Сообщение люби все живое
Обновлено: 02.07.2024
систематизировать свои знания о произведениях писателей.
Необходимо запомнить
Рассказы о природе знакомят нас с окружающим миром растений и животных, жизнью леса и сезонными явлениями природы, наблюдаемые в разное время года. Небольшие зарисовки каждого времени года передают настроение природы в небольших произведениях, написанных творцами русской прозы. Многие писатели в своих произведениях освещают тему природы и животных.
Тема –объект художественного отражения.
Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи,раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненнымявлениям; последовательность.
Главная мысль, или идея, произведения - это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан.
Художественный текст - это текст, написанный человеком и показывающий его отношение к тому или иному явлению либо к окружающему миру.
Научно-познавательный текст –это текст, содержащий научные сведения и факты о каком-то явлении природы, животных и т. п
Природа- 1. Окружающий нас материальный мир, все существующее, не созданное деятельностью человека;2. Совокупность естественных условий или какая-либо часть их на Земле (рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и т. п.)
Ключевые слова
Сюжет, тема,главная мысль, герои, автор, художественный текст,научно-познавательный текст, Родина, природа.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 223с.:ил. С.51-58
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.С.29-32
3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М.: Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
Научимсяпонимать смысл произведений и сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с тем, что рассказывает автор.
Сможем систематизировать свои знания о произведениях писателей.
Основноесодержаниеурока
(видео Картины русской природы)
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
«Странные существа – в шерсти, в перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на Земле. И самое уязвимое…
- Что связывает нас с братьями нашими меньшими, по мнению Николая Сладкова? (Жизнь.)
- Как автор называет их? (Наши соседи и земляки.)
Ученики третьего класса Аня и Володяотправляются на прогулку в парк.
Там наши герои могут повторить основные понятия, изученные на уроках раздела.
В:Писатели бывают разные. Одни пишут про детей и про школу,другие в своих книгах описывают путешествия по разным странам, третьи сочиняют фантастические истории. А бывают такие писатели, которые пишут книги о природе и о животных.
А: Писатель- мудрец, он учит внимательно вглядываться в мир природы, задумываться о судьбе зверя и птицы, дерева и травы, открывать неразрывную связь всего сущего на земле.
В разделе "Люби живое" представлены произведения писателей - рассказы и сказки - о животных (домашних и лесных зверях и птицах), о природе.
Борис СтепановичЖитков был большим другом животных, прекрасно их понимал и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.
Именно с этими веселыми и добрыми рассказами стали ассоциировать имя автора, Драгунский приобрел широкую известность.
Давай, с помощью фрагментов из биографий писателей назовём их фамилии.
1. Его воспитывал крёстный, так как родители рано умерли. Учился в военной гимназии, но не закончил её. Когда подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к циркачу Ринальдо. В 1912 году открыл уголок зверей, который позднее стал Театром зверей.
(Дуров Владимир Леонидович)
(Михаил Михайлович Пришвин)
(Борис Степанович Житков)
(Виталий Валентинович Бианки)
(Иван Сергеевич Соколов-Микитов)
(Виктор Петрович Астафьев)
Появляются изображения – портреты писателей.
А: Средипроизведений могут быть, как вымышленные, так и реальные события. Некоторые авторы описывают свои детские воспоминания. Возможно, что писатели используют собственные наблюдения, истории из жизни, просто несколько приукрашают, чтобы нам было интереснее читать.
В: А ты помнишь, чем отличаются художественные тексты от научно - познавательных?
А: Художественные рассказысоздают писатели. В своих произведениях они изображают картины природы, жизнь людей с помощью художественного слова, образности, поэтических средств выразительности.
Научно - познавательный рассказсодержит научные сведения и факты о каком-то явлении природы, животных.Внём нет сюжета, художественной выразительности и эмоциональной окраски.
Текст вопроса:Распредели тексты, которые ты прочитал в этом разделенахудожественные и научно – познавательные.
Автор: Фролова Елена Николаевна
Населенный пункт: Королёв
Предмет: литературное чтение
Тип урока: обобщение полученных знаний.
Педагогические технологии: групповая работа, проектная деятельность, ИКТ
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами, действовать согласно составленному плану, по инструкции учителя;
- формирование умения оценивать свои знания и незнание продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме (регулятивные УУД);
- формирование умения выделять основную мысль текста или темы, подбирать к ним пословицы и поговорки, отражающие главную его идею; проводить анализ данной информации и синтезировать её в итоговый кластер темы; развитие творческих способностей посредством составления собственных сочинений, как итога знакомства с произведениями классиков (познавательные УУД);
- формирование умения работать в группах (коммуникативные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I
Организационный момент – мотивация к работе.
Создаёт эмоциональный настрой, мотивирует на работу.
- Скоро в нашей гимназической библиотеке состоится встреча с младшими читателями – второклассниками. Библиотекарь Светлана Николаевна попросила нас оформить для них информационный стенд, чтобы привлечь внимание маленьких читателей к библиотеке и пробудить их интерес к чтению.
Я решила предложить эту работу вам и хотела бы посоветоваться, что бы вы смогли сделать для второклассников, какой стенд мы смогли бы для них оформить?
- Если мы будем делать газету, какой она должна быть?
- Предлагаю создать информационный плакат. Но чтобы мы оформили его быстро и эффективно, будем трудиться в группах. Каждая группа будет готовить свою часть работы – тематическую рубрику. А когда части нашего плаката будут готовы, мы соединим его в один целый информационный плакат и назовём его кластер.
Почему кластер?
- Наш кластер, как гроздь винограда, состоящая из отдельных ягод, соединит в себе работу каждой группы в единое целое.
Цели деятельности учителя : ознакомить учащихся с новым разделом; ввести этические понятия раздела: сочувствие, сопереживание; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
научатся прогнозировать содержание раздела; выбирать виды деятельности на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
читать и воспринимать на слух произведения; развивать навыки сотрудничества со сверстниками, чувство доброжелательности к окружающему миру, воображение, связную речь.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Методы и приемы
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Сядьте ровно и красиво, мы начинаем наш урок.
Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться/
Практический: артикуляционные упражнения.
На экране вы видите небольшую рифмовку. Давайте прочитаем её. Я читаю по строчке, а вы повторяете.
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
А сейчас поработаем над скороговоркой.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
Какой согласный звук повторяется?
-Прочитайте с ускорением.(хором)
-Кто хочет прочитать? (2 человека)
Давайте проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были сочинить загадки о животных. Загадайте их своим одноклассникам.
Участвуют в работе.
К – обмениваются мнениями; умеют слушать
Л – осознают свои возможности в учении;
проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.
Ребята, разгадайте кроссворд.
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц.)
Под лавкой шарит. (Мышь.)
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живет на земле. (Лягушка.)
В рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса.)
Червякам враг. (Ворона.)
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.)
- Догадайтесь, что получилось в выделенных клетках. (Люби живое.)
- Как вы понимаете это словосочетание?
Доверие птиц умею ценить,
Бывает легко на душе, когда
Случайно удастся жизнь сохранить
Птенцу, упавшему из гнезда.
Себя самого узнать не могу.
Осинки в лесу зазря не срублю.
В корнях ручеек, что клад, берегу,
На муравейник не наступлю, -
Люблю всё живое,
Обсуждают в паре.
Делают вывод на основе выполненного задания.
Предполагают о дальнейшей деятельности.
К : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
аргументация своего мнения
П .: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.
Р : принятие темы и задач урока, планирование своей деятельности на уроке
IV. Открытие нового знания
Работа с книгой, изучение.
- Откройте учебник на стр. 57. Посмотрите на иллюстрацию к разделу. Вспомните загадки, которые вы сейчас разгадывали. Как вы думаете, о чем мы будем читать, что авторы хотели сказать нам этим названием?
Откройте оглавление и прочитайте имена авторов из этого раздела. Кого вы знаете? Какие произведения этих авторов вы читали?
А сейчас мы проверим, действительно ли вы помните этих авторов и их произведения.
Встаем из-за парт и повторяем движения!
Вышли детки на лужок,
Заглянули под кусток,
«Зайка, зайка, попляши,
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
- Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?
- Прочитайте на доске с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе. (Сочувствие, сопереживание.)
-Как вы понимаете эти слова?
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; одобрительное, благожелательное отношение.
Сопереживание – сочувствовать другому, переживать вместе его душевное состояние.
-Как вы думаете, чему мы будем учиться?
-Прочитайте на стр. 57, с чем мы познакомимся в этом разделе.
-Чему мы научимся? Чему будем учиться?
«Странные существа – в шерсти, в перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на Земле. И самое уязвимое…
-Что связывает нас с братьями нашими меньшими, по мнению Н. Сладкова? (Жизнь.)
-Как автор называет их? (Наши соседи и земляки.)
Ребята, а у вас есть домашние животные? Расскажите о них.
Никогда не забывайте о том, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Предполагают на основе иллюстрации раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.
№ слайда 1
№ слайда 2
М. М. Пришвин Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух. Зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
№ слайда 3
Назови животное, к какой группе животного мира оно относится? Назови животное, к какой группе животного мира оно относится? Вспомни произведение, в котором с ним познакомились. Расскажи по вопросам, что интересного удалось о нём узнать из произведения? 4. Работай в течение урока по таблице!
№ слайда 4
Таблица исследования произведений раздела
№ слайда 10
Знаете ли вы, что … Распространены они практически по всему свету, и всего их насчитывается около 2000 видов. Все светлячки (и самцы и самки) обладают способностью испускать в темноте фосфоресцирующий свет. Более того, светятся (только чуть слабее) даже личинки, куколки и отложенные жуками яички. Орган свечения у светлячков располагается на конце брюшка. Известный энтомолог Эвелин Чисман в 1932 году в своих статьях писала, что некоторые экстравагантные дамы перед вечерними праздниками украшали светлячками свои платья и даже прическу, и в темноте создавалось впечатление, что это бриллианты.
№ слайда 15
Подумайте, можно ли связать содержание рассказа Б. Житкова со словами известного французского писателя и лётчика А. Сент - Экзюпери?
№ слайда 17
Домашнее задание Закончить оформление таблицы исследований произведений раздела, добавив в неё названия животных, о которых не говорили на уроке. Кто это ?
№ слайда 18
Читайте также: