Сообщение о бабе яге 6 класс из сказки о молодильных яблоках и живой воде

Обновлено: 17.05.2024

Описание книги для читательского дневника

Название произведения: Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Жанр: сказка (в обработке А.Н. Толстого)
Издательство: Рипол-Классик
Год издания: 2011
Количество страниц: 36

Главные герои и их краткая характеристика

Иван-царевич. Смелый, добрый, ответственный. Думал о деле, а не о развлечениях. Умный и храбрый. Влюбился в Синеглазку.

Синеглазка. Очень сильная девушка, смелая, храбрая, умная, красивая. Восстановила справедливость.

Федор и Василий. Братья Ивана. Завистливые, жестокие, глупые, думают только о развлечениях. Предатели и душегубцы.

Царь. Старый, немощный.

Бабы-яги. Три сестры. Страшные, но добрые, помогали Ивану.

Птица Нагай. Благодарная, сильная, справедливая.

Краткое содержание и сюжет

Жил-был царь и было у него три сына-царевича. Вот стал царь старым и глаза у него ослабели. Услышал он про молодильные яблоки и колодец с живой водой. Собрал пир, спрашивает бояр да князей, кто хочет за яблоками и живой водой отправится, обещает полцарства отдать.

Старший царевич Федор решил сам ехать. Доехал до распутья, видит камень, на котором написано, что направо поедешь коня потеряешь, налево — себя потеряешь, прямо — женатому быть.

Поехал Федор прямо, видит терем, а там девица красавица. Пригласила она Федора в терем, напоила, накормила спать уложила. Только лег Федор, кровать перевернулась, в глубокий погреб царевич провалился.

Не вернулся Федор, царь снова пир собирает. Василий, средний сын в дорогу отправляется. И снова выбирает путь где женатому быть и в погребе оказывается.

Тут черед младшего сына, Ивана, пришел. Искал он себе коня, найти не мог, но старушка подсказала в погребе посмотреть. Нашел Иван коня знатного, оседлал, усмирил и поехал в путь-дорогу.

До камня доехал, коня пожалел, жениться не захотел, прямо поехал. Приезжает к избушке на курьих ножках, а там баба Яга. Хотела она сперва Ивана-царевича съесть, но пристыдил он ее. Накормила баба яга его, напоила, расспрашивать стала. А Иван и рассказал о молодильных яблоках.

Посочувствовала баба яга, говорит яблоки те у племянницы ее, сильной девушки Синеглазки. Дает Ивану другого коня и к своей сестре отправляет. А Иван перчатку обронил, вернуться хотел, да конь ему сообщает, что уже успел 200 верст проскакать. Добрался Иван-царевич до другой бабы яги. Та снова его накормила, напоила и нового коня дает, к старшей сестре отправляет.

Этот конь еще шибче, только уронил Иван перчатку, а он уже 300 верст проскакал. Добрался Иван до старшей бабы яги. Накормила она его, напоила, рассказала как яблок добыть, да воды живой из колодца зачерпнуть. Только наказала к Синеглазке не заходить. Дала коня, еще лучше прежних.

Поехал Иван дальше. Добрался до стены высокой, хлестнул коня плеточкой, тот через стену и перепрыгнул. Сорвал Иван три яблока, зачерпнул воды, захотелось ему Синеглазку увидеть. Не послушал он бабу ягу, зашел в терем. Не удержался поцеловал Синеглазку спящую.

Вышел к коню, а тот и говорит ему, что раз поцеловал Иван Синеглазку, не перескочить ему стены высокой. Но Иван его плеточкой охаживает, конь осерчал, да перепрыгнул стену. Только струну охранную задел и колокольчики зазвенели.
Погналась Синеглазка за Иваном-царевичем. А бабы яги ее задерживают специально, Ивану помогают. Но все равно догнала Синеглазка Ивана, биться начали.

Долго бились, загнала Синеглазка Ивана по грудь в землю, убить собиралась, А Иван ей целоваться предложил. Согласилась Синеглазка, три дня они в шатре гуляли, да обручились, перстнями обменялись.
Синеглазка пообещала через три года в царство Ивана пожаловать.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Старый царь отправляет старших сыновей за молодильными яблоками и живой водой, но те оказываются в подвале у коварной девицы. Иван выбирает себе коня, встречается с бабами ягами и находит путь к молодильным яблокам. Иван срывает яблоки, набирает живой воды и целует Синеглазку. Синеглазка догоняет Ивана-царевича и они обручаются после битвы. Иван спасает братьев, но они предают его и Ивана спасает птица Нагай. Синеглазка приезжает царю с сыновьями, бьет старших братьев и выходит замуж за Ивана-царевича.

План пересказа

  • Царь стареет и болеет
  • Федор отправляется в путь
  • Федор в погребе
  • Василий отправляется в путь
  • Василий в погребе
  • Иван выбирает себе коня
  • Иван едет прямо
  • Младшая баба-яга и ее конь
  • Средняя баба яга и ее конь
  • Старшая баба-яга и ее конь
  • Сад с яблоками и колодец
  • Поцелуй
  • Погоня
  • Битва
  • Обручение и обмен перстнями
  • Освобождение братьев
  • Предательство
  • Птица Нагай и ее птенцы
  • Иван-царевич пьяница
  • Возвращение Синеглазки
  • Уроки для братьев
  • Свадьба.

Основная мысль

По заслугам и расплата. Кто что заслужил своими поступками, тот это и получит.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, как Иван-царевич помог птенцам птицы Нагай, а та отнесла его на землю. В полете Иван-царевич кормил птицу собственным мясом, но птица выплюнула эти куски.

Чему учит

Эта сказку учит нас быть смелыми и честными, помогать другим. Учит вежливости и благородству. Учит не отвлекаться от достижения главной цели, учит выбирать верное направление. Учит верности и тому, что предатели не заслуживают уважения. Учит тому, что любовь приходит нежданно.

Отзыв

Цели урока : образовательные :

выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особенности сказки;

воспитательные: воспитывать нравственную культуру, самостоятельность, уверенность в себе

репродукции картин И.Я. Билибина;

Теоретические понятия: волшебная сказка, элементы композиции.

Проект урока (1 час)

Вид деятельности учителя

Вид деятельности ученика

Инструктаж перед самостоятельной работой

Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха

Знакомство с разноуровневыми заданиями

Помощь в выполнении разноуровневых заданий (Приложение № 1)

Выполнение разноуровневых заданий (Приложение № 1)

Работа по обобщению изученного (Приложение – презентация)

Выступления по проблемным вопросам

Подведение итогов работы

Суждения учащихся о достигнутых результатах

I. Слово учителя.

- Для достижения этих задач как всегда мы будем работать сначала самостоятельно, а в последние 15 минут обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопросы.

- Предлагаю каждому из вас поставить перед собой цель, к достижению которой необходимо прийти в ходе урока.

II .Работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями ( Приложение № 2)

-Особенность волшебной сказки – это особая композиция, напомните ее составляющие. (зачин, концовка, сюжет, кульминация, развязка).

-Герои в волшебной сказке тоже своеобразные. Назовите их.

-Каждый из героев выполняет особую роль в композиции сказки. Всегда есть вредитель, даритель, помощник, царевна, герой и т.д. Назовите их.

-Но за каждым из героев стоит древняя история, мифологические корни. Расскажите о Бабе Яге, о Иванушке, о молодильных яблоках.

-Еще раз вернемся к композиции. Какие мотивы лежат в каждом элементе композиции? Приведите примеры из сказки. А из других волшебных сказок?

-И обязательно волшебные предметы. Ваши примеры из сказки. Какую роль они играют.

-Но не просто разложены события, расставлены герои, они говорят, как ковер ткут, окутывают словесами, заклинают. Ваши примеры.

IV. .Обобщение учителя.

- Итак, подведем итоги нашей работы. Обобщим всю информацию. Особенности волшебной сказки. Чему учит сказка, как это ненавязчиво передано народом для будущего поколения? Домашнее задание.

VI. Подведение итогов работы . Суждения учащихся о достигнутых результатах по карте успеха.

- А теперь я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы обучащихся).

2. Какой вид сказки перед нами (бытовая, о животных, волшебная)? Свои аргументы запишите.

3. Назовите волшебные предметы (не менее 7-8 из 11 предметов).

1. Заполните в таблице, какие роли выполняют персонажи сказки.

2. Заполните таблицу примерами из сказки, иллюстрирующими элементы композиции.

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Поиск потерянного или недостающего

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки

Преодоление потери или недостачи

1. Выпишите не менее пяти сказочных оборотов речи (например, буйну голову повесил, жили-были…).

2 Прочитайте текст о происхождении одного из сказочных героев. Ответьте на вопросы предложенные к тексту.

Приложение к заданиям

Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века. Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:

положительный персонаж , борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.

отрицательный персонаж , который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.

-Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?

-В каких случаях Иван- царевич является отрицательным героем?

Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

-Почему герой просит Бабу Ягу напоить, накормить, спать уложить?

-Почему вход в избушку Бабы Яги расположен со стороны леса?

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчеркивается что правитель держит в руках землю (т.е. властвует).

5 Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня. Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван- царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.

7 Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается.

8 Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, то есть властвует.

10 Элементы композиции Мотив Пример Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего. Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки. Развязка Преодоление потери или недостачи.

11 Элементы композиции Мотив Пример Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Царь очень устарел и глазами обнищал… Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего. Фёдор-царевич, Василий- царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок. Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки. Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней. Развязка Преодоление потери или недостачи. Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.

12 Роли Персонажи Вредитель Дарители Помощники Царевна Отправитель Герой Ложные герои

13 Роли Персонажи Вредитель Прекрасная девица Дарители Бабушка-задворенка Помощники Волшебные кони, Нагай-птица Царевна Девица Синеглазка Отправитель Царь Герой Иван-царевич Ложные герои Фёдор-царевич, Василий- царевич

Герои сказки о молодильных яблоках +и живой воде наделены разными чертами характера.

  • царь, который захотел помолодеть и зрение вернуть;
  • три сына царя: Фёдор, Василий, Иван;
  • Синеглазка, богатырша девица и племянница Бабы-Яги
  • три бабы яги — сёстры родные, одна старше другой;
  • прекрасная девица, заточившая братьев в подполье;
  • Нагай-птица, спасшая Ивана-царевича.

Сказка повествует о том, что старый царь разослал своих сыновей на поиски чудесных молодильных яблок. На долю младшего сына Ивана в результате этого достается целый ворох приключений, но герой выходит из них победителем и женится на прекрасной воительнице Синеглазке.

Читайте также: