Сообщение о букваре в бурцева

Обновлено: 01.06.2024

20 августа (10 августа по ст. ст.) 2014 года исполняется 380 лет с выпуска первого Букваря Василия Бурцова Московским печатным двором.

Первое московское пособие для обучения грамоте — букварь — был издан 20 августа (10 августа по старому стилю) 1634 года в Москве Василием Бурцовым. До этого основной книгой, по которой шло обучение грамоте, был "Псалтирь" (книга библейских псалмов).

Василий Бурцов — печатник первой половины XVII века, происходил из семьи подьячих, работал на Московском печатном дворе в должности "подьячего азбучного дела". Он напечатал 12 книг (по некоторым сведениям — 17), среди которых книги духовного, светского содержания, а также учебные книги.

По традиции XVII века букварь, изданный Василием Бурцовым, был небольшого размера, отличался простотой и четкостью шрифтового и графического оформления. Каждая страница имела продуманное построение. В отличие от предшествующих азбук, Василий Бурцов использовал красный цвет для выделения букв, слогов, названий частей и разделов книги.

Букварь сохранял в основном структуру львовской и острожской азбук Ивана Федорова. Как во львовском руководстве 1574 года, в букваре Василия Бурцова были объединены материалы для изучения азбуки, овладения грамотой и тексты для чтения. Вначале также приводился алфавит в прямом и обратном порядке, а затем вразбивку. Далее, в соответствии с принятым буквослагательным методом обучения, были помещены двух- и трехбуквенные слоги. Затем приведены названия чисел и знаки препинания. В разделе "А сия азбука от книги осмочастныя сиречь грамматикии" сообщались сведения о спряжении и давались формы страдательного залога. Под заглавием "По ортографии" были объединены примеры, дающие сведения о склонении имен существительных и прилагательных.

Во второй части книги были собраны молитвы — "исповедание православной веры", притчи царя Соломона, моральные наставления.

Завершало букварь, как и в Азбуку 1578 года Ивана Федорова, "Сказание… " Черноризца Храбра.

Василий Бурцов использовал азбуки Ивана Федорова в качестве образцов, но сделал некоторые отступления и уточнения, усовершенствовав книгу для обучения письму и чтению.

Букварь Василия Бурцова стал в Центральной России основным пособием для обучения грамоте. Популярность учебника в Московском государстве и за его пределами побудили Бурцова выпустить второе издание. Оно было издано Московским печатным двором в 1637 году и не было простой перепечаткой первого. В него были внесены изменения по объему и по построению учебника, а также по его оформлению. В предисловии азбуки были помещены вирши, обращенные к ученикам, повествующие о целях и методах учения. Во втором издании букваря впервые появилась иллюстрация на школьную тему в виде гравюры: учитель наказывает розгами провинившегося ученика. Кроме гравюры, в учебнике имеется 5 заставок и 49 заглавных букв. Метод обучения чтению остался прежним — буквослагательным, поэтому автор приводил двух- и трехбуквенные слоги, алфавит с названием букв. В качестве текстов для чтения были даны молитвы, предложения нравоучительного содержания, текст десяти заповедей. Также во втором издании букваря Василия Бурцова имеется послесловие, в котором автор сообщил выходные данные издания и обозначил свое авторство.

Букварь Василия Бурцова в переработанном втором издании неоднократно переиздавался и долгие годы являлся одним из самых авторитетных учебных пособий.

Подлинные издания букваря Василия Бурцова 1634 и 1637 годов хранятся в Российской государственной библиотеке.


Бурцов работал на Печатном дворе С 1632 года. Он руководил постройкой нового печатного отделения, а затем и его работой. Задачей этого отделения, созданного на средства Патриаршего разрядного приказа, по-видимому, должно было стать обеспечение книгами школы, основанной Патриархом Филаретом. Подтверждением тому являются первые книги, изданные Бурцовым, — Буквари, Псалтири, Часовники. Можно сказать, что в тот момент Бурцов имел поддержку на самом высоком духовном и политическом уровне — Филарет был еще и официальным соправителем своего сына — царя Михаила Романова.

Типография успешно функционировала в 1633—1642 годов и была закрыта с восшествием на Патриарший престол Иосифа. За это время было напечатано не менее 20 изданий: четыре издания Псалтири, одно — Псалтири с восследованием. Однако подлинным достижением типографии стали не церковные издания, а два издания Азбуки (букваря) в 1634 и в 1637 годах.

Особое внимание уделено шрифтам и графическому оформлению, построение каждой страницы четкое, продуманное. Составлен букварь по образцу федоровских азбук. Есть и алфавит в прямом и обратном порядках, а также в разбивку; есть и двух- и трехбуквенные слоги, числа и знаки препинания.

В букваре есть разделы по грамматике с формами спряжения глаголов, и по орфографии с примерами склонения имен существительных и прилагательных, и даже сказание Черноризца Храбра. В материал для чтения также включены молитвы, притчи, наставления. И все же это не простая перепечатка. Это творчески переработанное пособие с усовершенствованиями, уточнениями содержания и особой любовью к его внешнему виду. Букварь В. Бурцова имел большую популярность в России того времени и произвел настоящую революцию в методиках обучения грамоте.

















































Для многих эта книга оставалась единственной на всю жизнь – и тут, конечно, умиляться нечему. Но просветитель пытался создать у всякого читателя целостную картину словесного мира, показать, для чего нужна грамотность. Имелось в виду не просто вызубривание букв и слогов: предлагался инструмент для постижения жизненной мудрости.

Сия зримая малая книжица,

По реченному алфавитица,

Напечатана бысть по царскому велению

Вам младым детем к научению.

Ты же, благоумное отроча, сему внимай

И от нижния степени на вышнюю восступай,

И не леностне и не нерадиве учися,

И дидаскала (учителя) своего всегда блюдися,

И не сопротивляйся ему в добрых ни в чем,

Найпаче преклони ему выю во всем.

Потом научишися от него Божественному писанию

И все людие воздивятся твоему к нему повиновению.

И тако достигнеши мудрых совета

И будеши истинный сын света.

Ничто же убо вящи Божественного повеления,

Такоже ничто же дражае добрастного учения.

Паче же сего словесней наши души

Ты же, малый отроче, крепко сему внуши.

К мягкому воску чисто печать воображается,

Тако же учение во младости крепце вкореняется.

Сего ради во младых ногтех к учению прилежи

И всякое детское мудрование от себя отложи.

Аще научиши себя во младости,

То будет ти покой и честь во старости.

И тако хвалим будешь ти от всех,

Да и будут словеса твои аки мед во устех.

… Первые начинается вам от дидаскала сей зримый аз,

Потом и на прочая пойдёт вам указ.

Хощеши чадо благ разум стяжати,

Тщится во трудех выну пребывати;

Временем раны нужда есть терпети,

Ибо тех кроме безчинуют дети.

Розги малому, бича большим требе,

А жезл подрастшим, при нескудном хлебе.

Та орудия глупых исправляют,

Плоти целости ничтоже вреждают.

Розга ум острит, память возбуждает,

И волю злую в благу прелагает.

… Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте:

Та суть безвинна; тех не проклинайте,

И рук, яже вам язвы налагают,

Ибо не зла вам, но добра желают.

Делеса злая весьма отревайте,

Ко добрым сердца ваша прилагайте,

Сие же слово за дар благ возьмите,

Не злословте ми, но благословите.

Иже вам благих всяческих желаю,

Конча, к благости всяцей увещаю.

Бурцевский букварь стоил одну копейку – ни много ни мало! – и снискал высокую оценку царя Михаила Фёдоровича и патриарха Филарета, активно поддерживавших книгопечатание, хотя многие консерваторы с опаской глядели на подобную деятельность просветителей. Долгое время букварь Василия Бурцева оставался на Руси книгой №1, положившей начало развитию большой учебной литературы.

Патриарх Филарет - церковный и политический деятель Смутного време- ни и последующей эпохи, Патриарх Московский и всея Руси. Двоюрод- ный брат царя Фёдора Иоанновича, отец первого царя из рода Романовых - Михаила Фёдоровича.

Патриарх Филарет - церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи, Патриарх Московский и всея Руси. Двоюродный брат царя Фёдора Иоанновича, отец первого царя из рода Романовых - Михаила Фёдоровича.

В 1641 году, печатая Канонник, впервые в Москве предпослал тексту титульный лист, заключённый в гравированную на дереве рамку. Кстати, Святцы, напечатанные им в 1639 году, имели размер в 16-ю долю листа - это 1-я московская миниатюрная печатная книга. Но самым значительным деянием издателя, которое, собственно, и вписало его имя в историю, стал выпуск в печать 20 августа 1634 года Азбуки (букваря) [1] .

Букварь Бурцова 1637 года.

Букварь Бурцова 1637 года.

Типография успешно функционировала до 1642 года и была закрыта с восшествием на Патриарший престол Иосифа. За это время было напечатано не менее 20 изданий: четыре издания Псалтири, одно — Псалтири с восследованием (Псалтирь с восследованием (или следованная) - один из типов Псалтири наряду с простой, толковой и гадательной, предназначена для употребления в церковном богослужении; содержит большое количество приложений), пять изданий Часовника, два Букваря, Служебная Минея на сентябрь, Служебник, Апостол, Евангелие учительное, Святцы, Шестоднев, Канонник, Требник, которые характеризуются многими новаторскими для великорусского книгопечатания чертами.

[2] Фронтиспис - размещаемый на одном развороте с титулом на чётной полосе.

Читайте также: