Сообщение о бабиновской дороге

Обновлено: 11.05.2024

Бабиновская дорога — дорога через Урал из Европейской России в Сибирь от Соли Камской до Верхотурья. Открыта в 1597 посадским человеком Соликамска Артемием Бабиновым и получила в честь него своё название. С 1598 года заменила Чердынскую дорогу.

Нулевым километром этой дороги считается Соборная колокольня в городе Соликамск.

Содержание

Строительство дороги

Строительство дороги началось в 1595 году и велось на протяжении двух лет. По царскому указу, в подчинение Артемию Бабинову было предоставлено два целовальника и сорок крестьян, в обязанности которых входила расчистка и обустройство дороги, прокладка мостов через встречавшиеся на пути реки. Протяженность дороги составила около 260 верст, что было гораздо короче прежнего Вишеро-Лозьвинского пути. В 1597 году дорога дошла до вогульского поселения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры. Годом позже на этом месте началось строительство города Верхотурье [2] . В этом же году были отправлены первые ссыльные в Сибирь — 50 угличан, обвинённых в убийстве царевича Дмитрия. Они были посланы на строительство и поселение в новый город Пелым.

Для защиты дороги были построены Растеский караул (в настоящее время не существует), Павдинский караул (посёлок Павда Ново-Лялинского городского округа ) Лялинский караул (село Караульское Ново-Лялинского городского округа ) от лялинских вогул, Кошайский караул (село Кошай Сосьвинского городского округа ) для защиты от сосьвинских вогул и крепость с таможней Верхотурье [3] .

Значение Бабиновской дороги

Будучи гораздо короче использовавшейся ранее дороги, проходившей через Чердынь, она сыграла важную роль в освоении Сибири. В течение двух столетий Бабиновская дорога была единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией. По этой дороге доставляли царские указы, денежные средства, почту, по ней ехали посольские делегации и научные экспедиции. По ней русские крестьяне, населявшие Прикамье, отправлялись на поиски свободных земель.

После открытия в 1735 году Сибирско-Московского тракта на Екатеринбург дорога утратила своё значение. В 1763 году была закрыта Верхотурская таможня и тракт был официально упразднён. [1]

Современное состояние

Бывшая Бабиновская дорога местами неплохо сохранилась, но кое-где полностью утрачены даже следы. Города Соликамск и Верхотурье во многом сохранили облик времён активной жизни дороги и имеют много памятников архитектуры 17-18 веков. Живописность окружающих гор Северного Урала пользуется большой популярностью у самодеятельных туристов.

Примечания

Литература

  • Чагин Г. Н. Бабиновская дорога и её роль в экономическом и культурном развитии Урала и Западной Сибири в конце XVI — первой половине XVIII века //Культурное наследие Азиатской России: материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. (г. Тобольск, 25-27 ноября 1997 г.). Тобольск, 1997. С. 115—116.

Ссылки

  • Исторические дороги России
  • История Сибири

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Бабиновская дорога" в других словарях:

БАБИНОВСКАЯ ДОРОГА — (Верхотурский путь) (от г. Верхотурье по рекам Тура Тобол) русский официальный путь в Сибирь через Ср. Урал с кон. 16 до сер. 18 вв. Заменил Чердынскую дорогу … Большой Энциклопедический словарь

БАБИНОВСКАЯ ДОРОГА — (Верхотурский путь) (от г. Верхотурье по рекам Тура Тобол), русский официальный путь в Сибирь через Средний Урал с конца 16 до середины 18 вв. Заменил Чердынскую дорогу. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Бабиновская дорога — (Верхотурский путь) (от г. Верхотурье по pp. Тура Тобол), русский официальный путь в Сибирь через Средний Урал с конца XVI до середины XVIII вв. Заменил Чердынскую дорогу. * * * БАБИНОВСКАЯ ДОРОГА БАБИНОВСКАЯ ДОРОГА (Верхотурский путь), русский… … Энциклопедический словарь

БАБИНОВСКАЯ ДОРОГА — дорога от Соли Камской до Верхотурья, по к рой русские ездили в Сибирь. Б. д. шла сухим путем через pp. Усолку, Сурмаг, Яйву, Косьву, далее от пос. Ростес по Павдинскому перевалу до дер. Павдинской, затем, пересекая pp. Павду и Лялю, переходила… … Советская историческая энциклопедия

Бабиновская дорога — прямая дорога из Верхотурья в Соликамск, служившая в старину главным почтовым трактом в Сибирь. Дорога эта указана правительству, взамен первого, очень длинного сибирского пути в 1595 г. соликамским жителем Артемием Бабиновым, как более прямая, и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Дорога — У этого термина существуют и другие значения, см. Дорога (значения) … Википедия

Чердынская дорога — путь в Сибирь в XVI в. через Средний Урал (от г. Чердынь по р. Вишера, далее волоком к pp. Ивдель Лозьва Тавда Тобол). Заменён Бабиновской дорогой. * * * ЧЕРДЫНСКАЯ ДОРОГА ЧЕРДЫНСКАЯ ДОРОГА, старинный путь через горы Среднего Урала в Западную… … Энциклопедический словарь

Чердынская дорога — Чердынская дорога дорога через Урал из Европейской России в Сибирь в XVI в. Чердынская дорога начиналась от города Чердыни, далее шла вверх по долинам р. Вишера Веслуй Почмога; затем через водораздел на р. Тальтию и вниз по … Википедия

Чердынская дорога — древний путь через горы Урала в Западную Сибирь. От г. Чердыни Ч. д. шла вверх по долинам рр. Вишера Веслуй Почмога; далее через водораздел на р. Тальтию и вниз по рекам Ивдель Лозьва Тавда Тобол. В конце 16 в., в первые годы после… … Большая советская энциклопедия

Бабиновский тракт-дорога построенная в 1597 году для соединения России с Зауральем и Сибирью по указу царя, нанятыми для этого крестьянами под руководством Артемия Бабинова, который по преданию тайком разведал путь у местных аборигенов.В течении двух лет были расширены просеки, выложены гати в местах болот.Бабинов за заслуги был назначен главным смотрителем дороги, получил от царя земли и был освобожден пожизненно от налогов.Всего длинна дороги того времени более 300 км.Дорога заменила единственный в то время водный путь в Сибирь, разведанный Ермаком за 20 лет до этого.Использование дороги по указу царя было обязательным, ослушавшиеся и использовавшие другие пути ловились и жестоко наказывались…
Старт состоялся в д.Павда Свердловской области.
Деревня во времена Артемия Бабинова являлась одним из ключевых населенных пунктов сибирского тракта.
План был примерно таким: пройти по тракту от Павды до Косьвы и попробовать пройти непроходимый никем участок в 10 километров от ур.Кырья до п. Растесс.Наша команда сосоящая из ребят гг.Чебоксары, Полевской и Екатеринбург разместилась на павдинской базе "Таежная рось". Нам выделили домик и накормили ужином, потом был костер, баня и шашлык с компотом.Все цивилизованно угомонились и на утро начались 3-х часовые сборы…собирались очень тщательно, один фиг забыли мало того что камеру го-про, но и СОЛЬ)))))
Наконец все на конях

бабиновская дорога

Начиналось все отличной погодой-солнце и тепло!
Бабиновская дорога от д.Павда на протяжении 15 км представляет собой грунтовку отсыпную которая используется

бабиновская дорога

По ней мы валили довольно резво глотая пыль и ямы с лужами, И вот подошли к тому месту где новая дорога уходит правее, а исторический тракт идет прямо в еле заметную щель в густом лесу шириной в легковую машину…ну что ж едем туда…(автомобилистам не советую)

бабиновская дорога

дорога, вернее просвет в лесу, то становится широким и тогда весело на душе то превращается просто в заболоченные низины с кривыми деревьями, где проезд только квадру по ширине…к слову сказать мы старались ехать по пунктиру генштаба обозначенному словами " соликамская дорога", проезды в заболоченной низине реки Кырьи между кочкарником и кривыми деревцами шириной в квадр, трава в рост человека…
временами первый квадр проваливался кудато…намека на то что здесь когда то был "тракт" и в помине нет. Форсировались ручейки и речки всегда сильно заболоченные и отдельное спасибо бобрам, бревна и пеньки в траве которая в рост человека- это тот еще сюрприз. не зря видно говорят "убил бобра-помог туристу"…кому как)))

бабиновская дорога

бабиновская дорога

во время преодоления очередного заросшего брода вовремя заметили открутившийся и потерявший гайка болт на переднем редукторе…быстро устранили и пошли дальше (гайки и болты ооочень советуем всем иметь в зипе)

Бабиновский тракт

таким образом мы прошли ок. 30 км и остановились ночевать в ур. Кырья , готовясь завтра к проходу непроходимого участка.

def7f86s-960

Разбили лагерь после первого дня в ур. Кырья, встретили двух рыбаков которые были очень удивлены, встретить людей в таких местах редкость
На следующий день намечались самые сложный непроходимый участок-или 3 варианта его обхода.
Первая попытка - историческое направление самого тракта непроходимо, сначала завалы, а потом вообще старый выруб, где ногами то очень сложно идти не то что на технике.

Прошли 200 метров пилили и пилили и в конце уперлись в стену леса, стало понятно что дороги тут нет а пилить лес неделю в планы не входило.

dc0ff86s-960

Первый объезд вообще не существовал-сплошная стена леса на старом вырубе, пришлось разворачиваться в зарослях

бабиновская дорога

Второй объезд по левому берегу Кырьи вообще не существовал, ни намека на щель в лесу куда можно "просочиться" квадроциклу -сплошная стена леса на старом вырубе. Для тех кто не в курсе-старый выруб это место лесоразработки 20-30 летней давности изрытый старыми колеями, остатками огромных пней и все это поросло 10 метровым лесом сплошной стеной, как на верхней фото-справа и слева заросший выруб, посередине-старый "волок" по которому мы"ехали", в таких местах человек-то протискивается с трудом между деревцами…и так на протяжении многих гектаров, лес тогда валили по-серьезному, вот его сейчас почти и не осталось. Такие выруба напрочь уничтожают все старые дороги.

Третий объезд сначала начался старым волоком (просека по которой вытаскивали лес с вырубов не зарастает так как все перепахано, волок шел по руслу ручья и вот после несколько километров он просто закончился, ехать по заросшему руслу ручья стало просто невозможно…

бабиновская дорога

В итоге сделаны выводы :
Участок 1 - по правому берегу Кырьи, историческая бабиновка, представляет собой старые захламленные вырубы, поросшие 5-15 метровыми деревьями стеной, колеи корневища и прочее…по нашему мнению авто-квадротехникой непроходимы 100%
Участок 2 - вдоль левого берега Кырьи, предполагался как обход- не существует-вырубы, болота, камни.
Участок 3 - предполагался как обход, обхода -начинался как старая заросшая колея, по руслу ручья, по старому вырубу по которой вытаскивали когда то лес, закончилась заросшим оврагом-непроходима 100%.
И главный вывод для истории и последователей : Бабиновского тракта, как цельной дороги или видимого прохода в тайге больше не существует! годы и люди сделали свое дело…

Получив для себя ответ на вопрос о возможности первопрохода по исторической Бабиновке и успокоившись, мы продолжили путешествие уже не в ритме "экспедиция!рви!ломись!первопроходи!", а в ритме спокойном и размеренном.
И во второй половине дня мы встали на дорогу от ур. Кырья которая большой петлей потом выходит снова на р.Кырья и Бабиновский тракт до заброшенной деревни Растесс. Дорога очень плохого качества, с большой колеёй.
Случилась небольшая поломка-появился свист, скрежет -оказалось выкрутился нижний болт кулака, гайка потеряна, крышка болта проточила желоб а диске, хорошо быстро замечено иначе бы распилило диск вдоль! Возите с собой гайки и болты! Поломка устранена за 5 минут, заодно совмещено с обедом. Едем дальше, начинаются красоты Уральских перевалов

бабиновская дорога

Таким образом после 50 километрового объезда, мы снова пересекли Кырью вброд, уже в знаменитом растворившемся в тайге поселке Растесс

Отдельно по Растессу. История : во времена Бабинова-это один из ключевых перекладных пунктов на тракте, здесь останавливались купцы на отдых по пути в Сибирь и обратно, Кстати на окраине поселка имеется захоронение с могильными плитами. На одной массивной чугунной плите значится, что в 1901 году здесь похоронены дети одного из купцов Сибирякова, по некоторым данным этот купец с семьей по пути из Азии в европейскую часть был остановлен в Растессе и содержался вместе с семьей на карантине по оспе, в итоге трое детей умерли от болезни, остальные после карантина двинулись далее. Потом судя по всему тела были семьей перевезены на родину.Очень грустная история. Кто-то говорит о раскопках этих могил черными копателями, но в это мало вериться , так как никто в России в детские могилы драгоценностей не клал, а значит искать там особо нечего.
Больше кроме этих захоронений в Растессе смотреть нечего. Поле покрытое в рост человека крапивой и с огромными кочками внизу, по нему ногами идти очень сложно, на квадре и то сложно ехать. Место специального посещения не заслуживает, только как точка маршрута.
Переночевав на окраине деревни, с утра снова встали на исторический Бабиновский тракт в сторону р.Косьва, он идет довольно четко хоть и используется очень редко, может раз в год кто-нибудь проедет а может и реже.
Первые несколько километров достаточно сложные для движения - это болота, истоки ручьев и речек. Мы толкали квадроциклы и лебедились.
Едем дальше, разбортовываемся, перегреваемся, на каждой вынужденной остановке в болоте, полчища комаров радуются неожиданному пиру и мстят за взорванное жилище… покормим их и едем дальше. В итоге болота сменились на красивейшие места, хребты, перевалы, под колесами твердый камень, открылись просторы и ветер сдул комарьё.Жизнь налаживается!

бабиновская дорога

проезжаем броды с разрушенными мостами и домами у мостов (мостовых смотрителей), незабываем поплескаться и помыть радиаторы, забитые болотной тиной наглухо.
А ведь на улице давит под +30 !

c6fff86s-960
10fff86s-960
44fff86s-960

По таким красивейшим и диким местам при солнечной и сухой погоде мы долетели до нежилой деревни Верхняя Косьва и броду через р. Косьва. Мы опасались большой воды в реке , так как предстоит пройти брод 150 метров шириной, и даже при нашей малой воде чуть выше колена загруженный квадроцикл сносит течением.

косьва

Думаю при высоте воды в 0,7 - 1 метр брод квадроциклами непроходим! Легко смоет и перевернет на камнях.

косьва

Пересекли реку, кто-то повисел на подводных камнях, но в целом благополучно. Помыли радиаторы, пообедали, кто-то даже искупался. На градуснике +30 гр…лето!
Едем дальше по красивейшим местам слева горы справа река к заброшенному поселку золотодобытчиков Тыпыл, дорога отличная проезжая для Нивы и Уаза, по ней пермяки ездят на Косьву рыбачить.Везде полно стоянок рыбацких, но ни одной души не встретили.

Брод через р.Тыпыл и далее р.Тылай красивые и с водой нам повезло, бывает там плавают даже "шишиги",таким образом по каменистым дорожкам иногда даже пересекая небольшие курумы вдоль гор и рек мимо знака Европа-Азия доехали до пос. Кытлым, поселок военных и бывших золотодобытчиков. Военные что-то копают в соседней горе, по слухам там и горы то нет внутри одна крыша))) В общем зона-51 по-русски, туда не пускают и охраняют. Золото тоже не моют, драга которая на окраине раньше было достопримечательностью с 3-х этажный дом уже распилена на металл и вывезена, только лесопилка продолжает работать.
Некоторые члены команды рвались на г. Конжаковский камень-самую высокую в Свердловской области, поэтому мы на ночь глядя двинули по тропе в гору и миновав знаменитую дорогу идущую по реке доехали до поляны именуемой " КП Родник" по названию контрольного пункта во время Международного горного марафона "Конжак" , который ежегодно проходит тут, все бегут 21 км в гору и 21 км обратно на поляне поставили лагерь.

Заночевали и с утра парни из Полевского сели на квадры и двинули до "поляны Художников" 5 км по куруму и каменистой дороге, чтоб оттуда еще 7 км пешком до вершины, сходили и принесли одну фотку . Обещали за 2-3 часа "сбегать", но т.к марафонцы из нас те ещё.прошло 6 часов…Хрен знает как установлен рекорд марафона 3 часа ! кто ходил туда пешком, тот никак не поймет как такое возможно, это ж каким бегуном надо быть. В общем респект и уважуха его участникам!
А вся остальная группа в это время пережив утренний ливень вялилась на солнышке встречая и провожая пешиков которых даже в будние дни тут немало.Заодно прибрали мусор на поляне от горе-туристов и сожгли в огромном костре.
Парни пришли и мы как то резво двинули обратно в Кытлым и оттуда по горной тропе через перевал в д.Павда.
Дорога домой манила.
По пути отдельного внимания заслуживает случай с грозой и молнией.
группа остановилась на пару минут в начавшейся дождь, чтоб дождаться отставшего участника и в этот момент метрах в 50 от нас прямо в дерево на окраине дороги шарахнула молния! безумный грохот и треск, красные и белые вспышки огня! все оглохли от такого! впечатление что вот сейчас выгорит вся проводка в квадрах и в тебе…а ведь если б мы не встали то как раз были бы в том месте, а шли мы кучно…вот уж как говорят пронесло! И сразу после этого взрыва ливень как по команде встал стеной, я сразу промок до нитки, хотя был в мембране.
И мы понеслись, нас будто что-то подгоняло…Мы гнали под такой ливень еще около 10 км до деревни и как въехали в нее он тут же закончился и вышло солнце…
Вот уж поверишь в лесного духа, он как будто нас выгнал с треском из тайги…вроде не грешили.

Вот так замечательно закончилось наше приключение. Цель достигнута-места красивые увидены, Бабиновская дорога пройдена насколько это возможно, а главное мы погрузились в историю, там в отдалении от людей границы ее стираются время там идет медленнее чем в мегаполисах и все явственней воспринимается. Появились новые знакомые и единомышленники. Что еще надо от отдыха?
Всем привет !
Немного статистики: пройдено-226 км, ходовое время- 27 ч:48 мин, средняя скорость-16 км/ч, макс.скорость-67,4 км/ч

Задавайте свои вопросы касаемо этого маршрута в комментариях под статьей - я всегда готов на них ответить!

У входа верстовой столб с указателями.

верстовой_столб_verstovoy_stolb

Бабиновская дорога прокладывалась с 1595 г. по 1597 г. от Соликамска (Соль Камская) до вогульского городища Неромкур, на месте которого и построен г. Верхотурье. Это первая сухопутная дорога через Урал.

Опять интересное решение экспозиции – узкий тёмный коридор, на стенах которого экспонаты, освещённые подсветкой. Ощущение, что вы идёте по дороге среди тайги, достигается не только визуальным восприятием экспонатов, но и звуками. Всю дорогу вы слышите щебетание лесных птиц, журчание ручьёв и шум листвы на ветру. Здорово.

экспозиция_Бабиновская_дорога_ekspozitsiya_Babinovskaya_doroga

Тартария – так в западноевропейской литературе и картографии называлась территория от Каспия до Тихого океана и до границ Индии и Китая.

Carte de Tartaria

Ну и вот мы уже поехали по Бабиновской дороге вместе с великими путешественниками, например с Камчатской экспедицией Витуса Беринга. Слышен цокот копыт.

путешествие_puteshestvie

По Бабиновской дороге в XVII – XVIII веках держали путь не только путешественники, учёные и торговцы, по этой дороге следовали ссыльные в Сибирь.

с_мансийцем_s_mansiytsem

мансийка_mansiyka

мансийский_охотник_mansiyskiy_okhotnik

шаман_shaman

Всем известно, что в Сибири медведь с давних времён считается хозяином тайги. О нём слагались легенды и песни. У манси есть красивая песня — сказание о спуске медведя с неба.

медведь_medved

песнь_pesn

А это макет Чаньвинской пещеры, расположенной в Пермском крае. В пещере было святилище вогульского народа с ритуальным костром и жертвенным камнем.

Чаньвинская_пещера_Chan

идолы_idoly

Именно благодаря этой пещере, а вернее вогульской тропе к ней с восточных склонов Урала, с верховьев реки Туры от городища Неромкур, которую и обнаружил Артемий Бабинов, была построена новая государева Сибирско-Верхотурская дорога. В народе же дорогу прозвали Бабиновской, потому что, и обнаружил этот путь, и руководил строительством по указу царя Фёдора Иоановича, Артемий Бабинов – житель деревни Верхняя Усолка Соликамского уезда.

Артемий_Бабинов_Artemiy_Babinov

Похожие посты:

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям.

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:

*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

_.jpg

История дороги достаточно освещена. Тем не менее, остаются вопросы. Во-первых, даты – начала разведки и процесса строительства дороги. Во-вторых, личность строителя, А.С. Бабинова.

Датировка не подвергается особой критике. Считается, что дорога, по царскому указу 1595 г., была проложена в течение двух лет – в 1596–1597 гг. Причем последняя дата подтверждается грамотами, чего нельзя сказать ни о первой, ни о второй. Если допустить, что Бабиновская дорога строилась два года, то ее строители должны были проходить в сутки более 380 метров, около 15 м в час, всесезонно, в любую погоду. Темпы нереальные и для нашего времени. Следовательно, дорогу начали строить гораздо раньше 1595 г. Когда именно? И откуда взялась эта дата?

В известных на сегодняшний день источниках, связанных с Бабиновской дорогой, 1595 г. не упоминается. На мой взгляд, произошла ошибка в прочтении какой-то неизвестной нам грамоты, которая могла содержать сведения, что в 95-м году по указу царя Федора Иоанновича велено было проведывать прямые пути в Сибирь. Такое написание дат, с опущением тысячелетий, характерно для допетровских документов. Например, в жалованной грамоте А.С. Бабинову царя Михаила Федоровича 1617 г. упоминается 124 г., с предполагаемым 7 тысячелетием. Когда это читал современник, он понимал, что речь идет о 7095 г. от сотворения мира. Но человек уже конца XVIII века мог ошибочно интерпретировать 95-й как 1595 год от Рождества Христова, что с его точки зрения было вполне логично, если речь шла о царе Федоре Иоанновиче.

Далее ошибочная датировка могла войти в летопись. Подтверждением использования документов в летописании служит, например, цитата Берхова Соликамского летописца, приведенная выше – фрагмент подлинного текста жалованной грамоты А.С. Бабинову 1617 г., с полной росписью старого Вишеро-Лозьвинского пути. Но и в этой грамоте не упоминается ни 1595, ни 95 г.

И эта новая датировка замечательно укладывается в реалии того времени. Разведка удобного пути в Сибирь началась сразу по возникновении в нем необходимости. Следовало не только удержать завоеванные позиции в Сибири, но и расширить зону влияния, заселить ее, а для этого регулярно доставлять значительные объемы грузов, получить возможность всесезонной связи. Таким образом, устройство дороги – это запланированное государственное мероприятие.

В свете новой датировки связь изъятия в казну Строгановских городков с устройством дороги налицо. Изъятие было вызвано необходимостью, во-первых, нейтрализовать предприимчивых и излишне самостоятельных вотчинников, подчинить их приказным начальным людям; во-вторых, избежать конфликтов при проведении дороги по их землям; и, в-третьих, использовать ресурсы Строгановских вотчин наряду со всей Пермью Великой.

Позднее, как только дорога по Строгановским землям была проложена, в 1591 г. Н.Г. Строганову вернули Орел-городок, а его двоюродным братьям, А.С. и П.С. Строгановым, – Чусовскую вотчину, с восстановлением всех прежних прав. Поскольку часть земли Никиты Григорьевича вошла в сферу действия дороги, за нее он был пожалован землями вниз по Каме, с речками Нытвой, Югом, Очером. Пожалование относится к 1597 г., что косвенно подтверждает нашу версию – в это время работы на дороге подходили к концу.

По мере продвижения на восток, устраивались станы: Верх-Усолка – Сурмог – Верх-Яйва – Чикман и т.д. до Верхотурья – всего десять, с неравными между ними расстояниями – 17-30 верст. Эти расстояния показывают, сколько строители проходили за сезон – от весны до начала зимы. Рубить деревья могли и зимой, но пни корчевать и ямы засыпать-трамбовать – только по свободной от снега земле. Таким образом, количество станов еще раз косвенно подтверждает версию, что работы продолжались не два года, а почти десять лет. Но даже их не хватило, чтобы сделать качественно.

Афанасий Софрониевич Бобынин (Бобинин) и Артемий Софонович Бабинов – инициалы идентичны. Имена разные, но с существовавшей в то время практикой противоречия нет: у одного человека могло быть несколько имен – крестильное или молитвенное, обиходное, прозвищное. Афанасий мог быть Артемием и наоборот. Бабинов вполне мог зваться и Афанасием.

То, что А.С. Бобынин-Бабинов в данном случае оказывается не специалистом по строительству дороги, а только руководителем, большого значения для исполнения возложенного на него поручения не имеет. Ведь и сам Б.Ф. Годунов в свое время был послан строить крепость в Смоленске, не будучи архитектором. Если принять во внимание, что А.С. Бабинов не был специалистом, становится понятным, почему мосты снесло полой водой, а гати проломились в первый же год эксплуатации дороги. Руководящие и организационные качества его проявились в самом исполнении мероприятия государственного значения и скорейшем устранении недоделок.

Версия интересная, требует тщательной проработки. Однако маловероятно, чтобы А.С. Бабинов был тем Бобыниным, поскольку нападение разбойников близ Суздаля случилось в 1588 г. и в новую датировку Бабиновской дороги – с 1587 г. – не укладывается.

Литература

2. Берх В.Н. Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей. – СПб.: Военная тип. главного штаба, 1821. – 234 с.

3. Бобынины или Бобинины // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. – Т. 4 (7): Битбург – Босха. – СПб.: Типолитография И.А. Ефрона, 1891. – С. 139.

5. Дмитриев А.А. Пермская старина. Сборник исторических статей и материалов преимущественно о Пермском крае. – Вып. 6: Первые годы после Ермака и Смутное время. – Пермь: Тип. н-ков П.Ф. Каменского, 1895. – 188 с.

6. Жалованная грамота Строгановым 1591 года // Русский дипломатарий. – Вып. 6. – М.: Памятники исторической мысли, 2000. – С. 190 – 195.

7. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология: Учебн. пособие. – 2-е изд. – М.: Высш. школа, 1975. – 328 с.

8. Миллер Г.Ф. История Сибири. – Том I. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. – 607с.

9. Миллер Г.Ф. История Сибири. – Том II. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. – 644 с.

10. Оглоблин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592–1768). Часть третья. Документы по сношениям местного управления с центральным // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете.– Книга 3 (194). – М.: Университетская тип., 1900. – С. 1–394.

Читайте также: