Сообщение народные традиции промыслы искусство архитектура кбр
Обновлено: 15.05.2024
Выставка, приуроченная к 460-летию заключения военно-политического союза между Россией и Кабардой, знакомит с культурой кабардинцев, являющимися представителями адыгского этноса, в который входят также адыгейцы и черкесы. Проект реализован Национальным музеем Кабардино-Балкарской республики.
Истоки…
Черкесы (адыги) являются автохтонным этносом Северного Кавказа. Созданные древними адыгами в эпоху бронзы и перехода к раннежелезному веку культуры — Майкопская (IV тыс. до н.э.), Дольменная (III тыс. до н.э.), Северокавказская (конец III — II тыс. до н.э.), Кобанская (конец II — первая половина I тыс. до н.э.), Прикубанская (XVI-X вв. до н.э.), охватывали территории Северо-Западного и Центрального Кавказа.
В I тыс. до н.э. — начале I тыс. н.э. древнеадыгские племена, проживавшие на Северо-Западном Кавказе, были известны в источниках под термином меоты. Усилившееся к V в. адыгское племя зихи, постепенно консолидировало ряд других адыгских племен Северо-Западного Кавказа. Фактически адыгские племена образовали единый этнос. Термин зихи использовался европейскими авторами для обозначения адыгов вплоть до XVI в., термин касоги — в русских, некоторых восточных и кавказских источниках. К X в. адыги были одним из крупных этносов на Кавказе. С XIII в. по отношение к адыгам чаще стал использоваться термин черкес.
В Средние века и Новое время страна адыгов в европейских, российских и восточных (персидских, османских) источниках называлась Черкесия. Сами адыги называли свою страну Адыгэ хэку (Страна черкесов). В российском кавказоведении используются названия Западная Черкесия и Кабарда (Восточная Черкесия).
На выставке были представлены предметы, относящиеся к различным видам декоративно-прикладного искусства, созданные как безымянными мастерами древности, так и современными авторами, поддерживающими вековые традиции своего ремесла.
В настоящей статье мы рассмотрим образцы художественной обработки металла (в том числе коллекцию холодного оружия), резьбы по кости, тиснения на коже, плетения из лозы, а также изделия из войлока. В следующей статье Кабарда. Традиционный костюм рассмотрим традиционный костюм народов Кабарды и предметы, тесно с ним связанные (ювелирные украшения, элементы воинского вооружения и пр.)
Древности, найденные при археологических раскопках
Нагрудное украшение в виде цепи из звеньев с подвесками. II — начало I тыс. до н.э. Бронза, литье, ковка
Холодное оружие и элементы военного вооружения
Очень интересен орнамент, поэтому предоставляем возможность рассмотреть фрагменты экспонатов крупным планом:
Авторские изделия современных мастеров, работающих в традиционных техниках:
Изделия народного мастера А.З. Пазова
Из интервью М. Халиловой:
Плетеные из лозы циновки мастера Р.З. Мазлоева
О ремесле плетения циновок у адыгов:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Народные промыслы кабардинцев.
Кабарда и Черкессия не были районами широкого развития промыслов, как, например, Дагестан. Большая часть местных промыслов связана с обработкой продукции сельского хозяйства и обслуживала потребности жителей своего селения. Только знаменитые кабардинские бурки и седла находили сбыт за пределами Кабарды и Черкессии, в особенности среди терского и кубанского казачества. Существовавшие у кабардинцев и черкесов в XIX — начале XX в. промыслы можно разделить на две группы: 1) женские домашние промыслы (женщины работали на свою семью, а в феодальный период и на семью владельца); 2) кустарное и ремесленное производство, обслуживаемое мужским трудом. Основное сырье для женских домашних промыслов давало скотоводство, причем первое место занимала шерсть, из которой делались бурки, шляпы, войлоки, сукна, веревки и т. п. Наиболее известны своим высоким качеством легкие и прочные местные бурки, столь необходимые в быту наездника-горца. В домашнем хозяйстве женщины занимались также обработкой овчин и кож, из которых изготовлялись одежда и обувь. Наряду с этим издавна имелись ремесленники-кожевники, выделывавшие кожу для обуви и в особенности ремни для конской сбруи.
Женщины занимались также плетением циновок из камыша. В быту кабардинцев и черкесов широко распространены вещи, плетенные из прутьев ивы и орешника. Плелись стены дома и надворных построек, изгороди, часть кузова арбы, ульи-сапетки и всевозможные корзины. Плетением занимались мужчины. Широкое использование дерева нашло отражение в фольклоре. В одной песне перечисляется около 50 назначений дерева в быту горца. На самом деле их, пожалуй, еще больше. Из дерева делалась различная утварь, среди которой выделяются чашки — шынакъ. Выделкой чашек занимались пастухи на кошах. Хорошо сделанные чашки из твердых пород дерева или древесных наплывов ценились дорого из-за редкости материала и трудности работы. Такие чашки переходили из поколения в поколение к старшему в роде, при поломке тщательно чинились. Ремесленники- токари вытачивали круглые столики — ана (1энэ), блюда и миски. Челноки и берда для ткацкого станка, люльки и еще некоторые предметы изготовляли также специалисты-ремесленники. Большую же часть деревянных изделий изготовляли сами члены семьи крестьянина, особенно старики. Собираясь для беседы где-либо на площади или у мечети, они приносили с собой несложные инструменты и занимались выстругиванием вил или грабель, вырезыванием ложек и т. п. Нередко крестьянин самостоятельно изготовлял деревянные части сельскохозяйственных орудий и арб, кроме колес, которые делали специалисты.
Мастера, годами изучавшие ремёсла кабардинского и балкарского народов, передают полученные навыки потомкам. Результаты их трудов можно увидеть в новом выставочном зале Республиканского центра народных художественных промыслов и ремёсел, который недавно открылся в Нальчике.
Черкеска из моды не выходит
Выставочный зал на улице Кабардинской, 26, появился благодаря Республиканскому центру народных художественных промыслов и ремёсел, который существует с 2001 года. Министерство культуры КБР учредило этот центр, чтобы возрождать, сохранять и развивать традиционные народные ремёсла, поскольку они являются частью национального культурного наследия, несут в себе историю живших на территории республики народов и наглядно рассказывают о прошлом детям и молодёжи. При центре есть мастерская, где проходят занятия для горожан, решивших освоить новое ремесло.
По словам руководителя Центра народных промыслов Аслана Урусова, женщины чаще всего учатся золотному шитью и плетению циновок из камыша – ардженов, интересуются росписью ткани, валянием из шерсти, осваивают изготовление ковров из войлока. У мужчин популярны холодное оружие и деревообработка: делают адыгские столики-треножники, традиционную обувь и музыкальные инструменты. И, конечно, всегда много желающих научиться шить национальную одежду или хотя бы приобрести готовый комплект.
Передать знания
Чтобы научить традиционным кабардино-балкарским ремёслам как можно больше желающих, сотрудники центра издают специальные методички с подробными инструкциями по изготовлению одежды, обуви, утвари, инструментов и мебели. Они выезжают в сёла, где сохранились народные промыслы, беседуют с мастерами, описывают все этапы производства того или иного изделия, находят художников, которые готовят иллюстрации.
«Владеющие ремёслами старики уходят, и важные элементы нашей культуры рискуют оказаться забытыми, – посетовал Аслан Урусов. – Чтобы сохранить их, мы просим главу республики открыть колледж народных промыслов, в котором студенты будут учиться у лучших мастеров республики традиционным техникам и использовать современные инструменты, например, станки с числовым программным управлением. Это упростит изготовление предметов из дерева, металла и кости, а качество и внешний вид не пострадают. Техника поможет сделать доступными адыгские деревянные двуручные чаши. В старину они были в каждом доме, но постепенно исчезли, так как вырезать чашу из дерева очень трудоёмко, куда проще приобрести чашу из керамики.
Материалы и инструменты стоят недёшево, ручной труд требует времени. Например, на изготовление аутентичного черкесского седла понадобится не меньше двух месяцев кропотливой работы. В старину такие сёдла изготавливали десятками тысяч, их заказывали даже правители иностранных государств. Сейчас их умеют делать три или четыре человека во всей Кабардино-Балкарии. Одним из таких мастеров был Хасан Шогенов, отмеченный почётной грамотой регионального министерства культуры и получивший удостоверение народного мастера РФ. Он умер в 2014 году, но его дело продолжают сыновья Аслан и Алим. Они изготавливают традиционные сёдла и сбрую, а также разводят коней, побеждающих на соревнованиях по всему миру.
Ремесло всё чаще становится семейным делом для жителей КБР. Оружейник и ювелир Дзаур Лакунов начал осваивать азы мастерства ещё ребёнком, помогая отцу. После школы он поступил в КБГУ, учился на кафедре декоративно-прикладного искусства. Защитив диплом, несколько лет преподавал ювелирное дело. Сейчас ему 35 лет, он ведёт занятия в детском кружке и работает вместе с отцом в семейной мастерской. Они специализируются на оформлении холодного оружия, элементов сбруи и других металлических изделий - гравировке, чернении, филиграни, инкрустации.
Чтобы не потерять последних мастеров, центр помогает им получать гранты и субсидии, на средства которых они покупают всё необходимое для работы. Готовые изделия выставляют и продают в Нальчике, так что ремесленники могут не беспокоиться о заработке. Центр также планирует открыть сувенирные лавки на популярных курортах республики, чтобы через предметы декоративно-прикладного искусства рассказать историю народов Кавказа и заинтересовать гостей из других регионов.
Мастера, годами изучавшие ремёсла кабардинского и балкарского народов, передают полученные навыки потомкам. Результаты их трудов можно увидеть в новом выставочном зале Республиканского центра народных художественных промыслов и ремёсел, который недавно открылся в Нальчике.
Черкеска из моды не выходит
Выставочный зал на улице Кабардинской, 26, появился благодаря Республиканскому центру народных художественных промыслов и ремёсел, который существует с 2001 года. Министерство культуры КБР учредило этот центр, чтобы возрождать, сохранять и развивать традиционные народные ремёсла, поскольку они являются частью национального культурного наследия, несут в себе историю живших на территории республики народов и наглядно рассказывают о прошлом детям и молодёжи. При центре есть мастерская, где проходят занятия для горожан, решивших освоить новое ремесло.
По словам руководителя Центра народных промыслов Аслана Урусова, женщины чаще всего учатся золотному шитью и плетению циновок из камыша – ардженов, интересуются росписью ткани, валянием из шерсти, осваивают изготовление ковров из войлока. У мужчин популярны холодное оружие и деревообработка: делают адыгские столики-треножники, традиционную обувь и музыкальные инструменты. И, конечно, всегда много желающих научиться шить национальную одежду или хотя бы приобрести готовый комплект.
Передать знания
Чтобы научить традиционным кабардино-балкарским ремёслам как можно больше желающих, сотрудники центра издают специальные методички с подробными инструкциями по изготовлению одежды, обуви, утвари, инструментов и мебели. Они выезжают в сёла, где сохранились народные промыслы, беседуют с мастерами, описывают все этапы производства того или иного изделия, находят художников, которые готовят иллюстрации.
«Владеющие ремёслами старики уходят, и важные элементы нашей культуры рискуют оказаться забытыми, – посетовал Аслан Урусов. – Чтобы сохранить их, мы просим главу республики открыть колледж народных промыслов, в котором студенты будут учиться у лучших мастеров республики традиционным техникам и использовать современные инструменты, например, станки с числовым программным управлением. Это упростит изготовление предметов из дерева, металла и кости, а качество и внешний вид не пострадают. Техника поможет сделать доступными адыгские деревянные двуручные чаши. В старину они были в каждом доме, но постепенно исчезли, так как вырезать чашу из дерева очень трудоёмко, куда проще приобрести чашу из керамики.
Материалы и инструменты стоят недёшево, ручной труд требует времени. Например, на изготовление аутентичного черкесского седла понадобится не меньше двух месяцев кропотливой работы. В старину такие сёдла изготавливали десятками тысяч, их заказывали даже правители иностранных государств. Сейчас их умеют делать три или четыре человека во всей Кабардино-Балкарии. Одним из таких мастеров был Хасан Шогенов, отмеченный почётной грамотой регионального министерства культуры и получивший удостоверение народного мастера РФ. Он умер в 2014 году, но его дело продолжают сыновья Аслан и Алим. Они изготавливают традиционные сёдла и сбрую, а также разводят коней, побеждающих на соревнованиях по всему миру.
Ремесло всё чаще становится семейным делом для жителей КБР. Оружейник и ювелир Дзаур Лакунов начал осваивать азы мастерства ещё ребёнком, помогая отцу. После школы он поступил в КБГУ, учился на кафедре декоративно-прикладного искусства. Защитив диплом, несколько лет преподавал ювелирное дело. Сейчас ему 35 лет, он ведёт занятия в детском кружке и работает вместе с отцом в семейной мастерской. Они специализируются на оформлении холодного оружия, элементов сбруи и других металлических изделий - гравировке, чернении, филиграни, инкрустации.
Чтобы не потерять последних мастеров, центр помогает им получать гранты и субсидии, на средства которых они покупают всё необходимое для работы. Готовые изделия выставляют и продают в Нальчике, так что ремесленники могут не беспокоиться о заработке. Центр также планирует открыть сувенирные лавки на популярных курортах республики, чтобы через предметы декоративно-прикладного искусства рассказать историю народов Кавказа и заинтересовать гостей из других регионов.
Читайте также: