Сообщение нетрадиционное рисование как способ приобщения дошкольников к искусству

Обновлено: 07.07.2024

Цель приобщение детей к народному творчеству Задачи познакомить детей с культурой своего района, края, страны с произведениями народного творчества развивать воображение, художественный вкус воспитывать интерес к народным промыслам.

Нетрадиционное рисование как способ приобщения к народному творчеству

Кошелева Тамара Николаевна, старший воспитатель;

МБДОУ Дс № 7 городского округа - город Камышин

Нетрадиционное рисование одно из многих способов приобщения к народному творчеству. Заинтересовавшись данной темой мы:

составили перспективный план работы с детьми по ознакомлению с нетрадиционным рисованием;

ведём тематическую, информационную работу с родителями (родительские собрания, смотры - конкурсы, выставки детских работ).

через цикл образовательных ситуаций организовали и проводим во вторую половину дня совместную деятельность педагога с детьми по формированию изобразительных навыков.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Считаем, что стимулом может быть:

- знакомство с историей народного промысла и выделение основных элементов узора;

- использование загадок, стихов;

- выставки рисунков в группе;

- нетрадиционная техника рисования:

Существует много известных нетрадиционных техник рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая декоративный рисунок, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание о художественном промысле, декоративно - прикладном искусстве

Изучив различные технологии и методы был сделан выбор в пользу рисования пальчиком, ладошкой, тычком и цветной солью.

Технология рисунка подбирается для детей в зависимости от того, чем дети умеют пользоваться и какие навыки получили во время обучения, сначала с малышами по декоративно прикладному творчеству мы с помощью оттиска пальца украшали фартук и рисовали кружочки - бусы на шее дымковской барышни.

В хохломской росписи пальчиком рисовали ягоды смородины, клубники, гроздья рябины.

Знакомя детей среднего возраста со сказочной Жар-птицей (в хохломской росписи), применяли соль желтого цвета.

А вот детям старшего возраста предлагали нанести на рисунок соль белого или тёмно –синего цвета, т.к. гжель - имеет два цвета белый и синий в разных оттенках. Работы получались необычно объемные.

Такие приёмы помогают развивать воображение, художественный вкус; воспитывать интерес к народным промыслам.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с культурой своего района, края, всей страны; с произведениями народного творчества, с различными видами народного декоративно-прикладного искусства; если работа будет проводится интегративно (в различных видах деятельности) и систематично, с постепенным усложнением на протяжении всего дошкольного возраста, это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

В условиях внедрения ФГОС ДО современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству, считая ее миром человеческих ценностей. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается.

Поэтому, чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости детям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.

Воспитатель

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.

Цель нетрадиционной изобразительной деятельности:

раскрытие творческого потенциала через изучения и освоения нетрадиционных техник рисования и формирования устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

1.Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования : создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;

2.Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования ; находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;

3.Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;

4.Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным);

5.Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;

6.Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

7.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник: • Способствует снятию детских страхов; • Развивает уверенность в своих силах; • Развивает пространственное мышление; • Развивает в детях свободно выражать свой замысел; • Побуждает детей к творческим поискам и решениям; • Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом; • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности; • Развивает мелкую моторику рук; • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; • Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

• Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Нетрадиционные техники рисования. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: • рисование пальчиками; • оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта; • рисование ладошками. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: • тычок жесткой полусухой кистью. • печать поролоном; • печать пробками; • восковые мелки + гуашь • свеча + акварель; • отпечатки листьев; • рисунки из ладошки; • рисование ватными палочками; • волшебные веревочки; • монотипия предметная

Нетрадиционные техники рисования.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

• оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• тычок жесткой полусухой кистью.

• восковые мелки + гуашь

• рисунки из ладошки;

• рисование ватными палочками;

Нетрадиционные техники рисования. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: • рисование солью, песком, манкой; • рисование мыльными пузырями; • рисование мятой бумагой; • кляксография с трубочкой; • монотипия пейзажная; • печать по трафарету; • кляксография обычная; • пластилинография • граттаж.

Нетрадиционные техники рисования.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

• рисование солью, песком, манкой;

• рисование мыльными пузырями;

• рисование мятой бумагой;

• кляксография с трубочкой;

• печать по трафарету;

Задачи уголка творчества: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

Задачи уголка творчества:

Методы, которые необходимо применять в изобразительной деятельности:

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно:

• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;

• от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;

• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

• от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;

• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая), которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их; сюрпризный момент; эмоциональное объяснение.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

В работе нужно использовать такие формы организации как:

К вашему вниманию цитата Льва Семёновича Выготского, который сказал :

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала бы творческий потенциал детей и развивала их художественно-творческие способности.

В связи с этим в своей работе я ставлю следующую ЦЕЛЬ:

Сформировать у детей художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционную технику рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей мною были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, желание экспериментировать.
  • Знакомить с разными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
  • Воспитывать трудолюбие целеустремленность, творческую самореализацию.
  • Благотворно влиять на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

ПРИНЦИПЫ, по которым строится работа:

  • Постепенности и последовательности
  • Индивидуальности
  • Наглядности
  • Связь обучения с жизнью

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель высшей квалификационной категории Скоропеева И.Н.

Тейково 2016

Нестандартно мыслящие дети – народ с бесконечными мирами…

Нестандартно мыслящие дети – народ с бесконечными мирами…

А к т у а л ь н о с т ь т е м ы :

А к т у а л ь н о с т ь т е м ы :

Позволяет выразить индивидуальность

Позволяет выразить чувства и эмоции

Нетрадиционная техника рисования

Дает свободу и вселяет уверенность в своих силах

Развивает творчество, самостоятельность, инициативу

Дает возможность выбора

Ц е л ь :

Ц е л ь :

З а д а ч и :

Образовательные:

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, желание добиваться успеха собственным трудом,
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию

Развивающие: Формировать творческое мышление и устойчивый интерес художественной деятельности. Развивать художественный вкус фантазию изобретательность пространственное изображение. Формировать умение и навыки необходимые для создания творческих работ. Развивать желание экспериметировать, проявляя чувства удивления, радости от узнавания нового. Оздоровительные: Укреплять здоровье детей, используя комплексы здоровьесберегающих технологий. Благотворно влиять с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Развивающие:

  • Формировать творческое мышление и устойчивый интерес художественной деятельности.
  • Развивать художественный вкус фантазию изобретательность пространственное изображение.
  • Формировать умение и навыки необходимые для создания творческих работ.
  • Развивать желание экспериметировать, проявляя чувства удивления, радости от узнавания нового.

Оздоровительные:

  • Укреплять здоровье детей, используя комплексы здоровьесберегающих технологий.
  • Благотворно влиять с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Постепенность и последовательность Принципы построения работы Научность Наглядность Индивидуальность

Постепенность и последовательность

Принципы построения работы

Наглядность

Индивидуальность

Р а з в и в а ю щ а я п р е д м е т н о- п р о с т р а н с т в е н н а я с р е д а

Р а з в и в а ю щ а я п р е д м е т н о- п р о с т р а н с т в е н н а я с р е д а

Виды и техника нетрадиционного рисования Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст. Рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, кляксография, печать по трафарету, монотипия, пластилинография . Техника рисования руками (ладонью ,ребром, пальцами),оттиск печатями, тычок жесткой полусухой кистью . Тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, пробками, отпечатки листьев, рисование ватными палочками.

Виды и техника нетрадиционного рисования

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст. Рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, кляксография, печать по трафарету, монотипия, пластилинография .

Техника рисования руками (ладонью ,ребром, пальцами),оттиск печатями, тычок жесткой полусухой кистью .

Тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, пробками, отпечатки листьев, рисование ватными палочками.

Рисование пальчиками и ладошками - увлекательное веселое и развивающее занятие

Рисование пальчиками и ладошками - увлекательное веселое и развивающее занятие

Рисование с помощью печаток позволяет многократно изображать один и тот же предмет или составлять из отпечатков разные композиции.

Рисование с помощью печаток позволяет многократно изображать один и тот же предмет или составлять из отпечатков разные композиции.


Техника тампонирование

Техника тампонирование

Отпечатки листьями

Отпечатки листьями

Кляксография

Кляксография

Ниткография

Ниткография

Техника тычком жесткой кистью

Техника тычком жесткой кистью

Монотипия


Взаимодействие с семьей 1 направление: индивидуальные и наглядно-информационные формы работы(беседы, консультации, информационные стенды, выставки детских работ). 2 направление: коллективные формы работы(семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, совместные досуги и развлечения)

Взаимодействие с семьей

1 направление: индивидуальные и наглядно-информационные формы работы(беседы, консультации, информационные стенды, выставки детских работ).

2 направление: коллективные формы работы(семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, совместные досуги и развлечения)

Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т.к. это один из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала

Творчество - это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов.

Следует, как можно раньше побуждать детей к выполнению творческих заданий, ведь созидая, ребенок учится общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечать мелочи. Исследуя деятельность с различными материалами, узнавая специфику, у детей развивается образное мышление.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В процессе предметной деятельности, в том числе рисовании, дошкольники способны выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Применение в эстетическом воспитании ребенка разного рода художественных средств, предоставляет возможности для развития личности, активизации творческой деятельности, углублению эмоционального выражения, развития чувственности восприятия, интеллекта

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере усвоения приемов рисования (Т.С. Комарова)

В настоящее время наблюдается появление всё новых и разнообразных изобразительных техник изобразительного искусства, позволяющие раскрыть творческий потенциал на занятиях изобразительной деятельности и предоставляющие ребенку огромное количество вариантов для самовыражения.

Важное условие в обеспечении творческого подхода в решении изобразительных задач - это необходимость овладеть техникой рисования. Необходимо обратить внимание на требование ФГ O С Д O к структуре основной образовательной программы, один из компонентов которой является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Однако до сих пор этот аспект в условиях Д OO недостаточно исследован.

Развитие творческих способностей происходит не само по себе, а при определенной организации образовательного процесса. По мнению Комаровой Т.С само понятие способности является динамическим. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Зная и понимая закономерности возрастных особенностей ребенка, педагог имеет возможность правильно организовать систему обучения и воспитания.

Старший дошкольный возраст характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Дети старшего дошкольного возраста готовы к фантазиям, экспериментам, к труду.

Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. Для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.

Необходимо упомянуть о том, что развитию творческих способностей содействует характер деятельности: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество педагога и воспитанников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже самого малейшего успеха. Одной из детских творческих деятельностей является изобразительная деятельность и в большей степени рисование. Рисование приносит много радости дошкольникам, так как в копировании окружающего их мира происходит его изучение. Однако стандартных наборов изобразительных материалов и традиционных способов рисования не достаточно для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. А использование нетрадиционных способов изображения способствуют развитию детской фантазии, воображения, снимает негативные эмоции. В таком свободном творческом процессе, нарушая правила использования некоторых материалов, дошкольники обретают веру в свои собственные силы, обретают внутреннюю гармонию с самим собой и миром.

При использовании нетрадиционных техник рисования дети могут не только отражать, что они видят и чувствуют, но и могут познакомиться с разными свойствами и качествами материалов и предметов.

Перед педагогами стоит очень ответственная задача – обеспечить благоприятные условия для образования детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, при которых сам ребенок становится субъектом образования.

Необходимо побуждать личность к развитию, познанию: для раскрытия творчества, трудолюбия, умеющую выражать свои мысли и чувства не только с помощью слов, но при помощи создания разнообразных творческих работ, что можно увидеть при использовании нетрадиционных техник рисования. Направлять ребенка добывать знания самому, ставить цель, планировать, добиваться результата, при этом развивая его как многогранную целостную личность.

В нашем дошкольном учреждении традиционными стали сезонные экскурсии в парк. Осень дарит многообразие красок и природного материала, воспитанники активно включаются в творческий процесс.

Новизна обстановки, красивые и разнообразные материалы, необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, создавать новую ситуацию для детей так, чтобы они, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые творческие подходы и решения.

Основополагающими моментами при организации процесса приобщения дошкольников являются: диалог в межличностных отношениях, обмен информацией и равенство партнеров, эмоциональная открытость и доверие; создание условий для самостоятельного поиска решений; проявления эстетической эмпатии; включение личностного художественно-эстетического опыта детей, ориентация на их интересы, творческие возможности, проявление инициативы.

Сентябрь – 1 сентября - День знаний. Здравствуй детский сад. Я в мире человек (я, семья, традиции, ЗОЖ) Неделя безопасности;

Октябрь – Осень. Золотая осень в произведениях искусства;

Ноябрь – 4 ноября День народного единства, Мой дом - мой край Алтайский;

Декабрь - Деловой Барнаул (транспорт, профессии), Новогодний город

Январь - Зима. Зимнее настроение природы;

Февраль - Архитектурный Барнаул День защитника отечества;

Март - Народная культура и традиции (быт, фольклор);

Апрель - Поэты о весне. Весенние краски природы;

Май - День Победы, Мир театра и кино.

В ходе образовательных ситуаций могут проводиться беседы об уникальности местной природы, рассматриваться занимательные географические карты региона, фотоэкспозиции с изображением природы, организовываться опытная деятельность, заслушиваться песни местного фольклора, подготавливаться и рассматриваться выставки декоративно-прикладного искусства. Особое внимание обратить на знакомство детей с местными художниками, поэтами, писателями, известными людьми региона. О том, какой значимый вклад внесли в развитие своего края, города и для страны в целом.

Отдельное внимание отводится развитию и расширению образовательного пространства группы, ДОО в целом. Обогащение предметно-пространственной среды способствует более комфортному вхождению воспитанников в творческий, разносторонний процесс.

Читайте также: