Изо приготовить сообщение об истории развития фотографии в россии

Обновлено: 02.07.2024

Фотогра́фия ( фр. photographie от др.-греч . φως / φωτος — свет и γραφω — пишу; светопись — техника рисования светом ) — получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале ( фотоплёнке или фотографической матрице ) при помощи фотокамеры . О фотографии .

В более широком смысле, фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Фотография, это не просто какое-либо мгновение, запечатленное на бумаге и поставленное в рамку. На самом деле, каждая фотография-это миг чьей-то жизни. Фотографии осуществляют непрерывную связь между разными поколениями, народами. Каждое изображение несет в себе определенный смысл. Оно навсегда хранит в себе счастье, радость, боль или слезы. И именно благодаря снимкам, все это не уходит в небытие, а оставляет память в сердцах людей. Еще одно немаловажное значение фотографии- это восстановление разрушенных памятников архитектуры по старым фотоснимка м

Изображения с помощью отражённого от предметов видимого света получали ещё в глубокой древности и использовали для живописных и технических работ. Метод, названный позже ортоскопической фотографией, не требует серьёзных оптических приспособлений. В те времена использовались лишь малые отверстия и, иногда, щели. Проектировались изображения на противоположные от этих отверстий поверхности. История фотографии .

Первый портрет человека оказался автопортретом американского изобретателя и фотографа Роберта Корнелиуса. Точна дата снимка неизвестна, но произошло это не позднее середины осени 1839-го года.

Первая женщина, появившаяся на фотографии – Дороти Кэйтрин Дрейпер, которую сфотографировал ее брат и известный американский фотограф Джон Дрейпер. Кстати, в том же 1839-м году.

1865-й год – первый подводный снимок сделан Уильямом Томпсоном (на фото) в Великобритании

В 1893-м году было сделано первое фото внутри профессиональной фотостудии. Место и автор неизвестны.

Оригинальная камера дагера , сделанная альфонсом жиру, ее размеры - 12х14,5х20 дюймов. надпись на бирке "аппарат не имеет гарантии, если на нем нет подписи г-на дагера и печати г-на жиру . В 1839 году француз Луи- Жак Манде Дагер опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром . После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути . В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные детали как в светах , так и в тенях , однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия

Практически в то же самое время англичанин Ульям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией . В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге).

Набор фотографа, весивший от 70 до 120 фунтов, необходимый для мокроколлодионной фотографии.

Камера для визитных карточек, запатентованная Адольфом-Эженом Диздери в 1854 году. Делались восемь экспозиций на пластине размером 6,5 на 8,5 дюймов. Отпечаток затем разрезался и наклеивался на карточки размером визитной карточки - 4 на 2,5 дюймов.

Лошадь в движении. 1878 год. Фотографии с мокрых пластин. Первые успешные фотографии движущейся лошади по дорожке Пало Алто , Сан-Франциско, 19 июня 1878 года. Экспозиция каждого негатива составляла меньше 1/2000 секунды. Использовались 12 камер подобных камере снизу.

Виды фотографии . Цветная фотография - раздел фотографии, объединяющий способы и процессы получения цветных фотографических изображений. Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом. Монохромная или черно-белая фотография, представляющая собой изображения с черным и белым цветом, а также промежуточными оттенками серого цвета, была с момента самого появления фотографии .

Первая цветная фотография, сделанная физиком Джеймсом Клерк Максвеллом в 1861-м году

Для получения цветного снимка по этому использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами ( красный, зелёный, синий). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение. Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения).

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии.

Стено́п (от фр. Sténopé ) — фотографический аппарат без объектива , роль которого выполняет малое отверстие. Стеноп используется для получения ландшафтных снимков с мягким изображением, чем- то похожим на изображение во время сна.

Основные жанры в фотографии как искусства Пейзаж Натюрморт Портрет Фотоохота Макросъёмка Репортаж Обнажённая натура

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История фотографии


Классный час "История одной фотографии"

Классный час для обучающихся 6 класса в рамках Дня матери. Задача:формирование положительного отношения к ценности “Нравственность” через воспитание ответственного отношения к семье.


История фотографии

История рождения фотографииФотография художественная (фотоискусство) (от греч. phos свет, graphs пишу) новый вид изобрази тельного искусства, в котором художественное восприятие действительности.


презентация на тему "История фотографии"

презентация на тему "История фотографии" предмет "Искусство" 9 класс.

История развития фотографий. Фотографии - вид искусства.

Изучить историю возникновения фотографий. Рассмотреть фотографии как вид искусства.


История фотографии


Тест к уроку к мхк в 8 классе по теме: история фотографии.

тест предназначен для проверки знаний по теме: история фотографии. 8 класс. С ответами.

Изобретение гелиографии Ж.Н. Ньепсом. Фотографическая жизнь в дореволюционной России. Развитие фотоискусства в советское время. Роль фотографии в современной художественной культуре. Советский военный репортаж. Совершенствование цифровой фототехники.

Рубрика Коммуникации, связь, цифровые приборы и радиоэлектроника
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.02.2017
Размер файла 33,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Фотография -- получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере.

В зависимости от принципа работы светочувствительного материала фотографию принято делить на три больших подраздела:

* Плёночная фотография -- основана на фотоматериалах, в которых происходят фотохимические процессы. Разновидностью плёночной считается моментальная фотография, позволяющая получать готовый снимок в течение нескольких секунд.

* Цифровая фотография -- в процессе получения и сохранения изображения происходят перемещения электрических зарядов (обычно в результате фотоэффекта и при дальнейшей обработке), но не происходит химических реакций или перемещения вещества.

* Электрографические и иные процессы, в которых не происходит химических реакций, но происходит перенос вещества, образующего изображение.

Еще в доисторические времена у человека появилась потребность изображать внешний мир, особенно животных, с которыми он сталкивался в своей повседневной жизни. Со временем из этой потребности родилось изобразительное искусство, отражающее действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. В течение многих столетий художники работали над тем, чтобы наиболее точно отразить окружающую их действительность.

Мысль о светописном изображении появилась значительно позже, - сознанию фотографии предшествовали открытия многих поколений ученых и изобразителей. Решающее значение имели, во-первых, изобретение камеры-обскуры и, во-вторых, открытие явления светочувствительности ряда веществ. Важным этапом в изобретении фотографии явилось умелое сочетание светочувствительной среды с камерой-обскурой.

Уверенно можно сказать, что изобретение фотографии связано с именами Жозефа Нисефора Ньепса, Луи Жака Дагерра и Вильяма Генри Фокс Тальбота.

Актуальность данной темы реферата обусловлена тем, что в настоящее время фотография стала неотъемлемой частью нашей жизни, а фотосъемка целиком пронизывает все сферы человеческой деятельности. Фотография прошла огромный путь в своем развитии, поэтому невозможно не изучить основные этапы в зарождении и развитии фотоискусства в нашей стране.

Тем самым целью данного реферата является изучение истории развития фотоискусства в России. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- рассмотреть истоки фотографии в России;

- ознакомиться с основными личностями в истории зарождения и развития фотографии;

-исследовать основные этапы развития фотоискусства в России.

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ФОТОГРАФИИ

1.1 Истоки фотографии

Дагерротипии -- первому фотографическому процессу, применявшемуся на практике в течение 40 лет, -- предшествовало изобретение гелиографии Жозефом Нисефором Ньепсом. Хотя способ Ньепса и не использовался непосредственно как фотографический, именно он помог Дагерру найти правильное решение задачи получения светописного изображения. Ньепс знал, вероятно, также и о работах швейцарского физиолога Ж. Сенебье (1782) , изучавшего светочувствительность органических веществ. Таким образом, по всей вероятности, и появилась у него идея создания печатных форм при участии света. Из переписки Ньепса с братом Клодом известно, что в 1816 году он продолжает свои гелиографические работы.

Основополагающий принцип гелиографии -- потеря растворимости асфальтового слоя под действием света. Ньепс растворял асфальт в лавандовом масле, наносил тонким слоем на поверхность литографского камня или металлической пластинки и после высушивания экспонировал. После освещения слой обрабатывали лавандовым маслом или нефтью, растворявшими неизменные светом участки лака; в результате на поверхности обнаруживались рельефные контуры объекта фотографирования. Затем пластинку обрабатывали кислотой, которая травила литографский камень или металл пропорционально толщине оставшегося лака; после этого лак удаляли спиртом. Для улучшения полученной светографированной формы применяли дополнительно механическое гравирование.

Эдер разделил работу Ньепса на два этапа: к 1822 году он относит получение в камере-обскуре снимков на стекле, а к 1826 гелиографическое травление металлических пластинок.

С исторической точки зрения продолжением трудов Ньепса следует считать работы Луи Жака Манде Дагерра, хотя они хронологически совпадают друг с другом. Дагерр шел своим самостоятельным путем, отвергнув идею множительного гравировального процесса, -- его основной задачей было получение фотографического изображения посредством закрепления оптической картины в камере-обскуре. Однако позднее Ньепс и Дагерр сблизились и в 1829 году заключили договор о совместной работе по усовершенствованию гелиографии.

После смерти Ньепса Дагерр разработал новый процесс. При экспонировании новый способ мало чем отличался бы от разработок предшественников Дагерра, если бы не открытый им эффект проявления. Для проявления Дагерр применил пары ртути. Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надёжен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса.

1.2 Сведения о фотографии в России

Из Англии И. Х. Гамель едет во Францию, где знакомится с Жаком Дагерром и под его руководством лично выполняет несколько снимков. Для Академии наук Гамель приобретает аппаратуру и принадлежности для изготовления фотоснимков. В сентябре 1841 г. Академия наук получила от Гамеля фотографию женской фигуры, которая, по его словам, была первым в мире фотоснимком, выполненным в Париже с живого человека.

Впоследствии от родственников Ньепса, И. Х. Гамель получил 160 документов по истории изобретения фотографии - письма Нисефора и Исидора Ньепсов, Дагерра и других. Этим академик И. Х. Гамель дал толчок к развитию фотографии в России.

1.3 Первые фотографические заведения

С возникновением фотоаппарата и зарождением фотоискусства возникают первые фотосалоны. Первые фотографические ателье появились сразу же после изобретения дагерротипии. Популярность фотографирования возрастала. Многим состоятельным людям хотелось оставить потомкам память о себе в виде фотографической карточки. Это желание перекрывало все: и плохую обустроенность ателье, и мучительность самого процесса фотографирования. Первые фотоателье представляли собой тесные каморки под самыми кровлями. Обычно потолок в них был застеклен и перекрывался регулируемыми шторами. Также свет проникал в помещение через боковые окна, расположенные на северной или северо-западной стороне дома. Обилие окон было необходимо, так как искусственное освещение являлось редкостью вплоть до конца XIX века. Обстановка в ранних ателье была также крайне скупа. Главными, а зачастую и единственными, предметами интерьера являлись аппарат для съемки и стул с зажимом для головы, который помогал клиенту долгое время удерживать одну позу. По конструкции такой стул представлял собой тяжелый штатив с подковообразным передвижным кронштейном, которым фиксировалась голова клиента. Это приспособление вызывало у посетителей ассоциацию с посещением стоматолога.

Начиная с 50-х годов XIX века, интерьер фотоателье улучшился. В каждом уважающем себя салоне появляется разрисованный или раскрашенный фон. Особого разнообразия в сюжетах не было, основная тематика деревенский пейзаж, побережье и квартира в буржуазном стиле. Так же можно было встретить зверей и растений, включенных в композицию.

Для развития светописи в России нужны были не только павильоны, но магазины фотопринадлежностей. Одним из первых таких магазинов был оптический магазин С.И. Кони, открытый в Москве на Кузнецком мосту в 1825 году.

В 1860-е в фотографию приходит тиражированное производство. Почти все портретные съемки производились при натуральном дневном свете. Необходимость производить съемку при сильном естественном освещении обусловила и время работы -- первая половина дня, как правило, с 10 до 15 часов. В 1880-е в фотографических ателье стали использовать электрическое освещение, что позволило добиться большего эффекта и мягкости освещения, производить фотосъемки в вечернее время и в любую погоду. В 1890-е годы уже наладилось промышленное производство фотографических материалов. А в 1910-е годы в области фотодела распространилось фотографирование со вспышкой.

К началу 70-х годов девятнадцатого столетия в Петербурге и Москве было уже несколько десятков фотографических ателье. Возникают фотографии и в провинции. В 1882 г. в России насчитывалось 800 портретных фотографических заведений с несколькими тысячами работников.

изобретение цифровой культура фотография

2. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ФОТОИСКУССТВА В РОССИИ

2.1 Развитие фотографии в конце ХIX - начала XX века

На рубеже XIX -- XX вв. русские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. При этом их работы получали самые престижные премии и награды.

С развитием фотографии постепенно начинает возрастать спрос на фотобумагу, аппараты и фотопринадлежности закладываются основы фотопромышленности.

28 декабря 1888 года в залах Исторического музея открылась Всероссийская фотографическая выставка, организованная Русским техническим обществом к 50-летнему юбилею фотографии в России. На выставке были представлены работы многих видных российских фотографов. Она была призвана отражать роль фотографии в жизни, показать пользу ее для науки и искусства.

В конце 80-х гг. XIX столетия получили распространение двойные фотоаппараты И.И. Карпова, удостоенные золотых медалей на Всероссийской выставке 1896 года. В1890 году лейтенант русской армии Н. Апостоли для целей морской фоторазведки сконструировал двухобъективную фотокамеру, верхняя часть которой позволяла осуществлять наводку на резкость по матовому стеклу, а визирование проводилось во время фотосъемки нижней частью фотокамеры. Обе части камеры имели одинаковые фотообъективы, которые были взаимосвязаны между собой кремальерным устройством.

В России фотоаппарат стал использоваться для осуществления аэросъемки. Поручик императорской армии А. Кованько сумел сфотографировать земную поверхность в районе Санкт-Петербурга с высоты около 800 метров.

В 1894 г. появился фотоаппарат Н. Яновского, с помощью которого можно было снять серию монументальных фотографий для отображения движущегося объекта. В этом же году в Москве было создано Русское фотографическое общество (РФО). Его главной задачей было содействие успехам в разработке и распространении художественных, научных и технических знаний по фотографии и ее отраслям. Среди учредителей РФО были - В.И. Срезневский, К.А. Казначеев, К.А. Фишер, И.Г. Ности, М.М. Панов и многие другие.

Фотографическая жизнь в дореволюционной России была достаточно бурной, чему в немалой степени способствовали фотографические общества и интерес к фотографии со стороны видных деятелей науки и культуры.

После революции и Гражданской войны фотография в России также активно развивалась, но преимущественно только в том, что касается ее технической стороны.

2.2 Развитие фотоискусства в советское время

С 1922г. РФО стало числиться при Государственной академии художественных наук, но в 1930 г. произошел его роспуск и ликвидация всех частных фотографических заведений.

В конце 1930-х гг. российская фотография оказалась в том же плачевном положении, что и вся российская культура. Железный занавес наглухо изолировал ее от международной художественной жизни, а внутри страны социально поощряемым был лишь соцреалистический фоторепортаж, призванный обслуживать тоталитарную государственную систему.

Но динамика развития фотографии прослеживалась и в советское время. После революции постановлением Государственной комиссии по просвещению при Наркомпросе от 1918г. в Петрограде был организован Высший институт фотографии и фототехники. В 1918 г. был создан один из первых советских научно-исследовательских институтов -- Государственный оптический институт (ГОИ) в Петрограде. И уже в 1924 г. был рассчитан, а год спустя изготовлен из отечественного стекла фотообъектив с относительным отверстием 1:2.

В советское время начали выпускаться отечественные фотоаппараты в немалом количестве, способные обеспечить получение достаточно качественных по тем временам изображений. Однако фотографическое творчество в условиях советского режима ушло на второй план.

2.3 Советский военный репортаж

Громадный эстетический потенциал фотодокумента с предельной ясностью обнаружился в результате обращения к материалу военного репортажа. В эти годы фотография волей исторических обстоятельств оказалась теснейшим образом связанной с событиями огромной социальной значимости -- событиями, сменявшими друг друга с калейдоскопической быстротой. В данных условиях способность фотографии быстро и точно фиксировать события как бы получила дополнительное ускорение, что позволило ей создать образные обобщения.

Время, эпоха, драматическая напряженность борьбы представлена в военном репортаже тех лет с поистине эпической простотой, широтой и силой. Это в первую очередь относится к советскому военному фоторепортажу.

Неустанный поиск подлинно выдающихся фактов времени - главное, что характеризует лучшие произведения советского фоторепортажа военных лет. Пожалуй, ни одному из искусств не удалось с такой достоверностью и конкретностью запечатлеть массовый героизм народа в борьбе с фашизмом. Ради этого военные репортеры нередко шли на смертельный риск, и их творческий поиск был неотделим от мужества солдата.

Военный репортаж явился не только одним из важных истоков развития советской фотографии в послевоенный период. Он оказал значительное влияние и на развитие других видов искусств, прежде всего на киноискусство. Трудно переоценить и тот вклад, который был им сделан в развитие не только советской, но и мировой фотографической практики.

Творческая практика советского военного репортажа со всей наглядностью показала, что художественность репортажа определяется, прежде всего, тем, насколько правда документа перерастает в нем в правду времени, истории, что связано с умением фотографа найти и запечатлеть выдающийся факт.

В 70-е гг. проблема репортажа рассматривается под углом зрения взаимосвязи со смежными техническими искусствами - кино и телевидение, что привело к более углубленным представлениям о природе фотографического творчества и его специфики.

Роль фотографии в культуре современного общества значительна и многообразна. Она связана почти со всеми областями человеческой деятельности, является средством массовой коммуникации.

Особое место принадлежит фотографии в современной художественной культуре, где она плодотворно развивается и как вид изобразительного искусства и как новый род образного творчества - источник системы новых, так называемых технических искусств. Помимо того, что художественная фотография рассматривается в современном мире как один из видов искусства, прикладная фотография является незаменимым инструментом познания окружающего мира.

Современный этап развития русской фотографии непосредственно связан с появлением цифровых фотоаппаратов, благодаря которым фотография стала доступной практически каждому человеку. Появилось огромное количество жанров и направлений в фотоискусстве. Этому способствуют постоянное совершенствование цифровой фототехники, использование сменной оптики, широкие возможности по ретушированию и изменению фотоизображений в компьютерных редакторах. В современном мире информационных технологий существует масса возможностей для создания и обработки фотографии. Усовершенствованная аппаратура, многочисленные фоторедакторы позволяют делать качественные снимки с применением различных спецэффектов. Теперь каждый фотограф-любитель в России может выбрать направление фотоискусства себе по вкусу и совершенствоваться в нем. Благодаря всемирной сети может сравнивать свои работы со снимками известных мастеров, обмениваться впечатлениями со своими коллегами и давать соответствующие оценки.

Фотография стала неизменным спутником современного человека и оказывает существенное влияние на формирование его видения действительности.

Одновременно она стимулирует интеграцию различных областей общественной деятельности и духовной жизни - производства, науки, идеологии и политики.

Нет практически ни одной профессии, где не нашлось бы места для фотографии, не говоря уже о повседневной жизни каждого из нас.

Список информационных материалов

1. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. М., 1987.

2. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. М., 1982.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

История изобретения фотографии и развития съёмочной фототехники. Понятие дагерротипии, тальботипии, мокрого коллодионного процесса. Сухие бромсеребряные желатиновые слои. История появления цветной фотографии. Создания цифровых фотокамер и фотографий.

реферат [67,1 K], добавлен 25.07.2010

Ознакомление с историей развития цифровой фототехники. Рассмотрение качества и конкурентоспособности продукции компании Pentax. Создание компактных, влагозащищенных, гибридных, зеркальных камер. Описание линейки фотокамер и объективов данной марки.

реферат [1,5 M], добавлен 05.12.2014

курсовая работа [2,3 M], добавлен 09.11.2011

Советское телевидение и радиовещание, так же, как и другие средства массовой информации и пропаганды, оказывали большое влияние на всю общественную жизнь страны, играли существенную роль в формировании коммунистического мировоззрения трудящихся.

реферат [17,0 K], добавлен 12.03.2004

История появления фотографии. Дагерр и Ньепс - изобретатели и создатели первой фотографии. Описание первого снимка. Принцип действия гравера. Фотографические свойства цветных фотоматериалов. Ключевые преимущества цифрового фотоаппарата перед пленочным.

контрольная работа [24,6 K], добавлен 24.08.2010

Этапы и методы проектирования цифровой радиорелейной линии г. Уфа - г. Челябинск, то есть создание магистральной высокоскоростной цифровой связи в индустриально развитой области России. Обоснование выбора радиотехнического оборудования и мультиплексора.

курсовая работа [1,7 M], добавлен 07.12.2011

Устройство фотоаппарата, структура, основные компоненты и их взаимодействие. Принцип работы данного устройства, правила его эксплуатации и возможности. Типы съемок: портретная, пейзажа, архитектуры. Негативный и позитивный процесс. Цифровая фотография.

Даггер

Уже к концу 19 века русские фотографы активно участвуют в международных выставках и салонах и часто становятся обладателями престижных наград, а русские изобретатели непрерывно работают над совершенствованием технического метода создания фотографии. Фактическим пионером фотографии в России был московский гравер Алексей Греков, открывший свой первый в Москве салон портретной фотографии в 1840 году. Он выпустил в свет брошюру с описанием метода создания современной фотографии, значительно удешевил дагеротипию, предложив наносить слой серебра на медные и латунные пластины с помощью гальванопластики и сделал ряд других нововведений, значительно облегчавших трудоемкий и порой весьма неприятный для клиента процесс фотографирования.

Огромный вклад в развитие русского фотоискусства внес Сергей Левицкий, служивший в канцелярии графа Строганова. Увлекшись фотографией, Левицкий посещал лекции в Сорбонне, где познакомился с Дагером. Впоследствии он внес немало новшеств в новый вид искусства: придумал камеру с мехами для удобства наводки на фокус, первым использовал декоративные сменные фоны и ретушь негативов. Его фотоателье в Петербурге представило на суд зрителей великолепную коллекцию портретов выдающихся личностей своего времени.

С приходом в фотоискусство цвета в 1861 году на авансцену выходит русский фотограф дома Романовых Сергей Михайлович Прокудин-Горский, подлинный практик цветной фотографии.В 1903 году Прокудин-Горский получает в свое распоряжение специальное оборудование для цветной фотосъемки, созданное лучшими немецкими компаниями. Его фотографии печатаются в форме открыток и книжных иллюстраций, а также проецируются на большой экран прямо с пластины. Первые подобные демонстрации в Петербурге и Москве в 1905 году вызывают стоячую овацию и бурный восторг у зрителей.






И, тем не менее, фотография никогда не теряла своего прикладного значения. Семейные портреты и снимки, запечатлевающие каждодневные события, обладают не меньшей ценностью для их обладателей как в прошлом, так и в современном мире. А обилие технических возможностей и доступность фотографии позволяет еще более точно провести границу между фотоискусством и любительской фотографией. Произведения, создаваемые подлинными художниками от фотографии, становятся предметом коллекционирования и оригинальным элементом декора в современном интерьере наравне с графикой, плакатом и живописью.

Возможности фотографии в интерьере практически безграничны. Они создают нужный акцент и атмосферу, выражают индивидуальность владельца и подчеркивают достоинства обстановки. Художественная фотография балансирует на грани двух миров – реальности и фантазии. Она способна невероятно точно передать ваше внутреннее ощущение мира или подчеркнуть функциональность комнаты, при этом не теряя своей реалистичности и не нарушая равновесие интерьера. Фотография в интерьере не является обычным украшением, она пропитывает комнату особой энергией, придает ей утонченность и художественную значимость. Фотоискусство, как и живопись, заметно влияет на внутреннее состояние человека, соприкасающегося с ним ежедневно, и превращает жилище в подлинный оазис для души, ведь в современном мире уже никто не сомневается, что фотография – это искусство, способное вызывать пронзительные эмоции.

-Музыка

-Ссылки

-Рубрики

-Метки

-Стена

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Трансляции

-Статистика



(Петр Ангарский)


Основой для изобретения фотографии послужило наблюдение знаменитого греческого ученого Аристотеля. В IV веке до н.э. он описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне, рисует на стене тот пейзаж, который виден за окном. Изображение получается перевернутым и очень тусклым, но воспроизводит натуру без искажений. В конце X века н.э. в работах арабских ученых появились первые упоминания о camera obscura (с лат. "темная комната") - приспособлении для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. Ее конструкция менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой в передней стенке. Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку. Изображения стали гораздо ярче, поэтому устройство иногда называли camera lucina (с лат. "светлая комната"). Благодаря именно этому нехитрому устройству мы знаем, например, как выглядел Архангельск в середине XVII века: его точную перспективу сняли в те времена с помощью camera obscura. Техника позволяла получать изображение, оставалось лишь зафиксировать его без участия рисовальщика.


Впервые это удалось сделать лишь в XIX веке. Француз Жозеф Нисефор Ньепс начал покрывать металлические пластинки битумным лаком. Под действием света лак становился нерастворимым, но на различных участках в разной степени - в зависимости от яркости освещения. После обработки пластинки растворителем и травления кислотой на ней возникал рельеф, подобный гравированному. Свой способ Ньепс назвал гелиогравюрой. Съемка по методу Ньепса длилась 6-8 часов на ярком солнце.

Целой эпохой в истории фотографии явилось изобретение Луи Жака Манде Дагера. Изображение (дагерротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3-4 часов пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита. Дагерротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить только один снимок.

Третьим человеком, стоявшим у истоков фотографии, был англичанин Уильям Генри Талбот. Он делал снимки на бумаге, пропитанной солями серебра. Полученное негативное изображение Талбот печатал контактным способом и с увеличением. Свой способ изобретатель назвал "калотипией" (с греч. "прекрасный отпечаток"). Главным достоинством калотипии стала возможность получения нескольких копий одного изображения.

Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Член-корреспондент Академии наук России И. Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии. Оттуда он выслал в Академию наук подробное описание метода и несколько фотоснимков. В архиве Академии наук до сих пор хранятся 12 калотипов и на некоторых имеется подпись самого Талбота. Из Англии Гамель едет во Францию, где знакомится с Жаком Дагером и под его руководством лично выполняет несколько снимков. Для Академии наук Гамель приобретает аппаратуру и принадлежности для изготовления фотоснимков. В сентябре 1841 года Академия наук получила от Гамеля фотографию женской фигуры, которая, по его словам, была первым в мире фотоснимком, выполненным в Париже с живого человека.

В России благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей искусство фотографии развивалось стремительно. На рубеже XIX - XX вв. русские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. При этом их работы получали самые престижные премии и награды.

Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России "художественный кабинет" для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу - выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин. В апреле 1841 года Греков выпустил в свет брошюру "Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут". Им был разработан способ повышения долговечности дагерротипного изображения на серебряной пластине при помощи гальванопластики. Кроме того, Греков первым в мире предложил с помощью той же гальванопластики наносить слой серебра на медные или латунные пластинки, что сделало дагерротипию более дешевой и доступной большему числу людей.

Следующим человеком, внесшим большой вклад в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий. Первые фотографии были сделаны им на Кавказе. Его дагерротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль. Левицкий первым предложил изображать объект фотосъемки на фотографии в двух позах, иногда даже в разной одежде. Например, снимаемый человек разговаривал с самим собой, пожимая себе руку, или играл на пианино и слушал свою игру. Он также одним из первых фотографов в Европе ввел декоративные сменные фоны. Кроме того, Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков. Для повышения технического уровня в области дагерротипии Левицкий в 1845 году уезжает в Италию. Там он снимает виды Рима и портреты русских художников, проживающих в Италии. По возвращении на родину он становится профессиональным фотографом и 22 октября 1849 года в Петербурге, напротив Казанского собора, открывает дагерротипную мастерскую под названием "Светопись". В 1867 году Левицкий открывает в Петербурге фотоателье, в котором была собрана богатейшая галерея портретов выдающихся русских писателей, художников и общественных деятелей. Здесь мастер проводил опыты по применению в портретной фотографии электрического света и по сочетанию солнечного света с электрическим.

Еще одним ярким мастером фотографии, стоящим наравне с Левицким, в 1850-е гг. был Андрей Деньер, выпускник Академии художеств, открывший в 1851 году в Петербурге "Дагерротипное заведение художника Деньера". Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей.

В 1887 году в России появился "Фотографический вестник" - первый журнал, посвященный вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала почетному члену Императорского Русского Технического общества Павлу Ольхину. В этом журнале Ольхин помещал не только теоретические выкладки, но и практические рецепты, химические составы и методы обработки фотоматериалов. Все данные, попадавшие на страницы журнала, тщательно проверялись, так как в то время появилось множество шарлатанов, спекулировавших на огромном интересе к фотографии.

В 80-х гг. XIX столетия появляется жанр публицистического фоторепортажа. Его основоположником в России стал Максим Дмитриев, открывший в 1886 году свою мастерскую в Нижнем Новгороде. Наиболее известными являются его "Волжская коллекция", в которой представлены фотографии Волги, снятые от истоков до устья в среднем через каждые четыре версты, и альбом "Неурожайные 1891-92 годы в Нижегородской губернии". Он также создал альбом Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года и фотопортреты А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина.

Последние годы XIX столетия явились периодом широкого применения фотографии в науке и технике. В связи с этим необходимо упомянуть имя Евгения Буринского - основоположника русской судебной фотографии, с 1894 года - сотрудника Российской Академии наук. Возглавив в Академии наук лабораторию по восстановлению древних письмен, он разработал уникальный метод выявления угасших текстов, состоящий в многоступенчатом повышении утерянного контраста на документе. В 1843 году при раскопках московского Кремля были найдены 40 документов, относящихся к XIII веку, написанных на сыромятных кусках кожи, на которых специалисты Академии так и не смогли обнаружить ни одной буквы. Оригинальная научная работа, проведенная Буринским по восстановлению "цветоделительным" способом "древних письмен", произвела в научной среде сенсацию.

Климент Аркадьевич Тимирязев был не только крупным ученым, но и фотохудожником, прекрасно владевшим техникой передачи красоты природы на фотографическом снимке. За серию совершенных и великолепных диапозитивов, на которых изображены растения и природа, он был удостоен серебряных медалей в 1895 году на Московской фотографической выставке, а годом позже - на Нижегородской всероссийской промышленной выставке. Кроме этого, Тимирязев, несомненно, являлся крупным мастером ландшафтной фотографии в России.

Говоря о технических достижениях в области фотографии в России до 1917 года, можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Например, в 1854 году И. Александровский изобрел стереофотоаппарат. Подполковник российской армии И. Филипенко в 1885 году сконструировал фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету, которые помещались в небольшом чемодане. В 1894 году фотограф Н. Яновский изобрел фотографический аппарат, позволяющий представить движущийся объект в виде серии моментальных фотографий, отражающих отдельные фазы движения.

Особенно важным стало применение фотографии в военных целях. Возникновение воздушного фотографирования в России относится к 18 мая 1886 года, когда поручик русской армии А. Кованько в свободном полете воздушного шара произвел фотосъемку с высоты 800 метров в районе Петербурга. Были сконструированы аэрофотоаппараты с объективами, имеющими фокусные расстояния от 21 до 100 см, которые с успехом были применены во время русско-японской войны для уточнения топографических карт. Чуть позже, в 1890 году лейтенант русской армии Н. Апостоли для целей морской фоторазведки сконструировал двухобъективную фотокамеру, верхняя часть которой позволяла осуществлять наводку на резкость по матовому стеклу, а визирование проводилось во время фотосъемки нижней частью фотокамеры. Обе части камеры имели одинаковые фотообъективы, которые были взаимосвязаны между собой кремальерным устройством.

Многие русские фотографы-изобретатели стремились расширить возможности фотографии как вида искусства. В связи с этим необходимо вспомнить Ивана Болдырева. Изучая законы оптики и испытывая различные комбинации стекол, Болдырев достиг большого успеха. Во время поездки в Крым он испытал свой короткофокусный фотообъектив, позволяющий при портретной групповой съемке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу, и получил хорошие результаты, о чем и сообщил фотографическому отделу Русского технического общества. По рекомендации этого отдела фотообъектив Болдырева в 1878 году был испытан в фотоателье фотографа А. Деньера и показал удивительный результат. Однако чиновники отказали изобретателю в отправке "двухдюймового фотообъектива" на Всемирную выставку в Париж. Потерпев неудачу при внедрении в практику своего короткофокусного фотообъектива, Болдырев занялся разработкой гибкой прозрачной "смоловидной" пленки взамен бьющегося стекла, которое являлось основой для фотопластин. Это изобретение демонстрировалось на Всероссийской промышленной выставке в 1882 году, но эксперты, представлявшие бюрократическую верхушку, не заметили его. Кроме того, Болдырев в 1889 году сконструировал точнодействующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества в 1889 году был признан "лучшим из всех имеющихся в продаже". С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора И. Болдырев достиг заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов.

Среди фотографов-художников начала XX века выделялся своими жанровыми снимками на темы крестьянской жизни Сергей Лобовиков. Будучи участником многочисленных международных выставок, он удостоился наград на Всемирной выставке в Париже, первой Международной выставке фотографии в Петербурге, Дрезденской выставке (1909), в Будапеште (1910), на Гамбургской фотовыставке. Фотомастер был членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, а в 1910 году стал почетным членом Лондонского фотографического салона.

В первом десятилетии прошлого века большой вклад в русскую портретную и жанровую фотографию внесли многие известные и талантливые фотографы: К. Даутендей, В. Каррик, К. Бергамаско, К. Шапиро, М. Панов, Д. Никитин, А. Бунте, М. Ревенский, И. Хмелевский, Н. Чарушкин, А. Карелин, С. Соловьев, Н. Барщевский, А. Трапани, С. Лобинов, К. Булла, Н. Свищов-Паола, М. Наппельбаум и др.

В начале XX века в работах фотомастеров все еще заметно влияние живописи. Подтверждением этому служит необычайная популярность в России так называемых "крашенок" (раскрашенных фотографий). Раскраска проводилась вручную с помощью кисти и красок. Она приближала фотографии к любимому народом жанру портретной миниатюры.

В советское время раскрашивание черно-белых фотографий приобрело определенный смысл. Раскраска, предназначенная для тиражирования, становилась идеологическим инструментом. Ярким примером этому служит "Портрет И.В. Сталина" (фотограф И.Шагин, художник В. Семенов, после 1945 года). Этот портрет был широко известен во всем мире, в СССР он расходился миллионными тиражами. Везде он аннотировался как фотография, но именно живопись художника, сгладившая оспины лица "вождя народов", придавшая ему здоровый румянец и золотистый "божественный" оттенок кожи, формировала образ. Но зритель доверял фотографии, фотографическая основа рождала уверенность в правдивости изображения.

Изготовление крашенок стало своеобразным бизнесом для провинциальных фотографов, которые переснимали старые маленькие фотографии на большой формат и раскрашивали их анилиновыми красителями, удовлетворяя желание заказчиков превратить разрозненные портреты родственников в семейный пантеон. В этих крашенках образ распадался на две составляющие, документальную основу, часто очень неважного качества, и анилиновую розово-голубую идиллию, напоминающую по колориту церковные росписи XIX века.

В конце 1930-х гг. российская фотография оказалась в том же плачевном положении, что и вся российская культура. Железный занавес наглухо изолировал ее от международной художественной жизни, а внутри страны социально поощряем был лишь соцреалистический фоторепортаж, призванный обслуживать тоталитарную государственную систему. Расцвет "искусства" ретуши фотографии совпал с уходом со сцены всех основных направлений русской художественной фотографии.

Современная российская фотография - понятие непростое. Если фотография советского периода 1970-1980-х гг. еще поддается систематизированному анализу (чаще всего в тесной связи с социальной атмосферой в стране тех лет), то фотография сегодняшних дней до сих пор практически никак не позиционировалась. Между тем, вторая половина 1990-х гг. является очень важным периодом фотографической ситуации в России.

На это время в жизни страны приходятся перемены, напрямую на ней сказавшиеся: прорыв в отечественное культурное пространство "либеральных ценностей" через современное западное искусство, кинематограф, телевидение, глянцевые журналы. Появилась возможность сравнивать, выбирать и делать выводы*

Читайте также: