Подготовить сообщение о композиторах сказочниках

Обновлено: 05.07.2024

Слушателям нередко хочется нарисовать, изобразить услышанное.

Ключевые слова

Опера, опера-былина, гусли, симфонический оркестр, море, сюита, сказка, образы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем о разнообразии изобразительных интонаций в русской музыке;

научимся сравнивать сюжеты и темы;

сможем изобразить музыку.

Основное содержание урока

Разбор типового тренировочного задания.

Какой образ моря рисует музыка?

Из предложенных вариантов выберите тот, который по характеру соответствует образу прозвучавшей музыки.

А) Музыка мелодичная, спокойная, рисует нежный, лазурный образ моря.

Б) Музыка рисует образ бушующей стихии.

Название файла с изображением к вопросу:

Название файла с аудио / видео к вопросу:

Исполнитель: Симфонический оркестр.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 0:45 сек.

Правильный вариант: Вариант В.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Представьте, какой образ моря хотелось бы вам нарисовать при прослушивании этого фрагмента?

Разбор типового контрольного задания.

Название файла с изображением к вопросу:

Название файла с аудио / видео к вопросу:

Исполнитель: Симфонический оркестр.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 0:45 сек.

Правильный вариант: Вариант 3. Скрипка.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Подумай, какой инструмент мог изобразить звенящий звук, похожий на жужжание шмеля?

Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это не удивительно: с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже ещё не видя его.

Вспомните симфоническое вступление к опере "Садко" - "Океан-море синее"

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее кругосветное путешествие. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.

Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество.


Валентин Серов. Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий.

Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А.Римского-Корсакова.

Слева около здания Консерватории - на Театральной площади - есть памятник Римскому-Корсакову.



Ещё одним памятным местом Петербурга является музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова на Загородном проспекте. Музей Римского-Корсакова был открыт во второй половине 20 века по инициативе его потомков.

Квартира композитора была перестроена и разделена на два больших помещения. В одном из них была устроена экспозиция, состоящая из нотных рукописей Римского-Корсакова и различных документов, по которым можно проследить историю его жизни и творчества. А во втором в настоящее время работает концертный зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят "Корсаковские среды" с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных исполнителей.


В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, а также художники В. А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф. И. Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть "Корсаковскими средами".

Послушаем фрагмент из оперы "Сказка о царе Салтане", сочинённой Римским-Корсаковым на сюжет одноименной сказки А.С.Пушкина. Вспомни, какие чудеса появились на острове у царевича Гвидона. Фрагмент так и называется - "Три чуда". Расскажи, как музыка повествует об этом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русские композиторы -сказочники Автор: Данелян А.Г. Педагог доп.образования “.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русские композиторы -сказочники Автор: Данелян А.Г. Педагог доп.образования “.

Русские композиторы -сказочники Автор: Данелян А.Г. Педагог доп.образования “ЦРТДиЮ” г.Новошахтинск Занятие по теме :

Актуальность : Потребность в формировании у обучающихся основ культурно-эстет.

Актуальность : Потребность в формировании у обучающихся основ культурно-эстетического сознания . А так же в воспитании гражданственности, любви к своей Родине , своему народу . Цель занятия: Анализ музыкальных произведений, использующих в основе сюжета или создании образа персонажей русских сказок. Повышение качества воспитания, обучения и развития ребенка через создание условий для приобщения к ценностям отечественного музыкального наследия

Задачи: 1.​ Узнать о различных воплощениях сюжетов русских сказок в музыкальн.

Задачи: 1.​ Узнать о различных воплощениях сюжетов русских сказок в музыкальных произведениях; 2.​ Определить специфику музыкальных приемов создания сказочных персонажей; 4. На сюжетных музыкальных произведениях показать, что добро побеждает зло. 5. Понимать художественную выразительность музыки, особенности её языка. 6. Сформировать у детей устойчивый интерес к слушанию музыки, выработать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения. 7. Пробуждать у детей желание самостоятельно прослушивания музыки. 8. Воспитывать патриотические чувства, гордость за отечество, в котором мы живём.

Сказка… Её причудливый мир, в котором вымысел так естественно сплетается с ре.

Невиданные чудеса раскрылись перед слушателями в этой опере. Тут и русская .






И после Глинки многие русские композиторы рисовали в своей музыке «дива дивны.

И всё-таки ни один из русских музыкантов не отдал сказке столько жара души, с.

В настоящее время большое внимание уделяется нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. С раннего возраста ребенок должен чувствовать свою принадлежность к целому народу и гордиться своей Родиной и своими соотечественниками. Знакомство детей с русскими композиторами –классиками, узнавание их произведений и гордость за мировую известность этих великих людей, тоже является, на мой взгляд, частью нравственно-патриотического воспитания. Поэтому и появилась идея создания данного проекта.

Способствовать формированию у дошкольников основы культурно-эстетического сознания, воспитывать чувство гражданственности, любви к своей Родине, своему народу.

1. Развивать у детей музыкальный вкус посредством знакомства их с произведениями русских композиторов – сказочников : Н. А. Римского – Корсакова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки.

2. С помощью доступной для детей формы восприятия – сказки –развить у детей любовь и интерес к классической русской музыке, чувство уважения и гордости к русской музыкальной культуре.

3. Осуществить приобщение детей к живой музыке, прослушивать фрагменты сказочных опер, балетов в исполнении ансамблей профессиональных музыкантов.

4. Посредством беседы и диалога с детьми пополнять их словарный запас музыкальными терминами, развивать связную речь.

Вид проекта : познавательный, групповой

Участники: дети подготовительной группы

Сроки реализации: октябрь-март

Результат проекта : презентация, подбор видео и аудио материала

Обеспечение проектной деятельности

Методическое: (литература)

Материально-техническое (аудиозаписи, музыкальный центр)

Этапы проведения и реализации проекта

1. Подготовительный этап

Изучение интереса детей, изучение методической литературы подбор материала…

Месяц Тема Содержание

Октябрь Нам есть чем гордиться! 1. Выстраивание диалога с детьми - Что мы знаем о нашей стране?

2. Видео презентация (размеры России, природные богатства, животный и растительный мир)

3. Беседа о великих русских композиторах, музыкантах, исполнителях, известных всему миру.

3. Выстраивание диалога о прослушанных произведениях

2. Рассматривание репродукций к музыкальному балету

3. Знакомство со сказочным содержанием и авторами используемых сказок

4. Слушание и просмотр отдельных сцен и фрагментов

2. Знакомство со сказочным содержанием и автором сказки

4. Слушание и просмотр отдельных сцен и фрагментов

1. Знакомство с биографией композитора, творчеством

2. Знакомство с либретто и авторами сказок

3. Слушание и просмотр отдельных сцен и фрагментов

4. Применение новых терминов в диалоге, беседе

Март Что мы узнали о композиторах – сказочниках? 1. Обобщение материала

3. Мини-рассказ о понравившемся композиторе и его произведении

4. Рисование любимого сказочного персонажа

Прикреплённые файлы:

Музыкальное воспитание идет рука об руку с нравственным воспитанием ребенка. В возрасте 5-6 лет дошкольники уже могут отличать не только мелодии, звуки, но и музыку разных композиторов. Для детей знакомство с творчеством и жизнью известных музыкантов может стать настоящим открытием.

Детям – детская музыка

Во все времена композиторы придавали особое значение детской музыке. Она навевает воспоминания, связанные с самой прекрасной порой. Музыка с детства окружает нас. Она звучит дома, на праздниках, в садах, школах, в транспорте.

Детская музыка

Очень важно, что именно слушают дети. Психологи и педагоги делают акцент на том, что прививать эстетическую культуру нужно начиная с дошкольного возраста. Давно доказано, что хорошая детская музыка развивает творческие и умственные способности ребенка. Детские произведения способствуют становлению личности ребенка и выбору профессии.

Детская музыка – это музыка с конкретными образами, с поэтичным и живым содержанием. У нее простые и четкие формы. В основе произведений лежат народные сказки, мир животных, картины природы, сюжеты из детской жизни.

Что нужно знать о музыке и великих композиторах?

Древние греки верили, что музыка дарована им богами. Ее ритм и мелодия с давних времен оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние человека. Под нее получается лучше и быстрее выполнять работу, концентрироваться, успокаиваться, фантазировать, веселиться, мечтать. Музыка способна даже лечить некоторые болезни. Когда человек слушает лирическую композицию, его душа открывается навстречу прекрасному. Говорит его сердце, а не разум.

Любая музыка состоит из звуков, чередующихся с тишиной. Воспроизводятся они с помощью разных музыкальных инструментов. Чтобы записывать музыку, придумали ноты. Люди, которые ее пишут, называются композиторами. Это одаренные люди, способные объединять звуки в музыку, ласкающую слух.

Мальчик за фортепиано

Есть среди них особые, великие композиторы. Так называют композиторов с особым слухом и чувствительностью к тону и мелодии. Они смогли составить композиции, которые откликаются в сердцах людей разных поколений и народностей. В основном это классические произведения. Созданные много десятков, а то и сотен лет назад, они продолжают волновать людей и сегодня. Можно сказать, что классическая музыка вечная.

Русские композиторы для детей

Россия – великая страна с богатым культурным наследием и талантливым народом. Русская композиторская школа началась в 19 веке с композиторов, которые смогли объединить европейское музыкальное искусство и русский дух. Русские композиторы стремились передать в своей музыке национальное мышление. В том числе они уделили много внимания детской музыке.

Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Детская тема проходит линией через все его творчество. В его работах есть педагогический репертуар. Он первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Это было не сложно, потому как Петр Чайковский любил и понимал детей.

Примечательно то, что в семье композитора не было профессиональных музыкантов. Но все члены семьи очень любили музыку и часто ее слушали. Отец играл на флейте, а мать – на фортепиано и арфе. В 5 лет юный Чайковский уже освоил игру на фортепиано, а 8 лет научился превосходно играть по нотам.

Краткая биография:

Николай Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Композитор начал музицировать очень рано – с 4 лет. Но долгое время его музыкальный талант пропадал. В детстве он больше любил читать книги. Серьезно развиваться в направлении музыки начал после знакомства с Балакиревым в возрасте 17 лет.

Биография кратко:

Советские композиторы – детям

Музыкальные композиции советского времени повествуют о пионерском лагере, дружбе всех детей мира, школе, и, конечно же, о подвигах героев. В музыке оживает волшебный мир сказки. Она представлена разными музыкальными жанрами: опера, балет, пьеса, мюзикл, кантаты и др.

Особый жанр, появившийся в то время – пионерская песня. Кроме того, советские композиторы отличились тем, что подняли на большую высоту музыку, которая помогает обучиться игре на фортепиано.

Прослушивая и играя музыку детских советских композиторов, дети ближе знакомятся с жизнью своих ровесников в братских республиках. Талантливые авторы:

  • Украинские композиторы: В. Косенко, Н. Сильванский, И. Беркович, А. Филиппенко.
  • Латышские: А. Жилинскас, М. Заринь.
  • Эстонские: Э. Тамберг, Б. Кырвер, А. Гаршнек, Эуген Капп.
  • Литовские: Б. Дварионас, В. Баркаускас.
  • Грузинские: А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе.
  • Башкирские: С. Шагиахметова.
  • Армянские: Л. Спендиаров.

Большой популярностью у советских детей пользовались произведения С. Прокофьева и Д. Кабалевского. Предлагаем познакомиться с композиторами поближе.

Сергей Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев жил и писал музыку в 1891-1953 годах. Он один из самых значимых музыкантов 20 века. С. Прокофьев не только композитор, но еще талантливый дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат всевозможных премий.

Краткая биография:

Дмитрий Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, дирижер, пианист, педагог, народный артист и герой труда. Он один из самых деятельных и разносторонних композиторов, писавших музыку в советское время.

Дмитрий Кабалевский работал во многих жанрах, но больше всего известен композициями советской тематики. Его музыка отличается хорошим вкусом, национальным колоритом, высоким мастерством.

Биография кратко:

Детям о современных композиторах

Песни этих композиторов звучат на всех утренниках и детских праздниках, на телепередачах и в развлекательных центрах. Но имена современных композиторов не так известны, как имена классиков. Очень часто труды оценивают по достоинству только после смерти исполнителя, а иногда после многих лет забвения. Это несправедливо. Детям нужно рассказывать не только о великих композиторах прошлого времени, но и о талантах, пишущих музыку в наши дни.

Александр Ермолов

Александр Владимирович Ермолов

Произведения композиторов для детей

Музыка великих композиторов вдохновляет поэтов сочинять на нее стихи. Так на свет появляются замечательные детские песни. В некоторых произведениях слова лишние. Предлагаем послушать несколько ярких композиций, рассмотренных нами авторов:

Читайте также: