 25 с половиной километров. На нем 11 защитных дамб, шесть водопропускных и два судопропускных сооружений. В обычный день они открыты, но в случае угрозы наводнения они опускаются. Фото: предоставлено КЗС

Фото: предоставлено КЗС

Фото: предоставлено КЗС

При помощи рельсового механизма затворы из дока выталкивают в судовой проход, где они заполняются водой и опускаются на дно. Для открытия дамбы воду из затворов откачивают, затем задвигают ворота обратно в сухой док. Фото: предоставлено КЗС

По дамбе проходит Петербургская кольцевая автодорога. Самая необычная ее часть - тоннель. Нижняя точка находится на отметке минус 28 метров. Машины едут два километра под водой.

На Петербургской дамбе следят за экологией Финского залива. Для этого построили три очистных сооружения. Через них проходит вода, стекающая с проезжей части.

Стоки поступают в огромный бассейн, где отстаиваются 20 минут, очищаются реагентами, аэрируются и проходят через фильтры. Вода из мутной превращается в прозрачную.

Фото: предоставлено КЗС

С недавнего времени по Дамбе водят экскурсии. Отсюда открывается красивый вид на город Кронштадт и Морской собор. На подступах к острову Котлин в Финском заливе находится множество исторических фортов. До строительства Дамбы их можно было увидеть только с воды.

Уже за первый год благодаря дамбе Санкт-Петербург избежал 3 крупных наводнения.

Фото внутри статьи: Владимир Удачин, Иван Поситко, Роман Ткаченко, Дмитрий Кундрюков, Андрей Бесфамильный.

Однако в конце 1980-х — начале 1990-х годов строительство защитных сооружений затормозилось. Отдельные горячие головы предлагали даже разрушить уже построенное, ссылаясь на вероятные экологические проблемы, которые может оказать дамба на Финский залив и Невскую губу. Тем не менее, все трудности удалось преодолеть, и строительство было продолжено.

Немного технической информации. Дамба защищает Санкт-Петербург и Кронштадт от сгонно-нагонных явлений при подъёме воды до 4,2 метра выше ординара. Общая длина сооружения составляет 25,4 километра, из которых 22,2 километра проходит по акватории. Высота дамбы составляет 6,4 метра над средним многолетним уровнем воды, верхняя отметка волноотбойной стенки — 7,5 метров. Комплекс состоит из 11 защитных дамб (Д-1 — Д-11), 6 водопропускных сооружений (В-1 — В-6), двух судопропускных сооружений (С-1 и С-2) и шестиполосной автомагистрали Кольцевой автомобильной дороги Санкт-Петербурга (А-118 СПб КАД). Трасса проходит по гребню защитных дамб, спускается в туннель, над которым проходит южный фарватер (С-1) и поднимается на мост, под которым проходит северный фарватер (С-2).

Схема комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Схема комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Защитные дамбы имеют трапецевидную форму. Ядро дамбы состоит из песчаного грунта и моренного суглинка. Боковые откосы укреплены щебнем и скальными породами. Со стороны Финского залива дамба укреплена сильнее, чем со стороны Невской губы — чтобы выдержать мощный удар нагонной волны. Минимальная ширина дамбы по гребню составляет 30 метров, а ширина в основании достигает 80 метров. Гребень дамбы идет на высоте 6,5 метров над уровнем моря.

Защитная дамба, Санкт-Петербург

Устройство защитной дамбы

Водопропускные сооружения смотрятся очень внушительно. Всего их шесть. Они уменьшают негативное влияние защитных сооружений на гидрологический режим акватории Невской губы и Финского залива. Эти сооружения имеют от 10 до 12 водопропускных пролетов шириной 24 метра и глубиной от 2,5 до 5 метров. Масса сегментных затворов, которые в случае наводнения опускаются, перекрывая водопропускные секции, составляет 280 тонн каждый. Они способны пробивать лед толщиной до 60 сантиметров.

Водопропускные сооружения Водопропускные сооружения Водопропускные сооружения (зум) Водопропускное сооружение В-3 . Спутниковый снимок, скриншот Яндекс Карт

Южный фарватер проходит над туннелем. Это судопропускное сооружение С1, предназначенное для пропуска морских судов в течение всего года. В случае наводнения оно закрывается двумя сегментными плавучими затворами-батопортами.

Дамба, Санкт-Петербург

Въезд в тоннель под южным фарватером

Самая низкая точка тоннеля расположена на отметке минус 28 метров. Длина тоннеля составляет 1961 метр.

Тоннель под южным фарватером Судопропускное сооружение С1 с сегментными плавучими затворами — батопортами. Спутниковый снимок, скриншот Яндекс Карт

Дорога пересекает остров Котлин, на котором расположен Кронштадт.

КАД в Кронштадте, Санкт-Петербург

КАД на острове Котлин

Судопропускное сооружение С-2 Дамба и море Судопропускное сооружение С2. Спутниковый снимок, скриншот Яндекс Карт

С дамбы открывается великолепный вид на огромную акваторию Невской губы. На горизонте виднеются новостройки Санкт-Петербурга и громада Лахта-центра. К сожалению, получившая распространение в последние годы практика намыва новых территорий может оказать в будущем губительные последствия на Финский залив.

Кронштадт Заболоченная местность на острове Котлин. Вид с дамбы

Защитная дамба Санкт-Петербурга — одно из самых сложных гидротехнических сооружений мира. И, без сомнения, она стала украшением Северной столицы. В заключение — небольшое видео одной из наших поездок по дамбе.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Дамба в Санкт-Петербурге

Комплекс Защитных Сооружений (КЗС) – официальное название дамбы, защищающей город Санкт-Петербург от наводнений. Это уникальное гидрологическое сооружение, не имеющее аналогов в мире.

Долгий путь к дамбе

Предпосылки сооружения дамбы

По преданию, во время строительства города в районе Заячьего острова к царю пришел финский мудрец и поведал о том, что вода в этих местах поднимается до кроны высокого дуба. При этом указал на растущее недалеко мощное дерево.

Разгневанный неприятной новостью, Петр Первый приказал предсказателя повесить, а дуб спилить. Но уже через 3 месяца 20 августа 1703 года произошло страшное стихийное бедствие, когда люди могли передвигаться по улице только на лодках.

Злая вода мгновенно унесла весь лес для строительства и сильно напугала жителей. Вопреки всему возведение Петербурга продолжилось. Инженеры получили от царя указ о защите будущей столицы от подтопления.

Гениальный проект инженера Базена

Следуя указу, обрусевший француз, инженер Пьер Доменик Базен разработал проект для защиты города от наводнений. План включал строительство каменной дамбы поперек Финского залива с проходами для судов, шлюзами и водосливами.

Проект, который мог бы решить все проблемы, оказался утопическим: технологии той эпохи не позволяли решать такие сложные задачи. В результате была сделана только насыпь территории Васильевского острова.

Начало стройки

Сотни наводнений за 308 лет

За свою историю Санкт-Петербург испытал более 300 наводнений, при которых уровень воды превышал уровень Балтийского моря на 3,2 метра. Исследования ученых показали, что в Северной столице могут возникнуть наводнения с уровнем воды до 5.4 метра. Первоначально считалось, что в затоплениях виновата невская вода.

Последствия наводнения

Самыми опасными и частыми являются осенние и зимние наводнения. Они создают в акватории Финского залива обширное ледовое поле, которое рушит сильнейший ветер. Вырастает мощная ледовая стена.

Во время самого страшного наводнения в ноябре 1824 года были разрушены 462 дома, повреждено – 3682, утонули 500 человек, многие пропали без вести. Их тела унесло в Финский залив.

Характерной чертой таких наводнений является очень быстрый подъем воды в течение 2 часов. Эта крупнейшая катастрофа подвигла ученых к изучению механизма возникновения и развития наводнений.

Научное объяснение возникновения катастроф

Новые исследования подтвердили, что злая вода поступает в Петербург из Балтийского моря и Финского залива. Возникает это в результате сложного взаимодействия метеорологических и гидрологических процессов.

В районе Исландии, где теплое течение Гольфстрим встречается с холодными водами Арктики, рождается циклон. Океан вспучивается, сильный штормовой ветер начинает гнать волну в сторону Балтийского моря.

Рабочие будни дамбы

Эти, так называемые нагонные волны огромной разрушительной силы, проходят через Финский залив, докатываясь до дельты Невы и Санкт-Петербурга.

Длинная волна в сочетании с ветром вызывает кратковременные резкие подъемы уровня воды в Финском заливе и дельте Невы. Разрушительная сила волн так велика, что зимой сдвигает лед и образует торосы до 6-8 метров. Возникает своеобразный мини-циклон.

Строительство дамбы в советское время

Разобравшись в причине наводнений, решено было строить защитную дамбу. В основу проекта положили идею Пьера Базена.

В 1974 году начались предварительные работы. Построили дорогу от острова Котлина, на котором расположен Кронштадт, до материка.

Строительство комплекса защитных сооружений началось в 1979 году после очередного катастрофического наводнения, прошедшего в 1955 году, и закончилось в 2011. Это значит, что к строительству дамбы вернулись лишь через сто лет.

Вид сверху

Ни одно из гидрологических сооружений не вызывало столько споров, недоумений, взаимной критики и амбиций, как это случилось при строительстве КЗС Санкт-Петербурга.

С 1987 года начались активные протесты против строительства дамбы. Протестовали непрофильные ученые: лингвисты, физики-теоретики, писатели, медики, философы, психологи, биологи, опасаясь, что Невская губа превратится в болото.

Специалисты-гидрологи в этом шквале критики чувствовали себя неуверенно. Был объявлен конкурс для создания проекта по защите города от наводнений.

Из 71 поданного предложения комиссия не одобрила ни одного и предложила продолжать строительство по первоначальному проекту. С 2001 года строительство КЗС Санкт-Петербурга, прекращенное в 90-е годы, было возобновлено.

Навигация

12 августа 2011 года защитная дамба Санкт-Петербурга была введена в эксплуатацию. Теперь Кронштадт стал доступен для автомобилистов.

Характеристика КЗС Санкт-Петербурга

Комплекс защитных сооружений имеет длину 25,4 м и способен выдержать подъем воды до 5,4 метра.

Технические моменты

Защитная дамба состоит их 2 частей – северной и южной. Она соединяет остров Котлин с берегами Невской губы.

Современный КЗС Санкт-Петербурга состоит:

  • из 11 каменно-земляных дамб,
  • 6 водоупорных сооружений для свободного стока воды,
  • 2 судопропускных сооружения для пропуска речных и морских судов,
  • автомагистрали в 6 полос, включающей7 автодорожных мостов, уникальный автомобильный тоннель под водой и две транспортные развязки.

Водные сооружения оборудованы затворами, которые в обычное время открыты и свободно пропускают воду. При угрозе наводнения затворы закрываются и изолируют город от моря.

Ледяной затор

Защитные сооружения способны выдержать до 5,15 м воды. Комплекс может быть закрыт только на 48 часов: в Неве копится вода, которую надо выпускать в залив, иначе она зальет город.

Размеры пропускных сооружений внушительны, пролеты 200 метров с глубиной 16м.

Защитная дамба Санкт-Петербурга защищает город от наводнений и служит автомагистралью, являясь частью КАД – кольцевой автодорожной трассы А-118.

Часть этой дороги проходит по огромному тоннелю, расположенному под водой (на верху – судоходный путь). Путешествие по нему напоминает кадры из фантастического фильма.

Длина тоннеля 1361 м. Внутри он облицован жаропрочными керамическими плитами, способными выдержать даже горящий бензовоз. Но плитки очень хрупкие и неустойчивы к удару.

Система работы КЗС

О приближении наводнения узнают заранее, минимум за 60 часов до волны. Гидрометцентр сообщает дирекции КЗС, которая предупреждает администрацию порта о прекращении навигации. Закрываются затворы судопропускных и водопропускных сооружений.

За ситуацией на дамбе с центрального пульта следит целая бригада диспетчеров. На все внештатные ситуации разработано 26 сценариев возможных действий.

Элементы сооружения

Все помещения находятся под постоянным видеонаблюдением. Объект имеет важное стратегическое значение. По дамбе проходят кабели связи подача электричества в Кронштадт, там же – пульт управления затворами дамбы.

Завершение строительства КЗС обеспечило защиту города от наводнений, наладило наземную транспортную связь Кронштадта с материком. За время существования дамба спасла Петербург от трех сильнейших наводнений.

Кроме того, был создан участок кольцевой дороги вокруг Санкт- Петербурга, за счет вывода транзитного транспорта из центра оздоровилась воздушная среда города.

Вокруг дамбы много искусственных островов, на многих из них расположены форты Кронштадта. Много заболоченных территорий. Здесь садятся на отдых стаи перелетных птиц. Их никто не беспокоит, охота в этих местах запрещена.


Ко́мплекс защи́тных сооруже́ний Санкт-Петербу́рга от наводне́ний, защитные сооружения от наводнений в Санкт-Петербурге, КЗС, дамба — комплекс дамб и смежных гидротехнических сооружений (водопропускных и судопропускных отверстий), протянувшихся поперёк вершины Финского залива от Бронки до Сестрорецка (посёлок Горская), через остров Котлин, на котором находится город Кронштадт (входит в состав Санкт-Петербурга).

Главный долгострой Петербурга - строится более 30 лет. Мега-проект времен застоя и 1-й секретаря Ленинградского обкома КПСС Григория Романова.

Содержание

Проект

Полная протяженность защитных сооружений 25,4 км. Во время самого крупного наводнения, которое когда-либо переживал Санкт-Петербург, уровень воды составил 4,2 метра выше ординара. Максимальная высота подъема воды, который может выдержать комплекс защитных сооружений — 4,5 метра.

В течение трех часов после срабатывания системы предупреждения о наводнении эти затворы будут полностью закрываться, поэтому возможность подтапливания прибрежных территорий будет исключена на 100 %.


Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений с северной стороны (возле Сестрорецка). 2005 год.

Сопутствующие проекты На дамбе будет установлена ветроэлектростанция, состоящая примерно из 30 ветряков. Планируется к 2014 году достичь суммарной мощности электростанции 100 МВт. [1]

История


На протяжении всей истории Санкт-Петербурга городу всегда угрожали наводнения. В настоящее время наводнением считается подъём воды выше 150 см БС (Балтийской системы). Со времени основания города было зафиксировано 305 подъёмов воды, из которых 3 считаются катастрофическими (300 см и выше). [2]

После крупнейшего наводнения в 1824 году инженером П. П. Базеном (Pierre Dominique Bazaine) был разработан проект дамбы через Финский залив, который в то время был сочтён неосуществимым.

Предлагались другие проекты защиты Санкт-Петербурга и Ленинграда от наводнений. Среди них был западный вариант (примерно по линии современного Комплекса) и восточный вариант (по западному побережью города). Западный вариант, в частности, разрабатывался в 1960-е годы в Государственном гидрологическом институте в Ленинграде (заведующим отделом русловых процессов Н. Е. Кондратьевым).

В 1979 году по западному современному проекту началось создание дамбы. В декабре 1984 года остров Котлин был соединён с материком (с северной стороны). В конце 1980-х строительство было приостановлено из-за опасений отрицательного воздействия проекта на окружающую среду (впоследствии снятых), а затем — из-за отсутствия финансирования.

Современное состояние


Достройка комплекса, оставленного готовым примерно на 60 %, началась в 2001 году. Проект требует вложения значительных средств, большинство которых предоставляется в виде федеральной инвестиционной программы, а также в виде займов ЕБРР и других организаций.

Проект создания комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений включает в себя 11 защитных дамб: [3] шесть водопропускных и два судопропускных сооружения и состоит из девяти контрактов:


С 2007 по 2012 года общий объем финансирования проекта составит около 55 млрд рублей [3] .

Общая протяжённость комплекса сооружений должна составить 25,4 км, комплекс будет состоять из двух судопропускных сооружений, шести водопропускных сооружений, 11 защитных дамб. Также по всей длине комплекса будет построена автодорога, которая пересечёт судопропускные сооружения: одно по полуторакилометровому тоннелю, а другое — по мосту. После постройки КЗС сформирует часть западного полукольца Петербургской кольцевой автодороги.

Текущие работы

В 2007 году на строительство дополнительно выделены 6-8 млрд рублей, причиной перераспределения средств стало сокращение сроков строительства КЗС [3] .

На церемонии завершения основных работ на судопропускном сооружении С-1 петербургской дамбы губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила следующее:

К концу этого года будут завершены все работы, которые позволят выполнять функции защиты города от наводнений

— опубликовано 14 апреля [6]

См. также

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Петербургская дамба" в других словарях:

Долгострой — Долгострой общее обозначение длительных, затянувшихся или вовсе заброшенных строительных работ. В России термин используется, как правило, для обозначения сооружений, активно строившихся в годы СССР и заброшенных в начале 1990 х годов. В… … Википедия

Список улиц Казани — Содержание 1 0 9 2 А 3 Б 4 В 5 … Википедия

История троллейбуса города Казани — Казанский троллейбус троллейбусная система города Казань, одна из старейших в СССР и России. Хронология развития троллейбусных маршрутов 1948 год 6 ноября построена, а 27 ноября открыта в городе первая троллейбусная линия от центра до поселка… … Википедия

Троицкий мост (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкий мост. Троицкий мост … Википедия

Острова Санкт-Петербурга — Не существует ясности в том, сколько же на самом деле островов располагается в Санкт Петербурге. На 2002 год насчитывается 33 острова, имеющих официальное название[источник не указан 1313 дней]. Кроме того, в Финском заливе… … Википедия

Saint-Petersburg — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия

Ленинград — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия

Ленинград (город) — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия

Читайте также: