Сообщение наука и образование 18 века

Обновлено: 08.07.2024

Оглавление

Введение
Открытие и первые годы деятельности Петербургской Академии наук
Научные исследования М. В. Ломоносова
Научные исследования в России в XVIII веке (физика, химия, география, технические изобретения и др.)
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

наука и образование 18 век.docx

Открытие и первые годы деятельности Петербургской Академии наук

Научные исследования М. В. Ломоносова

Научные исследования в России в XVIII веке (физика, химия, география, технические изобретения и др.)

Открытие и первые годы деятельности Петербургской Академии наук

Созданная по идее Петра I Академия наук объединила в своем первом составе блестящую плеяду молодых ученых из разных стран Европы. Талантливая и смелая молодежь, мечтавшая о больших научных открытиях, не побоялась приехать в далекую и неведомую Россию, где она нашла наиболее благоприятные в то время условия для занятия наукой. Прежде всего, над учеными не тяготело здесь бремя картеананской догматики, как во Франции, и не давил авторитет Х. Вольфа, как в Германии, или И. Ньютона, как в Англии. Кроме того, на первых порах петербургские ученые получили и достаточные материальные средства для проведения всех необходимых научных исследований, о которых не могли тогда и мечтать их коллеги из Лондонского королевского общества, сами платившие за право заниматься наукой, или ученые из других небольших государств Европы. Солидной базой для научных исследований петербургских ученых стала великолепная библиотека, тщательно собранная при покровительстве Петра I его библиотекарем И. Д. Шумахером по советам лучших специалистов в разных областях науки. Её дополняла богатая коллекция астрономических и физических инструментов, которыми была оборудована начавшая с 1782 года свою работу астрономическая обсерватория, включавшая небольшую физическую лабораторию. Петербургские ученые получили в своё распоряжение также богатейшие коллекции Кунсткамеры, среди которых находилась и лучшая в то время в мире коллекция анатомических препаратов Ф. Рюйша. Основатель Российской Академии наук Петр I поставил перед ней, прежде всего, три задачи:

1)всемерное развитие наук;

2)подготовка русских научных кадров;

Научные исследования М. В. Ломоносова

Научные исследования в России в XVIII веке (физика, химия, география, технические изобретения и др.)

Татищев Василии Никитич (1686-1750). Родился в Пскове. В семилетнем возрасте был принят ко двору Ивана V стольником. После смерти царя Ивана покидает двор. С 1704 г. на службе в Азовском драгунском полку. Участвовал в Нарвской баталии, Полтавской битве, Прутском походе. С 1712 г. учеба за границей. С 1720 г. на административной службе (ведал металлургической промышленностью на востоке России). В 1724-1726 гг. Изучал в Швеции экономику и финансы. Затем возглавлял Монетную контору, был начальником Оренбургской и Калмыцкой комиссий. С 1741 г. Астраханский губернатор. В 1745 г. отстранен от должности и сослан в имение Болдино Московской губернии. Именно в этот период он создает свою "Историю Российскую", рассмотренную им до 1577 г. Подготовительные материалы к новым частям книги охватывали период XVII в., вплоть до воцарения Петра I. Кроме этой фундаментальной работы он составил первый в России энциклопедический словарь ("Российский исторический, географический и политический лексикон"), открыл для науки такие исторические источники как "Русская правда", "Судебник 1550 г.", "Книгу Большого Чертежа" и др. В течение многих лет он собирал летописные материалы, составившие основу его личного архива. Многое Татищев сделал для развития экономических, правовых и философских исследований. Одним из первых обратился к вспомогательным историческим дисциплинам - хронологии, генеалогии, геральдике и др. Создал также труды по географии Сибири. Первым дал естественно-историческое обоснование границе между Европой и Азией по Уральскому хребту. Труды Татищева по истории не всеми принимались однозначно. Ряд историков (например, Н. М. Карамзин) осуждали его за недостаточно критическое отношение к историческим источникам. Однако, по мнению С. М. Соловьева, заслуга Татищева перед исторической наукой состоит в том, что он первым начал исторические исследования в России на научной основе.

Беринг Витус Ионассен (1681, г. Хорсенс, Дания - 1741, о. Беринга) - мореплаватель. Происходил из знатного, но разорившегося рода. Отец Беринга был таможенником. Мальчик рано пристрастился к морю. Юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии. В 1703 Беринг познакомился с русским адмиралом К.И. Крюйсом, который по поручению Петра I нанимал в русский флот опытных моряков. Беринг был назначен командиром небольшого российского судна. В 1706 был произведен в лейтенанты, участвовала Азовском походе Петра I, сражался на Балтике, но славу Берингу принесли Камчатские экспедиции 1725-1730 и 1733-1741 годов. Исследователь XIX в. В.Н. Верх так характеризовал Беринга: "Достойный муж сей, прослужа в Российском флоте тридцать восемь лет со славою и честию, достоин по всей справедливости отличнаго уважения и особеннаго внимания. Беринг подобно Колумбу, открыл россиянам новую и соседственную часть света, которая доставила богатый и неисчерпаемый источник промышленности". Образованный моряк, Беринг хорошо знал мореходную астрономию, навигацию, картографию и умело руководил подчиненными. Экспедиции доказали существование пролива между Азией и Америкой, открыли морской путь от Камчатки в Японию, завершили открытие всех Курильских островов, открыли Командорские и Алеутские острова. Впервые была составлена карта северо-восточных берегов Азии на базе навигационных и астрономических наблюдений. Бот Беринга потерпел крушение возле одного из островов Командорской группы, впоследствии названного о. Беринга. Здесь экипаж остался на вынужденную зимовку, которую смогли выдержать лишь немногие. Беринг умер от цинги. Его именем были названы море, пролив и остров.

Кулибин Иван Петрович (1735, Нижний Новгород - 1818, там же) - механик, изобретатель. Род. в семье купца. К. был обучен грамоте и счету дьячком, а затем поставлен отцом за прилавок. К. самостоятельно изучил механику и открыл часовую мастерскую. В 1764 - 1769 К. изготовил часы в форме яйца ("яишной фигуры"), в которых помимо циферблата были створки, каждый час открывавшие крохотную сцену, где разыгрывалось театральное действие "Воскресение Христа", телескоп, микроскоп, электрическую машину. Был представлен приехавшей в Нижний Новгород Екатерине II, которая пригласила К. в Петербург. В 1769- - 1787 К. служил механиком и руководителем мастерских Петербург, академии наук. К. спроектировал три варианта деревянного одноарочного моста с длиной, пролета 298 метров (вместо обычных 50 - 60) через Большую Неву; построил и испытал "машинное водоходное судно", передвигавшееся против течения с помощью каната, наматывающегося на гребной вал силой воды и подтягивающего судно вверх к месту, где канат крепился; сконструировал фонарь с зеркальным отражателем (первый опыт прожектора), служивший для фейерверков и иллюминаций. В 1787 освобожденный от заведования мастерскими, К. целиком отдался изобретательству: спроектировал мельницы без плотин, "подъемное кресло" (лифт), трехколесный экипаж ("самокатка"), приводившийся в движение человеком на запятках, оптический телеграф, протезы ("механические ноги"), пытался создать вечный двигатель. В 1792 был избран .членом Петербург. Вольного экономического общества. В 1799 вышла в свет его кн. "Описание представленного на чертеже моста, простирающегося из одной дуги на 140 саженях. ". В 1801 К. вернулся в Нижний Новгород, где до конца жизни занимался составлением проектов машинных судов. Главные изобретения К. не были претворены в жизнь. Умер К. в бедности.

В 18 веке, в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования в России, в 18 веке тоже подверглась реформам. В образовании 18 века, в России впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского образования в России, так же была предпринята попытка создания государственной системы образования. Развитие реформ образования в России в 18 веке, можно разделить на 4-ре периода.

В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Так же был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений.

Наука, общественное мышление и образование в России в XVIII веке

XVIII век характеризуется несколькими стилями в искусстве:
• начало XVIII века – барокко;
• середина и вторая половина XVIII века – классицизм;
• конец XVIII века характеризуется сентиментализмом – победа чувств над разумом.

Образование светской школы

Конец XVII и начало XVIII века отличается поднятием образовательного настроения в обществе. Царь Петр открывает сразу несколько узконаправленных школ, таких как медицинская, канцелярских служителей, инженерная, артиллерийская, математическая. Вскоре правитель издал указ, что аристократы, так и не окончившие школу, не имели права жениться, и дети дворян должны были обязательно ходить в школу.
Огромным шагом в развитии школ и образования в целом стало официальное введение государственного шрифта, им должны были пользоваться все при составлении как официальных документов, так и при переписках в письмах. Этот шрифт постепенно вытеснял церковную кириллицу. Это крайне важное событие в культуре и образовании произошло в 1708 году, а введен закон был по указу Петра.
В 1714 году были открыты школы для детей самых бедных сословий. Не принимали учиться в школу только потомков крепостных работников. В связи с военными временами возникла большая необходимость в специалистах, и поэтому открылся Дворянский корпус, в нем проводилось обучение сугубо военным профессиям: артиллеристы, моряки, инженеры.
1763 год характеризуется новым этапом развития светских школ. Открывается первый приют для осиротевших детей и тех, чьи родители не имели средств на их воспитание и не могли содержать их. В 1764 году открывается Смольный институт для девиц из благородных семей, а позже постепенно возникли такие пансионы по всей стране.
Чаще всего направленность образования не была на выбор учащихся, а строго распределялось по сословиям. Так, дети рекрутских родителей учились в солдатских школах и готовились стать военнослужащими, а дети купцов чаще учились в различных медицинских и художественных учреждениях. Для образования крепостного сословия в этот период еще все пути были закрыты, и этот слой общества так и оставался практически полностью безграмотным – писать и читать умели единицы.
1755 являлся годом образования первого университета в Москве, согласно указу Елизаветы. Ей же подал эту идею ее фаворит в просветительской деятельности по фамилии Шувалов. Он же и стал первым руководителем этого учебного заведения. С этого момента главенство над всеми сословными школами имел именно этот университет.

Развитие науки и техники

Быт различных сословий

После посещения Петром европейских стран он ввел моду на короткие стрижки у мужчин, и он заставлял их бриться. Кто из дворян сопротивлялся и не хотел расстаться со своей бородой должны были платить специальный налог.
С этого времени было разрешено курить, и проводились собрания, где можно было развлечься и пообщаться с другими дворянами. Петр дал указание перевести с немецкого языка правила хорошего тона в общественных местах.
1 января в 1700 году был первый раз отпразднован Новый год с чего и начались традиции связанные с этим праздником.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Наука в России, в 18 веке начинает быстро развиваться. Русское общество потрясло реформы Петра I . В основном развивались естественные науки.

За 18 век русские путешественники совершили много важных географических открытий. Экспедиция Беринга и Черикова на Камчатку, смогла открыть новый пролив, соединяющий Европу и Азию. Путешественники стали выпускать , научные труды, которые помогали в освоение земель.

М. В. Ломоносов и русская наука

hello_html_31de65de.jpg

Развивалась в 18 веке механика, а также математические науки. 18 век подарил России такого выдающегося ученного как Андрея Константиновича Нартова. Он был механиком, ставший личным токарем императора. Вскоре был отправлен на обучение за рубеж, возглавлял мастерскую Летнего дворца , проектировал станки и новые механизмы. Механизмы Нартова применялись при строительстве плотин, каналов. Нартов – автор первого в мире токарно-винторезного станка.

В 18 веке, в России было много замечательных ученых и мастеров. Среди них стоит отметить механика – самоучку Кулибина , имя которого стало нарицательным. Кулибин изобрел множество оригинальных и интересных вещей. Он создал прототип прожектора, изобрел семафорный телеграф, сконструировал лифт, придумал новый часовой механизм.

hello_html_m25ecfde9.jpg

hello_html_m323c284f.jpg

hello_html_m6028f059.jpg

hello_html_m4040cc00.jpg

hello_html_405ced5e.jpg

Наука 18 века в России принесла еще одно новое явление. Петр I велел начать собирать всяческого рода коллекции. Так была основана Кунсткамера , которая стала первым русским музеем. Её название происходит из немецкого слова, означающая в переводе кабинет редкостей.

Наука в России 18 век

Наука в России, в 18 веке начинает быстро развиваться. Русское общество, взбудораженное реформами Петра I, ищет решения проблемы своих новых потребностей. В основном развивались естественные науки.

В начале 18 века были предприняты экспедиции в различные территории государства, с целью составления карт, описания земель и изучения природных богатств. Особое значение отводилось совсем плохо исследованным, но в то же время стратегически важным регионам.

Земли Сибири и Дальнего Востока, подвергались пристальному вниманию русских ученых 18 века. Такие экспедиции привели к организации на Урале промышленного комплекса, который обеспечивал Российскую Империю металлургической продукцией.

За 18 век русские путешественники совершили много важных географических открытий. Экспедиция Беринга и Черикова на Камчатку, смогла открыть новый пролив, соединяющий Европу и Азию. Путешественники стали выпускать фундаментальные научные труды, которые помогали в освоение земель.

Во второй половине 18 века, русская наука продолжала уделять особое внимание исследованию территорий. Только немного сменив вектор своего направления, экспедиции теперь направляются в Крым, на Кавказ, Юг Украины и в Русскую Америку.

Развивалась в 18 веке механика, а также математические науки. 18 век подарил России такого выдающегося ученного как Андрея Константиновича Нартова. Он был механиком, ставший личным токарем императора. Вскоре был отправлен на обучение за рубеж, возглавлял мастерскую Летнего дворца, проектировал станки и новые механизмы. Механизмы Нартова применялись при строительстве плотин, верфей, каналов. Нартов – автор первого в мире токарно-винторезного станка.

В 18 веке, в России было много замечательных ученых и мастеров. Среди них стоит отметить механика – самоучку Кулибина, имя которого стало нарицательным. Кулибин изобрел множество оригинальных и интересных вещей. Он создал прототип прожектора, изобрел семафорный телеграф, сконструировал лифт, придумал новый часовой механизм.

Наука 18 века в России принесла еще одно новое явление. Петр I велел начать собирать всяческого рода коллекции. Так была основана Кунсткамера, которая стала первым русским музеем. Её название происходит из немецкого слова, означающая в переводе кабинет редкостей.

Читайте также: