Сообщение на тему возрождение национальной культуры

Обновлено: 04.07.2024

Национальное сознание русского народа неразрывно связано с духовным опытом прошлых поколений. Наши предки и до принятия христианства жили не в состоянии дикости. Семя православия упало в подготовленную почву. В культуре древних племён на Руси всегда присутствовало высокое художественное начало.
Русское Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса, в котором и произошёл тот трагический разлом между верой и разумом, духом и плотью, оставивший после себя на века чувство такой безысходности и отчаяния.
До чего же безобразна картина нравственного и культурного падения современного общества. Страшно и больно, что сегодня есть люди, которые всеми силами пытаются лишить нас этого высокого источника — русской культуры.
Высочайший смысл культуры — богопознание, познание человеком мира вокруг и внутри себя — гимн Творцу всего сущего, который даровал людям две священние книги — Святое Писание и Книгу Природы, изучая которую человеческий ум поднимается к пониманию того, что за всей этой красотой и гармонией, целесообразностью и согласованностью обязательно должен быть кто-то, кто мир этот создал.
Для нашей духовной культуры всегда было глубоко чуждо противостояние веры и науки, противопоставление веры и культуры. И сегодня русской культуре, чтобы выжить и сохранить свой высокий дар, продолжать быть неотъемлемой частью общечеловеческого достояния, необходимо возвращение к своим духовным корням.
Спасение русской культуры в ней самой.
Мы призваны принять это великое наследие, не утратить своего культурного приоритета, не дать захлестнуть себя стихиям этого безумного мира. В своей духовной пустоте, антикультурном пространстве мы не в силах будем, не сможем противостоять перед пропагандистским натиском и чуждой нам духовной экспансией. А нам родном своём духовном поприще национальной традиции нам нет и не было равных.
Каждый народ имеет своё особое предназначение — особый дар, свой исторический путь.
Русская культура — сокровище, неотъемлемое достояние России. Это ясно и навсегда должны понять и почувствовать вся наша творческая интеллигенция, научная и вся российская элита. Только осознанное единение людей созидающих культуру способно преодолеть духовный кризис нашего общества.
Россия и Запад. Россия и Восток.
Россия - особая страна, она соединяет и примеряет в себе и Восток и Запад.
Возрождение русской культуры сегодня, с её отзывчивостью, с её сочувствием ко всему униженному и оскорблённому, с её бережным отношением даже к самым малым народам и их культурному наследию, жизненно необходимо для всего мира.
Только русская культура сохранившая свою национальную духовность явит спасительный свет всему миру, потерявшему во мраке бездуховности свой путь.

"Высочайший смысл культуры — богопознание, познание человеком мира вокруг и внутри себя — гимн Творцу всего сущего, который даровал людям две священние книги — Святое Писание и Книгу Природы, изучая которую человеческий ум поднимается к пониманию того, что за всей этой красотой и гармонией, целесообразностью и согласованностью обязательно должен быть кто-то, кто мир этот создал".

Мне кажется, неотъемлемой часть всякой культуры, в т.ч. русской, является наследие, порожденное противоположным мировоззрением, нерелигиозным, атеистическим.

И еще такой момент. Конечно, без опоры на наследие культура существовать и развиваться не может. Но развитие культуры не мыслимо без живой и непосредственной связи с современностью, без открытости, без восприятия вызовов времени. Хотим мы того или нет, те направления культурной жизни, которые ориентированы только на прошлое, тем более, на идею исключительности ("Только русская культура сохранившая свою национальную духовность явит спасительный свет всему миру, потерявшему во мраке бездуховности свой путь") обречены на стагнацию.

Ибо не имеют будущего.

Спасибо, Игорь! Человек изначально религиозен - сам придумывает себе Бога по образу и подобию своему - и атеизм тоже религия, где человек верит, что Бога не существует. Человек познаёт мир и через Бога, у Бога много имён - одни люди поклоняются Христу, Магомету, Буде. другие свято верят в одну науку. а третьи ни во что не верят, им всё параллельно - и это их примитивная "религия".
"Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.
Если соберём все определения культуры, мы найдём синтез действительного блага, очаг просвещения и созидания" (Рерих)
"Прошлое - окно в будущее" (Рерих)

Что такое современность, открытость, вызов времени. - толерантность ко всему и вся.
Толерантность медицинский термин. Полная толерантность - смерть.

Русская культура - многонациональная культура Русского Мира - Русская цивилизация. Русский - это не национальность, а вернее будет сказать: Русский - это больше чем национальность. Россия есть Собор - это не исключительность, это историческое предопределение.

Так что выстроить мировоззрение возможно и без веры в Бога. После чего созданный таким образом нравственный и культурный каркас находит, вернее, должен находить, опору в социальной среде и общественной жизни.

С пожеланиями успехов в творчестве и поисках — Игорь Абросимов.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитательным традициям и обычаям. В большинстве национальных школ активно внедряются лучшие традиции народной педагогики, возрождаются незаслуженно забытые прогрессивные обычаи, обряды, и ритуалы прошлого.

Такое отношение к народным традициям не случайно. Жизнь доказала, что они активно воздействуют на все стороны духовной сферы личности че-

ловека. Знание и использование традиций национальной культуры особенно важно в условиях многонациональной республики, какой является наш Татарстан.

При изучении народных традиций, обычаев ребенок может сравнивать культуру, историю других народов, у него воспитывается терпимость к непохожим друг на друга традициям, появляется возможность увидеть постоянство и естественность этих разнообразий, что помогает заботливо относиться к общечеловеческим ценностям, к окружающим людям, природе.

Народные традиции, обычаи, устное народное творчество как исторический памятник и как конденсатор духовного опыта народа были и будут нравственной опорой человека, каждого поколения, каждой этнической общности. В центре её – многогранные человеческие взаимоотношения, обеспечивающие нравственное развитие личности. Учить людей человечности, заботливости, доброте – главные задачи.

Каждый народ создает свою систему воспитания. Если хотим глубоко знать национальный характер, мы обязаны узнать национальную систему воспитания и историческое развитие образования народа.

А история развития образования в Татарстане имеет глубокие корни и свои особенности. Зачатки просвещения и грамотности у татар Поволжья уходит в глубь веков и связаны с историей Булгарского государства и связаны с историей Булгарского государства и Казанского ханства.

Дети читают, пересказывают, рисуют сказки и с удивлением узнают, что многие качества характера героев вполне отвечают современным требованиям жизни. Это и уважительное отношение к старшему поколению, и помощь младшим, и человечность, доброта, заботливое отношение к родителям.

В литературных объединениях, когда дети знакомятся с лироэпическими жанрами как бает и монажат, они с интересом записывают множаты у бабушек, и собирают вышедшие на газетных страницах баеты.

В драматических объединениях, когда проходим этюды, начинаем ставить шутки – смешные, очень короткие сюжетные произведения. Особый интерес у детей вызывают переработанные в оригинальные народные легенды шутки Ходжи Насреддина. Многие из них отражают нравственные нормы и правила вежливости. И играя эти шутки, учащиеся сами хотят придумать из своей жизни подобные сюжеты. И в данной ситуации они проявляются в роли субъекта самовоспитания.

Завершая свое выступление, хочется сказать, что очень много уделяется внимания нашими педагогами для изучения татарских песен, изучению татарских народных праздников и традиций. И это очень важно, чтобы учащиеся к рубежу юности, зрелости подошли с определенным багажом духовных и нравственных ценностей: уважали моральные устои, были добрыми, заботливыми, способными принять на себя ответственность за судьбу окружающих людей и отечества.

А все свои знания и умения мы – педагоги передаем через татарский язык – один из самых богатых языков мира. Он может передать любые оттенки мысли, надо лишь внимательно относиться к нему как к единому средству выражения мыслей и чувств, открывающему двери в мир познания, искусства, общения. Он служит главнейшим орудием культуры, духовного развития нации, её творчества, национального самосознания. Вот почему очень важно, чтобы родной язык стал действительно родным для каждого ребенка.

Возрождение национальной культуры

В последние годы, особенно в последние 10 лет, все больше возрастает интерес к ценностям и традициям национальной культуры, а именно к её

воспитательным традициям и обычаям. В большинстве национальных школ активно внедряются лучшие традиции народной педагогики, возрождаются незаслуженно забытые прогрессивные обычаи, обряды, и ритуалы прошлого.

Такое отношение к народным традициям не случайно. Жизнь доказала, что они активно воздействуют на все стороны духовной сферы личности че-

ловека. Знание и использование традиций национальной культуры особенно важно в условиях многонациональной республики, какой является наш Татарстан.

При изучении народных традиций, обычаев ребенок может сравнивать культуру, историю других народов, у него воспитывается терпимость к непохожим друг на друга традициям, появляется возможность увидеть постоянство и естественность этих разнообразий, что помогает заботливо относиться к общечеловеческим ценностям, к окружающим людям, природе.

Народные традиции, обычаи, устное народное творчество как исторический памятник и как конденсатор духовного опыта народа были и будут нравственной опорой человека, каждого поколения, каждой этнической общности. В центре её – многогранные человеческие взаимоотношения, обеспечивающие нравственное развитие личности. Учить людей человечности, заботливости, доброте – главные задачи .

Каждый народ создает свою систему воспитания. Если хотим глубоко знать национальный характер, мы обязаны узнать национальную систему воспитания и историческое развитие образования народа.

А история развития образования в Татарстане имеет глубокие корни и свои особенности. Зачатки просвещения и грамотности у татар Поволжья уходит в глубь веков и связаны с историей Булгарского государства и связаны с историей Булгарского государства и Казанского ханства.

Дети читают, пересказывают, рисуют сказки и с удивлением узнают, что многие качества характера героев вполне отвечают современным требованиям жизни. Это и уважительное отношение к старшему поколению, и помощь младшим, и человечность, доброта, заботливое отношение к родителям.

В литературных объединениях, когда дети знакомятся с лироэпическими жанрами как бает и монажат, они с интересом записывают множаты у бабушек, и собирают вышедшие на газетных страницах баеты.

В драматических объединениях, когда проходим этюды, начинаем ставить шутки – смешные, очень короткие сюжетные произведения. Особый интерес у детей вызывают переработанные в оригинальные народные легенды шутки Ходжи Насреддина. Многие из них отражают нравственные нормы и правила вежливости. И играя эти шутки, учащиеся сами хотят придумать из своей жизни подобные сюжеты. И в данной ситуации они проявляются в роли субъекта самовоспитания.

Завершая свое выступление, хочется сказать, что очень много уделяется внимания нашими педагогами для изучения татарских песен, изучению татарских народных праздников и традиций. И это очень важно, чтобы учащиеся к рубежу юности, зрелости подошли с определенным багажом духовных и нравственных ценностей: уважали моральные устои, были добрыми, заботливыми, способными принять на себя ответственность за судьбу окружающих людей и отечества.

А все свои знания и умения мы – педагоги передаем через татарский язык – один из самых богатых языков мира. Он может передать любые оттенки мысли, надо лишь внимательно относиться к нему как к единому средству выражения мыслей и чувств, открывающему двери в мир познания, искусства, общения. Он служит главнейшим орудием культуры, духовного развития нации, её творчества, национального самосознания. Вот почему очень важно, чтобы родной язык стал действительно родным для каждого ребенка.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Возрождение или Ренессанс (Ринашименто), – одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV по первое десятилетие XVII в. Это эпоха крупных перемен в истории народов Европы. Она характеризуется:

- формированием новых сословий: буржуазия и наемные работники;

- созданием крупных национальных государств и формированием наций.

- эпоха великих географических открытий, когда расширялись границы мира. Изменялся духовный облик человека, человек приобретал черты, помогающие ему освоиться в новом мире. Изобретение книгопечатания помогло духовной революции. Происходит развитие науки и техники.

Эта эпоха делится на четыре периода:

1. Проторенессанс (вторая половина ХШ-XIV в.) - носит переходный характер от культуры средневековья к Возрождению, когда последняя вызревает в рамках первой.

2. Раннее Возрождение (ранний Ренессанс) - XV в. - представляет культуру эпохи Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями.

3. Высокое Возрождение - 70-е гг. XV в. - 1530 г. – наивысший расцвет культуры Возрождения.

4. Позднее Возрождение (1530-1590 гг.) - спад в развитии культуры Италии, связанный прежде всего с потерей независимости, с войнами, прокатившимися по ее территории и с усилением власти церкви (конец XV-XVII в. - северное Возрождение – культура европейских стран севернее Италии).

Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а именно обращение) Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни). В Ренессансе гуманизм проявился в мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия уже не Бога, а человека. Своеобразным проявлением гуманизма явилось утверждение примата разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты умозрительные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-научное познание.

Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно. Наиболее существенным было то, что религия отделялась от науки, политики и морали. Начиналась эпоха становления опытных наук, признавалась их роль как дающих истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся мыслителей – это Николай Кузанский, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и др.

Две тенденции в культуре Возрождения определили ее противоречивость - это:

- сочетание с культурными ценностями христианской (католической) традиции.

С одной стороны, эпоха Возрождения может быть смело охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой - как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования.. Русский философ Н. Бердяев считал эту эпоху временем столкновения античных и христианских начал, что послужило причиной глубокого раздвоения человека.

Наиболее ярко черты Возрождения проявились в Италии. Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность была доступна небольшому слою, относящемуся к высшему обществу, приобрела аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, которое сказалось значительно позднее.

Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже – в Риме. Не столь интенсивно, как Флоренция, пережили эту эпоху Милан, Неаполь и Венеция.

Эстетическая теория Возрождення продиктовала характерные черты искусства этого периода:

- светский характер и содержание.

- познавательная направленность искусства.

- рациональность искусства Возрождения.

- общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни.

- происходит освобождение человеческого разума как способности постигать высшие истины бытия от оков догматизма и всякого рода ограничений.

Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становятся ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело.

Следующий этап в ренессансной культуре – позднее Возрождение, которое, как принято считать продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII в.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Основные жанры: пейзаж, портрет, бытовая картина. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590)– автор остросатирических работ.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории. Однако идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили своей значимости и привлекательности и в XVII в. В русле присущих ей идеалов создавали свои дивные произведения два великих представителя некогда единой художественной школы Нидерландов – Питер Пауль Рубенс (1577-1640), представлявший искусство Фландрии, и Рембрандт ван Рейн (1606-1669), главный живописец голландской школы.

Значение культуры Возрождения заключается в следующем:

- возрождение открыло миру индивидуальность человека и показало путь к личностному росту. До этого времени отдельного человека воспринимали как биологическую особь. И только в эпоху Ренессанса человек предстает в его неповторимости и способности к творческой деятельности, что является одной из основных черт Возрождения – гуманизмом.

- гуманизм Возрождения рождает стремление к бунту. Для этого периода культуры характерен разрыв со старым миром и утверждение новых форм. Стремление к бунту не выливается в разрыв с религией и церковью, но создает светскую культуру.

Читайте также: