Сообщение о баранове михаиле дмитриевиче

Обновлено: 17.05.2024

Михаил Дмитриевич Баранов (русский: Михаил Дмитриевич Баранов ; 21 октября 1921 - 15 января 1943) был советским летчиком-истребителем, который на ранних этапах Сталинградская битва стал ведущим советским асом 1942 года, одержав около 23 личных воздушных побед. [1] [а] Погиб в аварии 15 января 1943 года при испытаниях истребителя Як-1.

Содержание

Ранние годы

Баранов родился 21 октября 1921 года в городке Гронье, в г. Ленинградская область. После окончания 9-го класса школы в 1937 году он пошел работать на Кировский завод в Ленинграде. Одновременно Баранов присоединился к ДОСААФ, участвовал в Центральном аэроклубе Ленинграда.

В октябре 1938 года Баранов с отличием получил диплом пилота, и руководство аэроклуба предложило ему продолжить карьеру военного летчика. Баранов поступил в Чугевское военное училище, которое окончил в октябре 1940 г. в звании. Младший Лейтенант. Первоначально назначен на службу в 271-й истребительный авиационный полк (г.Балтийский военный округ), его позже отправили в 183-й истребительный авиационный полк на юге Украины. [2]

Вторая Мировая Война

Первые победы

Полет на Яковлев Як-1 Баранов одержал две первые победы 22 и 28 сентября (Мессершмитт Bf 109s), но фактические потери Германии не соответствуют этим заявлениям. [3] 30 октября 1941 г. он перехватил Henschel Hs 126 во время операции по корректировке артиллерии в сопровождении квартета мессершмиттов. Баранов сбил и Henschel, и Bf 109. Позже в тот же день он сбил Юнкерс Ju 88 чей экипаж попал в плен. [3] [2] Люфтваффе записи подтверждают 40% повреждений Hs 126 B-1 W.Nr. 3457 из 3. (H) / 32, и потеря Bf 109F-4 W.Nr.5288 из Оберлейтант Вальтер Хёкнер (Staffelkapitän из 6. /JG 77, эксперт с 68 победами) и Ju 88A-5 W.Nr. 4037 из 1. /КГ 77 [4] [5]

8 ноября 1941 года Баранов снова сбил два самолета: Henschel и один из сопровождающих Bf 109. [3] [2] Вскоре после этого Баранов был сбит пятью Bf 109 и упал раненый в тылу врага. Несмотря на сломанную ногу, он уклонился от немецких войск и достиг советских позиций. [2] Оправившись от ран, Баранов добавил к своему счету Ju 88 и Hs 126 24 декабря 1941 и 17 февраля 1942 соответственно. [3]

Сталинградская битва

Воздушный бой 6 августа 1942 г.

Две его жертвы в тот день могут быть подтверждены - это Ju 87 из 4./StG 2, пилот которого попал в плен, и Bf 109 из 3. /JG 53. [9] Другие потери немцев совпадают с заявлением Баранова, но люфтваффе сообщило о них как о случайных или сбитых зенитным огнем.

12 августа Баранов получил звание Герой Советского Союза и Орден Ленина. Став национальным героем, он совершил несколько пропагандистских поездок по прифронтовым аэродромам, школам и фабрикам, чтобы поднять мораль.

Смерть

К концу 1942 года Баранов оправился от ранения, и ему разрешили вернуться к боевым действиям. Его выбрал командир полка Лев Шестаков быть членом его единой команды, 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. 15 января 1943 года во время испытаний нового Як-1, недавно прибывшего с завода, у него возникла техническая проблема, и он был вынужден совершить аварийную посадку. Он попросил разрешения на полет на другом Як-1, и, выполняя фигуры высшего пилотажа на высоте 3000 метров, его самолет перевернулся и рухнул на землю, убив его. Причина неизвестна. [2]

Итак, Михаил Дмитриевич Баранов родился 21 октября 1921 года в деревне Горки ныне Кингисеппского района Ленинградской области в обычной русской крестьянской семье. В 1937 году он окончил неполную среднюю школу в деревне Выскатка, после чего работал учеником, затем токарем на заводе имени С. М. Кирова в Ленинграде. В октябре 1938 года окончил Ленинградский центральный аэроклуб, а в следующем году вступил в ряды Красной Армии. Пожелав служить в авиации, он стал курсантом Чугуевской военной авиационной школы лётчиков, которую окончил в октябре 1940 года. Получив звание младшего лейтенанта, он отправился служить в 271-й истребительный авиационный полк Северо-Кавказского военного округа. А в мае 1941 года его перевели в 183-й истребительный полк на должность командира звена. В этом полку он встретил начало Великой Отечественной войны, а с 13 сентября 1941 года уже воевал на Южном фронте. С этого момента, начинается счет его воздушных побед и, именно о них, мы поговорим более подробно.

Считается, что свою первую воздушную победу он одержал 22 сентября 1941 года, сбив Ме-109 в районе села Ново-Августиновка Синельниковского района Днепропетровской области. Правда, в документах противника нет никаких сведений о потерях истребителей в данном районе. Отмечены лишь некоторые потери в районе Перекопа в Крыму, а также в районе аэродромов Чаплинка и Херсон, находящихся слишком далеко от места боя Баранова.

28 сентября Баранов заявил, что западнее города Ново-Московск (северо-восточнее Днепропетровска) сбил ещё один Ме-109. Жаль, но и этот случай не нашел подтверждения в немецких документах. Надо полагать, в первых боях юный лётчик слишком горячился и ошибался, принимая желаемое за действительное.

Ровно через месяц - 2 ноября, Михаил заявил, что сбил Хш-126 в районе населенного пункта Дмитриевка северо-западнее Бердянска. Жаль, но документы противника не подтверждают эту победу Баранова. Да, в них учтена потеря в воздушном бою одного Hs 126 Werk-Nr.3186 и ранение наблюдателя обер-фельдфебеля Зигеля из 3-го отряда 13-й группы войсковой разведки, однако, это произошло в районе Бахчисарая в Крыму. Других потерь самолетов такого типа над Украиной в тот день не отмечено.

С 18 января по 31 января 1942 года вместе со своим полком Баранов принимал участие в Барвенково-Лозовской операции, а в феврале его назначили заместителем командира эскадрильи.

Вскоре, 17 февраля в бою западнее Краматорской он уничтожил самолет-корректировщик Хш-126. В списках потерь немцев действительно числится Hs 126 Werk-Nr.4072 из 5-го отряда 32-й группы войсковой разведки, однако считается, что он разбился по техническим причинам в районе Городище, при этом один летчик был ранен. К сожалению, подробностей боя Баранова нет, поэтому о причинах противоречий можно только догадываться.

Ещё один Ме-109 Баранов сбил 24 июля в районе хутора Плесистовский (северо-западнее Калача). Его однополчанин младший лейтенант Ф. А. Кирилюк также заявил, что сбил Ме-109 в районе Аржановского. Жаль, но в немецких документах потерь истребителей в тот день не зафиксировано.

Прервемся ненадолго, чтобы несколькими официальными строками подвести итог боевых действий 183-го истребительного авиационного полка за период с 15 июля по 9 августа 1942 года. Итак, по данным наградного документа на командира полка майора А. В. Хирного, личный состав полка под его руководством совершил 455 боевых вылетов, из них: на штурмовку войск противника – 39, на штурмовку аэродромов – 22. Сбито в воздушных боях 32 фашистских стервятника, штурмовыми действиями по аэродромам противника уничтожено 15 самолетов. За этот период полк уничтожил: автомашин – 80, зенитных орудий – 2, пулеметов – 54, солдат и офицеров – 355. Лучшим лётчиком полка был, несомненно, Баранов: на его счету была почти половина одержанных полком побед – 15 сбитых самолетов!

Родился 21 октября 1921 года в деревне Горки (ныне Кингисепский район Ленинградской области). В 1937 году окончил 8 классов средней школы в деревне Выскатка (Сланцевский район Ленинградской области). Работал учеником, затем токарем на Кировском заводе в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в октябре 1938 года окончил Ленинградский центральный аэроклуб. 1 января 1939 года добровольно вступил в рядых Красной Армии. В октябре 1940 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков в звании младшего лейтенанта. Служил младшим лётчиком в 21-м ИАП (6-я САД, ВВС Прибалтийского военного округа). В мае 1941 года переведён командиром звена в 183-й ИАП, который начал формироваться в Западном Особом военном округе (город Вилейка).

6 августа 1942 года в районе города Котельников (Сталинградская область) в воздушном бою с превосходящими силами противника таранил вражеский истребитель. Сам приземлился на парашюте, повредил ногу и позвоночник, был отправлен на лечение. В сентябре 1942 года назначен штурманом полка.

17 января 1943 года Гвардии капитан М. Д. Баранов добился разрешения подняться в воздух. В первом вылете отказал один из приборов. Тогда он вылетел на другом самолёте. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа самолёт вдруг накренился, перевернулся на спину, упал на землю и взорвался. Лётчик погиб.

Всего за годы войны совершил около 200 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 23 самолёта противника.

Изначально похоронен в городе Котельниково (Волгоградская область). После войны перезахоронен в Волгограде на Мамаевом кургане. Именем М. Д. Баранова названа улица в Волгограде. Его имя увековечено в памятном мемориале Кировского завода. В городе Сланцы (Ленинградская область) и деревне Выскатка (Сланцевский район) на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски.

Награждён орденами: Ленина (12.08.1942), Красного Знамени (05.11.1941, 06.11.1941).

Михаил Дмитриевич Баранов ( русский : Михаил Дмитриевич Баранов ) - советский летчик , родился 21 октября 1921 г. и умер 15-го или 17 января 1943 г. .

Пилот истребителя и туз из Второй мировой войны , он был удостоен звания Героя Советского Союза .

Резюме

Карьера

Михаил Баранов родился 21 октября 1921 г. в Горной, в современной Ленинградской области . Он начал с уроки пилотирования в гражданском аэроклубе , а затем присоединился к Красной Армии в 1938 году . В 1940 году получил лицензию пилота в Военно-воздушном училище в Чугуеве .

В Июнь 1941 г. Он был starchii Лейтенанта ( лейтенант ) в 183.IAP (воздушный истребитель полк), оснащенный Як-1 истребители . Он одержал свою первую воздушную победу на 22 сентября 1941 г. , сбивший Messerschmitt Bf 109 , за которым последовали еще две победы (Bf-109 и Heinkel He 126 ) 30 октября .

Он пользовался определенной известностью в 1942 году , особенно после боя 6 августа , в ходе которого он сбил 4 немецких самолета: 3 Messerschmitt Bf 109 и Junkers Ju 87 , последний на таране , столкновение в воздухе, в котором он выжил, прыгнув. в парашюте.

Вскоре после этого он был переведен на фронт Сталинградской битвы в составе 9-го ГУИАП (гвардейского полка), где был убит. 17 января 1943 г. , сбив самолет противника вторым тараном .

Награды и отличия

Стол для охоты

Михаилу Баранову принадлежит 25 подтвержденных побед, одержанных в 285 вылетах и ​​85 воздушных боях.

По мнению современных российских историков, в его послужном списке было 59 подтвержденных побед, в том числе 31 индивидуальная и 28 совместных, а также 6 других самолетов, уничтоженных на земле. Предлагается еще один итог: 52 омологированные победы, в том числе 24 личные и 28 совместные.

Читайте также: