Сообщение на тему вязание как вид декоративно прикладного искусства

Обновлено: 05.07.2024

В современных условиях глобализации мировой экономики, выражающейся в изменении мирового пространства и преобразовании его в единую зону, имеют место различные формы глобализации культуры. Её наиболее значимыми чертами признаются доминация культурной индустрии и мировой масштаб деятельности людей в области культуры и искусства.

Одной из форм прикладного искусства и составляющей дизайна в современной культуре является мода. Индустрия моды растет во всём мире быстрыми темпами, обгоняя другие отрасли экономики. Продукт индустрии моды, включая дизайнерские аксессуары, специфичен. Он не является проявлением консерватизма, а позволяет каждому новому поколению усваивать наследие предыдущего в сочетании с сегодняшними актуальными чувствами, вызывающими интерес к авторским работам, дизайнерским аксессуарам.

Многие современные модные дизайнеры ищут своё вдохновение в древности, стремление украшать себя также идёт с древности. Украшение себя было и остаётся неотъемлемой частью образа и общего стиля человека. Если обратить внимание на модные показы, то можно с лёгкостью заметить, что ни одно мероприятие без аксессуаров не обходится. Сегодня их ношение стало иметь более эстетический характер.

Из этого следует, что актуальность выбранной нами темы заключается в том, что аксессуары позволяют оживить любой образ, сделав его более лаконичным и завершённым. Находясь на пике востребованности, они активно завоевывают мировые подиумы. Их обладатели обращают на себя внимание своей изысканностью и непохожестью на других.

Цель исследования – теоретическое, экспериментальное и методическое обоснование разработки дизайнерских аксессуаров. Исходя из всего вышесказанного, мы ставим перед собой следующие задачи:

– раскрыть сущность и содержание вязания как вида декоративно-прикладного искусства и дизайна;

– изучить технологию разработки коллекции аксессуаров в технике ручного вязания;

– провести обзор и анализ моделей-аналогов;

– разработать дизайн-проект коллекции дизайнерских аксессуаров и представить его экономическое обоснование;

– составить методические рекомендации по использованию методов разработки коллекции дизайнерских аксессуаров.

Объект исследования –процесс создания коллекции дизайнерских аксессуаров.

Предмет исследования – создание коллекции дизайнерских аксессуаров в технике ручного вязания.

Методы исследования:сбор материала; классификация; анализ и синтез; сравнение; обобщение; моделирование; оформление документации.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из методической записки, введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников и приложения. Во введении дана актуальность темы, ставятся цель и задачи работы, уточняются предмет и объект исследования. Первая глава включает в себя теоретические основы разработки коллекции дизайнерских аксессуаров в технике ручного вязания, где описаны сущность и содержание понятия вязания и технология разработки коллекции аксессуаров в его технике. Во второй главе представлен дизайн-проект проектирования коллекции дизайнерских аксессуаров и его экономическое обоснование, рассматриваются модели-аналоги для предполагаемого вида изделия и их анализ. Третья глава посвящена экспериментальному изучению разработки коллекции дизайнерских аксессуаров. В заключении даны выводы по составлению выпускной квалификационной работы и её итоги.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ

КОЛЛЕКЦИИ ДИЗАЙНЕРСКИХ АКСЕССУАРОВ

В ТЕХНИКЕ РУЧНОГО ВЯЗАНИЯ

Вязание как вид декоративно-прикладного искусства и дизайна

Ручное вязание – один из древнейших и наиболее распространённых видов прикладного искусства. Его популярность обусловлена простотой техники выполнения, которая доступна каждому, желающему овладеть ею, примитивностью инструмента, который при необходимости легко изготовить в домашних условиях, удобством вязаных изделий, которые благодаря эластичности, податливости вязаного полотна не стесняют движения. Самое притягательное в вязании – неограниченные возможности для создания узоров.

Поистине, удивительно, как несложные, внешне однообразные движения незатейливого инструмента рождают разнообразнейшие узоры – от гладкого, ровного полотна до строгих геометрических фигур и ажурных переплетений. Разнообразие узоров практически неисчерпаемо. Владея техникой вязания и известной долей фантазии, можно изобретать рисунки по своему усмотрению.

Сам процесс вязания – это своего рода отдых и релакс. Ритмичность движений успокаивает нервную систему, а процесс формирования в результате этих движений красивого оригинального рисунка приносит огромное наслаждение и удовлетворяет присущую каждому человеку потребность в эстетике и творчестве, развивает его проективные и креативные способности.

Из истории вязания

Вязание – старинное рукоделие, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к IV-V вв. н.э., а на территории Нового света (Перу) – к III в. н.э.

Что было раньше? Древние находки свидетельствуют о высокоразвитой технике вязания и составлении узоров, выборе и сочетании цвета, а период более раннего развития был, несомненно, очень длительным. Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди задолго до начала нашей эры владели техникой вязания. В различных странах Востока есть предполагаемые доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. Например, в гробнице Аменемхета в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к ХIХ в. до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина в носках, поразительно напоминающих современные.

Если принять во внимание то, что древнейшие дошедшие до нас вязаные предметы – сравнительно сложные по технологии – относятся к III-V вв. н.э. и отдаленным друг от друга местам, то это можно считать доказательством более раннего возникновения вязания (хотя до сих пор неизвестно, когда именно).

Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, то нельзя исключить возможности обучения людей вязанию за несколько столетий до нашей эры. Ткачество и вышивание были известны ещё в древнем Египте. Это доказывают, например, находки искусно художественно вышитых тканей и украшений в гробницах египетских фараонов. Поэтому есть основания предполагать, что в то время было известно и вязание, технология которого относительно проста. Оно практически не требует никакого технического оборудования и сложных приспособлений (вязали просто на пальцах, а позднее стали использовать спицы или рамы). Можно понять, почему не были обнаружены вязаные изделия того периода: ручное вязание недолговечно и сравнительно плохо сохраняется. Кроме того, не исключено, что вначале вязаные вещи входили в повседневный обиход низших каст (одежда семиток, рельеф воина, носки в коптских гробницах), и вязаные вещи можно было легко распустить, связав другие, что снижало долговечность и прочность пряжи. Некоторые исследователи считают точнее не определенные остатки древнего материала из египетских гробниц ХIII в. до н.э. фрагментами ручного вязания, но их состояние не позволяет сделать точного заключения.

Более реальную основу представляют две группы находок – в Перу (III в. н.э.) и на территории Европы (IV-V вв. н.э.). К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания.

Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте (Institute of Arts). Сохранились отдельные экземпляры вязаных предметов IV-V вв. н.э., обнаруженные в коптских гробницах в Египте. Детский вязаный носок из цветной шерсти выполнен сравнительно сложной техникой. Большой палец отделён от остальных пальцев, между ними проходит ремешок сандалии. Находки хранятся в Музее императора Фридриха в Берлине (Kaiser-Friedrich-Museum) и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне (Viktoria and Albert Museum). Приблизительно к тому же периоду относятся вязальные спицы, обнаруженные в германских гробницах. Находка длинных шерстяных штанов с пришитым носком (чулком) в германской гробнице, относящейся приблизительно к IV в. н.э., в датских болотах (Южн. Баруп) может быть доказательством высокого уровня культуры одежды у древних германцев и владения техникой ручной вязки.

Следы вязания остались также в Англии и Шотландии, где после проникновения норманнской культуры появились вязаные шапки. Сами норманны научились искусству вязания, вероятно, у сарацинов. В ХIII в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы, чему способствовали крестовые походы. Позднее оно попало в Испанию, откуда проникло дальше – во Францию, Англию, Шотландию, Германию и т.д.

По мнению Глассманна мл. (Glassmann jr., Menschen und Maschen), первым среди носивших вязаные чулки был английский король Генрих IV (1399-1413 гг.). Широко известен портрет Генриха IV, написанный Гансом Гольбейном в 1537 г., на котором король изображён в вязаных шелковых чулках, украшенных орденом Подвязки (рис. 1).



Рисунок 1 – Фрагмент портрета Генриха IV

Во Франции вязаные шёлковые чулки носили короли Карл IХ (1660-1674. Венская картинная галерея) и Генрих III (1574-1589. Лувр, Париж). Ручное изготовление вязаных чулок в то время опередило остальное производство, и вскоре было организовано в цехи. Пражский цех вязальщиков был основан в 1612 г. Раньше подобные цеха возникли во Франции, Англии и Германии.

В мужской моде того времени были популярные длинные штаны-колготки и вязаные облегающие чулки, которые лучше подчеркивали форму ноги, чем сшитые чулки. Интересно, что вязание было вначале исключительно мужским ремеслом, мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. Например, пражские чулочники в 1612 году постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины, которые собирались вязать, как на посиделках.

Следующим свидетельством древнего арабского искусства вязания является фрагмент, обнаруженный в Египте в Фостате (Каир). Вязание выполнено из шёлка английскими петлями, орнамент каштаново-красного цвета вывязан на золотом фоне.

Образец арабского орнамента VII-IX вв. представлен рисунке 2.




Рисунок 2 – Вязаные фрагменты арабского орнамента VII-IX вв.

В египетских раскопках эпохи исламской культуры был найден остаток ручного трикотажа с орнаментом сине-белой расцветки, относящийся к XII в. На основе этих находок учёные делают выводы о прародине вязания – Ближнем Востоке, откуда оно постепенно распространялось на восток и на запад.

Сложные орнаменты вязали итальянцы эпохи Ренессанса. Сохранилась блуза XVII в. с узором, выполненная шёлком с металлической нитью (оригинал находится в лондонском Музее Виктории и Альберта) (рис. 1.3). Основной цвет терракотовый, стилизация цветов золотая, контуры усиливает трикотажный стежок синего цвета. Фон связан лицевыми петлями, узор – изнаночными (рисунок 3).


Рисунок 3 – Вязаная блуза XVII века с ренессансным узором

Перелом в ручное вязание пришёл с ручным вязальным станком (1589 г.), изобретением галвертонского священника Вильяма Ли. Его довольно быстро переняли во Франции, а в конце XVII в. гугеноты принесли его в Германию. На его принципе были сконструированы почти все позднейшие вязальные машины. Однако развитие в этом направлении шло очень медленно, и лишь в ХIХ в. трикотажное производство действительно механизируется.

Старинное рукоделие – ручное вязание – было вызвано к жизни необходимостью людей в одежде, но постепенно утратило своё назначение. Несмотря на активное развитие текстильной промышленности и появление огромного количества тканей, разнообразных по своей фактуре и качеству, вязание по-прежнему оставалось и остаётся на пике популярности. Для многих женщин – это не просто хобби и способ занять свободное время, а акт творчества, способ самовыражения и самореализации. Не случайно, в Англии создан женский клуб любителей вязания, имеющий правовой статус.

Да что говорить, вязание – это язык красоты, который понимают все женщины Вселенной, это язык мира и доброты.

Ручное вязание — один из наиболее широко распространенных видов ручного ремесла. Ручное вязание возникло более 3000 лет назад.

Указать точную дату появления такого вида рукоделия, как вязание, невозможно, даже имея целый арсенал современных методов определения возраста найденных исторических ценностей, т.к. сохранилось слишком мало образцов вязаных изделий древности.

Изначально процесс вязания был вынужденной мерой, необходимостью обустроить свой быт, утеплить жилище, одеться, прокормить семью - это относится к сетям для ловли рыбы, которые и считаются первым вязаным полотном. Причем вязать сети начали мужчины, затем они же продолжили развивать свое мастерство.

Самыми искусными вязальщиками древности были арабы. Уже 2000 лет назад они умели вязать многоцветные сложные узоры и знали массу секретов ручного вязания.

XIX в. до н.э. К данному времени относятся несколько археологических находок. В одной из египетских пирамид найдено изображение женщины, надевающей носки. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане настенный рисунок изображает семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. Есть упоминания о детской вязаной туфельке, найденной в одной из египетских гробниц и относящейся тому же периоду.

Подобные находки могут свидетельствовать о том, что вязание уже в те времена было достаточно развитым. А значит, истоки его уходят в еще более древние эпохи.

XII в. до н.э. На древнегреческих вазах времен Троянской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже.

III в. н.э. К данному периоду относятся древнейшие находки вязаных изделий Нового Света (Перу). К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствует о высочайшей технике вязания. Оригинал хранится в Текстильной галерее Института Искусств в Детройте.

III - IV в. н.э. В усыпальнице одной из египетских пирамид сохранились детские вязаные чулки, связанные с учетом формы обуви - большой палец отделен от остальных пальцев, как при вязании варежек, между ними проходил ремешок сандалии. Находки находятся в Музее императора Фридриха в Берлине и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.


Приблизительно к этому же периоду относятся, по мнению Э. Фровайна, вязальные спицы, обнаруженные в германский гробницах.

IV - V вв. н.э. К данному периоду относятся древнейшие сохранившиеся экземпляры ручного вязания Старого Света и Востока. Найденные образцы свидетельствуют о высокоразвитой технике вязания, составления узоров и подборе цвета.


IX в. н.э. Вязание проникает и активно развивается в Европе. Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание.

IX - XI вв. н.э. У викингов практиковалось вязание деревянной или костяной иглой - более трудоемкий вид создания трикотажного полотна, чем крючком или спицами. Полотно, связанное иглой, невозможно распустить, потянув за кончик нити. Способов вязания иглой насчитывается около тридцати видов. При раскопках найдены лишь небольшие вещи, выполненные в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки). Ученые объясняют это тем, что вязание иглой - процесс довольно медленный, большие изделия выглядят не так выигрышно, как тканые, а рабочая нить бралась короткая и приходилось делать много соединений, что уменьшало прочность полотна.



В 12 веке В Европе вязание превратилось в домашнюю работу. Вязать стали испанцы и итальянцы. Но изделий было так мало, что их хватало лишь для членов королевской фамилии, светской и церковной аристократии.

XIII в. н.э. В захоронениях в Испании найдены перчатки и пара вязаных наволочек для подушек из шелковых нитей. Каждая подушка покрыта различными, очень сложными двухцветными узорами, а плотность вязаного полотна составляет 20 лицевых петель на 2,5 см. В этом узоре доминируют арабские мотивы, что неудивительно для Испании, находящейся под влиянием Мавритании.

Многие из сохранившихся средневековых вязаных артефактов имеют отношение к церкви: искусно связанные мешочки для реликвий из Швейцарии и литургические перчатки, найденные по всей Европе. Помимо большого количества сохранившихся церковных находок, к данному периоду относится первая вязаная войлочная шапка (из сваляной шерсти), Ковентри, Англия. Вариант этой шапки продолжали вязать и в XIX в для солдат, воевавших в Крымской войне.

Вязанием занялись французы, шотландцы и англичане. Работу в основном выполняли спицами (деревянными, костяными, металлическими, а были даже и серебряные спицы). Вязали, в основном, чулки, носки, перчатки, которые позволяли рыцарям в доспехах чувствовать себя уютно. В 13 веке во Франции вязание стало уже доходной отраслью промышленности (для продажи изготавливали шляпки, перчатки, шарфы).

XIV в. На нескольких запрестольных образах данного периода изображена Дева Мария, вяжущая по кругу одежду для Младенца Христа, обычно рубашку.


XV - XVI вв. - Для данного периода характерно то, что вязаные изделия стоили очень дорого, и позволить их себе могли только очень состоятельные люди. Постепенно вязание превращается сначала в кустарное домашнее ремесло, а затем в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки.

В 14-15 веках появляется даже вязаная верхняя одежда.

XVI в. Первые изнаночные петли появились в середине 16 века, в красных шелковых чулках, в которых хоронили Элеонору де Толедо, жену Козимо Медичи, они же являются первоисточником кружева. Английская королева Елизавета I заказывала себе чулки из шелка - мягкой, тонкой и более декоративной пряжи, чем грубая шерсть. Чулки, принадлежавшие ей, до сих пор сохранились, что доказывает высочайшее качество изделий, которые были созданы специально для королевы. В эту эпоху вязание имело огромное значение для многих британцев, которые занимались изготовлением шерстяных чулок и экспортом их за границу. Школы вязания создавались, чтобы обеспечить работой и деньгами бедные слои населения. Так же мода того времени, когда мужчины носили короткие штаны, требовала ношения чулок. Чулки, связанные в Англии, отправлялись в Испанию, Нидерланды и Германию.

Организовываются вязальные цеха. Именно в это время появляется и быстро приобретает популярность знаменитый шотландский головной убор - вязаный берет. Изделия, как правило, выполняются из однотонной пряжи, создаются узоры из изнаночных петель по лицевому полотну.

В 1589 году гальвертонский помощник приходского священника из Вулбриджа Уильям Ли изобрел первую вязальную машину. Английской королеве изобретение не понравилось - чулки мастера показались ей значительно грубее шелковых (по другим источникам, королева не хотела лишать заработка мастеров, зарабатывающих на жизнь ручным вязанием чулок). Она отказала священнику в патенте и посоветовала зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане открыл первую трикотажную мастерскую.


Первая гильдия, объединяющая вязальщиков была создана в Париже в 1527 году

XVII в. В Швеции в Северном музее Гетеборга хранятся два ценнейших экспоната того времени - вязаные кофты.

С развитием технологии обработки металлов в начале века постепенно стало возможно массовое производство однотипных вязальных спиц. Это привело к большому увеличению видов вязания и развитию гильдий мастеров вязания, некоторые из которых просуществовали вплоть до XVIII в. Членами гильдии были исключительно мужчины, и распространились они по всей континентальной Европе. Мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины!


Процесс обучения в гильдии был долгим и трудным. Чтобы стать мастером, нужно было учиться мастерству 6 лет: 3 года в качестве ученика и 3 года в качестве подмастерья. После обучения, стремящиеся стать мастерами, должны были изготовить шапку из свалянной шерсти, пару чулок или перчаток, украшенных вышивкой, рубашку или жилет и вязаный ковер примерно 1,83x1,5 м, с изображенными цветами, лиственными орнаментами и животными - и все это за 13 недель.


В Шотландии целые семьи участвовали в изготовлении свитеров, чулок, носков и других аксессуаров. Шотландцами была разработана специальная техника многоцветных красочных узоров. Свитера из шерсти, пропитанные специальными маслами, были особенно необходимы большому количеству здешних моряков, чтобы защитить их от неблагоприятных условий работы. Шотландское вязание дало основу для таких техник вязания, как косы и араны, придуманных в начале XX в. в Ирландии.

XVIII в. К данному периоду относится весьма экстраординарный экземпляр вязаной одежды, хранящийся в лондонском музее Виктории и Альберта - голландская юбка из белой шерсти, выполненная дамасским вязанием. Юбка, окружностью в 3,2 м и длиной в 0,8 м, с плотностью 22 петли на 2,5 см и приблизительно 2,75 петли в каждом круговом ряду, без единого повторяющегося мотива, полностью покрыта орнаментами из животных и птиц. Коровы, носороги, крокодилы, гуси, петухи, собаки, кабан - это только немногие их них. И связана исключительно чередованием лицевых и изнаночных петель.

В конце века изобрели круговую трикотажную машину, вывязывающую полотно в виде трубы. Дешёвые чулки, производимые на таких машинах, быстро вытеснили из массовой продажи дорогие изделия ручной работы. Однако чем больше рынок заполняли изделия машинного производства, тем более ценилась ручная работа. Особо выделялись вещи, выполненные крючком, поскольку оригинальные техники сплетения нитей совершенно неподвластны машинному производству. Вязаные шедевры мастеров признаются предметами искусства и попадают в музеи.

XVIII - XIX вв. В течение этого периода более грубые, но более практичные вязаные вещи производились в сельской местности. Когда техника вязания упростилась, это позволило сельским жителям вязать изделия, главным образом чулки, которые можно было продавать. Это ремесло было отнюдь не чисто женским, участвовала вся семья - мужчины, женщины и дети. За одну неделю каждый должен был произвести хотя бы одну пару чулок, занимаясь вязанием в любую свободную минуту. Зимой, когда сельскохозяйственных работ было меньше, производство вязаных изделий увеличивалось, т. к. семьи вязали по вечерам при свете очага.



XIX в. В период колонизации англичане и другие европейские нации, распространили вязание по всему земному шару. Первые американские поселенцы основали школы, где мальчики и девочки обучались вязанию, изготавливая столь необходимые носки и рукавицы, у детей не оставалось времени на шалости. Ко времени американской Гражданской войны этот промысел был так хорошо развит, что женщины среднего класса обеих сторон направили все усилия на снабжение войск вязаными изделиями. Возможно, впервые вязание было связано с патриотизмом - женщины одевали простых солдат, а не только членов своих семей. На Юге вязание экономичным способом заменило одежду, поскольку война закрыла гавани для импорта одежды из ткани.

Англичане также распространили вязание в Индии, где некоторые районы стали знаменитыми благодаря своим чулкам из хлопка. Миссионеры пристрастили к этому ремеслу Китай и Японию, которые в наше время являются центрами вязального искусства, несмотря на отсутствие местных традиций вязания.

В конце XVIII- начале XIXв. качество пряжи улучшается и объемы ее производства возрастают. Впервые становится доступной высококачественная хлопковая пряжа, а из шерсти мериносовых овец производятся новые мягкие шерстяные пряжи. С появлением вязальных машин ручное вязание перестает быть ремеслом сельских бедняков.

В 1824 году в Голландии впервые начали записывать узоры и рисунки и издавать их в журнале "Penelope". К концу XIX века закончилась унификация знаков и символов, и были выработаны две системы обозначений: британская и американская. Достижения в печатном деле и появление книг с узорами для вязания способствовали распространению вязания среди среднего класса в свободное от работы время.

Вязание как вид промысла.

Начиная с XIX в. вязание использовалось для украшения этнической одежды, обычно имитируя дорогие и редкие ткани. Богатые крестьяне Старого и Нового Света развивали собственные традиции вязания. Наиболее известные виды традиционного вязания (большей частью с Британских островов), такие как жаккардовое вязание, аранское вязание, скандинавские узоры, появились не ранее XIX в.

Вязание — это не только одно из наиболее широко распространенное хобби, это еще и исторически сформировавшиеся художественные промыслы.

В Белоруссии вязание как промысел развивался только с целью вязания дополнений к национальному костюму: с давних времен крестьяне вязали чулки, носки и варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными, иногда использовалось сочетание отбеленной и неотбеленной шерсти, в некоторых регионах изделия украшались народным орнаментом.

Традиционным видом декора постельного, столового, нательного белья и верхней одежды (фартуки, сорочки) было филейное вязание крючком. Вязали кружевные прошвы и зубчатую кайу из отбеленного льна тонким крючком.


Разнообразны промыслы ручного вязания в России

Особенно широко узорное вязание было распространено на северо-востоке европейской части России (Архангельская обл., территория Коми)

В Арзамасе Нижегородской губернии с конца 19-в начале 20 века стало распространяться вязание сапожек, украшенных цветочными мотивами.

В Республике Коми вяжут узорные чулки и рукавицы, которые носят мужчины и женщины в комплекте с различными видами национального костюма. В основе вязания лежит чулочная вязка, узор образуется за счет смены цветных нитей. Используется множество геометрических мотивов: ромбы, крестообразные и S-образные фигуры, зигзагообразные линии. Особенно нарядными были свадебные чулки.

У ряда финно-угорских народов были известны наколенники. Наиболее интересен эти виды изделий у мордовского народа. Вязались наколенники из белой и коричневой натуральной шерсти. Особенности узора — в непрерывном чередовании мелких орнаментированных полос, в результате чего создается впечатление мерцающего шашечного рисунка.

Разнообразием и богатством отличаются дагестанские носки — джурабы. Орнамент строится из тех же геометрических и растительных мотивов, которые встречаются и в ковровом искусстве. Вводится контурная обводка фигур другим цветом. Чаще всего — чередование узорных и гладких полос. В джурабах нет пестроты цвета, поскольку всегда есть один ведущий цвет, который объединяет яркие дополнительные оттенки.


Повсеместное распространение получило вязание «ажурных платков. Этот вид искусства характерен для предгорных районов Северного Кавказа., где из овечьей шерсти (серебрянки) вяжут различные по узору платки, шарфы, косынки, палантины. Такие же изделия выполняются в Калмыкии, Башкирии, Пензенской области.

Наиболее высокого художественного и технического уровня это искусство достигло в Оренбургской области. Уникальным является русское ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в 18 веке. Там изготавливают платки двух видов: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные из белого. Из белого пуха вывязывают тончайшие узорные платки — паутинки, равных которому по красоте и изяществу нет во всем мире. Оренбургские платки, даже самые большие (1,5 х1,5 м.) свободно проходят в обручальное кольцо.



Орнамент и узоры очень разнообразны, никогда не встречаются два одинаковых решения. Каждый платок оригинален по общей композиции узора, по трактовке отдельных мотивов, по рисунку узорной каймы. Из серого пуха — из-за толщины нити узор становится более упрощенным. На комбинате, где выпускаются такие платки, центральная часть выполняют машинным способом, а края — вручную.

Общая характеристика вязания как вида декоративно-прикладного творчества.

Элементарной единицей, кирпичиком вязаного изделия является петля, образуемая из нити с помощью спиц или крючка

Вязание – процесс превращения непрерывной нити в петли, которые соединяясь между собой по горизонтали (в ряды) и вертикали (столбики) образуют сплошное полотно.

Вязание — процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание).

Чередуя в определенном порядке разные по виду петли, получают нужный узор. Уменьшая или увеличивая в процессе вязания число петель в ряду, обеспечивают конструктивные параметры полотна – размеры и конфигурацию деталей.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА:Вязание спицами как вид декоративно-прикладного искусства. Инструменты и материалы.

ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомить учащихся с ассортиментом изделий, вязанных спицами, с инструментами и материалами для вязания, с правилами безопасной работы и санитарно-гигиеническими требованиями;

научить подбирать спицы и нитки для вязания, набирать петли;

развивать внимание, воспитанность, активность;

воспитывать сознательное выполнение правил безопасной работы, художественный вкус, интерес к этому виду рукоделия.

Основные понятия: декоративные изделия, пряжа, спицы.

Межпредметные связи : история, литература, русский язык,

Тип урока: усвоения новых знаний и навыков.

I . Организационный момент (2 мин)

Приветствие, пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы. Проверка присутствующих.

Эпиграф (заранее записан на доске):

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы создать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.

Д. Гельвеций

II .Актуализация опорных знаний и умений учащихся ( 5мин)

- Чтобы узнать тему урока, прочтите анаграмму: Я Н А З В Е И (вязание) . Это первое слово темы. (Слайд 1)

hello_html_7ea2b466.jpg

- Чтобы узнать второе слово, поработайте с карточками (на карточках слова КРЮЧОК, СПИЦЫ). Расскажи все о предмете, не называя его, так, чтоб все поняли, что это за предмет.

(Дети могут привести следующие определения: инструмент для вязания, состоящий из двух палочек, соединенных между собой леской - круговые спицы, инструмент для вязания, похожий на спицу, один конец которой загнут - крючок).

Итак, вы знаете, что существует два основных инструмента для вязания: крючок и спицы.

Тема урока: ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ. Запишите тему в тетради. На этом уроке мы должны:

1. Кратко ознакомиться с историей вязания, ассортиментом изделий, выполненных в технике вязания на спицах;
2. Ознакомиться с инструментами и пряжей;
3. Научиться подбирать спицы и нитки для вязания;
4. Научиться набирать петли;
5. Выяснить, для чего необходимо научиться вязанию на спицах.

III .Мотивация учебной деятельности ( 3мин)

Почему же вязание – это декоративно-прикладное искусство? Какие же изделия могут быть изготовлены в этой технике?

Мебель, посуда, ткани, одежда - все это не только служит нам, но влияет на наше настроение, наш вкус. Поэтому все мы хотим украсить свой дом красивыми вещами. Одним из способов украшения вещей является вязание.

Вязание – это древнейший вид декоративно-прикладного искусства. Занавески на окна, наволочки на диванные подушки и покрывала на кровати, диваны, кресла, коврики и панно, столовое белье, салфетки, сувениры, аксессуары (сумки, перчатки, шарфы…) и, конечно же, одежда.Головные уборы, обувь, зимняя и летняя, поясная и плечевая одежда (свитера, платья, жакеты, жилеты). (Слайд 2-8)

IV . Изучение нового материала ( 35мин)

1. Вязание спицами. (сопровождается демонстрацией изделий, иллюстраций)

Мозговой штурм

Учитель: Ребята, давайте с вами выясним, а что называют вязанием?

Вязание — это способ изготовления полотна или отдельного изделия путем сгибания нитей в петли, которые переплетаются между собой. (Слайд 9)

Вязание — один из самых старинных видов декоративно-приклад ного искусства, существующий более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.

В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную.

В V в. вязание процветает на Востоке и примерно в IX в. попадает в Европу.

Особое распространение искусство вязания получило в средние века в Англии и Шотландии в связи с развитием овцеводства в этих странах.

В XIII в. ручное вязание стало весьма доходным ремеслом в странах Западной Европы, но наибольшего расцвета оно достигло к концу XVI в.

В 1859 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте. Ей показалось, что чулки, связанные на этой машине толще, чем сшитые из шелка. Королева посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую. В наши дни ручное вязание по-прежнему остается модным и попу лярным занятием.

hello_html_mfb7732b.jpg

б) Скажите, кто это…

Человек, который вяжет (вязальщица)

Посмотрите, перед вами 2 картинки. Кто на них изображен? Правильно, бабушка-вязальщица, посмотрите внимательно на эти картинки и найдите отличия. (Слайд 14)

Учитель: Рукодельницы наши, расскажите о своих работах.

(Выступление учащихся) Физкультминутка под частушки

1-я ученица: Вяжем мы в родной нам школе
Вещи нужные везде
Платья, кофты и подушки,
Разукрашенные все.

2-я ученица: И прихватки, и салфетки,
И чехлы на стулья,
Прославляя родной край,
Крымское раздолье.

hello_html_m53e8b2cc.jpg

3-я ученица: Есть “лужайка” у меня,
То моя салфетка,
Ох, и нравится она
Маленьким всем деткам.

4-я ученица: Постараемся еще
Сделать вещи сами,
Постараемся творить
Нашими руками.

3. Инструменты для вязания

(Слайд 15-16)

а) Виды спиц

Спицы – это основной инструмент вязальщицы. Можно сказать, это продолжение ее рук. За несколько веков спицы не претерпели больших изменений во внешнем виде, но материалы для их изготовления стали намного разнообразнее.

Учитель демонстрирует спицы, изготовленные из различных мате риалов, обращая внимание на их недостатки и преимущества. (Слайд17-21)

В ходе рассказа ученицы заполняют таблицу в тетради.

Сравнительная характеристика спиц для вязания

Материал, из которого изготовлены спицы

Преимущества

Не пачкают пряжу;

вязание легко скользит;

Пачкают светлую пряжу; легко деформируются

Учитель рассказывает об использовании спиц разной формы, де монстрируя спицы и образцы изделий.

Приспособления для вязания

Учитель демонстрирует приспособления, используемые в вязании, рассказывает об их назначении и правилах пользования. (Слайд 22)

Приспособление для перематывания пряжи в клубки. Получается клубок с двумя концами нитки

Спицы различают по номерам (толщине) от № 1 до № 10. Номер спицы — это ее диаметр в миллиметрах. (Слайд 23)

Определить номер спицы (если он не указан на самих спицах) мож но, приложив ее к линейке или измерив диаметр сделанного спицей отверстия в бумаге. (Учитель демонстрирует описанные приемы).

4 . Материалы для вязания (Слайд 24-30 )

hello_html_2e1ef061.jpg

hello_html_m398e66f9.jpg
hello_html_56668417.jpg

Материалом для вязания в основном служит пряжа: шерстяная, полушерстяная (с акриловым волокном и т. д.) и синтетическая, реже — хлопчатобумажная, шелковая. Ассортимент пряжи значи тельно расширяется при добавлении фасонной пряжи, люрекса, ме таллизированных нитей, присоединении ниток нескольких цветов (меланж) и т. д.

Кроме того, для вязания можно использовать пряжу из отслужив ших, изношенных изделий. Особенно это удобно для тренировочных занятий и вывязывания первых образцов.

Далее учитель рассказывает о повторном использовании пряжи. Эта пряжа должна пройти предварительную подготовку (стирку, суш ку, перематывание).

5. Подбор спиц и пряжи для вязания (с практическим закрепле нием).

А теперь давайте определим последовательность подбора инструментов и материалов.

ИЗДЕЛИЕ --- УЗОР --- ПРЯЖА ----- СПИЦЫ

Учитель знакомит учащихся:

а) с общими требованиями к спицам для вязания: спицы должны быть хорошо отполированными (малейшие шероховатости мешают скольжению нити, затрудняют работу и портят пряжу) и иметь умеренно заостренные концы;

б) правила подбора спиц соответственно толщине нити: спицы должны быть в 2 раза толще нитки.

Проблемный вопрос.

Что произойдет, если спицы подобраны неправильно – толще или тоньше, чем того требует пряжа?

Обобщая ответы учащихся, учитель делает вывод: если спицы тонь ше, чем нужно, то полотно получится жестким, неэластичным, петли будут провязываться с усилием; если спицы толще, чем требуется, то полотно будет рыхлым, бесформенным.

6. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной

работы при вязании. (Слайд 32)

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что санитарно-ги гиенические требования и правила безопасной работы при вязании спицами аналогичны требованиям при вязании крючком. (Инструкция по охране труда)

Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.

И в каждом деле соблюдать законы безопасности.

Для ножниц есть закон простой:
Ты для начала их закрой.
И лезвиями от себя
Всегда клади, себя щадя.
Подруге захочешь ты их передать,
Колечки вперед не забудь ей подать.

Мини-практикум. Подбор спиц для вязания.

В ходе работы учащиеся используют заранее подготовленные спи цы и пряжу.

Последовательность выполнения.

Сложить нить вдвое, слегка скрутить ее.

Сравнить толщину нити и диаметр подготовленных спиц (тол щина нити и диаметр спицы должны быть одинаковыми),

2. Тема урока: ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Задачи урока:
Узнать:
Что такое вязание крючком.
Историю вязания крючком.
Какие нужны инструменты и материалы для
работы.
Как организовать рабочие место.
Какие правила санитарии и безопасности нужно
соблюдать;
Научиться: правильным приёмам вязания
крючком.

Презренье тем
ничтожным людям,
Что необдуманно творят.
В том человеке
украшенье
И честь, живущая века,
Что сердцем чует он
значенье
Того, что делает рука.
Шиллер Ф.

6. Вязание- это процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка

7. История вязания

8. История вязания

• Точно не известно , где
впервые зародилось
вязание крючком.
Существуют различные
версии насколько
старым является
искусство вязания
крючком и откуда оно
берет свое начало.
Возможно вязание
крючком зародилось в
Аравии,
распространилось на
восток до Тибета и на
запад до Испании,
откуда проходили
арабские торговые
маршруты к другим
странам
средиземноморья.

10. История вязания

11. История вязания

Историки утверждают,
что ручное вязание
придумали мужчины! И
женщинам еще
пришлось побороться за
спицы и крючки. Вплоть
до 18 века в Европе
существовали гильдии
вязальщиков, членами
которых были только
мужчины.

13. История вязания

14. История вязания

15. История вязания

• Вязаные изделия того
времени восхищают
красотой и изяществом,
поражают мастерством.
Взяв за пример дорогое
брюссельское кружево,
которое им было не по
карману, бедные
неграмотные
ирландские крестьянки
довели искусство
кружева до уровня
шедевра. Это
ирландское кружево и
по сей день очень
дорого ценится.

17. История вязания

18. История вязания

Усиленно развиваться вязание крючком
начало в Европе в начале 19 века,
получив
мощный
импульс
от
Мадмуазель Рейго де ла Бранкардьери
(Mlle.Riego de la Branchardiere),которая
издавала журнал со схемами вязания.

В Европе мастерством вязания
славились испанцы, шотландцы
и французы.
Национальному головному убору
шотландцев - вязаному берету
уже несколько веков.

В 1589 году был
изобретён первый
вязальный станок . И
казалось, что машинное
вязание вытеснит ручное.
Однако это не так. И
сейчас особенно ценятся
вещи, связанные своими
руками. Особенно
вязаные крючком, так как
вязаное полотно на
спицах похоже на
машинное, а в вязании
крючком очевидна
уникальность и
единичность изделия.

22. История вязания

23. История вязания

24. История вязания

25. История вязания

26. Русское узорчатое вязание


В России вязание крючком
получило распространение с
конца прошлого столетия и
заниматься им стали женщины.
С конца 19 начала 20 вв. в
России стало распространяться
вязание сапожек, украшенных
цветочными орнаментами, в
которых проявляется богатая
творческая фантазия русского
народа.
В России с давних времен
крестьянки вязали чулки, носки,
варежки из овечьей шерсти.
Обычно эти изделия были
одноцветными, но в некоторых
северных губерниях, а также в
Рязанской, Пензенской,
Тульской -праздничные вязаные
изделия украшались нарядными
орнаментами, узорами, которые
имели народные названия.

28. Русское узорчатое вязание.


Мастерство давало человеку
достоинство и приносило
уважение окружающих. Народ
смеялся над теми мужчинами,
которые не умели плотничать,
так же, как и над женщинами,
которые плохо пряли, не умели
ни ткать, ни вышивать, ни
плести кружева
По древнему поверью клады
легче даются чистым рукам.
Секрет мастерства – это
своеобразный клад. Доступный
честному, трудолюбивому и
бескорыстному работнику.

31. История вязания

32. История вязания

С наступлением 21 века вязание
выходит за пределы домов и квартир
в связи с появлением нового
интересного направления уличного
граффити – вязаное граффити. Люди,
которые называют себя
бомбардировщиками пряжей,
занимаются новым видом уличного
искусства. Все это им заменяют вязаные
полотна ярких цветов. Считается, что
это направление появилось в США, где
группа вязальщиц искала применение
остаткам неиспользованной пряжи. С тех
пор этот тип граффити распространился
по всему миру. Мастера этого
необычного вида искусства обвязывают
фонари, деревья, поручни, пожарные
гидранты, памятники архитектуры и др.

Читайте также: