Сообщение о церкви руси 13 15 века

Обновлено: 07.07.2024

Вспомните, как была организована Церковь в Древней Руси.

1. Москва — духовный центр Руси. Русские люди восприняли монгольское разорение как Божье наказание за грехи. Русская церковь, хоть и была освобождена от уплаты дани, тоже испытала на себе ордынский гнёт. Ханы выдавали митрополитам ярлыки, в которых объявляли о дарованных привилегиях. Таким образом, иерархи всё же зависели от ханской милости. Церковь не призывала к открытой борьбе с Ордой, считая её власть неизбежным злом, но она поддерживала единство Руси. Общность веры сплачивала русских людей, помогала им легче переносить невзгоды и с надеждой смотреть в будущее.

Разгром и запустение Киева, тяжёлое положение южнорусских земель привели к тому, что церковный центр переместился на северо-восток Руси. Поэтому в 1299 году киевский митрополит Максим перенёс свою резиденцию из опустевшего Киева во Владимир. Владимир стал новым духовным центром Руси.

В начале XIV века большую роль в церковной жизни играл митрополит Пётр. Он поддерживал московского князя Ивана Калиту и подолгу жил в Москве. Митрополит считал, что Москву следует превратить в центр русского православия. Именно при Калите в Кремле возвели первые каменные храмы — Успенский и Архангельский соборы. До наших дней они, к сожалению, не сохранились.

Их строительство имело огромное значение, ведь главным храмом Владимира тоже был Успенский. Получалось, что традицию подхватила Москва. Тем самым утверждалась преемственность власти от великих владимирских князей к московским.


Митрополит Пётр. Икона. Иконописец Дионисий. XV в.


Церковное облачение митрополита Петра

Поддержка митрополита Петра много значила для Калиты. После смерти митрополита московские князья добились признания его местнопочитаемым святым. Русские люди верили, что теперь у Московского княжества появился первый небесный заступник.

Митрополита Петра похоронили в Успенском соборе Московского Кремля. Преемники Петра сделали своей резиденцией Москву.

В первой половине XIV века Москва становится церковной столицей Руси. Русские митрополиты поддерживали московских князей, обеспечивая успех их политики. В свою очередь, и князья были заинтересованы в союзе с Церковью, преследуя свои интересы.

1. Какие признаки, по вашему мнению, отличают город как духовный центр государства? Какой город играл такую роль в Древней Руси?

2. Как вы думаете, почему Москва при Иване Калите показалась митрополиту Петру достойной стать церковной столицей Руси?

2. Сергий Радонежский. Большую роль в возрождении Руси сыграли монастыри. Нередко они возникали в далёких, глухих местах и становились центрами освоения новых земель. Монастыри являлись очагами культуры. В них хранились книги, велась их переписка, создавались новые произведения. Вокруг монастырей развивалась хозяйственная жизнь. Князья жаловали монастырям земли. Монастырские крестьяне возделывали пашню, пасли скот, занимались промыслами.

Как церковные учреждения монастыри в меньшей степени ощущали ордынский гнёт. Они могли сохранить себя от татарских набегов, княжеских усобиц. Но это не значит, что монахи вели праздную и лёгкую жизнь. Напротив, в XIV веке большое распространение в среде монашества получили строгость поведения и аскетизм, приверженность твёрдым правилам монастырского общежития.


Монастырь в Московской Руси. Художник А.М. Васнецов

Какие монастырские постройки уже возведены? Какими работами заняты иноки и монастырские крестьяне на этой картине?

Наиболее ярким и почитаемым среди настоятелей русских монастырей являлся Сергий Радонежский, в миру Варфоломей (ок. 1322-1392). К северо-востоку от Москвы в глухих лесах он основал знаменитый Троицкий монастырь, ставший подлинным центром русской духовности (см. с. 184).

Сергий Радонежский прославился своей праведностью, добродетельностью. Он призывал людей к неустанному труду, осуждал стремление к наживе и дурные наклонности. Всю жизнь он посвятил служению Богу и людям. Постоянно трудился, в быту довольствовался малым. Презирал тягу к материальным благам, душа его в молитвах устремлялась к Богу.

Русские люди видели в нём своего заступника, пример подлинно христианской жизни.


Сергий Радонежский. Покров. Шитьё. XV в. Фрагмент

Князья нередко просили совета у мудрого старца. И Сергий благословлял их на правые дела. Особое место в биографии Сергия занимает эпизод, в котором ярко проявилась его патриотическая позиция. В августе 1380 года великий князь Дмитрий, нуждаясь в моральной поддержке и благословении на борьбу с врагами, отправился к Сергию. Великий старец не только ободрил князя и предрёк ему победу, но даже отправил с ним двух своих монахов, Пересвёта и Ослябю. Это означало, что самый авторитетный в то время церковный деятель признал войну с Ордой священным долгом христиан.

Много сделал он и для предотвращения княжеских усобиц, усмиряя разгоравшиеся раздоры. В народе говорили о чудесах, совершаемых Сергием. Сергий Радонежский — один из самых почитаемых русских святых.

Его пастырское дело не пропало. Целую плеяду замечательных учеников воспитал он. Последователи Сергия основали на Руси десятки новых обителей. Среди них — Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом и Андроников монастырь в Москве, Кирилло-Белозерский монастырь и другие.


1. Видение отроку Варфоломею. Художник М.В. Нестеров. 1889-1890 гг.

2. Рака (гробница с мощами) преподобного Сергия в Троице-Сергиевой лавре

Русское монашество внесло значительный вклад в развитие духовности русского народа.

Какую роль Сергий Радонежский сыграл в истории России?

3. Обретение Русской церковью независимости. В 1438 году в итальянском городе Феррара открылся Собор представителей христианских церквей. Работа Собора завершилась во Флоренции. Там в июле 1439 года была подписана Флорентийская уния, провозгласившая объединение православной и католической церквей под главенством римского папы. Русь на Соборе представлял русский митрополит, грек по происхождению, Исидор.

В 1448 году русские иерархи выбрали митрополитом рязанского епископа Иону. С тех пор Русская православная церковь стала автокефальной, то есть самоуправляющейся. Не константинопольский патриарх назначал русского митрополита, а сами русские церковнослужители выбирали его. Русская церковь получила определённую независимость. Это способствовало превращению Руси в один из центров мирового православия.

Почему обретение права самим выбирать митрополита было в середине XV века важным шагом и для Русской православной церкви, и для возрождавшегося под властью Москвы Русского государства?


Митрополит Иона. Покров на раку. XVI в.

Приведите примеры важной роли Русской православной церкви и священнослужителей в решении ключевых задач XIV-XV веков.

Объединение русских земель, преодоление княжеских междоусобиц

Возвышение Москвы, поддержка московских князей на великокняжеском престоле

Борьба с зависимостью русских земель от Орды

Духовное возрождение Руси, забота о сбережении и развитии её культуры, нравственном здоровье народа

ИЗ ЖИТИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО, НАПИСАННОГО ЕПИФАНИЕМ ПРЕМУДРЫМ

Стефан (старший брат Сергия). был монахом в монастыре Святой Богородицы у Покрова, в Хотькове. К нему же пришёл блаженный юноша Варфоломей и молил Стефана, чтобы тот шёл с ним на искание места пустынного.

И обошли они по лесам многие места, и наконец пришли на одно место, в лесной чаще, где имелась вода. И, сотворя молитву, начали своими руками лес рубить и на своих плечах отнесли брёвна на это место. Поставили себе хижину и сделали над ней крышу. Потом построили келью и срубили небольшую церковь.

И тогда освящена была церковь во имя Святой Троицы при великом князе Симеоне Ивановиче (Гордом).

При великом князе Иване Ивановиче (Красном), брате Симеона, начали приходить християне, и им понравилось жить там. И начали рубить они леса. И поставили сёла и дворы многие, и вспахали поля, и засеяли, и стали собирать урожай. И начали посещать монастырь.

Кто может перечислить, в чём нуждался Сергий, когда начал строить монастырь? Сперва недоставало хлеба, и муки, и пшеницы, и всякого жита; иногда же недоставало масла, и соли, и всякой еды.

Преподобный же Сергий всякую нужду, и тесноту, и всякую скудость терпел с благодарением, ожидая от Бога богатых милостей.

1. К какому жанру русской литературы относится этот документ? Какова основная цель автора такого произведения?

2. Определите примерные годы основания Сергием Радонежским Троицкого монастыря. Какие слова в источнике помогли вам это сделать?

В основе архитектуры православных храмов в эпоху Древней Руси лежала крестово — купольная система. История постройки прочных монументальных крестово — купольных храмов из камня берет свое начало с возведения Десятинной церкви в Киеве, строительство которой длилось семь лет ( с 989 по 996 годы).

Десятинная церковь в Киеве

Десятинная церковь в Киеве

Изначально технология постройки каменных храмов и типология их архитектуры заимствовалась древнерусскими зодчими из византийских традиционных канонов. К тому же, после важного исторического события — Крещения Руси, первые храмы были построены приглашенными из Византии мастерами.

Такие постройки можно смело называть выдающимися образцами византийской стилистики архитектуры , однако с самого начала в этих христианских культовых сооружениях стали проявляться собственные оригинальные черты. Их появление было обусловлено особенностями местных условий и пожеланий заказчиков.

Спустя год после крещения Руси в 988 году было начато строительство Десятинной церкви, которая сначала была построена из древесины . Впоследствии эта жемчужина древнерусской архитектуры была разрушена во времена нашествия хана Батыя.

Во времена правления великого киевского князя Ярослава Мудрого развернулось масштабное строительство христианских храмов . Именно в эту эпоху был построен Софийский собор, размеры которого не имели себе равных не только на Руси, но и в самой Византии.

С древнейших времен Киев называют матерью городов русских. Официальной датой рождения города считается 1037 год, хотя первые поселения появились на берегу Днепра на пять столетий раньше.

После победы русичей над печенегами во времена правления Ярослава Мудрого, Киев приобретает значение главного города Древнерусского государства. И это главенство закрепляется возведением Софийского собора , который был построен в 1037 — 1044 годы.

София Киевская выполняла роль главного храма всей Древней Руси, население которой только что приняло крещение. Поэтому грандиозные габариты и красота сооружения должны были потрясать воображение и восхищать каждого, кто видел Софийский собор.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве

Тринадцатиглавый, пятинефный крестовокупольный храм отличался массивностью и тяжеловесностью форм, придававших ему торжественность и значительность. Экстерьер собора уникален — простая кирпичная кладка без штукатурки подчеркивает строгость и величие сооружения.

Внутреннее оформление интерьера было богатым и искусно выполненным лучшими мастерами своего времени. Изнутри все стены и своды храма были покрыты красочными фресками и мозаиками на христианскую тематику.

Мария Оранта - мозаика Софийского собора.

Мария Оранта — мозаика Софийского собора.

Собор выполнял роль не только культового, но и главного общественного здания Древней Руси. Здесь принимали иноземных послов и давали право на княжение новгородским, суздальским и ростовским князьям.

По образцу и подобию Софии Киевской строился и второй образец древнерусской крестово — купольной архитектуры — Софийский собор в Новгороде ( 1045 — 1050 годы). Однако храм имел значительные отличия. Он был сложен из необработанных камней, сохранявших свою природную форму. Между собой камни были скреплены известковым раствором.

Впоследствии стены были побелены штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами придавало постройке еще большую живописность.

Софийский собор в Великом Новгороде

Софийский собор в Великом Новгороде

В XII столетии Софийский собор стал символом независимого от Киева и остальных городов Новгородского княжества. В Новгороде было свое выборное правление — вече. На собрания вече людей созывал вечевой колокол Софийского собора. Впоследствии Новгород покорился московскому князю Ивану III, и вечевой колокол был снят и увезен в Москву.

В 1066 году была построена третий храм — семикупольный пятинефный Софийский собор в Полоцке. Строительство трех однотипных храмов на территории нынешней России, Украины и Беларуси являлось показателем политического и культурного единства трех главных частей древнерусского государства.

Полоцкая София

Полоцкая София

В XII столетии на Руси самым сильным было Владимиро — Суздальское княжество. Его правители — князья, стремясь закрепить свое могущество, строили величественные дворцы и храмы, которые должны были сохранить славу о них на века.

Богородице - Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).

Богородице — Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).

Основателем города Владимира в 1108 году был внук киевского князя Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Дела отца продолжил его сын и преемник Юрий Долгорукий, которого прозвали так за стремление расширить территорию своего княжества и подчинить себе Киев.

Во времена княжения Юрия были заложены наиболее значительные города Владимиро — Суздальской земли: Юрьев — Польский, Звенигород, Москва, Дмитров, Переяславль — Залесский. На сегодняшний день все они являются городами — памятниками, составляющими славу и гордость мастеров древнерусского зодчества.

Наибольшего расцвета Владимиро — Суздальское княжество достигло в эпоху правления Андрея Боголюбского — сына Юрия Долгорукого. За неполные 20 лет своего княжения Андрей стал инициатором постройки множества прекрасных архитектурных сооружений, которыми мы продолжаем восхищаться и в наши дни.

Согласно данным из летописных источников, в период с 1158 по 1164 годы были построены Золотые ворота во Владимире, а также златоглавый Успенский собор, который стал символом богатства и силы могущественного князя Андрея.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Настоящим шедевром стала маленькая и изящная церковь Покрова на Нерли . Она была построена князем Боголюбским в честь погибшего сына. Утонченные формы храма вызывают восхищение искусством зодчих Древней Руси.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Технология строительства

Главным строительным материалом Владимиро — Суздальской земли был белый камень. Из него вырубали блоки размером 50 на 50 см. Стены храмов выкладывались из двух рядов таких блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и заливалось связующим раствором.

Подобный способ возведения стен позволял сделать не только придать кладке дополнительную прочность, но и использовать меньшее количество белого камня, который считался дефицитным материалом из — за сложности добычи. На сегодняшний день белого камня осталось совсем мало.

Резьба по камню

Белый камень хорошо поддается обработке. Зодчие Древней Руси использовали это качество материала для украшения фасадов своих построек. Резьба по камню в XII — XIII столетиях была очень популярным приемом декорирования стен храмов.

В качестве яркого образца резного каменного декора выступает Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 1194 — 1197 годы. Его стены покрыты сплошным резным каменным рельефом. Сложнейшие узоры являются символом богатства и разнообразия мира, населенного диковинными зверями и сказочными птицами, сидящими на ветвях невиданных растений.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Декор храмов

Неотъемлемой частью украшения русских храмов являлись иконы — живописные изображения святых. Самой почитаемой была икона Богоматери с младенцем на руках. Одним из совершеннейших произведений мирового искусства по праву считается икона Владимирской Богоматери, написанная в XI — XII веках.

Икона Владимирской Божьей Матери

Икона Владимирской Божьей Матери

Огромную художественную ценность представляют также иконы, фрески и мозаики, выполненные известными мастерами во многих других церквях. Среди них фрески Дионисия, иконы Андрея Рублева, керамические изразцы Степана Полубеса. Наиболее значительные произведения этих великих мастеров на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее и других музеях.

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Изразцы на стенах храма - творение Степана Полубеса.

Изразцы на стенах храма — творение Степана Полубеса.

С утверждением татаро-монгольского ига русская церковь была включена золотоордынскими ханами и созданную ими систему управления. При этом они придерживались правила, к которому прибегали и в других покоренных странах,— духовенство становилось привилегированной категорией населения. Это не означало, что во время многочисленных татарских набегов, призванных искоренять всякую мысль о сопротивлении, духовенство не стра­дало наравне с населением, - речь шла о системе податных и административных льгот, которые получала православная церковь и ее служители.

Вложенные файлы: 1 файл

церковь 13-15 в.doc

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Выполнила: студентка №1 курса

Экономического факультета группа №141

Киселёва Анна Васильевна.

ЦЕРКОВЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII—XV в,

С утверждением татаро-монгольского ига русская церковь была включена золотоордынскими ханами и созданную ими систему управления. При этом они придерживались правила, к которому прибегали и в других покоренных странах,— духовенство становилось привилегированной категорией населения. Это не означало, что во время многочисленных татарских набегов, призванных искоренять всякую мысль о сопротивлении, духовенство не стра­дало наравне с населением, - речь шла о системе податных и административных льгот, которые получала православная церковь и ее служители.

Было бы ошибочно связывать веротерпимость ордынских ханов с каким-то особым отношением к православной религии (правящая верхушка уже при хане Берке в третей четверти XIII в. обратилась к исламу). В огромной монгольской державе, где уживались различные религии, веротерпимость долгое время была нормой государственной политики — в противном случае это могло угрожать единству империи. Присутствовал здесь и прагматический расчет: принцип разделяй и властвуй находил свое выражение в

Обьемах дарованных прав, противопоставлении митрополита как самостоятельной политической силы князьям.

Большие трудности испытывало духовенство в связи с разо­рением и упадком Киева. Митрополиты Кирилл II (1250—1280) и Максим (1281—1305) находились в постоянных разъездах, не имея надежного пристанища в бывшем стольном городе. Кирилл до начала духовной карьеры был близок к князю Даниилу Романовичу. Однако упорное стремление галицкого князя получить помощь против татар от католических монархов и папы римского заставило митрополита переориентироваться на северо-восточных князей. В итоге в 1299 г. митрополичья кафедра была окончательно перене­сена из Киева во Владимир.

В годы правления Алексея ситуация на северо-востоке Руси существенно менялась. Золотая Орда была потрясена жестокими междоусобицами. На глазах росло могущество Великого княжества Литовского. Москва после смерти князя Ивана Красного переживала внутренние неурядицы, которые некому было пресечь твердой рукой,— князю Дмитрию шел лишь десятый год. Воспользо­вавшись этим, суздальский князь Дмитрий Константинович получил в Орде ярлык на великое княжение. Но именно в это трудное для Москвы время и определилось политическое лицо Алексея. Он не устранился, подобно своему предшественнику, от политической борьбы, а, напротив, активно в нее вмешался.

Отношения Алексея с повзрослевшим Дмитрием Ивановичем были далеко не такими безоблачными, как обыкновенно представ­ляются историками церкви. Митрополит был противником обост­рения отношений с Золотой Ордой. Московский князь все более склонялся к мысли о выступлении против правителей Орды. Тяготился, по-видимому, Дмитрий Иванович и теократическими наклонностями митрополита. Возникшие трения отражали различия в положении и целях светской и духовных властей, государства и церкви в период собирания земель. Дмитрий Иванович даже требовал от стареющего митрополита назначить себе преемника, Митяя, человека незаурядного, близкого к московскому князю. Алексей противился этому желанию, опасаясь, что Митяй не сумеет отстоять перед светской властью интересы митрополии. Он даже попытался противопоставить Митяю Сергия Радонежского которго прочил и митрополиты. Однако Сергий наотрез отказался от митрополичьего сана.

В середине XIV в. возниклотечение, направленное на улучшение нравов духовенства церкви. Главой его и стал Сергей Радонежский, основатель Троицкого монастыря. В его обители утвердился общежитийный устав, согласно которому монахи отказывались от всякой личной собственности (в противоположность ранее распространенному келиотскому уставу, по которому каждый монах жил особо, своим хозяйством, не являясь собственником монастыря в целом). Аскет, человек твердых религиозных убеждений и правил, Сергий своим благочестивым тем утверждал новый тип церковного деятеля-подвижника, который служил живым укором высшему, мало радеющему о спа­сении ближних, клиру. Алексей сумел оценить всю силу духовного воздействия Сергия. При этом митрополит проявил себя как дальновидный церковный политик, который использовал авторитет Сергия и его последователей для упрочения позиций церкви.

Начавшийся в XII - середине XIII века процесс политического разъединения Руси изменил геополитическое положение восточнославянских земель. Уже к середине XIII в. северо-восточная Русь оказалась в вассальной зависимости от Орды; в XIV - начале XV вв. Полоцкая, Турово-Пинская, Витебская, Смоленская, земли Черной Руси, Северская земля, Волынь, Подолия и Киев - в составе Великого княжества Литовского. Червоная Русь в 1339-40 гг была присоединена к Польше. Судьба земель, составлявших наследие великого князя Киевского Владимира, сложилась неодинаково.

Монголо-татарская оккупация восточных земель Руси существенно отличалась от литовско-польского владычества, с которым столкнулись юго-западная Русь. Захватив северо-восточную Русь, монголо-татары не обращали в свою веру ее жителей. Погромы разрушали лишь материальную культуру. На пепелищах вырастали новые храмы и города. Культура северо-восточной Руси в условиях иноземного ига, даже утрачивая лучшие свои достижения, оставалась самоидентичной, была ориентирована на домонгольскую культуру и продолжала ее традиции. Процесс собирания русских земель, проводимый великими князьями Московскими в XIV веке, сопровождался идеей о наследовании духовно-политического авторитета Византии. Своего апогея он достиг в конце XV в. при Великом князе Московском Иване III.

Трансформации единого древнерусского наследия и формирование новых политических, этноконфессиональных и культурных реалий, которые, в конечном итоге, привели к становлению современных восточнославянских наций и государств (России, Беларуси и Украины) важная исследовательская задача, которую еще предстоит решить историкам и культурологам.

Читайте также: