Сообщение о царице сююмбике

Обновлено: 04.07.2024

Сююмбике

В этот день, 500 лет назад, 29 ноября 1521 года родилась легендарная правительница Казанского ханства Сююмбике (1516-1557).

Сююмбике (тат. Сөембикә, 1516-1557) – правительница Казанского ханства (1549-1551), дочь ногайского бия Юсуфа, прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Едыгея, жена казанских ханов Джан-Али, Сафа-Гирея и Шах-Али.

Сююмбике родилась и воспитывалась свободной на просторах Великой Татарии. В 1533 году Сююмбике, которой было 17 лет, выдали замуж за Джан-Али, что было приурочено к совершеннолетию хана и перехода власти к нему. Он был поставлен на престол в малолетнем возрасте согласованным решением промосковски настроенного правительства. Брак был согласован с Москвой, причём Москва согласилась очень быстро, так как надеялась через этот брак приблизить ногайского бия Юсуфа и создать определённый противовес свергнутому хану из крымской династии Сафа-Гирею, который находился у своего тестя, ногайского мурзы Мамая. Но брак оказался неудачным, Джан-Али пренебрегал женой, и у них не было детей. Сююмбике жаловалась отцу и просила её забрать. Юсуф предлагал сместить хана и требовал вернуть дочь. Все эти события стали предметом дипломатической переписки.

Джан-Али не устраивал не только жену, но и казанскую правящую верхушку. В итоге в 1535 году был совершен переворот, Джан-Али, правивший 2 года был убит, а на трон повторно пригласили Сафа-Гирея. Сююмбике стала его женой и у них родился сын Утямыш-Гирей (1546-1566). После смерти Сафа-Гирея, Сююмбике правила Казанским ханством в 1549-1551 годах в виду несовершеннолетия своего сына Утямыш-Гирея.

В 1551 году Сююмбике была выдана казанскими мурзами-предателями московскому царю вместе с сыном Утямыш-Гиреем и казанской казной. В летописи об этом говорится, что “…они (казанцы) послали: к Шигалею (Шах Али) и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею”.

Через полтора года – после захвата и разорения Казанского ханства московскими войсками, Сююмбике против своей воли была отдана замуж за касимовского правителя Шах-Али. Её сын Утямыш-Гирей был оставлен в Москве и насильно крещён под именем Александр Сафакиреевич.

Затем Сююмбике жила в Касимове, но где провела последние годы и где похоронена до сих пор неизвестно. Предположительно, Сююмбике провела свои последние годы или в Касимовском ханстве или в окресностях Нижнего Новгорода. Возможно она была убита и все свидетельства этого были намеренно уничтожены.

Её сын Утямыш-Гирей умер в двадцатилетнем возрасте в 1566 году и был похоронен с царскими почестями в Архангельском соборе Московского Кремля. Про признанию историков – Утямыш-Гирей скорее всего был убит ядом.

Любовь и смерть царицы Сююмбике

Ее имя и прекрасный образ целых пять веков вдохновляет художников и поэтов. А народная любовь окружила прекрасную царицу большим количеством легенд, иные из которых близки к историческим фактам, другие больше похожи на красивую сказку. Сююмбике — так зовут эту загадку, символ и реально жившую женщину, которая познала и великое счастье, и тяжкое горе.

— Как все было на самом деле, никто сегодня не скажет. Однако у каждого народа есть такая легендарная фигура, которая необходима для самоопределения, национальной самоидентификации. Для татарского народа одной из таких фигур стала Сююмбике, первая и единственная женщина-правитель Казанского ханства, — говорит Рамиль Сарчин.

Известно, что родилась Сююмбике около 1520-х годов, она была дочерью ногайского хана Юсуфа и прапраправнучкой основателя династии Ногайской Орды Едигея. В Казань из родной Ногайской степи ее привезли в возрасте примерно 12 лет, чтобы выдать замуж за правителя ханства Джан-Али, только что достигшего совершеннолетия. Возможно, по юности супругов, а может быть, по каким-то другим причинам брак не сложился. Хан пренебрегал юной женой, детей у них не было. Хотя легенды утверждают, что царица была так прекрасна, что когда ночью она выходила на балкон, луна скрывала свой лик, ослепленная ее красотой.

Так или иначе, вскоре юная царица овдовела. Причиной тому, по свидетельствам историков, стал дворцовый переворот, который затеяла царица Ковгоршад. При малолетнем Джан-Али она была регентшей, но и после вступления его на престол сохраняла свое влияние. 25 сентября 1535 года он был убит при невыясненных обстоятельствах, и на трон вступил Сафа-Гирей, сын крымского царевича Фетих Герая, в 13 лет уже всходивший на казанский престол, но после дворцовых интриг вынужденный бежать к хану Мамаю.

Так Сююмбике стала вдовой во второй раз.

Чуть более двух лет продолжалось правление народной любимицы — с весны 1549 до середины 1551 года. Далее судьба ее до конца не изучена, но существующие факты доказывают, что счастливая звезда ее закатилась. По мнению большинства ученых, дальнейшая судьба ее и Утямыша была крайне трагичной.

Рождение легенды

Один из мифов гласит, что осадивший Казань Иван Грозный хотел жениться на Сююмбике. Ей ничего не оставалось, как согласиться, но царица поставила условие: за семь дней царь должен построить для нее башню. Иван IV настолько горел желанием поскорее взять красавицу в жены, что, собрав строителей, поставил перед ними задачу — соорудить башню в назначенный срок. Так в каждый из семи дней появлялись в Казанском Кремле один за другим семь ярусов башни. Когда работа была закончена, Сююмбике поднялась на вершину, с именем любимого на устах бросилась вниз и разбилась об острые камни.

Плененной царице дали десять дней на сборы. Она смогла попрощаться с могилой Сафа-Гирея, со своим народом, после чего вместе с сыном и всей казанской казной отправлена в Москву в распоряжение Ивана Грозного. Известно, что увез ее по распоряжению царя князь Серебряный, так тонко и трагично описанный Алексеем Толстым.

Третий муж оказался домашним тираном

В Москве бывшую царицу Сююмбике спешно выдали замуж — за московского ставленника, касимовского хана Шаха Али. Единственного сына Утямыша забрали от матери, чтобы воспитать его в соответствии с требованиями московских правителей. Его крестили в Чудовом монастыре и дали новое имя — Александр Сафагиреевич, после чего он остался жить при царском дворе.

Едва достигнув сорокалетия, Сююмбике скончалась. Детей в новом браке не было. Утямыш-Гирей пережил мать на девять лет и умер в 1566 году в двадцатилетнем возрасте. Его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Как, когда именно и где похоронена сама Сююмбике, неизвестно. Однако в последнее время историки склоняются к мысли, что могила ее находится в Касимове. При раскопках в мавзолее, который выстроил для себя Шах Али и там же был похоронен, найден безымянный могильный камень. Вполне возможно, что это и есть последнее пристанище прекрасной казанской царицы.

Птица по имени Сююмбике

Знаменитая башня Сююмбике, ставшая символом Казани, также окутана тайнами и легендами. По данным историков и археологов, дата ее постройки до сих пор не определена. Причем временной разрыв в догадках разделяется веками — от середины XVI до XVIII века.

Современная башня, скорее всего, построена на основании древней башни или мечети, где могли покоиться останки Сафа-Гирея, отсюда ее историческое название. Есть источники, которые утверждают, что строили ее архитекторы Барма и Постник (авторы собора Василия Блаженного в Москве) по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани. Однако ее изображения нет на известных исторических зарисовках Казани саксонского ученого и путешественника Адамам Олеария, датированных 1638 годом. Также башня отсутствует и в работах голландского картографа Николааса Витсена 1692 года.

В любом случае сегодня Казань, башня и Сююмбике связаны в единое целое. И самое время рассказать об еще одной легенде. Царица, кинувшись с башни, не разбилась о камни. Любовь и вера ее были настолько сильны, что Аллах смилостивился и превратил ее в прекрасную птицу, которая облетела кремль и с печальным плачем улетела вдаль.

Сююмбике в Москве и Касимове: исторические факты и легенды о казанской царице

Фото: Пленённая царица Сююмбике, покидающая Казань. В. Г. Худяков, 1870

Сююн-бике и казанская знать

Сююн-бике предстояло решить, на кого надежнее положиться — на ставленника Москвы Шах-Али или на крымских выходцев — опору покойного Сафа-Гирея. Она имела все основания не доверять казанцам. Надежно ли будет царствование Шах-Али, третье по счету? Но, с другой стороны, крымская группировка выставляла своих претендентов на казанский престол — старших сыновей Сафа-Гирея, живших в Крыму. Сююн-бике, видимо, нашла компромиссный вариант. Она приблизила к себе главу крымцев в Казани — улана (знатный вельможа, чингисид) Кучака, дала ему все полномочия временного правителя и нашла опору в ханской гвардии, которая провозгласила казанским ханом Утямыш-Гирея.

Если судить по источниковым фактам, после падения Кучака казанская элита приняла решение выслать Сююн-бике с сыном от хана Сафа-Гирея Утямышем в Свияжск (Московское государство). 11 августа 1551 года на Казанском устье князь Петр Серебряный встречал плененную царицу. Вечером того же дня они уже находились в Свияжске. Утямыш-Гирея сопровождали два сына улана Кучака. 5 сентября 1551 года все они прибыли в Москву. Казанский период жизни Сююн-бике закончился московским пленом.

В дальнейшем народная молва интерпретировала эти события по-своему. После взятия Казани русскими войсками Сююн-бике, чтобы не сдаваться захватчикам, якобы бросилась с башни, которая сегодня носит ее имя. На самом деле, как мы видели, ее увезли в Москву еще в 1551 году, за год до падения столицы Казанского ханства.


После взятия Казани русскими войсками Сююн-бике, чтобы не сдаваться захватчикам, якобы бросилась с башни, которая сегодня носит ее имя

В Московском государстве

Все эти объяснения были нацелены в первую очередь на бия ногаев Юсуфа и его сыновей: с мая 1552 года все усилия ногайской дипломатии сконцентрировались в стремлении вернуть Сююн-бике и Утямыш-Гирея в Ногайскую Орду. Возможно, Юсуф желал использовать дочь как козырь в борьбе за Казань. Также не исключено, что ему как отцу просто было жаль ее, ставшую заложницей политических интриг и изменчивых обстоятельств. Иван Грозный понимал, какой вред Москве может принести Сююн-бике, если ее отпустить к ногайской родне. Москве необходимо было удержать ее в поле зрения московского правительства.

Для этого удобной формой отказа послужило замужество Сююн-бике и Шах-Али. Согласно летописной реконструкции, Сююн-бике выдали за Шах-Али в мае 1552 года.

Дата смерти Сююн-бике – один из наиболее сложных и, по-видимому, окончательно неразрешимых вопросов. Вероятно, она умерла не ранее 1554 года. В Касимове, в мавзолее Шаха-Али обнаружен неизвестный надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена казанская царица.

Каково было положение Сююн-бике в Казани и в Касимове, где она провела последние годы? После смерти хана Сафа-Гирея Сююн-бике опиралась в Казани на крымского выходца улана Кучака. Его вынужденное бегство (по политическим причинам) разрушило ее влияние. Казанская знать поспешила выдать неудобную фигуру московским властям – ее вывезли в Московское государство. Казанская политическая элита стремилась как можно быстрее избавиться от нее и ее сына, так как они ассоциировались с Крымом (несмотря на ее ногайское происхождение – сказалась связь с Кучаком) – основным противником Москвы на внешнеполитической сцене в это время. Московские власти расценивали ее как плененного врага по той же причине.


В Касимове, в мавзолее Шаха-Али обнаружен неизвестный надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена казанская царица

Этот конфликт сыграл роль и в скорейшей выдаче Сююн-бике элитой Казани московским властям. Москва встретила пленницу великодушно, но настороженно. Сложно сказать, где она в это время находилась, — в Москве или в Касимове. Последнее предположение наиболее вероятно.


Сююн-бике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Башня на литографии А. Дюрана середины XIX в.

Легенды о царице

О Сююн-бике сложено немало легенд. Приведу только две из них. Якобы однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю. Тогда Иван Грозный решил применить силу — пошел на Казань с огромным войском и осадил город. Сююн-бике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Условия царицы были приняты, и строительство началось. К исходу седьмого дня башня была готова. Тогда Сююн-бике поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.

Роль в политике. Место в исторической памяти народа

Сююн-бике сыграла в истории позднезолотоордынского мира XVI века заметную роль. Для Казани она стала символом борьбы за независимость, несмотря на то, что ее степные симпатии шли вразрез с интересами казанской знати. Ее власть в 1549 – 1551 годы в значительной мере покоилась на саблях кочевников. Бегство улана Кучака и его окружения и изоляция Казани от Ногайской Орды низвергли ее царствование. Жизнь Сююн-бике в Касимове, вероятно, была не очень счастливой – брак с Шах-Али, скорее всего, был заключен без учета ее мнения. Однако это было место, где она нашла свое последнее пристанище.


Надпись на текие хана Шах-Али

Большую часть жизни царица провела в Казани и Касимове, которые, несомненно, стали ей родными местами. И это неудивительно. Эти два государства имели много общих черт, как, впрочем, и много того, что их различало.

Справка

Рахимзянов Булат Раимович — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

Сююмбике - дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Идегея, супруга последнего правителя Казанского ханства Сафы Гирея. Одна из первых женщин-мусульманок в истории исламского мира, которые выполняли роль главы государства

Сююмбике, правительница Казанского ханства. История в лицах

Супруга Казанских ханов

Первым мужем Сююмбике стал молодой хан Джан-Али. Союз был заключён исключительно из политических соображений и по ряду причин оказался неудачным. Джан-Али было всего 17 лет, навязанная супруга ему не нравилась и брак был бездетным.

Сююмбике неоднократно писала отцу с просьбой забрать её обратно в ногайскую степь. Бий Юсуф, любивший свою красавицу-дочь, настаивал на низложении Джан-Али, что и произошло в 1535 году. Ханский престол вновь занял Сафа Гирей и через некоторое время Сююмбике стала его женой.

Второе замужество оказалось гораздо удачнее: согласно всем имеющимся историческим сведениям, брак Сафы Гирея и Сююмбике был счастливым и "красносолнечная", по выражению автора "Казанской истории", ханум была для хана "всех любимее первых жен".


Смерть Сафы Гирея и его завещание

Сююмбике прожила с Сафой Гиреем 14 лет и родила ему сына-наследника. В марте 1549 года 42-летний хан умер, будто бы ударившись при купании в бане "во умывальный теремец главою своею". Несмотря на это, он успел озвучить свою последнюю волю, согласно которой, власть переходила к Сююмбике, которая стала единоличной правительницей Казанского ханства, и должна была оставаться таковой, вплоть до совершеннолетия их сына Утямыша.

Улан Кучак, воевода крымских гвардейцев Сафы Гирея, всячески поддерживал царицу. Не без его участия трехлетний Утямыш Гирей стал ханом, а Сююмбике - регентом при нем. Политический курс Казанского ханства остался таким же, как и при Сафе: ориентация на Крым с опорой на иноземное войско.

Сююмбике во главе Казанского ханства

Став в 1549 году во главе государства, Сююмбике проявила себя мудрой правительницей и быстро завоевала народную симпатию. Она взяла на себя содержание мечети, при которой был погребен Сафа Гирей, а также провела некоторые реформы, освободив крестьян, мелких ремесленников и торговцев от высоких налогов. За это летописцы назвали её "крестьянской царицей".

Особую роль сыграл вот какой её поступок: царица передала медресе при мечети Кул Шарифа собственную библиотеку, воспользоваться которой мог любой учитель (хальф) и даже ученик (шакирд), причём не только учащийся в этом медресе.

Правление Сююмбике было недолгим, всего два года - с весны 1549 до середины 1551 года.

Пленение и смерть Сююмбике

Постройка русского военного городка в Свияжске в 30 км от Казани дало толчок следующим событиям: царица призывала готовиться к обороне города и собирать все имеющиеся войска, но далеко не все были согласны с этой позицией.

Члены ханского совета, карачи, тайно договорились через Свияжск с Москвой о следующем: Казань будет сдана, власть передадут свияжскому воеводе Шигалею, а Сююмбике с сыном вышлют в Москву. Иван IV дал своё согласие. 11 августа 1551 года в Казань прибыл воевода князь Серебряный, из старинного рода удельных князей Оболенских. Сююмбике дали на сборы 10 дней, по истечении которых она с сыном должна была отбыть в Москву.


Узнав про арест Сююмбике, горожане предприняли попытку прорваться на ханский двор и освободить ее, однако были отбиты и разогнаны по домам. 21 августа 1551 года царица, простившись с могилой Сафы Гирея и с Казанью, покинула город.

В Москве Сююмбике поселили во дворце при царице Анастасии Романовне. После падения Казани, по свидетельству князя А.М. Курбского, возникла возможность реставрации Казанского ханства под началом самой пленной царицы или её сына Утямыша. Во избежание подобных попыток бывшую казанскую царицу спешно выдали за Шах-Али и поселили в Касимове.

В 1553 году Утямыша забрали у матери, крестили его в Чудовом монастыре под именем Александр Сафакириевич и определили на проживание при дворце русского царя. Прожил Утямыш Гирей всего 20 лет.

Когда и где скончалась Сююмбике точно не известно. Профессор Урманчеев, к примеру, пришел к выводу, что наиболее вероятная дата ее смерти - 1557 год. Царице тогда было всего 38 лет. Что касается места захоронения, то в Касимове, в мавзолее Шаха-Али обнаружен неизвестный надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена "крестьянская царица".

В истории любой страны и любого народа найдутся личности, талатливые буквально во всём и внесшие немалый вклад в развитие тех отра.

Мухаммат-Сафа Баязитов был сыном Атауллы Баязитова - весьма образованного и уважаемого человека, немало сделавшего для культурного.

В 1886 году, 3 марта пост всероссийского муфтия занял Махуммадьяр Султанов, образованный и умеющий общаться со светскими властями .

Представитель одной из самых известных татарских фамилий, дворянин, помещик и отставной военный. Человек, которого Шигабутдин Мард.

Рассказ о жизни и деятельности достойного преемника и продолжателя начинаний первого и второго всероссийских муфтиев - Габделвахит.

Быть вторым ничуть не проще, чем первым. Наоборот, быть достойным своего предшественника и соответствовать возлагаемым на тебя над.

Читайте также: