Сообщение о человеке долга

Обновлено: 25.06.2024

Антипонятие — это искусственный, необоснованный и рационально непригодный термин, назначение которого —заменить и уничтожить какое-либо обоснованное понятие.

«Сохранять же свою жизнь есть долг, и, кроме того, каждый имеет к этому еще и непосредственную склонность. Но отсюда не следует, что трусливая подчас заботливость, которую проявляют большинство людей о своей жизни, имеет внутреннюю ценность, а ее максима — моральное достоинство.

Жизнь или смерть — единственная фундаментальная альтернатива человека. Жить — его базовый выбор. Если он выбирает жить, рациональная этика скажет ему, какие действия необходимы для воплощения этого выбора. Если он выбирает не жить, тогда им займется природа.

Если он приходит в отчаяние от трудностей, он напоминает себе, что цель требует их наличия, зная, что он волен в любой момент передумать и спросить себя, стоит ли оно того, и это не повлечет за собой никакого наказания, только отказ от ценностей, которые он хочет получить (в таком случае он едва ли сдастся, если только по рациональной необходимости).

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.


1 апреля 2021 Альпина Паблишер

Современный человек ведет активную жизнь, контактируя каждый день с другими людьми. На него как на члена общества налагается определенный долг, который он должен выполнять, взаимодействуя в социуме.

Понятие долга

Моральный долг

Долг - понятие многоплановое и может пониматься совершенно по-разному. Прежде всего, следует уяснить, что, вступая в контакт с окружающими людьми, человек приобретает объективные обязанности. Заключаются они в том, что на человека возлагается ответственность за совершение тех или иных поступков в отношении других людей. Притом совершенно неважно, какой статус в обществе занимает человек и чем занимается. Ответственность обнаруживается даже в самых простых действиях – к примеру, если нужно обратиться к врачу, то в любом случае сначала требуется записаться на прием, занять очередь в больнице, соблюсти нормы поведения в общественном месте…

Помимо этого, практически у каждого человека есть близкие люди, коллеги, друзья, и со всеми ними его связывают объективные обязанности и, как следствие, определенный долг. К примеру, гармоничные отношения в семье сложно представить, если все ее члены не будут выполнять определенные объективные обязанности по отношению друг к другу. Вообще, по-другому жизнь в социуме тяжело представить, в любой сфере деятельности следует поступать по совести и долгу.

Общественный и моральный долг

Моральный долг человека

Как правило, понятие долга имеет две стороны. Человек, исполняющий необходимые объективные обязанности, подвержен общественному долгу. Данный тип долга проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека – дома, на учебе, на работе, в обществе друзей и т.д.

Моральный долг человека имеет под собой иную природу. Он проявляется тогда, когда человек превращает внешние моральные требования в личную задачу. Здесь нет места постороннему влиянию и указам, личность сама осуществляет индивидуальный моральный выбор на основе собственных убеждений. В этом случае человек не ограничивается одной только осведомленностью о нормах морали, он ставит себе цель следовать им, во что бы то ни стало.

Зачастую перед принятием морального долга человек внутренне борется со своими противоречиями. Но когда моральный выбор сформирован и становится частью сознания личности, появляется одухотворение, а также силы и мужество для совершения поступка. Высшее проявление морального долга ознаменовывается преодолением внутренних барьеров в пользу выбора совести и морали. В этом случае человек уверенно начинает следовать к своей цели.

Примеры морального долга

В большинстве случаев выполнение морального долга основывается на трех основных мотивах. Когда долг воспринимается как:

Данный мотив имеет достаточно распространенную природу. Например, когда два человека вступают в брак, они обязуются поддерживать друг друга, как говорится, и в беде, и в радости, а также хранить верность на протяжении всей жизни.

Для многих людей моральный долг имеет форму благодарности. Например, признательность мужа за рождение первенца жене или благодарность родителям за реализацию в жизни.

Редкий, особенно ценный мотив для совершения морального долга. Основывается, как правило, на личностных качествах самого человека, таких как милосердие, неравнодушие, обостренное чувство справедливости. Например, волонтерская деятельность. Данный моральный долг из жизни ярко демонстрирует осознанное желание помочь другим людям. Члены волонтерской или добровольческой организации на безвозмездной основе оказывают помощь различным категориям граждан, не считаясь со своими силами, временем и возможностями. Можно сказать, что они действуют по зову и велению сердца, оставаясь неравнодушными к чужой беде.

Свойства долга

Моральный долг из жизни

У каждого человека в жизни возникало чувство долга. Ощутить его можно тогда, когда человек чувствует и понимает, что он может и должен сделать что-то очень хорошее и полезное для других людей. Его никто не заставляет совершать красивые поступки, это желание идет изнутри. Как понять, что это именно та ситуация, которая требует выполнения морального долга от человека? Для начала следует разобраться в свойствах долга.

Человеку следует осознать, что он должен оказать помощь и что он может это сделать. Что если он бездействует и не помогает, то тоже совершает поступок, только плохой, основывающийся на таких качествах характера, как трусость, равнодушие, лень.

2. Интерес в исполнении.

Человек должен понимать, что оказание помощи людям, если это в его силах, входит и в его интересы. Ведь такая помощь облагораживает человека, дает ему моральное удовлетворение от выполненного долга, гордость за себя, делает его сильнее и добрее.

3. Добровольное принятие.

Человек сам принимает решение о совершении морального долга, отталкиваясь только от своих личных убеждений. Его никто не принуждает, он сам хочет этого.

Чем руководствоваться в ситуациях морального выбора?

Моральный долг из жизни

Прежде всего, следует:

4. Принять решение.

5. Проанализировать решение, задав два вопроса:

6. Совершить действие.

В этой ситуации важно не оправдывать себя в безнравственном выборе. А для этого нужно четко понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Долг и совесть

Большинство моральных выборов в нашей жизни диктуется именно совестью. Для цивилизованного человека обязанности и долг имеют огромное значение, но только совесть определяет, как правильно поступить личности. Поэтому совесть является внутренним моральным самоконтролем, основывающимся на глубоком познании своей ответственности и долга.

Бытует мнение, что совесть не относится к рассудку человека, а является сугубо личным чувством. И не во всех случаях человек может трезво осознать, почему совесть позволяет ему совершать те или иные поступки, а некоторые запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль дает человеку ощущать себя в гармонии с окружающим миром, ведь когда он действует по велению совести, он уверен, что поступает справедливо и честно.

Заключение

Долг… Честь… Совесть. В наше время эти слова часто произносят, когда хотят выразить сарказм. Для некоторых людей, а иногда и для определенных сообществ, они настолько отвлеченны и нежизнеспособны, что кажутся архаизмом.

Трудно представить человека, которого называют нравственным, не обладающего хотя бы одним из качеств, рассматриваемых здесь. А встречаются ли в жизни люди совестливые, но бесчестные и необязательные? Как чувствует себя человек, имеющий честь и достоинство, чувство долга, но при всем этом бессовестный? Можно ли такого вообще встретить?

Долг… Честь… Совесть. В наше время эти слова часто произносят, когда хотят выразить сарказм. Для некоторых людей, а иногда и для определенных сообществ, они настолько отвлеченны и нежизнеспособны, что кажутся архаизмом.

Трудно представить человека, которого называют нравственным, не обладающего хотя бы одним из качеств, рассматриваемых здесь. А встречаются ли в жизни люди совестливые, но бесчестные и необязательные? Как чувствует себя человек, имеющий честь и достоинство, чувство долга, но при всем этом бессовестный? Можно ли такого вообще встретить?

произведение Войновича *Иван Чонкин* - о человеке долга. Роман написан с добрым юмором
*Чесное слове* - рассказ Паетелеева Тоже добрый рассказ о пятилетнем ребёнке который воспитан как человек долга.

Мама… Ее звали Барно Муминова. При одном упоминании о ней голос у Муртазаева дрожит, а в глазах блестят слезы. Эта маленькая, хрупкая и тихая женщина в 32 года осталась одна с четырьмя сыновьями на руках. Муж-фронтовик умер, когда младшему Хабибу был всего год. Все заботы о семье разом взвалились на плечи скромной учительницы таджикского языка и литературы школы №8. Приходя домой уставшая со второй смены, она, покормив детей и проверив тетрадки учеников, садилась за стежку чапанов – нужно было как-то выживать.

- Жили очень тяжело – один раз в 10 дней ели мясо, - вспоминает Хабибулло Муртазаев. – Но я никогда не устану благодарить свою маму за то, что она сделала для нас. Она вырастила нас людьми, дала возможность выучиться, никто из ее детей не пошел по кривой дорожке. Ее мудрость и бесконечная доброта вели нас по жизни.

В 11 лет Хабиб резко поменял свою мечту: тяжело заболел старший брат Бахадур, и несколько недель он ухаживал за ним. За эти дни пришло понимание, что нет нужнее профессии врача, только врачи могут приносить действенную помощь людям. Правда, с первого раза поступить в Самаркандский мединститут ему не удалось, но в 1975 году он уже учился на лечебном факультете СамМИ, овладевая искусством хирургии.

Проходя практику в городской больнице №1, Хабибулло Муртазаевич даже не предполагал, что именно это медучреждение станет его вторым домом. Более того, именно здесь он решил остаться анестезиологом-реаниматологом, отказавшись от более престижной, по медицинским меркам, профессии хирурга. И ни разу не пожалел об этом. Тем более, когда рядом был такой наставник, как Гарник Александрович Багдасаров, долгие годы заведовавший отделением реанимации и анестезиологии Самаркандской городской больницы №1.

- Гарник Александрович был мне больше чем друг и наставник, он был мне братом, - рассказывает Хабибулло Муртазаев. – Его отношение к профессии воспитывало в нас ответственность за каждого больного. Я горжусь, что работал под руководством настоящего врача и человека.

- Гепатиты А и В, малярия, брюшной тиф – вот с чем чаще всего сталкивались советские солдаты и офицеры, служившие в Афганистане, - продолжает Х. Муртазаев. – Бывало, вернутся с боя целыми и невредимыми, а потом, сидя на точке, выпьют воду из арыка, и всё - начиналось медленное и мучительное умирание. Это было намного страшнее боевых ранений, хотя и ранения были страшные. Госпитали, рассчитанные на 300 коек, всегда были под завязку…
Удивительно, но и грозный Афган Хабибулло Муртазаевич вспоминает с благодарностью, говоря, что там он приобрел бесценный опыт, научился ставить подключичные и бедренные катетеры, работать с барокамерой, оборудованием по очищению крови. А главное – он имел возможность спасать людей, со многими из которых он до сих пор дружит.

По возвращении в Самарканд не было никаких сомнений в выборе медучреждения – конечно, горбольница. Ведь там нужно было внедрять новое медицинское оборудование, с которым хорошо научился управляться Муртазаев, нужно было применять все полученные навыки. Мог, безусловно, защитить кандидатскую, а затем и докторскую, для написания которых материала было предостаточно, но, по словам Хабибулло Муртазаевича, всегда чувствовал себя практиком, а не ученым.
В 1997-1998 годах Хабибулло Муртазаев работает заместителем главного врача городской больницы. Должность ответственная, бессонная. И время тяжелое – независимая страна только-только встает на ноги, а посему - нехватка медперсонала, оборудования и лекарств становится в порядке вещей. И в этот непростой период Муртазаев проходит, пожалуй, самое тяжелое испытание в жизни: в августе 1997 года под Самаркандом горит автобус с пассажирами, направлявшимися из Ташкента в Каракалпакстан.

Чудовищная трагедия повергла в шок всю республику, но эмоции будут потом. Тогда, в роковые минуты, нужно было спасать выживших с обширными – до 70-80 процентов поверхности кожи – ожогами. Хабибулло Муртазаевич помнит всех поименно, он до сих пор не расстается с тем списком поступивших в ожоговое отделение горбольницы и выбывших. Из 19 пассажиров, которых без сознания доставили в горбольницу, спасли 11 человек.

- Себя я всегда считал везучим человеком, - заключает свой рассказ Хабибулло Муртазаев. – У меня прекрасная жена Шохсанам, дети – Азизочка и Зафар, внуки. Я всегда стараюсь отдавать то, что имею – знания, навыки, силы, и, как учила нас мама, не помнить зла. По-другому жить не умею…

Читайте также: