Сообщение на тему языковые вирусы

Обновлено: 18.05.2024

ВложениеРазмер
proekt.docx 64.07 КБ

Предварительный просмотр:

cfoto

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

357355 РФ Ставропольский край Предгорный округ пос. Пятигорский ул. Новая 1-а,

русского языка и литературы

Рыбалко Ольга Александровна

1.2 Классификация слов-паразитов и примеры их употребления.

1.3 Функции и причины употребления слов-паразитов.

1.4 Плюсы и минусы употребления в речи слов-паразитов.

  1. Глава 2.
  1. Исследование проблемы употребления слов-паразитов и вариантов ее решения.
  2. Результаты социологического исследования проблемы.
  3. Пути решения проблемы употребления в речи слов-паразитов.

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Проблема исследования: Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. В своей работе я попытаюсь разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где используются. Гипотеза исследования: большинство обучающихся нашей школы употребляют слова-паразиты и чаще всего не замечают их в своей речи.

Объект исследования: речь обучающихся МБОУ СОШ 14 пос. Пятигорский.

Предмет исследования: употребление слов-паразитов обучающимися школы.

Цель исследования: привлечь внимание обучающихся школы к своей речи.

  • изучить литературу, интернет-ресурсы по теме исследования;
  • установить, какие слова называются паразитами;
  • выявить наличие в речи обучающихся школы слов-паразитов;
  • определить причины употребления слов-паразитов и способы избавления от ненужных слов.

Методы исследования: изучение литературы по проблеме; поиск информации в Интернете; анкетирование; анализ, сравнение и обобщение полученной информации; наглядное представление информации в виде таблиц и диаграмм.

Практическая значимость: исследовательская работа может привлечь внимание школьников, родителей, учителей к данной проблеме. Возможно, кто-то задумается над проблемой, станет контролировать свою речь. Также в данном исследовании представлены рекомендации по искоренению из речи слов-паразитов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ

1.2.Классификация слов-паразитов и примеры их употребления

Как правило, в роли слов паразитов выступают слова со слабым лексическим значением. Глаголы, существительные, прилагательные, предлоги и союзы никогда не являются словами-паразитами.

В таблице 1 представлена классификация слов-паразитов в зависимости от того, какой частью речи они являются.

Слова - паразиты как части речи:

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

Конечно, наверное, вероятно, кажется

Рассмотрим некоторые слова-паразиты и приведем примеры их употребления:

2. Ё-калэмэнэ - (ёкалэмэнэ, ёкаламэнэ, ёкаламене), епрст (опэрэсэтэ), ёксельмоксель - спонтанное эмоциональное восклицание. Первый слог напоминает бранную формулу, поэтому данные высказывания и являются эвфемизмами. Говорящий как бы спохватывается после начала произнесения бранной фразы и далее произносит, с некоторыми искажениями, названия букв русского алфавита, тем самым, как будто бы отметая возможность обвинения его в сквернословии. Данные высказывания являются шутливыми и разговорно-сниженными. Пример: Ну и погодка, ё-калэмэнэ, хороший хозяин собаку из дома не выгонит! Пример: Ёксель-моксель, мать честная! Пора выбираться отсюда.

Как слова-паразиты характеризуют человека

Наиболее употребляемые слова-паразиты в разные годы

Вот, вот так, ну вот

Слова – паразиты в художественной литературе

В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Приведем примеры:

1.3. Функции и причины употребления слов-паразитов.

Часто слова-паразиты выражают разное отношение к адресату . Не всякому человеку в речи скажешь то же ведь, или вот, или, скажем, -ка (как в сделай-ка)— эта частица — тоже дискурсивное слово, которое свидетельствует об особом отношении между говорящим и адресатом, скорее всего, об их близком знакомстве или о неформальных отношениях.

Алексей Дмитриевич Шмелев, помимо указанных функций, также выделял управление вниманием собеседника и членение текста на части .

В письменном тексте эта функция слов-паразитов теряет свое значение — говорящий имеет возможность обдумать фразу и внести необходимые исправления , прежде чем она дойдет до адресата.

Основной причиной употребления слов-паразитов филологи считают бедность словарного запаса и связанные с этим регулярные заминки, неспособность подобрать нужное слово.

Если с филологической точки зрения слова-паразиты могут означать лишь нехватку словарного запаса человека, то с психологической точки зрения, слова-паразиты показывают скрытые человеком переживания и эмоции .

Слова-паразиты накрепко закрепились в лексиконе человека, вошли в привычку. Человек, который использует в своей речи подобные слова, не замечает их, он к ним привык. Однако сорные слова мешают не только пониманию и восприятию речи, но и утомляют собеседника.

1.3. Плюсы и минусы употребления в речи слов-паразитов.

С одной стороны, слова-паразиты играют роль определенных маркеров, без них речь воспринимается как нечто обезличенное. Можно ли обойтись без них? С другой стороны, нужно помнить, что любая вещь в языке хороша к месту и в меру. Важно не просто излагать мысли, но придавать значение самому этому процессу. Обсуждать, интересоваться, разбираться. В таком случае, если человек слышит себя и отмечает в своей речи повторения, которые ему не нравятся, он прекращает употреблять эти слова так часто. Услышав себя и других, он сможет осознанно выработать свой уникальный стиль языкового поведения. Каждый из нас, носителей языка, сам вправе решать, как поступать со своей речью, как часто и в каких сочетаниях употреблять те или иные конструкции.

К плюсам использования в речи слов-паразитов можно отнести следующие факторы:

В качестве подтверждения негативного влияния использования слов-паразитов в речи можно привести следующие аргументы:

  • слова-паразиты мешают говорить четко и информативно, они являются яркими признаками неуверенности, могут превратить речь в поток бессвязных предложений;
  • слова-паразиты затрудняют общение и отвлекают внимание как говорящего, так и его собеседника;
  • речь со словами-паразитами становится неинтересной, раздражает собеседника;
  • употребление слов-паразитов снижает впечатление от высказывания;
  • чем больше слов-паразитов в языке, тем больше их в голове. Когда очищается речь, то и мысли становятся ясными;

существует мнение, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере мышления и видения мира. Так зачем рассказывать о себе больше, чем бы хотелось.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ И ВАРИАНТОВ ЕЕ РЕШЕНИЯ

2.1. Исследование проблемы употребления слов-паразитов;

2.2. Результаты социологического исследования проблемы

В исследовании приняли участие 115 обучающихся МБОУ СОШ №14 из 5-11 классов. Обучающимся было предложено ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 1).

На предложение назвать слова-паразиты, которые употребляют опрашиваемые или их знакомые, ответы обучающихся были следующими (см. Приложение 3):


Автор проекта: Губайдуллин Ринат, обучающийся 7 класса Наставник проекта: Самахужина Фазима Уразаевна, учитель русского языка и литературы.

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Метелевская средняя школа

Индивидуальный проект

Тип проекта: Исследовательский

Тема проекта: «Слова - паразиты - языковые вирусы"

Автор проекта: Губайдуллин Ринат,

Наставник проекта: Самахужина Ф.У.

учитель русского языка и литературы

Метелева,2021

1.3. Список литературных слов-паразитов;……………………………………….

1.4. Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы…………

1.5. Как слова-паразиты характеризуют человека……………………………….

1.6. Слова – паразиты в художественной литературе……………………………

2. Практическая часть

2.1. Результаты исследования «Слова-паразиты в речи учащихся

Тип проекта – социальный

Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты, определить причины их употребления, дать рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам;
Задачи исследования:

Определить, что такое слова-паразиты;

Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов;

Методы исследования:

1.Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

3.Анкетирование;
4. Устный опрос;
5. Анализ полученных результатов

Теоретическая часть
1.1.Определение термина

1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4. Мода на некоторые слова;

1.3. Список литературных слов-паразитов

видишь / видите (ли)

в некотором роде

знаешь / знаете (ли)

это самое / эт самое

1.4. Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы

Вот, вот так, ну вот

Да не вопрос, без базара

1.5. Как слова-паразиты характеризуют человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена.

Слова-паразиты - языковые вирусы

Автор:Мартбек Акерке-

Руководитель Ибраева Г.С.-

учитель русского языка.

Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления

Цель исследования:

доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления

Задачи исследования:

1.Определить, что такое слова-паразиты;

2.Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

3.Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

4.Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

Объект исследования :

нашей школы

Методы исследования: 1. Изучение теоретического материала о словах-паразитах; 2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков; 3. Анкетирование; 4. Устный опрос (видеозапись) 5. Анализ полученных результатов

Методы исследования:

1. Изучение теоретического материала о словах-паразитах;

2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

3. Анкетирование;

4. Устный опрос (видеозапись)

5. Анализ полученных результатов

Слова-паразиты

Слова- паразиты - лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном тексте слов.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы ( ну, пожалуй, так, да, просто и прямо, как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно , кажется), вводные единицы ( вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать ) и местоимения (указательное местоимение это , сочетание указательного и определительного местоимений это самое , сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли , сочетание наречия и личного местоимения как его , местоименное наречие там

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы ( ну, пожалуй, так, да, просто и прямо, как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно , кажется), вводные единицы ( вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать ) и местоимения (указательное местоимение это , сочетание указательного и определительного местоимений это самое , сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли , сочетание наречия и личного местоимения как его , местоименное наречие там

Причины употребления

1. Слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса


№ слайда 2

Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке упот

№ слайда 4

Анатоль Франс: Нет магии сильней, чем магия слов.

№ слайда 5

Анатоль Франс: Нет магии сильней, чем магия слов.

Николай Рыленков: Язык народа и богат, и точен,Но есть, увы, неточные слова,Они

№ слайда 6

Николай Рыленков: Язык народа и богат, и точен,Но есть, увы, неточные слова,Они растут как сорная траваУ плохо перепаханных обочин.

Узнали себя в этих словах? Задумывались, когда они возникают? Когда возникает па

№ слайда 7

Узнали себя в этих словах? Задумывались, когда они возникают? Когда возникает пауза и наступает тишина.

Жаргон – речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами гр

№ слайда 8

Жаргон – речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений. Арго – речь социально или профессионально обособленных групп и сообществ. В отличие от жаргона, арго имеет профессиональную прикрепленность. В связи с этим говорят иногда об арго актеров, охотников, музыкантов и т. п. Исторически восходит к речи бродячих торговцев, ремесленников. Строго говоря, арго – язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг, нищих. Арго не составляет самостоятельной системы и сводится к специфическому словоупотреблению в пределах общего языка. Арго взаимодействует с жаргонами, просторечием, образуя специальный лексический пласт – сленг (тусовка, слива, стукач). Сленг – слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, на которых говорят в повседневной жизни (усечь, попилим, похавать).

Э-э-э, главной, понимаете ли, основной чертой его, так сказать, характера являет

№ слайда 10

Э-э-э, главной, понимаете ли, основной чертой его, так сказать, характера является, значит, это, его любовь, сами понимаете, к людям.

Сергей Соловьев . У каждого времени есть свой вербальный вирус, нечто вроде ли

№ слайда 11

КАКБЫ

№ слайда 13

Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Квадрат гипотенузы равен сумме

№ слайда 15

Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов

ПростоТипаКорочеЗначитКстатиКак бы Это самоеНа самом делеПрактическиВообще-тоТак

№ слайда 16

ПростоТипаКорочеЗначитКстатиКак бы Это самоеНа самом делеПрактическиВообще-тоТак сказатьСобственно

ПЕРВАЯ ГРУППАСтараются объясняться исключительно языком Тургенева, но…злоупотреб

№ слайда 17

1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы

№ слайда 19

1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами. 2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова-паразиты.

6.Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, анализировать пото

№ слайда 21

9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы

№ слайда 22

Таблица 1

№ слайда 25

Диаграмма 1

№ слайда 26

Таблица 2

№ слайда 27

Выводы: среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление

№ слайда 29

И.С.Тургенев Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние,

№ слайда 31

И.С.Тургенев Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

№ слайда 32

Читайте также: