Сообщение о бурятов эвенков и тунгусов кратко

Обновлено: 02.07.2024

В V—VI вв. южные районы Прибайкалья перешли под влияние тюркских племен тюкю, объединенных в тюркский каганат. Центром восточных тюкю стал бассейн р. Селенги. Их племена занимались скотоводством и торговлей, изготовляли железные изделия. Конница и хорошее вооружение делали тюкю грозной военной силой, исполь­зуемой каганатом для обложения данью соседних народностей, в том числе и прибайкальских.

В VIII в. государство тюкю распалось, а Забайкалье стало цент­ром другого государства - Уйгурского. К середине IX в. уйгуры были разбиты хакасами, имевшими самостоятельное государство в бассейне верхнего Енисея. После поражения уйгуров хакасы основали свою сто­лицу в степном Забайкалье, на р. Орхон. Самостоятельность Хакасско­го государства сохранялась до конца XII в., когда оно было подчинено монгольскому хану Тимучину (Чингисхану), создавшему громадную империю, экономическое влияние которой проявлялось и в Прибайка­лье.

Курыканы.

В VI—X вв. самой многочисленной этнической груп­пой в Прибайкалье были курыканы - далекие предки якутов, народ­ности тюркского происхождения. Они расселились по берегам Байкала, в верхнем течении Ангары, в верховьях Лены, вблизи улуса Шохтой по р. Мурин, по pp. Осе, Куде, Анге, Иде, Илге, на о. Ольхон и в других местах Прибайкалья.

Археологические раскопки свидетельствуют, что основным за­нятием курыкан являлось скотоводство. Они разводили лошадей, круп­ный рогатый скот, овец и даже верблюдов. Для повышения продуктив­ности своих пастбищ курыканы первыми в Восточной Сибири приме­нили искусственное орошение сенокосных угодий. В Кудинской сте­пи, вблизи улуса Харазаргай, сохранились остатки оросительной сис­темы того периода.

Хозяйственная жизнь курыкан не ограничивалась скотоводством. Занимались они звероловством и собирательством. На сохранивших­ся средневековых наскальных рисунках можно увидеть сцены охоты на кабана, лося, оленя. Для заготовки корней съедобных растений при­менялись железные лопатки с деревянными рукоятками.

Курыканы стали первыми земледельцами в Прибайкалье. Возле их поселений археологи встречают следы древней пашни, где выращи­вали просо, пшеницу, рожь, коноплю. Земледельческая культура куры­кан была связана со среднеазиатской. Об этом свидетельствуют на­ходки земледельческих орудий на Унгинском поселении вблизи Балаганска, где обнаружены металлические серпы, каменные жернова, чугунный сошник, свидетельствующий о применении плуга.

Курыканы вели полуоседлый образ жизни. Они владели секре­тами металлургии и кузнечного дела. Возле их поселений обнаруже­но множество плавильных ям и глинобитных горнов, в которых вы­плавлялось железо. Курыканы знали письменность. Их искусство пред­ставлено многочисленными украшениями и предметами быта, найден­ными при раскопках. О высоком уровне культуры свидетельствуют и наскальные рисунки, обнаруженные в верховьях р. Лены у д. Шишки­на, на о. Ольхон, на р. Унге вблизи улуса Нукуты, в долине р. Куды на горах Хашкай и Манхай.

Курыканы выступали на стороне уйгурских племен против вла­сти тюркского каганата, но в X-XI вв. курыканы были вытеснены мон­голами и ушли далеко на север, в район средней Лены, составив основу якутского народа. На их место пришли монголоязычные племена. На скалах у д. Шишкина встречаются резные изображения того периода, которые хронологически следуют за курыканскими рисунками, вос­производя быт монгольских и бурятских кочевников.

Хозяйство и культура курыкан выделялись высоким уровнем раз­вития и самобытностью. Вместе с тем они носили отпечатки тюркской, кыргызской и уйгурской культур, включали в себя элементы хозяй­ственных навыков и культуры народностей Алтая, Енисея и Забайкалья, что свидетельствует о широких контактах курыканских племен При­байкалья с другими народностями Азии.

После ухода курыкан на север основными этническими группа­ми в Прибайкалье стали монгольская, тюркская и эвенкийская, кото­рые впоследствии влились в состав бурят-монгольского и эвенкий­ского народов.

Буряты.

Формирование бурятского населения в регионе нача­лось после падения государства уйгуров и продолжалось в период империи Чингисхана, когда происходило наиболее активное освое­ние степных и лесостепных территорий вокруг Байкала отдельны­ми монголоязычными племенами.

К началу русского освоения хозяйственные и культурные связи между различными племенами укрепились и бурятское население стало этнически более однородным. При этом выделилось несколько основ­ных ветвей: булагаты, эхириты, хонгодоры и хоринцы. Селились они следующим образом: булагаты —вдоль Ангары и ее притоков Оки, Унги, Осы, Иды и Куды; эхириты в верховьях Куцы, Лены и ее притоков Манзурки и Анги; хонгодоры — в южных районах Прибай­калья по долинам Иркута, Китоя и Белой; хоринцы — на западном берегу Байкала в районе р. Бугульдейки и в Приольхонье, большая часть хоринцев проживала в Забайкалье.

Основой хозяйства у прибайкальских бурят к приходу рус­ских было скотоводство полуоседлого типа. Как и курыканы, они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, верблюдов. При­байкальские буряты переняли у курыкан мастерство кузнечного дела и навыки земледелия. Они выплавляли железо, делали из него ору­жие и хозяйственный инвентарь. Бурятские металлические украше­ния для одежды и сбруи пользовались спросом у соседних племен, а впоследствии, на первых эта­пах русского освоения Прибай­калья, охотно приобретались слу­жилыми и торговыми людьми и первыми переселенцами.

Почти все необходимое для своего хозяйства местные племена изготовляли сами. Скотоводство и земледелие доставляли пищу, одеж­ду, материал для устройства жи­лищ. Сеяли просо, гречиху, ячмень. Излишки продукции служили у бурят предметом меновой торговли с эвенками и тувинцами, которые поставляли им пушнину. Существо­вали торговые связи со Средней Азией и Монголией.

Эвенкийским племенам принадлежало в Прибайкалье второе место по численности после бу­рятских. Они вели кочевой образ жизни, селились в чумах отдельными семьями или группами семей. Их поселения располагались по берегам Байкала, вдоль Ангары, Лены, Верхней Тунгуски. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей, оленеводством.

Излишки продукции оленеводы и охотники использовали для об­мена и для выплаты дани бурятам. На охоте они применяли лук и рога­тину, петли и самострелы. Женщины выделывали шкуры и шили из них одежду, ухаживали за детьми.

По мнению ряда исследователей (А.П. Окладникова, Г.М. Леви­на и др.), этнографический комплекс, характерный для прибайкальс­ких эвенков, и свойственный им антропологический тип существовали уже у племен, обитавших на Ангаре и Лене в глазковский период, око­ло 3-4 тыс. лет назад. В то время эти племена селились на довольно обширной территории.

К моменту прихода русских местные эвенкийские племена на­ходились на стадии перехода от родового строя к феодализму. У эвенков-оленеводов появилась частная собственность на скот. Охот­ничьи угодья распределялись между семьями, а добыча доставалась отдельной семье, а не всему роду, как это было при первобытнообщин­ном строе. Однако основную роль в управлении родами продолжали играть родовые собрания и шаманы.

Тофы.

К приходу русских эта древняя народность занимала третье место в общей численности населения Прибайкалья. Тофы за­селяли склоны Восточного Саяна в пределах территории современно­го Нижнеудинского административного района. По происхождению и языку они близки к тувинцам. Основу хозяйства тофов составляли охота и таежное кочевое оленеводство. К началу XVII в. родовой строй у тофов распался, хотя сохранялись еще многие его пережитки. Появились богатые и бедные.

Винокуров М.А., Суходолов А.П.
Экономика Иркутской области: В 4 т. - Иркутск:
Изд-во: БГУПЭ, 1998. Т. 1. - 203 с.


Название

Где живут


С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции бираров и манегров в Северный Китай.
Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами:

  1. Север — Северный Ледовитый Океан.
  2. Юг — река Амур, территории Прибайкалья.
  3. Восток — Охотское море.
  4. Запад — река Енисей.

Численность

Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков. Распределение по регионам:

  • Якутия — 18 232 чел.
  • Красноярский край — 4 632 чел.
  • Хабаровский край — 4 533 чел.
  • Бурятия — 2 334 чел.
  • Амурская обл. — 1 501 чел.
  • Забайкальский край — 1492 чел.
  • Иркутская обл. — 1 431 чел.

Китайская перепись 2000 года показала 38 396 представителей исторических эвенков на территории Китая. Формально они разделены на 2 субэтноса, официально признанных в числе прочих наций КНР:

  1. Орочоны — 8196 человек, проживающих во Внутренней Монголии, провинциях Хэйлунцзян и Ляонин.
  2. Эвенки — 30 505 человек, из которых выделены отдельные группы собственно эвенков, хамниганов и солонов. Проживают в городском округе Хулун-Буир, порядка 25 000 человек записаны солонами. Около 1000 эвенков разрозненно проживают в Монголии, подвергнувшись значительной ассимиляции, утратив культурные особенности.


Существует родственный эвенкам народ — эвены, обитающие в восточной части России: в Якутии, на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, Корякском АО. Существует две версии появления этноса:

  1. В первом тысячелетии нашей эры, в период расселения тунгусов из Прибайкалья, отдельная группа родов достигла берегов Охотского моря, где ассимилировала местное население: юкагиров и коряков.
  2. В XIV-XVI веках пешие тунгусы, занимавшиеся собаководством и не имевшие оленей, вынужденно мигрировали на север под влиянием агрессивного освоения территорий якутами.

Перепись 2010 года показала, что в России проживает 21 830 эвенов. Другое распространенное название народности — ламуты.

Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Охарактеризовать его можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм.
Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый — солнечный день. Их количество и сочетание определяло время отбытия на кочевку. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь.
Особые знаки существовали на охоте:

  • положенная поверх следа палочка — дальше идти нельзя;
  • смотрящая концом вниз стрела, торчащая из зарубки — поблизости расставлены луки-самострелы;
  • чуть скошенная стрела, смотрящая концом вверх — оставивший стрелу охотник далеко;
  • находящаяся в таком же положении ветка — рядом идет охота.

История


Одним из наиболее влиятельных князцов был Гантимир, под властью которого находилось 15 кочевых родов, относящихся к ветви конных тунгусов. Гантимир был незаурядной личностью: у него было 9 жен, более 30 детей, с детства обучавшихся воинской премудрости, обращению с оружием. Князец был недюжинной силы и могучего телосложения: в Амурском музее хранится его лук впечатляющих размеров.
Гантимир оказал решающее влияние на установление партнерских отношений с Российским государством, в 80-х гг. XVII столетия приняв христианство и подданство России. Правитель добился права автономного управления народом, взамен обязывался охранять границы от монгольских набегов и предоставлять, в случае необходимости, обученных воинов. Столетие спустя создан пятисотенный Тунгусский казачий конный полк, в середине XIX столетия включенный в состав Забайкальского конного войска.
Приход советской власти эвенки не приняли, в 1924-1925 гг. затеяв Тунгусское восстание, которое было быстро подавлено. В 1930-х гг. начинается преподавание в местных школах на эвенкийском языке. Вместе с тем создаются колхозы и горпромхозы, народу навязывается оседлый образ жизни: существовавший веками жизненный уклад разрушался, ассимиляция стирала национальные особенности. Сегодня традиционные виды деятельности, в том числе кочевое оленеводство, сохраняются лишь в труднодоступных северных регионах. Большая часть эвенков ведет современный образ жизни, из привычных занятий практикуя лишь охоту.

Внешность и характер

Смешение с рядом аборигенных и соседских народов, а также значительная территория расселения привели к выделению среди эвенков трех антропологических типов внешности. Среди них:

Несмотря на различия, выделяют следующие характерные черты внешности тунгусов:

  • средний рост;
  • непропорциональное телосложение;
  • округлая форма лица;
  • широкие дугообразные брови;
  • узкие темно-коричневые глаза;
  • широкий плоский лоб;
  • выдающиеся скулы;
  • заостренный подбородок;
  • широкий рот;
  • черные жесткие волосы;
  • слабая растительность на лице и теле.

Одежда


Семейный уклад

Эвенки жили патриархальными общинами, состоявшими из 2-3 поколений, младший сын обычно оставался жить с родителями. Старшие женились, уходили из отчего дома в новые чумы. Род играл определяющую роль, состоял из малых семей, связанных близким и дальним родством по мужской линии. Летом, когда наступал срок родов важенок, связанные семьи собирались на общую стоянку: происходили совместные праздники, гулянья, свадьбы, укреплялись родовые отношения. Зимой малые семьи уходили на кочевку, объединяясь по 2-3 чума.
Брачный возраст мужчин наступал поздно: в 20-30 лет. Женщин в супруги предпочитали брать опытных, старше 20 лет, однако случались браки с девочками 12-15 лет. Свадьбы происходили по сговору с уплатой калыма, включавшего одну из трех форм:

  1. Олени (от 2 до 15).
  2. Отработка в семье невесты.
  3. Обмен сестрами между двумя семьями.

Женщины

Добрачные связи не были под запретом, однако за невест, которые до брака вели свободный образ жизни, давали калым меньшего размера. В жизни эвенков женщина имела зависимое положение: ей запрещалось есть вместе с гостями, перечить мужу, переступать через оружие, участвовать в общественных делах, наследовать имущество. Уважением пользовались пожилые женщины: в верованиях эвенков хозяйкой земли и тайги, духом Вселенной была женщина, представляемая в виде сгорбленной старушки.


Существовали специальные семейные обряды, выполнять которые могла только жена. Женщина была хранительницей очага: следила, чтобы он не погас, занималась кормлением — бросала в огонь мясо после охоты, перед приемом пищи. Важное место занимал обряд улгани, посвященный приветствию весенних перелетных птиц. Исполняли обряд пожилые женщины: ежегодный прилет птиц эвенки связывали с круговоротом жизни, а опытные рожавшие женщины несли вечную связь рождения и смерти. Действо заключалось в завязывании на сакральных деревьях или семейных идолах цветных лент, с просьбой благополучия, приветствием вестников весны.

Жилище

Традиционное жилище эвенков — чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом — прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.
В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских.


Жизнь

Эвенки ассимилировали аборигенные северные народы, подвергались влиянию бурятов и якутов, что привело к возникновению разных по типу хозяйствования ветвей:

  1. Пеших собаководов, занимавшихся рыбной ловлей.
  2. Охотников-оленеводов.
  3. Оседлых скотоводов.


Охотились поодиночке, на крупного зверя шли группами 3-5 человек. Использовали луки, самострелы, рогатины, выслеживали лосей, оленей, медведей, зайцев, соболей. Для маскировки надевали шкуру с головы оленя, зашивая прорези от глаз и рогов бисером.
Рыбная ловля играла для большинства эвенков второстепенную роль. В реки выходили на лодках-долбянках, лодках, сделанных из бересты, кожи оленей, морских животных. Рыбу лучили, пронзали острогой, реже устраивали запоры. Женщины занимались собирательством кореньев, трав, орехов, земледелие и огородничество развито не было.

Религия

Традиционная религия эвенков — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Вселенная Буга разделялась на 3 мира:

Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.


Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.

Традиции


К приходу в регион русских, умерших хоронили в земле, в деревянных ящиках. По представлениям эвенков, в нижнем мире души продолжали жить так же, как в среднем. Однако после смерти все переворачивалось с ног на голову, поэтому умершему в гроб клали вещи из его повседневной жизни сломанными: трубку, лук, стрелы, предметы обихода, украшения.

Урок 3.

Образовательные ресурсы

Цели урока:

Учебные:

  • способствовать формированию представлений у учащихся об особенностях жизни коренных народов Восточной Сибири, их занятиях и быте.

Развивающие:

  • продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебным пособием, иллюстрациями, картой;
  • способствовать развитию логического мышления, устной речи;
  • продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, анализа и обобщения;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся уважения к истории своей малой Родины, к народам, живущим на территории Иркутской области.

Задачи:

  • организация взаимодействия учащихся и учителя в освоении нового материала;
  • расширение и усвоение знаний, умений, навыков;
  • развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения
  • развитие понимания культурного многообразия мира и уважения к культуре своего и других народов, толерантность.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Формы работы учащихся: работа с иллюстрациями атласа и презентации, при объяснении новой темы участвуют в обсуждении отдельных вопросов и проблем, делают записи в тетради в виде опорного конспекта, самостоятельно работают при закреплении приобретённых знаний, анализируя материал.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку

II. Повторение.

  • Какие народы и где они проживали на территории нашего края в древности?
  • Назовите общие черты в занятиях коренных жителей нашего края древности.

Учитель сообщает тему урока (презентация). Учащиеся комментируют тему урока и приходят к выводу о том, что объектом изучении на уроке станет изучение жизни народов края - бурятов, эвенков и тофаларов в XIV–XVII вв. Эти народы проживали здесь к тому времени, когда сюда пришли русские первопроходцы.

Проблемный вопрос

  • Оказали ли влияние народы Сибири на жизнь и быт русского населения?
  • Какие элементы быта этих народов встречаем мы в повседневной жизни?

IV. Новый материал.

В XII-XIII вв. в Приангарье обитали различные племена монгольской, тюркской и эвенкийской ветвей. Они занимались, главным образом, охотой, а также скотоводством. Эти племена слились в дальнейшем с бурят-монгольским и эвенкийским народами. Ко времени встречи с русскими бурят-монгольские и эвенкийские племена составляли основное население Приангарья. Позднее на этой территории, сменяя друг друга, селились гунны, якуты, тунгусы, монголы, буряты.

Учитель организует парную работа с Историческим атласом стр. 10 и слайдами 7-9.

  • Назовите народы, которые проживали на территории края
  • Назовите территории их проживания и занятия
  • Что вы знаете об этих народах?

Учащиеся работают с атласом и отвечают на вопросы.

Буряты (слайды 9-17)

  • Назовите район расселения бурят. Используете географические названия рек, гор для определения территории их расселения. (слайд 9)
  • Какие ремесла получили и почему получили у них развитие?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Ремесла – войлочное дело, кузнечное дело, обработка кожи, ювелирное ремесло.

Для бурят характерен шаманизм (черная вера). С конца XVI в. широкое распространение получил тибетский буддизм (ламаизм).
Буряты жили в передвижных войлочных юртах.

  • Почему именно такой тип жилища был характерен для бурят?
  • Влияли ли на это природные условия?

Учащиеся отвечают на вопросы.

  • Назовите район расселения эвенков. Используете географические названия рек, гор для определения территории их расселения.( слайд 16)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Эвенки (тунгусы) - коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Второй по численности народ после бурятов. Эвенки занимались преимущественно оленеводством и охотой (лось, косуля, кабарга, дикий олень).

Учащиеся отвечают на вопросы.

Охота - второе по важности занятие тунгусов. Тунгусы познакомились с огнестрельным оружием после прихода русских. Олень обеспечивал тунгусов молоком, мясом и главным средством передвижения.

У эвенков началось разложение родового строя: частная собственность на скот, у каждой семьи свои угодья.

Традиционным видом жилища у эвенков был чум.

Тофалары или тофы (слайды 25-28).

  • Назовите район расселения эвенков. Используете географические названия рек, гор для определения территории их расселения. (слайд 22)

Тофалары (карагасы) - тюркоязычный коренной малочисленный народ России, проживающий в Восточной Сибири. Один из малочисленных народов – 723 человек (2010). Говорят на тофаларском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие тофалары - православные.

Сохраняется шаманизм. Жили родами, зимой мужчины на съезде выбирали главу рода всех тофов.

Основу традиционного хозяйства тофаларов составляет охота в сочетании с оленеводством. Основные объекты промысла — белка, соболь, выдра, другие пушные звери, а также копытные — лось, марал, косуля. Охотой у тофаларов занимаются не только мужчины, но и женщины.

Охотились тофалары в основном при помощи ружей и собак, объезжая верхом на олене промысловый участок.

  • Влияли ли на это природные условия и как на занятия тофаларов?

V. Закрепление знаний.

Проблемный вопрос

  • Оказали ли влияние народы Сибири на жизнь и быт русского населения?
  • Какие элементы быта этих народов встречаем мы в повседневной жизни?

VI. Домашнее задание.


Разнообразие народностей просто поражает. Все меньше и меньше становится представителей тех или иных самобытных племен. Об этносе большинства старинных народов сейчас можно узнать только из исторических книг или редких фото. Национальность тунгусов также практически забыта, хотя эти люди до сих пор населяют довольно обширное пространство Сибири и Дальнего Востока.

Кто это?

народность тунгусы

На данный момент численность национальности тунгусов составляет около 39 тысяч человек на территории России, столько же на территории Китая и еще приблизительно 30 тысяч на территории Монголии, что дает понять: этот народ довольно многочисленный, несмотря на особенности его существования.

Как выглядит этот народ (фото)

Тунгусы в общей массе довольно неказистые: их фигура непропорциональна, как бы придавлена к земле, рост средний. Кожа обычно темная, коричневатого оттенка, но при этом мягкая. Лицо имеет заостренные черты: впалые щеки, но высокие скулы, мелкие, плотно стоящие зубы и широкий рот с большими губами. Волосы темного цвета: от темно-коричневого до черного, жесткие, но тонкие. Как женщины, так и мужчины заплетают их в две косы, реже – в одну, хотя не все мужчины отращивают длинные волосы. У мужской части народа после тридцати лет вырастает редкая борода и тонкая полоска усов.

история тунгусов

Вся внешность тунгусов довольно четко передает их характер: резковатый, настороженный и упрямый до крайностей. При этом все, кто встречался с ними, утверждают, что эвенки довольно гостеприимные и щедрые, не в их правилах слишком переживать за будущее, они живут одним днем. Большим позором среди тунгусов считается болтливость: таких людей они открыто презирают и обходят стороной. Также среди народностей тунгусов не принято здороваться и прощаться, только перед иностранцами он снимают головной убор, делая легкий поклон, и тотчас одевают его на голову, возвращаясь к привычному сдержанному поведению. Несмотря на все трудности существования, эвенки в среднем живут 70-80 лет, иногда даже сто, и практически до конца дней сохраняют активный образ жизни (если болезнь не подкашивает их).

Где проживают тунгусы?

Несмотря на то что численность эвенков небольшая по сравнению с другими национальностями, места их проживания довольно обширны и занимают все пространство Дальнего Востока от Крайнего Севера до середины Китая. Чтобы более точно представить, где живет народ тунгусов, можно обозначить такие территории:

  • В России: Якутская область, а также Красноярский край, весь бассейн Байкала, Бурятия. Небольшие поселения имеются на Урале, Поволжском округе и даже Северо-Кавказском округе. То есть большая часть Сибири (Западной, Центральной и Восточной) имеет на своих территориях поселения, где жили тунгусы.
  • Эвенкийский автономный хошун, который частично находится на территории Монголии и немного в Китае (провинции Хэйлунцзян и Ляонин).
  • Селенгинский аймак на территории Монголии имеет в своем составе хамниганов – группу тунгусского происхождения, но смешавшую свой язык и традиции с монгольской культурой. Традиционно тунгусы никогда не строят больших поселений, предпочитая небольшие – не более двухсот человек.

Особенности быта

народ тунгусов эвенки

Оседлые эвенки все больше перенимали привычек от русских: возделывали огороды, заводили коров, а кочующие племена тунгусов продолжали придерживаться старых традиций: питались в основном мясом оленей (иногда коней), диких животных и птиц, убитых на охоте, а также всевозможными грибами и ягодами, которые в изобилии растут в местах их обитания.

Основной род занятий

Нация тунгусов условно разделяется на несколько групп исходя из образа жизни:

тунгус национальность

  • Оседлые оленеводы: в самом большом количестве они проживают в районе реки Лена и Енисей. В основном этот вариант бытия произошел из-за многочисленных смешанных браков, когда тунгусы брали в жен русских женщин. Их образ жизни летом кочевой: они пасут оленей, иногда добавляя в стадо коров или лошадей, а зимуют в домах, которыми управляют женщины во время кочевания мужчин. Также в зимнее время эвенки промышляют пушным зверем, вырезают из дерева потрясающие изделия, а также изготовляют из кожи различные предметы быта и одежды.
  • Береговые эвенки считаются угасающей группой, так уже не занимаются активно оленеводством и при этом не пытаются использовать технологические новинки цивилизации. Их быт в основном вращается вокруг рыболовства, сбора ягод и грибов, иногда земледелия и охоты на мелких зверей, чаще пушных, шкурки которых они обменивают на жизненно-необходимые вещи: спички, сахар, соль и хлеб. Именно в этой группе самый высокий процент смертей от алкоголизма в силу того, что эти тунгусы не смогли найти себя в современном обществе из-за большой привязанности к традициям предков.

Свадебные обычаи

где живут тунгусы народ

Калым обычно состоит из стада оленей (около 15 голов), многочисленных шкурок соболей, песцов и прочих ценных зверей, также могут запросить еще и деньги. По этой причине самые красивые тунгусские девушки всегда были у богатых, а малоимущие довольствовались теми, кто не просил слишком большой выкуп за свою некрасивую дочь. Кстати, брачный договор всегда составлялся от лица отца девушки, сама она не имела права выбора. Бывало так, что в возрасте восьми лет девочка в семье уже была помолвлена с каким-то взрослым мужчиной, который уже уплатил калым и ждал ее полового созревания. Также среди эвенков обширно распространено многоженство, только муж обязан обеспечивать всех своих женщин, а значит, должен быть богатым.

Вероисповедание

Народ тунгусов изначально придерживался шаманизма, на территории Китая и Монголии иногда исповедовали тибетский буддизм, и только в последние несколько десятилетий стали появляться христиане-эвенки. Шаманизм до сих пор массово распространен по всей территории: люди поклоняются различным духам и лечат болезни с помощью заговоров и шаманских плясок. В особом почете у тунгусов Дух тайги, которого они изображают в виде седовласого старика с длинной бородой, который является хранителем и хозяином леса. Среди местных жителей ходит множество историй о том, что некто видел этого Духа во время охоты верхом на большом тигре и обязательно в сопровождении огромной собаки. Для того чтобы охота была удачной, эвенки изображают лицо этого божества, используя своеобразный рисунок в виде насечек на коре особого дерева и приносят в жертву часть только убитого зверя либо кашу из крупы (смотря, что имеется). Если охота не удалась – Дух тайги гневается и уводит всю дичь подальше, поэтому его почитают и всегда уважительно ведут себя в лесу.

где жили тунгусы

На самом деле среди тунгусов вера в духов была очень сильна: они истово верят, что различные духи могут вселяться в людей, животных, жилища и даже предметы, поэтому различные ритуалы, связанные с изгнанием этих сущностей, были повсеместно распространены и практикуются среди некоторых жителей до наших дней.

Поверья, связанные со смертью

Народ тунгусов верит, что после смерти душа человека попадает в загробный мир, а те души, кто туда не добрался из-за неправильных ритуалов погребения, становятся привидениями и злыми духами, которые насылают порчу на родственников, болезни и различные неприятности. Поэтому обряд похорон имеет несколько важных моментов:

  • Когда умирает муж, то жена должна сразу же отрезать свою косу и положить в гроб мужу. Если же муж очень любил свою женщину, то он также может отрезать свои волосы и положить ей под левую руку: по поверью, это поможет им встретиться в загробном мире.
  • Все тело умершего обмазывают кровью свежезарезанного оленя, дают ей подсохнуть, а затем одевают в лучшие одежды. Рядом с его телом располагают все его личные вещи: охотничий нож и все остальное оружие, кружка или котелок, которые он брал с собой на охоту, или оленьи перегоны. Если умирала женщина, то это были все ее личные вещи, вплоть до лоскутка ткани, - ничего не оставалось, чтобы не навлечь гнев духа.

народ тунгусов обычаи

  • Выстраивают специальный помост на четырех столбах, который называется Geramcki, обычно он высотой около двух метров над землей. Именно на этом помосте и располагают покойника с его вещами. Под помостом разводят небольшой огонь, на котором коптят жир и сало оленя, а также варят его мясо, которое делится между всеми и съедается с громкими причитаниями и слезами по умершему. Потом помост плотно упаковывают шкурами животных, прочно забивают досками, что ни в коем случае до трупа не добрались дикие животные и не съели его. По преданиям, если это случится, то разгневанная душа человека никогда не обретет покоя, а все, кто нес покойного на помост, умрут на охоте, разорванные зверями.

Окончание ритуала

Ровно через год проводится последний обряд поминок: выбирается гнилое дерево, из ствола которого вырезается образ покойного, одевают его в хорошие одежды и ставят на постель. Далее приглашают всех соседей, родственников и тех, кто был знаком с умершим. Каждый приглашенный человек из народа тунгусов должен принести лакомство, которое предлагают образу из дерева. Затем снова отваривается мясо оленя и предлагается всем, особенно изображению покойника. Приглашается шаман, который начинает свои таинственные обряды, в конце которых он выносит чучело на улицу и кидает как можно дальше (иногда его подвешивают на дереве). После этого о покойном никогда не упоминается, считая, что он успешно достиг загробного мира.

Это интересно!

Даже такой малознакомый для большинства народ тунгусы имеет в своей истории множество важных моментов, которыми гордится:


Эвенки-орочоны с древности населяют север нашей республики. Но знает о них большинство населения Бурятии до обидного мало. А ведь рядом с нами живет народ с богатейшей историей и традициями. Они частично похожи на наши, а различия весьма интересны. Чтобы немного восполнить этот пробел, мы расскажем об особенностях психологии наших северных соседей.

Происхождение

Есть разные версии происхождения эвенков. Одни считали, что они формировались в степных районах южнее Байкала. Другие пишут, что у эвенков и маньчжуров были общие предки, а их прародина — территория между реками Хуанхэ и Янцзы. Третьи называют предком эвенков народ увань. Это небольшая племенная группа народа Хи, куда входили еще мохэ и чжурчжени – предки маньчжур. Населял народ Хи Большой Хинганский хребет. В XII веке увани с другими племенами начали кочевать на север. К ним присоединялись тюркские и монгольские племена. Такой сплав разных народов и огромная территория расселения не могли не разделить эвенков не только на разные племена, но и на разные типы хозяйствования. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.

Три мира

Как и в бурятском шаманизме, эвенки делили мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний и нижний миры могли посещать шаманы. Интересно, что эвенки верили в то, что в нижний мир можно попасть через расщелины и пещеры на земной поверхности, и обходили их стороной.

Разделка мяса

Эвенки, как и буряты, умели мастерски разделывать тушу животного ножом, не повреждая кости и не проливая кровь на землю. На первой весенней охоте эвенки первую добычу полностью раздавали сородичам. Верили, что после этого род всегда будет сытым и сохранится охотничья удача. Кстати, на охоте эвенки ни в коем случае не позволяют надругаться над останками убитых животных. Медведя и вовсе почтительно называли амикан – дедушка.

Обряд, совершавшийся после добычи медведя, был связан с существовавшим представлением, что убитый зверь вновь оживает и поэтому необходимо оградить себя от его мести. К убитому медведю все участники охоты подходили с криками, имитирующими карканье ворон.

Волк-родственник

Если монгольские народы называли своим предком Буртэ шоно – бурого волка, то и для эвенков он был иргичи — дальним родственником, кормильцем.

– Егор! Егор! Иди сюда! Какие прекрасные люди живут в том городе! – кричал он своему другу.

И это при том, что эвенкам пришлось гораздо тяжелее приспосабливаться к новой жизни после революции.

Читайте также: