Сообщение на тему загадка мохенджо даро

Обновлено: 16.05.2024

В любой науке существуют свои неразрешенные вопросы и загадки. Иногда на решение некоторых из них уходит времени куда больше, чем длится одна человеческая жизнь. Иногда же этот процесс и вовсе растягивается на столетия. Сменяются культуры, климат и технологии, а неразрешенный вопрос так и ждёт своего часа, терпеливо отсчитывая временные рубежи.

Пределы познаваемости окружающего мира доподлинно неизвестны и являются одним из основных вопросов философии. Однако, само существование разума, то есть появление человека, не может не обнадеживать. И для чего-то природа (или бог, кому как привычнее) заложила в свои законы возможность появления разумного существа. Конечно, разум может быть лишь следствием набора случайностей, и тогда мы одиноки во Вселенной. И вообще удивительные счастливчики. Но сейчас в это не верит даже христианская церковь. По крайней мере, её католическое представительство, допускающее существование иных миров и иного же разума.

История не является исключением. Она оберегает свои тайны не хуже, а порой даже и лучше многих других дисциплин. Воссоздавая картины прошлого, историки и археологи часто весьма честно в своих трудах указывают, что их описание является лишь одной из возможных версий происходивших событий. Достоверность же восстанавливаемой картины во многом зависит от целого ряда факторов. Ключевыми из них, в первую очередь, являются всевозможные документы и другие письменные источники либо очевидцев событий, либо тех, кто хоть как-то с очевидцами был связан. В противном случае, восстановление истории становится похожим на детектив, и далеко не всегда на службе этой науки находятся свои Шерлоки Холмсы и Эркюли Пуаро.

Чем больше времени прошло с момента происходивших событий, тем сложнее становится их восстановление. Сейчас это сложно представить, но, к примеру, до второй половины XIX века о существовании первой известной человеческой цивилизации шумеров не было неизвестно вообще ничего. И только благодаря кропотливой работе целого ряда энтузиастов удалось определить и по достоинству оценить это важнейшее звено в цепочке развития человечества.

Несмотря на то, что история шумеров до сих пор во многом остаётся неизученной, расшифровка их письменности позволила хотя бы частично воссоздать быт и культуру тех далёких времён.

В то же время, достоверность переводов мёртвых древних языков нередко критикуется. Возможно ли в принципе восстановить язык, не имея в наличии понятийного аппарата тех, кто им пользовался? Так, несмотря на обнаружение Розетского камня, переводы одних и тех же древнеегипетских текстов могут существенно отличаться, оставаясь во многом на совести работающих с ними египтологов.

Однако, когда никакого ключа нет вовсе, то воссоздание истории такого народа становится совсем затруднительным и начинает изобиловать самыми разными версиями, нередко противоречащими друг другу. Такова пока, к сожалению, и участь знаменитого города Мохенджо-Даро, расположенного на территории современного Пакистана.

История изучения Мохенджо-Даро началась в полевой сезон 1911-1912 годов, когда территорию комплекса посетил индийский общественный деятель и востоковед Рамакришна Гопал Бхандаркар. Однако посчитав руины недостаточно древними, он не проявил к ним большого интереса. Несколько лет спустя в Мохенджо-Даро приехал соотечественник Бхандаркара - археолог Рахалдас Банерджи. Исследуя в 1919-1920-х годах руины буддисткой ступы, он с удивлением обнаружил следы куда более древних культурных слоёв. А позже счёл их слишком схожими с памятниками не так давно обнаруженной Хараппы.

На сегодняшний день найдено более тысячи поселений и опорных пунктов, которые археологи относят именно к индской цивилизации (другое название хараппской цивилизации). Считается, что представители её вели активную торговую деятельность с другими народами, в том числе и с шумерами.

Несмотря на большую площадь распространения руин индской цивилизации - а это запад современной Индии, Пакистан и даже Афганистан, где также обнаружено поселение этой культуры, - на сегодняшний день не удалось обнаружить ни одного артефакта, способного серьезно помочь в продвижении к пониманию письменности цивилизации долины Инда. Хотя существуют версии, согласно которым, она может иметь родство с дравидским языком. Впрочем, пока что это лишь версии.

Но вернемся к Мохенджо-Даро. Древний город занимает площадь более, чем 2,5 квадратных километра. За почти вековую историю археологических работ, которые, впрочем, проводились не регулярно, полностью город так и не был раскопан. До сих пор здесь можно наблюдать группы небольших холмов, под которыми просматривается хараппская кирпичная кладка.

Во времена своего расцвета Мохенджо-Даро располагался на берегу реки Инд. Сейчас, по прошествии более четырёх с половиной тысяч лет, Инд изменил своё русло и протекает в нескольких километрах от руин города.

Мохенджо-Даро поделен на 2 части: так называемая Цитадель и Нижний город. Названия по большей части условные. Цитадель располагается на 13 метров выше окружающего ландшафта. Эта часть Мохенджо-Даро получила своё название, в первую очередь, по причине нахождения здесь руин больших сооружений, которые сейчас принято называть большой баней, учебным заведением, зернохранилищем и залом собраний. Эти названия также имеют скорее символическое значение. Реальных подтверждений тому, чем они являлись на самом деле нет. На территории, а вернее на вершине Цитадели, ориентировочно, во II веке нашей эры была возведена буддистская ступа, которую исследовал Рахалдас Банерджи.

Из домов она выводилась в уличные стоки, прикрытые плитами или кирпичной кладкой, а далее выходила за пределы города.

Здесь стоит отметить, что, к примеру, в Новой истории Европы централизованная канализация появилась лишь в первой трети XIX века. Тогда как расцвет Мохенджо-Даро пришёлся на 2600-2200 годы до нашей эры.

Водоснабжение города обеспечивалось благодаря многим десяткам городских колодцев. Хотя в некоторых домах имелись и собственные. Столь масштабные культурно-инженерные достижения хараппской цивилизации указывают на серьезный уровень развития их общества. Тем более загадочным кажется внезапное угасание как самой цивилизации долины Инда, так и внезапное оставление города жителями в XVIII веке до нашей эры.

По причине близости русла Инда, территорию вокруг Мохенджо-Даро нередко затапливало. Считается, что подобные разливы великой реки, оставляя после себя илистые наслоения, позволяли вести жителям города не только масштабное сельское хозяйство, но и добывать строительный материал для нужд Мохенджо-Даро. Именно из индского ила делались кирпичи для большинства построек города.

Долгое время в археологии бытовала версия, согласно которой одной из основных причин ухода жителей Мохенджо-Даро были связанные с разливом Инда наводнения. Следы таких стихийных бедствий даже найдены на территории города. В то же время, противники этой версии уверяют, что вода не могла бы подняться на такую высоту, и ил, а вместе с ним и остатки речных моллюсков, были привнесены в город извне для ремонта и укрепления стен и других конструкций.

Но самая главная загадка Мохенджо-Даро, конечно, не в этом.

Тогда… могучий Пандава… совершил… высочайший обряд очищения и начал показывать небесное оружие, которое вручили ему боги… Сияющий Каунтея мощными руками пустил в ход одно за другим все чудесное оружие. Едва он привел в действие оружие небес, Земля подалась под его ногами и задрожала вместе с деревьями, взволновались реки и великий хранитель вод [океан], раскололись скалы. Не дул больше ветер, померкло [светило], льющее тысячи лучей, погас огонь. Обитатели земных недр в страхе выбрались наружу и окружили Пандаву… Опаленные [огнем небесного] оружия, смиренно сложив ладони и прикрывая лица, они, дрожа, молили [о пощаде]". (Махабхарата)

Дэвид Дэвенпорт родился и какое-то время жил в Индии. Являясь исследователем культуры и языков Древней Индии, он был почти одержим идеей перевода и интерпретации различных индийских текстов на английский язык. Прожив порядка двенадцати лет в Пакистане, Дэвенпорт изучал руины Мохенджо-Даро, и пришёл к выводу, что, возможно, уничтожение именно этого города могло быть описано в древних индийских текстах.

Казалось бы, вот она сенсация. Но на деле всё оказалось куда более неоднозначным. Дело в том, что ни один археолог, исследовавший Мохенджо-Даро не сообщал в своих трудах о столь значимых повреждениях руин строений на территории комплекса, о которых писали Дэвенпорт и Винченти. Кашинат Дикшит, сэр Мортимел Уиллер, сэр Джон Маршалл, как и другие заслуженные археологи, не писали в своих книгах по Мохенджо-Даро и дневниках про оплавление зданий, тектиты или концентрические разрушения. Более того, нет детальной информации о проведённых в Италии анализах образцов, якобы привезенных Дэвенпортом с территории комплекса. Что это были за артефакты, являются ли они аутентичными и были ли они вообще реальными – все эти вопросы повисли в воздухе. А учитывая страсть Дэвенпорта к подтверждению археологическими находками описанных в древнеиндийских эпосах событий, вероятность, как минимум, некоторой необъективности в изучении им Мохенджо-Даро довольно высока.

Следы огня, а скорее всего, пожара в Мохенджо-Даро действительно есть. Они располагаются в квартале ремесленников в Нижнем городе, но вряд ли их можно спутать со взрывом атомной бомбы. Только если очень этого хотеть.

Отдельно стоит упомянуть о найденных немногочисленных скелетах на территории древнего города. По мнению некоторых археологов, эти находки являются доказательством завоевания Мохенджо-Даро внешним врагом.

Однако, такая версия не находит подтверждения. На костях нет явных следов от оружия, как нет и соответствующих следов разрушений на зданиях. Кроме того, часть скелетов является более поздними захоронениями, чем время запустения города.

Что послужило причиной ухода жителей из Мохенджо-Даро по-прежнему остаётся загадкой, которая ждёт своего решения. Можно констатировать лишь тот факт, что к XVII веку до нашей эры хараппская цивилизация приходит в упадок, а Мохенджо-Даро постепенно становится городом-призраком – холмом мёртвых.

Иногда на страницах различных изданий или в сюжетах телепередач появлялась информация о повышенном радиационном фоне то на территории самого Мохенджо-Даро, то отдельных его частей или даже найденных там скелетов. Однако фактического подтверждения она не получила.

Древний город Мохенджо-Даро, как и его окрестности, до сих до конца не только не изучен, но даже и не раскопан. Тому есть множество причин, начиная от сложной политической обстановки в Пакистане, заканчивая постепенным повышением уровня грунтовых вод на территории комплекса. Грунтовые воды разрушают по-прежнему погребенные под землей постройки, грозя полностью уничтожить величественные руины хараппской цивилизации. Подобная проблема, кстати, наблюдается и в Египте с руинами знаменитого Лабиринта .

Сможем ли мы когда-нибудь разгадать загадку исчезновения индской цивилизации и узнать причины, по которым Мохенджо-Даро был покинут? Хочется верить, что да. Что тайное неизбежно станет явным. Однако на сегодняшний день тайны Мохенджо-Даро стоят в длинной очереди других загадок истории. А где-то рядом с ними располагаются и загадки исчезновения другой великой цивилизации , примерно, в тот же период времени, но на другом континенте.

Дополнительную информацию о многих других объектах вы можете найти на нашем официальном сайте .

Мохенджо-Даро обнаружили в 1920 году вместе с городом Хараппу на территории Пакистана. Города явно воздвигнуты по Ведической традиции.


В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной.

Мохенджо-Даро Индия

Находка 5000 летней давности доказала что в этих местах существовала высокоразвитая цивилизация. И веками устоявшаяся культура. Судите сами если городу высокой цивилизации 5000 лет, то сама цивилизация не могла возникнуть за один день, и у этой цивилизации есть не менее продолжительная предистория. Что означает что цивилизация и разум построившие эти города еще древнее. Отсюда следует простой логический вывод. Что к возрасту найденных городов можно смело добавить 2000 лет.

Загадки Мохенджо-Даро

Итого возраст самой самой цивилизации был не меньше 7000 лет.
Самое интересное, что город Махенджадара был уничтожен ядерным взрывом. В костях скелетов обнаруженных на месте раскопок города уровень радиации превышал в несколько раз. Река, которая протекала рядом, испарилась в одно мгновенье.

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо-Даро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Назвали руины, породившие такие загадки Мохенджо-Даро.


Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали…
Читайте про еще одно интересное сооружение прошлого, оставшееся пока без ответа – Стоунхендж.

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.

Мохенджо-Даро

Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Мохенджо-Даро – ядерный взрыв

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!).

Вероятно песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом. От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются. Наиболее сохранились окраинные строения. Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

город Мохенджо-Даро

Город Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э.

Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные – с запада на восток.

Махенджадара

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее – каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту.

Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.


Считается, что город возник около 2600 года до нашей эры и просуществовал порядка 900 лет. Предполагается, что во времена своего расцвета он являлся центром цивилизации долины Инда и одним из наиболее развитых городов Южной Азии. Жили в нем от 50 до 80 тысяч человек. Раскопки в этом районе шли до 1980 года. Соленые подпочвенные воды стали заливать район и разъедать обожженный кирпич сохранившихся фрагментов зданий. И тогда по решению ЮНЕСКО раскопки были законсервированы. Пока удалось откопать около десятой части города.

Город из глубокой древности

Катастрофа

Что же произошло с этим городом и его жителями? По сути Мохенджо Даро перестал существовать одномоментно. Тому есть множество подтверждений. В одном из домов были найдены скелеты тринадцати взрослых и одного ребенка. Люди не были убиты или ограблены, перед гибелью они сидели и что-то ели из мисок. Другие же просто ходили по улицам. Смерть их была внезапной. В чем-то это напомнило гибель людей в Помпеях.


Археологам пришлось отбрасывать одну за другой версии гибели города и его жителей. Одна из таких версий - город был внезапно захвачен врагом и сожжен. Но на раскопках не нашли ни оружия, ни следов сражения. Скелетов довольно много, однако все эти люди погибли не в результате борьбы. С другой стороны, скелетов для такого большого города явно недостаточно. Создается впечатление, что большая часть жителей покинула Мохенджо-Даро еще до катастрофы. Как это могло случиться? Сплошные загадки.


Подобной точки зрения придерживаются английский археолог Д. Девенпорт и итальянский исследователь Э. Винченти. Анализ образцов, привезенных с берегов Инда, показал, что плавление грунта и кирпича произошло при температуре 1400-1500°С. Такая температура в те времена могла быть получена только в кузнечном горне, но никак не на обширной открытой территории.

О чем говорят священные книги

«. вздрогнула земля под ногами, вместе с деревьями зашаталась. Всколыхнулась река, даже большие моря волновались, растрескались горы, поднялись ветры. Померк огонь, затмилось лучезарное солнце.

Белый горячий дым, который был в тысячу раз более ярким, чем солнце, поднялся в бесконечном блеске и сжег город дотла. Вода кипела. лошади и военные колесницы были сожжены тысячами. трупы упавших были искалечены ужасной жарой так, что они больше не напоминали людей.


Ну что ж, можно только в очередной раз поражаться древнеиндийским текстам, которые веками тщательно сохранялись и донесли до нас эти страшные предания. Большую часть таких текстов переводчики и историки конца XIX - начала XX века считали просто жуткой сказкой. Ведь до ракет с ядерными боеголовками было еще далеко.

Вместо городов - пустыня

В Мохенджо-Даро нашли много резных печаток, на которых, как правило, изображались звери и птицы: обезьяны, попугаи, тигры, носороги. Видимо, в ту эпоху долина Инда была покрыта джунглями. Теперь же там пустыня. Под песчаными заносами погребены и прежде великие Шумер и Вавилония.

Руины древних городов скрываются в пустынях Египта и Монголии. Следы поселений ученые теперь обнаруживают и в Америке на совершенно непригодных для жизни территориях. Согласно древнекитайским хроникам, высокоразвитые государства находились когда-то в пустыне Гоби. Следы древних построек находят даже в Сахаре.


В связи с этим возникает вопрос: почему некогда цветущие города превратились в безжизненные пустыни? Взбесилась погода или климат изменился? Допустим. Но почему же при этом расплавлялся песок? Именно такой песок, превратившийся в зеленую стекловидную массу, исследователи обнаружили и в китайской части пустыни Гоби, и в районе озера Лобнор, и в Сахаре, и в пустынях Нью-Мексико. Температура, необходимая для превращения песка в стекло, на Земле естественным образом не возникает.
Но четыре тысячи лет назад люди не могли иметь ядерное оружие. Значит, его имели и применяли боги, иными словами, пришельцы, жестокие гости из дальнего космоса.

Материалы по теме

Любой цивилизации нужно много ресурсов. В том числе и металлов. С тем объемом построенного на территории Европы, Африки, оставшийся якобы от Римской империи – уровень добычи металлов должен быть сопоставима с уровнем добычи середины 20в. И этому есть подтверждения. Одно из них – древнеримский карьер Лас-Медулас, Испания.

А вот ещё:

Что животным известно о смерти?


Из-за интеллекта человек разучился жить просто и умирать спокойно. Как та самая сороконожка, которая задумалась над тем, что в данный момент делает ее тридцать пятая нога, и забыла, как передвигаться. Свободное существование в природе и естественная принадлежность ее грубым силам — то, что есть у животных и традиционно вызывает зависть человека. Мы решили разобраться в том, как животные покидают этот мир и осознают ли они смысл этого события.


Медуза Turritopsis nutricula

Благодаря трансдифференциации, умению обновлять клеточный состав, Turritopsis nutricula может двигаться вспять своему развитию, то есть вместо старости к детству. Когда это необходимо, она запускает процесс омоложения: сперва выворачивается наизнанку, поджимает щупальца, а затем постепенно абсорбирует жидкий скелет, принимая состояние бесполого полипа, обычного для начала жизненного цикла большинства представителей своего вида. После обнуления жизненных часов движение снова становится поступательным, заново включается механизм роста и Turritopsis nutricula возвращается к взрослому состоянию. И так до бесконечности.

Помимо Turritopsis nutricula в мире есть еще одно существо, чей жизненный потенциал приближается к бесконечному. Это гидра из типа стрекающих, которая обладает уникальной способностью к регенерации. Этот крошечный полип (не больше 20 мм) умеет восстанавливать организм из частей плоти.


Гидра обыкновенная Hydra vulgaris

Если его разорвать пополам, каждый из кусков скоро окажется полноценным, хватит и меньше половины — регенерация возможна от 1/200 изначального объема гидры. Теперь легко представить, как размножается полип и почему ассоциируется с древнегреческим мифологическим чудовищем.

Гидра в отличие от Turritopsis nutricula обитает в пресноводных водоемах и малоподвижна. В естественной среде эти два бессмертия не пересекаются, и, кажется, благодаря своим суперсилам уже давно должны были захватить весь мир. К счастью, океан не превратился в мезогельную жижу из медуз, а реки свободны от бесконтрольно почкующегося полипа по одной простой причине — их очень легко убить. Голод, погода и хищники берут на себя работу Геракла и возвращает справедливое распределение смерти даже туда, где эволюция, казалось бы, нашла необходимые для вечного существования лазейки.

На земле обитают и такие животные, чья жизнь продолжается по-настоящему долго.

Возраст выловленного в 2007 году у исландского побережья двустворчатого моллюска Arctica islandica составил 410 лет. Среднестатистическому жителю России этого времени хватило бы на 6,3 жизни.


Моллюск Arctica islandica

Гигантская черепаха Адвайта умерла в 2006 году, когда ей исполнилось 255 лет. К этому моменту она была практически ровесницей США, только на два года старше. Гренландский кит — рекордсмен-долгожитель среди млекопитающих, способен продержаться на плаву до двух веков. Достаточно для того, чтобы на свет появились ваши прапрапраправнуки. Американский лобстер способен дожить до 140 лет. Если, конечно, не будет подан к обеду, что чаще всего и случается. Более инертные животные — вроде определенных видов коралловых и губчатых — при идеальных условиях высиживают под водой тысячелетия. Достижение, с которым могут сравниться лишь человеческая глупость и дубы в долине Джуруба.

Поденки, маленькие крылатые насекомые, в идеальных условиях живут один день, в среднем несколько часов, минимально полчаса. Тридцать минут полета, спаривание, смерть — мимолетная и функциональная участь.


И хотя личиночная фаза у поденки длится несколько лет, полноценная особь существует в рамках своего семантического кода. Впрочем, результат у всех один. Бесповоротная остановка жизнедеятельности организма, известная как смерть, настигает мушку так же, как и гренландского кита, и Turritopsis nutricula.

Конечность физического бытия — биологический факт, универсальный для всего, что принято называть живым. В случае человека идея смерти представляется одним из базовых элементов познания мира. Она формирует сознание, поведение, искусство, экономику, религию, политику. С начала времен человек придумал свой, особый механизм смирения, спрятанный в ритуале, выработал систему чувств к неизбежному концу и до сих мечтает преодолеть его. Он максимально погружен в культуру смерти или по крайне мере хорошо о ней информирован.

Но существует ли идея смерти вне человека, что знают о ней, как различают и переживают ее другие животные?

Наблюдать смерть в дикой природе не так просто. Обычно она спрятана за убийством ради еды или борьбой за выживание. Смерть здесь навязана инстинктом самосохранения, который животные чувствует лучше, чем мы — по крайней мере, до тех пор, пока сами не перейдем от мысли к опыту. Поэтому первый очевидный уровень восприятия смерти у животных — рефлексивный, направленный на то, чтобы избежать угрозы и выжить — во чтобы то ни стало.

Его легко спутать с осознанным переживанием, особенно когда человек, подверженный иллюзии антропоморфизма, интерпретирует боль и стремление ее преодолеть как понимание смерти животным. Кошка уходит умирать в одиночестве не потому, что видит приближающийся конец — просто это слабость подсказывает ей укрыться от внешних угроз для своего здоровья. Собака воет на луну не из-за тоски по бренному — это обозначение территории или момент социального взаимодействия. Сиротливый взгляд овцы перед забоем — это не эмоция, а проекция человеческого беспокойства.

Следующий уровень переживаний находится в отношениях животного к смерти другого. Может ли животное почувствовать утрату, обратить на нее внимание, прочувствовать ее до конца и отдать моменту необходимые символические почести?

Приматы будут первыми, кто способен претендовать на эмоциональную зрелость в этом вопросе. Например, гориллы живут в группах с развитой социальной структурой, поэтому способны испытывать сложные и направленные чувства к членам своих семей. Самый яркий пример — нежелание матери расставаться с мертвым ребенком. В декабре 2011 года в национальном парке Вирунга Демократической республики Конго в семье горных горилл одна из молодых матерей никак не могла смириться со смертью своего новорожденного ребенка. В течение недели она не выпускала из рук мертвое тельце, ухаживая за ним и проявляя очевидные признаки депрессии. Такое поведение встречается и у горилл в неволе. Посетители мюнстерского зоопарка могли наблюдать в 2008 году, как горилла Гана на протяжении нескольких недель таскала с собой умершего от болезни сердца детеныша.


Горилла с мёртвым детёнышем

Подробно задокументирована смерть шимпанзе Пэнси в шотландском сафари-парке. Дряхлеющая пятидесятилетняя особь в течение нескольких дней умирала от старости, а ее семейство, несмотря на свой буйный нрав, тихо собиралось вокруг тела.

В итоге смерть была зафиксирована одним из самцов группы. Он поднял ее руки, несколько раз пнул, после чего остальные шимпанзе нашли в себе силы отойти от мертвой Пэнси. Единственной, кто остался рядом, была ее дочь Роузи. Она провела с трупом всю ночь, а на следующий день уже с помощью вернувшихся обезьян ухаживала за телом, счищая с него солому и грязь.

Потом шимпанзе забрали сотрудники парка, а семейство еще несколько дней не возвращалась на свое излюбленное место ночлежки. Более того, в течение следующей недели они вели себя неожиданно тихо и съели значительно меньше еды, чем обычно. Похожая реакция была запечатлена в 2009 году в Камеруне на уже ставшей знаменитой фотографии, где скончавшаяся от старости шимпанзе вызывает у своих соплеменников вид, близкий к поминальному.

Кроме приматов чутким отношением к смерти отличаются и слоны. До XX века существовал миф, что эти огромные травоядные животные чувствуют приближение своей гибели и уходят умирать в места, еще раньше облюбованные их предками. Кладбища слонов мечтали найти и ученые, и меркантильно мотивированные продавцы бивней, но поиски оказались либо не верифицируемы, либо безрезультатны.

Главным достижением этого мифа стал большой массив данных о предсмертных повадках животного. Больной, умирающий слон испытывает огромную жажду и в последние часы своей жизни идет по проторенному пути к водопою. Там, вдоволь напившись, он погружается в воду, где и встречает смерть. Когда такие водоемы высыхают, то в них обнаруживают останки слонов, но к масштабам, напоминающим кладбища, они все-таки не приближаются.


Слоны собрались около погибшего собрата

В миланском исследовательском институте Tethys также считают, что на смерть могут реагировать и дельфины. Ученые не раз наблюдали у самок сильную привязанность к умершим детенышам. Последний такой случай был зафиксирован в Южно-Китайском море с самкой афалина. Подобные модели поведения в разной степени выделяются у жирафов, гусей, собак и других животных с зачатками социального поведения. Они фиксируют появления чувства утраты, определенного ощущением родовой принадлежности и групповой привязанности.

Конечно, лучшим доказательством осознанных отношений к смерти у животных был бы самый глубокий уровень ее понимания — самоубийство. Но никаких серьезных исследований или примеров суицидального поведения среди животных на сегодняшний момент нет. Выбросившиеся на берег киты сбиваются с пути. Лемминги срываются с обрыва по глупой случайности. Стерильная пчела умирает, потеряв жало — не от большой смелости, а потому что не может иначе. Собаки прыгают с моста, почуяв что-то съестное.

Восприятие смерти у социальных животных не всегда связанно с инстинктом. Ее ареал выходит за пределы рефлексивного и позволяет определенным видам по-особенному выделять гибель сородичей, пусть и не используя привычный нам набор эмоциональных реакций.

Интенсивный график съемок и существование в неволе все хуже и хуже сказывались на состоянии умелой актрисы, пока наконец она не впала в депрессию. Подавленное состояние прогрессировало и привело к тому, что Кэтти свела счеты с жизнью прямо на руках О’Бэрри. Смерть наступила от асфиксии. Она попросту перестала дышать. Для того чтобы полностью прочувствовать историю Кэтти, следует понимать, что дельфины дышат сознательно, а каждый новый вздох для них — это осмысленный акт.

Есть ли у трагедии, кардинально изменивший жизнь О’Бэрри, какой-либо значимый научный фундамент, покажут лишь будущие исследования. Но всего вышеперечисленного о взаимодействиях животных со смертью уже хватит для того, чтобы засвидетельствовать — восприятие смерти у социальных животных не всегда связанно с инстинктом. Ее ареал выходит за пределы рефлексивного и позволяет определенным видам по-особенному выделять гибель сородичей, пусть и не используя привычный нам набор эмоциональных реакций. Антропоцентризм в данном случае оказывается еще обманчивее антропоморфизма, а на вопрос, переживают ли животные смерть, находится свой короткий ответ: некоторые — да, и это надо учитывать.

В чём загадка гибели Мохенджо-Даро

Мохенджо-Даро — главный город Хараппской цивилизации, существовавшей в долине Инда в III тысячелетии до н. э. Считается, что город возник в 2600 году до н. э., а после 1900 года до н. э. таинственно и внезапно погиб.

При раскопках в 20-х годах XX века археологи обнаружили несколько помещений с 13 скелетами и среди них — один детский. По расположению скелетов сделали вывод, что смерть застала людей во время трапезы.

Дальнейшие исследования навели учёных на мысль, что в глубокой древности произошла какая-то страшная катастрофа, разрушившая часть города и погубившая его жителей. После этого и вся Хараппская цивилизация перестала существовать.

Тайна гибели древнего города Мохенджо-Даро. 6 правдоподобных и фантастических версий

Что же случилось с Моженджо-Даро, центром древней цивилизации в долине Инда? Почему город был заброшен в одночасье, куда исчезли его жители?

И почему народы, которые заселили эти территории, не стали его восстанавливать, а предпочли селиться подальше от этого места, ведя довольно примитивное, по сравнению с предыдущим этапом, хозяйство.

Версия первая: нашествие

По мнению ряда исследователей, самым известным из которых был английский археолог Мортимер Уилер, обитатели Мохенджо-Даро подверглись истреблению во время нашествия ариев.

Теория о миграции ариев в Индию сложилась, по большому счёту, на основании лингвистических исследований и этнографического анализа ведийской религии, ритуалов и поэзии, без археологических или иных вещественных доказательств.

Тайна гибели древнего города Мохенджо-Даро. 6 правдоподобных и фантастических версий

Кроме того, по его мнению, количество найденных останков — несколько десятков — абсолютно не свидетельствует о нашествии, нет и массовых разрушений.

Даже если говорить о расселении ариев на этой территории, то, согласно лингвистическому анализу, оно произошло уже после того, как цивилизация рухнула.

Не в пользу версии нашествия говорит и то, что при раскопках нашли очень малое количество какого-либо оружия. Всё найденное с равным успехом могли применять в быту или для охоты.

Версия вторая: эпидемия

Разливы рек, заболоченность, возможно, комары и другие насекомые могли стать разносчиками какой-то заразы. От эпидемий никто не застрахован.

Однако ни направленные разрушения строений, ни следы пожаров эпидемии не объясняют.

Даже в Средние века, говорил Скляров, Европа, пережившая эпидемии, оказалась отброшенной лет на сто, но цивилизация не рухнула.

Эта версия не имеет доказательств и не объясняет картину, открывшуюся археологам при раскопках.

Версия третья: природный катаклизм

Существует версия, что на рубеже III – II тысячелетий до н. э. произошло резкое изменение климата: он стал более жарким и засушливым.

Учёные, занимающимся изучением окружающей среды в доисторические времена, считают, что некогда могучая река Сарасвати (Гхаггар-Хакра) изменила своё русло, обмелела и перестала течь к предгорьям Гималаев, начав впадать одним притоком — Ямуна — в реку Ганг, другим — Сатледж — в реку Инд. Это произошло из-за ряда тектонических изменений.

Процесс завершился около 1750 года до н. э., но начался он гораздо ранее, возможно, со смещения пластов и огромного наводнения в период между 2100 и 1900 годами до н. э.

Что касается наводнения, то оно могло бы стать причиной гибели Мохенджо-Даро, тем более что многие постройки в городе археологи датируют тем же периодом с 2200 по 1900 год до н. э, и ничего позже уже не строилось.

Тайна гибели древнего города Мохенджо-Даро. 6 правдоподобных и фантастических версий

Но наводнение, даже катастрофически внезапное, опять-таки не объясняет наличие локализованного очага разрушений и следы пожаров.

Кроме того, останков погибших при внезапной катастрофе такого масштаба должно быть больше.

Учёные-климатологи в 2018 году обнаружили свидетельства того, что легендарная первая цивилизация Земли в долине реки Инд исчезла из-за резкой перемены климата и характера выпадения осадков. Их выводы были опубликованы в журнале Climate of the Past.

Тайна гибели древнего города Мохенджо-Даро. 6 правдоподобных и фантастических версий

Они связали конец Хараппской цивилизации не с наступлением засухи, а с тем, что характер выпадения осадков радикально изменился — зимние муссоны стали ещё более обильными, а летние дожди начали выпадать всё реже и реже.

Вполне возможно, что эти изменения могли сказаться на цивилизации индского региона, но никак не могли привести к одномоментному уничтожению огромного города и его жителей.

Версия четвёртая: ядерная война

Сторонники этой версии опираются на то, что при раскопках чётко прослеживался эпицентр какого-то внешнего воздействия — воронка диаметром около 50 м, а далее, по мере удаления, разрушения уменьшались.

Противники этой версии, физик Андрей Скляров и кандидат технических наук, специалист по физике взрыва Михаил Бубнов, считают, что воронка, о которой идёт речь, не могла появиться от взрыва ядерной бомбы, поскольку она слишком мала и разрушения незначительны.

Тайна гибели древнего города Мохенджо-Даро. 6 правдоподобных и фантастических версий

При испытаниях в 1945 году на полигоне, при взрыве бомбы мощностью в 21 килотонну в тротиловом эквиваленте размер плазменного шара составил 200 м в диаметре.

Тайна гибели древнего города Мохенджо-Даро. 6 правдоподобных и фантастических версий

При бомбардировке Хиросимы в течение нескольких минут 90% людей, находившихся на расстоянии 800 метров и меньше от эпицентра, погибли. И часть города была буквально сметена взрывом.

В Мохенджо-Даро картина иная. Там жили от 30 до 70 тыс. человек (по разным оценкам), а скелетов было найдено всего несколько десятков.

Тайна гибели древнего города Мохенджо-Даро. 6 правдоподобных и фантастических версий

Ещё один аргумент сторонников ядерного взрыва — оплавленные от высокой температуры (свыше 1000 С°) обломки керамики. Скляров объясняет это тем, что ко времени катастрофы плавильные печи в городе появились почти на каждой улице. А внутри этих печей делалась глиняная обмазка, которая под длительным воздействием высоких температур и приобрела такой вид. Именно эти осколки от разрушенных печей и нашли археологи.

Если учесть, что в 20-х годах XX века, когда откопали Мохенджо-Даро, никому бы и в голову не пришло измерять радиоактивность археологических находок, значит, эти исследования проводились гораздо позже. Где, как и в каких условиях хранились эти останки, неизвестно. Поэтому эти данные вызывают сомнения.

Если предположить, что был ядерный взрыв, то радиация должна сохраниться не только на скелетах, но и на стенах зданий. Но ни в научных, ни околонаучных кругах о таких измерениях нет сведений.

Таким образом, для версии ядерного взрыва в Мохенджо-Даро пока нет никаких оснований, считал Скляров. С ним соглашается и Бубнов.

Другие гипотезы гибели Мохенджо-Даро

Тайна гибели древнего города Мохенджо-Даро. 6 правдоподобных и фантастических версий

Версия Михаила Бубнова — взорвавшийся метеорит

Тайна гибели древнего города Мохенджо-Даро. 6 правдоподобных и фантастических версий

Расчёты показали, что прямого попадания небесного тела не было, иначе весь город был бы полностью разрушен. И появился бы кратер глубиной не менее 20 м, который не обнаружили при раскопках.

При моделировании взрыва метеорита в атмосфере над городом учитывались план строений, материалы, из которых они были созданы (кирпичная кладка), и состав грунта.

Суперкомпьютер выдал картину распространения взрывной волны и выделил зону полного разрушения. По расчётам, уже в 100 метрах от неё конструкции останутся стоять, а люди погибнут от повреждений внутренних органов.

Но чем дальше от эпицентра, тем больше было шансов у жителей выжить, поэтому они могли в панике покинуть город и больше никогда туда не возвращаться из-за страха, считает Бубнов.

Он также не отрицает возможность катастрофы из-за мощнейшего электрического разряда с плазменным шаром.

Учёный делает вывод, что там, скорее всего, действительно что-то взорвалось, но не было прямого попадания, взрыв произошёл в атмосфере.

Мнение представителя официальной науки

В Мохенджо-Даро, уверен кандидат исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета Дмитрий Беляев, нет никаких концентрических разрушений, которые могли быть вызваны ударной волной. Никакие живые организмы от избыточного давления там тоже не погибали. В городе не было никакой катастрофы. Поэтому там ничего не взрывалось — ни астероид в атмосфере, ни плазменный шар из шаровых молний.

Но в чём именно заключается причина гибели города, историк не указывает.

Итак, гипотез довольно много, но пока официальная наука тоже не может уверенно и однозначно объяснить гибель Мохенджо-Даро. Впрочем, вполне возможно, что разгадка ещё впереди.

Новый законопроект США направлен на прекращение преследования Фалуньгун в Китае

Новый законопроект США направлен на прекращение преследования Фалуньгун в Китае

Баснописец Крылов: добрый чудак с репутацией эксцентрика

Баснописец Крылов: добрый чудак с репутацией эксцентрика
Баба-Яга — вымысел или реальный персонаж?

Мистика Николая Гоголя

Мистика Николая Гоголя

Евровидение-2021: церемония открытия в Нидерландах

Евровидение-2021: церемония открытия в Нидерландах

Красота женщины в портретах Михаэлы Норок

Красота женщины в портретах Михаэлы Норок


Прогулка по Лидскому замку 04.07.2015 --> Смотрели: 90 (57)

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 16:33 17.10.2016 Фотографий: 1

-Цитатник

ТО СОЛНЕЧНО , ТО ПАСМУРНО . Михаил Туписов село русское. иней .

Красивые натюрморты Алексея Антонова .

ОЙ СНЕГ , СНЕЖОК , БЕЛАЯ МЕТЕЛИЦА . Александр Хайков .

Замки Луары: Шатодён, первый из замков Замок Шатодён (Châtea.

С днем защитника Отечества \ открытки и надпись + код

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

1-1 (700x399, 268Kb)

2 (700x466, 381Kb)

3 (700x525, 231Kb)

09 (700x426, 213Kb)

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.

Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.

Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

17.mohenjodaro-AEY4CF-1680x1050 (700x437, 371Kb)

291268_screenshot_1 (700x525, 635Kb)

6341545 (700x525, 425Kb)

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!). По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются Наиболее сохранились окраинные строения Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Но вернёмся к самому городу…

9923234 (700x470, 420Kb)

Archaeological-Ruins-at-Moenjodaro (700x448, 405Kb)

dedbbe4d90de09e27a5f62e6d67e7e28 (700x434, 391Kb)

fullsize (700x524, 415Kb)

harappa_600x (600x450, 240Kb)

moenjodaro-harabeleri_591092 (700x525, 502Kb)

Mohenjo-daro (700x525, 557Kb)

site_0138_0005 (700x377, 217Kb)

tmp434264633633669120 (700x483, 445Kb)

Реконструкция города Хараппской культуры, к ней принадлежит и Мохенджо-Даро
Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э.

Читайте также: