Сообщение на тему звукоподражательные слова

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сведение о составе звукоподражательных слов в русском языке

Звукоподражательные слова – особая группа слов, которые по своему звуковому оформлению являются воспроизведением звуков животных, птиц, явлений природы или определенных действий людей: га-га, мяу-мяу, динь-динь, кап-кап, щелк, вжиг-вжиг (звук пилы).

1) объединяют с междометиями;

2) описывают как особую часть речи (в отличие от междометий звукоподражания не выражают никаких чувств, волеизъявлений и т. п. );

3) выносят за пределы частеречной классификации.

Звукоподражания являются хорошей словообразовательной базой для новых слов: мяукать, гавкать, динькать, капать и т. п.

В современном русском языке выделяются слова, которые, с одной стороны, имеют структуру междометий и присущую им экспрессию, с другой, – обладают глагольными признаками (вид, время). Сюда относят такие формы, как: хлоп, хвать, шасть, стук, бултых, трах . А. А. Шахматов называл такие слова глагольными междометиями: Капитан размахнулся и трах ! – из глаз посыпались искры, из рук выпала шапка.

Л. Д. Чеснокова рассматривает:

1) глаголы (прыг, скок, глядь, толк) ;

2) звукоподражания (бам, бом, динь-динь) ;

3) синкретичную группу лексем звукоподражаний / междометий / глаголов ( бах, бац, хлоп, щелк, тресь и т. п. ).

Исследователями неоднократно предпринимались попытки классификации ономатопов. В частности, имеются разработки в данном направлении у таких авторов, как Н.П. Авалиани, И.В. Арнольд, Н.И. Ашмарин, С.В. Воронин, A.M. Газов-Гинзберг, Е.С. Жаркова, X. Марчанд, А. Фрелих, Г. Хильмер, Н.М.Юсифов и др. Наиболее известные из них - классификация С.В. Воронина по типам акустического денотата, получившая широкое практическое значение в трудах фоносемантистов; С.С. Шляховой - по значимости фонического компонента; А.М. Газова-Гинзберга - по типам звуковых объектов, выделяющего внешнее и внутреннее звукоподражания и др. Представлена попытка классификации ономатопов по степени проявления звукообраза [Тихонов 1981]. Так, выделяются четыре группы ономатопов современного русского языка. Первая группа включает лексемы, объединяемые в особую часть речи, если таковая признаётся, или в один из разрядов междометий: кукареку, хи-хи-хи, мням-мням, ква-ква, ам и др.

Вторая группа лексем мотивирована единицами первой группы: каркать, хрюкать, хрюша, квакать, кукушка, цапнуть, стукнуть и т.п. Здесь еще жив звукообраз, но слова приобретают вторичную семантику, деривационное оформление, грамматический статус, происходит процесс лексикализации.

В третьей группе ономатопы осознаются как таковые носителями языка лишь на интуитивном уровне за счет частичного воссоздания звукообраза или формальных показателей звукоподражательности (некоторых исторических суффиксов, редупликации и др.): дребезжать (др-, -зж), брызгать (бр-, -зг-), балаболить (бал-/бол-), тараторить (тар-/тор-) , а также шуршать, греметь, драндулет и др. Их ономатопоэтический потенциал может реализоваться лишь в контекстном употреблении, в художественном тексте.

Четвертая группа звукоподражательных слов утратила свой первоначальный образ окончательно: скала, щель, клёст, синица, прапорщик, черта, чепец, вкрапление, аляповатый и др.

По лексическим значениям междометные глаголы делятся на три большие группы:

1) лексически однозначные глаголы;

2) лексически многозначные глаголы;

3) омонимичные глаголы [Торопцев 1974].

В основе классификации, предложенной рядом других исследователей - источник происхождения того или иного звука, ставшего основой для звукоподражательного слова, в соответствии с чем процесс звукоподражания объективно сводится к трем видам подражаний звукам:

1) звукам, издаваемым человеком (например, ха-ха, кхе-кхе, апчхи );

2) звукам, издаваемым животными и птицами ( му-му, мяу-мяу, ква-ква, кукареку, чик-чирик );

3) звукам природы и окружающего мира ( бух, кап-кап, тик-так ).

1) слова, имитирующие голоса птиц: ку-ку, кра-кра, кука-ре-ку, чик-чирик ;

2) слова, имитирующие голоса животных: хрю-хрю, му-у - му-у, гав-гав, мяу- мяу, ква-ква ;

3) слова, имитирующие различные звуки, не принадлежащие живым существам: тук-тук, динь-динь [Фомина 1978].

С другой точки зрения по данному основанию выделяются :

1) подражания голосам животных, птиц и звукам, издаваемым насекомыми (например, гав-гав, хрю-хрю и т.д.),

2) подражания шумам и звукам явлений природы ( кап-кап, буль-буль и т.д.),

3) подражания звукам, производимым неодушевленными предметами ( динь-дон, чик-чик и т.д.),

4) подражания непроизвольным звукам человека ( ха-ха-ха, апчхи и т.д.) [Щерба 1974].

Будучи одним из мощных экспрессивных средств языка, звукоподражательная лексика широко используется в художественных текстах. Л.А. Горохова выделяет следующие функции, выполняемые ономатопами в художественной литературе:

1. Звукоизобразительная функция.

2. Дескриптивная функция.

3. Идентифицирующая функция.

4. Характеризующая функция.

5. Функция интенсификации эмоционального воздействия.

6. Симплифицирующая функция.

7. Функция экономии языковых средств.

8. Эстетическая функция.

9. Экспрессивная функция [Горохова 2000].

Существующие разнообразные классификации звукоподражательной лексики, по мнению исследователей, можно свести к двум основным направлениям:

1) по общим структурным элементам и акустическим качествам звуков (А. Фрелих, X. Марчанд, С.В. Воронин, О.А. Казакевич и др.);


Среди всего многообразия слов в русском языке встречаются такие, которые трудно отнести к какой-либо морфологической группе. Эти слова передают звуки окружающего мира, не называя никакого понятия. О них и пойдет речь в статье.


Что такое звукоподражательные слова

Звукоподражательные слова могут обозначать

  • звуки, издаваемые животными (мур, гав, ку-ку, ква-ква и т. д.);
  • звуки природы (кап-кап, буль-буль, тук-тук и т. д.);
  • звуки неодушевленных предметов (тик-так, би-би, дзынь-дзынь и т. д.);
  • неречевые звуки, издаваемые человеком (кхе-кхе, апчхи, хи-хи-хи и т. д.).

Звукоподражательные слова близки к междометиям, но не являются ими, так как не передают эмоций.

Правописание звукоподражательных слов

Синтаксическая роль звукоподражательных слов

Как и междометия звукоподражания могут выполнять функцию самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Рассмотрим примеры звукоподражательных слов в предложениях.

Она все хи-хи да ха-ха , но ничего конкретного. — сказуемое.

Мы услышали ку-ку . — дополнение.

Использование звукоподражаний, как и междометий, в качестве сказуемых придает речи динамичность.

Звукоподражательная теория происхождения языка

Существует теория, рассматривающая звукоподражание как первые слова человеческого языка и его основу. По мнению Г. Лейбница, опиравшегося на труды древних стоиков, язык возник из звукоподражания. Поскольку не все слова даже древних языков можно объяснить таким образом, ученый высказал мнение, что звуки могут быть символами каких-либо качеств. В настоящее время эта теория считается одной из возможных.

Что мы узнали?

Что такое звукоподражание,
примеры ономатопеи

Авторское звукоподражание – это распространённый вид ономатопеи. Подобным широко известным приёмом пользовались многие классики русской литературы. Но для начинающих авторов подобное средство выразительности речи зачастую остаётся чем-то непонятным и таинственным. Постараемся в этой статье детальнее разобраться, какие виды ономатопеи существуют в русском языке.

Что обозначает звукоподражание

Ономатопы используют звуковой состав языка и являются его единицами. Поэтому они не бывают полностью идентичными естественным звукам.

Ещё одна черта звукоподражаний - наличие разнообразных фонетических вариантов. Например, лай собаки может передаваться с помощью последовательностей ав-ав, гав-гав.

Состав ономатопов, которых характерен для конкретного языка, во многом предопределен географической средой обитания того или иного народа. В частности, в русском языке нет слова, которое обозначало бы звук летящей стрелы. При этом в языке южноамериканских индейцев такое звукоподражание существует (торо тай).

В любом языке есть группа общепринятых звукоподражаний, которые можно увидеть в словарях. Кроме них, в речи встречаются и ономатопы, образование которых происходит по мере необходимости (при столкновении человека с новыми для него звуками внешнего мира).

Грамматические особенности

В некоторых языках существует группа глагольных звукоподражаний. Они служат сказуемым в предложении. При у этом у таких слов нет никаких грамматических признаков обычных глаголов (лица, наклонения, времени, числа и т. д.). Онамотопы, которые являются звукоподражательными, обозначают совершение резких движений (бабах из ружья, бултых в воду).

Характеристики звукоподражаний

Визуальные. Подобная группа ономатоповв настоящее время особенно востребована в мире комиксов. Их можно увидеть и на платформе Snapchat;

Односложность

Выразительность

Многие примеры звукоподражательных слов в предложениях наглядно свидетельствуют об их экспрессивности. Ономатопея может выражать разнообразные эмоциональные состояния. Вместе с тем возможно использование звукоподражательных слов посредством восклицаний и повторов. Это придаёт тексту литературного произведения больше динамизма.

Необычный характер слов

Эмоциональность

Использование ономатопеи придаёт содержанию лаконичность, эмоциональность, живость. Поэтому этот приём используется как в повседневном общении, так и во всех жанрах литературы.

Примеры звукоподражания

В качестве примера в поэзии приведём краткий разбор одного из стихотворений О. Мандельштама:

Вооруженный зреньем узких ос,
Сосущих ось земную,
Я чую все, с чем свидеться пришлось,
И вспоминаю наизусть и всуе.

Звукоподражания в художественной литературе

Мир вокруг нас многообразен и ярок, полон красок и звуков. Человек, взаимодействуя с ним с самого рождения, слышит их, повторяет, подражает им.

Давайте разберемся: что такое звукоподражание: определение, виды, особенности, функции, использование этих слов рассмотрим далее в этой статье.

Определение

Звукоподражание слово

Звукоподражание в русском языке — это:

1. Воспроизведение различных звуков окружающей действительности.

Если вы, к примеру, посетили дельфинарий, и увиденное представление привело вас в восторг, то скучно и сухо рассказать об этом у вас не получится. Вы попытаетесь с помощью звукоподражания передать атмосферу этого действа: крик дельфинов, плеск воды, звучание музыки.

  • скрип двери;
  • крик птицы;
  • звучание музыкального инструмента.

2. Создание слов, по звучанию схожих с такими звуками.

Разговаривая с ребенком, без звукоподражательных слов не обойтись — вас просто не поймут! Маленький человек познает мир, сопоставляя явление или живое существо со словом, которое его обозначает.

  • мяукает кот — мяу-мяу;
  • идет дождь — кап-кап;
  • смеется человек — ха-ха.

Определение звукоподражания

Подражание музыкальными звуками конкретному голосу тоже называется звукоподражанием.

Звукоподражание для малышей служит важным способом познания окружающего мира. Звукоподражательные слова в русском языке имитируют:

  • крик птиц (вороны: кар-кар, курицы: ко-ко-ко);
  • голоса животных (собаки: гав-гав, лошади: иго-го);
  • звучание музыкальных инструментов (балалайки: трень-брень, колокольчика: дили-дон);
  • звуки природных явлений (дождя: кап-кап, грома: ба-бах);
  • звуки, издаваемые людьми (кашля: кхе-кхе, ходьбы: топ-топ).

Все разнообразие звуков, которые нас окружают, можно отобразить звукоподражательными словами. И они будут понятны каждому без дополнительных объяснений!

Виды звукоподражания

Особенности звукоподражания в русском языке

Для звукоподражательных слов характерны:

  • повторы (бом-бом, ко-ко-ко), звукоподражательные слова усиливают эмоциональное воздействие;
  • употребление как отдельного существительного (Громкое тик-так резало слух.);
  • преобразование в другие части речи (хохот, хохотать, хохочущий).

Таким образом звукоподражание передает атмосферу, создает образ. Давайте попробуем рассказать о часах по-разному:

  1. Часы висели на стене. Показывали точное время.
  2. Мерно тикали часы, на стене играл солнечный зайчик.

Как вам больше нравится? Для создания образа, настроения звукоподражательные слова необходимы.

Отличие звукоподражательных слов от междометий

Отдельно следует отметить отличие звукоподражательных слов от междометий. Несмотря на внешнюю схожесть, это — не одно и то же: первые передают звук, вторые — эмоции.

  • Многозначительное “Тсс” — это, без сомнения, просьба соблюдать тишину.
  • “Ух-ты, здорово!” — очевидны радость, восторг.
  • “Круто!”, “Бла-бла-бла” — модные формы междометий в современном сленге, говорящие — “хорошо, замечательно”, либо о чем-то понятном или пустом.

В отдельную группу относятся слова, являющиеся и междометиями, и звукоподражаниями. Например, “Гы-гы-гы” своим звучанием выражает смех и одновременно передает чувство радости и веселья.

Отличие звукоподражаний от междометий

Функции

Основная роль звукоподражательных слов — повторить звучание.

Например, если мы хотим воспроизвести звон летающего комара, то это будет “ззз”. А тиканье часов выглядит как “тик-так”.

Функция звукоподражаний

Кроме этого, звукоподражание — способ создания выразительного эффекта. Например, сравните:

  • Собака маленькая. Щенок резвился и смешно тявкал “тяв-тяв” на летающих бабочек.
  • Собака большая. У ворот сидел огромный пес и важно лаял “гав-гав”, если кто-то проходил мимо.
  • Собака злая. Собака ощетинилась и зарычала “ррр”, кот не испугался, но попятился назад.
  • Собака скулящая. Где-то жалобно скулила собака “ууу”, навевая тоску.

Здесь звукоподражательные слова передают оттенки и интонации по сути одного действия. Согласитесь, в каждом случае в воображении представляется совершенно разное животное с определенным набором эмоций.

Применение

Звуковое подражание широко используется во многих сферах жизни человека.

В педагогике

Подражание — один из методов постановки звуков у плохо говорящих детей.

На занятиях с логопедом такому ребенку предлагают покаркать как ворона (каррр) или пошипеть как змея (шшш). А также поучаствовать в играх с озвучиванием определенных действий: плюх-плюх (поросенок купается в луже), бу-бух (мишка свалился с дерева).

Подражание звукам животных и природы особенно полезно для малышей. Так они с удовольствием учатся и быстрее начинают говорить.

В художественной литературе

В литературных произведениях с помощью звукоподражания достигается эффект звукового присутствия. Словами с шипящими звуками можно воспроизвести шум или шорох. Пример: Слышался шепот дождя в шуршащей листве деревьев.

Также звукоподражательными словами можно передать эмоциональный фон описываемой сцены, выразить состояние героя и действующих лиц, ощущения от происходящих действий.

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали,
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет муха с комаром.
А за нею клоп, клоп
Сапогами топ-топ.

К. Чуковский

Звукоподражание дарит ощущение праздника, плясок, веселья! Не правда ли, зажигательно?

Звукоподражания в литературе

В фольклоре

Народные песенки, стишки, потешки, которые очень любит детвора, изобилуют звукоподражательными словами.

Пример: Пиф-паф! Ой-ой-ой! Убегает зайчик мой.

А совища из лесища
Глазами-то: хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ногами-то: топ-топ!

Звукоподражание помогает образному восприятию и поэтому так нравится детям.

Звукоподражание в фольклоре

В разговорной лексике

В повседневной речи звукоподражательные слова усиливают передаваемые эмоции, придают экспрессию разговору:

  • Твое треньканье мне надоело!
  • Я позвонил, в ответ — ни гу-гу.

В рекламе

Звуковое подражание расширяет восприятие, цепляет внимание, привлекая потенциального покупателя. А, главное, очень хорошо запоминается: Кубики бульонные — буль-буль.

Вывод

Звукоподражание создает образ и обращается к эмоциям человека. От этого язык общения становится живым, выразительным, насыщенным и ярким.

Звукоподражание в литературе

Звукоподражание — это разряд слов, согласно различным классификациям или причисляемый к междометиям, или представляющий самостоятельную часть речи. Звукоподражательные слова — это слова имитирующие звуки внешнего мира или производные от этих звуков слова (глаголы, существительные и т.д.). Также часто к звукоподражанию относят и такие средства художественной выразительности как аллитерация и ассонанс. Это не совсем верный подход, так как языковые явления разные, однако принцип их действия действительно схож. Подробнее рассмотрим все возможные варианты использования звукоподражания, создания звукоподражательных слов, их отличия от слов звукообразных, а также чем схожа и чем отличается от звукоподражания звукопись.

Что такое звукоподражание?

Звукоподражания примеры:

Звукоподражания звукам животных: хрю-хрю, му-му и т.д.

Надо заметить, что именно звукоподражания звуков животных в разных языках разительно отличаются. Так, австралийское твонк-твонк очень мало походит на известное нам ква-ква, а обозначает все те же звуки, издаваемые обыкновенной лягушкой.

Звукоподражания звукам, издаваемым человеком: хр-хр, ой, ай, ох, хи-хи и т.д.

То есть звук, издаваемый человеком — это храп, смех, непроизвольные стоны и вздохи, которые всеми легко опознаются.

Звукоподражание звукам внешнего мира: кап-кап, тук-тук, скрип-скрип и т.д.

Производные звукоподражательные слова — это слова практически любой части речи, образованные от звукоподражания.

  • Авторские звукоподражания — это тоже вид ономатопеи. Ономатопея — это в литературе распространенный прием, поскольку хорошие писатели работают на фонетическом уровне не менее внимательно и творчески, чем на лексическом или синтаксическом. Однако едва ли не чисто литературным считается прием сотворения звукоподражательных слов для большей выразительности текста.

Звукоподражание в литературе. Примеры:

Волны скачут лата-тах!
Волны скачут а-ца-ца!

Звукообразность

Образные средства языка можно искать уже на фонетическом, то есть звуко-буквенном уровне. Помимо известных всем со школы ассонансов и аллитераций, на фонетическом уровне есть и множество других стилистических средств: просодии, рифмы, а также то, что называют звуковым символизмом. С точки зрения стилистики текста, все звуки в русском языке подразделяются на несколько групп. В зависимости от концентрации использования звуков той или иной группы, читатель интуитивно улавливает настроение текста.

Например, первое деление звуков на эстетические и неэстетические (попросту, гласные и согласные). Высокая концентрация в строке литературного произведения эстетических, т.е. гласных звуком (прием еще называют ассонансом) несет тот посыл, что данный отрывок текста торжественен и возвышен. Это логично, ведь гласные добавляют тексту певучести. А если это еще и повторяющиеся гласные, то это предаст определенный оттенок возвышенному тону.

Пример:

Не жалею, не зову, не плачу…

Выводы можно сделать следующие. Звукоподражание в русском языке — это прием и художественной, книжной и разговорной речи (не зря звукоподражание является первым в речи, что осваивают дети). Художественную речь оно может сделать более яркой и насыщенной, однако, в отличие от речи разговорной, в использовании ономатопеи в художественной речи нужно соблюдать ряд условностей:

На самом деле, большинство негласных норм в области работы с фонетическим уровнем произведения автор соблюдает не задумываясь, интуитивно, ведь у людей пишущих и читающих чувство языка развито довольно сильно. Однако, особенно в лирическом произведении, перепроверить себя лишним не будет. Ведь, кто знает, возможно однажды ваши произведения попадут в руки настоящим литературным критикам или войдут в школьную программу, а значит они должны быть идеальны во всем, от синтаксиса до фонетики.

Читайте также: