Сообщение народные традиции промыслы искусство архитектура кбр

Обновлено: 15.05.2024

Выставка, приуроченная к 460-летию заключения военно-политического союза между Россией и Кабардой, знакомит с культурой кабардинцев, являющимися представителями адыгского этноса, в который входят также адыгейцы и черкесы. Проект реализован Национальным музеем Кабардино-Балкарской республики.

Истоки…

Черкесы (адыги) являются автохтонным этносом Северного Кавказа. Созданные древними адыгами в эпоху бронзы и перехода к раннежелезному веку культуры — Майкопская (IV тыс. до н.э.), Дольменная (III тыс. до н.э.), Северокавказская (конец III — II тыс. до н.э.), Кобанская (конец II — первая половина I тыс. до н.э.), Прикубанская (XVI-X вв. до н.э.), охватывали территории Северо-Западного и Центрального Кавказа.

В I тыс. до н.э. — начале I тыс. н.э. древнеадыгские племена, проживавшие на Северо-Западном Кавказе, были известны в источниках под термином меоты. Усилившееся к V в. адыгское племя зихи, постепенно консолидировало ряд других адыгских племен Северо-Западного Кавказа. Фактически адыгские племена образовали единый этнос. Термин зихи использовался европейскими авторами для обозначения адыгов вплоть до XVI в., термин касоги — в русских, некоторых восточных и кавказских источниках. К X в. адыги были одним из крупных этносов на Кавказе. С XIII в. по отношение к адыгам чаще стал использоваться термин черкес.

В Средние века и Новое время страна адыгов в европейских, российских и восточных (персидских, османских) источниках называлась Черкесия. Сами адыги называли свою страну Адыгэ хэку (Страна черкесов). В российском кавказоведении используются названия Западная Черкесия и Кабарда (Восточная Черкесия).

На выставке были представлены предметы, относящиеся к различным видам декоративно-прикладного искусства, созданные как безымянными мастерами древности, так и современными авторами, поддерживающими вековые традиции своего ремесла.
В настоящей статье мы рассмотрим образцы художественной обработки металла (в том числе коллекцию холодного оружия), резьбы по кости, тиснения на коже, плетения из лозы, а также изделия из войлока. В следующей статье Кабарда. Традиционный костюм рассмотрим традиционный костюм народов Кабарды и предметы, тесно с ним связанные (ювелирные украшения, элементы воинского вооружения и пр.)

Древности, найденные при археологических раскопках




Нагрудное украшение в виде цепи из звеньев с подвесками. II — начало I тыс. до н.э. Бронза, литье, ковка


Холодное оружие и элементы военного вооружения



Очень интересен орнамент, поэтому предоставляем возможность рассмотреть фрагменты экспонатов крупным планом:







Авторские изделия современных мастеров, работающих в традиционных техниках:

Изделия народного мастера А.З. Пазова








Из интервью М. Халиловой:






Плетеные из лозы циновки мастера Р.З. Мазлоева

О ремесле плетения циновок у адыгов:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Народные промыслы кабардинцев.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные промыслы кабардинцев.

Народные промыслы кабардинцев.

Кабарда и Черкессия не были районами широкого развития промыслов, как, наприм.

Кабарда и Черкессия не были районами широкого развития промыслов, как, например, Дагестан. Большая часть местных промыслов связана с обработкой продукции сельского хозяйства и обслуживала потребности жителей своего селения. Только знаменитые кабардинские бурки и седла находили сбыт за пределами Кабарды и Черкессии, в особенности среди терского и кубанского казачества. Существовавшие у кабардинцев и черкесов в XIX — начале XX в. промыслы можно разделить на две группы: 1) женские домашние промыслы (женщины работали на свою семью, а в феодальный период и на семью владельца); 2) кустарное и ремесленное производство, обслуживаемое мужским трудом. Основное сырье для женских домашних промыслов давало скотоводство, причем первое место занимала шерсть, из которой делались бурки, шляпы, войлоки, сукна, веревки и т. п. Наиболее известны своим высоким качеством легкие и прочные местные бурки, столь необходимые в быту наездника-горца. В домашнем хозяйстве женщины занимались также обработкой овчин и кож, из которых изготовлялись одежда и обувь. Наряду с этим издавна имелись ремесленники-кожевники, выделывавшие кожу для обуви и в особенности ремни для конской сбруи.


Женщины занимались также плетением циновок из камыша. В быту кабардинцев и че.

Женщины занимались также плетением циновок из камыша. В быту кабардинцев и черкесов широко распространены вещи, плетенные из прутьев ивы и орешника. Плелись стены дома и надворных построек, изгороди, часть кузова арбы, ульи-сапетки и всевозможные корзины. Плетением занимались мужчины. Широкое использование дерева нашло отражение в фольклоре. В одной песне перечисляется около 50 назначений дерева в быту горца. На самом деле их, пожалуй, еще больше. Из дерева делалась различная утварь, среди которой выделяются чашки — шынакъ. Выделкой чашек занимались пастухи на кошах. Хорошо сделанные чашки из твердых пород дерева или древесных наплывов ценились дорого из-за редкости материала и трудности работы. Такие чашки переходили из поколения в поколение к старшему в роде, при поломке тщательно чинились. Ремесленники- токари вытачивали круглые столики — ана (1энэ), блюда и миски. Челноки и берда для ткацкого станка, люльки и еще некоторые предметы изготовляли также специалисты-ремесленники. Большую же часть деревянных изделий изготовляли сами члены семьи крестьянина, особенно старики. Собираясь для беседы где-либо на площади или у мечети, они приносили с собой несложные инструменты и занимались выстругиванием вил или грабель, вырезыванием ложек и т. п. Нередко крестьянин самостоятельно изготовлял деревянные части сельскохозяйственных орудий и арб, кроме колес, которые делали специалисты.


Мастера, годами изучавшие ремёсла кабардинского и балкарского народов, передают полученные навыки потомкам. Результаты их трудов можно увидеть в новом выставочном зале Республиканского центра народных художественных промыслов и ремёсел, который недавно открылся в Нальчике.

Черкеска из моды не выходит

Выставочный зал на улице Кабардинской, 26, появился благодаря Республиканскому центру народных художественных промыслов и ремёсел, который существует с 2001 года. Министерство культуры КБР учредило этот центр, чтобы возрождать, сохранять и развивать традиционные народные ремёсла, поскольку они являются частью национального культурного наследия, несут в себе историю живших на территории республики народов и наглядно рассказывают о прошлом детям и молодёжи. При центре есть мастерская, где проходят занятия для горожан, решивших освоить новое ремесло.

По словам руководителя Центра народных промыслов Аслана Урусова, женщины чаще всего учатся золотному шитью и плетению циновок из камыша – ардженов, интересуются росписью ткани, валянием из шерсти, осваивают изготовление ковров из войлока. У мужчин популярны холодное оружие и деревообработка: делают адыгские столики-треножники, традиционную обувь и музыкальные инструменты. И, конечно, всегда много желающих научиться шить национальную одежду или хотя бы приобрести готовый комплект.

Передать знания

Чтобы научить традиционным кабардино-балкарским ремёслам как можно больше желающих, сотрудники центра издают специальные методички с подробными инструкциями по изготовлению одежды, обуви, утвари, инструментов и мебели. Они выезжают в сёла, где сохранились народные промыслы, беседуют с мастерами, описывают все этапы производства того или иного изделия, находят художников, которые готовят иллюстрации.

«Владеющие ремёслами старики уходят, и важные элементы нашей культуры рискуют оказаться забытыми, – посетовал Аслан Урусов. – Чтобы сохранить их, мы просим главу республики открыть колледж народных промыслов, в котором студенты будут учиться у лучших мастеров республики традиционным техникам и использовать современные инструменты, например, станки с числовым программным управлением. Это упростит изготовление предметов из дерева, металла и кости, а качество и внешний вид не пострадают. Техника поможет сделать доступными адыгские деревянные двуручные чаши. В старину они были в каждом доме, но постепенно исчезли, так как вырезать чашу из дерева очень трудоёмко, куда проще приобрести чашу из керамики.

Материалы и инструменты стоят недёшево, ручной труд требует времени. Например, на изготовление аутентичного черкесского седла понадобится не меньше двух месяцев кропотливой работы. В старину такие сёдла изготавливали десятками тысяч, их заказывали даже правители иностранных государств. Сейчас их умеют делать три или четыре человека во всей Кабардино-Балкарии. Одним из таких мастеров был Хасан Шогенов, отмеченный почётной грамотой регионального министерства культуры и получивший удостоверение народного мастера РФ. Он умер в 2014 году, но его дело продолжают сыновья Аслан и Алим. Они изготавливают традиционные сёдла и сбрую, а также разводят коней, побеждающих на соревнованиях по всему миру.

Ремесло всё чаще становится семейным делом для жителей КБР. Оружейник и ювелир Дзаур Лакунов начал осваивать азы мастерства ещё ребёнком, помогая отцу. После школы он поступил в КБГУ, учился на кафедре декоративно-прикладного искусства. Защитив диплом, несколько лет преподавал ювелирное дело. Сейчас ему 35 лет, он ведёт занятия в детском кружке и работает вместе с отцом в семейной мастерской. Они специализируются на оформлении холодного оружия, элементов сбруи и других металлических изделий - гравировке, чернении, филиграни, инкрустации.

Чтобы не потерять последних мастеров, центр помогает им получать гранты и субсидии, на средства которых они покупают всё необходимое для работы. Готовые изделия выставляют и продают в Нальчике, так что ремесленники могут не беспокоиться о заработке. Центр также планирует открыть сувенирные лавки на популярных курортах республики, чтобы через предметы декоративно-прикладного искусства рассказать историю народов Кавказа и заинтересовать гостей из других регионов.


Мастера, годами изучавшие ремёсла кабардинского и балкарского народов, передают полученные навыки потомкам. Результаты их трудов можно увидеть в новом выставочном зале Республиканского центра народных художественных промыслов и ремёсел, который недавно открылся в Нальчике.

Черкеска из моды не выходит

Выставочный зал на улице Кабардинской, 26, появился благодаря Республиканскому центру народных художественных промыслов и ремёсел, который существует с 2001 года. Министерство культуры КБР учредило этот центр, чтобы возрождать, сохранять и развивать традиционные народные ремёсла, поскольку они являются частью национального культурного наследия, несут в себе историю живших на территории республики народов и наглядно рассказывают о прошлом детям и молодёжи. При центре есть мастерская, где проходят занятия для горожан, решивших освоить новое ремесло.

Орнамент каждого ковра имеет смысл, чисто декоративных не бывает.

По словам руководителя Центра народных промыслов Аслана Урусова, женщины чаще всего учатся золотному шитью и плетению циновок из камыша – ардженов, интересуются росписью ткани, валянием из шерсти, осваивают изготовление ковров из войлока. У мужчин популярны холодное оружие и деревообработка: делают адыгские столики-треножники, традиционную обувь и музыкальные инструменты. И, конечно, всегда много желающих научиться шить национальную одежду или хотя бы приобрести готовый комплект.

Передать знания

Чтобы научить традиционным кабардино-балкарским ремёслам как можно больше желающих, сотрудники центра издают специальные методички с подробными инструкциями по изготовлению одежды, обуви, утвари, инструментов и мебели. Они выезжают в сёла, где сохранились народные промыслы, беседуют с мастерами, описывают все этапы производства того или иного изделия, находят художников, которые готовят иллюстрации.


«Владеющие ремёслами старики уходят, и важные элементы нашей культуры рискуют оказаться забытыми, – посетовал Аслан Урусов. – Чтобы сохранить их, мы просим главу республики открыть колледж народных промыслов, в котором студенты будут учиться у лучших мастеров республики традиционным техникам и использовать современные инструменты, например, станки с числовым программным управлением. Это упростит изготовление предметов из дерева, металла и кости, а качество и внешний вид не пострадают. Техника поможет сделать доступными адыгские деревянные двуручные чаши. В старину они были в каждом доме, но постепенно исчезли, так как вырезать чашу из дерева очень трудоёмко, куда проще приобрести чашу из керамики.

У Романа и Валентины один сын и четверо дочерей.

Материалы и инструменты стоят недёшево, ручной труд требует времени. Например, на изготовление аутентичного черкесского седла понадобится не меньше двух месяцев кропотливой работы. В старину такие сёдла изготавливали десятками тысяч, их заказывали даже правители иностранных государств. Сейчас их умеют делать три или четыре человека во всей Кабардино-Балкарии. Одним из таких мастеров был Хасан Шогенов, отмеченный почётной грамотой регионального министерства культуры и получивший удостоверение народного мастера РФ. Он умер в 2014 году, но его дело продолжают сыновья Аслан и Алим. Они изготавливают традиционные сёдла и сбрую, а также разводят коней, побеждающих на соревнованиях по всему миру.

Ремесло всё чаще становится семейным делом для жителей КБР. Оружейник и ювелир Дзаур Лакунов начал осваивать азы мастерства ещё ребёнком, помогая отцу. После школы он поступил в КБГУ, учился на кафедре декоративно-прикладного искусства. Защитив диплом, несколько лет преподавал ювелирное дело. Сейчас ему 35 лет, он ведёт занятия в детском кружке и работает вместе с отцом в семейной мастерской. Они специализируются на оформлении холодного оружия, элементов сбруи и других металлических изделий - гравировке, чернении, филиграни, инкрустации.

20 лет назад мастер украсил первый клинок.

Чтобы не потерять последних мастеров, центр помогает им получать гранты и субсидии, на средства которых они покупают всё необходимое для работы. Готовые изделия выставляют и продают в Нальчике, так что ремесленники могут не беспокоиться о заработке. Центр также планирует открыть сувенирные лавки на популярных курортах республики, чтобы через предметы декоративно-прикладного искусства рассказать историю народов Кавказа и заинтересовать гостей из других регионов.

Читайте также: