Хранители преданий в христианстве сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Тем не менее, полемика с неправославными подняла целый ряд важных вероучительных аспектов, ответы на которые позволили бы богословам более точно выразить учение Православной Церкви о Предании 127 .

К этой, скрытой от посторонних, области относятся не какие–то тайные знания по подобию гностических, а возможность через молитву и аскезу стать участником благодатного освящения. Вспомним структуру Божественной литургии, где есть часть, доступная оглашенным, и часть, на которой остаются только верные – те, кто допускается к участию в таинстве Евхаристии. Исходя из вышесказанного, теперь можно дать определение Священному Преданию:

Священное Предание – это общая форма сохранения и распространения Церковью своего учения, форма сохранения и распространения Божественного Откровения 133 .

§22 Священное Предание и Священное Писание

Вопрос о Священном Предании и о его соотношении со Священным Писанием стал пристально рассматриваться некоторыми православными богословами в контексте дискуссий с представителями инославия.

Можно сказать, что хотя Писание и содержит всю полноту Откровения (принцип достаточности Писания), однако понимание Писания и тем более претворение его в жизнь может быть осуществлено только в Церкви, а благодатное освящение и механизм его передачи и есть Предание. Таким образом, Писание не может быть верно понято и осуществлено вне Предания, вне Церкви.

§23 Церковь как хранительница Священного Предания

§24 Формы выражения Священного Предания

Следует помнить, что у Священного Предания есть формальное выражение в исповеданиях веры, Символах веры, правилах, канонах и так далее. Для удобства их можно изложить следующим образом:

I. Исповедания веры

1) свт. Григория Неокесарийского. Составлено оно примерно между

260–265 гг. по P. X. В этом исповедании рассматривается, прежде всего, вопрос о Пресвятой Троице. Одобрено VI Вселенским Собором;

2) свт. Василия Великого (Против ариан, IV в.);

3) прп. Анастасия Синаита (VI в.), краткий катехизис;

4) свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.), – о Св. Троице, двух волях Христа. Одобрено VI Вселенским Собором;

5) свт. Григория Паламы (1351 г.). В этом исповедании в краткой форме выражено общецерковное учение по всем основным богословским вопросам, в частности, по вопросам, касающимся споров относительно природы Фаворского света, а также о границах богопознания. Одобрено Константинопольским Собором 1351 г.;

6) свт. Марка Эфесского на Ферраро–Флорентийском Соборе 1439–1440 гг. Обстоятельное изложение православного учения, особенно по спорным с католиками вопросам, таким как главенство папы, Filioque и т.д.;

7) патриарха Константинопольского Геннадия Схолария (XV в.), которое после взятия Константинополя турками патриарх Геннадий представил турецкому султану Мухаммеду II.

II. Символы веры

3) Афанасиевский Символ веры (не принадлежит свт. Афанасию. Время написания – V век).

Отличия исповеданий от символов:

1) обычно более пространны, чем символы;

2) носят полемическую направленность;

3) не употреблялись в литургической жизни Церкви;

4) имеют конкретного автора.

III. Канонические правила Церкви

IV. Определения Вселенских и некоторых Поместных Соборов:

1) IV Вселенский Собор – орос о модусе соединения двух природ во Христе;

2) VI Вселенский Собор – изложение учения о двух волях и двух энергиях во Христе;

3) VII Вселенский Собор – вероопределение об иконопочитании;

4) Константинопольский Собор 879–880 гг. при святом патриархе Фотии Константинопольском;

5) Константинопольский Собор 1076 г. против Иоанна Итала;

6) Константинопольский Собор 1117 г. На нём рассматривали заблуждения монаха Нила и митрополита Евстафия Никейского;

7) Константинопольский Собор 1156–1157 гг. рассматривал заблуждения архидиакона Сотериха Пантевгена, нареченного патриарха Антиохийского. Спор касался его учения о Евхаристии;

10) Константинопольские Соборы XIV в. – 1341, 1347, 1351 гг. Посвящены спорам о природе Фаворского света;

11) Иерусалимский Собор 1672 г. был собран против Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, в богословии которого обнаруживается сильное влияние кальвинизма.

V. Литургическая жизнь Церкви:

чинопоследования богослужений и уставы церковных служб.

VI. Церковное искусство:

иконопись, музыка, гимнография, архитектура и т. д.

VII. Мученические акты и жития святых

VIII. Творения святых отцов и учителей Церкви

IX. Древняя церковная практика

уставы, касающиеся келейных молитвословий, постов, поклонов и т.д., богослужебные правила, благочестивые обычаи и традиции.

2) Послание восточных патриархов;

Самостоятельная работа:

Что такое Священное Предание?

Почему сложно дать определение Св. Преданию?

Как соотносятся Священное Писание и Священное Предание?

Какие ошибочные взгляды существуют на Священное Предание?

Как согласно В. Лосскому различаются вертикальная и горизонтальная линии Предания?

Кто хранитель Предания?

Какие уровни Предания можно выделить?

Что такое формальное выражение Предания? Перечислите.

Что такое Символы веры и исповедания веры? Чем они отличаются друг от друга? Перечислите их.

Что такое символические тексты? Объясните происхождение термина.

Перечислите Константинопольские Соборы XI–XII вв. и укажите, каким вопросам они были посвящены.

Обязательно к прочтению:

Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты Православной Церкви // Богословские труды. Нижний Новгород, 2011. С. 430–481.

Мейендорф И., прот. Смысл Предания // Живое Предание. СПб., 1997. С. 13–32.

Рекомендуемая литература:

Апостольский Символ веры // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С . 124–125.

Антоний (Паканич), митр. Свидетельство Традиции в мире после традиций // Богословские статьи, доклады и речи. К.: Изд. отдел УПЦ, 2013. С. 139–162.

Артемий (Радосавлевич), eп. Предание и Церковь.

Афанасиев Символ веры // Православная энциклопедия. М., 2001. С. 696–697.

Богодухновенность // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3 (приложение). С. 342–348.

Булгаков С., прот. Церковь как Предание // Православие. Очерки учения Православной Церкви. К., 1991. С. 13–43.

Василий (Кривошеин) архиеп. Символические книги Православной Церкви // Богословские труды. Нижний Новгород, 2011. С. 430–481.

Василий (Кривошеин), архиеп. Православное духовное Предание // Богословские труды. Нижний Новгород, 2011. С. 219–235.

Ведерников А. Проблема Предания в православном богословии // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 10. С. 61– 71.

Воронов А., прот. Протестантское богословие и вопрос о богодухновенности Свящ. Писания // Труды КДА. 1864. № 4. С. 403–447; №9. С. 1–70.

Давыденков О., прот. Священное Предание //Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2005. С. 36–58.

Дронов М., прот. Писание и Предание // ЖМП. 1993. № 11. С. 9–25.

Иларион (Алфеев), митр. Вероучение. Источники православного вероучения. Писание и Предание // Православие. Т. 1. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2012. С. 337–342.

Кураев A., диак. Предание и Писание // Традиция. Догмат. Обряд. М.: Клин, 1995; Изд. 2–е: К., 2003.

Лосский В.Н. Предание и предания // ЖМП. 1970. №4. С. 61–76.

Мейендорф И., прот. Живое Предание: свидетельство Православия в современном мире. СПб., 1997. 272 с.

Мейендорф И., прот. Иерархия и народ в Православной Церкви // Вестник РХД. 1955. № 39. С. 36–41.

Мейендорф И., прот. Православная традиция и история // Живое Предание. СПб., 1997. С. 249–270.

Мейендорф И., прот. Смысл предания // Живое Предание. СПб., 1997. С. 13–32.

Мейендорф И., прот. Церковь, общество, культура в православном церковном Предании // Вестник РХД. 1978. № 124. С. 21–35.

Павел (Черемухин), иером. Константинопольский Собор 1157 г. и Николай, епископ Мефонский // Богословские труды. М., 1960. Сб 1. С. 86–109.

Предание // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 383–394.

Флоровский Г., прот. Назначение Предания в Древней Церкви // Вестник РХГА. СПб., 2014. Т. 15. Вып. 1. С. 11–28.

Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование // Догмат и история. М., 1998. С. 19–39.

Фокин А. Р. Учение о богодухновенности Священного Писания в Древней Церкви (Ι–V вв.) // Альфа и Омега. 2003. № 36.

Лосский В. Н. Указ. соч. С. 61.

Дронов М., прот. Писание и Предание // ЖМП. 1993. № 11.

Лосский В.Н. Указ. соч. С. 64.

Ириней Лионский, свт. Против ересей. Кн. 3. Гл. 1–4 // Творения. М., 1996. С. 220–226.

Цит .по: Давыденков О., прот. Указ. соч. С. 38.

См., например, доклад: Иларион (Алфеев), митр. Священное Писание и Священное Предание: православный взгляд // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс] / URL:

Филарет (Дроздов), свт. Слово по освящении храма Живоначальной Троицы в Московском Даниловом монастыре // Христианское чтение. 1838.

Лосский В. Н. Предание и предания // ЖМП. №4. 1970. С. 72.

Цит. по: Ведерников А. Проблема Предания в православном богословии // ЖМП. № 10.1961.

Ср.: Тертуллиан. О прескрипции [против] еретиков. Гл. 37–38.

Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 1. С. 24.

Подробней о самом понятии и о перечисленных текстах см.: Василий (Кривошеин) архиеп. Символические книги Православной Церкви // Богословские труды. Нижний Новгород, 2011. С. 430–481.

Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.

бесплатный конструктор сайтов церковных организаций

Бесплатное,простое создание сайтов церковных организаций на основе WordPress. Полное техническое сопровождение и помощь.

На единой карте выводится информация о приходах, соборах, монастырях Поместных Православных Церквей.

СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ

Автоматический обмен информацией между церковными организациями внутри благочиний, епархий, Поместных Церквей.


 Владимир Легойда Приход.ру

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

 Марк Егорьевский Приход.ру

Марк, митрополит Рязанский и Михайловский

Глава Рязанской митрополии, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии


Му ллы на приёме у шаха Сафави


Хафиз Хорезми.

Христианство

Православие

Три степени священной иерархии — дьяконство, пресвитерство и епископство, — появившиеся в Церкви, оставались неизменными и в 4 в. Кроме научной подготовки к занятию той или другой иерархической степени, Церковь требовала еще, чтобы лица, избираемые на священнослужение, имели определенный возраст. Так, она установила — в иподьякона поставлять не прежде 20 лет, в дьякона не прежде 25 лет, в пресвитера не прежде 30. В церковных канонах, хотя не говорится о возрасте для епископского сана, но замечается, что удостаиваемый епископского сана должен предварительно пройти служение чтеца, дьякона, пресвитера и в не слишком короткое время, следовательно, должен иметь не менее 40 лет или, по крайней мере, 35, в соответствии с промежутком лет от дьяконства до пресвитерства. Назначая зрелый возраст для принимающих священство, Церковь желала допускать до священнослужения лиц возмужавших, отличающихся зрелостью мыслей, опытностью рассудка и твердостью воли.

Иерархические степени

Белое духовенство (женатое или в целибате)

Черное духовенство

(монашествующее)

III

Епископат

(архиерейство)

патриарх

митрополит

архиепископ

епископ

II

Пресвитерство

(иерейство)

протопресвитер

протоиерей

иерей

(пресвитер, священник)

архимандрит

игумен

иеромонах

I

Дьяконат

протодьякон

дьякон

архидьякон

иеродьякон

ЕПИСКОПАТ

– собирательное название высшей (третьей) степени священства православной церковной иерархии. Представители Е., именуемые также обобщенно архиереями или иерархами, в настоящее время распределены, в порядке административного старшинства, по следующим рангам.


Епискоу Звенигородский Николай (в миру Сергей)


Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (в миру Борис)

Cвятой Михаил митрополит Киевский и всея России чудотворец .


Филарет, патриарший экзарх всея Беларуси.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

ИЕРАРХИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Иерархия Римско-Католической Церкви восходит к апостольским временам. Можно выделить три ступени священства: епископы, священники (или пресвитеры) и диаконы. Однако особая роль в управлении Католической Церковью принадлежит епископу Рима. Согласно католическому учению, он является преемником князя апостолов — св. Петра, которому Сам Христос вверил попечение над всей Церковью.

ПАПА

С первых веков христианства Римский епископ обладал особым авторитетом в Церкви, хотя и не имел прямой власти над другими епископами (особенно восточными). С падением Западной Римской империи епископ Рима, именуемый также папой Римским, постепенно стал главой не только духовной, но и в некоторой степени политической жизни христиан Западной Европы. После великого разделения Церквей (1054 г.) папа остался верховным иерархом Католической Церкви. Официальный титул папы таков: Епископ Рима, Наместник Иисуса Христа, Преемник Князя Апостолов, Первосвященник (или Верховный Понтифик) Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, Архиепископ и Митрополит Римской Провинции, Монарх Государства-города Ватикан.


Епископ в Римско-Католической Церкви.

Папа как наследник св. Петра и первосвященник и сам обладает верховной властью. Он созывает соборы и синоды и председательствует на них, рукополагает (возводит в сан) кардиналов и епископов, провозглашает догмы. На него возложены обязанности Вселенского пастыря, и потому главным в его служении Господу является проповедь Слова Божия.


Тициан Вечеллио Портрет папы Павла III

Его независимость гарантируется Святому престолу перед лицом любой временной власти. На том месте, где, по преданию, был похоронен св. Пётр — первый епископ Рима (вероятнее всего, он был казнён неподалёку, а потом предан земле на кладбище, находившемся на склоне Ватиканского холма), в IV в. император Константин Великий построил базилику. Вскоре она стала местом паломничества христиан. Войны и варварские нашествия повредили святыню. И в XVI столетии папа Юлий II на её месте начал грандиозное строительство нового храма — собора Св. Петра, который сохранился до наших дней. Рядом был воздвигнут Ватиканский дворец — резиденция папы. На территории Ватикана папа обладает всей полнотой законодательной и исполнительной власти. Папа Римский управляет Государством Ватикан с помощью администрации, составляющей правительство.


Жак Луи Давид Портрет папы Пия VII

КАРДИНАЛЫ

Папа с кардиналом и герцогом

Тициан Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе (незавершена)

Назначение кардинала целиком во власти папы. Многие кардиналы (сегодня их около 150) не из римского духовенства, однако папа всегда ставит их во главе либо одной из семи исторических пригородных церквей Рима, либо древнего прихода, либо древнего римского диаконата. В течение долгого времени, для того чтобы стать кардиналом, было необязательно иметь сан священника. В 1919 г. Бенедикт XV установил, что будущему кардиналу необходимо по крайней мере быть рукоположённым в священники, а в 1962 г. Иоанн XXIII закрепил кардинальский титул исключительно за епископами. С 1970 г. по решению папы Павла VI участвовать в избрании папы могут лишь те кардиналы, которым ещё не исполнилось 80 лет. Кардиналы, служащие в римских конгрегациях (учреждениях, курирующих разные направления деятельности Католической Церкви) или в других постоянно действующих органах Святого престола, в 75 лет должны сложить с себя полномочия, и только папа властен продлить их.

Буддизм

Лама (буддийский монах)

Лама (тибет., буквально — высший), буддийский монах в странах, где распространён ламаизм . Термин появился в 8 в. в связи с основанием первого монастыря в Тибете и организацией монашеской общины. Первоначально Л. в Тибете именовались только монахи, получившие высшую учёную степень и право быть учителем. Позднее в Тибете и др. странах распространения ламаизма Л. стали называть всякое лицо, принявшее монашеский обет.

ИУДАИЗМ

Система раввинских должностей образует иерархию, высшая ступень — ашкеназский и сефардский верховные раввины; за ними следуют судьи (даяним) Высшего апелляционного суда, затем — даяним региональныхбатей-дин, многочисленные раввины (наблюдающие за кашрутом , за миквами и т. п.), региональные раввины, назначаемые местными религиозными советами, и, наконец, раввины синагог.

Данную методическую разработку можно использовать на уроке ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозныз культур" в 4 классе УМК "Школа России". Разработка включает в себя конспект урока и презентацию. На уроке используется как индивидуальная, так и групповая работа, применяются разные методы и формы работы.

ВложениеРазмер
презентация к уроку 457.82 КБ
конспект урока 24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ХРАНИТЕЛИ ПРЕДАНИЯ В РЕЛИГИЯХ МИРА Подготовила: Евтушенко Элла Александровна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 133 Первая квалификационная категория

Верующие евреи стали называть таких знающих людей раввинами , т. е. учителями . МУДРЕЦЫ ИУДЕЕВ

Позднее для помощи епископам появились священники и диаконы . ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ

Мусульмане доверяют возглавлять молитвы наиболее грамотным своим представителям – имамам (в буквальном переводе – предводителям). МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА

Рефлексия Продолжите предложения: Сегодня я узнал… Мне было интересно.. Мне непонятно… Я хотел бы узнать …

Предварительный просмотр:

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Хранители предания в религиях мира

Урок по Основам религиозных культур и светской этике

Подготовила: Евтушенко Э. А.

учитель начальных классов

Первая квалификационная категория

Тема урока: Хранители предания в религиях мира

Цель урока: знакомство обучающихся с особенностями религиозной иерархии и функциями хранителей предания в религиях мира.

  • Познакомить обучающихся с особенностями религиозной иерархии и функциями хранителей преданий в религиях мира;
  • Познакомить обучающихся с ключевыми понятиями урока;
  • Создать условия для размышления обучающихся о роли мудрецов, учителей, наставников в жизни человека.

Ожидаемые результаты урока

Межпредметные связи: чтение, русский язык. пропедевтика курса обществознания.

Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника и электронного приложения, презентация.

Основные термины и понятия: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, умма, хафиз, имам, сангха, лама.

Виды деятельности : беседа, комментирование иллюстраций, устный рассказ, комментированное чтение, самостоятельная работа с текстом (заполнение таблицы), групповая работа.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Определение темы и цели урока.

III. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.

2. Объяснение нового материала.

3. Работа в группах.

1) Жрецы - первые хранители религиозных преданий и традиций.

2) Иудейские мудрецы.

3) Христианские священники.

4) Мусульманская община.

5) Буддийская община.

4. Работа с иллюстрациями в тексте.

  1. Контроль усвоения знаний.
  2. Итог урока.
  3. Рефлексия.
  4. Домашнее задание

Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Добрый день! Я рада встрече с вами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Надеюсь, вы сегодня узнаете много интересного и полезного; станете не только внимательными слушателями, но и активными участниками нашей деятельности.

Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

1 . Проверка домашнего задания в форме экспресс – опроса.

- Сначала учение самой древней религии мира- буддизма – передавалось из уст в уста.

- Священное писание христиан называется Тора.

- Коран разделён на части, которые называются сурами.

- Библия – это священное писание и иудеев, и христиан.

- Все священные книги учат терпимости, любви к ближнему и несут только добро.

2. Постановка учебной задачи . (слайд 6)

- Как вы думаете, почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то, что им уже тысячи лет? (Предположения детей).

- Рассмотрите внимательно на слайде изображения людей и ответьте на вопросы:

-Что объединяет изображенных людей?

- Ребята, это хранители преданий в религиях мира.

- Как вы думаете, кто такой хранитель предания?

- Что может хранить этот человек?

(Учащиеся пытаются ответить на вопросы)

- Давайте попробуем определить, какая тема нашего урока?

- Что мы узнаем на уроке? (Кто такие хранители преданий? Как они называются в разных религиях).

  1. Работа с текстом учебника (с.22) - чтение вступительной статьи. Краткая беседа с классом:

- Когда возникли хранители преданий?

- Кто такие жрецы? (Ответы детей)

Как только возникли религии, появились люди, которые хранили священные знания, т. е. хранители, религиозные традиции, древние ритуалы, предания своих предков, а также передавали их своим потомкам, учили их священным правилам (заповедям), по которым следует жить.

В древности их называли жрецами, служителями . А так как они были мудрецами, обладали огромными знаниями, умели растолковывать священные писания, то играли очень важную роль в управлении племенем, общиной или государством. Жрецы были советниками, учёными, знахарями, прорицателями.

С течением времени преемником жрецов стало духовенство. Духовенство - профессиональные служители той или иной религии. Сегодня многие религии не приписывают жрецам и священнослужителям божественной силы, но их функции исполнителей культа сохраняются.

Жрец – прежде всего посредник. Балансируя на границе двух миров. Он одновременно представляет высшие силы перед людьми и людей перед высшими силами. Священнослужитель – толкователь божьих законов, хранитель культа и традиций. Он помогает людям, вознося богам хвалу, просьбы и дары верующих. Он вступается за них, регулирует отношения между живыми и мёртвыми.

Физкультминутка. (слайд 13)

3. Работа в группах.

— Как вы думаете, во всех ли религиях есть хранители?

— Что бы ответить на этот вопрос, мы разобьёмся на 4 группы и продолжим знакомство со статьёй учебника на странице 22 – 23.

План работы группы:

1. Прочитать статью учебника, которая соответствует названию группы.

2. Определить хранителей предания в религии.

3. Заполнить соответствующую часть в таблице.

4. Обсудить вопрос: Что бы изменилось, если бы не было хранителей религий?

Презентация работы группы.

(Выступление групп по изученному материалу, заполнение всей таблицы.)

Проверка заполнения таблицы (слайд 29)

– Кто такой раввин?

— Где он находится?

— Что у него в руках? (Голову раввина покрывает накидка. На голове под накидкой коробочка с молитвами.)

— Кто такой епископ?

-На какой ступени иерархии он находится?

— О чём могут разговаривать, что обсуждать между собой хранители разных религий?

· Как вы думаете, почему во всех религиях мира существуют хранители предания?

· Как назывались служители в древних религиях?

· Кого и почему называют мудрецами в иудаизме?

· Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве?

· Каких людей и почему особо почитают мусульмане?

· Как называется буддийская община?

· Подумайте и скажите, что общего в деятельности священнослужителей, кроме соблюдения традиций и ритуалов?

- Давайте вернемся к цели нашего урока. Достигли ли мы поставленной цели? Аргументируйте свой ответ.

- Мы всегда должны с уважением относиться к людям разных религиозных взглядов. (слайды 30-31)

Сегодня я узнал…

Мне было интересно..

Я хотел бы узнать …

1. Рассказать своим близким о хранителях преданий в религиях мира.

2. Найти и предложить свои иллюстрации к тексту учебника или нарисовать самим.

Читайте также: