Сообщение на тему образ человека в искусстве в м васнецова
Обновлено: 06.07.2024
Виктор Михайлович Васнецов (Viktor Mikhailovich Vasnetsov; родился 15 мая 1848 г. — умер 23 июля 1926 г.) — русский живописец и архитектор XIX-XX веков, который первым возвел сказочный жанр в ранг высокого искусства и стал ярким представителем неорусского стиля. Картины Виктора Васнецова — это мастерски исполненное воплощение фольклорных образов, взятых из преданий, сказок и былин. Творчество художника прошло масштабную эволюцию от академизма и реализма в ранних работах до модерна начала XX века, который виден в поздних произведениях автора.
Биография Виктора Васнецова
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье потомственных вятских священников и иконописцев. Его род вел родословную с XVII века. Село Лопьял, где появился на свет будущий художник, сейчас относится к Кировской области. Как и четверо его братьев, Виктор получил хорошее домашнее образование, затем обучался в Вятском духовном училище, а после — в семинарии, которую не стал оканчивать. С позволения отца он отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Виктор Васнецов успешно сдал экзамены в Академию, но узнал об этом лишь спустя год. Он сомневался в своих силах и даже не стал узнавать результаты, а вместо этого год занимался у Ивана Крамского в школе общества поощрения художников. В годы учебы в Санкт-Петербурге художник находился под влиянием идей передвижников и писал реалистичные картины на социальную тематику. Исторический жанр, который в будущем станет для мастера главным, в то время не интересовал его, и золотых медалей в Академии он не получал.
Важный этап творческой биографии Васнецова — роспись Владимирского собора в Киеве. На эту работу ушло 11 лет, и автор считал ее главной в своей жизни. Всего было расписано более 2 000 квадратных метров. В поиске новых соборных образов художник изучал традиции византийской и древнерусской монументальной живописи. В этот период он многому научил Михаила Врубеля, также принимавшего участие в оформлении собора. В дальнейшем Васнецов расписывал и другие храмы, в том числе в Петербурге и Дармштадте — на родине супруги императора.
Революцию художник перенес спокойно и при новой власти остался жить в Москве — в построенном по собственному эскизу доме с большой мастерской. Поздние годы были плодотворными: живописец создал многие наиболее известные произведения на сказочные темы. Умер он 23 июля 1926 в возрасте 78 лет. Виктор Васнецов был счастливо женат на девушке из вятского купеческого рода. Она стала одной из первых русских женщин, получивших медицинское образование. В семье родилась дочь и четверо сыновей. Один из них, Андрей, стал известным советским художником.
Самые известные картины Виктора Васнецова
Картины Виктора Васнецова развиваются от бытописательства в реалистичном ключе к сказочно-былинному жанру и стилю модерн. Именно работы на фольклорные темы стали визитной карточкой мастера. Вот несколько наиболее знаменитых из них:
Если вы любите старинные произведения искусства, обратите внимание на аукционы, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot! Это удобная возможность пополнить коллекцию ценным антиквариатом. Также здесь можно купить картины у современных художников.
Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора. Виктор Васнецов внес свой вклад в самые разнообразные области искусства — театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве.
Виктор Михайлович Васнецов . Автопортрет , 1873 г.
Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.
Детские годы в деревне Рябово
Академия художеств в Петербурге
Столичный город встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Васнецов успешно был зачислен в Академию с первой попытки, но из-за робкого нрава не решился посмотреть результаты, а узнал об этом лишь через год, когда пришел поступать повторно. В Академии Васнецов знакомится с законодателями мод в живописи — художниками-реалистами. Он подхватил на кисть остросоциальные темы и стал писать картины на сюжеты жизни маленького человека из низов.
Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876
Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей.
Сказочный мир Васнецова
1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.
Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.
Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.
Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г.
Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г.
Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.
Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.
Виктор Михайлович Васнецов, Богатыри, 1881 - 1898
Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой.
В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.
Виктор Михайлович Васнецов, Спящая царевна, 1926 г.
Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои.
В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни.
Виктор Михайлович Васнецов в своем творчестве прошел очень интересную дорогу с различными остановками. Он начал своё путешествие в живописи с изображения славянского быта, сделал длительную остановку на русской сказке, от неё отправился к передвижничеству и плавно добрался до стиля, предвосхищающего модерн. Виктор Михайлович, помимо живописи, занимался и начертанием архитектурных эскизов, одним из которых стал эскиз его дома-терема в Москве, выполненном в сказочном неорусском стиле.
Не в священники, а в художники
Многие родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам, хотел этого и отец Виктора Михайловича Васнецова – сельский священник, в семье которого 15 мая 1848 года родился живописец. В то время многодетная семья жила недалеко от города Вятка в селе Лопьял. Мать будущего живописца рано покинула этот свет, сыновей воспитывал отец – Михаил Васильевич.
Детство Виктора прошло далеко от городской суеты, благодаря чему мальчик научился с ранних лет ценить красоту родного края. Отец рисовал пейзажи на прогулках с детьми по округе села, видимо, от него сыну и передалась тяга к живописи.
Мальчика, когда он подрос, Михаил Васильевич отдал в духовную семинарию. Отец был образованным человеком, привить знания он пытался и своим детям. Помимо наук, он занимался с сыновьями резьбой по дереву, рисованием. Обособленный уклад жизни позволил мальчикам прикоснуться к старославянским обычаям, поверьям и сказкам.
Именно этот быт повлиял на художественное восприятие Виктора Михайловича. Семинария была не тем местом, в котором хотел учиться творческий мальчик, поэтому он отправился в Санкт-Петербург поступать в знаменитую Академию Художеств.
Живописец из глубинки
Как бы то ни было абсурдно и глупо, но узнать результаты вступительных испытаний неуверенный в своих силах и способностях юноша не пришел. Он остался в Санкт-Петербурге, надеясь попытать счастье в следующем году, так как был уверен в собственном провале на экзаменах.
Год Васнецов провел, работая рисовальщиком в картографии и посещая школу поощрения художников, где познакомился с Крамским и Репиным. Через год полный надежд юноша вновь прибыл в Академию Художеств подавать документы. Он с удивлением узнал, что уже год мог учиться в этом заведении, так как сдал экзамены с первого раза. С энтузиазмом молодой человек принялся за учебу и на первом году уже получил серебряную медаль за свои работы.
Первая известность
Васнецов напишет потом:
“Как я стал из жанриста историком, несколько на фантастический лад, на это точно ответить не сумею. Всегда во мне жили неясные исторические и сказочные грёзы”.
Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.
Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.
Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.
Москва – как много в этом звуке…
Эта дискуссия возникла потому, что главным критерием в живописи передвижников было изображение действительности, а картина Васнецова была сказочно красива, но и имела сказочный контекст.
“Критики не поняли его. Васнецов в своей работе выразил, как раз, народный взгляд на те события исторические, которые происходили и выразил это с точным и глубоким пониманием народного восприятия долга, красоты, добра, то есть всей эстетики народной” – считает искусствовед Третьяковской галереи.
В 1882 году приусадебная церквушка по проекту Васнецова была построена, именно она стала первой архитектурной постройкой в стиле зарождающегося русского модерна.С этой церковью связано и ещё одно событие в творческой жизни Виктора Михайловича, в ней он написал образ Богородицы с младенцем. Этот образ он ещё раз повторит уже в Киевском соборе, так этот образ запомниться всем как Васнецовская Божья Матерь.
Виктор Васнецов, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 год
Существует легенда о происхождении прототипа этого образа. Как-то раз вернувшись домой, Васнецов увидел свою жену в свете солнца, она была с ребенком на руках. Так воображение художника создало ещё один шедевр.
Женой Васнецова была Александра Владимировна Рязанцева. Женщина происходила из купеческого рода. В этом союзе родилось пятеро детей, а один из внуков Виктора Михайловича тоже стал художником.
Новый век
Человек он был патриархального уклада, царский режим уважал, а вот новый социалистический строй, возникающий на родине, не принимал и относился крайне негативно. Посмотрите на эту картину, Баба-яга изображена довольно страшной и злобной старухой, она символизирует новый режим, красный цвет её юбки, соответственно, символ социализма, а маленький мальчик, которого уносит злая баба – это всё то, с чем художник связывает разрушенный имперский уклад жизни.
Несмотря на неприятие большевизма и новой власти Васнецов не уезжает из страны, оставаясь верным своей родине. Живописец продолжает писать сказочные сюжеты, но теперь в них больше мрачных тонов, чаще встречается красный фон. В картинах чувствуется сопереживание художника к страданиям родины.
Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания своих чудесных картин, множество которых купил Павел Третьяков, оформил фасад Третьяковской галереи, расписал не один храм и создал множество эскизов зданий. Конечно, в памяти человечества он запомниться более как гениальный живописец, но нельзя отрицать и умалять его вклад, помимо русского искусства, в русскую культуру в целом.
Этот прекрасный человек, сумевший передать нам всю сказочность Древней Руси, родился Вятской губернии, в религиозной семье. Отец у него был простым священнослужителем. Родные места художника были известны величественными природными красотами и искусством народных умельцев. Именно в этой среде Васнецов, будучи юношей, познакомился с русскими народными сказками, песнями и былинами, которые ему пригодились впоследствии для передачи образов на холсте. Помимо того, Виктора в силу своих мировоззрений отец отдает учиться в Вятскую духовную семинарию. Однако, он не заканчивает учебу и едет в Петербург, где поступает в Академию художеств и получает художественное образование. Именно там он заводит знакомство с Репиным и Крамским.
В 1893 году Васнецов становится членом Академии художеств в Петербурге. Помимо этого гениальный художник выполнил проектные работы фасада здания Третьяковской галереи Исторического музея. Побывав в Москве, нельзя не посетить великолепный терем, похожий на сказку, являвшийся музеем В.М.Васнецова. Он был построен по его же проекту в 1894 году. В этом доме прошли его лучшие годы творчества. В настоящее время в этом здании всегда много туристов, где большинство из них дети.
Виктор получил типичное православное образование в местной семинарии. Затем поступил в художественную академию в Петербурге. Он много бывал за границей, но всё его творчество корнями уходит в русское народное творчество. Васнецов стремился преодолеть строгие рамки академического искусства. Ему были интересны не великие исторические личности, не масштабные побоища, а то, что близко каждому русскому человеку с ранних лет.
Васнецов всегда оставался глубоко верующим православным человеком. Совместно с другим русским художником – В.Д. Поленовым – он построил церковь в с. Абрамцево. Васнецов создал эскиз прекрасного образца русского стиля. По его рисункам было построено ещё немало прекрасных зданий, а также он выступал художником по костюмам и декорациям в театре мецената И.С. Мамонтова.
Васнецов много участвовал в выставках передвижников, стремясь показать, что искусство вне строгих рамок ещё прекраснее. Его картины оказали влияние на деятелей модернизма, поскольку в них воплощён русский национальный характер, русская история и фольклорные мотивы. Модернисты часто обращались к устному народному творчеству и создавали произведения по его мотивам. Так, представители Абрамцевского кружка вдохновлялись творчеством именно Виктора Михайловича Васнецова.
Популярные сегодня темы
Николай Вавилов – известный русский, советский биолог и генетик, внёсший огромный вклад в развитие селекции и теории происхождения растительного мира.
Владимир Вернадский – русский общественный деятель, естествоиспытатель, проводивший множество исследований в области минералогии, геологии и биохимии.
Пименов Юрий Иванович – советский, а затем и российский художник, писатель и создатель театральных декораций рисовавший в стиле импрессионизм – одного из направлений, характерным для которого
Финикийцы были выдающимися мореплавателями, успешно путешествовавшими по Средиземному и Красному морям, а также внутренним водным путям и среднеатлантическому побережью.
Этот головоногий моллюск очень привлекателен своей необычной внешностью. Он словно из другой планеты. Снято множество фильмов, где это существо изображают в виде морского чудовища.
Княгиня Ольга - одна из самых известных правительниц Древнерусского государства, бывшая регентшей при своём сыне Святославе Игоревиче, первая среди правителей Руси принявшая христианство и ст
Васнецов в своём творчестве последовательно прошёл несколько этапов. Это была вполне логическая эволюция — художник пытался построить большой стиль, органически вырастающий из духа народной жизни.
Васнецова с полным правом можно назвать народным художником, его картины знает каждый, и столь широкая популярность даже делает некоторые из них достоянием масс-культуры, как бы выводя за границы истиной живописи. Вины Васнецова в этом нет — логика развития искусства такова, что многие новаторские, в контексте своего времени, произведения постепенно превращаются в своеобразные клише и тем самым обесцениваются. Но сам этот процесс недвусмысленно указывает на то место, которое они изначально занимали в художественном пространстве.
При всём при том минусы такого отношения к художнику очевидны; его следствием становится превращение живого мастера в некий памятник. Подобная мемориализация закрывает от широкой публики огромные пласты его творчества.
Жанровые картины
Портреты
Настенные росписи
Поэма семи сказок
Богатырская тема
Архитектура
Историк-поэт
Биография художника
Работы художника
С квартиры на квартиру
Витязь на распутье
Алёнушка
Богатыри
Читайте также: