Сообщение на тему женщины поэтессы средневековья

Обновлено: 03.07.2024

Сразу же отсылаю к статье С.Ивановой "О женщинах - церковных песнеслагательницах эпохи Средневековья", из которой много позаимствовала. Как сказано в аннотации: статья посвящена обзору женского творчества в церковной музыкальной культуре эпохи Средневековья. В центре внимания - творческие портреты женщин-авторов Кассии и Хильдегарды Бингенской. Также в тексте имеются упоминания о даме Елпиде, Мехтильде Магдебургской, Хадевейх Брабантской, Бланке Кастильской и др.

Канонизирована Православной церковью в лике благоверных, память 13 августа (по юлианскому календарю).

Огненным блеском в очах цветок золотой, благолепен
лик в ореоле волос. Хитон, сверкающий снегом,
стан покрывает Его. Стопой попирает Он землю.
Дерзкий слепец предстал перед Ним, Его перед славой
неизреченной. Великого Господа, богом осмелясь
сам возомнить себя в слепоте, вызывает на битву.


На страницах романа оживают события и лица, которые относятся к периоду заката Римской империи, с его кровавой борьбой за власть, изменой и предательством, предвещающими гибель большого государства. Скрупулезно воссоздавая историческую канву этого переломного времени, автор делает акцент на духовных исканиях эпохи и помещает в центр действия фигуру хрониста Альбина Паулинуса, по крупицам собирающего материалы о своем учителе и наставнике — христианском монахе и мыслителе Пелагии Британце, чьи проповеди были объявлены ересью и подверглись церковному запрету. Наряду с философскими спорами об инакомыслии, толковании Библии, роли Церкви, возможности человека самостоятельно выбирать собственную судьбу в романе развивается лирическая линия прекрасной гречанки Афенаис, былой возлюбленной Альбия Паулинуса, которая в финале становится повелительницей Восточной Римской империи Евдокией, вместе с августейшим титулом принявшей христианство…




Византийская песенница родилась около 810 г. и умерла после 843 г. (предположительно в 867 г.). Кассия происходила из богатой и знатной семьи, была прекрасно образована и очень умна, воспитана своею матерью в благочестии. В хрониках византийской империи Кассия запечатлена не только как одарённый музыкант-сочинитель, поэтесса, но и как важная общественная фигура Византии.

Кассия наиболее известна как автор византийских псалмов и песнопений. Предположительно, она написала свыше 50 литургических композиций, хотя, по мнению одного из исследователей, авторство некоторых из них спорно, и достоверность некоторых из её мелодий подвергалась сомнению. Известно, что в 843 г. Кассия основала женский монастырь, для богослужений которого она и сочиняла свою музыку.


Были ли. и что мы знаем о их творчестве?
Загадочные, непостижимые, так и остались тайной с вечным вопросом.
Их почитали как богинь, им поклонялись. они остались в вечности.
Прекрасные писали легкие, нежные, неподражаемые по изяществу и глубине смысла стихи и гимны.
2285 г. до н.э. - аккадская принцесса Эн-хеду-Ана (Энхедуанна), Верховная "жрица обилия небес" шумерского бога Луны.
Это была восхитительно одаренный человек, астролог, мистик, философ, писатель, поэт.
Её гимны и художественные тексты, написанные богиням, поражают глубиной:

". Настоящая Женщина наделена великой мудростью,
Она пользуется таблицами из лапис лазури,
Она – советник в любых мирских делах,
Она измеряет Космос,
И выверяет небесные меры канатами на земле. " Энхедуанна , 2260 г. до н.э.

Поразительные знания!
А Анита Тегейская - одна из величайших поэтесс Древней Греции?
Анита, III век до н. э., была одним из самых ранних поэтов, которые начали писать о реальном мире, а не о сверхъестественном.
Анита была известна благодаря написанию эпитафий, многие из которых носили юмористический тон, она сосредоточила свое внимание на флоре и фауне, а не на богах.
Её работы сохранились более, чем любой другой греческой поэтессы.
А великолепная Сапфо Псапфа, 630 г. до н.э.? Покоряет до сих пор.
Неподражаемая Оно-но Комати 825 г. н.э. вошедшая в тридцать шесть японских бессмертных.
Она основательница классической традиции танка-пятистишья:

"Печальна жизнь. Удел печальный дан
Нам, смертным всем. Иной не знаем доли.
И что останется?
Лишь голубой туман,
Что от огня над пеплом встанет в поле!"

Ах, женщина, ей все подвластно!
Возможно ли сравниться с ней?
Она воинственно-прекрасна -
В ней жизни свет и мрак ночей.


Комментарии:


Талант, художественное достоинство поэтического творчества женщин-поэтов давно бесспорны.
Их яркая поэзия исходит из глубин тысячелетий, покоряя современников.

"Ана" - небо. Божественная Энхедуанна, "жрица обилия Небес", дочь аккадского царя Саргонома Аккадского.
Она была великолепным философом, мистиком, писателем и поэтом.
Сохранилось 53 сохранившиеся гимна, 42 посвященных 42 богам из 42 храмов, которые даровали победу ее отцу.
Жрица храма Нанны в благосллавенном городе УР, была героической фигурой.
Как принцесса и жрица, она путешествовала по другим городам империи.

"Пары львов
гуляют в тени
под длинными изгибами веток,
серорунные овцы
и большеглазые телицы
без пастуха забрели на холм,
уходящим диким быкам
травы, качаясь, щекочут ноги,
лунорогие туры
любятся посреди кипарисов."(2285 -2250 до н.э.)

". Настоящая Женщина наделена великой мудростью,
Она пользуется таблицами из лапис лазури,
Она – советник в любых мирских делах,
Она измеряет Космос,
И выверяет небесные меры канатами на земле. " Энхедуанна , 2260 г. до н.э.



Удивительная информация о древней женщине-поэтессе принцессе, жрице.
кто бы мог подумать, что в те времена были женщины прекрасны, удивительны и талантливы, поразительно.
Благодарю Наталья за интересный экскурс в древнюю историю!



Лирика Древнего Египта очаровательна, особенно их уст женщин. Стихи неизвестной поэтессы, которым II-V тыс. лет:
"Ведь я тебе принадлежу,
Как сад,
Где мной взлелеяны цветы
И сладко пахнущие травы.
Ты выкопал прохладный водоем,
И северного ветра дуновенье
Приносит свежесть,
Когда вдвоем гуляем у воды.
Рука моя лежит в руке твоей.
По телу разливается блаженство.
Ликует сердце.
Мы идем бок о бок…
Мне голос твой — что сладкое вино.
Я им жива.
Еды с питьем нужнее мне твой взгляд."(перевод Галлы Абдель Фаттах)

Благодарю за визит, Натали!



КОРИННА
VI век до н. э. — лирическая поэтесса Древней Греции.
Была наставницей знаменитого поэта Пиндара.
В её стихах звучали и песен для хора звучали героические мифы и местные, беотийские предания.

Я, слова напевов отчих
В новый заключив порядок,
Хоровод девичий правлю:
Славлю я родной Кефис,
Славный песнями моими,
Громко славлю Ориона,
Породившего от нимф
Пятьдесят сынов могучих…

Муз фиалкоувенчанных
Дар поведаю — песнями
Славословить бессмертных.

О ту пору, как Зевс-отец,
Благ податель, избрал одну
Асопиду-Эгину: срок
Ей придет, — будет счастлива
На путях громовержца.
*
Белоодежным я лишь пою
Танагриянкам песни мои;
Радости много город родной
В тех песнопеньях звонких нашел.

Какие красивые женщины - и душой и телом!



=Какие красивые женщины - и душой и телом!=
Полностью согласен, Наталья! Это женщины-поэтессы, у которых,
что называется был "талант (дар) от Бога". Они и сами как - настоящие богини,
которыми можно только восхищаться, и которых самих можно вечно воспевать,
как прекрасное произведение искусства.


СЮЙ ХУЭЙ
Сюй Хуэй (627 - 650) китайская поэтесса-богиня.
Она была объявлена богиней цветов лавра, так как этот образ часто встречался в ее стихах.Одаренная с рождения, получила от императора статус чунжун (луноликой госпожи).
Считается, что она написала около тысячи стихотворений.
Осенний ветер на перевале Хангу:
Написано на команду
Осенние ветры поднять
эта Долина ножны.
Острый паров Shift и перемешать
эти ручьи и холмы.
Уплощенные сосны вдоль тысячи хребты;
Рассеянные дожди между двумя языками земли
Понижение облака: горе для болота широко распространены.
Заходящее солнце: ушел хмурый, двойной проход
Там плавает в этом сезоне лиловатым туманом
Подтверждающие возвращение мистического мудреца.
***
Наступает утро: я стою перед зеркалом стоять.
Сделать макияж, я ходить взад и вперед некоторое время.
"Тысячу золотом!", чтобы побудить один смех.Один вызов?
Ты думаешь, я бы пришел к этому?
Её учтиво называли Жолань ("подобная орхидее")..



"Красивое нас привлекает только
Своею внешностью; но кто душой велик,
Тот истинно прекрасен.
Без добродетели богатство бесполезно,
. (Перевод Я. Голосовкера)

Венком охвати,
Дика моя,
волны кудрей прекрасных.

Нарви для венка
нежной рукой
свежих укропа веток.

Где много цветов,
тешится там
сердце богов блаженных.

От тех же они,
кто без венка,
прочь отвращают взоры.

(Перевод В. Вересаева)

Те, кого властитель Олимпа хочет
Счастьем наградить и от бед избавить, —
Те благословенны, тем беспримерный
Жребий достался.
Мы же, если только решится Ларих
Голову возвысить и стать мужчиной,
Горестную душу свою насытим
Радостью полной. (Перевод Л. Оборин)



I веке до н. э., Сульпиция Руфа — древнеримская поэтесса периода Римской республики, из богатого патрицианского рода Сульпициев, дочь Сервия Сульпиция Руфа, друга Горация.
Это единственная известная женщина-поэтесса республиканского Рима. Она имела привилегию вместе с мужчинами и наравне с ними дискутировать относительно культурных и литературных направлений Рима.
Произведения Сульпиции, захватывают искренностью и непосредственностью.
11 грациозных любовных элегий, написанных Сульпицией, вошли в IV книгу древнеримского поэта Тибулла.
В стихах поэтесса открыто выражает свои чувства: радость любви, печаль, ревность к сопернице.
Стихи писались на латыни.

"Вот и любовь наконец; и скорее было бы стыдно
Это скрывать, чем о ней каждому мне говорить,
Внявши Каменам моим, любимого мне Киферея
И привела за собой, и положила на грудь.
5 Все мне Венера дала: об утехах моих пусть расскажет
Тот, про кого говорят, что он своих и не знал,
Я не хочу ничего вверять запечатанным письмам:
Пусть их кто хочет прочтет, раньше любимого мной.
Я забываться люблю, прикрываться личиной от сплетен
Тошно. Пускай говорят: оба они хороши.

Не хлопочи же ты так обо мне, успокойся, Мессала,
Часто бывает, родной, нам не ко времени путь.
Если меня увезешь, я оставлю здесь душу и чувства,
Раз уж ты мне не даешь так поступать, как хочу.





Её предсказания о будущем тектоническом катаклизме слышны в разным песням.
В песне 3 сивилла предсказывает дальнейшую судьбу Турции и Италии:

"Знаменье явится вскоре Фригийской земле плодоносной:
Род огромный и злой – потомки матери Реи —
Вечным мнивший себя, ибо вырос из корня сухого,
В ночь исчезнет одну. В эту ночь земли Колебатель
Почву разверзнет в том граде, которому люди позднее
Имя дадут Дорилейон. Все это в древней случится
Черной Фригийской земле, не раз слезами политой.
Времени этому люди дадут Колебателя имя,
Ибо Он щели разверзнет земные и стены разрушит.
Знаки все это дурные – за ними беды начнутся.
Множество разных народов придет со своими вождями,
Чтобы в земле воевать, где предки живут Энеидов.
Станут добычей они снедаемым жадностью людям"

Колебатель земли – Посейдон.



Первая французская поэтесса.
МАРИЯ Французская, XII в.н.э..

Она писала повести, баллады, стихи - лирика трубадуров, при дворе Генриха II Плантагенета - одном из самых блестящих дворов Западной Европы Средних веков.
Её сказочные повествования в стихах – это одно из первых подлинно литературных событий старинной Европы.
ЛЭ Марии Французской являются небольшими лирическими рассказами о приключениях рыцарей и дам, сюжеты которых взяты из старинных кельтских легенд, которые представляли собой синтез мотивов куртуазной, придворной культуры с кельтским фольклором.

Когда рассказ хорош – там зернышко на дне.
Ты зернышко найдешь, а сладко будет мне.
Счастлива та страна, где добрые дела
Творятся дотемна, и ночь у них светла.
Могучи их цари, и тюрьмы там пусты.
Светлы монастыри, а пастыри просты.
Мы знаем много слов, но лучшие – тихи.
И что нам до ослов, не верящих в стихи?
Хочу вам рассказать негромким голоском
Историю одну, добытую тайком.
Бретонцы говорят: в стране забытых фей
Истории лежат, но ты найти умей!

Вот это дело! Чего ж ты хотела, душа моя?
Я тут потихонечку, у подоконничка жду соловья.
Какой соловей? Здесь, между ветвей – и нет никого!
Он тут, говорю. Я будто горю, не слыша его.

Так ты с соловьем проводишь вдвоем часы у окна?
О да, провожу. Тихонько сижу, где песня слышна…



"Вот могила Бавкиды невесты. К слезами омытой
Стеле ее подойди, путник, Аиду скажи:
"Знать, ты завистлив, Аид!" Эти камни надгробные сами,
Странник, расскажут тебе злую Бавкиды судьбу.

srednie-veka-150x150

Интересно собрать изображения женщин Средних веков, которые имели существенное политическое влияние, необычную судьбу или стали знаковыми фигурами своего времени, речь идет не только о королевских особах, но и о литературных персонажах и образах. Биографии многих из них, например, Изабеллы Французской или Алиеноры Аквитанской, превосходят по своей незаурядности любой художественный вымысел.

srednieveka-jenshiny-798x1024


Гвинерва спрашивает Ланселота о его любви к ней (France, N. (Saint-Omer or Tournai) Additional 10293 f. 199 Guinevere and Lancelot

Rota Fortunae и образ женщины

Колесо Фортуны – распространенный сюжет в Средние века, символизирующий непостоянство всего сущего и изображающий колесо и коронованных особ. Все приходящее, все в руках фортуны и удачи, таков особый взгляд средневекового человека на власть, положение в обществе и судьбу. Образ судьбы обычно предстает в виде женщины вращающей колесо.

6a00d8341c464853ef016762722f74970b-800wi


England, c. 1457 (with later additions), Royal 18 D. ii, f. 30v.

Кристина Пизанская

Кристина Пизанская жила в 1364/1365 — 1430 гг. и была одной из первых профессиональных писательниц-женщин, поэтесса и автор трактатов о роли женщины в семье и обществе. Выросла Кристина при дворе французского короля и имела доступ к библиотеки Лувра, была прекрасно образована.

1er4-725x1024


the Book of the Queen, France (Paris), c. 1410 – c. 1414, Harley MS 4431, f. 4r

Маргарита Анжуйская

На иллюстрации Джон Тальбот дарит книгу Маргарите Анжуйской. Маргарита была английской королевой, женой Генриха VI, фактически сразу после свадьбы стала играть решающую роль в политической жизни страны. Годы правления пришлись на гражданскую войну Алой и Белой розы, во многом спровоцированной её амбициозностью. Только смерть единственного сына-наследника заставила её прекратить борьбу за престол.

qwt6


the Talbot Shrewsbury book, France (Rouen), c. 1445, Royal MS 15 E VI, f. 2v

Изабелла Французская

Изабелла Французская (1295 — 23 августа 1358) — дочь французского короля Филиппа IV Красивого и Иоанны I Наваррской, с 1308 года — жена английского короля Эдуарда II, мать короля Эдуарда III.

Вместе со своим любовником Роджером Мортимером возглавила баронский мятеж против мужа и свергла его с престола, осуществив первый конституционный парламентский переворот. Четыре года неофициально управляла страной вместе с Мортимером до совершеннолетия старшего сына. Эдуард III, благодаря своему родству через Изабеллу с французским королевским домом, предъявил претензии на французский престол, что послужило поводом для начала Столетней войны.

Позднее Изабелла Французская будет прозвана Французской Волчицей.

G70026-82-817x1024


Свадьба Изабелла Французской и Эдуарда II
Royal 15 E iv, f. 295

Retour_d_Isabelle_de_France_en_Angleterre


Возвращение Изабеллы Французской в Англию. Миниатюра XV в. Хроника Фруассара.

Национальная героиня Франции, главнокомандующих французскими войсками в период Столетней войны. Была взята в плен и осуждена как еретичка и сожжена на костре. Канонизирована и причислена к лику святых. Образ Жанны д’Арк стал чрезвычайно широко распространен в европейской культуре.

Joan_of_arc_miniature_graded


Вторая половина XV в. Archives nationales AE II 2490

Гипатия не относится к Средним векам в общепринятой периодизации, но не хочется пройти мимо этой персоны . Гипатия Александрийская — женщина-учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном. Преподавала в Александрии; последовательница Александрийской школы неоплатонизма. Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями.

Hypatia_Raphael_Sanzio_detail


Рафаэль Санти. Гипатия (деталь Афинской школы).

Алиенора Аквитанская

Уже в 13 лет Алиенора оказалась владетельницей герцогства Аквитания. Алиенора была супругой двух королей — сначала короля Франции Людовика VII, а затем короля Англии Генриха II Плантагенета, матерью двух английских королей —Ричарда I Львиное Сердце и Иоанна Безземельного. Одна из богатейших и влиятельных женщин Высокого средневековья

Louis_vii_and_alienor


Алиенора слева. Свадьба Алиеноры Аквитанской и Людовика VII. Справа отплывающие крестоносцы. Les Chroniques de Saint-Denis

Хильдегарда Бингенская

Настоятельница монастыря в долине Рейна. Автор мистических трудов, религиозных песнопений и музыки к ним, а также трудов по естествознанию и медицине. Одна из четырёх женщин, удостоенных титула Учитель Церкви.

Hildegard_von_Bingen-700x1024


Хильдегарда Бингенская обретает божественное вдохновение и диктует своему писцу (справа). Миниатюра из рукописи Liber Scivias, которая хранится в монастыре Рупертсберг (Rupertsberg).

Posted on Apr. 3rd, 2014 at 09:00 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag


На протяжении истории было немало женщин, которые оставили свой заметный след в истории той или иной страны. Они участвовали в различных государственных делах, переворотах, битвах, управляли страной, рожали будущих королей. Женщины Средневековья также относятся к ним. Что это за период, Средневековье? Какие великие и знаменитые дамы и леди жили в этот период человеческой истории?

Эпоха Средневековья

Под этой эпохой принято считать период истории стран Европы и Ближней Азии, между античностью и периодом Нового времени. Началом принято считать падение в 476 году нашей эры Римской империи. А окончанием этой эпохи считается XV век, хотя выделяется еще и позднее Средневековье, которое заканчивается в XVI веке. На протяжении этого периода произошли такие события, как образование варварских государств, Византийской империи, Киевской Руси, франкского королевства, арабские завоевания и Крестовые походы, Столетняя война, завоевания Османской империи, Реформация и другие. Большой и заметный след Средневековье оставило в архитектуре, искусстве, литературе, науке. И в наше время ученые-историки исследуют различные вопросы, например, как одевались женщины в Средневековье, что ели и чем занимались люди. Это был непростой период, в котором играли большую роль и женщины. О некоторых из них и пойдет речь далее.

Великая княгиня Киевской Руси

Княгиня Ольга Киевская

Княгиня Ольга, родившаяся, вероятно, в конце IX века, была женой князя Игоря Рюриковича. Ее муж погиб в 945 году, после чего Ольга вплоть до своей смерти была у власти. Причина этому - малый возраст наследника престола Святослава. Да и после того, как он стал правителем, Ольга оставалась у власти, потому что Святослав занимался в основном военными походами.

Отомстив древлянам за смерть мужа и спалив их город Искоростень, Ольга отправилась на новгородские и псковские земли собирать дань. Именно она настроила систему сбора налогов, чем начала укреплять мощь Киевской Руси. При жизни Ольги начинается каменное градостроительство. Для нее были построены некоторые постройки из камня в Киеве. Княгиня - одна из первых, кто принял христианство на Руси. Это, конечно же, оставило след в жизни ее внука, будущего князя Владимира. Умерла Ольга в 969 году, в возрасте около 80 лет, сыграв большую роль в становлении Русского государства.

Младшая дочь князя Ярослава Мудрого

Анна Ярославна была третьей дочерью Ярослава. Год ее рождения точно неизвестен, между 1024 и 1036. Как одна из выдающихся женщин Средневековья, Анна получила прекрасное образование, хорошо фехтовала и ездила верхом на лошади, не уступая в этом своим братьям. В 1051 году ее жизнь кардинально меняется - она выходит замуж за Генриха I, французского короля. Жизнь во Франции, по ее словам, ей не нравится в сравнении с Киевом.

Анна Ярославна, королева Франции

Через год она родила королю наследника Филиппа, который впоследствии станет королем Франции. Анна отдавала всю себя воспитанию Филиппа и других детей, которых она позже родила, а также государственным делам. Генрих I очень доверял своей жене. Она даже оставляла свою подпись рядом с подписью короля на государственных документах и указах. После смерти короля в 1060 году Анна продолжает вести дела государства, хотя опекуном Филиппа был назначен другой человек. Через несколько лет с Анной происходит одна история - она начинает жить с графом Раулем, женатым на другой женщине, которую он выгнал. Пройдя через определенные трудности, они становятся законными супругами. Но в 1074 году Анна вновь становится вдовой, возвращается ко двору своего сына и снова участвует в делах государства. О конце ее жизни мало известно. Есть версия, что она вернулась домой в Киев. Анну Ярославну можно назвать одной из красивейших женщин Средневековья.

Бабушка средневековой Европы

Еще одной знаменитой и великой женщиной, оставившей свой след в истории, является владетельница герцогства Аквитания. В истории она известна под именем Элеонора. Она родилась, вероятно, в 1122 году. В 15 лет она стала герцогиней Элеонорой Аквитанской. Ее опекуном был сам король Франции, который выдал ее замуж за своего сына Людовика. После смерти Людовика VI она становится королевой Франции. Но в 30 лет Элеонора разводится с королем Людовиком VII, оставляя ему двух дочерей. Однако за ней сохранились ее владения.

Королева Элеонора

Вскоре Элеонора Аквитанская выходит замуж за графа Генриха, ставшего вскоре английским королем Генрихом II. Вероятно, из-за того, что аквитанские земли отошли во владение Англии, была начата впоследствии война. От брака с Генрихом у нее было пятеро сыновей. Среди них два будущих короля - Ричард, известный как Львиное Сердце, и Иоанн Безземельный. Элеонора подняла мятеж вместе со своими сыновьями в борьбе за престол, но вскоре была заточена королем Генрихом на 16 лет. Ричард возвращает ей свободу, и Элеонора уезжает во Францию, где умирает в 1204 году в возрасте около 80 лет.

Жена короля с львиным сердцем

Беренгария Наваррская была дочерью короля Наварры Санчо VI. Родилась она приблизительно в 1165-1170 годах. С Ричардом, тогда еще графом, она познакомилась на рыцарском турнире, на который его пригласил брат Беренгарии Санчо VII. В 1190 году Ричард начинает планировать свадьбу с Беренгарией. Переговоры он поручает своей матери Элеоноре. Этот брак был выгоден для владелицы Аквитании. Для того чтобы жениться, Ричарду необходимо было порвать помолвку с Аделью, сестрой французского короля Филиппа II, что привело к конфликту. В конце концов его оставили в покое, позволив жениться на ком ему угодно. Но здесь возникает новая трудность.

Беренгария Наваррская

Ричард отправляется в крестовый поход, и Беренгарии Наваррской приходится к нему присоединиться. Во время плавания их ждут некоторые приключения - корабль Беренгарии терпит крушение возле Кипра, Ричард спасает сестру и невесту, захватив Кипр. Здесь же, на Кипре, в 1191 году Беренгария становится королевой Англии и женой Ричарда. Далее она возвращается в Пуату, оставаясь в тени Элеоноры. С королем Ричардом они виделись редко, отношения были натянутыми. После смерти короля в 1195 году Беренгария так и не вышла замуж, оставшись вдовствующей королевой, ни разу не ступавшей на английскую землю. Умерла она в 1230 году. Ее образ оставил след в литературе и кино.

Королева-коллекционер

О жизни Клеменции Венгерской известно не так уж много. Она была дочерью Карла Анжуйского, который носил титул венгерского короля. Родилась Клеменция в 1293 году, а в 1315-м вышла замуж за короля Наварры и Франции Людовика X. Но в следующем году она потеряла сначала мужа, а затем и родившегося у нее сына Иоанна I. Клеменция была известна как добрая и набожная женщина, положительно влиявшая на своего супруга. Но она рано стала вдовой, что отразилось на ее характере. Клеменция начала заниматься коллекционированием различных картин, драгоценностей и других произведений искусства, чем заработала много долгов. Друзей у нее практически не было. Умерла Клеменция Венгерская еще в молодости, в 1328 году, когда ей было всего 35 лет. После смерти ее имущество было распродано.

Знаменитая Орлеанская дева

О жизни национальной героини Франции Жанне д'Арк известно немногое. В основном она связана с событиями Столетней войны. Но, несомненно, Жанна является одной из самых знаменитых женщин Средних веков. Она родилась в 1412 году в семье зажиточного крестьянина. Эта девушка была очень набожна, могла часами стоять в церкви и слушать проповеди. Но когда Карла VII отстранили от власти, она восприняла это как собственное горе. С этого момента Жанна поставила себе за цель освободить город Орлеан и короновать Карла.

Орлеанская дева Жанна

Вообще-то, ее жизнь окутана тайнами. То она очень хорошо владела боевым копьем, что являлось привилегией только дворян, то хорошо говорила на чистом французском языке, то видела различные видения, в которых ей будто бы была предсказана роль освободительницы. Существует даже мнение, что она была сводной сестрой Карла.

В мае 1429 года Жанна, получив возможность быть предводителем, добилась всего лишь за несколько дней снятия осады англичанами Орлеана. После этого она участвовала во многих битвах и получала блистательные победы. Эта Орлеанская дева была известна своей решительностью и быстротой действий, а также мужеством. Все же через время, в 1430 году отряд Жанны терпит поражение, а сама Жанна попадает в плен к англичанам. В январе 1431 года над ней начинается судебный процесс, проходивший в Руане, а в мае того же года ее приговаривают к сожжению на костре. В конце мая погибает мужественная женщина, которая помешала планам англичан захватить себе земли на континенте.

Королева, помогавшая Колумбу

Одной из великих женщин Средневековья была Изабелла Кастильская, жена Фердинанда Арагонского, ставшая основательницей династии, положившей начало объединению Испании. Она родилась в 1451 году в семье короля Кастилии Хуана. События, приведшие к ее браку, были сложные и напряженные. Изабелла тайно вышла замуж за Фердинанда, короля Арагона в возрасте 18 лет. В 1474 году она провозгласила себя королевой. И за свое тридцатилетнее царствование она смогла возвысить уровень Кастилии до небывалых высот.

В 1492 году произошло несколько значительных событий, на которые повлияла Изабелла. Это взятие города Гранады, отплытие Колумба через Атлантику и его открытие Америки по благословению королевы, и изгнание из испанских земель мавров и евреев. Для нехристиан были выдвинуты условия: либо стать католиками, либо покинуть землю Испанскую. Отправив Колумба в экспедицию, Испания не только открыла новую землю, но и значительно пополнила свою казну. Изабелла умерла в 1504 году, родив за свою жизнь десять детей. Наследницей ее владений стала ее четвертая дочь Хуана. В жизни королева Изабелла Кастильская была известна как красивая, энергичная, умная, упорная женщина.

Двадцатилетняя королева Бургундии

В 1457 году у короля Карла родилась дочь, которая впоследствии стала королевой Марией Бургундской. Через 20 лет ее отец умирает, и тогда она становится королевой и одной из самых желанных европейских невест. Несмотря на то что Людовик хотел женить своего сына Карла на Марии, она все-таки вышла замуж за Максимилиана из дома Габсбургов, который позже стал императором Священной Римской империи. Причиной для этого брака было нежелание подданных Марии Бургундской находиться под французским господством.

Мария Бургундская

Королева уходит из жизни очень рано, в 25 лет. В 1482 году, катаясь на лошади, она падает и умирает. Есть версия, что упала она из-за серьезной болезни, которая у нее была. Максимилиан однажды написал, что она была самой красивой женщиной, какую он когда-либо видел в своей жизни. Мария оставила ему сына Филиппа и дочь Маргариту.

Другие женщины Средневековья

Конечно же, это только некоторые из выдающихся женщин, которые жили в Средние века. Стоит обратить внимание еще на некоторых, жизнь которых влияла на ход событий в истории человечества.

Одной из представительниц династии Рюриковичей была Агафья Святославовна, родившаяся в период между 1190 и 1195 годами. Около 1210 года она выходит замуж за польского князя Конрада Мазовецкого. Вместе они прожили тридцать лет. За этот период Агафья родила Конраду десять детей. Она активно поддерживала мужа в его делах, например, в сближении с Тевтонским орденом. В 1239 году происходит событие, повлиявшее как на их семью, так и на всех подданных. Это убийство воспитанника сыновей князя Мазовецкого. Но в конце концов, все решилось, и семья вернула расположение к себе. Агафья пережила своего мужа, умершего в 1247 году, всего лишь на короткое время.

Изабелла Французская

Среди женщин эпохи Средневековья можно отметить также ту, которую называли Французской волчицей. Это Изабелла Французская, которая родилась в 1295 году в семье французского короля. Став женой английского короля Эдуарда, она подняла бунт против своего мужа, свергла его и стала неофициально управлять страной вместе со своим любовником, графом Мортимером. Изабелла произвела ряд реформ в стране. Фактически управлял граф, властью которого были недовольны все. И тогда, добившись от восемнадцатилетнего Эдуарда III поддержки, знать задумала переворот. Мортимера схватили и казнили в 1330 году, а Изабеллу лишили титула английской королевы и заключили под стражу. Через несколько лет она получила разрешение уйти в монастырь, где и умерла в 1358 году.

Еще одной интересной личностью была Феодора, родившаяся в 500 году в семье служителя цирка. Детство и юность она провела в нищете и лишениях. Оказавшись в Александрии Египетской, она попадает в образованные круги, что помогает ей изменить свой образ жизни. Когда Феодора вернулась в Константинополь, ее замечает император Юстиниан. Вероятно, в 525 году они становятся мужем и женой, преодолев ряд преград. Феодора становится императрицей Византии в 527 году и правит 22 года. Она имела большую власть: могла назначать и смещать, занималась дипломатией, принимала послов. Она была энергичной и мужественной женщиной. В 548 году Феодора умирает, оставив большой след в истории Византии. Ее личность нашла отражение в литературе и искусстве.

Изучая историю, можно видеть, как те или иные личности влияли на ход событий в какой-либо стране, на жизнь других людей. Женщины Средневековья не являются в этом исключением. Их роли так же велика.


В отличие от романа, где трубадуркой названа служанка героини, в действительности все женщины-поэтессы были хорошо образованными аристократками, по крайней мере такой вывод можно сделать из сохранившихся жизнеописаний. Исследователи затрудняются назвать точную цифру, но, похоже, знатных поэтесс было около 20.


Однако, как уже было сказано, только о восьми из них есть хоть какие-то биографические сведения, почерпнутые из пяти итальянских средневековых рукописных песенников. Сколько стихотворений было написано трубадурками, неизвестно, во всяком случае, до наших дней дошло около пятидесяти.

Конечно, трудно с полной уверенностью утверждать, что то или иное стихотворное произведение написано дамой, а не мужчиной, посчитавшим за лучшее скрыть свою личность и рассказать историю от имени женщины. Поэтому часть исследователей сомневается в том, что хоть одна из окситанских поэтесс была в действительности женщиной. В поддержку своей позиции они приводят все тот же довод о доминантной роли мужчины в средневековом обществе.

В своих произведениях трубадурки никогда не упоминают о своем статусе поэтессы – в этом заключается еще одна особенность их творчества. Их, как дам куртуазных, волнуют только чувства, поэтому в их стихах нет места назидательным или политическим темам.

На многих средневековых миниатюрах, большинство из которых было выполнено на севере Италии, можно увидеть знатных женщин в длинных, волочащихся по полу платьях, с богатой отделкой. Они не только слушают пение жонглеров, но и сами сочиняют стихи или выступают вместе с мужчинами в диалогах-тенсонах.

Одной из таких талантливых аристократок была графиня де Диа. Из ее литературного наследия до наших дней сохранилось рекордное число кансон – 4! Вот одна из них:

Читайте также: