Сообщение о белой башне в екатеринбурге
Обновлено: 07.07.2024
История строительства Белой башни
Потребность в строительстве водонапорной башни на Уралмаше, что являлось первой и основной функцией Белой башни, была стимулирована массовым строительство жилья в 20-х годах прошлого века.
Это было обусловлено строительством здесь " Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) " - одного из крупнейших предприятий СССР и Российской Федерации по производству оборудования для металлургии, горнодобывающей промышленности, промышленности строительных материалов и энергетики
В результате сказанного выше, было принято построить водонапорную башню высотой 29 метров с двумя смотровыми площадками в ее верхней части.
Бак водонапорной башни был изготовлен за 5 месяцев и стал первым примером использования электросварки, вместо старой технологии склепки.
В 1931 году строительство Белой башни было завершено, однако после запуска водонапорной башни днище не выдержало и пришлось заменить металлическую конструкцию днища бака на железобетонную.
Жизнь Белой башни
После нанесения белой извести на "Водонапорную башню УЗТМ" она получила в народе название "Белая башня".
Построенная Башня стала примером для возведения подобных архитектурных по всему Советскому Союзу и за его границами, а для местных жителей она стала символом Уралмаша.
В 60-х годах основная функция Белой башни стала не нужна жителям Уралмаша и был поставлен вопрос о том, что делать с объектом культурного наследия.
Изначально планировалось разместить кафе на 50 мест внутри Белой башни, но данная идея не получила одобрения. В результате, напротив бывшей водонапорной башни, был построен ДК УЗТМ.
В 2006 году международная организация "Красный крест" взяла на себя задачу по спасению Белой башни, как объекта культурного наследия.
В 2012 году организация "Красный крест" отказалась от опеки Белой башни и эта роль легла на плечи проекта "PODELNIKI".
На сегодняшний день судьба Белой башни остается не определенной, предлагаются различные проекты по реконструкции и защите памятника.
Автомобильный рынок напротив Башни носит название "Автомолл Белая башня", название "Белая башня" носит одна из известнейших в Екатеринбурге страховых компаний, а также ежегодный региональный архитектурный фестиваль носит название "Белая башня" с 2010 года.
В противовес высоченной инфернальной телебашне Екатеринбурга, которую снесли в 2018 году, на противоположном конце города стоит Белая башня. Невысокая (29 метров), но тем не менее заметная городская доминанта.
Проект М. Рейшера
В конце 1920-х на севере Свердловска полным ходом идёт строительство Уральского завода тяжёлого машиностроения и жилого массива при нём. Встала необходимость постройки водонапорной башни для постоянного водоснабжения соцгорода. Поначалу воду привозили в бочках на лошадях.
В конце 1928 года архитектурный руководитель Машинстроя И. Робачевский предложил строить водонапорную башню по индивидуальному проекту. Как только эта идея получила поддержку главного инженера В. Фидлера, объявили экспресс-конкурс, на котором свои проекты представили П. Оранский, В. Безруков и М. В. Рейшер.
Победил эскиз Рейшера. Проектное предложение Рейшера опиралось на методы конструктивизма, оно основывалось на пересечении двух геометрических тел: призматической пластины лестницы и цилиндра бака, поднятого на 1/2 от высоты призмы. На вершине башни предполагалось обустроить две смотровые площадки: на кровле бака и в маленьком консольном объёме, соединяющем лестничный объём и бак. Высота башни по проекту равнялась 29 метрам, и она должна была разместиться на самой высокой точке рельефа, тем самым становясь архитектурной доминантой местности.
Архитектура башни
Архитектурный образ водонапорной башни — классический пример объединения функции, конструкции и формы. Это инженерное сооружение вошло во многие отечественные и зарубежные издания и учебники как образец авангардной архитектуры.
Стремление к монументальности и экспрессии обусловило выбранное автором достаточно сложное в конструктивном отношении и выразительное по архитектуре решение, смело порывающее с традиционными приемами организации подобных инженерных сооружений того времени. Массивный объем громадного бака для воды опирается на три железобетонные опоры, его светлая цилиндрическая форма с графически выделенными небольшими темными деталями окон как бы оторвалась от земли и парит на изящных опорах. Блок вертикальных коммуникаций решен в виде примыкающего сбоку самостоятельного объёма.
Изначально башню хотели сделать полностью из железобетона. Но до этого в городе не было опыта строительства зданий из подобного материала, и для надёжности проект решили видоизменить. Инженер Фидлер лично пририсовал дополнительные ножки под баком и настоял на том, чтобы сам бак был изготовлен из металла.
Железобетонные конструкции сооружения разработали в московском проектном бюро Техбетон, проект металлического бака-резервуара по системе Инце — в проектном бюро металлоконструкций под руководством С. Короткова.
При сборке бака впервые в городе использовалась техника электросварки, а не склёпки. Бак изготовили за 5 месяцев, 5 июня 1931 года был наложен последний сварной шов, и башня была готова к эксплуатации.
Нужно отметить, что бак башни Уралмаша в то время был самым крупным в мире и превышал по размерам на 50-70 кубометров аналогичный, возведенный в США в городе Чикаго.
Открытие башни и прорыв бака
У В. Ф. Фидлера сразу же собрались все ведущие специалисты, принимавшие участие в проектировании, строительстве, монтаже и приёмке башни. Во время обсуждения случившегося в кабинет вошёл представитель НКВД. Владимир Фёдорович поднялся и внешне спокойно просил извинить, что не может сейчас уделить ему время, просил обождать:
В данный момент мы решаем технический вопрос, как в максимально короткий срок ликвидировать аварию. Кому, что и в какие сроки нужно сделать. Решив эту задачу, я займусь с Вами выявлением лиц, виновных в этой аварии.
Такими же рекордными темпами проект был осуществлён. Новое днище бака оказалось надёжным. Были развеяны остатки предрассудков о прочности железобетона.
Значение Белой башни
Дальнейшая судьба
Белая башня долго пустовала, не имея реального хозяина, а между тем ещё в 1930-е годы здесь предполагали построить огромный культурный комплекс. Прямо за башней предполагали построить стадион (архитектор П. В. Оранский), который ныне можно было бы использовать как торговый или выставочный центр.
В 1970-е годы в судьбе башни происходит драматический перелом. Здание ДК УЗТМ, построенное в комплексе со стадионом, полностью загородило вид на башню от площади, взяв на себя роль завершения бульвара. Уникальный объект конструктивизма, уже тогда носивший статус памятника, был выключен из жизни города и обречён на жалкое существование посреди пустыря, на задворках впередистоящего здания.
Несмотря на то, что башню, как пространственную доминанту, видно лишь с периферийных улиц, с любой другой точки Уралмаша можно заметить её часть. Она остается одним из символов города Екатеринбурга.
В конце 80-х компания передала башню во владение областного комитета по госимуществу, содержать её стало невыгодно. Башня никогда не реставрировалась. Причина тому лежит в её дуалистическом статусе: с одной стороны это памятник федерального значения, и соответственно находится под охраной областных властей, с другой стороны, земля, на которой памятник стоит, принадлежит городу, а городская администрация имеет на своё хозяйство несколько иную точку зрения.
Компромисс в сложившейся ситуации ещё предстоит найти. Специалисты осознают, что утрата Белой Башней её прежней роли пространственного маяка необратима, и поэтому ищут иной способ возвращения городу Екатеринбургу одного из его символов.
Здесь был бак для воды.
Особенности сооружения
Необычное здание построено по эскизу архитектора М. Рейшера в стиле модного тогда конструктивизма.
Конструктивизм – стиль, которому присуща строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика. Именно такой и получилась водонапорная башня. В основе сооружения – пересечение двух геометрических тел. Это лестница в виде призмы и цилиндрообразный бак.
Досадная неудача
Дальнейшая судьба башни
Новый район Уралмаша быстро расширялся, и водонапорная башня скоро перестала справляться с водоснабжением. В 1960 году она была остановлена. Оборудование демонтировано, а само здание оказалось на долгие годы не у дел.
С тех пор строение пытались превратить в молодежное кафе со смотровой площадкой на верху, а также в объект для размещения рекламы.
Попытки реставрации
На сегодняшний день специалисты ищут способ возвращения Екатеринбургу символа конструктивизма. Группа студентов-архитекторов разработала специальный проект по возвращению башни в городскую среду.
Белую башню очистили от мусора, провели электричество, сделали лестницу, перила, надежную дверь. Все это проведено благодаря полученным грантам от Министерства культуры, благотворительного фонда Потанина и Московского архитектурного бюро. Стоимость реставрации составила 2 млн. рублей.
Башня в настоящее время
Сейчас на первом этаже наземного павильона проходят временные выставки, где можно познакомиться с историей, увидеть старые фотографии и макеты.
Сам бак приспособлен под мультимедийную и концертную площадку. Смотровая вышка над баком на сегодня – терраса с захватывающим видом на Уралмаш.
Анна Кудрявцева" >
Белая башня в Екатеринбурге — это один из самых известных памятников эпохи конструктивизма и архитектуры авангарда. Она является бывшей гидротехнической водонапорной башней Уральского завода тяжелого машиностроения, возведенной в 1929–1931 годы под руководством известного архитектора Моисея Рейшера. В те времена башня была одним из первый строений в городе из железобетона.
Архитектура башни считается классическим образцом эпохи авангарда. Это строение представлено в качестве примера во многих учебниках и зданиях в области скульптуры. Ее макет в 2012 году даже был изготовлен размером в рост человека руками скульптора из Франции Матье Мартена в период проведения II Уральской архитектурной биеннале. А само изображение башни выбрано в качестве логотипа для символики Дня строителя и Форума высотного и уникального строительства.
Экскурсии в Белую башню
В последние годы с целью сохранения культурного наследия эпохи конструктивизма было создано объединение, которое, в том числе, следит за состоянием такого уникального памятника авангарда в Екатеринбурге, как Белая башня. Инициативная группа также проводит по территории башни экскурсии.
Продолжительность экскурсии по башне составляет примерно 1 час. Стоимость экскурсии:
- 250 руб. с человека — экскурсия в группе (обычно проводится по выходным);
- 3000 руб. — индивидуальная экскурсия (от 1 до 15 человек, проводится в любое удобное время).
Экскурсии на Белую башню проводятся чаще всего по выходным дням, исключительно по предварительной записи заранее на официальном сайте.
При посещение этого памятника необходимо иметь в виду, что сюда необходима в обязательном порядке удобная, желательно спортивная обувь. Дети до 12 лет заходят на башню только в присутствии сопровождающих взрослых — 1 взрослый на 1 ребенка. Также не рекомендуется посещение Белой башни детям до 7 лет.
История
В начале XX века воду в Свердловск (современный Екатеринбург) привозили на лошадях из реки Камышинка и разливали по бочкам. Когда в 1920-м году в северной части города началось активное строительство завода УЗТМ, а значит и жилых построек для его работников, встал вопрос о снабжении нового района водой.
В 1928 году был разработан проект строительства неподалеку от завода водонапорной башни, с помощью которой в рабочий поселок доставлялась бы вода из скважин на озере Шувакиш. Ее эскиз был нарисован Моисеем Рейшерем, и по нему высота башни составляла почти 30 метров, а на верхних этажах строения находилась смотровая площадка. Место для возведения башни было выбрано не случайно — возвышенность делала сооружение главным символом района.
Постепенно запасы артезианской воды в подземных резервуарах озера Шувакиш стали истощаться, поэтому был построен временный водопровод от Верх-Исетского пруда. Но в 1960-е годы в городе была разработана и введена в эксплуатацию сеть водопроводов. С этого времени башня в качестве водонапорной перестала использоваться. Много лет сооружение разрушалось.
Белая башня на google-панорамах Екатеринбурга
Как добраться до Белой башни в Екатеринбурге
Белая башня расположена в микрорайоне Уралмаш Орджоникидзевского района города Екатеринбурга на улице Бакинских Комиссаров.
Также можно воспользоваться услугами такси в Екатеринбурге: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Ситимобил, такси Везет, Три Десятки, НонСтоп, SkyTaxi, Вариант, Автокаприз, De Luxe, Global Taxi, Свое Такси, TopTaxi, Три Пятерки, Тaxi66, Юнис-Лада, такси Смайл и другими.
Читайте также: