Сообщение о бабе яге иване царевиче символическом значении яблока

Обновлено: 07.07.2024

Сюжет русской народной сказки "О молодильных яблоках и живой воде" прост. Старый царь ослаб телом и почти потерял зрение, как сказано в сказке "обнищал глазами". Он услышал, что где-то далеко-далеко. есть чудесный сад, в котором растет волшебная яблоня, плоды которой могут вернуть молодость и здоровье. Эти вот яблочки и назывались молодильными, или как сейчас принято говорить омолаживающими.

За чудесными плодами последовательно отправляются два старших сына, но в пути пропадают. И только младшему сыну улыбнулась удача. Он не только нашел и сорвал заветные яблочки, но также встретил и любовь всей своей жизни.

Какое же символическое значение яблок в этой сказке?

В ней яблоки выступают символом вечной молодости и бессмертия, которое эта вечная молодость дает. С яблоками часто связывали в древних преданиях и мифах именно это свойство.

Однако, это не единственный символизм яблока в этой сказке. Я не зря сперва остановилась на кратком содержании сказки. Обратите внимание, что сорвав яблоко Иван находит свою судьбу, любовь. Яблоки в этой сказке еще и символ счастливого брака, любви.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ПРИЛОЖЕНИЕ 2.docx

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Композиция волшебной сказки: экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета – это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждает её или разгадывает трудные загадки.

Развязка – это преодоление потери или недостачи.

В волшебной сказке роли распределяются следующим образом: вредитель, даритель, помощник, царевна или её отец, отправитель, герой, ложный герой.

Выбранный для просмотра документ Презентация приложение 1.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:







Выбранный для просмотра документ Урок 7.docx

Дата: 17.09.2015

Предмет: литература

Учитель Артемовской СОШ №2

Запыкина Надежда Сергеевна

формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся, навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

І. Организационный момент.

II . Определение темы и целей урока.

- запись темы в тетради и определение целей ( каждый ученик определяет для себя цель на урок). Цели обсуждаются и основные записываются на доску учителем.

III . Работа по теме урока.

Беседа с классом.

- Назовите героев сказки.

Царь, Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, бабушка-задворенка, волшебные кони, девица Синеглазка и её сыновья, Нагай-птица и её птенцы.

- определите положительных героев и отрицательных.(ответы детей)

Задание: по ходу выступления ответить на вопросы.

- Почему герой просит Бабу Ягу накормить, напоить, спать уложить?

- Почему вход в избушку со стороны леса?

Образ Бабы Яги, стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.

После выступления дети отвечают на вопросы в парах, обсуждают ответы и озвучивают.

Задание: прочитать текст и дать характеристику Ивану – царевичу как герою сказок.

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 века.

Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня.

Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.

Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трёх сыновей царя.

Беседа о символическом значении яблока. (Дети высказывают свое мнение о том, что символизирует яблоко. Затем ученики слушают рассказ учителя и сопоставляют со своим мнением. Определяют кто был прав, а кто ошибался).

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, т.е. властвует.

Беседа о композиции волшебной сказки. Учитель задает вопросы, дети отвечают.

- Что такое композиция ? Что включает композиция сказки?

Так как не все помнят данный материал, учитель раздает карточки (приложение 2) каждому, идет обсуждение прочитанного.

6. Самостоятельная исследовательская работа с текстом в группах (класс делится на 2 группы, каждая группа работая с текстом, заполняет пропуски в таблицах).

Таблица 1.

В таблице ученики заполняют третью часть.

Пример

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Царь очень устарел и глазами обнищал…

Поиск потерянного или недостающего.

Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок.

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки.

Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней.

Преодоление потери или недостачи.

Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.

Таблица 2.

Учащиеся заполняют правую часть таблицы.

Итог работы. Беседа. Каждая группа представляет результат своей работы, затем сверяют с эталоном, исправляют ошибки и беседуют по вопросам:

Выявление признаков волшебной сказки.

- Как распределены роли в сказке?

- Каковы характерные мотивы сказки?

- Назовите встретившиеся в сказке волшебные предметы. Какую роль они играют в сказочном повествовании?

Кувшинец о двенадцати рылец.

Терем под золотой крышей.

Плётка нахлёстанная, двенадцать подпруг с подпругою.

Избушка на курьей ножке об одном окошке.

Яблоня с молодильными яблоками, а под яблоней колодец с живой водой.

Палицы боевые, копьё долгомерное, сабельки острые, кинжалище булатный.

- Какова интонация русских народных сказок? (ответы детей)

Русской сказке свойственна музыкальность. Сказочные обороты речи делают повествование похожим на песню.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Беседа.

- Чему учит сказка?

Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самостоятельности, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству.

Цели урока : образовательные :

выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особенности сказки;

воспитательные: воспитывать нравственную культуру, самостоятельность, уверенность в себе

репродукции картин И.Я. Билибина;

Теоретические понятия: волшебная сказка, элементы композиции.

Проект урока (1 час)

Вид деятельности учителя

Вид деятельности ученика

Инструктаж перед самостоятельной работой

Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха

Знакомство с разноуровневыми заданиями

Помощь в выполнении разноуровневых заданий (Приложение № 1)

Выполнение разноуровневых заданий (Приложение № 1)

Работа по обобщению изученного (Приложение – презентация)

Выступления по проблемным вопросам

Подведение итогов работы

Суждения учащихся о достигнутых результатах

I. Слово учителя.

- Для достижения этих задач как всегда мы будем работать сначала самостоятельно, а в последние 15 минут обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопросы.

- Предлагаю каждому из вас поставить перед собой цель, к достижению которой необходимо прийти в ходе урока.

II .Работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями ( Приложение № 2)

-Особенность волшебной сказки – это особая композиция, напомните ее составляющие. (зачин, концовка, сюжет, кульминация, развязка).

-Герои в волшебной сказке тоже своеобразные. Назовите их.

-Каждый из героев выполняет особую роль в композиции сказки. Всегда есть вредитель, даритель, помощник, царевна, герой и т.д. Назовите их.

-Но за каждым из героев стоит древняя история, мифологические корни. Расскажите о Бабе Яге, о Иванушке, о молодильных яблоках.

-Еще раз вернемся к композиции. Какие мотивы лежат в каждом элементе композиции? Приведите примеры из сказки. А из других волшебных сказок?

-И обязательно волшебные предметы. Ваши примеры из сказки. Какую роль они играют.

-Но не просто разложены события, расставлены герои, они говорят, как ковер ткут, окутывают словесами, заклинают. Ваши примеры.

IV. .Обобщение учителя.

- Итак, подведем итоги нашей работы. Обобщим всю информацию. Особенности волшебной сказки. Чему учит сказка, как это ненавязчиво передано народом для будущего поколения? Домашнее задание.

VI. Подведение итогов работы . Суждения учащихся о достигнутых результатах по карте успеха.

- А теперь я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы обучащихся).

2. Какой вид сказки перед нами (бытовая, о животных, волшебная)? Свои аргументы запишите.

3. Назовите волшебные предметы (не менее 7-8 из 11 предметов).

1. Заполните в таблице, какие роли выполняют персонажи сказки.

2. Заполните таблицу примерами из сказки, иллюстрирующими элементы композиции.

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Поиск потерянного или недостающего

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки

Преодоление потери или недостачи

1. Выпишите не менее пяти сказочных оборотов речи (например, буйну голову повесил, жили-были…).

2 Прочитайте текст о происхождении одного из сказочных героев. Ответьте на вопросы предложенные к тексту.

Приложение к заданиям

Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века. Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:

положительный персонаж , борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.

отрицательный персонаж , который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.

-Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?

-В каких случаях Иван- царевич является отрицательным героем?

Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

-Почему герой просит Бабу Ягу напоить, накормить, спать уложить?

-Почему вход в избушку Бабы Яги расположен со стороны леса?

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчеркивается что правитель держит в руках землю (т.е. властвует).

5 Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня. Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван- царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.

7 Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается.

8 Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, то есть властвует.

10 Элементы композиции Мотив Пример Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего. Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки. Развязка Преодоление потери или недостачи.

11 Элементы композиции Мотив Пример Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Царь очень устарел и глазами обнищал… Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего. Фёдор-царевич, Василий- царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок. Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки. Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней. Развязка Преодоление потери или недостачи. Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.

12 Роли Персонажи Вредитель Дарители Помощники Царевна Отправитель Герой Ложные герои

13 Роли Персонажи Вредитель Прекрасная девица Дарители Бабушка-задворенка Помощники Волшебные кони, Нагай-птица Царевна Девица Синеглазка Отправитель Царь Герой Иван-царевич Ложные герои Фёдор-царевич, Василий- царевич

Читайте также: