Сообщение народные песни донского края

Обновлено: 05.07.2024

В обширной коллекции А.МЛистопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры.

В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого много-векового развития явилось то ,что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и , отчасти, украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне.

Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России.

В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.

Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.

На уровне содержания музыкального -большие развёрнутые композиции, где главную формообразующую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широко распевная, объёмная. В музыкальном содержании нашли воплощение особо художественные приёмы музыкального развёртывания материала: частое употребление широких интервальных ходов, большие диапазоны напевов, превышающие октаву (даже внутри одной партии), значительная мелодическая орнаментация, обязательное наличие многоголосной фактуры. Таким образом, важнейшим жанровым атрибутом в протяжной песне в содержательном отношении является вторичный тип композиции. Под этим понятием мы подразумеваем расширение внутрислоговой мелодики, которое в свою очередь вызывает насыщение поэтического текста песен сверхнормативными слоговыми вставками - восклицаниями, междометиями, короткими вставными частицами или словами. Они заметно увеличивают объём поэтического текста, вызывают дробление в типовых рисунках слогового ритма. Таким образом, вторичная ритмическая композиция возникла в рамках исходной, сохранив её временную протяжённость, даже ритм слоговых . времён в незатронутых преобразованиями участках структуры. Первичная ритмическая композиция подспудно осталась в песне в качестве глубинной основы, выявить которую можно путём аналитических операций.

Содержание тесно связано с общественно-бытовыми функциями, проявляющими себя полифункционально. С одной стороны, сохранение коллективной, исторической памяти. С другой стороны, это комплекс функций (гносеологическая, эстетическая, воспитательная), обеспечивающий устойчивый уровень эстетических и нравственных критериев общественного и семейного поведения. Реализация нравственно-эстетических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. Таким образом, общественно-бытовые функции обнаруживают себя в мотивации сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад готовила по материалам из интернета. Читала его преподавателям ДШИ.

О ПЕСНЯХ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Казачьи песни России — народные песни, создававшиеся казаками и простолюдинами на территории Казачьих Войск России,

В обширной коллекции А.МЛистопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры.

Несмотря на ряд недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой), этот пятитомный свод А.М.Листопадова по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность.

В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого много-векового развития явилось то ,что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и , отчасти, украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне.

Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России.

В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.

= Казачий круг. Пролягала шлях дорожка

= Казачий круг. Вы казачки-казачки

Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.

На уровне содержания музыкального - большие развёрнутые композиции, где главную формообразующую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широко распевная, объёмная. В музыкальном содержании нашли воплощение особо художественные приёмы музыкального развёртывания материала: частое употребление широких интервальных ходов, большие диапазоны напевов, превышающие октаву (даже внутри одной партии), значительная мелодическая орнаментация, обязательное наличие многоголосной фактуры. Таким образом, важнейшим жанровым атрибутом в протяжной песне в содержательном отношении является вторичный тип композиции. Под этим понятием мы подразумеваем расширение внутрислоговой мелодики, которое в свою очередь вызывает насыщение поэтического текста песен сверхнормативными слоговыми вставками - восклицаниями, междометиями, короткими вставными частицами или словами. Они заметно увеличивают объём поэтического текста, вызывают дробление в типовых рисунках слогового ритма.

Содержание тесно связано с общественно-бытовыми функциями, проявляющими себя полифункционально. С одной стороны, сохранение коллективной, исторической памяти. С другой стороны, это комплекс функций (гносеологическая (новые знания о мире), эстетическая, воспитательная), обеспечивающий устойчивый уровень эстетических и нравственных критериев общественного и семейного поведения. Реализация нравственно-эстетических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. Таким образом, общественно-бытовые функции обнаруживают себя в мотивации сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).

Особое значение в современной культуре имеют казачьи песни про историю России.

РОССИЯ В КАЗАЧЬИХ ПЕСНЯХ

Проблема формирования национального, этнического самосознания подрастающего поколения в России. Казачьи песни - жемчужина донского фольклора. Пробуждение у подростков чувств патриотизма и ответственности за судьбы России и Дона, интереса к казачеству.

Рубрика Культура и искусство
Вид научная работа
Язык русский
Дата добавления 01.06.2016
Размер файла 43,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"Казачьи песни - жемчужина донского фольклора"

Современная цивилизация имеет свое прошлое, настоящее и будущее, которые связаны в единую, неразрывную цепь. Опираясь на опыт жизни прошлых поколений, человечество определяет свое место в мире, строит настоящее и намечает пути совершенствования и развития общества в будущем. Без прошлого нет и будущего. Именно поэтому испокон веков так тщательно и кропотливо пытаются изучать жизнь своих предков современники. Для воссоздания исторической панорамы прошлых лет нет ничего ненужного или незначительного. Каждая, казалось бы, несущественная деталь, извлеченная из-под толщи минувших лет, рассказывает о жизни, быте, нравах, верованиях и культуре наших предков.

Одним из источников, из которого современный человек черпает сведения об историческом прошлом донского края - является казачья песня. В песне казаки не просто рассказывают о тех событиях, которые происходили в их жизни или свидетелями которых они стали, но и дают этим событиям собственную оценку через повествования о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях.

Остро актуальной становится проблема формирования национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян, воспитания любви к Отечеству, к своей "Малой родине" - донскому краю, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

Целью нашего исследования является: пробуждение у подростков чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и Дона, интереса к казачеству.

Задачи, которые мы ставили перед собой, следующие:

2. Анализ, систематизация, обобщение найденного материала;

4. Знакомство учащихся с казачьими песнями

1. Основная часть

1.1 Исторические казачьи песни

Обратимся к истокам возникновения казачества на Дону.

Спасаясь от тягот крепостного права, крестьяне, которые не хотели мириться с постыдным положением раба, холопа при барине бежали на Днепр. Они стали называть себя казаками, т.е. вольными людьми. Позже, в XVI веке, произошло расселение казаков и часть их поселилась на берегу Тихого Дона. этнический песня патриотизм фольклор

Военный уклад жизни составил основу казачьего общества. Ловкие конники, умелые мореходы казаки были природными воинами. Частые походы, вся суровая казачья жизнь взрастила людей ловких, храбрых и сметливых, с железным характером, стальными мускулами и волей.

В начале XVII века произошло объединение разрозненных казачьих отрядов и образование Войска Донского во главе с единым выборным атаманом.

Войско Донское определило себя единственной властью на Дону. Чтобы контролировать казаков, русское правительство при царе Михаиле Федоровиче Романове установило для казаков, служащих в Войске, ежегодное жалованье, разрешило вести беспошлинную торговлю и признало донское казачество служилым сословием русского государства. Основным занятием казаков являлась защита южной русской окраины от нападений. Сама история закалила казаков в боях на границе.

По этим песням, что были сложены казаками в военных походах, можно проследить всю географию военных походов России.

Казачьи песни о войне - это рассказ очевидца. Они описывают происходящие события с исторической точностью, но, вплетая в него великое множество тончайших деталей, рассуждений, умозаключений, которые делают этот рассказ необычайно ярким, выразительным и увлекательным. Бесчисленное количество боевых походов совершили казаки. Побывали они в Турции и Польше, завоевывали Сибирь, несли опасную службу на Кавказе… Обо всех этих и других походах сохранилась память в песнях Тихого Дона.

Александр Васильевич Суворов ценил казаков за храбрость, смекалку, инициативу и подвижность в бою. Царь и его правительство - за верность и преданность.

В защите своей Родины видели казаки предназначение свое и оставались верными ему до конца своих дней.

1.2 Особенности исполнения казачьих песен

В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого много-векового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне

Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России.

В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.

Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.

На уровне содержания музыкального - большие развёрнутые композиции, где главную формообразующую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широко распевная, объёмная. В музыкальном содержании нашли воплощение особо художественные приёмы музыкального развёртывания материала: частое употребление широких интервальных ходов, большие диапазоны напевов, превышающие октаву (даже внутри одной партии), значительная мелодическая орнаментация, обязательное наличие многоголосной фактуры. Таким образом, важнейшим жанровым атрибутом в протяжной песне в содержательном отношении является вторичный тип композиции. Под этим понятием мы подразумеваем, расширение внутрислоговой мелодики, которое в свою очередь вызывает насыщение поэтического текста песен сверхнормативными слоговыми вставками - восклицаниями, междометиями, короткими вставными частицами или словами.

Они заметно увеличивают объём поэтического текста, вызывают дробление в типовых рисунках слогового ритма. Таким образом, вторичная ритмическая композиция возникла в рамках исходной, сохранив её временную протяжённость, даже ритм слоговых времён в незатронутых преобразованиями участках структуры.

Первичная ритмическая композиция подспудно осталась в песне в качестве глубинной основы, выявить которую можно путём аналитических операций.

В обширной коллекции А. М. Листопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры.

1.4 Песенное наследие казаков - Некрасовцев

Сбором и изданием фольклорного наследия некрасовцев занимался с 1938 года Федор Викторович Тумилевич, род. в 1910 г., преподаватель, а затем доцент Ростовского университета. К 1961 году (последняя доступная публикация) им было собрано 2190 песенных текстов, из них 150 - в нотной записи и 348 - на магнитофоне, издан 421 текст песен и 22 песни с напевом.

Сами некрасовцы выделяют следующие виды песен: 1) "об Игнате", 2) "под Игната" (политическая лирика: песни разных жанров, впитавшие некрасовское мировосприятие - о чужбине и т. п.), 3) служивые, 4) беседные или компанейские (былины, баллады, жестокий романс, исторические песни не некрасовского цикла), 5) женские, 6) свадебные, 7) курагодные (хороводные), 8) крыловые (плясовые), 9) сердцебитные (шуточные), 10) причитания (похоронные, свадебные), 11) пригудки (колыбельные), 12) игровые, 13) считалки, 14) прибаутки-скороговорки, 15) смешные (пародии на духовные стишки), 16) духовные стишки, 17) уличные (сатира на провинившихся членов общины).

Все песни сводятся к 10 сюжетам на 4 темы - т. е. всего существует 10 оригинальных песен, известных в разных вариантах. Большинство сюжетов связано с темой ухода на Кубань - моментом, когда Некрасов шагнул из донской истории в легенду.

Список используемой литературы

1. Асталенко. М.П., Донские казаки 1550-1920 гг., Ростов-на-Дону, 1992

2. Большой толковый словарь донского казачества. - М., 2003

3. Венков А.В. (отв. ред.), История донского казачества, - Ростов-на-Дону, 1992

4. Гегузин И.М., Влюбленный в песню, - Ростов на-Дону, 1974.

5. Екимов Б.П., Песни донских казаков, - Волгоград, 1982

6. Кравченко И., Песни донских казаков, - Сталинград, 1936.

7. Листопадов А.М., Песни донских казаков, - М., 1953.

8. Любимый край казачий. - Сост. А.Г. Пахомова. - Михайловка, 1995

9. Пивоваров А., Донские казачьи песни, - Новочеркасск, 1885.

10. Рокачев-Вешенский И.Я., Песни над Доном -. Ростов-на-Дону, 1980

11. Рокачев-Вешенский. И.Я. Песни станицы Вешенской -Ростов-на-Дону, 1990

12. Хмелевский К.Е., Демешина Е., История донского края, - Ростов-на-Дону. 1976

ИСТОКИ КАЗАЧЬЕГО ФОЛЬКЛОРА

Фольклор - по-английски означает: народная мудрость, народное знание. Это выражение, или, по-научному, термин, употребил в одной из своих статей в 1846 году английский историк Вильям Томпсон. Западноевропейские и американские учёные фольклором называют все виды народного искусства - и словесное, и музыкальное творчество, и народные танцы, и резьбу по дереву и кости, и даже вышивку.

Наша наука обычно называет фольклором словесное искусство народа - народнопоэтическое творчество, устное народное творчество. Если речь идёт о музыкальном творчестве, о народной музыке, то так и говорят: музыкальный фольклор.

Традиционно - бытовая культура кубанских казаков развивалась на основе южнорусской и украинской традиций.

Здесь, на Кубани, рождалась новая региональная историко-культурная традиция, вбиравшая в себя элементы демократической культуры запорожского, донского, курского, воронежского, харьковского и полтавского регионов.

Первым и бесценным кладом, который получает каждый человек от своих предков, является, конечно, родной язык, родная речь. Великое множество прибауток, побасенок, слышал каждый казачонок ещё в колыбели, ещё не научившись говорить. Так он привыкал к музыке и ритму родного языка, А уж когда вставал на ножки и начинал ходить по куреню и по двору, то окунулся в безбрежный океан фольклора. Пословицы и поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого.

Первая: сказки-диалоги, анекдоты: «- Односум, что это тебе рожу так разнесло?

Да вчера был на рыбалке - оса на губу села.

Из прозаических и малых жанров фольклора и в настоящее время известны былички о ведьмах, нечистой силе, загадки, пословицы, поговорки. Поражает устойчивость во времени заговоров и заклинательных формул. Они существовали практически на все случаи жизни: от укуса змеи и от пули, от воров и болезней, от несчастной любви и от ведьм.

Третья особенность: жизнь древних произведений в современном мире. В первую очередь это относится к былинам, которые казаки пели в застолицах, хором. Каждый казак знал несколько тысяч песен. Исторические казачьи песни повествовали обо всех стычках, сражениях, даже не очень крупных, с точным указанием времени и места.

Песенный океан окружал казаков с детства до могнлы: с песней рождались, с песней шли воевать, в песнях оставались, ложась в могилу. По песням учились воинской науке. Только в свадебном обряде кубанцев было не меньше тысячи песен, причем их знали и пели все.

Песни на Кубани обычно пелись без музыкального сопровождения, хотя музыкальные инструменты здесь были хорошо известны. Наиболее популярны были гармошки (иногда с колокольчиками), дудочка, пищики, бубен (таламбас) и трещотки. В случае необходимости в музыкальные превращались и предметы далёкие от искусства - рубель (приспособление для глажения белья), лучина, ложки, ваганы (корыто), гребенки и другие обиходные вещи.

Подобные документы

Виды народных промыслов России и их характеристика. Художественные образы и орнамент. Размещение народных промыслов на территории России. Формирование интереса у подрастающего поколения к декоративно-прикладному творчеству. Народные промыслы Дона.

курсовая работа [101,8 K], добавлен 09.02.2010

История Кубанского казачьего хора. Его репертуар: кубанские казачьи, русские и украинские народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов в обработке Виктора Захарченко - художественного руководителя коллектива. Фото солистов хора.

презентация [1,2 M], добавлен 26.04.2012

Определение сущности детского фольклора, его художественные особенности и роль в воспитании подрастающего поколения. История собирания и изучения фольклорных произведений для детей, их классификация. Основные жанры игрового и неигрового фольклора.

курсовая работа [51,1 K], добавлен 19.02.2014

Специфика и основные свойства фольклора. Системность фольклора как художественного творчества. Жанровый состав фольклора. Система художественного произведения и воспроизведение системы реального мира. Сказки, песни, былины, уличное представление.

реферат [29,3 K], добавлен 20.07.2013

Изучение особенностей жанра исторической песни в музыкальном фольклоре русского народа. Песни в духе скоморошьей традиции. Появление личного сознания в народной поэзии после объединения Руси. Музыкально-поэтические принципы жанра исторической песни.

ФОЛЬКЛОР — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание.


Сказки – сказки-былички, сказки –диалоги, сказки смешныеи страшные, веселые и серьезные . Казачьи сказки являются частью русского фольклора, хотя и имеют свои особенности.-Односум, что это тебе так рожу разнесло?Да вчера был на рыбалке – оса на губу села…И ужалила?Слава Богу не успела! Брат её веслом убил!(сказка-диалог-анекдот) В сказках- быличках любимый герой- атаман Матвей Платов.В быличках легко рассмотреть подлинные события.

Песни казаков - это не только идеальное выражение казачьей души, а и истинное отражение судьбы всего казачества. Песня окружала казаков с детства до могилы.С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние, застольные песни и песни свадебных обрядов.Песни исторические, былинные и сказочные.Гимны войсковые и полковые песни. Казачья служба была тяжела и опасна.В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в песнях его удаль и веселье. Каждый казак знал более тысячи песен.

ДОН

Блеща средь полей широких,
Вон он льется. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.

Читайте также: