Сообщение о частицах 5 класс
Обновлено: 02.07.2024
Частица — это служебная часть речи, которая придает смысловые оттенки словам и предложениям, а также употребляется для образования форм слов.
Определим, что такое частица как часть речи в русском языке. Выясним, что выражает частица, для чего используется в речи, какими обладает признаками.
Частица — это служебная часть речи
По своим значениям, грамматическим признакам и синтаксической функции в предложении слова русского языка делятся на группы, лексико-семантические разряды, которые называются частями речи.
В русском языке различают самостоятельные и служебные части речи. Слова самостоятельных частей речи имеют определенное значение (называют предмет, признак, действие и пр.), выступают в роли главных или второстепенных членов предложения, могут поясняться другими частями речи (веселый мальчик, очень веселый мальчик).
Служебные части речи, напротив, не обозначают явлений действительности и их признаки, а только выполняют определенную функцию в словосочетании и предложении.
В русском языке выделяют три служебные части речи:
Служебные слова не имеют лексического значения, не являются членами предложения, но могут входить в их состав. Их признаком является неизменяемость. К служебным частям речи нельзя задать вопрос.
Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.
Отличия частиц от других частей речи
Чем же отличается частица как служебная часть речи от предлога и союза? У каждой служебной части речи существует своя функция в связной речи.
Предлог выражает отношения между самостоятельными словами в словосочетании и предложении (пойду в сад, обойдемся без него).
Союз — это средство связи между отдельными словами (однородными членами предложения) и частями сложных предложений.
А частица как служебная часть речи вносит различные смысловые оттенки в высказывание, служит для передачи субъективного отношения говорящего к тому, о чем идет речь. Чтобы убедиться в этом, выразительно прочтем небольшой текст:
В безлунную ночь посмотрим на небо. Как много звезд на черном бархатном пологе! Разве звездам не тесно там? Вот стремительно летит звездочка вниз. Куда же она упадёт? Неужели сгорит, не долетев до Земли? Звезд стало меньше. Надо бы их пересчитать.
Частицы — это специальные средства речи для передачи различных чувств в высказывании. Но кроме этой функции некоторые частицы помогают создавать грамматические формы слов (ответил бы мне) и даже образуют новые слова (что-то, куда-либо).
Частица — это служебная часть речи, которая придает дополнительные смысловые и эмоциональные оттенки отдельным словам и предложениям и служит для образования слов и форм слов.
Разряды частиц
В связи со значением и функцией в предложении частицы делят на три группы:
Она хотела бы напиться колодезной воды.
Кто не знает Юрия Гагарина?
Формообразующие частицы пусть, пускай, да, давай, давайте, бы (б) употребляются при образовании форм повелительного и условного наклонения глагола.
Пусть уйдут навсегда вражда и ненависть!
Хотелось бы услышать ваше мнение.
Словообразовательные частицы -то, -либо, -нибудь, кое- образуют неопределенные местоимения и наречия от слов этих же частей речи:
- что → что-то;
- кто → кто-либо;
- почему → почему-то;
- когда → когда-нибудь;
- куда → куда-либо;
- кто → кое-кто.
- правда → неправда (ложь)
- легкий → нелегкий труд (тяжелый)
- громко → негромко (тихо) петь.
Смысловые частицы создают дополнительные оттенки значений у отдельных слов и у всего предложения целиком. Они могут выражать восхищение, удивление, сомнение, уточнение, отрицание и пр. эмоции говорящего.
Сравним:
Разве ты уже прочитал эту книгу? (удивление)
Вряд ли ты уже прочитал эту книгу (сомнение).
Ты не прочитал эту книгу (отрицание).
Признаки частицы
Как и другие служебные части речи, предлог и союз, частицы не изменяются.
По составу они могут быть
1. простыми, состоящими из одного слова:
2. составными, складывающимися из нескольких слов:
По происхождению различают
1. непроизводные частицы:
2. производные от слов других частей речи:
- местоимений — это, всё, что за;
- глаголов — бывало, пусть, пускай, давай, давайте;
- наречий — еще, как, просто, уже;
- союзов — и, да.
Морфологический разбор частицы
III . Разряд по значению
Примеры
На горе стоит церквушка, и как раз внизу бьет родник.
Как раз — это частица, неизменяемая, уточняющая.
Нас этим фокусом вряд ли удивишь.
Вряд ли — частица, неизменяемая, выражающая сомнение.
Стало так страшно, что просто сердце замерло.
Просто — частица, неизменяемая, усилительная.
Видеоурок
В данной статье рассмотрим, что такое частицы, какое они имеют общее значение, на какие разряды они делятся, какими они бывают по составу.
Определение
Частицы в русском языке – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложения и служит для образования форм слова.
Так как частицы относятся к служебным частям речи, они не изменяются и не являются членами предложения.
Разряды частиц
По значению частицы бывают трех видов: формообразующие, отрицательные и модальные.
Формообразующие частицы служат для образования глагольных форм, а точнее условного и повелительного наклонения глагола. Приведем список формообразующих частиц в зависимости от того, какое наклонение глагола они образуют:
- условное наклонение – бы (б);
- повелительное наклонение глагола – да, давай (давайте), пусть (пускай).
Отрицательные частицы служат для выражения отрицания. Такими частицами являются частицы не и ни.
Модальные частицы служат для выражения чувств.
Модальные частицы называют также смысловыми, так как они вносят в высказывание разнообразные смысловые оттенки.
О том, какими модальные частицы бывают в зависимости от смысловых оттенков, скажет следующая таблица:
Смысловой оттенок
Частицы
ли, разве, неужели, что ли, а
вон, вот, а вон, а вот
именно, точно, как раз, ровно, подлинно, в точности
как, что за, то-то, просто, ну и, прямо, еще бы, ишь
и, же, лишь, уж, ведь, даже, даже и, просто, прямо, все, все-таки, -то
только, лишь, исключительно, только, всего, всего лишь, лишь только, хоть, хоть бы, единственно
разве, неужели, вряд ли, едва, едва ли, навряд ли, авось
да, ну да, так, точно
Виды частиц по составу
Частицы бывают простыми, то есть состоящими из одного слова (например: лишь, бы, неужели, уж и др.) и составными, то есть состоящими из двух и более слов (например: что за, что ли, в точности, навряд ли, всего лишь и др.).
Что мы узнали?
Частица – это служебная часть речи, вносящая различные оттенки значения в предложения или служащая для образования форм слова. Частицы не изменяются и не являются членами предложения. Частицы делятся на такие разряды: формообразующие (служат для образования форм слов (бы (б), давай (давайте), пусть (пускай), да)), отрицательные (служат для выражения отрицания (не, ни)), модальные (служат для выражения смысловых оттенков (вопрос, указание, уточнение, восклицание, усиление, ограничение, сомнение, утверждение, смягчение)). По составу частицы бывают простыми (состоят из одного слова) и составными (состоят из двух и более слов).
Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слова. Частицы не изменяются и не являются членами предложения. По значению и роли в предложении частицы делятся на формообразующие, модальные (также называются смысловыми) и отрицательные частицы (к ним относятся НЕ и НИ). Иногда отрицательные частицы не выделяются как особый разряд и рассматриваются как модальные.
Формообразующие частицы
Формообразующие частицы служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.
Условное наклонение глагола образуется при помощи частицы бы (б), которая в предложении может стоять после глагола, к которому относится, перед ним или может отделяться от глагола другими словами: Я сделал бы лучше; Я бы сделал лучше; Я бы лучше сделал.
Повелительное наклонение глагола образуется при помощи частиц да, давай (давайте), пусть (пускай) и форм изъявительного наклонения: да здравствует; давай мы сходам; пусть он прочитает.
Модальные частицы (смысловые)
Модальные частицы вносят в предложение различные смысловые оттенки (вопрос, указание, уточнение, выделение, ограничение), а также выражают чувства и отношение говорящего (восклицание, сомнение, усиление, смягчение требования).
Значение | Частицы | Пример |
Вопрос (+ сомнение, кроме ли) | ли, разве, неужели | Понравился ли тебе праздник? |
Указание | вот, вон, а вот, а вон | Вот дом, а вон там — дорога. |
Уточнение | как раз (чаще в разговорной речи), именно | Именно это нам нужно. |
Выделение и ограничение | только, почти (чаще в разговорной речи), лишь, исключительно | Только я ничего не знал. Наша группа состоит исключительно из опытных альпинистов. |
Восклицание | что за, как | Как здорово! Что за чудо! |
Сомнение | вряд ли, едва ли | Вряд ли он придёт сегодня. |
Усиление | даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё- таки, -то | Я всё-таки помогу тебе. Мы ведь друзья. Ты-то сам должен попытаться. |
Смягчение | -ка | Принеси-ка мне ручку. |
Нужно запомнить!
Нужно различать формообразующие частицы и омонимичные им части речи.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Служебные части речи Частицы
1. Узнать… 2 Познакомиться, какие… 3.Учиться находить… 4. Запомнить, как… Сформулируйте цель урока, используя опорные слова
Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова. Понятие о частице
Частица – служебная часть речи. Служит для образования форм слова. Вносит различные оттенки в значение предложения. Не изменяется. Не является членом предложения. ВЫВОДЫ
Презентацию подготовила Коробкова Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Комаричской СОШ № 2, Брянская область 2019 год
Краткое описание документа:
Частица –это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.
Цель урока,используя опорные слова можно сформулировать:
1 Узнать… 2 Познакомиться, какие…3.Учиться находить…4. Запомнить, как…
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 605 595 материалов в базе
Материал подходит для УМК
§ 55. Служебные части речи
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 05.05.2019 2026
- PPTX 1.2 мбайт
- 226 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Коробкова Нина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни
Время чтения: 2 минуты
Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии
Время чтения: 3 минуты
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи.
Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.
Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.
Развивать познавательный интерес.
Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.
Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Развивать умение публично выступать.
Планируемые результаты:
Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи
Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.
Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.
Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу.
Учащиеся проводят личностную рефлексию.
Оборудование:
ПК, проектор, экран, презентация
Организационный момент.
- Добрый день, ребята. У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. Присаживайтесь.
- Мы продолжаем с вами изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает? На какие две группы делятся все части речи? (самостоятельные, служебные).
- Какие служебные части речи мы изучали на предыдущих уроках? (предлоги и союзы) Для чего нужны предлоги и союзы?
2. Лингвистическая разминка.
Прежде чем мы узнаем тему урока, мы проведем лингвистическую разминку. Для этого обратимся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте его и скажите, как понимаете смысл высказывания.
Ты сможешь сиять умом,
Где бы ты ни был,
Потому что мир нуждается
В таких, как ты. (Августин Кюри).
- Сегодня наша страна нуждается в умной и талантливой молодежи.
- Я думаю, что эти слова великого ученого Августина Кюри можно отнести и к вам, сидящим сегодня в этом классе.
- А теперь откройте тетради, запишите число (24 октября).
Перепишите эпиграф и выполните следующее задание:
– Выделите все служебные части речи в высказывании Августина Кюри в соответствии с их условным обозначением: союз – овал, предлог – прямоугольник.
(Проверка на слайде).
Слайд
Союзы: потому что, как; предлог: в. Молодцы!
- Сегодня мы познакомимся с еще одной служебной частью речи, но как она называется, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Для этого объединимся в 6 групп. Разгадайте кроссворд и мы проверим, кто является знатоками терминов по русскому языку.
- Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы сегодня познакомимся? (Частица)
- Итак, мы определили тему нашего урока? (вывешиваю на доске)
- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать главную цель урока. Что сегодня предстоит нам выяснить? (что такое частица, ее значение, какие бывают частицы)
- Разделите слово частица на морфемы и подберите однокоренные слова.
(частичный, частичка, микрочастица, частичность).
- Сейчас я прочитаю стихотворение о частице. Вы слушайте внимательно и будьте готовы ответить на вопрос: каково значение частиц, функция, для чего они нужны в речи?
Осталась я – часть речи и частица,
Встречаюсь вам почти на всех страницах.
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовет,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Все то, что кто-нибудь произнесет
- Итак, для чего нужны частицы? (Придают различные оттенки значения, отрицают, уточняют, служат для образования форм слова).
Откройте учебники на стр. 57, обратитесь к правилу, прочитайте и дополните схему самостоятельно, запишите значение частиц.
- А теперь мы узнаем, какие же бывают частицы.
- С одними частицами мы с вами уже встречались при изучении отрицательных и неопределенных местоимений и глаголов. Что же это за частицы?
(НЕ и НИ) Они так и называются - отрицательные частицы (вывешиваю на доску)
- Ребята, кто знает, как частица НЕ пишется с глаголами? (НЕ с глаголами пишется раздельно).
- Какие глаголы составляют исключения? (Правильно, исключения составляют глаголы, которые без НЕ не употребляются, например: ненавидеть, негодовать нездоровится, недоумевать, невзлюбить, нежиться).
- Спишите 1 предложение из упр. №156, раскройте скобки. Найдите отрицательную частицу? Как ее написали? -Заключите в треугольник частицу не.
(В радости знай меру, в беде веры (не) теряй.)
Как понимаете пословицу? (Чаще всего в радости нас переполняют положительные эмоции, а когда беда, то люди теряют веру в себя, а надо бы верить в свои силы).
- А теперь узнаем, а какие бывают еще частицы, как они называются, попробуем разобраться.
Запишем предложение. Найдите частицу и подчеркните. Объясните постановку знаков препинания.
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
- Какое это предложение по цели высказывания? (оно вопросительное).
- Запишем следующее предложение.
Я хотел бы жить в Париже.
Какая частица в этом предложении? БЫ – условная частица (вывешиваю на доску).
- Запишем следующую пару предложений.
Я поеду с тобой. Именно я поеду с тобой.
- В чем отличие? В наличии частицы именно. Каково значение? Уточняет, следовательно, частица именно – уточнительная (вывешиваю на доску).
- Запишем следующую пару предложений.
Долго я спала. Долго же я спала.
- Чем отличаются? Наличием частицы ЖЕ. Какое значение вносит частица ЖЕ в предложение? Усиливает значение, ЖЕ - усилительная частица (вывешиваю на доску).
- Обратимся к истории и узнаем, какое значение имеет частицы в нашей речи. (Резниченко Вика рассказывает историю).
Слайд: Запишите примеры частиц в схему. И запомните.
Если время будет, упр. №157
Слайд Чем вам показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в синквейне “Частица”. Работать будете в паре, у вас на столах схема синквейна (на листочках работают в парах).
1. Частица.
2. Служебная, отрицательная, неизменяемая, важная.
3. Вносит, объединяет, служит, присоединяется.
4. Это служебная часть речи. Необходимо изучать эти маленькие словечки.
5. Помощница.
- Мне очень понравились прослушанные синквейны. Остальные мы прослушаем на следующем уроке.
- Вернемся к началу урока – к эпиграфу (зачитываю еще раз). Найдите частицы в высказывании, заключите в треугольник. Какие это частицы?
Ты сможешь сиять умом, где бы ты ни был,
Потому что мир нуждается в таких, как ты. (условная, отрицательная)
- И сегодня мы увидели, что уже здесь и сейчас ваш ум, ваши знания вам пригодились.
- Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Всем спасибо.
А теперь оцените свою работу на разных этапах урока в оценочных листах и сдайте мне.
На слайде Домашнее задание творческое, запишите в дневник.
Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории.
- Диана расскажет вам историю, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.
- Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела.
Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?
(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.
Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или, может, они вообще не нужны и не важны?
Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в преложении. Для чего еще служат частицы в речи?
-75%
Читайте также: