Ценностные ориентиры в эпоху возрождения сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Несмотря на сравнительную непродолжительность данной эпохи, качественные сдвиги, произошедшие в этот период, весьма значительны: формируется особый тип мировосприятия, происходят перемены в отношениях с природой, утверждаются ценности, которые затем составят духовную основу современного инновационного мира.

Отношение к новому. Особенность эпохи Возрождения состояла и в том. что новым здесь выступило во многом забытое старое - античность. Возрождение идей Платона. Аристотеля. Лукреция и др. (без схоластической цензуры) явилось одним из проявлений новизны. Само стремление к преодолению догм. радость от процесса узнавания себя и мира утвердили ценность и важность Нового вообще. Деятели Возрождения были. как известно. новаторами во многих стилях и жанрах. Античность выступила лишь способом. с помощью которого новая эпоха решала собственные задачи. Обретение нового знания и истины наделялись здесь особым религиозным смыслом: обладание ими было признаком райского бытия. близости к Богу.

Уже для раннего гуманизма (Салютати. Браччолини) была характерна высокая оценка тех видов деятельности. которые связаны с общественным. политическим и. конечно. интеллектуальным трудом; начиная с середины XV в. экономическая жизнь - ремесло. сельское хозяйство. торговля. мореплавание - также начинает наполняться все большей ценностью. С бурным расцветом городов связано и новое отношение к богатству. которое получает теперь моральное и социальное оправдание. бедность же лишается ореола святости и идеала.

Ценности эпохи. Эпоха Возрождения отмечена всесторонним утверждением ценностей инновационного типа цивилизации. Ценность свободы в наибольшей степени находит развитие в интеллектуальной и эстетической сферах, а так же, как отмечалось, отчасти становится реальностью в сфере политической в ряде вольных итальянских городов. Особое значение в эту эпоху имеют ценности антропоцентризма и гуманизма, утверждение которых, способствовало тому, что земная жизнь и деятельность человека вновь приобрели присущую им непосредственную самостоятельность и значимость. Ценность человека, титана, творца становится самоценностью, что и позволяет определить эпоху Возрождения как эпоху антропоцентризма (гуманизма). Развитие интеллектуального творчества способствовало развитию ценности разума, рациональности. Особой чертой этой ценности явился акцент на практический, деятельный (а не созерцающий) характер разумной, интеллектуальной активности человека.

Ренессанс ценности они были особыми качествами, которые возникли или появились во времена Ренессанса. Три самых важных были антропоцентризм, секуляризм и индивидуализм.

Другими ценностями, которые сопровождали это движение, были скептицизм, гедонизм и покровительство.


Ренессанс (что означает возрождение или расцвет чего-то) - это имя, данное великому культурному движению, которое произошло в Европе с 14 по 17 века, которое привело к значительным изменениям в экономике, науке и обществе..

В эпоху Возрождения вновь пробудился интерес к классической науке, и интерес к человеку расцвёл как к существу, наделенному многогранными способностями, достойными восхищения так же, как и небесные божества.

Было множество изобретений и открытий, но мы можем выделить открытие пороха, изобретение печатного станка, изобретение компаса и открытие новых континентов..

Основные ценности эпохи Возрождения

Ренессанс был культурным движением, пробудившим интеллект и индивидуальность человека. Хотя он был революционным и изменил многие вещи того времени, как и любые другие культурные изменения, он был медленным и постепенным.

Таким образом, хотя высокообразованные люди того времени были Ренессансом, они сосуществовали со служителями Церкви и вульгарными, которые были еще средневековья..

Мы объясним характеристики каждого из значений ниже.

Человек как главный центр

Главная ценность эпохи Возрождения заключается в том, что он стал придавать значение человеку, его потенциалу.

В этот период произошел переход в центральной оси знаний, философии и жизни в целом. Ренессанс заменил религию и Бога как центральную точку (теоцентризм), преобладающую на протяжении всего средневековья, чтобы передать ее человеку. Это изменение было названо антропоцентризм.

Это изменение фокуса признало, что человек является автором и актором человеческой истории, так что это центр реальности в долгосрочной перспективе.

Антропоцентризм был одним из философских, эпистемологических и художественных течений, инициированных греками и римлянами, но забытых в средние века, так что Ренессанс пришел к классическим знаниям античности, чтобы восстановить его. Однако антропоцентризм эпохи Возрождения породил гуманизм.

гуманизм это доктрина или жизненная позиция, основанная на интегрированной концепции человеческих ценностей (Словарь испанского языка, 2017).

Это также понимается как система убеждений, основанная на том принципе, что потребности человеческой чувствительности и интеллекта могут быть удовлетворены без необходимости принимать существование Бога и проповедь религий (Diccionario de la lengua española, 2017).

Благодаря гуманизму, это время наполнено оптимизмом и уверенностью в отношении способностей человека, поэтому рискуют вещи, о которых раньше даже не мечтали (Pick, Givaudan, Troncoso, & Tenorio, 2002, стр. 285), как исследовать заморские территории, формулировать рациональные объяснения природных явлений и создавать новые вещи.

Важно ясно дать понять, что гуманизм не исключает Бога, потому что многие писатели эпохи Возрождения, ученые и художники были правоверными верующими в Бога или вдохновлялись им, но не сводили свое творчество и объяснение вещей к воле Бога..

Сегодня антропоцентризм и гуманизм используются как синонимы в различных контекстах. Термины тесно связаны, но в таких областях, как эпистемология и философия имеют свои особенности.

Земные желания: гедонизм

В эпоху Возрождения ценились земные желания, а не духовные нужды.

Это теория и доктрина греческой школы мысли, утверждающая, что удовольствие и счастье являются неотъемлемыми благами, лежащими в основе человеческой жизни..

Посредством этой доктрины мы избавляемся от страданий, отставки и вины от насаждения Церковью на протяжении всего средневековья, а также за восстановление чувственных, плотских и материальных удовольствий (Escuelapedia, 2017)..

Дифференцировать: индивидуализм

Каждый человек пытался отличить себя от всех остальных.

Гуманизм вращается вокруг человека, но не как коллектив, а как единая личность со своими собственными желаниями, которые могут достичь их без внешних вмешательств, будь то божественное, социальное, клерикальное или государственное..

Таким образом, художники начинают подписывать свои работы, дворяне и буржуа просят изобразить художников, пишут биографии и т. Д..

Опрос: скептицизм

В эпоху Возрождения он подверг сомнению то, что он принял до этого момента, с простыми объяснениями.

Средневековая церковь и ее упрощенные и редукционистские объяснения о науке и социальных аспектах человеческой жизни, свободные мыслители эпохи Возрождения, стремятся искать более структурированные и глубокие ответы на природные явления и жизни людей. Скептицизм возникает из-за этого беспокойства.

Скептицизм был любознательным отношением во всех аспектах жизни и науки. Следовательно, мыслители эпохи Возрождения стали сомневаться в общепринятых истинах или объяснениях вещей.

Скептицизм впоследствии учел рационализм и к эмпиризм и открыл ряд вариантов, таких как философский скептицизм, религиозный скептицизм и научный скептицизм.

Классицизм: ценность знаний

Идея заключалась в том, что каждый человек должен иметь знания и навыки в различных областях интересов.

Поскольку антропоцентризм вызвал интерес к способностям и оценке человека как центра всего, Ренессанс переоценил действительное классическое знание известного тогда мира: знания греческой и римской империи.

Следовательно, мыслители эпохи Возрождения обратились к философским, литературным, историческим и художественным произведениям греков и римлян, изучили их, научили их возвращать через 15 веков.

Благодаря этому возвращению научные теории греков и римлян, которые презирались Церковью в прошлом, были пересмотрены.

Недостатком было то, что они учитывали только греческие и латинские идеи, исключая очень развитые древние научные культуры, такие как египетская или вавилонская..

секуляризм

Из гуманизма и расширения прав и возможностей человека, как автора его судьбы и конструктора реальности, возникает секуляризм, культурная доктрина, которая получает большое распространение в политике, экономике и повседневной жизни..

секуляризм это вера или доктрина, которая считает, что религия не должна участвовать в государственных делах, экономике и порядке частной жизни людей.

Секуляризм наряду с гуманизмом присутствовал в эпоху Возрождения, но это не значит, что он был немедленно принят.

Напомним, что Церковь была институтом с более чем 1000-летней консолидацией, которая управляла экономикой, политикой, религией и социальной жизнью людей, поэтому ее влияние не исчезало в течение многих лет, даже столетий..

протекция

Меценатство - это экономическая поддержка художников, писателей и ученых для развития их работ..

Его осуществляли богатые знатные семьи или буржуа, которые давали деньги и другие ресурсы.

1.Культурология: Учеб. пособие для вузов ; под ред. А.Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3.Культурология/под ред. Ю.Н.Солонина, М.Г.Кагана. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 566с.

4.Кравченко, А.И. Культурология учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, ТК Велби. 2007.

Вводная часть

Эпоха Возрождения – одна из самых плодотворных в истории европейской культуры, эпоха взлета человеческого гения. Возрождение – это этап в истории европейской культуре, ее кульминация, о которой скажет эпоха величайших переворотов. Возрождение – самостоятельный тип культуры, предложивший свои ценности, свое понимание человека, мира, создавший свои отличительные памятники.

Выделим основные периоды эпохи Возрождения:

· предвозрождение (к. 13-н.14 в.в.) – Данте Алигьери, Франческо Петрарка.

· раннее Возрождение (15 в.) – Сандро Боттичелли, Джованни Боккаччо.

· высокое Возрождение (расцвет 1500-1530) – Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти.

· позднее Возрождение (конец 16века) – Шекспир, Сервантес.

Родиной Возрождения является – государство Италия. Так как:

· во-первых: Италия возникла на территории бывшей Римской империи.

· во-вторых: в Италии происходит формирование раннекапиталистических отношений. Гористая местность Северной и средней Италии не позволяла создать крупных земельных владений. Страна не имела постоянной королевской династии и была раздроблена на отдельные города-государства. Все это способствовало более раннему (10-11 века), чем в других странах росту городов, а вместе с тем росту и усилению роли торгово-ремесленных слоев. В результате создавались благоприятные условия для возникновения и развития элементов капитализма. Именно нарождавшийся капитализм, нуждавшийся в свободной рабочей силе, ускорял разрушение системы феодальных отношений.

Культурологическое определение (мировоззренческое определение) – эпоха гуманизма предложившая новое понимание человека – личности, человека – индивидуальности (т.е. для эпохи возрождения характерен интерес к человеку, как к личности).

Ценности человека эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения – это эпоха гуманизма, открывшая ценность человеческой личности, эпоха, сформировавшая новое представление о человеке. Внешний индивидуализм (неповторимость, уникальность) предполагает:

· открытие лица, которое становится критерием красоты (в античности – главное тело), ведущий жанр портрет;

· имя – эпоха Возрождения повышает статус имени человека; в античности – человек безымянный автор, в средневековье – анонимность. (Рафаэль, Леонардо де Винчи, Микеланджело, Данте, Петрарке, Шекспир, Коперник, Колумб, Лютер);

· открытие биографии (жизнеописание людей).

Эпоха Возрождение задумывается над вопросом: почему человек = Богу? Обоснованием ренессансного индивидуализма выступает философия антропоцентризма. Которая найдет отражение в трудах Пико дела Мирандолы (главный трактат о чести и достоинстве человека). Идеи, лежащие в основе антропоцентризма:

А) Утверждение центрального места человека в системе мироздания (человек как высшее биологическое существо завершает земной мир, но одновременно, являясь, разумным существом, человек начинает небесный мир). Каждый человек по своей биологической организации является центром мироздания.

Б) Утверждение активности человека, признание его как творца своей судьбы способного сделать выбор (либо земная тварь, либо Бог). Возрождение всех уравновешивает и дает право выбора.

Следствием индивидуализма и антропоцентризма является – титанизм. Титан – гений, создающий уникальные творения, открытия, произведения; гений во всем, энциклопедист (в наше время нельзя, т.к. наука ушла вперед и нельзя одновременно во многих областях открытия). Образцом титана становится фигура Леонардо да Винчи – художник и ученый. Утверждению идеи индивидуализма способствовали великие географически открытия – открытия Америки (1492 г.) Колумбом, открытие морского пути из Европы в Индию (15 век), а также создание Коперником гелиоцентрической системы, изобретение книгопечатания (15 в.).

Ценность, уравновешивающая индивидуализм – жизнерадостность, которая предполагает утверждение светских ценностей, земного, человеческого, отказ от религиозного аскетизма. Человек – это природное существо достойное земного счастья, следовательно главная светская ценность – любовь, для которой свойственно:

- Многогранность (многообразие оттенков: счастье, горе, надежду).

Таким образом, эпоха Возрождения предложила оптимальный идеал, объединяющий божественное начало и светское (земное). Он существует на протяжении трех десятилетий (1500-1530). А затем следует кризис.

Начало Реформации было связано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в 1517 г. против индульгенций. Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложью то, что церковь может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное положение Лютера гласило, что человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью своей веры.

Источником религиозной истины является Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном языке народу, а не на латыни. Лютер перевёл Библию на немецкий язык.

Поднявшееся в Германии движение в поддержку Лютера не позволило духовенству покончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать не только словом, но и оружием.

В ходе Реформации от церкви отделились разные направления в христианстве – протестантизм. Протестантами впервые стали называть германских правителей.

В 1524 – 1525 гг. в Германии вспыхнуло восстание крестьян против феодалов под лозунгами народной реформации. Идеологом народной реформации стал Томас Мюнцер. Он считал, что Германия не должна быть княжеской и дворянской. Врагами являются те, кто обрекают народ на страдания. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности.

Крестьяне собирали целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян. Поэтому эти события назвали Крестьянской войной. В 1525 г. произошёл бой между феодальной конницей и фактически безоружными крестьянами. Крестьянская армия была разбита, а Мюнцер попал в плен и был казнён.

Центром Реформации стала также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Кальвинизм предполагал целеустремлённость и действенность. Призывал к бережливости и скромности в быту.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей. В кальвинистской церкви не было возведённых в сан священников. Пасторов избирали из числа наиболее грамотных прихожан.

Чтобы начать движение против Реформации, католической церкви необходимо провести свои реформы. Это произошло в 40-х гг. XVI в. После этого развернулось наступление против Реформации. Эту политику назвали контрреформацией. Она ярко отразилась в деятельности ордена иезуитов.

В XVI в. в Германии и Франции начались гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В результате во второй половине XVI в. Европа разделилась на католические и протестантские государства. Протестантскими были северные страны – Англия, Швеция, Дания, Пруссия, Саксония.

Во Франции также шли жестокие войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти. 23 августа 1572 г. предводители католиков расправились над гугенотами. В Париже истребили 3 тыс. гугенотов, резня продолжалась 3 дня. Это событие получило название Варфоломеевская ночь. Война закончилась тем, что Генрих Наваррский стал королём Франции, основав династию Бурбонов. Затем он принял католичество, провозгласил Нантский эдикт, завершивший религиозные войны. Католицизм остался господствующей религией, но гугеноты получили свободу вероисповедания.

2. Возрождение считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Отличительными чертами культуры Ренессанса являлись: светский (нерелигиозный характер), гуманизм, обращение к античному культурному наследию.

Культура Возрождения возникла в эпоху, когда на первый план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим уму, знаниям, усилиям. Человека уже не устраивали многие феодальные порядки, церковная мораль, традиции.

Великие гуманисты.

Ещё одним писателем – гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

Согласно учению Джона Локка, человек является общественным существом. Человек имеет право на собственность. Верховная власть не может лишить человека какой-либо части его собственности. Локк заложил основу идеи разделения гражданского общества и государства.

Творцы культуры того времени – учёные, художники, писатели – были разносторонними людьми.

Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей той эпохи о высокой ценности человеческой личности. В области механики ему принадлежат проекты ткацких станков, печатных машин, летательных аппаратов, проект парашюта.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Его работы это статуя Давида и статуя Мадонны. Вершиной творчества явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме.

Испанский художник Эль Греко воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей.

Диего Веласкес в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта.

Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения.

Известным нидерландским живописцем является Питер Брейгель Старший. В своих работах сатирического и бытового характера, художник выступал против социальной несправедливости.

Позже в Нидерландах творил художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило художнику создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображённых людей и предметов.

Таким образом, в эпоху Возрождения центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничный, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называют Реформацией?

2. С именем, какого человека и почему связано начало Реформации?

3. Что гласило учение Мартина Лютера?

4. Что стало последствием Реформации?

5. Что называют кальвинизмом?

6. Как католическая церковь боролась с движением за Реформацию?

7. В какое время настала эпоха Возрождения?

8. Чем характеризуется данная эпоха?

9. Назовите основные достижения эпохи Возрождения и их авторов?

10. Какие идеалы сформировало Возрождение в литературе и искусстве?

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Читайте также: