Сообщение о абазинах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Абазины ("абаза" абаз.) – один из коренных малочисленных народов Северного Кавказа, компактно проживающий в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае России, а за ее пределами - в Турции и Египте и в ряде других стран Ближнего Востока (Иордания, Сирия).

Общие сведения

Численность в России, по данным переписи 2010 года, составляет 43,3 тыс. чел., из них на территории Карачаево-Черкесии 37 тыс., а в Ставропольском крае – 3,6 тыс. чел. 1 . В Турции проживает от 13 до 15 тыс. абазин, в Египте – около 13 тыс. 2 .

Абазины относятся к понтийскому (средиземноморскому) типу большой европеоидной расы.

Этноним "абаза", также абазги и обезы, интерпретируют как "Люди воды", "Люди, живущие (жившие) у воды (водного массива)" 3 .

Северокавказские абазины делятся на две этнические группы – тапанта ("равнинные жители") и шкарава-ашхарцы ("горные жители") 4 .

У абазинов распространена система родства арабского типа.

Абазины говорят на абазинском языке, принадлежащем абхазо-адыгской группе северокавказской семьи. Распространены два основных диалекта: тапанта и шкарава, которые разделяются на говоры 5 . В России абазины также говорят на русском и кабардино-черкесском языках. В Турции абазины в основном перешли на турецкий язык, в Египте – на арабский 6 .

Абазинская письменность создана на основе кириллицы (1938) 7 .

Религия

Верующие - мусульмане-сунниты, придерживающиеся ханафитского мазхаба.

История

Женщины в национальных костюмах. Фото http://cpnc.ru/k-ch/ns/narodi-sev-kav/221-2012-07-22-12-19-04.html

Предки абазин – племена абазгов в первых веках новой эры обитали на восточном побережье Черного моря на территории Абазгии между жившими к западу апсилами и санигами, населявшими земли к востоку. Впервые в античных письменных источниках абазги упоминаются во II веке (Арриан).

В начале VI века на территории возникло одноименное княжество Абазгия, вступившее в борьбу с соседним грузинским Лазским царством и Византией, от которой в середине VI века потерпело поражение и было разделено на две части 8 .

В конце XIII века абазины начали переселяться в пределы Северного Кавказа. К XIV веку относится массовое переселение тапантинцев, к XVI – началу XVII веков - шкаровцев. В XVIII веке все группы абазин – тапантинцев и шкаровцев – уже обитали на землях Северного Кавказа по соседству с адыгскими племенами 9 .

В начале XIX века абазины подобно другим горцам Северо-Западного Кавказа оказались втянутыми в Кавказскую войну и разделили с ними ее тягости. Часть абазин приняла русское подданство, часть уехала вместе с адыгами на территорию Турции и далее в другие страны Ближнего Востока, где смешалась с местным населением, в основном утратив язык.

Традиционные занятия, быт и народное творчество абазин в середине XIX века почти не отличались от культуры адыгов, карачаевцев и черкесов. Основными занятиями абазин были земледелие (зерновые, садоводство, овощеводство) и скотоводство, в том числе отгонное (крупный рогатый скот, овцы).

Примечания:

  1. О демографических и социально-экономических характеристиках населения отдельных национальностей Российской Федерации (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) // Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей. М., 2011. С. 18.
  2. Abaza // Joshuaproject; Abaza // Ethnologue.; Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1981. С. 526.
  3. Ионова С.Х. Из истории изучения абазинских ойконимов // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. С. 47.
  4. Волкова Н.Г. Этнический состав Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 75-79; Данилова Е.Н. Абазины (Историко-этнографическое исследование хозяйства и общинной организации. XIX в.). М., 1984. С. 20.
  5. Генко А.Н. Абазинский язык. Грамматический очерк наречия тапанта. М., 1955. С. 12.
  6. Abaza // Ethnologue.
  7. Клычев Р.Н., Чкадуа Л.П. Абазинский язык // Языки мира. Кавказские языки. М., 1998. С. 134-148.
  8. Гунба М.М. Абхазия в I тысячелетии н. э. (Социально-экономические и политические отношения). Сухуми, 1989. С. 143.
  9. Данилова Е.Н. Абазины (Историко-этнографическое исследование хозяйства и общинной организации. XIX в.). М., 1984. С. 21.

Автор: Кавказский Узел

Абазины

Существуют и другие варианты наименования этого народа:

  • абадзе;
  • абадзуа;
  • джигеты;
  • садзами;
  • джиками;
  • обаза.

Иногда абазин причисляют к абхазам, адыгам и черкесам, но это неправильно.

Численность и место проживания абазинов

Родина первого поселения абазин – нынешняя Абхазия. Но из-за нехватки земель для сельскохозяйственных нужд абадзе вынуждены были мигрировать и со временем переселились в черкесские регионы.

По переписи 2010 года в России не менее 43000 абазин. Большинство представителей этой национальности проживают в Карачаево-Черкесии, где насчитывается 13 абазинских аулов. При этом из 37000 абазин Карачаево-Черкесии более 10000 живут в Черкесске.

В Ставропольском крае насчитывается более 3500 абазин, в Москве - более 300, в Нальчике - более 250.

Массовые миграционные потоки абазин были вызваны Кавказской войной. Именно тогда многие абазины переселились в Иорданию, Ливию, Турцию, Израиль, Сирию и Египет. В итоге сегодня в разных странах мира абазинами себя считают более 24000 человек, которые пронесли через века и границы свои древние обычаи.

Абазины - история народа

Абазины являются выходцами из протоабхазских племён, которые изначально заселяли современные Абхазию, Грузию, а также территории от Туапсе до Сухуми. После развала Ашуйского государства они начали создавать отдельные княжества.

Как уже было сказано, из-за нехватки земли абазы начали эмигрировать оттуда на северные склоны Кавказского хребта – в более благоприятные для занятий сельским хозяйством местности.

В XVI веке абазы начали налаживать отношения с Россией. Согласно русским летописям, среди знатных черкесов, которые в 1552 году приехали в Москву договариваться с Иваном Грозным о союзе против крымского хана, был абазинский князь Иван Езбозлуков.

Тем не менее, абадзе ещё долго находились под властью Турции, хотя по свидетельству современников, никому не повиновались и признавали только грубую силу, когда вынуждены были терпеть лишения от набегов со стороны воинственных соседей.

Языковые особенности абазинов

Абазинский язык принадлежит к абхазо-адыгской группе северокавказской семьи. Он делится на два диалекта: тапантский и ашхарский.

Некоторые учёные считают, что предки абазов создали ашуйскую письменность, которая повлияла на финикийское письмо, а следовательно, и на создание латинского алфавита.

Однако собственная письменность появилась у абазин только во второй половине XIX века и была основана на арабской графике. В 1932 году её перевели на латиницу, а в 1938 году – на кириллицу.

Религия и обычаи абазинов

В древности абазины обожествляли силы природы. Они верили в духов-покровителей, с трепетом относились к священным деревьям и скалам. Во главе пантеона древних абазин стояло божество по имени Анчва. Помимо него вокруг было полно духов, которые могли как навредить человеку, так и помочь.

Абазы поклонялись покровителям дождя, воды, зверей, скота, пчел, лесов, ремесла.

Если человек сходил с ума, то абазины винили во всём шайтанов. А если умирал младенец, то считалось, что это происки ведьмы.

Считается, что в первом веке нашей эры абазгам, зикхам и аланам христианское учение принёс сам апостол Андрей, который, по преданию, проповедовал среди горских народов.

Однако позже абазины поддались влиянию своих мусульманских соседей и сегодня исповедуют ислам суннитского толка.

Культура народа абазины

Абазы издревле занимались земледелием, скотоводством, разведением пчел и садоводством. Они выращивали птиц, лошадей, овец, сажали кукурузу, ячмень. Возле их домов были сады и огороды.

В женские обязанности входили выделка кожи, занятия вышивкой и ткачеством. Мужчины славились как искусные ювелиры, столяры и оружейники.

Традиционный уклад жизни у абазин был строго патриархальный. В старину все свадьбы осуществлялись по договоренности. Нередко абазины просватывали своих детей, даже не дождавшись, когда те научатся ходить. Иногда невест воровали, но случалось это редко.

После женитьбы молодые были обязаны:

  • не видеться с родителями год;
  • никогда не называть друг друга по именам, говорить друг о друге только местоимениями или употреблять для этого прозвища;
  • не оставаться наедине друг с другом днём.

Невестка могла заговорить со свекровью только по истечении определённого времени после свадьбы, ей запрещено было смотреть свёкрам в глаза, находиться с ними наедине, есть при них и садиться в их присутствии.

Отец не имел права прилюдно проявлять к своим детям родительские чувства.

Богатые абазины при желании отдавали детей на воспитание в другие семьи или соседние селения, чтобы улучшить отношения между семьями и сельскими общинами. Бывали случаи, когда ребенка оставляли у чужих людей до совершеннолетия.

Современные абазины практически не придерживаются старинных обычаев. Например, запрет на общение со свёкрами у них сохранился только в сельской местности. В большинстве семей невестке больше не возбраняется разговаривать со свёкром и обедать с ним за одним столом. Супруги более свободно общаются, чаще называют друг друга по именам и совместно решают семейные вопросы. Замужним женщинам разрешается не покрывать голову платком в кругу родных.

Традиционное жилище абазинов

До XIX века абазины жили в многокомнатных или однокомнатных каменных помещениях, а также в круглых плетеных жилищах. В центре главной комнаты был очаг, хозяйская постель и обеденный угол.

Чуть позже абазины начали строить деревянные дома. Посередине усадьбы они ставили хозяйский дом, а неподалёку от него – гостевой. Ведь традиции обязывали их проявлять гостеприимство и оказывать путникам приют. Хозяин угощал гостей лучшей едой и отвечал за их жизнь.

Особенности внешности абазинов

Абазины принадлежат к кавкасионскому и понтийскому антропологическим типам.

У них стройное подтянутое тело, средний рост, узкое лицо, высоко расположенная переносица, нос с горбинкой, чёрные волосы, зауженные глаза.

В старину абазины считали важнейшем признаком женской красоты тонкую талию. Стараясь соответствовать этому эталону, абазинские девушки с 12 лет носили корсет, изготовленный из плотной ткани со вшитыми в него металлическими и деревянными рёбрами.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Абазины — древнейший народ Северного Кавказа. Их предки, населявшие регион еще пять тысячелетий назад, создали письменность, послужившую основой латинского алфавита. Гордый и самобытный народ защищал свои территории во время Кавказской войны, был повержен, однако до сих пор не утратил национальную самоидентификацию.


Название

Где живут, численность

Исторической родиной племени абазов выступают территории современной Абхазии. Нехватка пригодной для обработки земли привела к нескольким миграционным волнам, в результате которых народ переселился в черкесские регионы.
Согласно переписи 2010 года, численность абазин России составляет 43 000 человек. Большая часть компактно проживает в 13 аулах, расположенных на территории Карачаево-Черкесии. Всего в регионе числится 37 000 представителей народности, 10 505 человек проживает в городе Черкесск.
Число абазин в других регионах России:

В результате Кавказской войны абазинам пришлось покинуть исторические зоны проживания. Потомки народа живут в Ливии, Иордании, Египте, Турции, Сирии Израиле, всего порядка 24 000 человек. Ассимиляция, тесное соседство с выходцами других черкесских народов привели к утрате национальных обычаев, но многие сохранили самоидентификацию на основании исторических родов.

Абазинский язык относится к северокавказской семье, абхазо-адыгской группе, делится на ашхарский и тапантский диалекты. Древний абазинско-абхазский язык оказал решающее влияние на формирование латинского, ставшего основой современной письменности многих стран.
Исследование знаменитой Майкопской надписи показало, что надписи выполнены ашуйским письмом. Пять тысячелетий назад предки абхазов и абазин создали могущественное государство Ашуйю, занимавшую огромные территории от Майкопа до Черного моря, выходя за границы Кубани и Риона.
Существовавшее в государстве ашуйское письмо во втором тысячелетии проникло в столицу Финикии, послужив базой для возникновения финикийской письменности. Оно, в свою очередь, легло в основу латинского алфавита, распространившегося по свету.

История


Предки абазин относятся к древнейшим протоабхазским племенам, населявшим территории современных Грузии, Абхазии, Черноморского побережья Краснодарского края от Туапсе до Сухуми. После распада могущественного Ашуйского государства племена начали образовывать отдельные княжества.
Первое упоминание страны абазин относится ко II в. н.э., моменту образования княжества Абазгия, занимавшего часть территории современной Абхазии. К VII столетию происходит объединение абхазских и абазинских народов под знаменем Абазгского царства. В историю оно вошло под именем Абхазского царства, в 975 г. вошедшего в состав более могущественного Грузинского государства. На этот период приходятся миграционные волны абазов, искавших более пригодные для земледелия и скотоводства территории.
XVI столетие ознаменовано укреплением связей с Россией: в 1552 г. абазинский князь Иван Езбозлуков в составе черкесского посольства обсуждал с Иваном Грозным детали союза, направленного против крымского хана. К XVIII веку абазины формально находились под управлением Турции, присылавшей в регион начальника-бея. Фактически назначаемый правитель власти не имел: народ продолжал решать общественно-политические вопросы самостоятельно.
XIX век стал трагичным для всех кавказских народов, проигравших войну Российской империи. Абазины, наряду с адыгами, храбро сражались в Кавказской войне, однако были побеждены и высланы с территории исторического проживания. Оставшиеся представители народа, принявшие российскую власть, остались в аулах Карачаево-Черкессии.

Внешность


Абазины относятся к кавкасионской расе, пятигорскому миксу, сочетающему черты понтийского и кавкасионского антропологического типов. К нему относят черкесов, ингушей, кабардинцев, осетин. Отличительные особенности внешности:

  • средний рост;
  • стройная, поджарая фигура;
  • узкое лицо;
  • высокая переносица;
  • длинный нос, часто с горбинкой;
  • черные волосы;
  • серые, голубые, карие, черные зауженные глаза.

Эталоном красоты народа считалась стройная девушка с узкой талией и небольшой грудью: добиться идеальных параметров и хорошей осанки помогал корсет. Девочки-абазинки с 12 лет начинали носить этот предмет туалета, выполненный из плотной ткани с деревянными, металлическими вставками. Следили за прической: роскошные длинные волосы были в чести.

Одежда


Национальный костюм абазин имеет общие черты с нарядами других кавказских народов. Нательной одеждой мужчин служили свободные штаны, доходившая до пояса рубаха с высоким воротом, застегивавшимся рядом пуговиц. Поверх надевали бешмет со стоячим воротником, боковыми и нагрудными карманами, длинными рукавами, зауженными у запястья. Финальным элементом наряда служила традиционная кавказская черкеска: наплечный кафтан с длинными расклешенными рукавами, треугольным вырезом на груди. По крою черкеска приталенная, расширяющаяся к низу.
Праздничные наряды опускались ниже колен на 10-15 см, повседневные доходили до середины бедра. Бедняки носили одежду темных цветов, знатные абазины предпочитали белую и красную расцветки. На обеих сторонах груди пришивались продольные строчки для карманов газыри, где хранили пули и порох. Обязательный элемент — пояс, на который закрепляли нож, кинжал.
Женский костюм состоял из длиннополой нательной рубахи. Поверх надевали нижнее платье, облегающее вверху и расширяющееся от талии. В праздничные дни наряд дополняли распашным платьем из бархата или парчи, на груди, спине, по всей длине и подолу богато украшенным золотым шитьем. Абазинки любили ювелирные украшения: кольца, перстни, нависочники, объемные серьги, браслеты, серебряные пояса.
Прическа не только служила украшением, но помогала определить возраст и социальный статус женщины. Девочки заплетали волосы в две косы, голову покрывали легким шелковым платком. Совершеннолетние девушки на выданье носили шапки с остроконечным или округлым верхом, поверх надевали платки, концы которых перекидывали за шею. Шапку женщина снимала лишь после рождения ребенка, заменяя ее на глухой платок, полностью закрывавший волосы.

Семейный уклад


У абазов царил патриархальный уклад: глава рода — старший мужчина в доме, хозяйственными делами ведала старшая женщина. Практиковались свадьбы по сговору, включая люлечные браки, реже встречался обряд умыкания. После свадьбы девушка переходила в дом мужа, соблюдая ряд правил:

В богатых семьях практиковалось аталычество. Детей на воспитание отдавали в равные по статусу или менее знатные семьи внутри рода, иногда в соседние народы для укрепления межнациональных связей. Ребенок находился в чужой семье от нескольких месяцев до нескольких лет, иногда вплоть до совершеннолетия.

Жилище


До XIX столетия абазины жили в плетеных домах круглой формы, каменных одно- или многокомнатных домах. В центре главного помещения находился очаг, располагалась обеденная зона, спальные места хозяев дома. Позже распространились деревянные дома, возводившиеся в центре просторной усадьбы.
На ее территории строили домик для гостей — кунацкую. Традиции гостеприимства обязывали народ принимать гостей с почестями, делиться кровом, готовить лучшие блюда. С дороги путников в кунацкую провожал хозяин дома, бравший ответственность за их безопасность, жизнь, здоровье.

Жизнь

Традиционные занятия абазин — скотоводство, земледелие, садоводство, пчеловодство. Разводили овец, лошадей, птицу, сажали просо, ячмень, кукурузу. Рядом с домом разбивали огороды, высаживали сады с алычой, грушей, сливами, кизилом, барбарисом, фундуком.
Женщины занимались выделкой кож, ткачеством, вышивкой. Мужчины обрабатывали дерево и металл, считались искусными ювелирами, оружейниками.

Религия

В древности абазины верили в силы природы и духов-покровителей, почитали скалы причудливой формы и сакральные деревья. Покровителем вселенной считалось главное божество Анчва, землю населяли добрые и злые духи, которые могли навредить или помочь. У народа существовали покровители воды, дождя, лесов, диких зверей, пчел, домашнего скота, ткацкого ремесла. Младенческую смерть приписывали злой ведьме в женском обличье уыд, а до умопомешательства людей доводили шайтаны.
Согласно библейским преданиям, в начале первого века в регионе проживания абазин проповедовал апостол Андрей Первозванный: вплоть до XV-XVII столетий народ исповедовал христианство. Под влиянием ханства и Порты в регион проникло мусульманство, сегодня большая часть абазов исповедует ислам суннитского толка.


Основу рациона абазин составляли баранина, говядина, мясо птицы (курятина и индюшатина), молочные и мясные продукты, крупы. Традиционное повседневное блюдо из мяса индейки — кту дзырдза (квтIужьдзырдза), секретом которого является пикантная острая подливка. Кухня отличается богатым использованием специй: острого перца, соли с чесноком, чабреца, укропа: без них не обходится ни одно абазинское блюдо.

Абази́ны — древнейшее самоназвание - Аба́за. Один из автохтонных народов Кавказа, принадлежащий к группе абхазо-адыгских народов.

Содержание

Общие сведения

В настоящее время проживают в Российской Федерации, в Карачаево-Черкесии [3] , а именно — в тринадцати селениях: Красный Восток, Койдан, Кубина, Кара-Паго, Псыж, Эльбурган, Инжич-Чукун, Тапанта, Абаза-Хабль, Малоабазинка, Старокувинский, Новокувинский, Апсуа, Абазакт.

Историческая древняя родина абазин - территория современной Абхазии и древней Черкесии.

Абазины также проживают в республике Адыгея в ауле Уляп в количестве нескольких семейств [4] [5] .

Абазины проживают также в Турции, Сирии, Абхазии, Иордании, Египте, дисперсно — в странах Западной Европы и в США.

Этнографически абазины делятся на несколько племён (субэтносов): аубековы, башилбаевцы, тамовцы, кизилбековцы, шахгиреевцы, баговцы, баракаевцы, лоовцы, дудароковцы, бибердовцы, джантемировцы, клычевцы, кячевцы.

Абазины наиболее близки к абхазам, однако они больше подверглись адыгскому влиянию и в их культуре абхазских элементов меньше чем адыгских.

Численность абазин в населённых пунктах в 2002 г.: [6]

село Красный Восток 3143

аул Старо-Кувинск 900

аул Абаза-Хабль 381

аул Мало-Абазинск 336

село Койдан 329

аул Ново-Кувинск 326

хутор Грушка 130

аул Псаучье-Дахо 104

Абазины говорят на абазинском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи, который имеет два диалекта — тапантский или ашуйский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Письменность на основе кириллицы. Большинство абазин России знает также кабардино-черкесский (адыгский) и русский языки [3] .

Лингвистически абазины делятся на две большие группы: тапанта (ашуа) и ашхаруа (шкаруа), которые пользуются своими диалектами с одноименными названиями.

История

Апостол Андрей

В I веке н.э. - по церковному преданию, св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов и зикхов.

Абазгия и Абазгское царство

16 век

Согласно русской летописи (автор неизвестен), в 1552 году в Москву для переговоров с Иваном Грозным, для заключения военно-политического союза против крымского хана, прибыло первое посольство черкесов, среди которых был абазинский князь Иван Езбозлуков [7] .

18 век

1762 год - Французский консул в Стамбуле Пейсонель Клод-Шарль писал -

Абазы принадлежат к числу народов, населяющих пространство между Черкесией и Грузией. Они разделяются, как черкесы, на несколько племен, управляемых своими беями. Между племенами ведется постоянная война. Религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее народ признает себя благочестивыми христианами. Порта назначает в эту страну своего бея, называемого беем абазинцев, который, однако, пользуется только титулом начальника без всякой власти. Резиденция бея находится в Сухуме. Главное начальство в этой местности принадлежит паше Черноморского побережья, но абазинцы не повинуются ни ему, ни турецкому бею, и лишь одна сила может привести их к покорности и повиновению. Кубанский сераскир делает иногда на них набеги, отбирая у них мелкий скот, лошадей и рабов. В этой стране имеется два главных порта — Сухум и Кодош.

19 век

В 19 веке, абазины разделили с адыгами и абхазами все беды, тяготы и лишения русско-кавказской войны, а также все её трагические последствия.

В конце того же ноября, месяца черкесы-абазины сосредоточили свои силы, чтобы нанести ответный удар черноморским казакам и русским регулярным частям, совершавшим вторжения на их территорию. Абазины ворвались в Ставрополь, столицу так называемого "правительства Кавказа", и увели с собой 1700 пленных, 8000 голов скота и пр. 300 из захваченных пленных - люди, занимавшие в Ставрополе высокое положение: офицеры, купцы, банкиры. Был среди них и русский военный высокого ранга, генерал, как говорят; его взяли в плен вместе с его штабом. Это уже второй налет на Ставрополь, совершенный за последний год. В первый раз они захватили до 800 пленных. Это второе нападение, о котором я только что сообщил, тоже завершилось полным успехом черкесов, хотя русские и готовились встретить их.

Потомки абазин — которые после русско-кавказской войны приняли российское подданство, живут в Карачаево-Черкесси (аулы указаны выше).

Традиции и обычаи

Главные занятия — скотоводство, в том числе отгонное, а также земледелие. Промыслы — кузнечное дело, обработка шерсти и кожи.

Традиционная социальная организация — сельские общины, большие и малые семьи, патронимии. Аулы делились на патронимические кварталы, на равнине — скученные, в горах — гнездового типа. Древнейшее жилище — круглое, плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и многокамерные дома из плетня; в конце XIX века у черкесов стал применяться саман, появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе помещение для гостей — кунацкую, и, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек.

Основу традиционной кухни составляют растительные, молочные и мясные продукты. Распространён слабоалкогольный напиток бахсыма (буза).

Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, различные жанры сказок, песен.

Традиционная одежда

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) адыгских мужчин было холодное оружие. Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля. Абазины носили кинжалы типа — Кама (кинжал), либо типа -Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов.

Из сабель, в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась сабля мамлюкского типа, либо килич (турецкая сабля), либо гаддарэ (иранская сабля). Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел. Абазины всегда при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

Интересные факты

1073 год — Абазинские иконописцы и ювелирных дел мастера участвовали в росписи Собора Киево-Печерской лавры. [9]

Галерея


Абазины в XIX веке


Молодая абазинка. Фотограф Ф.Ордэн. 1897 г.



Свадьба в ауле Дарыква-кыт. Середина XIX в.


Девушка Химсада и князь Лоов, конец XIX в.


Абазинки из знатных фамилий а. Бибаркт (совр. Эльбурган)

Знаменитые абазины

  • Мехмед Абаза-паша (1576—1634) — визирь Османской империи, бейлербей Эрзурумского эйялета, правитель Боснии. (1634—1703) — брацлавский полковник Войска Запорожского.
  • Кешев Адиль-Гирей Кучукович - писатель и поэт.
  • Черкасский Василий Карданукович
  • Али-Бей Абаза
  • Кансав ал Гаури ибн Биберд - писатель и поэт.

Примечания

Литература

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Ссылки

Указатели

  • Кавказ бронзового века
  • Абхазо-адыгские народы
  • Абазины
  • Мусульманские народы
  • Народы России
  • Народы Кавказа
  • Адыгея
  • Карачаево-Черкесия
  • Статьи с этническими списками
  • Черкесы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Абазины" в других словарях:

АБАЗИНЫ — (самоназвание абаза; тапанта, шкарауа) народность общей численностью 44 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 33 тыс. чел., в т.ч. Карачаево Черкесия 27 тыс. чел. Другие страны расселения: Турция 10 тыс. чел. Язык абазинский … Современная энциклопедия

АБАЗИНЫ — (самоназвание абаза) народ в Российской Федерации, в Карачаево Черкесии (27 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 33 тыс. человек (1992). Живут также в Турции (10 тыс. человек) и арабских странах. Общая численность 44 тыс. человек (1992).… … Большой Энциклопедический словарь

АБАЗИНЫ — АБАЗИНЫ, ин, ед. инец, нца, муж. Народ, живущий в Карачаево Черкесии и в Адыгее. | жен. абазинка, и. | прил. абазинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

АБАЗИНЫ — (самоназвание абаза), народ в Российской Федерации (33 тыс. человек), в Карачаево Черке сии (27,5 тыс. человек) и в восточной части Адыгеи. Живут также в Турции, Сирии, Ливане, Иордании. Язык абазинский абхазо адыгской группы северо кавказской… … Русская история

Абазины — (самоназвание абаза; тапанта, шкарауа) народность общей численностью 44 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 33 тыс. чел., в т.ч. Карачаево Черкесия 27 тыс. чел. Другие страны расселения: Турция 10 тыс. чел. Язык абазинский … Иллюстрированный энциклопедический словарь

абазины — АБАЗИНЦЫ цев; АБАЗИНЫ, зин; мн. Народ, составляющий часть населения Карачаево Черкесии и Адыгеи; представители этого народа. ◁ Абазин, а; м. Абазинец, нца; м. Абазинка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Абазинский, ая, ое. А. язык (абхазско адыгской … Энциклопедический словарь

Абазины — (самоназвание абаза) народ, живущий в Карачаево Черкесской АО; отдельные группы встречаются в Адыгейский АО и районе Кисловодска. Численность 20 тыс. человек (1959, перепись). Говорят на абазинском языке (См. Абазинский язык). Предки А.… … Большая советская энциклопедия

АБАЗИНЫ — (самоназвание абаза) народность, живущая в Карачаево Черкесской АО, Кабардино Балкарской АССР, Адыгейской АО и в р не Кисловодска. Числ. 20 т. ч.(1959). Язык абазинский, абхазо адыгской группы кавк. семьи языков. В древности предки А. обитали в… … Советская историческая энциклопедия

Абазины — мн. 1. Народ абхазо адыгской этноязыковой группы, составляющий коренное население Карачаево Черкессии и Адыгеи. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Абазины – древний народ, проживающий в предгории Кавказа с древних лет. О нём упоминал грек Геродот, живший в 5 столетии до нашего времени.

Сейчас абазины в основном проживают в Карачаево-Черкесии, большинство их сгрудилось в Черкесске. Остальные расселились по сёлам и аулам. Немного абазин переселись в Ставропольский край и нашли приют в Москве. Абазины проживают также в европейских и восточных странах, США.

История развития народа

С давних времён развитие абазин, абхазов и адыгов шло совместно. Их называли одним общим словом – черкесы. Только ближе к 20 веку на Кавказе за жителями, говорящими на абазинском языке закрепилось самоназвание абазины.

1. В начале 2 столетия нашего времени сформировалось княжество Абазгия.

2. В течение 6 столетий население княжества развилось до образования государства. Людей прибавилось, а земли всем стало не хватать. Тогда часть населения перебралось через горные перевалы в Черкессию, где проживали родственные им адыгеи.

3. В 18 столетии абазины проживали между Черкессией и Грузией. Турецкий паша назначал туда бея, который жил в Сухуми. Однако население не считало его за начальника. Тогда у них угоняли домашний скот и забирали рабов.

Лишение от России

1. В 19 веке, во время войны русских с турками, абазины перенесли лишения вместе с соседними народами: адыгами и абхазами.

В 1836 года они вместе захватили Ставрополь и пленили 1700 человек, угнали 8 тысяч голов скотины. В плен попали люди высокого ранга, вплоть до генерала. Это был уже второй налёт, завершившийся победой нападавших людей.

В войне России с Турцией шёл раздел территории абазин. Аборигенам принудительно приказывали переселяться на свободные земли воюющих стран. Хотя победили русские, но большая часть населения выбрало для нового места жительства Турцию.

2. В прошлом веке абазины пострадали во время октябрьского переворота, тогда они сражались на стороне белых и красных. Во время организации колхозов многих из них выселили или расстреляли.

Но было время, когда на переговоры с Иваном IV в 1552 году в столицы прибыл князь абазин князь Иван Езбозлуков. Посольство просило защиты от крымского хана.

Занятия абазин

1. Население в основном держат скот и птицу, занимается земледелием, очищая участок от камней и деревьев. Люди вблизи жилищ высаживали много плодовых деревьев. Разводят и пчёл. Из мёда готовят веселящий напиток.

2. Женщины обрабатывают шерсть и кожу. Из шерсти делают бурки, войлочные ноговицы, пояса и шляпы, попоны и пояса, кошмы и обувь.

3. Мужской обязанностью считается изготовления хозяйственных орудий, вроде кос, вил, металлической части сбруи, ножниц и ножей. Абазинам приходилось часто воевать, защищая свою землю и свободу. Поэтому среди них много кузнецов, изготовляющих оружие. Для его украшения используя серебро и золото, и даже гравировку с чернью. Более опытные мастера отливают пули.

4. Украшения абазины изготовляют с древних лет. Из их умелых рук выходят пояса для мужчин и женщин, нагрудные украшения, височные подвески, перстни и кольца. Женские украшения отличаются высоким качеством, красотой и оригинальным орнаментом.

Жилища

Население проживают в аулах, на равнине их проживает больше, в горах меньше.

Люди сооружали для жилья круглые плетёные жилища. Иногда они бывают прямоугольной формы, разделённые на комнаты.

В конце 19 столетия абазины стали сооружать дома из самана, потом из кирпича и дерева. Крышу кроют черепицей или даже железом. Усадьба состоит из нескольких строений, выделяют помещение для гостей, которое называют кунацкой. Отдельно стоят хозяйственные постройки.

Питание

Население чаще всего употребляет растительную, молочную и мясную пищу.

В пищу добавляют молотый красный перец, чеснок с солью, укроп и чабрец. Приготовляют и слабоалкогольный напиток – бахсыму, то есть бузу.

Культура абазин

Люди сохранили с древних времён много сказок, пословиц.

Лошади в сказках всегда спасают хозяина из опасности.

Абазины любят песни и музыку, у них пользуется спросом музыкально-танцевальный фольклор.

Абазины играют на скрипке с двумя струнами, дудке, изготовленной из оружейного ствола. В древние времена и сейчас исполняют музыку на деревянных трещотках, свирели и дудке.

Особой любовью у них пользуется ласточка. Считается, что эта птица спасла людей от сказочного чудовища. Поэтому ласточку, случайно залетевшую в дом, не трогают. Открывают двери и окна, чтобы птица самостоятельно вылетело на волю.

Традиционная одежда

Мужчины обязательно носили при себе холодное оружие. Бешмет опоясывали кожаным поясом, на который нашивали бляшки из серебра или меди. К поясу привязывали кинжал или саблю. Иногда кинжал был в виде бебут, тогда он служил в качестве оберега, применялся при выполнении ритуала и обычая.

Богатые абазины носили саблю мамлюкского или турецкого типа. Обязательно требовалось носить лук с колчаном и маленький ножик.

Несмотря на все неприятности и трудности абазины живут и развиваются, сохраняют свою культуру и традиции.

Читайте также: