Сообщение николай улагашевич улагашев

Обновлено: 17.05.2024


Песнь о сказаниях и реалиях

За сравнительно небольшой период (1937–1946 гг.) со слов Николая Улагашевича записано три тома былин, десятки сказок и песен. Они составили основу алтайского героического эпоса.

Родился Мыклай (Николай) в семье Улагаша и Паачак. На свадьбе молодым традиционно желали бессчетное количество скота и полную юрту детей. Но не сбывалось: жили в нищете, дети умирали в младенчестве. В юрте из древесной коры зимой промерзала земля. Чтобы спасти малышей, отец выкопал яму возле очага. Их укладывали туда ночами, накрывая шкурами. Но выжил только Николай, с детства обладавший богатырской силой, здоровьем и, как покажет время, поразительным интеллектом.

Там, у ночных костров, мальчик услышал первые былины о жизни и подвигах алтайских алыпов. Сказители были частыми гостями на таежных станах. Когда заканчивался сезон заготовок, управившись с домашними обязанностями, Николай отправлялся в другие села, где кайларили известные кайчи. В 14 лет он уже был признанным в округе талантом, в 15 женился, в 16, переболев трахомой, ослеп. Для иных трагедия, но в юноше слепота лишь обострила восприимчивость, укрепила веру в силу слова, еще больше развила врожденную памятливость. Теперь красоту родных гор, восходы солнца и луны, блеск воды он видел только в своих сказках. Тем живее они становились: Николай странствовал со своими богатырями, пел с самыми прекрасными алтайскими девушками, боролся с баями, шаманами и даже злыми богами. Все это помогало жить ему и страдающему народу, находящему утешение лишь в сказаниях талантливого кайчи.

Даже ослепнув, не чурался работы: по орех ходил с поводырем, плел уздечки, в советские годы трудился наравне со всеми в колхозе. Не сломили сказителя ни болезни, ни крайняя нужда, ни издевательства баев и зайсанов – рубцы от плети одного из них остались на спине на всю жизнь. Тяготы, невзгоды проложили тропу к его юрте и непрошенными гостями обитали там. Лишь к концу жизни он получил государственное признание, а за ним и обеспечение.


Кайчи Николай Улагашев и алтайский фольклорист П. В. Кучияк

Героя статьи я ожидала встретить примерно как П.В. Кучияк его легендарного предка: сидящего под вековым кедром седого старца, занятого шорничеством или погруженного в глубокомысленные размышления. Удар о реальность перевернул восприятие – правнук великого сказителя строил у себя во дворе деревенский нужник.

Воспоминания мальчика, стоящего у забора

Родился он в 1936 году четвертым ребенком, после у родителей появилось еще двое. Однако день Великой Победы довелось увидеть только Михаилу: как и в семье его знаменитого предка, судьба забирала детей, не щадя родительских сердец. Позже в беседе Михаил Карманович вспомнит, как лежала рядом уже неживая старшая сестра Анна, а в люльке оставшаяся навсегда двухмесячной Нина. Отца с войны комиссовали с осколком в груди, он умер дома в 42-м. Мать от горя и слез ослепла. Так и жили вдвоем: мальчик стал для женщины единственной опорой и поводырем. Тем не менее, она многому его научила, в том числе аккуратности и чистоплотности, которые отмечают близкие.

Второе и последнее воспоминание о родителе еще короче:

– Отец поехал на работу на коне. Ветер сорвал шляпу. Она покатилась по земле. Я поймал и вернул. Вечером его привезли в бричке мертвого.

Быть может, это события не одного дня – очень уж спутаны воспоминания 75-летней давности. Да только у кого теперь спросишь? У мальчика, замершего у забора в ожидании телеги, на которой привезли тело его отца? Так нет его, там и остался стоять, в последнем дне детства.

Рассказывает Михаил Улагашев

После службы в армии женился на девушке из Александровки Галине Уланкиной. Молодые переехали в Урлу-Аспак. Дальше судьба тоже не принесла особых сюрпризов: работали, рожали детей, держали скотину и огород. Жили как все.

Словно открытка из другой жизни, в беседу врывается воспоминание о тайге.

– У меня там была избушка – второй дом. Всем хорош, только жены в нем нет. Вокруг море цветов. И озера в тайге очень красивые, чистые, тоже в цветах тонут. Девчонкам своим всегда привозил кувшинки, анютины глазки, огоньки – в лесу их много.

Михаил Карманович и сейчас тянется к нежной красоте. Как рассказывают родные, вокруг дома устроил клумбы, за которыми с присущей ему аккуратностью любовно ухаживает летом. Говорят, о цветах с ним можно беседовать долго. А вот о секретах воспитания детей особо не рассуждает:

Привить любовь к труду действительно удалось: практически все Улагашевы выбрали рабочие специальности, без хозяйства и скота тоже жизни не представляют. Огород у Михаила Кармановича и сейчас загляденье, и в стайках под горой скотина не переводится. Кстати, путь от дома до живности, около километра, хозяин преодолевает минимум трижды в день. Запасов на зиму делает столько, что весной к ним обращаются все дети, исчерпавшие свои закрома.


Михаил Карманович Улагашев с внучками

Уезжала в растрепанных чувствах: познала ли секрет многодетного отца, нашла ли след великого сказителя, отголосок его крови в потомках… Лошадиные силы, скрытые под железным чехлом, уносили меня все дальше от обиталища Улагашевых, а мысли возвращали назад.

Путь того, кто остался в живых

Вопросы, призванные раскрыть секреты семьи Улагашевых, рассыпались, только-только слетев с уст, как будто были предназначены для другой реальности, а в этой они как в разряженной атмосфере – оказались недееспособными.

Весь рассказ многодетного деда, от детства до старости, в моей голове ложится словно масло на холст. Правда, картина выходит, что называется, безрадостная: нет в ней ярких красок, эмоций, четких линий, светлой перспективы, центрального акцента… Все какое-то приглушенное. XXI век не стал для него новой эрой, он как будто остался в своей прежней жизни, которая нами воспринимается как прошлая… Зато этот человек минувшего века видит красоту близкую и реальную. Интересно, например, Казимир Малевич дарил своей дочери хотя бы полевые цветы? Вряд ли – судя по биографии, хорошего семьянина из него так и не вышло.

В целом же у Улагашевых как-то все ровненько. Среди детей и внуков мальчиков и девочек примерно поровну. Нет выдающихся личностей: ни великих научных открытий, ни произведений искусства, ни политиков, ни отъявленных негодяев… Лечат животных, разводят маралов, работают в школах и магазинах. Так и персонажам былин великого кайчи неведомо, что сказания о них разлетаются по всему Алтаю. И мальчик-пастушок Ырысту, и охотник Састава, и красавица Сынару живут своей жизнью и не знают, что певцы алтайского эпоса передают историю их жизни из уст в уста, фольклористы усердно заносят в блокноты и тетради, издатели печатают в книгах, ученые-исследователи описывают в диссертациях. Да, были там и герои-богатыри, но не они составляют основу великого алтайского народа.

В честь знаменитого сказителя Николая Улагашева в Республике Алтай названо множество улиц. Его внук Михаил таким почетом похвастать не может, зато лет через 100 в маленьком селе Урлу-Аспак просто не будет улиц, на которых не живут Улагашевы. А если другие регионы России станут брать пример с нашего, то и разговоры об излишних территориях Сибири и Дальнего Востока вскоре рассеются.

И, может быть, в большом роду Улагашевых еще появится потомок слепого Мыклая, который сложит и пропоет песнь о простом отце тринадцати детей, жившем в маленьком селе со множеством осин. О том, кто был и мужем, и отцом. Нет, не выдающимся, не лучшим из лучших, вообще не великим. Просто отцом. Отцом, каких мало.


Советы долголетия от М.К. Улагашева

Не бойтесь ходить пешком. Путь от любого села до райцентра вполне преодолим для пешехода.

Алкоголь и табак в преклонном возрасте лучше бы позабыть.

Зарядка нужна, поэтому хозяйственные постройки лучше ставить подальше от дома. Голодная корова – отличная мотивация для прогулки.

Ешь то, что сам приготовил, вырастил, добыл.

Хорошо развитое терпение прибавит вашей жизни минимум пару годков.

Жизнь в настоящем моменте – единственно настоящая. Прошлого уже нет, будущее может и не настать.

Справка: По итогам 8 месяцев 2017 года показатель рождаемости по Республике Алтай составил 15,9 на 1000 населения. Регион по-прежнему входит в пятерку лидеров, значительно превышая аналогичные показатели по Сибирскому Федеральному округу и Российской Федерации. В 2016-м рождаемость в стране снизилась на 51 тыс. за год и стала самой низкой за последние пять лет. Это свидетельствует о том, что начинается новая демографическая яма.


Генеалогическое древо семьи Улагашевых существует в нескольких вариантах. На этом у великого кайчи даже есть родной брат со всеми вытекающими последствиями.

Примечение: кайчи — сказитель у тюркских народов Южной Сибири , исполняющий героический эпос (кай).

Если вам доведётся побывать на Алтае, обязательно в список включите посещение Чойского района. Он находится в 64 километрах от столицы региона – Горно-Алтайска.


Район примечателен тем, что на его территории проживает коренной малочисленный народ тубаларов.

Многие культурные объекты здесь связаны с жизнью и творчеством великого алтайского сказителя Николая Улагашевича Улагашева.

Главный из них – музей имени Н. У. Улагашева, где вы сможете познакомиться с творчеством кайчы.

Музей имени Н. Улагашева является филиалом Национального музея имени А. В. Анохина. Находится в трёх километрах от села Паспаул, по направлению трассы Горно-Алтайск – Чоя – Артыбаш. Открытие музея состоялось 18 марта 2013 года.

В этом музее собраны факты жизни Николая Улагашева

Родился Николай Улагашев 17 марта 1861 года. С 9 лет мальчика стали брать на охоту. Однажды на охотничьем стане Николай услышал известного кайчы Кыскаша. Кыскаш рассказывал о богатыре Алтай Куучын. Мальчик запомнил сказание и через некоторое время смог воспроизвести его полностью. Сказитель Кыскаш, услышав исполнение эпоса, благословил его и предрёк, что он будет известным сказителем.

Так и случилось – к 15-ти годам Николай Улагашев был уже состоявшимся кайчы и имел обширный репертуар. А в возрасте 16 лет из-за перенесённого инфекционного заболевания юноша ослеп. Природа наделила Николая богатырской силой и удивительной памятью.

- Несмотря на свою болезнь, он никогда и ни на кого не надеялся, а свою семью, внуков всегда держал рядом и всеми руководил сам. Всю жизнь он со своими детьми заготавливал орех. Сам лазил на кедр и бил шишки, а молодежь собирала. Спускался с кедра вниз головой, чтобы руками чувствовать ветви и расстояние до земли.

Чечек Кужакова, работник музея

Удивительные случаи из жизни сказителя порой похожи на рассказы о богатырях. Однажды отец с сыном поехали с концертами по деревням. По дороге услышали крик односельчанина. Его конь, груженный двумя мешками ореха, завяз в болоте. Услышав крик о помощи, Н. У. Улагашев попросил сына подвести его к коню. Скинув вьюк на сушу, богатырь взял коня за хвост и гриву, вытащил его и соседа из болота.

Николай Улагашевич со своими сыновьями часто ездили выступать перед зрителями в селе Урлу-Аспак, Салганда, с. Красногорск Алтайского края и в города Белокуриха и Бийск. Люди не хотели отпускать сказителя, часто концерты затягивались до глубокой ночи.

Однако широкая известность к нему пришла довольно поздно

В музее хранится один из первых сборников произведений кайчы

Здесь же имеется портрет Николая Улагашева кисти Игната Ивановича Ортонулова, Заслуженного художника РФ, народного художника Республики Алтай. Написан портрет в 1963-ем году.

Помимо творчества сказителя, в музее хранится множество интересных экспонатов, связанных с бытом алтайского народа, например, костюм шамана. Его передал музею Юданов Антон Викторович – режиссер, драматург и видный общественный деятель Республики Алтай.

В стилизованном аиле можно увидеть предметы обихода алтайцев, а так же чучела животных и птиц, на которых охотились тубалары.

А в летнее время – приобрести сувенирную продукцию местных мастеров.

Всего в 62 километрах от музея имени Н. Улагашева, находится Центр тубаларской культуры села Красносельск.

- Уютный аил, выполненный в стиле традиционного жилища алтайского народа – излюбленное место наших гостей.

Такпаева Василиса Тихоновна, аймак – башчи (районный глава тубаларского народа)

Василиса Тихоновна является главной хранительницей традиций тубаларского народа в Чойском района. Сейчас из-за смешения культур русского и тубаларского народа многие традиции последнего стали забываться. Сохранение тубаларского языка, традиций – вот главная цель, которую преследуют создатели музея.

Центр тубаларской культуры стоит посетить, чтобы воочию увидеть быт тубаларов.


Самым священным местом в аиле является очаг, где находится таган-треножник (очок), на который устанавливают большой чугунный казан. Над очагом прикреплён овин, на котором коптят сырчик (арчин), мясо (эт).

У всех алтайских племён и родов существовал культ огня и связанные с ним обряды

Разжигая по утрам огонь в очаге, в первую очередь угощают Мать-Огонь Умай-Эне, произносят благословения:

С белой чистоты, кружась, спустившаяся

Белопламенная Мать-Огонь.

С синей чистоты, вихрясь, спустившаяся

Синепламенная Мать-Огонь.

Равноправная с небесами,

Одной пуповиной со Вселенной,

Тридцатиглавая Мать-Огонь,

Многогранная Девица-Матушка.

Огонь в аиле считался равноправным членом семьи

Над очагом располагается дымовое отверстие, и дым от костра, не задерживаясь, выходит наружу. Интересный факт – несмотря на то, что огонь в очаге практически не угасал в течение суток, в аиле не было дымно.

В аиле, лишенном всяких перегородок, существует разделение на мужскую и женскую половину, чтобы не мешать друг другу, заниматься своими делами, которые у мужчин и женщин абсолютно разные.

Слева от входа – мужская половина, справа от входа – женская, стена напротив входа – это красный угол.

На мужской части аила располагаются охотничьи снаряжения, седло, сбруя, охотничьи лыжи, сумины, мордо (для ловли рыбы), ближе к мужской половине на стене висят маральи рога.

На женской половине располагается всё то, что необходимо для хранительниц очага: кровать, отгороженная занавеской (кёзёгё), люлька (кабай) для укачивания ребёнка.

Новый кабай сначала осваивается щенком. Только после этого туда кладут ребёнка. Щенок символизирует процесс освоения земли прародительницей алтайского народа – Синей волчицей. Согласно поверью, она в новое детское ложе закладывает свой сакральный дух.

Ближе к очагу находится вся домашняя кухонная утварь: посуда, пиалы, чапчаки, деревянные блюда, пасак (для приготовления талкана), чимыр (для изготовления араки).

В красном углу располагаются нарядные сундуки (кайырчак) для хранения личных вещей. В этом же пространстве стоит большой круглый стол со скамьёй для встречи гостей.

Интересно, но многие алтайские народности до сих пор ставят у себя во дворе, помимо привычного нам дома – аил.

Гостям хозяйка аила может предложить мастер-класс по приготовлению талкана, угостить алтайским чаем, настоянным на травах.

Так же тут можно услышать тубаларские напевы (тянар) или поиграть в национальные игры.

Находится она всего в 10 километрах от села Красносельск, в селе Каракокша.

Здесь вы так же можете посетить аил, а главное – познакомиться с национальной кухней тубаларов. Отведать кочо (горячая мясная похлёбка), кулахи (что-то похожее на привычные нам чебуреки), кылбаш-чай, терпек (лепёшки) и боорсоки, полакомиться грильяжем из кедровых орешков.

Тут же можно остановиться и на ночлег.

Ежегодно, в летний период здесь проходят два значимых масштабных события: День коренных народов мира и соревнования по спортивной рыбалке на хариуса.

Примечательно то, что все герои рассказа (хранители музея, директор Центра тубаларской культуры, владелец турбазы) по национальности – тубалары. Видя, как исчезает культура этого небольшого народа, они делают все возможное, чтобы сохранить традиции своих предков. Наша страна уникальна народностями, её населяющими, и тубалары её неотъемлемая часть.

Уделив всего пару дней посещению данных культурных объектов, вы не только узнаете больше о таинственном и великом Алтае, но и ближе познакомитесь с культурой малочисленного народа – тубаларов, станете участником национальных обрядов, услышите красивое исполнение алтайских песен. Чойский район не исследован туристами, а потому имеется возможность насладиться девственными красотами природы.

Открыт прием документов на соискание государственной премии Республики Алтай имени Г.И. Чорос-Гуркина в области литературы и искусства

Открыт прием документов на соискание государственной премии Республики Алтай имени Г.И. Чорос-Гуркина в области литературы и искусства

Экспертный совет по присуждению государственной премии Республики Алтай имени Г.И. Чорос-Гуркина в.

Проведение открытого конкурса на эскизный проект памятника алтайскому богатырю Ирбизеку

Проведение открытого конкурса на эскизный проект памятника алтайскому богатырю Ирбизеку

Во исполнение распоряжения Правительства Республики Алтай от 6 октября 2021 года № 629-р «Об.

Объявлен конкурс на присуждение Премий имени А.Г. Калкина

Объявлен конкурс на присуждение Премий имени А.Г. Калкина

Советом по присуждению премии Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай.

Объявляется конкурс на соискание премии Правительства Республики Алтай за достижения в области культуры и искусства

Объявляется конкурс на соискание премии Правительства Республики Алтай за достижения в области культуры и искусства

Совет по присуждению премии Правительства Республики Алтай за достижения в области культуры и.

Открыт прием документов на соискание государственной премии Республики Алтай имени Г.И.

Проведение открытого конкурса на эскизный проект памятника алтайскому богатырю Ирбизеку

Объявлен конкурс на присуждение Премий имени А.Г. Калкина

Объявляется конкурс на соискание премии Правительства Республики Алтай за достижения в области.

Сегодня 17 марта отмечается 160 лет со дня рождения выдающегося алтайского сказителя Николая Улагашевича Улагашева

Сегодня 17 марта отмечается 160 лет со дня рождения выдающегося алтайского сказителя Николая Улагашевича Улагашева (1861–1946 гг.). Культурное наследие сказителя уникально, его имя стоит в одном ряду с именами прославленных народных поэтов Российской Федерации.

В честь юбилейной даты состоялось торжественное возложение цветов к памятнику сказителю.

Все выступающие отметили, что культурное наследие Николая Улагашевича трудно переоценить. Сказитель своими произведениями оставил бесценное наследство будущим поколениям. На мудрой философии сказителя на его эпических песнях, сказках, героических сказаниях воспитано не одно поколение алтайцев и жителей Республики Алтай.

Мероприятие прошло с учетом всех противоэпидемиологических мер безопасности.

Отметим, что к 160-летию со дня рождения Николая Улагашевича Улагашева в учреждениях культуры течение года пройдут различные мероприятия. Юбилею сказителя также будет посвящен Международный Курултай сказителей, который пройдет в сентябре.

Предки Николая Улагашева – северные алтайцы были исконными охотниками на зверя. 17 марта 1861 г. в с. Сынду, местности Кам-Тыт урочища Сары-Кокша,в семье охотника Улагаша из рода кузен родился Николай Улагашев.

Восемнадцати лет отроду, после болезни, он навсегда потерял зрение. Будучи слепым, он плел ременные узды для колхозных лошадей и всю жизнь со своими детьми заготавливал орех и ходил на охоту.

В 1868 году он впервые слышит поэтические сказания об алтайских богатырях из уст знаменитых земляков – кайчы Кыскаша и Кабака Тадыжекова. К 16 годам он уже стал пользоваться славой большого сказителя с сильным голосом. И на охотничью стоянку, где бывал Николай Улагашев, съезжались охотники за десятки верст, чтобы услышать его.

Николай Улагашевич Улагашев со своими сыновьями Карманом и Серафимом часто бывали в деревнях Урлу-Аспак, Салганда, Старобарда (ныне с. Красногорск Алтайского края), городах Белокурихе и Бийск (около 100 км. от с.Сынду), где он исполнял героический эпос.

Известность Н.У. Улагашеву пришла в пожилом возрасте. Первая публикация о нём появилась, когда сказителю было 75 лет, хотя молва о слепом сказителе была широко распространена на Алтае.

В целях изучения и популяризации творческого наследия выдающегося сказителя-орденоносца, хранителя богатейших устного народного творчества алтайцев Постановлением Правительства Республики Алтай от 10 сентября 2011 г. № 167 создан Музей алтайского сказителя Н.У. Улагашева в с. Паспаул Чойского района – филиал Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина.


(17 марта 1861 г. – 30 января 1946 г.)

В 30, 40-х годах фольклор в записи Николая Улагашева составил основной фонд изданных произведений устного народного творчества алтайцев.

Именем Николая Улагашева названы улицы во многих селах Республики Алтай. В Горно- Алтайске установлен скульптурный памятник кайчы. В селе Паспаул Чойского района 18 марта 2013 года был открыт музей алтайского сказителя Н. У. Улагашева.

Читайте также: