Сообщение на тему житие протопопа аввакума им самим написанное памятник литературы

Обновлено: 02.07.2024

Протопоп Аввакум был самым известным и значительным писателем в XVII веке. Да и по сегодняшний день в стиле и пафосности вряд ли найдутся равные ему таланты. Кроме того, Аввакум – главный идеолог старообрядчества, его лидер.

Его литературная деятельность полностью подчинена идеологии. Жизнь писателя сложилась таким образом, что большую ее часть он провел перед лицом мученичества и смерти. Поэтому он чужд лжи, притворства и лукавства. “Невозможно Богу солгати”, “ей, ей, не лгу” – такие страстные заверения рассыпаны по страницам

“Миленькие мои, аз сижу под спудом тем засыпан. Несть на мне ни нитки, только крест, с гайтаном, да в руках четки, тем от бесов боронюся”. Его не тревожит литературная! традиция. Ему лишь бы правду сказать, всю до конца, лишь речь была чиста и права и непорочна”.

Искренность – художественный метод для Аввакума. Балагурство губит разум. Ценным является только страстное чувство непосредственной внутренней духовной жизни: “Я не богослов – что на ум попало, я тебе то и говорю”.

Он бывает гневлив, бранчлив, ласков, и все это спешит излиться из-под его пера. Его натуре противоречит

Даже молитва у него переходит в крик. Он “кричит воплем”, к Богу “кричит”, к Богородице. Его речь пересыпана восклицаниями, мольбою, бранью.

Ни один из писателей до него не писал столько о своих переживаниях, как Аввакум. В его речи постоянны замечания о состоянии его души: “мне горько”, “грустно гораздо”, “мне жаль”… И сам он, и те, о ком он пишет, то и дело вздыхают и плачут.

Круг тем и настроений в “Житии…” ничем не ограничен: от богословских рассуждений до физиологических описаний. Но все он сопоставляет со случаями из личной жизни. Весь мир вращается вокруг исполинской вертикали его “Эго”.

Он зовет свою речь “вяканием”, свое писательство “ковырянием”. Как человек, свободно беседующий с друзьями, Аввакум говорит иногда то, что к слову молвилось, он часто прерывает самого себя, просит прощения у читателя, высказывает свои суждения, иногда берет их назад. Его изложение, как живая речь, полно недомолвок, неясностей, он как бы тяготится своим многословием, боится надоесть читателю и торопится закончить.

Картины сменяют одна другую, нагромождаются и растут образы.

Одновременно его страстная живая речь часто подкрепляется цитатами из церковных авторитетов, он по памяти приводит отрывки из богословских книг. За бытовыми мелочами видит вечный, непреходящий смысл событий.

Библия для Аввакума – это только повод сравнить “нынешнее безумие” с “тогдашним”. Любой библейский эпизод он рассматривает через призму современных ему проблем.

Речь Аввакума имеет исключительно русский характер. Часто она связана с народным юмором, с прибауткой: “Вот вам и без смерти смерть” и т. д.

Крайний консерватор, Аввакум все равно был явным представителем нового времени. Привлекает литературная новизна его сочинений. Это понимал и сам протопоп. Он в самом деле причисляет себя к святым и передает не только факты, но и чудеса, которые он сотворил.

Он сам сочиняет свое житие, описывает собственную жизнь, прославляет собственную личность.

Его творчество противоречиво. Оно колеблется между стариной и новизной, между молитвой и бранью. Аввакум первый ставит типичные для русской литературы вопросы.

Ведь то, что он русский, – это для него факт внутренней, духовной жизни. Он русский не только по своему происхождению, не только по патриотическим убеждениям – все русское составляло для него воздух, которым он дышал, и пронизывало собою всю его внутреннюю жизнь, все чувства. А чувствовал он так глубоко, как никто из его современников.

Его личность и его книга в истории и особенно в литературе – явление исключительное и значительное.


Цельная натура, талантливый оратор и проповедник, истинный поборник православия и философии старообрядчества – он примером показал, что значит бороться до конца.

В семнадцать лет Аввакум, по указанию матери, женился на обедневшей четырнадцатилетней сироте Анастасии, дочери местного кузнеца. Анастасия Марковна стала для Аввакума верной спутницей, истинной помощницей, верным другом во всех жизненных невзгодах.

В 22 года Аввакума Петрова за усердие в вере и строгое следование Закону Божьему рукоположили в диаконы. Через 2 года ему доверили церковный приход в Лопатинцах – селе Нижегородской губернии, где через несколько лет он стал священником . Молодой поп, требовательный к себе и пастве, неистово бичевал пороки прихожан, наказывая даже за малые грехи. Снисхождения не получали ни бедные, ни вельможи, жертвовавшие на храм немалые деньги.

Однажды на исповедь к Аввакуму пришла юная блудница. По церковным канонам она детально описала грехи, и если разум не покинул священника, то плоть взбунтовалась. Чтобы усмирить ее, поп после исповеди простер ладонь над тремя горящими свечами. Боль победила греховные желания, а прихожане, чье уважение к священнику удвоилось, потянулись к Аввакуму.

За праведные поступки и строжайшее следование законам православия Аввакуму присвоили титул протоиерея – протопопа. Слух о суровом батюшке, отличавшемся крайней набожностью, разнесся по округе.

Аскет и противник всяких развлечений, Аввакум приходил в неистовство, видя в Лопатинцах праздношатающуюся публику. Когда в село пришли циркачи с медведями и музыкальными инструментами, протопоп бросился на веселую компанию с кулаками. Циркачей избил, бубны и домры поломал, одного медведя ушиб, а второй сбежал в поле.

Протопоп Аввакум не боялся заступаться за бедных, сирых и убогих. Однажды, когда одна вдова пожаловалась, что вельможа отнял у нее дочь, священник, не задумываясь, заступился. Вельможа избил Аввакума Петровича до полусмерти и разорил дом.

В Юрьевце-Повольском, где он получил чин протопопа, ревностное служение привело к повторению того же сценария событий и переезду в Москву, где начался новый этап его биографии.


Учения Аввакума имело большое влияние на ту часть крестьянства, которая, испытывая воздействие усиливающегося крепостничества, превращалась в холопов и рабов. Именно они стали выступать за те порядки, традиции и привилегии, которые были ранее. Они отвергали все преобразования, которая делала церковь. Крестьянские толпы уходили в глухие леса и болота, покидая те места, которые веками были насижены их семьями. Они ушли на Север и в Зауралье, не боясь преследований и анафем.

В 1652 году протопоп Аввакум оказался в числе ярых противников реформы, затеянной новым главой церкви патриархом Никоном, и одним из первых был подвергнут гонениям.

Только благодаря вмешательству царя ему удалось избежать участи расстриги – вместо этого непокорного протопопа сослали в Тобольск.

После тяжкого трехлетнего пути в ссылке, сторонники Аввакума добились разрешения на его возвращение в Москву, но вскоре стало очевидным, что смирения протопопа хватило ненадолго. Его ссылают в Пустозерск. По дороге, все-таки упросили, оставили в Мезине, до Пустозерска пока не довезли, а в это время этот Вселенский собор, который обсуждает Никона, но приказывает продолжить реформы. Аввакум, конечно же, осуждает и анафему провозглашает этому собору, но тут уж он был расстрижен и проклят , и, наконец, совсем далеко отправлен на север в Пустозерск, в котором уже находилась его семья и иные раскольники, которые не смирились с реформами Никона.



Федор Алексеевич не относился с сочувствием в отношении раскольников, как его отец. Послание протопопа Аввакума было им воспринято как угроза власти, угроза царства, угроза лично его особе. Что же касается окружения царского, то в нем практически не осталось тех лиц, которые благожелательно относились к опальному протопопу. За ругань в отношении царского дома было принято решение сжечь протопопа Аввакума, равно как и трех его подельников. 15 апреля 1682 года протопоп Аввакум был предан огню.



Свое главное произведение Аввакум написал, как новатор в области литературы, опережая развитие русского литературного языка почти на два века.



Житие Аввакума напоминает монолог. Автор непринужденно и доверительно беседует с читателем-единомышленником. Протопоп необычайно живо и с особой подробностью описывает свои страдания от голода, холода, побоев, долгого пребывания в сырых и темных камерах. Вопреки высокому слогу летописей и хронографов, высокопарно повествовавших о мучениях праведников, Аввакум рассказывает о самых страшных своих мучениях, о гонениях за веру, перенесённых им самим и его сподвижниками, необычайно просто, в бытовой, разговорной манере, а зачастую и с иронической усмешкой.

В искренности и страстности, с которой протопоп ведет свое повествование, рассказывая о перенесенных тяготах, о своих победах, о видениях и чудесах, которые совершал сам и которым был свидетелем, бранит патриарха Никона, его церковную реформу, выражается его позиция. Аввакум вызывает уважение своей откровенностью, мужеством, убежденностью, отстаивая двуперстное крестное знамение и другие важные догматы старого обряда. Он не терпит компромиссов и самым страшным судом судит себя за редкие проявления человеческих слабостей.

О новаторских чертах в мировоззрении Аввакума и его творческой практике рассуждали и размышляли писатели XX столетия. Из советских писателей, отдавших дань уважения Аввакуму, следует в первую очередь назвать М. Горького, А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, А. П. Чапыгина.

1937 год породил новую волну интереса к аввакумовскому наследию. Характерной отличительной деталью можно отметить тот факт, что в 1930-1950-е гг. жертвами политических репрессий стали такие писатели и поэты, как Виктор Василенко, Сергей Петров, Ольга Берггольц, Ярослав Смеляков, Виктор Боков, Варлам Шаламов, испытавшие на себе все ужасы советских тюрем, лагерей или суровых таежных «командировок.

Противоречивая сущность раскола сказалась на деятельности идеолога старообрядчества протопопа Аввакума - талантливейшего писателя второй половины XVII в. Литературное наследие Аввакума привлекало и привлекает к себе внимание русских, советских и зарубежных ученых.

Содержание

Противоречивая сущность раскола сказалась на деятельности идеолога старообрядчества протопопа Аввакума - талантливейшего писателя второй половины XVII в. Литературное наследие Аввакума привлекало и привлекает к себе внимание русских, советских и зарубежных ученых.

Аввакум (1621-1682). Перу "огнепалъного" протопопа принадлежит около 80 сочинений, из них 64 написаны в условиях последнего, пятнадцатилетнего заточения в земляном срубе Пустозерска на берегу Ледовитого океана.

"Житие протопопа Аввакума им самим написанное" . Центральная тема жития - тема личной жизни Аввакума, неотделимая от борьбы за "древлее благочестие" против Никоновых новшеств. Она тесно переплетается с темой изображения жестокости и произвола "начальников"-воевод, обличения "шиша антихристова" Никона и его приспешников, утверждавших новую веру "кнутом и виселицами". На страницах жития во весь свой гигантский рост встает образ незаурядного русского человека, необычайно стойкого, мужественного и бескомпромиссного. Характер Аввакума раскрывается в житии как в семейно-бытовом плане, так и в плане его общественных связей.

Художественное значение Жития протопопа Аввакума заключается прежде всего в том, что оно правдиво, с огромной впечатляющей силой отразило некоторые стороны общественной жизни и быта Руси середины XVII в., некоторые реальные противоречия своей эпохи - недовольство разных социальных слоев укреплением дворянско-феодального государства и церкви, протест против новых порядков, охвативший широкие массы и неизбежно, в силу конкретно-исторических условий времени, вылившийся в религиозную форму. Протопоп Аввакум в силу обстоятельств своей жнзни находился в самой гуще этих событий, сталкивался с самыми различными группами современного ему общества - с окружением царя, с правящей церковной партией, с боярством, с сельским и городским духовенством, с мирянами-горожанами, со стрельцами, с казаками.

Таким образом, не литературная традиция, а прежде всего своеобразие самого жизненного материала, реальное содержание жизни самого Аввакума как одного из предводителей социально-религиозной оппозиции, реальные формы борьбы его самого, его единомышленников подсказывали Аввакуму-писателю и адекватную форму отражения этого материала - сложное, развернутое повествование с широким социальным фоном, с большим количеством действующих лиц, с главным героем в центре; повествование, в котором органически сливались картины быта и религиозные рассуждения, героическое и обыденное, трагическое и комическое.

Многочисленные картины жизни и быта наполняли Житие таким богатым по содержанию и обильным по количеству материалом, что первоначально намеченные рамки поучительной и полемической притчи разрывались и сметались, и в результате мы имеем дело с произведением, совершенно отличным от задуманного как по содержанию, так и - объективно - по идее. Перед нами правдиво написанное большое полотно, на котором реальная картина жизни приобретает самостоятельное значение.Идейное содержание Жития, отчасти вследствие этого изобилия добротного жизненного материала, отчасти и в силу противоречивости самого мировоззрения писателя, оказалось весьма противоречивым. В нем причудливо переплелись и идеи религиозного фанатизма, мученичества, непротивления злу - с одной стороны, и ненависть к различным церковным и светским начальникам, страстная жажда правды и справедливости на земле, боль за неурядицы на Руси и за страдания народа, идея борьбы и самопожертвования в этой борьбе - с другой стороны. Эта противоречивость идейного содержания памятника может быть правильно объяснена только с позиций марксистско-ленинской теории отражения, с позиций материалистической эстетики.

Жанр и стиль жития.

Житие Аввакума - это первая в истории нашей литературы автобиография-исповедь, в которой рассказ о злоключениях собственной жизни сочетается с гневным сатирическим обличением правящих верхов, с публицистической проповедью "истинной веры". Тесное переплетение личного и общественного превращает житие из автобиографического повествования в широкую картину социальной и общественно-политической жизни своего времени. Житие вбирает в себя и этнографические описания далекого сибирского края, его рек, флоры и фауны.Для стиля Аввакума характерно отсутствие спокойного эпического повествования. Его житие состоит из ряда искусно нарисованных правдивых драматических сцен, построенных всегда на острых конфликтах: социального, религиозного или этического порядка. Эти драматические сцены соединены между собой лирическими и публицистическими отступлениями. Аввакум либо скорбит, либо негодует, либо иронизирует над противниками и самим собой, либо горячо сочувствует единомышленникам и печалится об их судьбе. Тексты "священного писания" в истолковании Аввакума приобретают бытовую конкретность, которая сочетается с широкими обобщениями. Так, в толковании книги "Бытие" Аввакум изображает грехопадение Адама и Евы. В раю случилось, считает протопоп, то же самое, что "до днесь творится. в слабоумных человеках": "Потчивают друг друга зелием неравстворенным, сиречь зеленым вином процеженным и прочими питии и сладкими брашны. А после и посмехают друг друга, упившегося до пьяна". Совершив грехопадение, Адам стыдится признаться в своей вине Богу, ему не велит этого "лукавая совесть", и он "коварством хочет грех загладить, да и на людей переводит". Адам торопится свалить вину на Еву, а Ева на "змею". "Каков муж, такова и жена; оба бражники, а у детей и давно добра нечева спрашивать, волочатся ни сыты, ни голодны",- заключает Аввакум. Особенности стиля жития и других сочинений Аввакума позволяют говорить о неповторимой творческой индивидуальности этого талантливейшего писателя второй половины XVII в., ярко отразившего характерные черты переходной эпохи.

К какому же жанру следует отнести Житие протопопа Аввакума?

Исследователи обычно называют его автобиографией. Такое определение жанра Жития является, на наш взгляд, неточным.

Идейное содержание Жития, отчасти вследствие этого изобилия добротного жизненного материала, отчасти и в силу противоречивости самого мировоззрения писателя, оказалось весьма противоречивым. В нем причудливо переплелись и идеи религиозного фанатизма, мученичества, непротивления злу — с одной стороны, и ненависть к различным церковным и светским начальникам, страстная жажда правды и справедливости на земле, боль за неурядицы на Руси и за страдания народа, идея борьбы и самопожертвования в этой борьбе — с другой стороны. Эта противоречивость идейного содержания памятника может быть правильно объяснена только с позиций марксистско-ленинской теории отражения, с позиций материалистической эстетики. Эти противоречия есть не что иное, как отражение реально существовавших в середине XVII в. противоречий в социальной практике и в мировоззрении оппозиционно настроенных к феодализму слоев русского общества, и прежде всего противоречий, свойственных народным массам, на которые и опирался раскол. Особенная форма выражения этих объективно существовавших противоречий — религиозная оболочка социального протеста — также неизбежно отразилась на самом Житии, определила его специфическую жанровую природу — религиозную окрашенность бытового повествования.

Все отмеченные признаки Жития Аввакума дают, как нам кажется, основание говорить о его сложной, синтетической жанровой природе. Не случайно разные исследователи рассматривали Житие в связи с самыми различными жанрами древней русской литературы, не решаясь в то же время безоговорочно связать его с каким-либо одним известным жанром. В Житии в единое целое слились эпическое, лирическое и драматическое начала, элементы многих жанров древней русской письменности — и учительной литературы, и проповеди, и житий, и поучений, и бытовой повести, а также устного народного сказа. Вряд ли можно поэтому определить жанр Жития каким-либо известным нам термином. Но в то же время из всего нами сказанного можно сделать вывод о проявлении в Житии определенной тенденции в истории русской литературы, о приближении Жития к определенному жанру, окончательно оформившемуся уже несколько позднее. Но, пожалуй, еще более важным проявлением тяготения Жития к жанру романа является охарактеризованное выше впервые осуществленное Аввакумом изображение человека как средоточия общественных противоречий, его попытка собрать в фокусе частной жизни и личной психологии события большого общественного значения, судьбы и психологию целого социального слоя.

Первая русская автобиография и первое литературное произведение на русском языке. Духовный предводитель церковного раскола пишет проповедь верным, отповедь никонианам и историю гонений за веру — и создаёт шедевр русской психологической прозы, живой, страстной и смешной.

комментарии: Варвара Бабицкая

О чём эта книга?

Это автобиография Аввакума Петрова, главной фигуры русского старообрядчества, диссидента и вдохновителя церковного раскола XVII века. Протопоп необычайно живо и подробно по меркам своего времени рассказывает о своей жизни, о гонениях за веру, перенесённых им самим и его сподвижниками, о чудесах, которые совершал сам и которым был свидетелем, бранит патриарха Никона, его церковную реформу и исправленные им по греческому образцу церковные книги, отстаивает двуперстное крестное знамение и другие важные догматы старого обряда. Аввакум пишет свою книгу в продолжение религиозно-политической полемики — и попутно открывает для русской литературы жанр автобиографии, прокладывая дорогу психологизму, юмору и бытописательству.

Когда она написана?

Как она написана?

Вспомните протопопа Аввакума, что скуфьёй крыс пугал в подземелье, человек был, не кисель с размазнёй

Как она была опубликована?


Ещё 6 важнейших текстов древнерусской литературы

Что было дальше?

Почему Аввакум так грубо нарушает литературные нормы?

Хронология

в истории
в книге
в истории

Галилео Галилей опубликовал трактат о законах движения и трения, в котором были заложены основы современной механики.

в книге
в истории
14 июня
в книге
в истории
в книге
в книге
в истории
16 декабря
в книге
август

Иван Неронов арестован за сопротивление троеперстному знамению и другим нововведениям Никона. Аввакум за гневную проповедь в Казанском соборе посажен на цепь на Патриаршем дворе, затем заключён в Андроньев монастырь и сослан в Сибирь.

в истории
в книге

В Москве проходит собор об исправлении церковных книг. 2 августа происходит полное солнечное затмение, в Москве страшная эпидемия чумы, которые воспринимаются как дурные знамения. Бунт против Никона, начало раскола.

в истории
2 сентября

Исаак Ньютон получает спектр солнечного света при помощи оптической призмы. Роберт Гук изобретает спиртовой уровень и винтовые зубчатые колёса.

в книге

Арестованы виднейшие старообрядцы. Московский собор утверждает реформы Никона и анафемствует старообрядцев. Никон низведён с патриаршества. Расстрижение Аввакума.

в истории

Ахенский мир: к Франции присоединена Фландрия. Испания признала независимость Португалии. Союз Англии, Голландии и Швеции.

в книге

Начало Соловецкого сидения — осады Соловецкого монастыря, чьи насельники не принимают реформы и очень успешно обороняются.

в истории
в книге

В день Богоявления, во время крещенского водосвятия, в присутствии царя Феодора Алексеевича старообрядцы бросают в толпу свитки с карикатурами и хулой на царя и церковных иерархов, мажут дёгтем соборные церкви Кремля.

в истории

Ассамблея французского духовенства принимает декларацию о полной независимости французской церкви от Рима и подчинении её королю.

в книге

В чём вообще была суть конфликта между староверами и никонианами?

Патриарх Никон затеял церковную реформу, чтобы объединиться с единоверцами — восточными православными церквями — перед лицом католической угрозы. Реформа, однако, расколола Русскую православную церковь.

Русские священные книги и обряды пришли из греческой церкви ещё в пору принятия Русью христианства, и с тех пор русская церковь существовала обособленно, причём с течением веков возникло множество разночтений в текстах в результате ошибок переписчиков. Кроме того, русские епархии были разобщены между собой. После объединения Московского государства возникла необходимость унифицировать церковную жизнь. Стоглавый собор 1551 года закрепил сложившуюся на Руси церковную практику.

Мы уроди Христа ради! Вы славни, мы же безчестни! Вы силны, мы же немощни!

Аввакум

В 1666–1667 годах состоялся Большой Московский собор, на котором были преданы анафеме древние богослужебные чины и все их сторонники, получившие название старообрядцев, — так начался раскол Русской церкви. Апогеем сопротивления никонианской реформе стало так называемое Соловецкое сидение с 1668 по 1676 год, когда мятежный Соловецкий монастырь был наконец взят стрельцами. После этого протест со стороны старообрядцев выражался уже в форме мученичества — массовых самосожжений.

Как получилось, что Аввакума казнили по политическому обвинению?

Это было уже прямо политическое дело. Собор 1682 года передал вопрос старообрядчества в руки светских властей. После непродолжительного расследования в отношении Аввакума и других пустозерских узников в Пустозерск был направлен приказ о казни бывшего протопопа Аввакума, монаха Епифания, бывшего священника Лазаря и бывшего дьякона Фёдора. В Страстную пятницу 14 апреля 1682 года Аввакума и его соузников сожгли на площади в срубе.

С тех самых пор Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. Официально он был канонизирован старообрядцами Белокриницкого согласия Православная старообрядческая церковь, которая ведёт начало от греческого митрополита Амвросия. Он перешёл в старообрядчество в 1848 году и основал свою иерархию. Белокриницкая иерархия получила название по селу Белая Криница, которое было одним из центров поселения староверов. ⁠ на Освящённом соборе в 1917 году.

Восток Пустозерского уезда (из атласа Российской империи, 1745 год). В земляной тюрьме Пустозерска Аввакум провёл последние 15 лет жизни

Нельзя сказать, что житийный канон был абсолютно неизменен: исследователи выделяют, например, такие разновидности, как жития-новеллы (которые группировались в патериках Собрание житий святых и их изречений (от греческого πατερικόν — отеческая книга). Обычно в патерике рассказывается о жизни Святых Отцов, живших в одном монастыре или одной области. Самые известные древнерусские патерики — Киево-Печерский и Иосифо-Волоцкий. ⁠ ) и жития-повести. Тем не менее житие как жанр предполагает наличие определённых конструктивных элементов, и Аввакум имел их в виду, сочиняя собственное.


Ещё 6 важнейших текстов древнерусской литературы

Смешное житие — это вообще нормально?

Стань среди Москвы, прекрестися знамением Спасителя нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе царство небесное дома родилось!

Аввакум

Всяк правоверный много не рассуждай, пойди в огонь. Бог благословит, и наше благословение да есть с тобою во веки!

Аввакум

Почему прихожане протопопа Аввакума всё время его били?

Читайте также: