Сообщение о быках крылатых

Обновлено: 05.07.2024

Видимо, во всех известных сегодня мифологиях присутствует своя версия химеры - некоего невозможного в реальности сочетания человека и животного. Русалки, херувимы, сфинксы - в каждом регионе специфика местности задавала характер образа. У шумеров, происхождение которых остается загадкой и которым наследовали ассирийцы, также была своя химера - шеду.

Древние скульпторы выполнили шеду таким образом, чтобы создать иллюзию движения. В зависимости от того, под каким углом вы смотрите на химеру, вы видите разное количество ног — то пять, то четыре.

Воин-лев-бык-орел отличался не только внушительным размером (например, шеду, который сегодня находится в Лувре, весит 21 тонну), но и внушительным списком имен. В разных древних языках он именовался по-своему: шеду и ламмасу — в аккадском, алад и лама — в шумерском.

В том же регионе существовала и еще одна интерпретация химеры-защитника — пазузу, повелитель демонов ветров. Ассирийцы изображали его как человека с головой льва или собаки, с львиными лапами вместо ног и крыльями.

Интересно, что при обнаружении первых шеду ни у кого из европейцев не возникло идей, что эта версия кентавра могла существовать в реальности. В отличие от сирруша — существа со змеиной головой, чешуйчатым телом рептилии, передними лапами льва и задними ногами, как лапы орла. Изображение этого персонажа было на воротах Иштар. Обнаруживший их немецкий археолог Роберт Колдевей был уверен, что сирруши реально существовали. Возможно, его смутило, что сирруш был изображен среди львов и туров — как если бы был одним из животных того времени.

В Ассирии было создано несколько вариаций шеду, но увы, по разным причинам, до нас дошло лишь несколько экспонатов. Все они находятся в музеях за пределами ближневосточного региона. Те же, что до недавнего времени были на территории современного Ирака, несколько лет назад были уничтожены.

Образ человека-животного с крыльями и без встречается в большинстве известных сегодня мифологий. Пожалуй, самый известный пример — древнеегипетский сфинкс (тело льва и голова человека), который в древнегреческой мифологии обрел крылья орла и хвост быка. Именно она, коварная бестия, пытала путников загадками и съедала тех, чей интеллект не производил на нее впечатления.

Когда столетия спустя в Европе пошла мода на Древний Египет и художники начали эксплуатировать образ сфинкса, шеду почему-то не вспомнили. Возможно, причина в обнаженной женской груди, которая у сфинкса была, а у шеду — нет. В итоге именно сфинксы, а не шеду появились на фресках и картинах, в интерьерах и парках

Всем знакомо выражение "мой ангел-хранитель". А как вам такое: "мой крылатый бык-хранитель"?

В мифологии Древней Месопотамии есть такой дух - бык с крыльями. Первоначально он был нейтрален по отношению к людям, но позже его стали считать защитником. Это не просто хранитель человека, а существо, выражающее его индивидуальность. То есть, по мнению древних людей, живших на берегах Тигра и Евфрата, этот дух может действовать от нашего имени. Его называют по-разному: шеду, алад, ламмасу, лама.

У него тело быка, голова человека и крылья орла. В другом варианте вместо бычьего – львиное тело. Фигурки этих духов украшали дворцы Ассирии, Элама, Урарту.

Мифические сфинксы Месопотамии

Ламассу являются мифическими существами наподобие сфинкса с головой человека, телом льва или быка и орлиными крыльями, которые когда-то охраняли города в Месопотамии. Их считали могущественными существами, которые служили ясным напоминанием о власти царя, а также были символом духов-хранителей для всего народа.

Колоссальные статуи ламассу обнаружены в ходе раскопок ассирийских столиц, основанных царём Ашшурацирпалом II (правил между 883 – 859 до н.э.) и царём Саргоном II (правил с 721 по 705 до н.э.). Знаменитые крылатые сфинксы из Нимруда в Ираке (древний город Кальху), охранявшие ворота города, в 2015 г. были уничтожены боевиками ИГИЛ. Другие скульптурные изображения мифических животных принадлежат городам Дур Шаррукин (ныне Хорсабад, Ирак).

Небесныесущества

Ламассу часто встречаются в искусстве и мифологии Месопотамии. Первый обнаруженный ламассу был создан около 3000 г. до н. э. Ламассу также называют лимаси, алад и шеду.

Иногда ламассу изображали в виде женского божества, но обычно он имел мужскую голову. Женские ламассу назывались аспасу.

Ламассу, небесное существо, часто отождествляется с Инарой, хэттско-хурритской богиней диких степных животных, дочерью бога грозы Тешуба. Она соответствует греческой богине Артемиде.

Шеду

Крылатый бык с человеческой головой, известный как шеду, из Хорсабада. Институт Востока Чикагскогоуниверситета. Фото: CC BY-SA 3.0

Культы ламассу и шеду были очень распространены у жителей Месопотамии от шумерского до вавилонского периода. Они ассоциировались с хранителями царей в различных культах. Аккадийцы связывали ламассу с богом Папсуккаль, а бога Исум (бог огня, вестник вавилонских богов) — с шеду.

Мифические стражи, оказавшие влияние на христианство

Ламассу были духами-хранителями не только царей и дворцов, но и каждого отдельного человека. Люди чувствовали себя в большей безопасности, если рядом находился их дух-хранитель, поэтому ламассу вырезали на глиняных дощечках, которые зарывали под порогом дома. Дом, в котором присутствовал ламассу, считался более благоприятным местом, чем тот, где духа-хранителя не было. Археологические исследования показывают, что ламассу занимали очень важное место во всех культурах, которые населяли земли Месопотамии и поблизости.

Как уже упоминалось, ламассу впервые появились в королевских дворцах в Нимруде во время правления Ашшурнацирпала II и исчезли по завершении правления Ашшурбанипала между 668 г. и 627 г. до н.э. Причина исчезновения ламассу в зданиях неизвестна.

Ламассу

Ламассу в северо-восточном дворце Ашшурнацирпала II. Фото: Public Domain

Древний еврейский народ наследовал иконографию и символизм предыдущих культур и также почитал ламассу. Пророк Езекиль писал о ламассу, описывая его как фантастическое существо с телом быка или льва, крыльями орла и головой человека. В период раннего христианства четыре Евангелия также соотносились с каждым из этих компонентов.

Более того, ламассу, возможно, явились причиной использования льва не только в качестве символа смелого и сильного вождя племени, но и в качестве хранителя.

Величественные монументы

Ламассу до сих пор гордо возвышаются на своих постаментах. Они вырезаны из цельных каменных блоков. Самые старые монументальные скульптуры изготовлены из алебастра достигают в высоту 3 – 4 метров. Существуют заметные различия в форме тела между ранними ламассу и скульптурами более позднего периода. У первых ламассу было тело льва, а у ламассу из дворца царя Саргона II — тело быка. Ещё одна интересная деталь — ламассу Саргона улыбаются.

В 713 г. до н.э. Саргон основал свою столицу Дур Шаррукин. Он решил, что духи-хранители должны находиться с каждой стороны семи ворот в качестве стражей. Они являлись не только стражами и внушительными декоративными компонентами, но и выполняли архитектурную функцию, неся на себе часть веса арки.

Саргон II проявлял большой интерес к ламассу. Во время его правления было создано большое количество скульптур и монументов этих мистических сфинксов. В этот период тело ламассу было более рельефным. Голова имела уши быка и мужское лицо с бородой и тонкими усами.

Ламассу

Ламассу из Британского музея. Фото: CC BY-SA 3.0

Во время раскопок под руководством Поля Ботта в начале 1843 г. археологи обнаружили несколько скульптур, которые были отправлены во Францию в музей Лувр. Тогда, возможно, европейцы впервые увидели мистических сфинксов Месопотамии.

В настоящее время ламассу представлены в Британском музее (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Институте Востока (Чикаго). Копии с фигур шеду в натуральную величину представлены в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

Во время операций в Ираке и Иране в 1942-1943 гг. британская армия даже избрала ламассу своим символом.

Это было поистине величественное и одновременно пугающее зрелище. На глазах у изумленных копателей из земли один за другим поднимались огромные крылатые быки с бородатыми человеческими головами. Широко раскрытыми глазами они строго рассматривали копошащиеся вокруг двуногие существа и, казалось, не понимали, что происходит. Почти три тысячи лет каменные исполины не видели солнечного света и давно позабыли, кто их создал, и какие обязанности возлагались на их могучие плечи…



Рис. 1 — Ирак — 10 динаров 1959 г.

К сожалению, большая часть великолепных барельефов и скульптур из алебастра, свидетельствующих о величайшем мастерстве древних камнерезов, покоится на дне могущественных рек Месопотамии. Из первоначально 235 археологических объектов, которые французский археолог намеревался доставить в парижский Лувр, конечной цели достигли лишь ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ! Остальные погибли по дороге: тонули при погрузке на плоты, падали за борт в водоворотах Тигра и Евфрата, раскалывались на куски при нападении на экспедицию разбойников-бедуинов под стенами Басры.


Рис. 2 — Ирак — 10 динаров 1992 г.

Моя первая встреча с крылатыми идолами Месопотамии произошла в начале 2000-х в Пергамском музее в Берлине. Вид этой знаменитой сокровищницы древностей, расположенной на Музейном острове (река Шпрее) в центре немецкой столицы украсил памятную монету в 10 евро 2002 г. (второе здание слева).


Рис. 3 — ФРГ – 10 евро 2002 г.


Рис. 4 — Фото – Крылатые быки Пергамского музея.

Но оказалось, что это гипсовые копии статуй, выставленных в Британском музее (Лондон). Как и те, что находятся в Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина (бывший Музей изящных искусств). Подлинники великанов из Пушкинского музея находятся в коллекции Лувра (Париж). Это те самые, которых откопал Ботта.


Рис. 5 — Фото – Крылатые быки Лувра.

Интересно, что и простые смертные возлагали надежды по защите своих жилищ на плечи шеду. Силуэты крылатых быков вырезались на глиняных дощечках и закапывались под порогами домов.


Рис. 6 — Ниуэ – 2 доллара 2014 г.

Крылатые быки, которые обнаружил Ботта в Хорсабаде, при средней высоте в четыре метра оказались далеко не самыми большими. Копавшим там уже в XX в. американцам повезло найти куда более крупных гениев-охранителей в образе шагающего человеко-быка. Самый большой (сегодня он стоит в Чикаго) весит невероятные 29 тонн, что в три раза тяжелее найденных французом. А отдельные нимрудские крылатые чудовища из Калаха (ассир. Кальху) – столицы ассирийского царя Ашшурнацирпала I, существовавшей задолго до Дур-Шаррукина и открытой коллегой Ботта англичанином Лэйярдом, были, говорят, высотой с 3-х этажный дом и весили до 50-ти тонн. Кстати, ему посчастливилось откапать не только крылатых быков, но и крылатых львов. При этом ламассу с телом льва – более ранние скульптурные изображения.


Рис. 7 — Фото – Крылатые быки и львы в Британском музее (Ворота Нимруда).


Рис. 8 – Почтовая марка Ирака в 5 филсов 1967 г.

Не всем известно, что крылатые монстры Лэйярда, прежде чем попасть в экспозицию Британского музея, успели побывать в Индии. При этом в Бомбее (с 1995 г. Мумбаи) ящики с курьезными находками были открыты местными торговцами антиквариатом, и над их содержимым даже велись жаркие научные диспуты. И лишь позже бесценные скульптуры, обогнув на корабле прославившийся жестокими бурями Мыс Доброй Надежды и самую южную точку Африки – Игольный мыс, отправились в далекую Европу.

Еще одна почтовая марка с крылатыми гениями увидела свет в 2011 г. Ее номинал 1000 иракских динаров. При этом на рисунке показаны ворота царской резиденции в Ниневии – одного из важнейших городов древней Месопотамии, описаных в Ветхом Завете. Фигуры, фланкируюшие проход в стене, тоже сфинксы. Хорошо заметно, что их человеческие торсы (с руками!) переходят в тела животных. Занятно, что на знаке почтовой оплаты 1967 г. художник почему-то решил отказаться от этой важной детали.


Рис. 9 – Почтовая марка Ирака в 1000 динаров 2011 г.

Посланники богов или древние роботы?

Будете в Лувре или в Британском музее, обязательно посетите залы с ассирийскими скульптурами! В европейских музейных собраниях что-то более впечатляющее трудно найти. К примеру, самый огромный из представленных в Лувре шеду (рядом с ним на фото колосальная скульптура Гильгамеша) почти в три раза выше человека среднего роста.


Рис. 10 — Фото – Крылатые быки Лувра.


Рис. 11 — Фото – Крылатый бык в музее Стамбула.


Рис. 12 – Фото-коллаж – Крылатые быки Лувра и Британского музея.

На этот счет высказываются разные предположения. Кто-то считает, что чем выше у правителя был статус, тем больше рогов помещалось на шапки его крылатых стражей. А приверженцы альтернативных взглядов на древнюю историю обратили внимание, что тем же образом украшены и головные уборы шумерских, ассирийских, хеттских и иных богов ближневосточного пантеона. Например, на тиаре статуи Инанны из Мари (Национальный музей Алеппо), которую ассоциируют с вавилонской богиней Иштар. Ее рисунок украсил сирийскую купюру в 50 фунтов 1991 г.


Рис. 13 Сирия – 50 фунтов 1991 г. – вавилонская богиня Иштар.


Рис. 14 — Ирак — 10 динаров 1973 г.


Рис. 15 — Фото – Крылатый бык в Британском музее.

Но вернемся к скульптурным изображениям!



Рис. 16 — Ирак — 500 динаров 2004 г.

Таинственная улыбка или обман зрения


Рис. 17 – Камбоджа – 20 000 риелей 2008 г.


Рис. 18 — Ирак — 10 динаров 1971 г.

У большинства месопотамских крылатых быков и львов по пять ног. Что создавало иллюзию их движения. Они словно делали шаг, как бы сопровождая проходящих мимо людей. А у самого входа в ворота (или на выходе во внутренние помещения дврцов) вдруг замирали, поставив передние когтистые лапы (или копыта) в 6-ю позицию 3 . Исключение составляли те чудища, что украшали внутренние стены дворцов. У них камнерезы делали по четыре ноги. Потому как на этих фантастических зверей посетители могли смотреть только сбоку.


Рис. 19 — Фото – Древние декоративные панели.

Месопотамские сфинксы вызывают у исследователей много вопросов. Ведь параллельно с ними существовали, например, изображения обычных быков (или туров) с крыльями.


Рис. 20 — Фото – Древние декоративные панели.



Рис. 22 – Хиджаз – 100 арабских риалов 1925 г.

Также известно, что над дизайном этого во всех отношениях замечательного дензнака работали французские художники из частной типографии братьев Дреже. Из чего следует, что эскизы для банкнотного изображения выполнялись, скорее всего, в Лувре. С крылатых быков, которых обнаружил в Хорсабаде Ботта. Косвенным доказательством тому может служить и цветочный орнамент с ромашками на голубом фоне, идущий по нижнему краю банкноты. Разработчики дизайна, возможно, подсмотрели его на старинной картине, выставленной сегодня в непосредственной близости от исполинских человекобыков. Где хорошо видно, что схожие элементы когда-то украшали арку древних ворот.


Рис. 23 — Фото – Картина из собрания Лувра.

И еще одна весьма интересная деталь! Королевство Хиджаз располагалось на западе Аравийского полуострова, у Красного моря. То есть, за сотни километров от рек Тигр и Евфрат (в самом узком месте расстояние между Красным морем и Пресидским заливом составляет почти 1000 км). Мало того, на его территории находились самые священные города мусульман – Мекка и Медина. Спрашивается, ну, кому могла прийти в голову идея поместить на его деньгах языческих идолов из Месопотамии? Впрочем, известно, что в будущем обращение этих банкнот планировалось по всей Трансиордании 5 и даже в Ираке.

Охранители, нуждающиеся в охране

Традиция украшать дворцовые порталы и городские ворота крылатыми химерами пережила могущественные державы ассирийцев и вавилонян. И впоследствии укоренилась у древних персов. Так восточный вход и западные проходы Ворот Всех Народов в Персеполисе (столица империи Ахеменидов, основана в VI-V вв. до н. э.) также охранялись рельефными фигурами ламассу. Один из них увековечен в самом центре редкой иранской купюры в 100 риалов 1930 г. Обратите внимание, что у ахеменидских крылатых быков, как и положено у парнокопытных, лишь по четыре ноги. Зато рогов на тиаре будто бы аж четыре пары. В действительности их там всего три. Кстати, все крылатые быки и львы (также встречаются на старых иранских дензнаках) Персеполиса имели одно и то же количество этих своеобразных регалий на коронах.


Рис. 24 — Иран – 100 риалов 1930 г.



Рис. 25 – Почтовая марка Ирака в 1500 динаров 2015 г.

Превращены в кучи осколков и по-своему неповторимые гении-охранители Калаха. Те самые, что выступали натурщиками для художника иракской марки 1967 г. Да и крылатый человеко-бык, послуживший прототипом для создателей иракских банкнот, скорее всего уже давно не существует в оригинале. Ведь хорошо известно, что американское вторжение в Ирак в 2011 г. в корне изменило лик некогда богатейшего музея древностей в Багдаде. Превратив его в жалкое подобие былого (очередное поспешное открытие крайне обедневшей экспозиции музея состоялось в начале 2015 г.). Зато в США многие частные и музейные коллекции пополнились бесценными экспонатами сомнительного происхождения с устойчивым запахом запасников иракских музеев.

Сегодня воротами Нимруда, похожими на британские, располагает Метрополитен-музей. А красавец-шеду из Хорсабада подстать тем, что из Лувра, вышагивает по залам Института Востока при Чикагском университете. И даже такие небольшие музеи, как старейший в Америке исторический музей в Чарльстоне, может похвастать наличием в своем собрании по меньшей мере одного ламассу. Что подтверждает изображение этого артефакта на памятной медали, выпущенной в честь музейной коллекции.


Рис. 26 — США – Памятная медаль Чарльстонского музея.

Да, неповторимые памятники древности и уникальные артефакты, портились и разрушались на протяжении практически всей человеческой истории. И сегодня это происходит не только в огне ближневосточного пожара. Но очень важно понять, что их не становится больше. А поэтому и охранять их человечество обязано всеми возможными способами!

Примечания:

3 Основная позиция ног в бальном танце, когда ступни расположены параллельно друг другу.

4 Независимое государство на западе Аравийского полуострова с центром в Джидде, возникшее в результате восстания арабских племён против Османской империи. Просуществовало с 1916 по 1925 г.

5 Название (со времён крестовых походов до Первой мировой войны) обширного и без фиксированных границ региона к востоку от реки Иордан. (Википедия)

Читайте также: