1 курсанты прослушали важное сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Когда выпускники навещают свою родную школу, это всегда приятно не только учителям, переживающим за их успехи во взрослой жизни, но и самим ребятам. Такие встречи дарят им теплые воспоминания о чудесных годах, проведенных в стенах классных кабинетов, друзьях, детских шалостях, времени, полном надежд и стремлений. А еще — возможность снова посидеть за любимой партой, где когда-то зародилась мечта о будущей профессии.

14 января курсант приехал домой. В вузе ему дали отпуск на 15 дней. Это время молодой человек решил провести с пользой — навестить школу, поделиться с подрастающим поколением своим отношением к военной службе и впечатлениями об институте, выбранной специальности, северной столице нашей страны. Классный руководитель Татьяна Николаевна Трубчанинова была искренне рада встрече с бывшим учеником и пригласила Дениса провести для учащихся 6 б класса познавательную беседу.

Встреча с курсантом состоялась 22 января. Ребята с восхищением смотрели на подтянутого, в красивой армейской форме молодого парня, появившегося в классе. А педагог сразу предложила Денису занять его любимую четвертую парту на среднем ряду.

Первое, что всем хотелось спросить, - почему он решил связать свою судьбу со службой в военно-морском флоте? Денис признался, что с детства мечтал стать либо военным летчиком, либо моряком. Окончательно определился с выбором будущей профессии и направленности высшего учебного заведения в старших классах.

- Служить Родине — это почетно, и я с гордостью готов выполнять свой гражданский долг,- сказал он.

Помимо того, что юноша хорошо учился и целенаправленно готовил себя к поступлению в военно-морской вуз, он активно участвовал во всех ярких событиях школьной жизни. И это наглядно продемонстрировал видеоролик, показанный Татьяной Николаевной. Денис с улыбкой вспоминал это время. Перелистывая в слайдовой презентации страницы школьной жизни своих учащихся, педагог отметила, что из стен СОШ № 1 выпустилось немало ребят, ставших впоследствии военными, которыми гордится школа, и встречи с ними стали уже традиционными.

После совместного просмотра фотографий учитель разрешила детям задать Денису вопросы. Любознательных школьников оказалось так много, что курсант не успевал давать ответы.

В частности, Денис рассказал, какие испытания проходил при поступлении в вуз, какие сейчас изучает предметы. По его словам, первое время было сложно, особенно привыкнуть к четкому распорядку дня, подъему в 6 утра, строгой дисциплине, хождению в наряды. Но без этого не стать военным. А чтобы ребята лучше представили будни будущих офицеров, он показал им презентацию с подробным описанием курсантской жизни, в которой нашли отражение не только учебные занятия, но и традиции академии. Среди них - ежегодное проведение балов, причем готовятся к ним курсанты на самом высоком уровне.

Подытоживая беседу, Денис призвал мальчишек и девчонок любить свою Родину, хорошо учиться, слушать учителей и пожелал им в будущем выбрать специальность по душе, как сделал это он в свое время.

На память о встрече Татьяна Николаевна вместе с детьми подарила курсанту кораблик с напутствием идти по жизни уверенным курсом, следуя своей мечте.

Для обороны столицы Сталин сосредоточил силы нескольких фронтов. Только Западный, Резервный и Брянский фронты к 30 сентября 1941 года насчитывали 1 250 000 человек. На защиту Москвы были брошены практически все силы, которыми располагала Красная Армия в районе столицы. Гражданское население было мобилизовано на строительство укреплений.

В начале октября 1941 г. противник продолжал наступление и в районе Малоярославца. 5 октября гитлеровцы заняли город Юхнов (Калужская область), однако на Варшавском шоссе путь передовым частям 10-й танковой дивизии 57-го моторизованного корпуса вермахта преградил небольшой отряд из 430 десантников, которым командовал начальник парашютно-десантной службы Западного фронта капитан Иван Старчак. Десантников он поднял по собственной инициативе и несколько дней держал оборону против многократно превосходящих и прекрасно вооруженных сил противника.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в подольских военных училищах находилось более 3500 курсантов. Преимущественно это были вчерашние школьники, а также молодые люди с полным средним образованием, которых военкоматы отбирали для краткосрочного обучения с последующим производством в командирские звания и направлением на фронт в качестве командиров взводов.

Личный состав курсантских рот и батарей практически полностью состоял из вчерашних выпускников школ, успевших проучиться в училищах считанные недели после начала учебного года. Ведь те курсанты, которые успели прослушать ускоренный курс, были уже выпущены во фронтовые пехотные и артиллерийские подразделения. Поэтому оборонять доверенный участок фронта предстояло совсем неопытным ребятам. И именно они, юные и только что начавшие осваивать воинские профессии подольские курсанты, совершили впечатляющий подвиг, сдержав натиск отборных гитлеровских армий.

Река Изверь. Типичная небольшая река Центральной России, длиной всего в 72 километра, протекает на территории Калужской области. Именно здесь, у тихой речки, передовой отряд подольских курсантов принял свой первый бой. В район реки прибыла группа немецкой мотопехоты на мотоциклах и броневиках. Атака десантников и курсантов пехотного училища застала гитлеровцев врасплох. Противника удалось отбросить далеко за реку Изверь, на западный берег реки Угры. Конечно, освободить Юхнов столь малыми силами курсанты не могли, но первая боевая победа очень вдохновила вчерашних мальчишек. 6 октября курсанты заняли оборону на Ильинском боевом участке. Им предстояло оборонять позиции на восточном берегу рек Выпрейка и Лужа, между деревнями Лукьяново и Малая Шубинка.

15 октября генерал-майор Смирнов, начальник пехотного училища, видя сложное положение 3-го батальона курсантов, выдвинул ему на помощь свой резерв. У курсантов кончились патроны и пришлось идти на гитлеровцев в штыковую атаку. К утру 16 октября у курсантов оставалось лишь 5 артиллерийских орудий, да и те были укомплектованы неполными орудийными расчетами.

16 октября гитлеровцы вновь нанесли серьезнейший удар на Ильинском боевом участке. Сначала танки и артиллерийские орудия подавили огневые точки курсантов в дотах и дзотах. Однако у деревни Сергеевка один из хорошо замаскированных дотов так и не был обнаружен немцами. В нем находились курсанты под командованием командира 4-й батареи Подольского артиллерийского училища лейтенанта А.И. Алешкина. Курсант Беляев, командовавший расчетом 45-миллиметровой пушки, сумел подбить несколько вражеских боевых машин. Гитлеровцы окружили дот и атаковали его с тыла, забросав гранатами через амбразуру. Почти все защитники дота погибли.

Из 3500 человек в строю осталось только около 500 человек. Примерно 2500 курсантов и командиров подольских военных училищ погибли в боях с превосходящими силами противника. Поскольку тела погибших оставались на полях сражений до декабря 1941 – января 1942 гг., когда были захоронены, большинство погибших курсантов так и не были опознаны и числились пропавшими без вести.

Начальник Подольского артиллерийского училища Иван Стрельбицкий 9 ноября 1941 года получил звание генерал-майора, командовал артиллерией в 60-й армии, 3-й ударной армии, 2-й гвардейской армии, в 1944 г. стал генерал-лейтенантом, продолжал службу и после окончания войны. В 1954-1956 гг. генерал-лейтенант Иван Стрельбицкий занимал должность начальника Радиотехнических войск. Начальник Подольского пехотного училища Василий Смирнов тоже прошел всю войну – командовал 2-й Московской стрелковой дивизией, 116-й Краснознаменной Харьковской дивизией, а после войны руководил военным циклом Военного педагогического института Советской Армии, затем до 1964 г. – военной кафедрой Московского института внешней торговли.

Подвиг подольских курсантов стали изучать к двадцатилетию Великой Победы – в 1965 году. В 1966 г. школьники из города Климовска и комсомольцы Подольска совершили специальный многодневный поход по местам боевой славы подольских курсантов. В 1975 году, к 30-летию Победы, в Подольске был установлен памятник подольским курсантам, в 1985 году – памятник в Саранске и мемориал на Варшавском шоссе. В честь подольских курсантов названы пять школ Российской Федерации. Памяти отважных молодых бойцов посвящены песни, литературные произведения.

С вами снова Вячеслав, давненько не писал я вам статей, был немного занят, но теперь вернулся к вам и буду периодически делиться с вами полезной информацией о жизни курсантов.

Как вы, наверное, уже заметили, мои рассказы идут по порядку. Сначала я рассказал вам про поступление, потом про курс молодого бойца, переход за курсантскими погонами, затем про прыжок.

И вот теперь мы с вами подошли к первому семестру обучения курсантов, то бишь первые полгода обучения.

О чём же нужно знать курсанту, чтобы не допустить ошибок в первые полгода и дальше без проблем продолжить учебу? Давайте разбираться

Как правило, первое время на должности командиров отделений и заместителей командиров взводов будут ставить таких же курсантов, как вы, но пришедших с армии, то есть уже имеющих опыт в вооруженных силах.

Но со временем, как правило, это может поменяться и на должность поставят обычного курсанта, постпившего со школы.

У командиров отделений и замкомвзводов достаточно привилегий, они не ходят дневальными по роте, а только дежурными, зачастую их никто не отправляет ни на какие "рабочки" и т.п.

Но есть и минусы сержантских должностей. С этих должностных лиц идёт спрос за подчиненный личный состав. Если кто-то где-то встрял, то в первую очередь получит выговор или другое взыскание командир отделения и замкомвзвод.

Вообщем, обычным курсантом ты следишь только за собой и отвечаешь только за себя. Командир отделения же несет ответственность за свое отделение, а замкомвзвод за взвод в целом.

Есть плюсы, есть минусы, поэтому тут решать каждому стремиться на сержантскую должность или нет.

Так же в первом семесте обучения стоить обратить свое внимание на зачеты и экзамены, потому что как вы сдадите первую сессию, так у вас и пойдет дальше. Сдадите на отлично-будут тащить вас за уши все последующее время, будут тройки-никогда вам никто и балла не накинет.

Всё это потому, что училищу по выпуску нужны краснодипломники и медалисты, и конечно их будут брать на заметку с первой сессии.

Обратите внимание на свою дисциплину. Ведь как начнёте проявлять себя, как покажете с первых дней-такое отношение к вам и будет.

Как говорил мой первый командир роты "Как аукнется-так и откликнется" или "Каждый сам кузнец своего счастья". Две эти фразы очень актуальны, особенно на первом году вашего обучения.

Думаю, что был вам полезен, спасибо за внимание, ставьте лайки, комментируйте и до новых встреч.

Когда выпускники навещают свою родную школу, это всегда приятно не только учителям, переживающим за их успехи во взрослой жизни, но и самим ребятам. Такие встречи дарят им теплые воспоминания о чудесных годах, проведенных в стенах классных кабинетов, друзьях, детских шалостях, времени, полном надежд и стремлений. А еще — возможность снова посидеть за любимой партой, где когда-то зародилась мечта о будущей профессии.

14 января курсант приехал домой. В вузе ему дали отпуск на 15 дней. Это время молодой человек решил провести с пользой — навестить школу, поделиться с подрастающим поколением своим отношением к военной службе и впечатлениями об институте, выбранной специальности, северной столице нашей страны. Классный руководитель Татьяна Николаевна Трубчанинова была искренне рада встрече с бывшим учеником и пригласила Дениса провести для учащихся 6 б класса познавательную беседу.

Встреча с курсантом состоялась 22 января. Ребята с восхищением смотрели на подтянутого, в красивой армейской форме молодого парня, появившегося в классе. А педагог сразу предложила Денису занять его любимую четвертую парту на среднем ряду.

Первое, что всем хотелось спросить, - почему он решил связать свою судьбу со службой в военно-морском флоте? Денис признался, что с детства мечтал стать либо военным летчиком, либо моряком. Окончательно определился с выбором будущей профессии и направленности высшего учебного заведения в старших классах.

- Служить Родине — это почетно, и я с гордостью готов выполнять свой гражданский долг,- сказал он.

Помимо того, что юноша хорошо учился и целенаправленно готовил себя к поступлению в военно-морской вуз, он активно участвовал во всех ярких событиях школьной жизни. И это наглядно продемонстрировал видеоролик, показанный Татьяной Николаевной. Денис с улыбкой вспоминал это время. Перелистывая в слайдовой презентации страницы школьной жизни своих учащихся, педагог отметила, что из стен СОШ № 1 выпустилось немало ребят, ставших впоследствии военными, которыми гордится школа, и встречи с ними стали уже традиционными.

После совместного просмотра фотографий учитель разрешила детям задать Денису вопросы. Любознательных школьников оказалось так много, что курсант не успевал давать ответы.

В частности, Денис рассказал, какие испытания проходил при поступлении в вуз, какие сейчас изучает предметы. По его словам, первое время было сложно, особенно привыкнуть к четкому распорядку дня, подъему в 6 утра, строгой дисциплине, хождению в наряды. Но без этого не стать военным. А чтобы ребята лучше представили будни будущих офицеров, он показал им презентацию с подробным описанием курсантской жизни, в которой нашли отражение не только учебные занятия, но и традиции академии. Среди них - ежегодное проведение балов, причем готовятся к ним курсанты на самом высоком уровне.

Подытоживая беседу, Денис призвал мальчишек и девчонок любить свою Родину, хорошо учиться, слушать учителей и пожелал им в будущем выбрать специальность по душе, как сделал это он в свое время.

На память о встрече Татьяна Николаевна вместе с детьми подарила курсанту кораблик с напутствием идти по жизни уверенным курсом, следуя своей мечте.



Подольские курсанты

Комбат Романов поднял по тревоге 6-ю учебную роту. Погрузившись на грузовики, передовой отряд отправился в Подольское артиллерийское училище, которое располагалось на юго-западной окраине города на Варшавском шоссе. К вечеру артдивизион был сформирован, а к ночи того же дня весь отряд прибыл в Малоярославец, где был получен приказ следовать к реке Изверь на соединение с авиадесантным отрядом капитана И.Г. Старчака. И сразу был принят первый бой.

Далее будет цитироваться текст курсанта Батурлова. Надо пояснить, откуда этот текст. Дело в том, что осенью 1941 года командовать Подольским артиллерийским училищем был назначен полковник Иван Семенович Стрельбицкий. Пройдя войну, дослужившись до генерал-лейтенанта, он занялся военной историей и собирал документы о боях под Москвой, собирал свидетельства курсантов, уцелевших участников тех событий. Их письма к Стрельбицкому, к другим ветеранам с подробными рассказами теперь хранятся в архиве Московской области, в фонде Стрельбицкого.

5-го октября я получил увольнительную в Москву, оделся в парадную форму. Около проходной я узнал, что в клубе идет кинокартина, побежал посмотреть какая. Здесь меня и застала тревога. Когда я прибежал в батарею, курсанты уже стояли в строю, старшина раздавал патроны в подсумках, Патронов давал много и почти их не считал, что нас чрезвычайно удивило. Он объяснил, что мы едем на учебные стрельбы. У нас были ранцы с меховыми крышками, но ранцы и личные вещи никто не брал. Построились, погрузили в боепитании снаряды, выехали за ворота.


Капитан Базыленко, в батарее которого я был, назначил меня связным к командиру дивизиона капитану Россикову, который мне сказал, что я буду его адъютантом, посадил в первую машину справа около кабины, приказал мне иметь блокнот и карандаш и записывать его распоряжения.

Вооружены мы были карабинами, немного винтовок, . два автомата, Один автомат был у Россикова. Во время остановок Россиков посылал меня выяснять, все ли в порядке в колонне. Происшествий никаких не было.

В Малоярославце на площади у церкви Россиков собрал командиров и поставил задачу: окружить и уничтожить высаженный через фронт немецкий десант, после чего вернуться в училище.

Стали попадаться повозки с ранеными красноармейцами. Когда их спросили, откуда они, раненые отвечали, что они с фронта, и что фронт не за Смоленском, как мы все считали, а рядом, и что мы столкнемся не с десантом, а попадем на фронт. Они также сказали, что регулярные части отступают, рассеяны по лесам, и впереди нас никого нет.


Андрей Смирнов (историк):

Второго октября 41 года началось генеральное наступление немцев против прикрывавших Москву Западного и Резервного фронтов. Резервный располагался в тылу Западного фронта. [. ] Удар привел к прорыву фронта и к окружению почти всего личного состава Западного и Резервного фронтов в районе Вязьмы. Вместе с Брянским фронтом, который тоже попал в окружение, из миллиона 250 тысяч человек, находившихся в составе этих трех фронтов, вышло из окружения или не попало в него всего-навсего 250 тысяч, размазанных по огромному пространству от границ Украины до Волги в районе Калинина. Вот почему между окруженными войсками и собственно Москвой никого не осталось. И на пути 19 танковой дивизии немцев, которая двинулась от Юхнова в сторону Малоярославца, оказались одни подольские курсанты и ряд артиллерийских частей.


Из воспоминаний курсантов находившихся в передовом отряде, ушедшем в сторону Юхнова:

За Малоярославцем немцы сбросили на нас несколько бомб, но потерь не было. Проехали через горящую Медынь, которую немцы только что отбомбили. На рассвете встали на опушке леса слева от шоссе. Остановились и ждали, когда рассеется утренний туман, чтобы видеть, что делается впереди, и не натолкнуться на противника вслепую. Здесь, около деревни Стрекалово (ее все почему-то называли Стрелкалово) встретили ребят Старчака.

Россиков послал меня и еще двух курсантов, которые не входили в орудийные расчеты, в разведку вдоль шоссе - установить, где находятся немцы. С нами пошли трое десантников. Вскоре мы натолкнулись на танкетку, хотели ее подбить, но у нас не оказалось гранат. Когда подошли ближе, то узнали, что танкетка наша. Десантники легли на броню и поехали вперед, к Юхнову. Мы пошли пешком по кювету. Через несколько минут на шоссе стали рваться мины, и наша танкетка искореженная вернулась назад. Один был убит, двое десантников ранены. .

Пехота и две “сорокопятки” пошли в атаку на деревню. Деревню взяли. Меня послали на связь к “сорокопяткам”. В каком-то доме я нашел свитер и надел его под гимнастерку - было ветрено и довольно прохладно, хотя для октября все же тепло. . Убитых грузили в машины и отправляли в Подольск.


Владимир Тольц:

Следует еще пояснить, что в Подольске было два училища, пехотное - около 2 тысяч курсантов, и артиллерийское - полторы тысячи. Из них спешно сформировали сводный отряд, который должен был прикрыть Можайский участок обороны на Малоярославецком направлении и продержаться дней 5-7 до подхода резервов. Курсанты продержались почти три недели. Из трех с половиной тысяч уцелело около 500 человек. Самым первым, очень спешно, отправили передовой отряд. Курсантами-пехотинцами командовал лейтенант Мамич, двумя артиллерийскими батареями - капитан Россиков, о котором пишет Батурлов […] Россиков там погиб. А у деревни Стрекалово вместе с курсантами держал оборону еще отряд авиадесантников.

К вечеру немцы отбили деревню, и мы стали отходить к реке Изверь. Пехота ушла, а наши “сорокопятки” прикрывали отход перекатами. ..


Мостки на шоссе почти все были минированы, как мы предполагали, немцами, и однажды на мостике подорвались пехотинцы из 43-й армии. Россикова и меня легко контузило. Не слыша своего голоса, Россиков разговаривал так, словно объявлял пожарную тревогу. Курсанты быстро это подметили и стали отвечать ему голосами индейцев, снимающих скальпы. Чувство юмора пересилило минометный обстрел и автоматную трескотню. Всю эту забаву обратил в дело капитан Базыленко, который сказал, что, если мы хотим пошуметь, то лучше всего сходить на оставленную огневую позицию и забрать забытые там лотки со снарядами. А там мы можем орать любыми голосами. Идти пришлось мне, Каверину и Соболеву. Каверина Базыленко завернул обратно, так как он был наводчик. По нашим представлениям, лотки уже были у немцев, и шли мы без особого энтузиазма. Но лотки оказались на месте, а немцев было не видно.

Решили немного переждать, пока остынет капитан Базыленко. Стали шуметь - открыли беспричинную пальбу по опушке леса. И вдруг вокруг нас стали рваться снаряды. Нас, видимо, засекли с немецкого артиллерийского наблюдательного пункта. Лотки мы принесли и доложили, откуда стреляет немецкая батарея. .

Стрекалово они удерживали 5 суток, подбили два десятка танков, немцев там погибло около тысячи. Сводный отряд курсантов поддерживали еще две стрелковые дивизии и две танковые бригады.


Первые двое суток наш передовой отряд не получал никаких продуктов, и с собой у нас не было ничего съестного. На второй день ребята Старчака где-то изловили свинью, приволокли откуда-то котел и сварили ее не то с картошкой, не то с рисом, добытыми в деревне. Навалившись с голода на свинину (я ее съел не менее килограмма), я заработал себе температуру и течь во все шлюзы. Старчак уложил меня в землянку на бугре и накрыл своей летной курткой. Но возиться со мной было некогда, и меня отправили в санчасть.

Это было около Воронков, где нам на подкрепление подошла пехота в касках, плащ-палатках и с вещмешками. Мы ее после прозвали “стальная пехота” за то, что она к вечеру разбежалась, побросав каски и свое барахло. Тут мы разжились касками и плащ-палатками.

Помню, как вместе со мной в санчасть полз на коленях раненый пехотинец с оторванными ступнями, из которых по песку растекалась кровь. На локте за ремень он волоком тащил винтовку и почему-то как-то застенчиво улыбался, еще сгоряча не чувствуя боли. В санчасти мне промыли нутро, дали какую-то пилюлю и посоветовали не обжираться. Утром я вернулся на КП Старчака. Представьте себе то дикое чувство огромного жгучего позора, которое я испытал, оставляя куски не признанной организмом свинины рядом с полосками крови раненого пехотинца.


Весь день я совал нос куда меня меньше всего просили, бегал под огнем между орудиями, демонстративно вылезал из щели, когда близко рвались мины, “помогал” всем: орудийным номерам, подносчикам. Больше всего я “помогал” Базыленко, за что наконец получил от него взбучку.

В это время Россиков заметил в поле метрах в 500-х какие-то темные фигуры, которые копошились на самом открытом месте. Посмотрев в бинокль, он увидел, что они устанавливают пулемет. Видя мой кипучий энтузиазм, Россиков приказал мне сбегать выяснить, кто это такие, и сказал, что, если начнут стрелять, то немедленно ложиться и отползать назад, а сзади меня откроют огонь. Я пошел в рост по полю с твердым намерением вступить в победный бой с неизвестным пулеметом, который устанавливают нам в спину. Меня подпустили близко. Какие-то люди в засаленных костюмах и гражданских кепках лежали у пулемета, который направили на меня. Окликнули по-русски, но не по-уставному. Я крикнул, что, если они не отойдут от пулемета, то их сейчас же расстреляют артиллерийские орудия. Это оказались бойцы истребительного рабочего батальона. Я представился как “адъютант начальника артиллерии участка обороны” (так учил меня Россиков) и посоветовал им убрать пулемет хотя бы на опушку леса, что они и сделали при нашей помощи.


Ольга Эдельман, историк:

Бойцов истребительных батальонов спешно обучали держать в руках оружие, каким-то элементарным азам военного дела. Они не фронт должны были держать, это не ополчение. Они должны были выполнять разведывательно-диверсионные задания, перебираться через линию фронта, а также стать ядром партизанского движения на оккупированных территориях. А на не оккупированных - предполагалось, что эти отряды смогут компенсировать нехватку сил правопорядка, стать вроде рабочей милиции.

В Ильинском мы располагались около КП на опушке леса. Немцы из противотанкового рва несколько раз врывались на опушку леса и один раз захватили два наших 76-мм орудия. Майор Загоскин, комендант КП, водил нас в атаку отбивать наши орудия. Левое орудие немцы уже наполовину успели повернуть, а правое - нет. Отбив орудия, мы открыли из них огонь. .



бортовой 234, вдали - похоже, 372. Скан из книги Рольфа Хинзе.

Перевод с немецкого подписи: "Так как размер клина ограничивался только шириной шоссе, со стороны леса позиции оказывались занятами врагом." Имеется ввиду, что противотанковые рвы и заграждения принуждали наступать по шоссе, лес рядом был занят нашими бойцами и при попытке вьехать в него танки также подбивались. Торчащая голова - это, похоже, немец залез и позирует.

В районе КП мне досталось особенно трудно. Когда другие находились в щелях или дотах, мне приходилось непрерывно бегать по обороне с приказами штаба. А как немцы тогда бомбили, и какой был почти непрерывный минометный площадной огонь, вы хорошо помните. . Тихого места не было нигде. Особенно трудно было пройти в сторону моста. А там за шоссе стояли орудия, с которыми никакой связи, кроме как через посыльных, не было.

Приказ на отход этому дальнему орудию дал Суходолов, который меня с этим приказом послал, а я побоялся пройти напрямую и сказал ему, что там через такой огонь не пройти. Он не стал на меня кричать, а сказал, что идти все-таки надо. Тогда на артиллеристов 31-го дивизиона пошли танки, и я к ним прошел с приказом переменить позиции, иначе их орудия подавило бы танками, так как в молодняке им не было видно, куда стрелять. Танки побила батарея Базыленко и наши арткурсанты - по-пехотному: они закидали их гранатами.



Мост на основном рубеже обороны. Хорошо видны остатки взорванного моста и видно, почему укрепленные берега были не проходимы для танков. Скан из книги.

Перевод с немецкого подписи: "Временный мост через Выпрейку, оказался проходимым даже для тяжелых машин с боеприпасами."

Из воспоминания Ивана Васильевича Аверина

Нас отправляют примерно 200-250 человек в первой группе, которая должна принять первый бой на свои плечи. И ехали, как будто разобьем немца за несколько часов, и он дальше не сделает шагу.

И когда готовились к бою, были чувства и желание скорее вступить в бой, а о смерти и в голову не приходило мысли.

Было решение выбить немцев из деревни и гнать за реку. Для немца было неожиданно, как ураган. И немцы не знали, что за войска. Ворвавшись в расположение противника, пошли в ход штыки, приклады, гранаты и просто физическая сила. Каждый курсант первый раз шел в атаку, до этого ходили мы на учебе. Во время самого боя страх пропадает, чувства делаются немыми, и видишь только врага. Я даже первый раз в атаке не слышал, стреляют или нет, только видишь - падают люди. После первого боя я себя не видел в лицо, но Виноградов /выглядел/ так, что трудно описать: глаза горели каким-то страшным огнем, винтовку из рук трудно было выпустить - они не разжимались, и добиться слова несколько минут /было/ нельзя.

И в этом бою мы поняли, что можно бить немцев, хотя они вооружены до зубов.



Позиция нашего зенитного орудия. Скан из книги Рольфа Хинзе.

Из воспоминаний Авдышева Ишу Аврамовича

Когда немцы перешли в атаку, мы их отбивали несколько раз. Здесь пошел слух, что мы окружены, и Малоярославец уже взят. Это было 14 октября. С позиции нас сняли - один политрук сказал, что есть только одна дорога на Москву, и по ней нас повел. Шли один день и одну ночь. В одной деревне остановились посушиться. Ночью в деревню вошла немецкая стрелковая дивизия. Политрука они расстреляли, а нас забрали в плен.

Нас погнали в Малоярославец - из взвода нас оставалось человек 16. Меня погнали в еврейский лагерь. Около площади был большой лагерь в доме, а еврейский лагерь был маленький тоже в доме. Конвоир поставил меня к забору и хотел меня застрелить за то, что я не хотел идти в еврейский лагерь. Подошел переводчик и спросил: “Кто ты по национальности?” Я сказал, что я армянин. Переводчик сказал солдату, чтобы тот не стрелял, и меня повели в штаб. Там стали спрашивать: “Кто ты?”. Я сказал, что я ассириец и добровольно перешел в русское подданство. - “Что же ты врешь, что ты то армянин, то ассириец?” - Я сказал, что по-армянски говорю плохо, приведете армянина и меня расстреляете. И меня направили в общий лагерь.



Общий вид той же позиции. Скан из книги Рольфа Хинзе.

Перевод с немецкого подписи: "Вид с позиции советской зенитной пушки на немецкую колонну с подбитыми танками."

Погнали от Малоярославца на Рославль пешком (380 км). Через каждые 100 метров немцы расстреливали одного человека, тех, кто отставал.

Из лагеря я попал не в Германию, а в Брянскую область. В лагере за ночь умирало по 450 человек. . Работали на восстановлении дорог.

Вот снова из воспоминаний Ивана Васильевича Аверина.

Через несколько дней уже было совсем туго: снарядов не хватало, пушки вышли из строя, и людей осталась кучка. И вот вдруг вечером, но уже темно, нам на Троицу сообщили новость, какой-то солдат, что курсанты все ушли, их повели в Подольск. Мы не поверили. Першин сходил на КП группы и никого не нашел. Кругом было пусто. Мы взяли оружие и пошли в лес и шли на зарево пожаров ночью, а днем сидели. Нас было пять человек: трое артиллеристов и два пехотинца. Станковый пулемет тащить не было сил по лесу, его потом пришлось спрятать. Из пятерых нормальным /был/ только Першин - Савоськин ранен в руку, я контужен . не слышал и заикался, и два пехотинца ранены один в руку, а другой в голову.



Подбитое 76.2 мм орудие в деревне Ильинское. Видно, что колеса сняты (либо одно было подбито, либо чтобы орудие стояло ниже), орудие установлено на два бревна. Получило повреждение - разрыв снаряда в стволе (скорее всего изношенность, курсанты стреляли из учебных орудий)

Когда мы вышли и попали в Подольск, нас можно было принять за кого угодно, только не /за/ курсантов. В городе нас забрали: у нас не было документов, кроме комсомольских билетов. Мы доказывали, что мы курсанты, а нам говорят: вы бежали с фронта. И только помогло, что, на наше счастье, комендант был из нашей школы майор. Он /нас/ расспросил, как случилось, и сказал, что это уже третья группа выходит. Приказал вымыть, если возможно, и мы вымылись, переодели белье. Дал ботинки, шинели солдатские и шапки. Выспались, - как мертвецы, сутки спали. Потом /майор/ сказал: училище уехало в Горький или Куйбышев, ищите там. Дал документы, и мы догнали своих.

Читайте также: