Сообщение о белой башне в екатеринбурге

Обновлено: 07.07.2024

История строительства Белой башни

Потребность в строительстве водонапорной башни на Уралмаше, что являлось первой и основной функцией Белой башни, была стимулирована массовым строительство жилья в 20-х годах прошлого века.

Это было обусловлено строительством здесь " Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) " - одного из крупнейших предприятий СССР и Российской Федерации по производству оборудования для металлургии, горнодобывающей промышленности, промышленности строительных материалов и энергетики

В результате сказанного выше, было принято построить водонапорную башню высотой 29 метров с двумя смотровыми площадками в ее верхней части.

Бак водонапорной башни был изготовлен за 5 месяцев и стал первым примером использования электросварки, вместо старой технологии склепки.

В 1931 году строительство Белой башни было завершено, однако после запуска водонапорной башни днище не выдержало и пришлось заменить металлическую конструкцию днища бака на железобетонную.

Жизнь Белой башни

После нанесения белой извести на "Водонапорную башню УЗТМ" она получила в народе название "Белая башня".

Построенная Башня стала примером для возведения подобных архитектурных по всему Советскому Союзу и за его границами, а для местных жителей она стала символом Уралмаша.

В 60-х годах основная функция Белой башни стала не нужна жителям Уралмаша и был поставлен вопрос о том, что делать с объектом культурного наследия.

Изначально планировалось разместить кафе на 50 мест внутри Белой башни, но данная идея не получила одобрения. В результате, напротив бывшей водонапорной башни, был построен ДК УЗТМ.

В 2006 году международная организация "Красный крест" взяла на себя задачу по спасению Белой башни, как объекта культурного наследия.

В 2012 году организация "Красный крест" отказалась от опеки Белой башни и эта роль легла на плечи проекта "PODELNIKI".

На сегодняшний день судьба Белой башни остается не определенной, предлагаются различные проекты по реконструкции и защите памятника.

Автомобильный рынок напротив Башни носит название "Автомолл Белая башня", название "Белая башня" носит одна из известнейших в Екатеринбурге страховых компаний, а также ежегодный региональный архитектурный фестиваль носит название "Белая башня" с 2010 года.

В противовес высоченной инфернальной телебашне Екатеринбурга, которую снесли в 2018 году, на противоположном конце города стоит Белая башня. Невысокая (29 метров), но тем не менее заметная городская доминанта.

Ричард Пэйр. Водонапорная башня на УЗТМ, Екатеринбург. Инженер М. Рейшер, 1929


Проект М. Рейшера

В конце 1920-х на севере Свердловска полным ходом идёт строительство Уральского завода тяжёлого машиностроения и жилого массива при нём. Встала необходимость постройки водонапорной башни для постоянного водоснабжения соцгорода. Поначалу воду привозили в бочках на лошадях.

В конце 1928 года архитектурный руководитель Машинстроя И. Робачевский предложил строить водонапорную башню по индивидуальному проекту. Как только эта идея получила поддержку главного инженера В. Фидлера, объявили экспресс-конкурс, на котором свои проекты представили П. Оранский, В. Безруков и М. В. Рейшер.


Победил эскиз Рейшера. Проектное предложение Рейшера опиралось на методы конструктивизма, оно основывалось на пересечении двух геометрических тел: призматической пластины лестницы и цилиндра бака, поднятого на 1/2 от высоты призмы. На вершине башни предполагалось обустроить две смотровые площадки: на кровле бака и в маленьком консольном объёме, соединяющем лестничный объём и бак. Высота башни по проекту равнялась 29 метрам, и она должна была разместиться на самой высокой точке рельефа, тем самым становясь архитектурной доминантой местности.


Архитектура башни

Архитектурный образ водонапорной башни — классический пример объединения функции, конструкции и формы. Это инженерное сооружение вошло во многие отечественные и зарубежные издания и учебники как образец авангардной архитектуры.

Стремление к монументальности и экспрессии обусловило выбранное автором достаточно сложное в конструктивном отношении и выразительное по архитектуре решение, смело порывающее с традиционными приемами организации подобных инженерных сооружений того времени. Массивный объем громадного бака для воды опирается на три железобетонные опоры, его светлая цилиндрическая форма с графически выделенными небольшими темными деталями окон как бы оторвалась от земли и парит на изящных опорах. Блок вертикальных коммуникаций решен в виде примыкающего сбоку самостоятельного объёма.


Изначально башню хотели сделать полностью из железобетона. Но до этого в городе не было опыта строительства зданий из подобного материала, и для надёжности проект решили видоизменить. Инженер Фидлер лично пририсовал дополнительные ножки под баком и настоял на том, чтобы сам бак был изготовлен из металла.

Железобетонные конструкции сооружения разработали в московском проектном бюро Техбетон, проект металлического бака-резервуара по системе Инце — в проектном бюро металлоконструкций под руководством С. Короткова.

При сборке бака впервые в городе использовалась техника электросварки, а не склёпки. Бак изготовили за 5 месяцев, 5 июня 1931 года был наложен последний сварной шов, и башня была готова к эксплуатации.

Нужно отметить, что бак башни Уралмаша в то время был самым крупным в мире и превышал по размерам на 50-70 кубометров аналогичный, возведенный в США в городе Чикаго.

Открытие башни и прорыв бака


У В. Ф. Фидлера сразу же собрались все ведущие специалисты, принимавшие участие в проектировании, строительстве, монтаже и приёмке башни. Во время обсуждения случившегося в кабинет вошёл представитель НКВД. Владимир Фёдорович поднялся и внешне спокойно просил извинить, что не может сейчас уделить ему время, просил обождать:

В данный момент мы решаем технический вопрос, как в максимально короткий срок ликвидировать аварию. Кому, что и в какие сроки нужно сделать. Решив эту задачу, я займусь с Вами выявлением лиц, виновных в этой аварии.

Такими же рекордными темпами проект был осуществлён. Новое днище бака оказалось надёжным. Были развеяны остатки предрассудков о прочности железобетона.


Значение Белой башни

Дальнейшая судьба

Белая башня долго пустовала, не имея реального хозяина, а между тем ещё в 1930-е годы здесь предполагали построить огромный культурный комплекс. Прямо за башней предполагали построить стадион (архитектор П. В. Оранский), который ныне можно было бы использовать как торговый или выставочный центр.

В 1970-е годы в судьбе башни происходит драматический перелом. Здание ДК УЗТМ, построенное в комплексе со стадионом, полностью загородило вид на башню от площади, взяв на себя роль завершения бульвара. Уникальный объект конструктивизма, уже тогда носивший статус памятника, был выключен из жизни города и обречён на жалкое существование посреди пустыря, на задворках впередистоящего здания.

Несмотря на то, что башню, как пространственную доминанту, видно лишь с периферийных улиц, с любой другой точки Уралмаша можно заметить её часть. Она остается одним из символов города Екатеринбурга.

Водонапорная башня в соцгородке Уралмаша. 1930. Архитектор М.В.Рейшер. Фотография 1968 года

В конце 80-х компания передала башню во владение областного комитета по госимуществу, содержать её стало невыгодно. Башня никогда не реставрировалась. Причина тому лежит в её дуалистическом статусе: с одной стороны это памятник федерального значения, и соответственно находится под охраной областных властей, с другой стороны, земля, на которой памятник стоит, принадлежит городу, а городская администрация имеет на своё хозяйство несколько иную точку зрения.

Компромисс в сложившейся ситуации ещё предстоит найти. Специалисты осознают, что утрата Белой Башней её прежней роли пространственного маяка необратима, и поэтому ищут иной способ возвращения городу Екатеринбургу одного из его символов.







Здесь был бак для воды.








Белая башня сегодня

Особенности сооружения

Необычное здание построено по эскизу архитектора М. Рейшера в стиле модного тогда конструктивизма.

Конструктивизм – стиль, которому присуща строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика. Именно такой и получилась водонапорная башня. В основе сооружения – пересечение двух геометрических тел. Это лестница в виде призмы и цилиндрообразный бак.

Белая башня в Екатеринбурге

Трехмерная модель

Досадная неудача

Дальнейшая судьба башни

Новый район Уралмаша быстро расширялся, и водонапорная башня скоро перестала справляться с водоснабжением. В 1960 году она была остановлена. Оборудование демонтировано, а само здание оказалось на долгие годы не у дел.

Башня внутри

С тех пор строение пытались превратить в молодежное кафе со смотровой площадкой на верху, а также в объект для размещения рекламы.

Попытки реставрации

На сегодняшний день специалисты ищут способ возвращения Екатеринбургу символа конструктивизма. Группа студентов-архитекторов разработала специальный проект по возвращению башни в городскую среду.

Реставрация

Белую башню очистили от мусора, провели электричество, сделали лестницу, перила, надежную дверь. Все это проведено благодаря полученным грантам от Министерства культуры, благотворительного фонда Потанина и Московского архитектурного бюро. Стоимость реставрации составила 2 млн. рублей.

Башня в настоящее время

Сейчас на первом этаже наземного павильона проходят временные выставки, где можно познакомиться с историей, увидеть старые фотографии и макеты.

Сам бак приспособлен под мультимедийную и концертную площадку. Смотровая вышка над баком на сегодня – терраса с захватывающим видом на Уралмаш.

Белая башня

Анна Кудрявцева" >

Белая башня в Екатеринбурге — это один из самых известных памятников эпохи конструктивизма и архитектуры авангарда. Она является бывшей гидротехнической водонапорной башней Уральского завода тяжелого машиностроения, возведенной в 1929–1931 годы под руководством известного архитектора Моисея Рейшера. В те времена башня была одним из первый строений в городе из железобетона.

Архитектура башни считается классическим образцом эпохи авангарда. Это строение представлено в качестве примера во многих учебниках и зданиях в области скульптуры. Ее макет в 2012 году даже был изготовлен размером в рост человека руками скульптора из Франции Матье Мартена в период проведения II Уральской архитектурной биеннале. А само изображение башни выбрано в качестве логотипа для символики Дня строителя и Форума высотного и уникального строительства.

Верхняя часть Белой башни

Экскурсии в Белую башню

В последние годы с целью сохранения культурного наследия эпохи конструктивизма было создано объединение, которое, в том числе, следит за состоянием такого уникального памятника авангарда в Екатеринбурге, как Белая башня. Инициативная группа также проводит по территории башни экскурсии.

Продолжительность экскурсии по башне составляет примерно 1 час. Стоимость экскурсии:

  • 250 руб. с человека — экскурсия в группе (обычно проводится по выходным);
  • 3000 руб. — индивидуальная экскурсия (от 1 до 15 человек, проводится в любое удобное время).

Экскурсии на Белую башню проводятся чаще всего по выходным дням, исключительно по предварительной записи заранее на официальном сайте.

При посещение этого памятника необходимо иметь в виду, что сюда необходима в обязательном порядке удобная, желательно спортивная обувь. Дети до 12 лет заходят на башню только в присутствии сопровождающих взрослых — 1 взрослый на 1 ребенка. Также не рекомендуется посещение Белой башни детям до 7 лет.

Белая башня

История

В начале XX века воду в Свердловск (современный Екатеринбург) привозили на лошадях из реки Камышинка и разливали по бочкам. Когда в 1920-м году в северной части города началось активное строительство завода УЗТМ, а значит и жилых построек для его работников, встал вопрос о снабжении нового района водой.

В 1928 году был разработан проект строительства неподалеку от завода водонапорной башни, с помощью которой в рабочий поселок доставлялась бы вода из скважин на озере Шувакиш. Ее эскиз был нарисован Моисеем Рейшерем, и по нему высота башни составляла почти 30 метров, а на верхних этажах строения находилась смотровая площадка. Место для возведения башни было выбрано не случайно — возвышенность делала сооружение главным символом района.

Выставка на первом этаже Белой башни

Постепенно запасы артезианской воды в подземных резервуарах озера Шувакиш стали истощаться, поэтому был построен временный водопровод от Верх-Исетского пруда. Но в 1960-е годы в городе была разработана и введена в эксплуатацию сеть водопроводов. С этого времени башня в качестве водонапорной перестала использоваться. Много лет сооружение разрушалось.

Белая башня на google-панорамах Екатеринбурга

Как добраться до Белой башни в Екатеринбурге

Белая башня расположена в микрорайоне Уралмаш Орджоникидзевского района города Екатеринбурга на улице Бакинских Комиссаров.

Также можно воспользоваться услугами такси в Екатеринбурге: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Ситимобил, такси Везет, Три Десятки, НонСтоп, SkyTaxi, Вариант, Автокаприз, De Luxe, Global Taxi, Свое Такси, TopTaxi, Три Пятерки, Тaxi66, Юнис-Лада, такси Смайл и другими.

Читайте также: