Сообщение на тему забота о здоровье плода отраженная в народных традициях

Обновлено: 07.07.2024

В этой цепи рождений и смертей умершие предки потенциально являются потомками. Существовало представление, что души родственников могут воплощаться только в пределах своего рода, поэтому каждый ребенок во чреве матери считался душой воплощающегося в тело родственника — дедушки, прадедушки, прапрабабушки и т. д. Каждый ныне живущий человек после своей кончины мог получить новую жизнь в новом теле у своих детей, внуков или правнуков. Не желая наносить вред своему роду, а значит и самому себе, к беременной всегда стремились относиться очень почтительно и заботливо. Не говоря уже о религиозном страхе перед Божьим гневом и гневом умерших, к общине которых рано или поздно присоединится всякий.

Таким образом, беременная женщина вынашивала потомка — в прошлом предка — и оказывалась на границе между двумя мирами: миром людей и потусторонним сверхъестественным миром душ. Осуществляя связь между мирами, являясь выражением вселенского закона, беременная носит в себе магическую силу и находится под неусыпным покровительством обожествленных Предков-Прародителей. Поэтому обидеть ее — означало нанести оскорбление всем предкам и прогневить их. Одновременно оскорбление беременной, отказ ей в просьбе, неуважительное отношение к ней означало нанесение вреда всем потомкам. Все это могло навлечь на дом обидчика беды и несчастья.

Сама беременная женщина, как правило, скрывала факт своей беременности даже от собственного мужа. Считалось, что лучше всего дитя развивается тогда, когда об этом никто кроме матери не знает. Семейные, т. е. все родственники, которые жили одной семьей в пределах дома, да и соседи, всегда подыгрывали ей в этом и не задавали прямых вопросов о ее беременности и сроке родов. Более того, они таких расспросов даже избегали, опасаясь подозрений в злом умысле. Считалось, что открыто интересоваться этим может только тот, кто желает навести на беременную и будущего младенца порчу. Спросить женщину о факте беременности и сроке родов могли только муж, ее собственная мать и свекровь, и то только тогда, когда практически были уверены, что беременность состоялась.

Заботу по отношению к беременной стремились проявить не только ее домочадцы и родня, но и односельчане. Частенько к беременной забегали любопытные соседки посудачить, дать какой-нибудь совет, помочь по хозяйству. Обязательным, и уж во всяком случае не лишним, считалось принести ей гостинец. В некоторых местностях идти в дом к беременной с пустыми руками считалось неприличным, это могло вызвать общественное осуждение. С богатыми подарками приходили к ней бездетные женщины и молодухи первого года замужества, чтобы почерпнуть от нее силы плодородия.

Согласно народным верованиям, если беременная просила денег, какой-либо вещи или чего-нибудь съестного и получала отказ, это могло навлечь на дом обидчика если не ее гнев, то уж точно гнев предков. И тогда в скором времени в его доме могло произойти несчастье: мыши или крысы изгрызут всю одежду, моль поест все шерстяные вещи…

Беременную женщину стремились также предохранить от испуга, огорчений и других нервных переживаний, боясь навредить младенцу. Именно поэтому ее не отпускали одну в лес, отстраняли от участия в похоронах, не позволяли смотреть, как забивают скот, уберегали от ссор, старались не раздражать, чтобы не испортился характер ребенка.

Правила поведения по отношению к беременной
Эти правила в народной жизни имели силу неписаного закона, который должны были соблюдать все деревенские жители. Не выполнение какого-либо из них могло навлечь на голову провинившегося не только гнев предков, но и всеобщее осуждение. Вот эти правила:

Нельзя отказывать беременной в просьбе что бы то ни было купить.

Нельзя обойти беременную подарком на праздники. Если шли в гости в дом, где есть беременная, то обязательно несли ей гостинец или подарок.

Нельзя оскорблять и ругать беременную даже за глаза, устраивать в ее присутствии скандалы или ссоры, браниться и выяснять отношения, и тем более драться, чтобы не испортился характер ребенка.

Необходимо кормить беременную лучшими продуктами, удовлетворять все ее желания и прихоти в еде. Отказ в этом считался непростительным грехом.

Необходимо оберегать беременную от всего страшного, следить, чтобы она не испугалась, чтобы ей не попадалось на глаза что-либо некрасивое или уродливое.

Необходимо, чтобы беременная смотрела только на красивое и, особенно, на красивые человеческие лица, чтобы будущий малыш был красив и здоров.

Необходимо ограждать беременную от тяжелых работ, а если этого невозможно избежать совсем, то обязательно нужно ей помогать. Беременная никогда не выполняла работы, связанные с подъемом тяжестей; для нее полностью исключались бег, прыжки, резкие движения, толчки, подтягивания и все то, что могло вызвать сотрясение ее тела и повредить будущему ребенку. Для нее также исключались все ситуации, где был риск падения и ушиба, — это могло привести к травме или гибели внутриутробного плода, вызвать преждевременные роды.

В то же время двигательная активность беременной не ограничивалась полностью. Ей необходимы физические нагрузки определенного характера, такие как ходьба, наклоны, повороты, которые помогают благополучно разродиться.

Необходимо окружать беременную атмосферой доброжелательности и чуткости, проявлять по отношению к ней заботу и ласку, так как полагали, что их отсутствие портит характер младенца.

Необходимо прощать беременной все ее странности и потакать всем ее фантазиям. Считалось, что таким образом в ней говорит душа дитяти.

Справедливость этих правил, подтвержденная опытом народной жизни, теперь доказана и открытиями современной науки. Таким образом, следование собственным культурным традициям и в сегодняшней жизни поможет обеспечить нормальное протекание беременности и родов, создаст благоприятные условия для формирования физического и психического здоровья будущего ребенка.

Источник: Ребенок от зачатия до года / Ж. В. Цареградская. - М.:Астрель: АСТ, 2007. - 281, [7] с. - (Универсальное пособие).


2. Березницкий, С.В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов амуро-сахалинского региона /С. В.Березницкий. Владивосток: Дальнаука, 2003. - 486 с.

3. Цареградская, Ж. В. Ребенок от зачатия до года / Ж.В. Цареградская. -М.: Астрель: ACT, 2005.- 281 с.

В основе традиционного отношения к беременным женщинам и маленьким детям лежали представления о продолжении рода, формирование которых проходило в соответствии с мифологическими мировоззрениями. Традиции опирались не на произвольный вымысел, а на тонкое знание природы и психологии человека, в том числе младенца, как до рождения, так и в первые годы жизни.

Здоровье матери и ребенка было необходимым условием выживания народностей средней полосы России и русского севера, ведущих натуральное хозяйство. Чтобы выжить здесь, человек должен был обладать не только крепким здоровьем и выносливостью, но и очень спокойным, уравновешенным характером, исключающим раздражительность, злобливость, взбалмошность, скандальность и упрямство – словом все то, что могло бы поставить под угрозу возможность выживания. Многие из традиционных правил ухода за беременной были продиктованы заботой о формировании психического и физического здоровья будущего ребенка, развитии у него необходимых положительных черт характера.

Основой заботливого отношения к беременным женщинам являлись древние религиозно-магические представления о перевоплощении души. Поэтому забота о беременной женщины и выражалась в двух ракурсах: рациональном и магическом. Беременную женщину старались освободить от тяжелой работы по хозяйству, запрещали ей волноваться, переохлаждаться, совершать резкие движения. Не менее важное значение имели магические приемы защиты роженицы и ребенка от воздействия злых духов: запрещалось заранее шить одежду для ожидаемого ребенка, так как об этом могли узнать злые духи и погубить его. Лишь после рождения младенца мать могла сшить заранее приготовленные заготовки детской одежды. Беременной женщине запрещалось шить в последние месяцы и резать материю – это могло привести к выкидышу. В обществе беременную старались оградить от возможного воздействия духов, даже добрых, и души умершего человека.

По верованиям поронайских нивхов, беременной нельзя было принимать участие в ритуалах, и особенно в похоронном ритуале, даже если умирали родители. Различные запреты распространялась не только на роженицу, но и на ее семью, и особенно мужа. Валовские эвенки и ульта считали, что если при разделке туши животного муж порежет себе палец, то ребенок родится без пальца, если сломает кость животного, то могут поломаться кости и у ребенка, ребенок может родиться калекой или психически неполноценным, которых в традиционной культуре убивали. В традиционном обществе мужу беременной запрещалось на последних неделях беременности забивать гвозди и точить ножи, чтобы роженица не изошла кровью.

Следует отметить отличия охранительных приемов разных нижнеамурских этносов. Так, в обществе нанайцев, нивхов и ульчей перед родами было запрещено использовать ловушки давящего типа, закрывать замки, привязывать сети и вообще делать что-либо основанное на завязывании узлов. Нарушение этого запрета могло плохо сказаться на предстоящих родах. Хунгарийские орочи применяли противоположные приемы.

С рациональными и магическими причинами заботы об удачном исходе охотничьего промысла был связан обычай рожать в отдельном помещении. В культуре удэгейцев при рождении ребенка его пуповину перерезали обожженной на огне стрелой на выдру или соболя и перевязывали конопляными нитками. После ритуала стрелу настораживали в самостреле, и она всегда попадала в зверя. Таким образом, рождение ребенка становилось особым случаем, позволяющим нарушить древний промысловый запрет.

В основном же в традиционном обществе народов региона роженицу на время отселяли из общего жилища в отдельное помещение. У удэгейцев муж строил отдельный балаган, заготавливал дрова и оставлял роженицу одну. При родах ей помогали мать или бабушка, которые изготавливали и колыбель для ребенка. В случае тяжелых родов, если ребенок долго не появлялся на свет, удэгейцы считали, что роженица имела половое общение с мужчиной запрещенного класса. Если у женщины часто умирали новорожденные, то нанайцы совершали охранительный магический ритуал: люди нарушали целостность тела с тем, чтобы оно уже никогда не возродилось, так как считалось, что тело является причиной смерти души. Детоубийство в раннем возрасте не считалось грехом и преступлением, так как душа еще не окончательно вселилась в тело ребенка. Поэтому старухи относили в лес только тело, душа же могла вернуться обратно в соответствующую часть Вселенной и повторить детородный процесс.

Таким образом, в большинстве случаев рождение близнецов в традиционной культуре коренных народов региона считалось хорошим признаком и связывалось с деятельностью добрых духов. Общими в своей основе у амурских этносов были ритуалы защиты ребенка от злых духов при помощи различных амулетов. Это были части тела животных и птиц: зубы и когти, кончики носа выдры, рыси, медведя, соболя и других животных, которые подвешивали над колыбелью. Удэгейцы и орочи верили, что в костях животных находится их душа. Над колыбелью мальчика подвешивали талисманы из костей, так как считалось, что когда он вырастет, то сможет добывать зверей, кости которых висели над его колыбелью. Якуты после рождения ребенка устраивали обряд благодарения богине деторождения Айсыт и сжигали ей в жертву берестяные фигурки лося, лошади и собаки. Женщины смазывали себе лицо, волосы и руки маслом и громким хохотом старались привлечь внимание богини, чтобы она способствовала обильному деторождению. На третий день после родов нивхи прокалывали мочки ушей новорожденной девочке и вдевали в отверстие ниточку из крапивы для того, чтобы дырочка не зарастала. Нужно было опередить злого духа и не дать ему возможности отметить девочку для себя.

Таким образом, можно отметить сходные для всех коренных народов Севера верования, обычаи и ритуалы, направленные на сохранение жизни роженице и новорожденному. Несмотря на некоторые особенности у отдельных народов, в целом представления и ритуалы являются единым комплексом.

В основе традиционного отношения к беременным и маленьким детям лежали представления о продолжении рода, формирование которых проходило в соответствии с мифологическим мировоззрением наших предков. Народная традиция вобрала в себя опыт многих поколений и содержит глубочайшую мудрость и точное практическое знание, основанное на реальных жизненных наблюдениях. Традиция опиралась не на произвольный вымысел, а на тонкое знание законов природы и психологии человека, и в том числе психологии младенца как до рождения, так и в первые годы жизни. В ней непостижимым образом было учтено то, к чему только сейчас приходят ученые в своих исследованиях.

Мифологические основы отношения к беременной

Уход за беременной в деревенской среде

Согласно народным верованиям, если беременная просила денег, какой-либо вещи или чего-нибудь съестного и получала отказ, это могло навлечь на дом обидчика если не ее гнев, то уж точно гнев предков. И тогда в скором времени в его доме могло произойти несчастье: мыши или крысы изгрызут всю одежду, моль поест все шерстяные вещи… Беременную женщину стремились также предохранить от испуга, огорчений и других нервных переживаний, боясь навредить младенцу. Именно поэтому ее не отпускали одну в лес, отстраняли от участия в похоронах, не позволяли смотреть, как забивают скот, уберегали от ссор, старались не раздражать, чтобы не испортился характер ребенка.

Правила поведения по отношению к беременной

Эти правила в народной жизни имели силу неписаного закона, который должны были соблюдать все деревенские жители. Невыполнение какого-либо из них могло навлечь на голову провинившегося не только гнев предков, но и всеобщее осуждение. Вот эти правила:

Нельзя отказывать беременной в просьбе что бы то ни было купить. Нельзя обойти беременную подарком на праздники. Если шли в гости в дом, где есть беременная, то обязательно несли ей гостинец или подарок Нельзя оскорблять и ругать беременную даже за глаза, устраивать в ее присутствии скандалы или ссоры, браниться и выяснять отношения и тем более драться, чтобы не испортился характер ребенка.

Необходимо кормить беременную лучшими продуктами, удовлетворять все ее желания и прихоти в еде. Отказ в этом считался непростительным грехом.

Необходимо оберегать беременную от всего страшного, следить, чтобы она не испугалась, чтобы ей не попадалось на глаза что-либо некрасивое или уродливое.

Необходимо, чтобы беременная смотрела только на красивое, и особенно на красивые человеческие лица, чтобы будущий малыш был красив и здоров Необходимо ограждать беременную от тяжелых работ, а если этого невозможно избежать совсем, то обязательно нужно ей помогать. Беременная никогда не выполняла работы, связанные с подъемом тяжестей; для нее полностью исключались бег, прыжки, резкие движения, толчки, подтягивания и все то, что могло вызвать сотрясение ее тела и повредить будущему ребенку. Для нее также исключались все ситуации, где был риск падения и ушиба, — это могло привести к травме или гибели внутриутробного плода, вызвать преждевременные роды. В то же время двигательная активность беременной не ограничивалась полностью. Ей необходимы физические нагрузки определенного характера, такие как ходьба, наклоны, повороты, которые помогают благополучно разродиться.

Необходимо окружать беременную атмосферой доброжелательности и чуткости, проявлять по отношению к ней заботу и ласку, так как полагали, что их отсутствие портит характер младенца.

Необходимо прощать беременной все ее странности и потакать всем ее фантазиям. Считалось, что таким образом в ней говорит душа дитяти. Справедливость этих правил, подтвержденная опытом народной жизни, теперь доказана и открытиями современной науки. Таким образом, следование собственным культурным традициям и в сегодняшней жизни поможет обеспечить нормальное протекание беременности и родов, создаст благоприятные условия для формирования физического и психического здоровья будущего ребенка.

В основе традиционного отношения к беременным и маленьким детям лежали представления о продолжении рода, формирование которых проходило в соответствии с мифологическим мировоззрением наших предков. Народная традиция вобрала в себя опыт многих поколений и содержит глубочайшую мудрость и точное практическое знание, основанное на реальных жизненных наблюдениях. Традиция опиралась не на произвольный вымысел, а на тонкое знание законов природы и психологии человека, и в том числе психологии младенца как до рождения, так и в первые годы жизни. В ней непостижимым образом было учтено то, к чему только сейчас приходят ученые в своих исследованиях.

Мифологические основы отношения к беременной


КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ СЛАВЯН СОБЛЮДАЕМЫЕ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ, РОДОВ И В ПОСТРОДОВОМ ПЕРИОДЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Продолжение своего рода это одна из самых важных целей для любого народа. Поэтому от зачатия до рождения, и до достижения юношеского возраста нашими Предками соблюдались определенные правила, проводились специальные обряды, которые были призваны уберечь подрастающее поколение от всяких напастей.

Для продолжения рода, женитьба молодых славян должна происходить по их обоюдному согласию и с благословения своих родителей по древним ритуалам. Нельзя было сочетаться родственникам вплоть до девятого колена, как по материнской линии, так и по линии отца. Нельзя было брать в жены чернокожих невест, так как у этого вида человечества слишком большие генетические различия со славянами и как заметили наши предки, такие браки приводили к постепенному вырождению рода (не зря детей из таких смешанных браков у нас в народе называют мулатами, ведь мул не имеет потомства).

Асы-Арийцы давно знали, что посредством энергоинформационных воздействий (только в определенное время) пол зародыша может быть изменен. Для этого волхвом проводился специальный обряд, когда формирование плода подходило к стадии выявления пола. В Ведах приводятся обряды, выполняемые отцом и матерью с целью дать плоду в матке желательный пол. А теперь несколько правил для беременной:

2.Беременной нельзя смотреть на страшных зверей, уродцев, на ужасы. Эта примета имеет под собою все основания. То, к чему народ пришел путем многовековых наблюдений, сейчас доказано медициной. Действительно, находясь еще в материнской утробе, ребенок чутко реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери.

3.Беременная не должна ничего шить, резать и латать. Как видим, речь идет об острых предметах - ноже, ножницах, иголке. Если беременная уколется или поранит себя, она, естественно, испытает чувство испуга и страха, а это сказывается на состоянии ребенка.

4.Беременная не должна сидеть на пороге. В первую очередь это связано с теми магическими свойствами, которые приписываются порогу как границе между двумя мирами - внешним, чужим, и внутренним, домашним, своим. Но, в сущности, за этим просматривается забота о здоровье будущей матери, ибо, во-первых, сидеть на пороге - далеко не самая удобная поза для беременной, а иногда и просто опасная, и, во-вторых, порог - место сквозняков, которые вовсе ни к чему женщине в таком состоянии.

5.Нельзя беременной через окно перелезать: роды трудными будут. Через окно или отверстие которое разбиралось в стене, по старому обычаю из дому выносили умерших злых черных колдунов, чтобы они не запоминали обратной дороги через дверь и не являлись потом для совершения своих злодеяний. Так кстати, был похоронен князь Владимир Красно Солнышко, огнем и мечем крестивший Русь и принесший этим много горя славянам.

6.Нельзя при беременной ругаться: ребенок с изъяном родится. Эта примета, замеченная длительным наблюдением наших предков. Не случайно и сейчас врачи рекомендуют беременным находиться подальше от шумных мест, резких звуков, нервных ситуаций. Все это отрицательно сказывается на ребенке.

Новорожденного сразу надо было на вывернутый тулуп положить - тогда богатым будет. Это связано с почитанием Бога Велеса - Волоса, который был ответственен за богатство, а также был покровителем зверей.

Точно таким же образом от уроков и призоров очищалась и рожаница, так как считалась что во время родов она была беззащитна и подвергалась опасности воздействия темных сил.

Таким образом, нам, современным людям, эти традиции, обряды и заговоры, связанные с рождением детей, могут показаться странными. Но следование этим культурным традициям и в сегодняшней жизни поможет обеспечить нормальное протекание беременности и родов, создаст благоприятные условия для формирования физического и психического здоровья будущего ребенка.

Читайте также: