Сообщение о человеке который выполнил свой долг

Обновлено: 05.07.2024

Накануне 30-летия со дня вывода советских войск из Афганистана удалось пообщаться с Николаем Редькиным, человеком, для которого 15 февраля - не просто памятная дата, а война в Афганистане - часть жизни, длиною в 2 года и 4 месяца.

Честно признаться, к выполнению редакционного задания "взять интервью у жителя района - участника Афганской войны", приступил в последний момент, когда откладывать было уже некуда. И не потому, что не хотел, а просто не хватало смелости позвонить тем, кто прошёл через войну, и сказать: "Расскажите об этом". И всё-таки сделать это было нужно. Сначала я обратился к воину-интернационалисту Виктору Михайловичу Никульникову. Получил вежливый отказ, но его супруга, Валентина Андреевна, порекомендовала обратиться к другу семьи, тоже отслужившему в Афганистане, даже телефон дала, сказала, что это человек более разговорчивый. Им оказался Николай Николаевич Редькин - житель села Солнцевка. После недолгого телефонного разговора он согласился встретиться и рассказать о себе, своей семье, жизни.

"Пройдем на кухню. Может, чаю?", - гостеприимно встречает меня Николай Николаевич. "Нет, спасибо", - отвечаю я и предлагаю перейти к разговору, волнительному для меня, и, как оказалась, не менее волнительному для Николая Николаевича.

- Ну, а что рассказывать? Живём и живём, как и все. Недавно вот бессрочно получил 3 группу инвалидности, это я пять лет назад инфаркт перенёс. Теперь не надо каждый год продлевать. Жена тоже на инвалидности, у неё инсульт был. А так работаем, шевелимся потихоньку. Что ещё рассказать?

- Расскажите о своей юности.

- Сам я родом из Орловской области. После сельской 10-летки отучился в ДОСААФе на шофёра, а потом - армия. 14 апреля 1984 года меня забрали и отслужил я 2 года и 4 месяца, потому что не было замены, тогда многие "прятались от Афганистана", не хотели служить. 12 августа 1986 года я поехал домой.

- Когда Вы узнали, где будете проходить службу?

- О том, что служба будет проходить в Афганистане, узнал на распределительном пункте в г. Калинине, куда нас, 350 новобранцев из Орловской области, привезли. Помню, находились мы там 12 дней, и всё это время шёл проливной дождь. Жили в палатках, а форма, которую нам выдали, была насквозь мокрая.

В один из дней построили нас всех и сказали: у кого нет родителей - выйти из строя. Парни вышли, а я остался в строю, хотя отца у меня не было, схоронили его, когда мне 10 лет было. Думаю, не выйду, что будет - то будет. Не вышел. Распределили в Афганистан. Но вначале отправили в учебку, в азербайджанский город Кировабад, там месяц обучали, гоняли. Затем на автобусе отправили в Тбилиси, а уже оттуда полетели в Кабул.

Как говорится, везде побывал, многое видел. В госпитале лежал один раз, в городе Небит-Даг, Туркменской ССР. Заболел я тогда так называемой болезнью Боткина, у нас там практически каждый второй ею болел, потому что кругом было много всякой заразы, грязи, пыли. Это было в 85-м, в середине службы. Дослужил. Вернулся.

И вроде бы рассказ закончен. Всё получилось лаконично, почти как рапорт. Но чувствую, разговор может быть куда более продолжительным и содержательным.

- А сейчас вспоминаете годы службы в Армии? Общение с сослуживцами поддерживаете?

- Вспоминаю, конечно. И с сослуживцами общаемся, сейчас через интернет это легко. Многих нашёл в соцсетях. А вообще в армии жили мы очень дружно, и это при том, что у нас много было разных национальностей. Но каких-то разногласий не было, и дедовщины никакой. Потому что понимали цену жизни.

- Как проходила служба?

- Каждый день были задания. И мы всегда были при оружии. В каких-то спецоперациях участия не принимал, но на выручку приезжать приходилось. Я был водителем в разведчасти, поэтому много ездил, много точек обслуживали. А ещё там было жарко, очень жарко. Форму, которую часто приходилось менять, после выдачи сразу же замачивали в хлорке, чтобы она была светлой, не так нагревалась. В машине спина сразу же становилась мокрой. От жары и пота форма быстро изнашивалась.

Повидали всё: и страшно было, а иногда казалось, что всё это кино. Но даже к такому привыкаешь. Возвращаясь домой радости, конечно, было много, но в конце срока домой не хотелось, очень привыкли друг к другу. Были и те, кто оставался служить дальше.

- Как Вы относились к происходящим событиям?

- Не думали, служили и всё. Нам особо ничего не говорили, мы выполняли приказы. До армии я про Афганистан и про то, что там происходит, и не слышал, тогда об этом не много говорили. А в начале службы в письмах старались и не сообщать родным, где служим, чтобы они не расстраивались. Но потом они всё равно узнавали. Письма, кстати, чуть ли ни каждый день писали домой.

- А как Вы из Орловской области попали в Омскую, в наш Исилькульский район?

- Со службы я, конечно, вернулся домой, в родное село. Пошёл работать в колхоз. Но прожил у себя на родине недолго: в 86-м вернулся, а в 1989 уже переехал в Солнцевку, моя жена отсюда родом. Она в 80-х вместе с подругой приехала в наше село на заработки. Тогда к нам многие приезжали. А мы вот сюда приехали. Так и живём до сегодняшнего дня.

Здесь тоже сразу устроился на работу: вначале на ферму, потом на трактор сел. После инфаркта на лёгкий труд, так сказать, перешёл, работаю заведующим машинным двором. Двух дочерей вырастили, Иру и Олю, и уже два внука у нас подрастает - Вова в этом году в школу пойдет, а Тимошке только пятый месяц.

- Когда придёт время, внуков служить в Армию отправите?

- Сам за руку отведу в военкомат. Сейчас, конечно, уже не та служба, за год даже вкус мамкиных пирогов не забудут, но служить надо.

- Что для Вас 15 февраля?

- По большому счёту это обычный день. Первые годы, когда 15-е стали отмечать как памятную дату, было очень много встреч, общения, а сейчас уже не так. Кстати, Витя Никульников, жена которого, Валя, сказала тебе про меня, мой одноклассник, мы с ним в одном селе жили. Правда, он на год меня младше, поэтому и в армию годом позже пошёл, и как ты уже знаешь, тоже в Афганистане служил. А его супруга, так же, как и моя жена, к нам на заработки приезжала. Потом тоже в Солнцевку переехали. Так вот и живём в одном селе, общаемся.

"Большое спасибо, что согласились на эту встречу", - прощаюсь я. "И тебе спасибо, снова вспомнил молодые годы, хорошее всё-таки было время. А сейчас всё так быстро меняется, как зима в этом году", - подытожил нашу беседу Николай Николанвич.

Уходил из гостеприимного дома Редькиных я в хорошем настроении и с пониманием того, как важно смотреть на те или иные исторические события через судьбы людей, которые живут рядом.

Приведите примеры людей, которые исполнили свой моральный долг, как, например, Януш Корчак, который пошел в газовую камеру по своему личному моральному долгу: остаться вместе с детьми и успокоить их.
Очень прошу вас помочь!

Примеры морального долга многочисленны. Среди обычных телевизионных новостей прозвучал призыв о помощи человеку, попавшему в дорожно-транспортное происшествие и умирающему в больнице из-за нехватки крови для переливания. Сколько раз в неделю мы слышим о подобных вещах? Видим их на страницах газет? Это уже давно стало привычно. Но всего за полчаса в больнице побывало более трёхсот человек, которые, совершенно не зная пострадавшего, приехали, чтобы дать человеку возможность выжить. Но самое интересное, что большая часть из них, если не каждый, при общении с прессой или другими заинтересованными людьми не будут кичиться своим поступком, а, смущаясь и сбиваясь, станут уверять, что не сделали ничего необычного или героического. Вот это бескорыстный моральный долг из жизни, где совсем нет места личной выгоде.
В Британии родители 5-летнего мальчика по имени Лука Джованнини, узнав от врачей, что надежды больше нет,
В Китае хирурги пересадили пациенту сразу 8 органов
отдали органы сына четырем людям, которые нуждались в трансплантации.
После своей смерти маленький Лука спас жизнь 2-летней девочке и мальчику, 35-летней матери двоих детей и 34-летнему мужчине.
"Мы с любовью прислали органы Луки всем этим людям, особенно маленькой девочке, которой, как нам сказали, оставалось жить несколько дней. Теперь ожидают, что она выйдет из больницы в пятницу и будет дома на Рождество", - рассказала мама Луки.

Плаванье через всю жизнь - долг

Долг – это нравственная обязанность каждого живого существа, которая соответствует его врожденной природе и характеру.

Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действия лучше, чем бездействие. Не трудясь, человек не сможет удовлетворить даже самые насущные потребности своего тела

Бхагавад-Гита. 3.8.

Долг любого человека

Долг каждого живого существа — действовать на благо другим своей жизнью, имуществом, разумом и речью.

Чайтанья-Чаритамрита, Ади-Лила. Глава 9. 42.

Общечеловеческий долг заключается в таком образе действий, который послужил бы благом для всех. То есть, каждый человек обязан проявлять по отношению к другим качества добродетели: сострадания, милосердия, честности, взаимовыручки, готовности помочь. А также отказаться от желания нажиться на бедах другого человека, обкрадывая другого человека тем или иным методом. Иными словами, долг каждого человек – жить честно в согласии с миром и обществом.

Но нравственный долг человек распространяется не только на человеческое общество, но и на зависящих от наших поступков других существ – животных. Человек не должен приносить им страдания, а по возможности должен и помогать им, защищать и заботиться о них, отказываясь от насилия и зла по отношению к ним.

Исполняя свой долг, человек может рассчитывать на долгую и счастливую жизнь. Такую жизнь при которой человек может честно и спокойно проживать её, не терзаемый мучениями совести по поводу неприглядно совершенных поступков или не стыдясь своего прошлого. Честно исполнив свой долг, человек может жить действительно счастливо, так как осознает свой вклад и ценность своих действий для данного мира, тогда как человек отказавшийся от исполнения долга, ради стремления к наслаждениям, будет вынужден в своей жизни полагаться на крайне скользкий путь, который принесет ему только разочарование.

Ощущение правильности своих действий и поступков, а также воспоминания о своих благих деяниях, даст человеку ощущение постоянной наполненности, такое ощущение даст человеку возможность жить счастливой жизнью. Тогда как отсутствие такого ощущение будет угнетать человека вынуждая его искать различные утешения в других вещах, например, в алкоголе.

Отказ от исполнения своего долга приведет к разрушению жизни человека, ведь человек чаще всего отказывается от долга в силу собственной лени или слабости. Сам факт отказа от долга лишь усиливает эти чувства в человеке и их влияние на жизнь человека будет приобретать особенно пагубный оборот.

В целом, общечеловеческий долг заключается в таких действиях, которые приносят благо другим людям и живым существам. Такой долг можно исполнять практически каждый день, как минимум – подкармливать животных и, по возможности, давать им приют. Если брать более масштабные цели – то это либо более значительная помощь животным, либо такая помощь людям, которая позволит изменить их судьбу или поддержит их жизнь.

Способствовать деградации людей – это прямое нарушение общечеловеческого долга. Например, если мы даём деньги человеку, который тратит их на алкоголь. В таком случае, наши действия будут заключатся не в том, чтобы помочь человеку материально, а в том, чтобы помочь ему встать на ноги и изменить свою жизнь.

Отказ от исполнения долга ведет к деградации человека, так как это проявление губительного эгоизма. Зацикливающийся на себе человек, в действительности не может быть счастлив, так как всегда будет поглощен ворохов собственных проблем, которые есть у каждого человека. Но тот, кто исполняет свой долг, принося благо другим, способен не концентрироваться на собственной жизни и легко решать как чужие, так и собственные проблемы.

Долг – ответственность

Долг это также ответственность человека за свои поступки и принятые решения. В таком плане, человек долга – это тот, кто готов принимать серьезные решения, осознавая их необходимость и доводить их до конца. На это неспособны слабые и инфантильные люди, которые бояться ответственности и стремятся избежать любых решений.

Чем более развит и силён человек – тем ответственнее его долг. Маленький человек берет ответственность только за свои поступки, тогда как сильный человек стремиться действовать таким образом, чтобы изменить жизни многих людей. И это достигается упорным трудом и жертвами, на которые не готовы обычные люди.

Если человек говорит, что он никому ничего не должен – это лишь свидетельствует показанием его эгоцентризма и неспособности исполнить свой долг. Такое поведение свойственно детям и подросткам, которые ещё не определились в жизни, но когда такое произносит зрелый человек – это звучит откровенно странно. Отказ от ответственности и долга – признак незрелости человека, тогда как стремление исполнить свой долг показатель мужества и высокого уровня развития личности.

Чаще всего причиной отказа от исполнения долга является страх и слабость человека. Ведь человек может либо бояться отдавать часть своей жизни на исполнение долга, будучи малодушным, либо осознавать свою слабость и тотальную неспособность что-то изменить. Такое уныние очередной показатель слабоволия человека и неспособности что-то поменять в жизни.

Часто люди ставят свои интересы выше всего. Крайней степенью проявления такого эгоизма – является преступность. Забрать всё себе, получить всё силой или обманом. Всё лучшее себе – это психология раковой клетки, которая стремительно своими преступными действиями разрушает организм, в котором сама и живёт.

Честь – брат долга

Долг – это понятие стоит наряд с понятиями чести, силы, отваги, храбрости и прочих мужских черт, которые воспевались во все времена и были почетны во всех обществах. Каждый человек хотел бы иметь своим другом человека чести, который всегда готов прийти на помощь, жертвуя своими интересами ради своего друга.

Долг, честь, благородство – эти черты начинаются с простого следования моральным принципам, на которых строиться любое цивилизованное общество. Мелочи, которые отличают разумного и цивилизованного человека, от дикаря, которому плевать на всё, кроме себя, что лишь демонстрирует недоразвитость его личности.

Способность контролировать свою речь и не грубить даже неприятному человеку, способность содержать не только свой дом, но и свою страну в чистоте, протягивать руку помощи не только близким, но и всем, кто попросит. Это несложные вещи, которые способны изменить окружающее наше общество, а возможно и чей-то мир.

Исполняя свой долг – мы становимся сильнее, ведь претерпевая трудности и идя навстречу преградам человек приобретает большой жизненный опыт и возможность преодолевать всё новые и новые преграды уже без особого труда.

Пренебрегая долгом – мы слабеем. Сам факт пренебрежения означает нашу слабость, неспособность исполнить свой долг или его нежелание, что также говорит нам о многом. Один раз пренебречь долгом, значит дать возможность зародиться пренебрежению в будущем. В Шримад-Бхагаватам говорится, что грех и недостатки человека рождаются из пренебрежения собственным долгом. Так стоит ли оно того?

Общество где каждый заботиться только о себе – это не процветающее общество, а общество зверей, каждый из которых носит маску улыбающегося человека и нож за спиной.

Исполнения долга должно носить разумный, а не фанатичный характер, по этой причине для искреннего исполнения долга лучше всего начать с малых дел и шаг за шагом совершать всё более и более важные поступки. Делать полезную для общества деятельность честно, которая приносит вам моральное и позволяет поддерживать ваше существование – это правильный образ действия.

Индивидуальное предназначение

Помимо общечеловеческого долга, который заключается в благих поступках по отношению к каждому живому существу, есть и индивидуальный долг, который зависит от природы человека и его характера. Уникальность каждого человека рождает разнообразные роли и сферы деятельности, которые должен занять каждый человек. Каждый человек обладает уникальной природой его характера, в которой заключены таланты, стремления и предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности.

Определяется этот долг в соответствии с качествами человека, которые проявляются в его деятельности. Определение индивидуального долга – это вопрос собственных стремлений к тому или иному виду деятельности. Очень часто людям навязывают определенную профессию, которая не способна принести человеку внутреннего счастья, так как не является их истинным, врожденным долгом. В таком случае, человеку стоит глубоко разобраться в себе и понять, в чем заключается его истинная природа и чем бы он хотел заниматься по-настоящему. Это именно труд, который позволит раскрыть его потенциал и ощущать чувство наполненности как в результате этого труда, так и по его итогу.

Исполняя свой долг, соответствующий природе человека, можно достичь счастья, благополучия и совершенства, просто по факту деятельности. Достижение наилучшего результата лежит в области поиска такого рода деятельности, к которому человек был бы больше всего предрасположен. Однако, до тех пор пока человек не найдет такую деятельность, ему стоит продолжать трудиться, общаться с разумными людьми и искать свой долг.

Важно понять себя, чтобы знать какие обязанности мы должны исполнять.

Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путем предназначенным для других опасно.

Бхагавад Гита 3.35

Таким образом, общественный хаос, который порожден отказом от исполнения долга и непонимание своей природы, которое в свою очередь является признаком отсутствия знания в обществе, будет проявляться в бедности, голоде, смерти одних и богатстве, власти и могуществе других.

Долг приводит человека не только к способности обеспечить себя за счет подходящего дела, но и приводит к внутреннему порядку и гармонии внутри себя, давая человеку ощущение счастливой жизни. Долг ведет не к тяжелым обязанностям, а к счастью и совершенству. Человек, исполнивший долг, ощущает не только реализацию своих талантов, способностей и вклад в мир, который принёс благо всем, но и становится от этого счастливее, приобретая все больше положительных качеств, по мере исполнения своего долга.

Современный человек ведет активную жизнь, контактируя каждый день с другими людьми. На него как на члена общества налагается определенный долг, который он должен выполнять, взаимодействуя в социуме.

Понятие долга

Моральный долг

Долг - понятие многоплановое и может пониматься совершенно по-разному. Прежде всего, следует уяснить, что, вступая в контакт с окружающими людьми, человек приобретает объективные обязанности. Заключаются они в том, что на человека возлагается ответственность за совершение тех или иных поступков в отношении других людей. Притом совершенно неважно, какой статус в обществе занимает человек и чем занимается. Ответственность обнаруживается даже в самых простых действиях – к примеру, если нужно обратиться к врачу, то в любом случае сначала требуется записаться на прием, занять очередь в больнице, соблюсти нормы поведения в общественном месте…

Помимо этого, практически у каждого человека есть близкие люди, коллеги, друзья, и со всеми ними его связывают объективные обязанности и, как следствие, определенный долг. К примеру, гармоничные отношения в семье сложно представить, если все ее члены не будут выполнять определенные объективные обязанности по отношению друг к другу. Вообще, по-другому жизнь в социуме тяжело представить, в любой сфере деятельности следует поступать по совести и долгу.

Общественный и моральный долг

Моральный долг человека

Как правило, понятие долга имеет две стороны. Человек, исполняющий необходимые объективные обязанности, подвержен общественному долгу. Данный тип долга проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека – дома, на учебе, на работе, в обществе друзей и т.д.

Моральный долг человека имеет под собой иную природу. Он проявляется тогда, когда человек превращает внешние моральные требования в личную задачу. Здесь нет места постороннему влиянию и указам, личность сама осуществляет индивидуальный моральный выбор на основе собственных убеждений. В этом случае человек не ограничивается одной только осведомленностью о нормах морали, он ставит себе цель следовать им, во что бы то ни стало.

Зачастую перед принятием морального долга человек внутренне борется со своими противоречиями. Но когда моральный выбор сформирован и становится частью сознания личности, появляется одухотворение, а также силы и мужество для совершения поступка. Высшее проявление морального долга ознаменовывается преодолением внутренних барьеров в пользу выбора совести и морали. В этом случае человек уверенно начинает следовать к своей цели.

Примеры морального долга

В большинстве случаев выполнение морального долга основывается на трех основных мотивах. Когда долг воспринимается как:

Данный мотив имеет достаточно распространенную природу. Например, когда два человека вступают в брак, они обязуются поддерживать друг друга, как говорится, и в беде, и в радости, а также хранить верность на протяжении всей жизни.

Для многих людей моральный долг имеет форму благодарности. Например, признательность мужа за рождение первенца жене или благодарность родителям за реализацию в жизни.

Редкий, особенно ценный мотив для совершения морального долга. Основывается, как правило, на личностных качествах самого человека, таких как милосердие, неравнодушие, обостренное чувство справедливости. Например, волонтерская деятельность. Данный моральный долг из жизни ярко демонстрирует осознанное желание помочь другим людям. Члены волонтерской или добровольческой организации на безвозмездной основе оказывают помощь различным категориям граждан, не считаясь со своими силами, временем и возможностями. Можно сказать, что они действуют по зову и велению сердца, оставаясь неравнодушными к чужой беде.

Свойства долга

Моральный долг из жизни

У каждого человека в жизни возникало чувство долга. Ощутить его можно тогда, когда человек чувствует и понимает, что он может и должен сделать что-то очень хорошее и полезное для других людей. Его никто не заставляет совершать красивые поступки, это желание идет изнутри. Как понять, что это именно та ситуация, которая требует выполнения морального долга от человека? Для начала следует разобраться в свойствах долга.

Человеку следует осознать, что он должен оказать помощь и что он может это сделать. Что если он бездействует и не помогает, то тоже совершает поступок, только плохой, основывающийся на таких качествах характера, как трусость, равнодушие, лень.

2. Интерес в исполнении.

Человек должен понимать, что оказание помощи людям, если это в его силах, входит и в его интересы. Ведь такая помощь облагораживает человека, дает ему моральное удовлетворение от выполненного долга, гордость за себя, делает его сильнее и добрее.

3. Добровольное принятие.

Человек сам принимает решение о совершении морального долга, отталкиваясь только от своих личных убеждений. Его никто не принуждает, он сам хочет этого.

Чем руководствоваться в ситуациях морального выбора?

Моральный долг из жизни

Прежде всего, следует:

4. Принять решение.

5. Проанализировать решение, задав два вопроса:

6. Совершить действие.

В этой ситуации важно не оправдывать себя в безнравственном выборе. А для этого нужно четко понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Долг и совесть

Большинство моральных выборов в нашей жизни диктуется именно совестью. Для цивилизованного человека обязанности и долг имеют огромное значение, но только совесть определяет, как правильно поступить личности. Поэтому совесть является внутренним моральным самоконтролем, основывающимся на глубоком познании своей ответственности и долга.

Бытует мнение, что совесть не относится к рассудку человека, а является сугубо личным чувством. И не во всех случаях человек может трезво осознать, почему совесть позволяет ему совершать те или иные поступки, а некоторые запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль дает человеку ощущать себя в гармонии с окружающим миром, ведь когда он действует по велению совести, он уверен, что поступает справедливо и честно.

Заключение

Вполне вероятно, что даже сами кубинцы не могли предвидеть масштабы братской помощи народу Анголы, но с самого начала они знали одно: им следует действовать быстро и решительно. Руководители кубинской революции поддерживают тесные контакты с Народным движением за освобождение Анголы (МПЛА) с августа 1965 года. В 1966 году Агостиньо Нето посетил Кубу, затем в соответствии с общей логикой освободительной борьбы в Анголе контакты поддерживались в зависимости от обстоятельств. В мае 1975 года кубинский майор Флавио Браво встретился в Браззавиле с Агостиньо Нето, и тот попросил у него помощи для перевозки оружия. Кроме того, он спросил у Флавио Браво о возможности более широкой помощи Анголе. Как следствие этих переговоров — через три месяца майор Рауль Диас Аргельяс прибыл в Луанду во главе кубинской делегации, и во время этих переговоров Агостиньо Нето уточнил размеры помощи. Речь шла о посылке в Анголу группы военных инструкторов.

Достаточно было хотя бы немного знать ситуацию в Анголе, чтобы понять, что в просьбе Агостиньо Нето отразилась типичная для него скромность. Хотя МПЛА, основанное в 1956 году, было самым старым освободительным движением Анголы, а кроме того, единственным движением, имевшим широкую народную базу и предлагавшим народу социальную, экономическую и политическую программу, соответствующую условиям страны, его положение в смысле военном было менее выгодным. У него было достаточно оружия, но не хватало специалистов, умевших с ним обращаться.

Все эти силы, обладающие громадными экономическими и военными ресурсами, были готовы замкнуть кольцо блокады вокруг Луанды после того, как португальские войска покинут эту громадную, богатую и прекрасную страну.

Когда кубинские руководители узнали, что Агостиньо Нето ждет от них помощи, они решили немедленно послать в Анголу специалистов, которые должны были организовать центры военной подготовки, кроме того, решено было послать в Анголу бригаду врачей.

Этот первый контингент кубинских войск был отправлен в Анголу на импровизированных транспортных судах. Способ загрузки этих судов очень хорошо иллюстрирует предусмотрительность кубинцев и мужество, с которым они готовились оказать помощь Анголе. Казалось бы, неразумно везти горючее с Кубы в Анголу. Ведь Ангола сама производит нефть, кубинцы импортируют ее с другого материка. Все же кубинцы предпочитали действовать наверняка, и первая группа кубинцев привезла с собой бензин.

Как и было предусмотрено, кубинских инструкторов приняли представители МПЛА. Немедленно были организованы центры военной подготовки.

К тому времени войска Холдена Роберто подошли так близко к Луанде, что кубинский инструктор артиллерии, который давал первые уроки своим ученикам, прямо со своей площадки видел, как приближаются бронемашины наемников. 23 октября регулярные войска ЮАР — одна механизированная бригада — перешли границу между Намибией и Анголой и три дня спустя заняли города Са-да-Бандейра и Мосамедиш. Южноафриканцы явно рассчитывали на воскресную прогулку. Прямо в танках у них были установлены кассетные магнитофоны.

На севере Анголы командующий одной из колонн наемников руководил военными действиями из спортивного автомобиля, причем рядом с ним сидела блондинка с внешностью кинозвезды. Они продвигались по территории Анголы в праздничном, Приподнятом настроении, не посылая вперед разведку. Никто так и не понял, откуда был послан снаряд, который разнес на мелкие части спортивный автомобиль. В чемодане блондинки нашли потом только вечернее платье, бикини и приглашение на праздник победы, который Холден Роберто будто бы уже готовил в Луанде.

До конца той недели южноафриканцы продвинулись по ангольской территории на 600 километров и наступали на Луанду со скоростью 170 километров в день. 3 ноября они напали на немногочисленный гарнизон в Бенгале. Кубинские инструкторы вынуждены были покинуть центры военной подготовки и вместе со своими учениками вступить в бой против захватчиков. Они давали им уроки военной подготовки в перерывах между атаками.

Даже врачи, вспомнив свою службу в рядах народной милиции, превратились на какое-то время в солдат и были направлены в окопы. Руководители МПЛА, привыкшие к партизанской борьбе, а не к войне на широком фронте, поняли в те дни, что силы их врагов, вступивших в тайный сговор с империализмом и имевших в своем распоряжении его богатейшие ресурсы, могут быть уничтожены только при условии, если МПЛА немедленно обратится ко всему миру с призывом о международной солидарности.

Дух интернационализма — это исторически сложившееся замечательное качество кубинцев. Революция уточнила и расширила понятие интернационализма в соответствии с марксистской идеологией. Но тем не менее сущность идеи интернационализма была очень хорошо определена еще раньше в трудах Хосе Марти и всей его жизнью.

Когда Агостиньо Нето обратился с воззванием к гражданам Анголы, обучавшимся в Португалии, чтобы они ехали учиться в социалистические страны, многим из них оказала гостеприимство Куба. Сейчас ангольцы, выпускники кубинских вузов, участвуют в строительстве социализма в Анголе.

Таким образом, акт солидарности Кубы по отношению к Анголе не был неожиданным и непродуманным. В этом деликатном решении был только один драматический момент. На этот раз вопрос стоял не просто о том, чтобы оказать посильную помощь: речь шла о настоящей войне в широком масштабе на территории в 10 тысяч квадратных километров.

Техосмотры самолетов проводились в наполовину сокращенные сроки. Один пилот даже вспоминал, что ему несколько раз приходилось летать без радара. Но никто не помнит случая, чтобы приборы управления подвели.

Не менее драматичными были морские перевозки. На использовавшихся для этого пассажирских судах под спальни был оборудован каждый клочок свободного места. В некоторых случаях эти суда брали на борт в три раза больше обычного. Несмотря на суровые условия, в которых проходили эти рейсы, продолжавшиеся примерно по 20 дней, на судах не возникло ни одной серьезной проблемы с точки зрения медицины.

Тогда было возможно все, кроме одного — проиграть войну. Однако ради исторической правды нужно сказать, что война была на грани проигрыша. В первую неделю декабря положение было настолько серьезным, что обсуждалась возможность закрепления в Кабинде и сохранения плацдарма около Луанды для обеспечения эвакуации.

Причиной декабрьских бед была прежде всего исключительная огневая мощь противника, который к тому времени получил от Соединенных Штатов военную помощь на 50 миллионов долларов. Кроме того, Ангола обратилась к кубинцам с просьбой о помощи очень поздно. Положение еще больше осложнилось вынужденными задержками в ее оказании. И наконец, сыграли свою роль бедность, нищенские условия и отсталость Анголы, вызванные несколькими веками колониализма.

Кубинцев встретил в Анголе тот же климат, что и на родине. Кое-кто из кубинцев был настолько похож на ангольцев, что скоро лишь опытные люди могли различить их.

Португальские колонизаторы, возможно, самые алчные и жестокие в истории, выстроили красивые современные города, рассчитывая жить в них вечно. Но это были города для белых, такие, какие строили янки вокруг старой Гаваны и вид которых так изумил кубинских крестьян, когда они впервые в своей жизни спустились со Сьерра-Маэстры с винтовками.

За фасадом цивилизации скрывалась огромная, богатая ресурсами страна нищеты с одним из самых низких в мире уровней жизни населения: более 90 процентов неграмотных жителей и общее культурное развитие на грани каменного века. В периферийных городах по-португальски разговаривать умели лишь мужчины. Различного рода пережитки были препятствием не только в быту, но и на войне.

Кубинские врачи столкнулись с доселе неизвестными им болезнями. При португальцах в Анголе на 6 миллионов жителей было 90 врачей, причем большинство из них практиковали в столице. Когда колонизаторы ушли, осталось всего 30 врачей.

За годы длительной борьбы за свержение португальского господства МПЛА сделало много для ликвидации отсталости, в этом одна из причин его окончательной победы. На освобожденных от португальцев территориях велась работа по повышению политического и культурного уровня населения, искоренялась племенная и расовая рознь, налаживались бесплатное обучение и медицинская помощь. Это были семена нового общества.

Однако этих усилий оказалось явно недостаточно, когда партизанская война переросла в большую войну, втянувшую в себя не только людей, получивших военную и политическую подготовку, но и весь народ Анголы.

Фидель Кастро лично был в курсе мельчайших подробностей военных действий. Он присутствовал при отправке каждого судна, а перед этим кратко напутствовал бойцов.

За несколько дней до открытия Чрезвычайной ассамблеи глав государств и правительств стран — членов Организации африканского единства части под командованием кубинского майора Виктора Чунга Коласа, чернокожего здоровенного, добродушного, бывшего до революции автомехаником, изгнали Холдена Роберто из его мифической столицы Кармоны, заняли этот город, а несколько часов спустя и военную базу в Негаже. Неудержимое наступление МПЛА на всех фронтах окончательно изменило обстановку в пользу патриотов. Дошло до того, что в середине января на южном фронте было начато наступление, предусматривавшееся на апрель.

Кубинские бойцы не колебались, когда их части были брошены на южное направление. Но когда отступавшие подразделения ЮАР пересекли границу и укрылись в Намибии, войскам МПЛА был дан единственный приказ: занять брошенные плотины и обеспечить безопасность рабочих всех национальностей. 1 апреля в 9.15 утра передовые части МПЛА достигли плотины Руакана, вплотную подходящей к протянутым вдоль границы проволочным заграждениям.

Час с четвертью спустя губернатор Намибии, южноафриканский генерал, сопровождаемый двумя офицерами, попросил разрешения пересечь границу для переговоров с МПЛА. Представители обеих сторон с переводчиками уселись для переговоров за обеденным столом. Южноафриканский генерал, лысоватый толстяк лет пятидесяти, из кожи лез вон, чтобы казаться рубахой-парнем. Он без всяких оговорок принял условия МПЛА.

Примерно в те же дни я снова приехал в Гавану и уже в аэропорту почувствовал, что за год, который я не был на Кубе, в жизни кубинцев произошло нечто очень серьезное.

Необъяснимая и в то же время заметная перемена произошла не только в настроении людей, но и в окружающих вас вещах, в море, в птицах и животных, в самой жизни кубинцев. В одежде мужчин появились цельнокроеные костюмы из легкой ткани с коротким рукавом. В уличной речи зазвучали португальские выражения. Старые африканские ритмы народной музыки звучали по-новому. В магазинах и на автобусных остановках разговоры стали более шумными между решительными сторонниками действий в Анголе и теми, кто только сейчас начал понимать их необходимость. Самое же интересное впечатление: возвратившиеся из Анголы, похоже, считали, что они способствовали изменению хода мировой истории. Но вели себя с простотой и достоинством людей, всего лишь выполнивших свой долг.

Куда нас, дружище, с тобой занесло,

Наверно, большое и нужное дело?

А нам говорят: «Вас там быть не могло,

Из книги С.Коломнина " Русский спецназ в Африке ")

"Только за период официального военного сотрудничества с 1975 по 1991 год в Анголе побывало около 11 тыс советских военнослужащих, из них 107 генералов и адмиралов, 7211 офицеров, более 3,5 тыс прапорщиков, мичманов, рядовых, а также рабочих и служащих СА и ВМФ."

"По официальным данным, в ходе боевых действий в Анголе погибли и умерли 54 советских гражданина, в том числе 45 офицеров, пять прапорщиков, двое солдат срочной службы и двое служащих. За этот период были ранены 10 человек"

Читайте также: