Реймский собор сообщение кратко

Обновлено: 17.05.2024

Эту страну с потрясающим культурным наследием ежегодно посещают миллионы туристов. Вызывающие восхищение архитектурные шедевры Франции отражают ее богатую историю. В государстве, где с большим уважением относятся к различным религиям, сосуществуют православные и католические храмы, по своей популярности не уступающие самым известным достопримечательностям страны.

Готический стиль в архитектуре

В XII веке на территории Западной Европы появляются архитектурные сооружения, выполненные в стиле, кардинально отличающемся от романского. Прочно укоренившийся в зодчестве, он порожден культурными ценностями общества. И одним из чудесных образцов такого стиля является замечательный памятник Франции – Реймский собор. Готика, которая пришла в страну, привнесла новые черты во внешний облик зданий. Архитектура этого направления отличается использованием реалистических элементов, тесной взаимосвязью фасада и интерьера, особой легкостью конструкций.

История строительства

Собор Реймский – это восхитительный образец готического искусства, расположенный в провинции Шампань, в самом центре уютного Реймса. Он прославился на весь мир как место коронации монархов, начиная со Средневековья и заканчивая XIX веком. Настоящая жемчужина мировой архитектуры, созданная руками человека, с 1991 года находится под охраной ЮНЕСКО.

собор реймский

В небольшом храме, появившемся в начале V века на месте римских терм, проходит обряд крещения король Хлодвиг I, после чего все правители Франции выбирают город Реймс местом для своей коронации. Известно о 35 пышных церемониях, и последним монархом, прошедшим процедуру помазания на царство, стал Карл X. После 1825 года торжественные мероприятия в стране не проводились. Сейчас коронационная чаша, которая использовалась для причащения законных правителей Франции, является гордостью религиозной достопримечательности очаровательного города на северо-востоке государства.

В IX веке начинается строительство нового собора, затянувшееся на несколько столетий. В 1210 году страшный пожар уничтожает большую часть Cathédrale Notre-Dame de Reims. У города не хватает денежных средств, чтобы продолжить работы по восстановлению архитектурного памятника, поэтому строительство идет достаточно медленно. И только в 20-х годах XV века открывает свои двери прихожанам отреставрированный собор Реймский, сохранившийся до наших дней. В строительстве здания принимало участие несколько архитекторов, но это не помешало им создать гармоничный и цельный облик прекрасного храма.

Полное восстановление после разрушений

За всю историю своего существования он пережил не одно разрушение, но французские зодчие всегда возвращали городской жемчужине ее былую славу. Во время Первой мировой войны величественное сооружение серьезно пострадало. Немецкие солдаты обстреливали его из тяжелых орудий, и многие детали безвозвратно утрачены, в том числе каменная фигура Иисуса Христа.

реймский собор готика

В 1919 году известный архитектор Анри Денё приступает к восстановлению собора: он меняет разрушенные деревянные конструкции на железобетонные и снимает два тяжелых колокола, чтобы не перегружать фасад. Современные мастера занимаются реконструкцией готического памятника и в настоящее время, однако многие архитектурные детали утеряны безвозвратно.

Величественный собор, кажущийся невесомым

Устремленный ввысь Реймский собор (Франция), считающийся самым высоким в стране, поражает воображение. Величественное здание, словно вырастающее из земли, выглядит изящным, обретая за счет архитектурных форм особую легкость. Ему свойственна ярко выраженная вертикальность: фигуры собора вытянуты, скульптуры и детали интерьера рвутся вверх, и при таких громадных размерах храм не выглядит массивным. Даже большие окна в виде розы кажутся хрупкими и невесомыми. Все здание выглядит невероятно легким и устремленным ввысь.

архитектура реймского собора

Уникальная архитектура Реймского собора гораздо совершенней, чем у многих других известных храмов Европы, и является предметом особой гордости французов.

Прекрасный образец готической архитектуры

Протяженность величественного памятника составляет около 150 метров, а его ширина – более 30 м. Храм можно рассматривать днями, наслаждаясь внешним видом изумительного произведения искусства. Прекрасный образец расцвета французской готики в лучах солнечного света меняет цвета от пыльно-серого до золотистого. А вечером вокруг собора собираются местные жители и восхищенные туристы, чтобы посмотреть на фантастическую ночную подсветку. В темное время суток национальное святилище, отпраздновавшее в 2011 году свое 800-летие, напоминает неземной объект.

реймский собор франция

Обрамляющие богато украшенный фасад здания две 80-метровые башни являются одними из самых высоких во Франции. Изначально планировалось увенчать их шатрами со шпилями, но эта идея так и осталась мечтой, поскольку серьезный пожар помешал воплотить задумку в жизнь. Однако самыми высокими точками храма считаются находящиеся на колокольнях фигуры ангелов (87 метров).

Два яруса украшенного фасада

Видевший коронации монархов Реймский собор, описание которого представлено в статье, явился образцом для многих храмов не только Франции, но и других европейских стран. Строгий интерьер контрастирует с богатым наружным декором. Первый ярус украшенного скульптурами фасада занимают три портала. На центральном изображена сцена коронования Божьей Матери: Христос торжественно опускает на голову Марии корону, а на ступенях, которые ведут к трону, сидят ангелы. На правом – картины Страшного Суда: фигуры ожидающих судилища мучеников, усопших, выходящих из могил, праведников и проклятых. Здесь же расположены скульптуры более позднего периода, и их авторы повествуют о жизни и истории маленького городка. Взорам любопытствующих открываются изваяния Папы и представителей закона. Кроме того, можно увидеть и сцены Апокалипсиса.

реймский собор описание

Левый портал посвящен Страстям Христовым, и на нем изображен распятый Иисус, рядом с которым находятся святой Иоанн и Дева Мария, а внизу расположены фигуры апостолов и ангелов.

Собор Реймский славит правителей, управлявших страной на протяжении многих веков. Второй ярус называют "скульптурной галереей королей", ведь он содержит около 500 изваяний французских монархов и святых. В самом центре фриза восседает принявший крещение в храме Хлодвиг.

Витражи Реймского собора

Гордостью религиозной достопримечательности, символизирующей королевскую власть, являются красочные витражи, на которых изображены сцены из жизни монархов и сюжеты из Библии.

витражи реймского собора

Главное витражное окно полностью утрачено, но после Первой мировой войны его заново восстановили французские мастера. На 12 лепестках готической розы изображены пророки, ангелы, а в самом ее сердце – Успение Богородицы. На северном фасаде цветные изображения повествуют о сотворении Богом мира, а на западном рассказывают о литаниях (молитвах) Девы Марии.

Любопытно, что в южной части трансепта стрельчатые окна называют "шампанскими витражами". Они появились в 1954 году по просьбе винодельческой компании. Выполненные в средневековом стиле окна представляют собой изображения святого Викентия, покровительствующего виноделам, Иоанна Крестителя, Пьера Периньона, который изобрел шампанское.

В одной из небольших часовен в восточной части собора витражи восстановлены в 1974 году по наброскам выдающегося авангардиста Марка Шагала, а другие выполнены менее именитыми художниками в разное время.

Мраморный пол-лабиринт

Особый интерес у специалистов вызывает необычный пол из черного мрамора, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. На нем были выбиты имена архитекторов-создателей собора и архиепископа, заложившего первый камень. По полу, украшенному изображениями витиеватого лабиринта, который символизировал тяжелый путь паломников, прихожане проходили на коленях. В XVIII веке он был уничтожен, и только благодаря тому, что местный архитектор зарисовал каменный шедевр, а его рукописи дошли до потомков, мир узнал, как выглядело несколько веков назад мраморное произведение искусства.

"Собор ангелов"

Главная изюминка собора – многочисленные скульптуры, прославившие его на весь мир. Не зря кафедральный собор Реймский часто именуют "Собором ангелов" из-за огромного количества каменных изваяний, которые их изображают. Более двух тысяч статуй украшают гордость французского народа. Фигура огромного Атланта, лицо которого искажено гримасой, является прототипом глухого горбуна Квазимодо из романа Гюго.

Пожалуй, самой известной скульптурой является венчающий высокую точку храма "Улыбающийся ангел". Реймский собор прославился на весь мир фигурой крылатого существа, ставшего не только символом, но и оберегом мирного города. Улыбающийся посланец Бога, магнетически притягивающий взгляды посетителей, появился в начале XIII века. Во время немецких обстрелов в прошлом столетии каменное изваяние разбилось, а остатки были тщательно собраны аббатом собора, спрятавшим драгоценную фигуру в тайнике. После окончания Первой мировой войны "Улыбка Реймса" вернулась на фасад, продолжая радовать благой вестью, застывшей на устах. Это некое знамение, которое адресовано и всем, и каждому в отдельности. Ангел не зря улыбается: он что-то знает, о чем люди пока не подозревают, и уже готов поделиться приятной новостью.

улыбающийся ангел реймский собор

Реймский собор (Франция) демонстрирует талант и мастерство зодчих Средневековья. Удивительная красота национальной реликвии сделала ее подлинным сокровищем не только Франции, но и всего мира.

Нотр-Дам-де-Реймс

В 150 километрах от Парижа, в регионе Шампань, раскинулся город Реймс, знаменитый своими виноградниками и великолепными архитектурными памятниками. Гордость старинного города, возникшего 2500 лет назад, – Реймский собор (Нотр-Дам-де-Реймс) – образец лучистой готической архитектуры. Здесь венчались на царство все французские монархи.

Из истории Реймского собора

Реймский кафедральный собор, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, – самый известный памятник готической архитектуры Франции.

Возведение собора

На месте Notre-Dame de Reims когда-то стояла древняя базилика, выстроенная до нашей эры. В I столетии нашей эры в Реймс пришло христианство. В 498 году король франков Хлодвиг с приближенными и 3000 дружинниками приняли в этом храме крещение из рук реймсского епископа Ремигия.

История храма восходит к V веку, когда епископ Никасий заложил городской собор в честь Пресвятой Богородицы. В 1210 году великий пожар, уничтоживший половину города, разрушил собор. Через год на том же месте по велению архиепископа Обри де Умбера начали строить новое здание.

Строительство нового храма Божьей Матери, начатое в 1211 году, завершилось век спустя. Так появился собор Нотр-Дам-де-Реймс, восхищающий нас до сих пор.

В XIV веке храм пережил 100-летнюю войну, попав на долгое время под власть англичан. В 1429 году в храм, освобожденный вместе с городом при участии войска Жанны де Арк, орлеанская Дева привела на коронацию Карла VII, что послужило освобождением Франции от англичан.

В честь замечательного события рядом с Реймским собором возвышается конный памятник смелому военачальнику – Жанне де Арк.

Во время Первой мировой войны бомбардировки повредили витражи и статуи собора. После реставрации храм открыли для посещения в 1938 году, хотя отдельные фрагменты реставрируются до сих пор. Собор остался незавершенным: по плану архитектора, здание должны венчать несколько ажурных островерхих башен. Построено две таких башни, но, несмотря на это, Реймский храм остается шедевром зрелой готики.

Реймский храм остается шедевром зрелой готики

Место коронации монархов

Первым французским монархом, помазанным в Реймсе в 891 году, стал Людовик I, Благочестивый. Начало традиции коронования французских правителей в Реймсе положено в 1027 году.

По преданию, в 1027 году во время венчания на царство французского короля Генриха I с небес спустился голубь, который принес в клюве сосуд с благоуханным маслом миро, необходимым для помазания короля.

Случившееся чудо положило начало традиции коронования французских правителей в Реймсе. Каждому новому владыке французского трона архиепископ при помазании добавлял священную каплю миро. Последним королем, помазанным на царство в 1825 году в соборе, стал Карл X.

Автор проекта архитектор Жан де Орбе

Здесь же, в Реймсском соборе, русская княжна Анна Ярославна, стала французской королевой. 19 мая 1051 года 40-летний король Генрих I обвенчался с младшей дочерью Киевского князя Ярослава Мудрого. В браке с русской княжной-красавицей у Генриха родилось четверо детей.

Архитектура храма – шедевр французской готики

Нотр-Дам-де-Реймс построен в изящном утонченном стиле лучистой готики. Многочисленные скульптуры и колонны, праздничная симфония ажурных арок и остроконечные шпили рвутся ввысь так, что здание громадных размеров выглядит величаво, стройно, нарядно, с чувством меры.

Собор построен в стиле лучистой готики

Внешнее убранство

Четыре архитектора, строившие здание 85 лет, неукоснительно соблюдали замысел Жана де Обре и создали сооружение исключительной архитектурной целостности. Детали, обильно украшающие фасад, подчинены выражению ведущей христианской идеи.

Вертикаль главенствует над горизонталью

В фасаде вертикаль главенствует над горизонталью, которая растворяется в вытянутых скульптурах и рельефах, устремленных ввысь. Реймский собор будто взмывает в небо.

На главном (западном) фасаде – сонм ангелов: из 2300 фигур и рельефов главного фасада половина изображает их.

Центральный портал украшает сцена Коронования Божьей Матери. Мария изображена на троне, установленном на возвышении. Иисус возлагает на ее голову корону, вокруг – 6 ангелов.

Коронование Божьей Матери

Над правым порталом главного фасада – сцена Страшного Суда. На троне – Христос, рядом с ним – 4 ангела, ниже – фигуры мучеников.

Композиция левого портала посвящена Страстям Христовым, сцене Распятия. Рядом – святой Иоанн и Дева Мария, ниже – фигуры апостолов и ангелов.

Галерея Королей

Важная для Реймского собора тема – помазание на престол – отражена в убранстве фасада. В изгибах арки – сцены жизни царей Давида и Соломона, фигуры ветхозаветных царей, которые предваряют изображения королей: ведь Франция приняла христианство именно в Реймсе.

Основание башен опоясывает Галерея Королей, состоящая из 63 фигур высотой 4 метра и весом 4-5 тонн. Центральная группа – король Хлодвиг, погруженный в купель, рядом – супруга Клотильда и святой Ремигий.

У основания башен – 500 изваяний монархов и епископов, рыцарей и ремесленников, святых, прославляющих правителей страны. Галерея создана в XIII веке.

Горгуньи и химеры

Водосточные трубы украшены изображением химер. Это охранные статуи, которые оберегали непорочность и чистоту святого храма и отпугивали злых духов, стремящихся навредить.

Символ защиты

Здесь же – горгуньи в форме демонов, животных и монстров. Символ защиты, горгуньи призваны отпугивать зло от грешников храма. Гребень крыши украшен трилистниками и лилиями.

Внутреннее убранство

Интерьер Реймского собора

Стены и витражи

Стены, освобожденные от нагрузки, прорезаны высокими и широкими стрельчатыми окнами, которые почти смыкаются друг с другом. За счет распахнутых огромных окон интерьер храма – высокий и светлый. Обилие света создает ощущение легкости и воздушности сооружения.

Прорезанные поверхности стен и оконных проемов искусно покрывали картинами из кусочков цветного стекла – витражами, изображение на которых воспринимается на просвет. После росписи витражи обжигали в печи, после чего они намертво впивались в стекло.

Окна с картинами из кусочков цветного стекла

Окна-витражи, выросшие ввысь и облегчившие тяжеловесные стены, полностью заменили стенные росписи в интерьере Реймского собора.

Окна-розы

Витражи в виде готической розы – это большие круглые окна, похожие на звезду или распустившийся цветок-розу, лепестки которой расположены симметрично. Роза – символ божественной красоты, сочетание цветов виража – красный, синий и желтый, для контраста – черные и белые оттенки.

На витраже большой розы северного фасада рассказано о сотворении мира. В центре –Иисус, окруженный ангелами, рядом – Адам и Ева, Каин и Авель, выше – изображение Богоматери с Младенцем.

Круглые окна

На витражах верхних окон – изображение королей на тронах, епископов и архиепископов, всего 36 изображений. Витраж большой розы южного фасада представляет Воскресение Христа, окруженного ангелами и апостолами.

Настенные стеклянные мозаики

Свет, преломляющийся сквозь витражи, вносит в пространство собора элемент чуда и таинства, вызывая священный трепет. Проникая сквозь череду украшенных витражами проемов в стенах, солнечные лучи наполняют храм чарующим светом. Кажется, будто Святой Дух спускается на верующих, проникая в собор волнами света.

Автор центральной капеллы витражей – Марк Шагал. В алтарной части центральной часовни – огромные расписанные окна, иллюстрирующие жертвоприношение Исаака и казнь Иисуса Христа через распятие.

Витражи воспроизводят родословие Иисуса Христа, сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также сцены из жизни французских монархов.

Стеклянная мозаика изображает пророков: Иоанна Предтечу, Исайа и Давида, а также сцену Крещения Господня. Здесь ангел извещает Иоакима и Анну о рождении Марии, Иоанн Предтеча обличает Ирода в беспутстве.

Внутреннее убранство собора

Цветные изображения северного фасада повествуют о сотворении Богом мира, на западном – рассказывают о молитвах Девы Марии. Так витражи оттеняют и подчеркивают величие главного коронационного храма Франции.

Пол храма

Реймский собор украшал необычный пол из черного мрамора с именами архитекторов –создателей собора, и архиепископа, заложившего первый камень величественного здания.

По полу, символизирующему тяжелый путь паломников, прихожане проходили на коленях. В XVIII веке во время реставрации пол разобрали.

Реймский храм, отметивший в 2011 году 800-летний юбилей, демонстрирует талант и мастерство зодчих Средневековья. Удивительная красота Нотр-Дам-де-Реймса – сокровище не только Франции, но и всего мира.

Адрес: Франция, Реймс, улица Кардиналь де Лоррэн (Place du Cardinal Luçon)
Начало строительства: 1211 год
Окончание строительства: 1275 год
Архитекторs: Жан д’Орбэ, Жан де Лу, Гоше де Ремс, Бернар де Суассон, Робер де Куси
Координаты: 49°15′13″N,4°2′3″E
Высота башен: 80 м.
Основные достопримечательности: витражи

В 150 км от Парижа, в сердце региона Шампань находится Реймс — город с 2500-летней историей. Он знаменит своими виноградниками, используемыми в производстве шампанского, и великолепными архитектурными памятниками, начиная с галло-римского периода и до XIX века.

Но главную гордость города составляет Реймсский собор (Нотр-Дам-де-Реймс) — величайший образец сакральной готической архитектуры. Собор в Реймсе известен тем, что в его стенах венчались на царство почти все французские монархи, а Жанна д'Арк привела сюда короноваться Карла VII. Эта коронация означала, что Франция, не признающая власть английских оккупантов, провозглашает собственную независимость.

Реймсский собор во Франции

Вид на западный фасад собора

История Реймсского собора

История храма восходит к V веку, когда епископ Никасий заложил первый городской собор в честь Пресвятой Богородицы. Именно в этом храме в 498 году крестился Хлодвиг — первый король франков из династии Меровингов. Первым в Реймсской церкви в 816 году короновался сын Карла Великого — Людовик Благочестивый, а последним — Карл X в 1825 году.

Однако статус официального места коронации монархов Реймсский собор получил только в 1013 году. Предание гласит, что в 1027 году, когда французский король Генрих I венчался на царство, то посланный с небес голубь принёс в клюве сосуд с благоуханным маслом миро, необходимым для помазания короля. Случившееся чудо положило начало традиции коронования французских правителей в Реймсе.

Реймсский собор во Франции

Реймсский собор ночью

Реймсский собор в истории России

Любопытно, что в истории собора есть страница, значимая и для России. Здесь, в Реймсском храме 19 мая 1051 года Генрих I обвенчался с Анной Ярославной — дочерью киевского князя Ярослава Мудрого. Так русская княжна стала французской королевой.

Реймсский собор во Франции

Вид на южный фасад собора

Реймсский собор — шедевр зрелой готики

Наряду с соборами Амьена и Шартра Реймсский храм по праву считается одним из лучших образцов французской готики в период её наивысшего расцвета. Собор в Реймсе больше (длина 138 метров) и торжественнее Шартрского; он перекрыт более массивными сводами, достигающими в вершине 38 метров. Согласно первоначальному проекту, Реймсский храм должны были венчать 6 башен со шпилями. Но удалось возвести лишь две башни западного фасада, устремившиеся в небо на высоту 80 метров. Эта часть здания декорирована изящным скульптурным фризом. Большинство скульптур выполнено в 1241 — 1290 годах. Среди 2000 фигур можно увидеть епископов, святых и дьявола, монархов, рыцарей и ремесленников.

Реймсский собор во Франции

Вид на башни собора

Реймсский собор во Франции

Внутренний интерьер Реймского собора

Витражи Реймсского собора

Особое место в интерьере Реймсского собора занимают витражи, изготовленные по эскизам российского живописца Марка Шагала. На центральном витраже запечатлены два библейских сюжета: на левом окне — жертвоприношение Исаака, а на правом — казнь Иисуса Христа через распятие. На других витражах представлены эпизоды из истории королей Франции, в том числе одно из главных событий Реймсского собора — крещение Холдвига I.

На протяжении двадцати веков христианской истории во Франции было возведено бесчисленное множество храмов, среди которых настоящие шедевры средневековой архитектуры. Самый известный среди них — знаменитый Нотр Дам де Пари. Но, если взглянуть с точки зрения исторической значимости, то первенство следует отдать Реймсскому собору. Здесь короновали королей Франции, здесь хранился сосуд со священным елеем (миром), которым помазали на царство каждого нового владыку. Первым монархом, помазанным в Реймсе, стал Людовик I Благочестивый, император Запада (816 год). Начиная с 1027 года (коронация Генриха I), здесь короновались почти все короли Франции (кроме Генриха IV).

Заметим, что в многовековой истории собора присутствует и древнерусская страничка. Женой Генриха Первого была Анна, дочь Ярослава Мудрого, причём бракосочетание проходило именно в Реймсском соборе.

Реймсский собор

История собора

Христианство пришло в Реймс в I веке н. э. Первый собор в городе был возведён около 380 года, а постройка самого раннего храма на месте нынешнего Реймсского собора относится к следующему столетию.

Важнейшее событие в истории собора связано с деятельностью святого Ремигия (Сен-Реми), реймсского епископа на рубеже V-VI вв. Именно он окрестил франкского короля Хлодвига с приближёнными и 3000 его дружинников. Произошло это, согласно церковной традиции, в Рождество 496 года в Реймсском соборе.

Легенда гласит, что при крещении Хлодвиг был помазан миром из Священной склянки (ампулы), принесённой святому Ремигию ангелом, явившимся в виде голубя. Священное миро с тех пор добавлялось в елей при коронации всех французских королей, причём сосуд оказался неиссякаемым.




















В 1210 году сильнейший пожар уничтожил собор вместе с большей частью города, но уже в следующем году было заложено здание нового храма, которое существует и сейчас. Как и его предшественник, собор был посвящён Богоматери. Строительство собора продолжалось с перерывами до 1285 года, работами руководили четыре архитектора. В 1291 году имена зодчих были выложены цветным камнем на полу нефа, однако в XVIII веке надписи были разобраны. Здание было выстроено в готическом стиле, и вскоре вся Европа заговорила о новом храме и красоте его витражей.

За столетия своего существования собор подвергался многочисленным, но незначительным перестройкам и вплоть до ХХ века простоял практически в первозданном виде, за исключением витражей, пострадавших во время Великой французской революции. В ходе Первой мировой войны Реймс оказался в эпицентре военных действий. Во время сентябрьского наступления 1914 года германские войска подвергали город интенсивным артиллерийским обстрелам, причинившим собору колоссальный ущерб. Было разбито множество украшавших здание статуй, а прославленные витражи были практически уничтожены.


Вскоре после окончания войны началось восстановление собора. Осколки статуй и пострадавшие скульптуры были собраны в бывшем епископском дворце, где были оборудованы реставрационные мастерские. Работы по реставрации скульптур продолжаются до сих пор. Многие витражи пришлось восстанавливать буквально с нуля по сохранившимся рисункам.

Наконец, в 1938 году собор был вновь открыт для посещения. Не все элементы нынешнего декора здания относятся к средневековью. Большинство статуй, предстающих сегодня перед гостями Реймса, является копиями, поскольку восстановить разбитые оригиналы не представилось возможным. Часть витражей также является работой современных мастеров, среди которых знаменитый российский художник Марк Шагал.


Архитектурный облик Реймсского собора


Непередаваемое впечатление производит западный фасад. Вертикально ориентированные элементы фасада создают ощущение небывалой лёгкости — собор будто взмывает в небо. Круглые витражные окна в форме роз, расположенные над порталами, придают зданию нарядный вид. Боковые фасады примечательны высокими и широкими стрельчатыми окнами, которые почти смыкаются друг с другом. Над алтарным помещением, апсидой, возведена высокая башня со шпилем. В целом же собор — классическая трёхнефная базилика, тип здания, унаследованный от римской архитектуры.

Неотъемлемым элементом готических зданий являются скульптуры и рельефы. На главном фасаде Реймсского собора размещено около 2300 фигур и рельефных изображений. Над центральным порталом представлено коронование Богоматери. Мария восседает на троне, установленном на возвышении, Иисус возлагает корону на её голову, вокруг них шесть ангелов. Выше располагается Галерея королей. Здесь установлено 56 фигур французских монархов, рост каждой из которых составляет 4,5 м. В центре композиции восседает Хлодвиг, рядом с ним его супруга Клотильда и святой Ремигий.


Над правым порталом представлена сцена Страшного суда. Христос изображён на троне, рядом с ним четыре ангела, ниже размещены фигуры мучеников, а также персонажей из истории города. Здесь король, папа, епископ, рыцари, горожане, легисты. Статуи мучеников – это старейшие скульптуры собора, их создание относят примерно к 1220 году. Композиция левого портала показывает распятие Христа. Здесь находятся изображения самого Иисуса и его учеников, Девы Марии, ангелов, святых и епископов.

Одна из загадок собора – скульптуры, изображающие встречу Богоматери и её двоюродной сестры Елизаветы. Эти статуи, размещённые на западном портале, мастерски выполнены в классической древнегреческой манере и разительно отличаются от остальных скульптур храма. Специалисты усматривают руку того же ваятеля в некоторых других статуях и рельефах, однако кем был мастер, в таком совершенстве владевший давно забытым эллинским искусством, остаётся неизвестным.


Для более полного ознакомления со скульптурами Реймсского собора необходимо посетить также дворец Тау, расположенный рядом с собором. Здесь хранятся оригиналы многих статуй, находившиеся некогда в соборе, а также коллекция предметов, использовавшихся при коронации.

Витражи Реймсского собора

Подлинным украшением здания собора являются многочисленные витражи. Самые ранние относятся к времени постройки храма, последний создан в 1981 году.

На витраже большого окна-розы над главным порталом западного фасада изображено успение Богородицы. В центре изображения сама Дева Мария, вокруг неё на 12-ти лепестках представлены ангелы, апостолы, святые.

На витраже большой розы северного фасада рассказано о сотворении мира. В центре композиции – Иисус, его окружают ангелы, Адам и Ева, Каин и Авель, различные звери. Чуть выше – изображение Богоматери с младенцем. Это самые ранние из сохранившихся витражей.


На витражах верхних окон нефа (XIV век) изображены короли на тронах, епископы и архиепископы Реймса. Всего здесь 36 изображений, из них лишь 16 сохранились достаточно хорошо.


К XIII веку относится первоначальный витраж большой розы южного трансепта. В 1580 году витражи разобрали и заменили новыми, которые в свою очередь были уничтожены артобстрелом в 1917 году. Сейчас перед зрителями предстаёт композиция, воссозданная тем же Жаком Симоном в 1937 году по образцу розы северного трансепта. На витраже представлено воскресение Христа. Иисус изображён в окружении ангелов и апостолов.

Ещё один витраж создан Симоном в 1954 году по заказу Корпорации шампанских вин. На композиции в средневековом стиле представлены Иоанн Креститель, покровитель виноделия святой Викентий и изобретатель щампанского Дом Пьер Периньон.

Автором трёх витражей центральной капеллы является Марк Шагал. На центральном витраже изображён распятый Иисус, на левом – жертвоприношение Исаака, на правом – крещение Хлодвига.

Последними по времени создания являются несколько витражей трансепта. Их автор – Бригитта Симон-Марк, дочь Жака Симона. Её работы относятся к абстрактному искусству и выполнены в технике монохромной живописи (гризайль). Время создания витражей – 1961-1981 годы.

В настоящее время Реймсский собор – один из самых известных храмов католического мира. Это подлинный шедевр готической архитектуры, украшение Северной Франции, родины готического стиля. Ежегодно его посещает до миллиона туристов. В 1991 году Реймсский собор внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также: