Сообщение надежда петровна ламанова

Обновлено: 28.04.2024

Надежда Петровна Ламанова – волшебница художественного покроя платья, одна из лучших русских художников-модельеров. За её работой можно было часами наблюдать и любоваться, как под меткими ударами ножниц, прикосновениями утюга и б?гом нитки рождался шедевр портновского искусства.

Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Её отец, Петр Михайлович Ламанов, был потомственный дворянин. Но в тот момент, когда родилась Наденька, семья не обладала былым величием и богатством, – род Ламановых был обедневшим, на грани разорения. Двадцатилетняя Надежда решается самостоятельно зарабатывать на жизнь. После окончания местной гимназии она отправляется в Москву.

После двухлетнего обучения в школе кройки О. Суворовой, Надежда Ламанова начинает работу закройщицей в известной мастерской Войткевичей. И сразу же успех. Профессия увлекла Надежду, и в 1885 году она открывает в Москве свое дело и школу прикладного искусства. Всего через 2-3 года ее мастерская приобретает известность в творческой среде живописцев, режиссеров, актеров.

Платье Надежды Ламановой

Профессия не только была ей по нраву, Ламанова была влюблена в своё дело. Поэтому, несмотря на то, что времени не хватало, ведь она была уже владелицей собственного ателье и директором преуспевающей школы, Надежда Петровна продолжает обучаться искусству дизайна одежды.

Она знакомиться с модными коллекциями признанных мастеров Парижа, читает книги по истории, живописи и этнографии.

В 1901 году К. С. Станиславский пригласил Ламанову в Московский Художественный театр. Здесь и пригодились только что полученные знания, особенно знания национального костюма. В 1902-1903 годах Н. П. Ламанова участвует в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге. Её мастерская в те годы размещалась в Москве на Большой Дмитровке.

Платье Надежды Ламановой

В феврале 1903 года в Петербурге состоялся большой костюмированный бал, который назвали Русским. Все гости этого бала, в том числе и царская семья были одеты в русские национальные одежды. В создании этих нарядов принимала участие и знаменитая Ламанова.

Надежда Петровна была первой, кто оценил и примкнул к идеям знаменитого французского модельера П. Пуаре. Уже во второй половине 1900-х годов она стала создавать модели без корсета. Тогда кажущаяся свобода фигуры в платье стиля модерн была лишь иллюзией. Эта видимость создавалась лишь лёгкостью и динамичностью тканей, а также мастерством художников-модельеров, а на самом деле весь этот силуэт создавался жестким и длинным корсетом.

Платье дизайнера Ламановой

В 1917г., Ламанова остается в России. До революции у Надежды Петровны было ателье на Тверском бульваре, она была поставщицей Двора. После революции Ламанова потеряла своё ателье, но продолжала работать и создавать свои шедевры портновского искусства. Вскоре Ламанова была арестована, но по ходатайству М.Горького после двух с половиной месяцев заключения ее освободили.

Надежда Петровна возглавила Мастерскую современного костюма при отделе ИЗО Главнауки. Её модели в 20-е годы демонстрировали киноактриса Ольга Хохлова и муза В. Маяковского Лиля Брик.

Деятельность первых швейных учебных заведений разрабатывалась при непосредственном участии Н. П. Ламановой. В начале 20-х годов Надежда Ламанова разрабатывает модели простой одежды для широких слоёв населения, работает в театре Вахтангова. С 1922 года Надежда Петровна состоит членом Академии Художественных наук, участвует в I Всероссийской художественно-промышленной выставке, где её награждают специальным дипломом.

Платье дизайнера Ламановой

В 1926 году Ламанова создала ряд моделей по мотивам северного народного творчества, которые затем продавались за рубеж. Художником-модельером Н.П. Ламановой создавались коллекции не только платьев, но и меховых изделий. Она принимала участие в Лейпцигской и в Нью-Йоркской выставках.

В 1941 году Художественный театр отправлялся в эвакуацию в Ташкент. Надежда Петровна, узнав об этом, вместе с сестрой отправились в проезд театра. Городской транспорт уже не работал, и из-за болезни сестры они медленно шли, надеясь успеть на поезд. Наконец, они пришли и увидели замок на двери. О ней забыли. Ламанова еле-еле дошла с сестрой до сквера у Большого театра, села на скамеечку и скончалась.

Винтажное платье Ламановой

Главным творцом советской текстильной индустрии 20-х 30-х лет была Надежда Петровна Ламанова.

Оставшиеся её произведения воспитывают чувство стиля, оттачивают профессиональное мастерство художников-модельеров, пробуждают фантазию, обостряют видение чистоты линий и формы. Н. П Ламанова создала методологическую базу всего советского моделирования.

Надежда Петровна Ламанова – художник-моделист, сумевшая воплотить свой талант и при Царской России, и при Советской власти.

Родилась она 14 декабря (26 декабря по новому стилю) 1861 года в селе "Шутилово" Лукояновского уезда Нижегородской губернии и была старшей из 5 дочерей подполковника Белорусского гусарского полка Петра Михайловича Ламанова и его жены, Надежды Александровны, дочери генерал-майора Александра Ивановича Лишева. Род Ламановых, к которому принадлежала Надежда Петровна, восходит к помещикам Великолужского уезда 17 века.


Когда Наде пришло время получать образование, семья переехала из Шутилова в Нижний Новгород. Там в 1878 году Надежда окончила Мариинскую гимназию со званием учительницы географии. Здание Мариинской гимназии. г. Нижний Новгород


Семья жила небогато, еще более осложнили материальное положение большие долги, оставшиеся после старшего брата Петра Михайловича. Девушка принимает решение уехать в Москву, начать работать, чтобы помочь поставить на ноги младших сестер. В 1884 году умирает отец Надежды Петровны, а через два года — и мать. Теперь юной Надежде приходится рассчитывать только на себя. Будущий знаменитый художник по костюму к этому времени окончила московскую школу кройки Ольги Александровны Суворовой, где училась с 1883 по 1884 год. После - устроилась моделистом в мастерскую к известной в ту пору портнихе Татьяне Степановне Войткевич и скоро стала настолько популярна, что всего через год после начала работы, во второй половине 1885 года, смогла открыть собственное небольшое ателье в Тупом Хлыновском переулке, в доме Помпея Батюшкова, младшего брата известного поэта. Здесь же в это время держала модное заведение и Ольга Суворова. Первое документальное упоминание мастерской Надежды Ламановой (1885 год)


Индивидуальный подход и умение Ламановой создавать платье на любую фигуру, представляя даму в самом выгодном свете, привлекает в ее мастерскую знатных и состоятельных особ. Всего за четыре года штат мастерской увеличился с 11 до 38 мастериц! Надежда Петровна Ламанова (слева) и М.С. Воронина.
Москва, 1885-1887 гг. (фото из личного архива потомков М.С. Ворониной).

В самом начале 1890-х Надежда выходит замуж за отставного поручика Андруцкого. Но, увы, счастье было недолгим, вскоре Надежда Петровна овдовела. Как пишет в своих воспоминаниях друг семьи, Георгий Леман, любимый умер у нее на руках. Но эта трагедия не сломила ее. Возможно, даже наоборот, она с головой ушла в работу, чтобы заглушить сердечную боль, и добилась признания на высшем уровне.

Каждый этаж здесь имел своё предназначение. Строение было задумано одновременно как ателье с пошивочным цехом, демонстрационным залом, школой портновского дела и общего образования. В этом же доме располагались квартиры семьи Каютовых, и сестры Андрея Каютова, Елизаветы Павловны Шеффер, муж которой, врач Вениамин Давидович Шеффер, был также и управляющим доходным домом Ламановой, жилые помещения для служащих.

Продолжая познавать моду, Надежда Петровна несколько раз в сезон ездит в Париж, где знакомится с известным кутюрье, молодым тогда, Полем Пуаре. Они подружились на долгие годы. В 1911 году Ламанова приглашает Поля в Россию, о чём сохранились его воспоминания. Показы его моделей и лекции проходят в доме на Тверском бульваре при аншлаге.

После Октябрьской революции, вопреки всему, Ламанова решила остаться на Родине.

Когда ее ателье ликвидировали, Надежда Петровна продала дом на Тверском бульваре, чтобы расплатиться с поставщиками и персоналом, остальную часть денег вложила в Народный банк. Семья Ламановых-Каютовых из роскошного особняка вынуждена была перебраться сначала в особняк Чижовых (Еропкинский пер., 2, кв. 3), а потом в квартиру № 4 в доме № 4 по Еропкинскому переулку, которую впоследствии уплотнили, оставив Надежде Петровне лишь комнату.

Так для бывшего Поставщика Императрицы и её сестры, Великой Княгини, началась новая жизнь и новый этап творчества.

В этот период Надеждой Петровной были разработаны многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие демократические слои населения. Одновременно она занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма, работает в стиле конструктивизма, экспериментирует с дешевыми тканями: солдатским сукном, домотканым полотном, бумазеей..

В 1924 году Государственный Учёный Совет признает экспериментальную мастерскую Надежды Петровны заслуживающей сохранения при Главнауке и достойной всяческой поддержки хозорганов.

В 1926-27 годах художник создает ряд моделей по мотивам творчества народов Севера, за что на юбилейной Выставке искусств народов СССР 1927 г. получает отзыв признательности за инициативу выявления художественного творчества народов Севера и Дальнего Востока.


По заказу Кустэкспорта Ламанова создает коллекции и для международных выставок в Париже (1925), Лейпциге (1930) и Нью-Йорке (1928/1929). В 1925 году на Всемирной выставке в Париже костюмы Ламановой из русских полотенец произвели настоящий фурор. Высокое жюри присудило её моделям Гран При.

15 октября 1941 года Надежда Петровна не смогла эвакуироваться с МХАТ. От сильных переживаний, вызванных этой ситуацией, тяжелым расставанием с близкой подругой, Верой Мухиной, уехавшей за несколько дней до этого в эвакуацию, новостями о том, что костюмы, увезенные на гастроли в Минск, сгорели в первые дни войны, у нее случился сердечный приступ и она скончалась по дороге из театра домой в возрасте 79 лет, лишь месяц не дожив до своего восьмидесятилетия. Похоронена Надежда Петровна Ламанова в Москве, на 3-м участке Ваганьковского кладбища.

Костюмы художника-моделиста хранятся в собраниях самых известных музеев России и мира - Метрополитен (Нью-Йорк), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном Историческом музее (Москва), Музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), в музее МХАТ, в коллекции историка моды Александра Васильева и других частных коллекциях.

О Надежде Петровне Ламановой не даёт забыть Дом моды Славы Зайцева. С 1994 года проводится конкурс профессиональных художников-модельеров её имени, помогая развитию моды как искусства и как индустрии в России. Лауреатами конкурса в разные годы становились такие известные сегодня модельеры, как Султанна Французова, Ольга Солдатова, Олег Шаров и другие. Каждый год Вячеслав Михайлович Зайцев задает единую тему конкурса. В юбилейный для Ламановой 2016 г. ею стала "Надежда". Согласно заданной темы и своего видения ее конкурсанты делают коллекцию из 6-9 луков, которую и представляют на подиуме Дома Моды Slava Zaitsev. Конкурс отличает демократизм и поощрение в конкурсантах стремления к свободному художественному поиску. Участие в конкурсе бесплатное. Гран При конкурса - показ на Неделе моды MBFWR присуждается при поддержке компании "Артефакт". Конкурс имени незаслуженно забытой русской художницы является проводником понимания моды как высокого искусства, а не ремесла, напоминанием о великом модельере, талант которого по своему масштабу не уступает таланту кутюрье с мировой известностью и легендарными именами.

cf lamanova-52

Надежда Ламанова, портрет работы В.А. Серова

cf lamanova 1

Платья мастерской Надежды Ламановой

cf 1438

cf lamanova 18

cf lamanova-3

Примечательно, что Ламанова никогда не шила сама. Для этого у неё работали высококлассные портнихи. Свои шедевры кутюрье создавала методом наколки — закрепляя ткань на модели булавками.

cf lamanova 2


Несмотря на достигнутое мастерство, Надежда Петровна не прекращала обучение. Для этого в Париже посещала профессиональных модельеров. Познакомилась с известным Полем Пуарье, с которым впоследствии их связывала тесная дружба, и который приезжал со своими показами в Россию. Дефиле, собравшее весь бомонд, проходило в доме Ламановой.

cf lamanova 16

cf lamanova 21


Тяготы, с которыми столкнулась Ламанова после большевистского переворота, не смогли отбить у нее любви к своему делу. Поэтому, несмотря на 60-летний возраст, Надежда Петровна начинает вновь творить в родной, но чуждой по духу стране. Она создает вещи, ориентированные на потребности молодой страны: простые, функциональные, но одновременно красивые. Времена были нищими и голодными, хороших тканей не было, поэтому Ламанова теперь работала с грубыми тканями — бязью, холстиной, сукном.

Лиля Брик и Эльза Триоле в платьях работы Ламановой

cf 94878929 Ashampoo Snap


. Ушла из жизни Надежда Петровна так же красиво и трагично, как жила. 14 октября 1941 года, хлопоча об эвакуации, пришла к МХАТУ, а он оказался закрыт: театр эвакуировался. Расстроенная, присела на скамью возле Большого театра. Тут её и настиг смертельный сердечный приступ. Символично, что позади скамьи, на которой кончилась её земная жизнь, возвышалась квадрига Аполлона, бога покровителя искусств, которому она служила всю свою яркую жизнь.

cf 4498623 Lamanova 4

Автор текста Абраменко Юлия
Редакция текста crossfashion
Подбор фото: crossfashion

Среди многих бытует мнение, будто мода в России – явление сравнительно молодое, появившееся в годы 70-е прошлого века и не зиждущееся на прочных, сформированных веками традициях. Почти с тайной завистью мы смотрим на французов, которые дали миру и Ворта, и Пуаре, и Шанель, и недоумеваем, чем мы хуже? А, между тем, обломки исторических катаклизмов ушедшего века таят под собой сотни и тысячи имён не только в моде, но и в предпринимательстве вообще, незаслуженно забытых. Имя Надежды Петровны Ламановой, например, становится приятной, удивительной неожиданностью для наших соотечественников.

Платье императрицы Александры Фёдоровны. Начало 1900-х. Фрагмент вышивки синелью на юбке. Фото Ⓒ Государственный Эрмитаж.

Платье императрицы Александры Фёдоровны. Начало 1900-х. Фрагмент вышивки синелью на юбке. Фото Ⓒ Государственный Эрмитаж.

Парадное придворное платье, принадлежавшее представительнице рода Юсуповых (вероятнее всего - Зинаиде Николаевне). Рубеж XIX-XX вв. Ⓒ Государственный Эрмитаж.

Парадное придворное платье, принадлежавшее представительнице рода Юсуповых (вероятнее всего - Зинаиде Николаевне). Рубеж XIX-XX вв. Ⓒ Государственный Эрмитаж.

Не менее оригинальны были и работы Надежды Петровны для Парижской выставки в 1925 году. Нехватка ткани, материалов вынуждала её прибегать к хитростям: шить из простейших тканей, но украшать их народной вышивкой или вшивать владимирские полотенца, создавать шляпки из крашеной рогожи, рафии, бусы – из дерева или хлебного мякиша. Невольно таким подходом она бросила вызов традиционному пониманию роскоши, которое в то время ещё царило на западе – мехам, дорогим материалам, драгоценностям. Тем не менее, её работа удостоилась Почётного диплома выставки, а жюри, присудившие награду, назвали её не „couturière“ (фр. портниха), а „peintre” (фр. художник)!

Актрисы МХАТ в театральных костюмах, созданных Ламановой: Книппер и Андреева в постановке "В мечтах" (1903), Андровская в "Рекламе" (1930), Тарасова и Степанова в "Анне Карениной" (1937).

Актрисы МХАТ в театральных костюмах, созданных Ламановой: Книппер и Андреева в постановке "В мечтах" (1903), Андровская в "Рекламе" (1930), Тарасова и Степанова в "Анне Карениной" (1937).

Варвара Александровна Кочубей (слева) и графиня Софья Александровна Ферзен (справа), обе урождённые княжны Долгорукие, в русских костюмах XVII века, исполненных в мастерской Надежды Ламановой для костюмированного "русского" бала в 1903 году.

Варвара Александровна Кочубей (слева) и графиня Софья Александровна Ферзен (справа), обе урождённые княжны Долгорукие, в русских костюмах XVII века, исполненных в мастерской Надежды Ламановой для костюмированного "русского" бала в 1903 году.

Лист из альбома "Искусство в быту" (1925) с выкройкой кафатана из двух владимирских полотенец. Рисунок Веры Мухиной по модели Надежды Ламановой.

Лист из альбома "Искусство в быту" (1925) с выкройкой кафатана из двух владимирских полотенец. Рисунок Веры Мухиной по модели Надежды Ламановой.

Модели Надежды Петровны Ламановой, выполненные с применением вышивок по эскизам В. И. Мухиной и Н. Я. Давыдовой. Женский журнал (1926, №2).

Модели Надежды Петровны Ламановой, выполненные с применением вышивок по эскизам В. И. Мухиной и Н. Я. Давыдовой. Женский журнал (1926, №2).

Свои знания, являвшие собой основу отечественной школы моделирования, Ламанова охотно передавала ученицам. Ещё с дореволюционных времён Ламанова при ателье учредила бесплатную школу кройки и шитья для неимущих девочек, где, как в своё время Т.С.Войткевич, обучала их премудростям портновского искусства. Даже две её младшие сестры – Екатерина и Мария также выбрали путь моделисток. Екатерина до революции держала ателье в Петербурге. Мария - создавала головные уборы, в начале 20 века она держала шляпную мастерскую в доме Живаго на Б.Дмитровке, а в советский период работала вместе с Надеждой Петровной. Продолжательницей принципов Ламановой была её крестница и ученица Надежда Сергеевна Макарова, которая возглавила первый Московский (а позже – Общесоюзный) дом моделей на Сретенке. Другая её ученица – Фёкла Антоновна Гореленкова – также работавшая в Доме моделей на Сретенке с его открытия, написала несколько книг о технологии изготовления женского платья. Это было целое поколение мастеров!

Надежда Петровна Ламанова. 1911 (1909). Фото сделано во Франценсбаде. Архив И. А. Калужской, правнучатой племянницы мужа Надежды Ламановой, Андрея Павловича Каютова.

Надежда Петровна Ламанова. 1911 (1909). Фото сделано во Франценсбаде. Архив И. А. Калужской, правнучатой племянницы мужа Надежды Ламановой, Андрея Павловича Каютова.

Читайте также: