Сообщение на тему железный поток серафимовича

Обновлено: 30.06.2024

Проблемы, поставленные в романе Серафимовича, перерастают временные рамки, сохраняя актуальность и в наши дни. Человек и война - это и проблема личности в революции, и проблема гуманизма и революционной целесообразности. "Что война делает с человеком? " - вот главный вопрос. На первом плане - не романтика подвига, не героический пафос - кровь.

ВложениеРазмер
zheleznyy_potok._materialy_k_izucheniyu_romana_a.s.serafimovicha.docx 25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Ногинского филиала ГОУ ВПО МГОУ

Человек и война

в литературе 20-х годов

Опыт современного прочтения

Материалы к уроку

Проблемы, поставленные Серафимовичем, не вмещаются во временные рамки, перерастают их, сохраняют актуальность и в наши дни; роман имеет не конкретно-историческое, а общечеловеческое значение.

ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА

Не было людей — было кишевшее,

переплетшееся кровавое зверье…

Где же человеческое в человеке? Откуда это страшное пренебрежение к человеческой жизни, равнодушие к чужой крови?

Где начало утраты нравственного чувства, изначально заложенное в человеке?

Главное условие человеческого существования, основа нравственности — труд. А если работа созидательная заменяется разрушающей, губящей — наступает время кровавой жатвы, и можно ли остаться человеком?

Какова же позиция автора? Здесь, как, впрочем, и во всем романе, нет прямой авторской оценки происходящего, но можно ли сомневаться в его отношении к описанному? За кажущейся отстраненностью — не бесстрастность, а беспристрастность повествователя, предоставляющего читателю право делать выводы — читателю думающему, чье сознание не сковано идеологическими установками. Это позиция писателя-гуманиста, не потерявшего надежду пробудить в человеке человеческое.

«И идут без имен святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

«Стали рубить детей. Атаманша на коленях волочилась с разметавшимися косами, неотдираемо хватаясь за их ноги. Один укоризненно сказал:

-Чого ж кричишь, як ризаная? От у мене аккурат як твоя дочка, трехлетка. В щебень закопалы там, у горах, - та я ж не кричав.

Составные образования показывают явление с нескольких различных сторон (кроваво-огненный ураган; кроваво-изодранная в лохмотья кожа; торопливо-хриплое дыхание; хитро-веселые глаза и т. д.). Они могут одновременно указывать на зрительные и слуховые (пенисто-клокочущая река), зрительные и осязательные (липко-красные бока лошади) и другие ощущения и представления.

Емкости составных образований способствует и то, что значительная их часть в качестве опорного слова имеет причастие, указывающее на развивающийся признак. Причастие, двойственное по своей природе, обладает большими, чем прилагательное, возможностями иметь при себе зависимое слово. Первый компонент, таким образом, тяготеет одновременно к определяемому слову и ко второму компоненту составного образования: черно-сожженные лица; голодно-оскаленные ущелья.

Составные (пишущиеся через дефис) образования в романе А.С. Серафимовича не берутся как готовые единицы, а всегда формируются в процессе высказывания, и читатель ощущает напряженную работу мысли автора и биение пульса художника, охваченного вдохновением. Отсюда их употребление только в авторской речи и отсутствие в речи персонажей. Не случайно наряду с более или менее обычными образованиями встречаются довольно неожиданные: нестерпимо-звериный рев; лица красно-озарены; железно-мягкий голос (Кожуха) и т. д.

Работа писателя в области составных слов с количественно-качественным значением шла, в основном, в следующих направлениях.

Прилагательное или наречие осложняется вторым компонентом, который потом выступает в первой или во второй части составного образования: лохматые папахи — лохмато-воинственные папахи; неоглядные облака—неоглядно-знойные облака; желтеющее море — неохватимо-желтеющее море и др.

Два прилагательных (причастия) или наречия объединяются в одно составное: черные провалившиеся ямы глаз — черно-провалившиеся; несмолкаемое тысячеголосое царство — несмолкаемо-тысячеголосое и др.

Вставляется составное образование целиком: крохотные глазки — крохотные светло-колючие глазки; тополя — остро-темневшие тополя.

Наречие, написанное раздельно с прилагательным, соединяется с ним, то есть предлагается дефисное написание вместо раздельного и, значит, иное осмысление: невиданно огромная стена — невиданно-огромная стена и подобные.

Чрезвычайно интересным представляется вопрос о составных цветовых обозначениях в романе. Это почти всегда не только обозначение цвета или оттенка.

Такого типа составные цветовые прилагательные (точнее сказать, их компоненты) могут быть использованы в очень широком контексте. Они могут выступать в самых различных сочетаниях и лексико-словообразовательных вариантах. Смотри, например, данную на полутора страницах (гл. 19) картину ночного неспокойного лагеря (дымчато-синеватые полосы; мутно-голубые лунные полосы; дымно-лунные пятна; лунно-задымленный лагерь и т. д.).

В составных образованиях очень часто встречаются слова, указывающие на степень проявления качества: неоглядно, неизъяснимо, неузнаваемо, несмолкаемо, нескончаемо, неисчислимо, нечеловечески, бесчисленно и подобные (среди них основную группу составляют причастные образования с префиксом не- и суффиксами -им-, -ем-): неоглядно-знойные облака пыли; неузнаваемо-черный; нечеловечески-раздирающая боль. Смотри также отдельно употребленные: нескончаемо (идут), неисчислимо (блестят штыки), нестерпимо, неисчислимый, неохватимый и др.

Очень сложны и разнообразны отношения между частями составного образования. Условно можно выделить три основные разновидности: сочинительные, подчинительные и сочинительно-подчинительные отношения.

Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду соцреалистического романа, основная тема которого заключается в изображении реальной действительности, происходящей в двадцатых годах прошлого столетия.

В центре сюжетного повествования – Таманская армия, командование которой осуществляет царский офицер, примкнувший к большевикам Ковтюх Епифан Иович, в романе представленный в образе Кожуха.

В разгар событий писатель описывает происходящее на Кубани, где множество обычных людей пытаются спастись от нападения белоказаков. Сюжет разворачивается с изображения передвижения по степным просторам огромного количества людей, которые со своим немудренным скарбом, детьми, стариками, домашним скотом, пытаются покинуть опасные места. Среди разношерстных людей царит анархия, сопровождаемая отсутствием управления и дисциплины. В один из дней люди приходят к выводу о необходимости избрания единоличного командира для успешного достижения их цели и прихода в безопасное место.

Так Кожух, имеющий самое обычное рабоче-крестьянское происхождение, получивший звание офицера посредством отличной учебы и большой практики, становится командиром по воле случая образованного отряда. Начало его командования сопровождается постоянно возникающими конфликтами, поскольку его былые заслуги в царской армии становятся поводом для упреков со стороны окружающих.

Перед Кожухом встает довольно трудная задача, заключающая в необходимости правильного выбора пути для соединения с отрядами Красной армии. Ситуация осложняется тем, что собранный Кожухом отряд сопровождают женщины, дети и старики, а также тем, что их постоянно преследуют группы белоказаков, осуществляющих военные нападения. Кроме того, многие члены отряда выражают несогласие с решениями Кожуха, поэтому ему приходится преодолевать не только сопротивление противника, но и окружающих его сослуживцев.

Во время пути отряд подвергается неоднократным нападениям со стороны белогвардейцев, теряя людей, обозы и лошадей, а, достигнув морского побережья, люди оказываются обстрелянными со стороны немецкого броненосца. При этом погибает большое количество ни в чем неповинных людей.

В один из дней в отряде назревает бунт, который провоцируют матросы, примкнувшие к отряду. Однако Кожуху удается подавить их сопротивление, использовав свои знания по применению огнестрельного оружия, которое становится препятствием для бунтарей.

В результате отряду удается соединиться с частями Красной армии. При этом в конце пути, несмотря на постоянный голод, острую необходимость в боеприпасах, вместо разношерстного отряда появляется достаточно дисциплинированное и объединенное одной целью военизированное подразделение, напоминающее собой железный поток, понимающий задачу, поставленную перед ним, испытывающий патриотические национальные настроения, проявляющий отвагу, мужество, смелость, твердость в принятии решений.

Также читают:

Рассказ Серафимович - Железный поток (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

По жанровой направленности произведение относится к разряду романа соцреалистического стиля, основная тема которого заключается в необходимости проявления чувства ответственности

Опера Сергея Рахманинова Алеко создана по мотивам поэмы Александра Пушкина "Цыганы". Произведение было создано в качестве дипломной работы для Московской консерватории, которую музыкант закончил в 1891 году

Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду психологического романа, основная тематика которого заключается в изображении периода времени перехода России в другую эпоху.

Период гражданской войны, полуостров Крым. Автор предлагает события, которые пережил сам, также свою рефлексию относительно этих событий. Следует сказать, что многое из этого было действительно трагическим

Главная особенность повести – в ней нет развернутых психологических характеристик персонажей, но есть авторский голос, постепенно включающийся в повествование. Этой некий безликий рассказчик, который и сообщает о происходящем в торжественном лиро-эпическом ключе.

Важно! От Малышкина еще скрыт подлинный характер революции как революции пролетариата, у него лишь абстрактный образ революции-освободительницы.

- в основе сюжета – судьба масс, а не судьбы отдельных героев.

- напряженность действия достигается сценами трудностей, преодолеваемых Таманской армией.

- повторением этих сцен Серафимович подчеркивается главная идея - рост сознания масс (например, сцена митинга в начале и конце похода, сцена похорон убитых бойцов).

Когда Морозке удается на переправе успокоить людей, он чувствует себя ответственным человеком. Кроме того, он пытается бороться с желанием запить, понимает, что есть красота внешняя, а есть подлинная, душевная. Понимает, что он обманут в прежней жизни. Гульба и работа, кровь и пот, а впереди ничего хорошего, и ему показалось, что всю жизнь он старался выйти на прямую, ясную и правильную дорогу, но врага, который сидит в нем самом, не замечал.

Только перед героической гибелью Морозка понял, что Мечик – трусливый гад, предатель, думающий только о себе, и воспоминание о близких, дорогих людях, которые ехали позади него, заставило его пойти на самопожертвование. Фадееву важна мысль, что в революциях и войнах побеждает часто не тот, кто совестливее, мягче, отзывчивей, а тот, кто фанатичнее и бесчувственней к страданиям.

Кроме того, Фадеев в романе поднимает тему гуманизма, которая связана с темой гражданского долга. Командир Левинсон забрал единственную свинью у бедняка-корейца, применяя оружие, заставил рыжего парня лезть в воду за рыбой, дал добро на вынужденную смерть Фролова. Все это ради спасения общего дела. Писатель показывает, как ради интересов партии люди черствели и переходили грань дозволенного.

Читайте также: