Экранизация произведений островского сообщение

Обновлено: 04.07.2024

1. Проверка домашнего задания и постановка цели урока.

— Хорошо. Понравилась ли вам экранизация? Интересно ли вам было смотреть фильм? Как менялись ваши чувства на протяжении просмотра?

Какие эпизоды фильма вам запомнились больше всего?

Такими ли вы представляли себе героев? Совпали ли образы героев с теми, которые создают в фильме актеры?

Изменилось ли ваше отношение к драме и к героям драмы после просмотра экранизации?

Какого финала вы ожидали? Совпал ли финал фильма с вашими ожиданиями? Какие чувства он оставил у вас?

— Что ж. Сегодня мы с вами посмотрим на историю экранизаций этой драмы и остановимся подробно на экранизации Я. Протазанова.

2. Установка на анализ экранизации драмы. Введение в тему — кинопоэтика. + 3. Анализ экранизации Я. Протазанова в целом.

Видео YouTube

Видео YouTube

Видео YouTube

Самыми знаменитыми и удачными считаются две экранизации — Я. Протазанова и Э. Рязанова. Остановимся более подробно сначала на одноименной экранизации драмы Я. Протазанова.

— Хорошо. Правильные мысли. Посмотрите на экран [слайд 13]. В целом, при написании сценария режиссеру так или иначе придётся развернуть текст драмы — дополнить сюжет эпизодами, линиями , часто — показ тех сцен, которых нет или которые не описываются в драме (например, жизнь Ларисы до отъезда Паратова, прогулка по Волге) , так как режиссер ориентируется на показ, изменяет течение художественного времени, что приводит к редукции речи персонажей. Важно, что происходит свёртывание форм открытого авторского присутствия (ремарки). Некоторые сцены режиссер придумывает (например, сцена с шубой (Паратов кидает шубу под ноги Ларисе) в экранизации Протазанова или сцена с каретой (Паратов переносит карету к ногам Ларисы, что после попытается сделать и Карандышев), сцена с вареньем (Лариса кормит Паратова вареньем) в экранизации Рязанова), но также он может свернуть и сам сюжет (удалить некоторые эпизоды (например, эпизод с тем, как стреляют в стакан на голове Паратова и как Паратов стреляет в монетку в руках Ларисы — в экранизации Протазанова)).

— Давайте рассмотрим композицию фильма. Надо сказать, что многие сцены в фильме были достроены режиссером. Вашим домашним заданием было записать, какие сцены в экранизации не совпадают с сюжетом Островского. Итак, кто ответит?

Таким образом, Протазанов разворачивает сцены, упомянутые в диалогах пьесы Островского (т. е. подразумеваемые сцены) в зрелищные эпизоды на экране — с ориентацией на показ. Происходит замена союза рассказа и показа в тексте-первоисточнике только показом — актуализация позиции читателя-зрителя.

Проанализировав речь персонажей в фильме, мы можем выделить характеристику трансформаций реплик героев в экранизации, что напрямую связано с дедраматизацией драмы: происходит сдвиг в сторону показа, чем объясняются нижеперечисленные трансформации текста — посмотрите на слайд [слайд 16]:

Следует отметить, что перечисленные трансформации относятся также так или иначе ко всем эпизодам экранизации, которые мы с вами не рассматриваем подробно, и довольно ярко показывают способы перенесения текста драмы на экран.

4. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Александр Николаевич Островский

Родился в Москве. Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Систематического образования не получил. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.

Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось, не пожелав пересдавать экзамен он ушел из него. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845—1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон. С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала "Современник". В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.

В 1866 (по другим сведениям - в 1865) в Москве создал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

В последнее десятилетие жизни творчество Островского становится все более и более трагическим. Мир поздних пьес Островского оказывается населен мечущимися в поисках счастья и спокойствия героинями, окруженными циничными воздыхателями, всегда готовыми купить их любовь, не менее циничными матерями, согласными более или менее неприкрыто продать своих дочерей и, быть может, не слишком плохими, но безвольными и беспомощными поклонниками или женихами, не способными ни защитить даму своего сердца, ни предложить ей настоящую любовь.

Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.

После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).

Награды писателя

В 1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Библиография

Семейная картина (1847)
Свои люди — сочтёмся (1849)
Неожиданный случай (1850)
Утро молодого человека (1850)
Бедная невеста (1851)
Не в свои сани не садись (1852)
Бедность не порок (1853)
Не так живи, как хочется (1854)
В чужом пиру похмелье (1856).
Доходное место (1856)
Праздничный сон до обеда (1857)
Не сошлись характерами (1858)
Воспитанница (1859)
Гроза (1859)
Старый друг лучше новых двух (1860)
Свои собаки грызутся, чужая не приставай (1861)
Женитьба Бальзаминова (1861)
Козьма Захарьич Минин-Сухорук (1861, 2-я редакция 1866)
Тяжёлые дни (1863)
Грех да беда на кого не живёт (1863)
Воевода (1864; 2-я редакция 1885)
Шутники (1864)
На бойком месте (1865)
Пучина (1866)
Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский (1866)
Тушино (1866)
Василиса Мелентьева (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867)
На всякого мудреца довольно простоты (1868)
Горячее сердце (1869)
Бешеные деньги (1870)
Лес (1870)
Не всё коту масленица (1871)
Не было ни гроша, да вдруг алтын (1872)
Комик XVII столетия (1873)
Снегурочка (1873)
Поздняя любовь (1874)
Трудовой хлеб (1874)
Волки и овцы (1875)
Богатые невесты (1876)
Правда хорошо, счастье лучше (1877)
Женитьба Белугина (1877), совместно с Николаем Соловьёвым
Последняя жертва (1878)
Бесприданница (1878)
Добрый барин (1879)
Сердце не камень (1880)
Невольницы (1881)
Светит, да не греет (1881), совместно с Николаем Соловьёвым. Премьера 14 ноября 1881 года в Петербурге, в Александринском театре, в бенефис Ф. А. Бурдина.
Без вины виноватые (1881—1883)
Таланты и поклонники (1882)
Красавец-мужчина (1883)
Не от мира сего (1885)

Экранизации произведений, театральные постановки

Они хотят быть счастливыми и найти свою любовь. Они все идут к своей цели, но только разными путями. Драматург пишет о жизни русской женщины и о её положении в обществе. Его пьесы читаются с интересом и сейчас. И мы смотрим их с удовольствием и в театре и в кино.

1. "Снегурочка" 1968 год по пьесе А. Н. Островского

Этот фильм снимали в имении Шлыково, в котором жил А. Н. Островский. У старика со старухой появляется дочь. С возрастом становится красавицей. За ней ухаживают молодые люди, но ко всем она равнодушна.

Снегурочка дочь Деда Мороза и Весны. У неё ледяное сердце. Только встреча с Лелем вдохнула в неё душу. И растопило сердце девушки.

Замечательный фильм с прекрасной природой, песнями и музыкой. Красивая сказка о любви.

Драматургия является одной из важнейших частей нашей культуры. Сегодня мы расскажем о великом русском писателе, который буквально прожил всю свою жизнь на сцене – об Александре Николаевиче Островском.

Именно его называют основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков.




Именно с Александра Николаевича начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию постановки. В его пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Новаторство в драматургии

Новаторство Островского сказалось не только в том, что он круто повернул драматургию и театр к жизни к её актуальным социально-нравственным проблемам, но и в том, что он писал свои пьесы во имя народа и для народа. Демократизируя тематику, автор не только ввел в свои произведения людей труда и нужды, более или менее тесно связанных с народом, но и поставил их в центр пьес как положительных героев. Жертвы произвола и насилия изображались и предшествующими драматургами, но именно в пьесах Островского эти жертвы выражают недовольство существующими общественными отношениями, стихийно протестуют против них, защищают свое человеческое достоинство. Народностью, человечностью идей и принципов его драматургия сохраняет актуальность и в наши дни. Она драгоценна для нас как демонстрация добра, справедливости, гуманности.

Трудно переоценить влияние Островского на отечественную драму и сцену. У него учились драматическому искусству Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Максим Горький. Его теоретические положения о театральном деле продолжаются и осуществляются в традициях современного театра, в частности в системе Станиславского.




Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственной трагичностью: она первая умница и красавица города, но не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она - бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения.

• Лариса Огудалова – молодая бедная дворянка, красивая и образованная девушка. У нее много поклонников, но мало кто предлагает ей выйти замуж. Лариса влюблена в Паратова, но тот не собирается на ней жениться. В отчаянии она соглашается выйти замуж за господина Карандышева.
• Сергей Паратов – дворянин в возрасте за 30 лет. Паратов – жестокий, расчетливый, бессердечный человек. Паратов пользуется доверчивостью Ларисы, проводит с ней ночь на пароходе, а затем бросает.
• Юрий Капитоныч Карандышев – небогатый дворянин, жених Ларисы Огудаловой. Самолюбивый и глуповатый человек.
• Харита Игнатьевна Огудалова - мать главной героини, вдова средних лет. Это бойкая, ловкая, хитрая и неглупая женщина. Она ищет для дочери Ларисы достойного, богатого жениха.
• Мокий Парменыч Кнуров – пожилой, очень богатый человек. Кнурову нравится Лариса Огудалова. Но, будучи женат, он надеется, что Лариса станет его любовницей и содержанкой. Подлый и бессердечный человек, преследующий только свои интересы.

Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку читателей.

Произведения Островского на сцене

Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны для бенефисов, по просьбе того или иного актера театра.

Экранизации

Памятные места




Дом-музей на Малой Ордынке. И хотя на Малой Ордынке будущий драматург прожил только первые три года своей жизни, здесь работает мемориальный музей А.Н. Островского (филиал Государственного Центрального Театрального Музея им. А.А. Бахрушина). А в 1953 году перед зданием на месте стоявшей здесь церкви Покрова Пресвятой Богородицы, где крестили Александра, установили бюст писателю.

Кострома – малая родина писателя. Жизнь и творчество великого русского драматурга неразрывно связаны с костромским краем. В летние месяцы он все чаще стал приезжать из Москвы в Щелыково, проезжая через Кострому. О великом драматурге в Костроме напоминает многое. Любимым местом костромичей давно стала беседка Островского, построенная в 1956 году на насыпи, сохранившейся от деревоземляных укреплений древнего Костромского кремля, на берегу реки Волги, откуда открывается завораживающий вид.

Считается, что Островский очень любил подниматься сюда и смотреть вдаль на прекрасную природу, на восхитительные пейзажи. Нельзя не упомянуть о гордости областного центра – красивейшем драматическом театре. В 1948 году в связи с 125-летием великого русского драматурга А.Н. Островского в его честь была названа улица, ведущая от центра к Ипатьевскому монастыря.

Авторы проекта: Изольда Смирнова, Елизавета Арзуманян и Даниил Галицкий

Читайте также: